Безопасным уровнем внешнего долга страны по нормам европейского союза считается от ввп ответ

Ликбез. Государственный долг в странах ЕС и как он работает

Одной из основных статей бюджетных расходов стран Европейского союза являются расходы по обслуживанию государственного долга. В 2010 году проблема госдолга Греции стала настоящей проверкой на прочность как зоны евро, так и всего ЕС. На фоне кризиса даже звучали прогнозы о выходе Греции из зоны евро и крахе евро как валюты. Однако ЕС в очередной раз доказал свою гибкость и через 8 лет — 20 августа 2018 завершилась антикризисная программа кредитования Греции. Спасение греческой экономики стоило около 400 млрд.евро, привело к введению мер жесткой экономии и обострению социальных проблем в стране. Но как устроена система государственного долга в других европейских странах и на что влияют параметры этого экономического феномена? Разбирались в нашей традиционной рубрике «Ликбез»

ЧТО ТАКОЕ ГОСДОЛГ?

Госдолг — это сумма, которая позволяет правительству, не дожидаясь появления собственных средств, покрывать стоимость бюджетных услуг, например, оказывать бесплатную медицинскую помощь, ремонтировать дороги или же выполнять иные социальные обязательства. Иными словами, госдолг — это разница между тем, сколько правительство потратило средств за год, и сколько денег у него на самом деле было в распоряжении.

Госдолг формируется за счет внутренних и внешних заимствований. Государство может выпускать специальные долговые бумаги, которые потом выкупаются ее гражданами, другими странами, бизнесом или финансовыми организациями. Правительство в ответ выплачивает проценты по этим облигациям, а самими деньгами может пользоваться на свое усмотрение. Отличие между внутренними и внешними заимствованиями в управлении — внутренняя задолженность в менеджменте значительно проще для страны, к примеру, проведя доп.эмиссию национальной валюты или же используя финансовый инструмент. В случае с внешним долгом все сложнее, так как условия его погашения прозрачны, а невозможность выплаты процентов приводит к тяжелым последствиям для страны.

Читайте также:  Перед какими странами пишется артикль the

На национальном уровне регулирование внешней задолженности осуществляется различными национальными институтами: министерством финансов, центральным банком, а также специализированными организациями (так называемыми «агентствами по управлению долгом»). Для оценки внешнедолговой устойчивости страны используются различные коэффициенты. Наиболее распространенным показателем является соотношение величины совокупного внешнего долга и ВВП. Данный показатель, по мнению МВФ, отражает степень рисков непогашения внешней задолженности различными странами мира. Если соотношение «внешний долг/ ВВП» превышает 50 %, считается, что данная страна может столкнуться с серьезными проблемами при погашении внешнего долга.

За последние двадцать лет объем международного долгового рынка увеличился на порядок, а совокупный объем внешнего долга в мировом масштабе, включающий как рыночные, так и нерыночные заимствования, согласно данным Всемирного банка, достиг в начале 2018 г. уже более 100 % мирового ВВП.

ЧТО ОСОБЕННОГО В УПРАВЛЕНИИ ГОСДОЛГОМ В ЕС?

Главная особенность системы госдолга в ЕС — госдолга Союза не существует, но у каждой страны есть свой собственный. При этом 19 из 28 стран-членов ЕС входят в зону евро, использую его в качестве расчетной валюты и составляют Еврогруппу. Подобная структура стала необходимой из-за того, что страны имея общую валюту, не выстраивают общую фискальную политику, которая все еще остается в ведении национальных государств. Поэтому необходимы постоянные консультации, которые и проводит Еврогруппа каждый месяц.

Подобная ситуация и в финансовой сфере. В ЕС действует Европейская система центральных банков (ESCB) задача которой формировать общую финансовую стратегию ЕС. Страны еврозоны при этом входят в сферу подчинения специальному финансовому институту — Европейскому центральному банку, который вырабатывает финансовую стратегию евро. При этом у каждой страны ЕС все равно есть собственный Центральный банк, который автономен в своих действиях.

Таким образом, финансовая система ЕС состоит из трех элементов:

  1. ЦБ каждой страны вне зоны евро,
  2. ЦБ каждой страны еврозоны
  3. Европейского ЦБ

Фискальная система стран ЕС. Источник

Сама же европейская валюта регулируется обязанностями стран-членов соблюдать строгую бюджетную дисциплину, финансовое указания ЕЦБ, а также разумно управлять госдолгом.

ЧТО ДАЛО ВВЕДЕНИЕ ЕВРО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСДОЛГОМ?

Введение евро в 1992-2002 годах позволило всем странам еврозоны разделить финансовые риски и получить чрезвычайно высокие кредитные рейтинги, что прямо отразилось на стоимости их заемных средств.

По классификации рейтингового агентства Standard & Poor’s, рейтинг Греции определялся как «A», Португалии — «АА-», а у Ирландии и Испании он был наивысшим — «ААА». И-за столь высоких рейтингов стоимость внешних заимствований для этих стран мгновенно снизилась в несколько раз по сравнению с действовавшим уровнем национальных процентных ставок накануне их вступления в еврозону. В ноябре 2007 г. Процентная ставка по государственным долгосрочным облигациям Греции лишь на 0,34 % превышала соответствующий уровень Германии — государства ЕС с наивысшим уровнем платежеспособности.

Долгосрочные процентные ставки (доходность вторичного рынка государственных облигаций со сроками погашения до 10 лет) всех стран еврозоны. Источник

Кроме того, несмотря на звучавшие прогнозы экономистов после введения евро асимметрия экономического развития в ЕС между самыми развитыми и отстающими странами только усилилась.

ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЕЛ ДОЛГОВОЙ КРИЗИС И ПОЧЕМУ БОЛЬШЕ ВСЕХ ПОСТРАДАЛА ГРЕЦИЯ?

Основные факторы долгового кризиса в странах Евросоюза были заложены еще в Договоре о создании Европейского экономического и валютного союза, подписанном в Маастрихте в 1992 году. В соответствии с маастрихтскими критериями порог допустимого уровня государственного долга (включая внешний и внутренний) был установлен на отметке 60 % ВВП. На момент принятия решения о будущих членах Европейского экономического и валютного союза этот критерий был нарушен в 11 государствах. За период с 2009 по 2014 г. общий размер государственного долга стран зоны евро вырос с 70 до 92 % ВВП. При этом, по данным Европейской комиссии, в проблемных странах зоны евро объем госдолга в 2014 г. в 2–3 раза превысил установленный Маастрихтским соглашением лимит в 60 % ВВП, обеспечивающий финансовую устойчивость: в Греции — 177,1 % ВВП, в Португалии — 130,2 и в Италии — 132,1 % ВВП.

Растущая долговая нагрузка в совокупности привела к масштабному долговому кризису еврозоны.

Особенно критическая ситуация наблюдалась в Греции, которая летом 2015 г. оказалась на грани суверенного дефолта по внешним обязательствам перед ЕЦБ и МВФ. Как выяснилось впоследствии, показатели реальных доходов бюджета подтасовывались, страна не справлялась с требования ЕС. Бюджет многие годы был дефицитным, доходная часть не исполнялась. Для покрытия дефицита Греция была вынуждена постоянно принимать новые долговые обязательства, что вело к росту закредитованности страны. Нерегулярное обслуживание госдолга привело к падению кредитного рейтинга страны, и она потеряла доступ к дешёвым финансам на рынке. Так как к тому времени у страны уже не было собственной валюты, она не могла допечатывать деньги, чтобы справиться с проблемами хотя бы через запуск инфляционных механизмов.

Все это привело страну на грань дефолта в 2010 и затем в 2015 году.

КАК СПАСАЛИ ГРЕЦИЮ?

Проблема с Грецией осложнялась и положением Договора о Евросоюзе, согласно которому Центральным банкам стран ЕС запрещается предоставлять любые кредиты или приобретать долговые инструменты у правительств государств-членов Евросоюза.

Поэтому все страны Евросоюза столкнулись с дилеммой. С одной стороны, нарушение договорных обязательств по внешним кредитам и займам ставило под сомнение дальнейший успех европейской интеграции, а с другой стороны, объявление дефолта любой страны с евро фактически означало дефолт еврозоны, что привело бы к катастрофическим последствиям для единой европейской валюты.

В марте 2010 г. на саммите ЕС в Брюсселе главы государств и правительств одобрили план спасения Греции от дефолта. Пакет первоначальной помощи Греции составил 110 млрд. евро. Две трети необходимой суммы страна получила в форме кредита от 15 других участников еврозоны через специально созданный механизм стабилизации и одну треть — от МВФ. Привлечение МВФ к решению проблем Греции объяснялось не только намерением переложить на этот международный институт часть расходов, но и стремлением применить стандарты и внешний надзор со стороны МВФ для принуждения Греции к жесткой бюджетной дисциплине и исполнению обязательств по сокращению бюджетного дефицита до параметров, согласованных с ЕС.

КАК РЕФОРМИРОВАЛИ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ГОСДОЛГОМ В ЕС ПОСЛЕ ГРЕЧЕСКОГО КРИЗИСА?

Греческий кризис вынудил руководство Евросоюза выступить с новыми инициативами. В 2015 г. был подготовлен так называемый «Доклад пяти председателей». Его подписали председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, председатель Европейского совета Дональд Туск, председатель Еврогруппы Йерун Дейссельблум, президент ЕЦБ Марио Драги и председатель Европарламента Мартин Шульц. Доклад содержит план консолидации валютно-финансовой сферы ЕС и фактическое переформатирование ЕС в единое политико-экономическое пространство к 2025 г.

Концепция нового консолидированного экономического и валютного союза на основе реального и глубокого сближения стран-членов базировалась на идее, что регулирование различных видов рисков, в том числе рисков суверенных дефолтов, требует создания соответствующих институциональных структур: Банковского, Налогового, Финансового союзов, Союза рынков капитала, а также Экономического и Политического союзов. Однако в 2015-2017 годах этот амбициозный план был фактически забыт из-за новых проблем ЕС: Брексита, миграционного вопроса, а также кризиса единства стран-членов Союза. Тем не менее, по прогнозу МВФ, к 2020 году еще более половины сегодняшних членов Еврозоны будут нарушать положение о не превышении 60% порога госдолга.

Государственный долг, первичное сальдо бюджета и рост реального ВВП в странах-членах ЭВС в 2014 и 2020 гг. (прогноз). Источник

КАК УСТРОЕНЫ ГОСДОЛГИ У ДРУГИХ СТРАН МИРА?

Долговое бремя несут все страны мира. Бесспорным лидером по величине внешнего долга являются США. Объем американского внешнего долга в 2015 г., по данным Всемирного банка, превысил 100 % национального ВВП и достиг 22 % мирового ВВП. В других странах-лидерах внешний долг еще больше превышал величину национального ВВП: в Германии в 1,5 раза, во Франции в 2,0 раза, в Великобритании в 3,1 раза, в Нидерландах в 4,7 раза. Если сравнивать соотношение между государственными и частными заимствованиями в структуре внешнего долга этих стран, то, к примеру, во Франции и Германии в 2015 г. удельный вес госсектора составлял около 30 %, а в США — 36,0 %.

В общем ряду стран выделяется Япония. При общем объеме государственного долга 240% ВВП более 90% долга, т.е. свыше 200% ВВП, принадлежит внутренним покупателям, что является одним из факторов устойчивости государственного долга, несмотря на столь высокий общий уровень данного показателя.

Долг ЕС, Японии и США. Источник

Устойчивый рост внешнего долга на фоне общей нестабильности последних лет в международном финансовом секторе уже стал отрицательно сказываться на кредитных рейтингах некоторых стран. К примеру, в сентябре 2016 года Moody’s понизило суверенный рейтинг Турции до «мусорного» уровня «B+», сославшись на повышение рисков, связанных с необходимостью увеличения внешних заимствований, и ослабление экономического роста и устойчивости институтов.

На этом фоне положительно выделяется Россия, общий объем внешнего долга которой на 1 января 2018 года сократился до 33% ВВП с 40% годом ранее. Однако только этих показателей для России недостаточно для

ЧТО В ИТОГЕ?

Проводя внутренние экономические преобразования, или реагируя на кризисные явления страны прибегают к внешним и внутренним источникам финансирования, увеличивая собственный госдолг. В большинстве случаев такое рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Полностью отказываться от заимствований как инструмента было бы стратегической ошибкой для многих государств. Однако, долговая нагрузка не должна быть фактором экономического торможения, как это получилось в случае с Грецией. Сама же величина долга по отношению к ВВп страны не является способом оценки его вреда для экономики, как показывает случай Японии.

Таким образом, ключевыми параметрами для формирования порога и структуры финансирования госдолга являются прозрачность финансовой системы и сбалансированная стратегия развития страны.

Редактор текста — Екатерина Пташкина

Рекомендуем также познакомиться с предыдущими материалами из рубрики «Ликбез»: о том, как функционирует санкционный механизм Евросоюза и как влияет на Россию членство в международных организациях

Источник

Что такое внешний государственный долг страны? Внешний долг стран мира в таблицах

В современном мире осталось совсем не много стран, которые не используют внешние займы.

Внешние займы способствуют укреплению финансовых ресурсов страны, снижению бюджетного дефицита и в тоже время повышают риск экономического кризиса и формируют внешний долг. Долговые обязательства формируют дополнительную налоговую нагрузку для населения на будущие годы, сдерживают развитие страны и рост экономики.

Понятие внешнего долга

Внешний государственный долг – это средства заимствованные для погашения дефицита бюджета за пределами собственной страны: у других стран, зарубежных компаний и финансовых институтов, фондов, частных банков, физических лиц-иностранцев.

Внешнее заимствование происходит путем продажи государственных ценных бумаг за пределами страны или получением денежных средств прямым способом. Величина внешнего долга складывается из обязательств перед организациями развития, органами власти других стран, банковских ссуд, кредитов поставщиков.

Получение внешних займов способствует укреплению финансовых ресурсов,
увеличению спроса на товары и услуги собственного производства, если деньги использовать на эти цели. Также внешние поступления могут направляться на погашение предыдущих займов и процентов по ним, оплату импорта, финансирование расходных статей бюджета и социальные выплаты.

Однако, долговые выплаты и погашение процентов по обслуживанию кредитов приводит к сокращению размеров ВВП в той части, которая могла быть направлена на экономическое развитие страны.

Виды внешних долгов

Различают внешний долг государственный и корпоративный, когда субъекты экономической деятельности имеют задолженность перед иностранными кредиторами. Государственный складывается из внешних обязательств органов власти и управляющих структур. Сюда входят и гарантии под займы частного капитала.

Корпоративный долг – долг частных или государственных компаний. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга. Государство не имеет обязательств по корпоративным долгам, если нет госгарантий.

Внешний долг делится на текущий и общегосударственный. В текущем учитываются суммы для выплат по долговым обязательствам текущего года. Общегосударственный объединяет все текущие долги и задолженность, которая будет погашаться в дальнейшем.

В структуре долга выделяют краткосрочные займы на срок не более 1 года, среднесрочные – на 5 лет и долгосрочные займы на срок свыше 5 лет. Именно краткосрочные кредиты наиболее обременительны для государства, что объясняется высокими процентными ставками и сжатыми сроками возврата. Подобные займы приходится консолидировать или пролонгировать, что возможно лишь при согласии кредиторов.

Интересно: Внутренний государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

Различие между госдолгом и внешним долгом

Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.

На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.

Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.

Основные кредиторы в мире

Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).

Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.

Суть проблемы внешнего долга государства

Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:

  • В счет погашения задолженности страна отдает ценные товары и сырье. Возврат кредитных средств чаще всего происходит из золотовалютных резервов.
  • Дополнительно приходится оплачивать проценты, что приводит к увеличению суммы долговых обязательств.
  • Страна или организация-кредитор требует выполнения своих условий, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика.
  • Значительный внешний долг подрывает авторитет страны и доверие к ней.

В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.

Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.

Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
Бруней 0 0
Макао 0 0
Республика Палау 0 0
Экваториальная Гвинея 174 1
Алжир 3 389 2
Иран 15 640 4
Нигерия 15 730 5
Фиджи 127 5
Гаити 428 7
Азербайджан 6 059 8,2

Показатели, характеризующие внешний долг

Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.

Показатели делятся на две группы: отражающие потоки и остатки. К основным коэффициентам платежеспособности относится:

  • баланс процентных платежей и поступлений от экспорта;
  • соотношение внешнего долга и ВВП;
  • показатель устойчивости, указывающий на потенциал погашения;
  • показатель платежеспособности и ликвидности.

Состояние экономики государства оценивается по уровню налоговых поступлений и внешнего долга, а также по объему иностранной валюты в структуре долга, что повышает уязвимость от колебаний валютного курса.

Важным индикатором является отношение общей суммы внешнего долга к экспортной выручке.

Критическим признан уровень в 200%. Если отметка выше 275%, то может рассматриваться вопрос о полном или частичном списании внешних долгов государства. Показатель указывает на безопасный порог, после которого возникают сложности с выполнением долговых обязательств. На реальную картину кредитной нагрузки влияют и условия получения займов, процентные ставки: высокие или льготные.

Интересный факт. При оценке кредитных возможностей международные организации в первую очередь обращают внимание на соотношение внешнего долга и ВВП страны. Экспертами МВФ критическим признан уровень 60%, для Всемирного банка показатель 80-100%.

Способы регулирования внешнего долга

Для обслуживания внешнего долга существует система управления и мониторинга. Она отслеживает размер задолженности, устанавливает предельную величину заимствований, занимается рационализацией структуры, работает над изменением условий кредитования, разрабатывает программу погашения и реструктуризации.

Регулирование внешнего долга направлено на решение ряда задач:

  • Оптимизация затрат на обслуживание
  • Гарантирование исполнения кредитных обязательств в полной мере
  • Контроль безопасного уровня долга

Программа сокращения государственного долга основывается на доходной части бюджета, экономических прогнозах и общем состоянии экономики в стране.

Планомерное и ответственное погашение внешнего долга возможно за счет собственных средств и рефинансирования из новых кредитов, из золотовалютных резервов, путем проведения внутреннего займа, продажи ценных бумаг и привлечения инвестиций.

Управление внешним долгом страны имеет свои особенности, ведь в случае чрезмерного увеличения задолженности возникает угроза национальной безопасности и банкротство. Основное внимание уделяется на этапе кредитования, определения целей использования и поиска механизмов погашения.

Внешние заимствования имеют три формы размещения:

  • Финансовая – самая эффективная. Основано на инвестировании в проекты развития экономики.
  • Бюджетная – самое плохое решение, когда полученными средствами покрываются бюджетные расходы, социальные выплаты и обслуживание текущего внешнего долга.
  • Комбинированная или бюджетно-финансовая.

К методам управления внешним долгом относятся операции по отсрочке выплат, пролонгации договоров, объединению займов, продлению сроков действия, реструктуризации, когда краткосрочные и дорогие кредиты заменяются долгосрочными и на более выгодных для страны условиях. Возможна и процедура аннулирования государственного долга, когда происходит политическая смена власти либо государство объявляет себя банкротом.

Оценка должников

Величину внешних заимствований экономисты оценивают по показателю отношения суммы долга к ВВП. Расчет ведется в национальной валюте государства или в долларах США. Пересчет из иностранной валюты в национальную осуществляется по рыночному курсу на день переоценки. Для объективности сумма выражается в процентах.

Так, по информации Всемирного банка самый большой внешний долг в мире у США – 14,59 трлн долларов долга (99% ВВП). В число должников-лидеров входит Великобритания – 8,98 трлн, Франция – 5,6 трлн $, Германия – 4,7 трлн $ (142% ВВП), Япония – 2,7 трлн. Суммарная задолженность стран Европейского союза всего на 0,87 трлн уступает американской. Внешние долги первой десятки стран-должников мира на 2018 год превысили 54 трлн долларов.

Списки стран мира по внешнему долгу

Внешний долг разных стран мира на 2018 год к ВВП:

Позиция Название государства Процент от ВВП
1 Япония 250.91
2 Ливан 147.62
3 Италия 131.71
4 Эритрея 127.5
5 Португалия 127.33
6 Кабо-Верде 122.25
7 Бутан 122.12
8 Ямайка 116.07
9 США 107.48
10 Барбадос 106.58
11 Бельгия 106.52
12 Гамбия 99.24
13 Ливия 98.94
14 Франция 98.84
15 Испания 98.47
16 Сингапур 97.93
17 Мальдивы 95.84
18 Кипр 95.32
19 Ирак 95.22
20 Мавритания 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи 93.77
22 Украина 92.31
23 Белиз 92.04
24 Бахрейн 92.01
25 Канада 90.56
26 Хорватия 88.99
27 Египет 88.82
28 Антигуа и Барбуда 88.08
29 Великобритания 87.92
30 Сент-Люсия 87.87
31 Иордания 87.45
32 Ирландия 84.6
33 Австрия 83.85
34 Мозамбик 82.02
35 Словения 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины 81.73
37 Доминика 81.28
38 Бразилия 80.49
39 Гренада 78.26
40 Сербия 77.94
41 Черногория 76.99
42 Шри-Ланка 74.83
43 Венгрия 74.46
44 Киргизия 73.52
45 Гана 72.21
46 Тринидад и Тобаго 69.4
47 Республика Конго 68.99
48 Беларусь 68.89
49 Ангола 68.65
50 Албания 67.77
51 Израиль 67.69
52 Багамские Острова 67.56
53 Малави 67.45
54 Финляндия 66.25
55 Лаос 66.11
56 Германия 65.88
57 Индия 65.56
58 Нидерланды 64.89
59 Вьетнам 64.82
60 Уругвай 64.01
61 Марокко 63.97
62 Пакистан 63.66
63 Того 63.13
64 Сальвадор 61.79
65 Джибути 61.33
66 Аргентина 60.87
67 Мальта 60.78
68 Тунис 59.27
69 Эфиопия 59.03
70 Замбия 58.61
71 Лесото 58.5
72 Сейшельские Острова 58.49
73 Йемен 58.15
74 Пуэрто-Рико 57.7
75 Маврикий 57.56
76 Самоа 57.01
77 Катар 56.38
78 Сенегал 56.22
79 Сент-Китс и Невис 55.98
80 Малайзия 54.96
81 Кения 54.96
82 Мексика 54.89
83 Зимбабве 54.89
84 Таджикистан 54.43
85 Гайана 54.1
86 Польша 52.85
87 Исландия 52.63
88 Судан 52.43
89 Сьерра-Леоне 52.14
90 Центральноафриканская республика 52.11
91 Южно-Африканская Республика 52.11
92 Словакия 51.89
93 Гондурас 49.76
94 Габон 49.52
95 Китай 49.32
96 Армения 48.93
97 Боливия 48.28
98 Колумбия 47.99
99 Нигер 47.85
100 Дания 47.73
101 Либерия 47.65
102 Коста-Рика 47.34
103 Гвинея-Бисау 45.83
104 Молдова 45.02
105 Гвинея 44.71
106 Босния и Герцеговина 44.5
107 Таиланд 44.49
108 Фиджи 44.18
109 Швейцария 44.12
110 Азербайджан 43.8
111 Руанда 43.27
112 Суринам 43.07
113 Папуа – Новая Гвинея 42.71
114 Танзания 42.58
115 Швеция 41.9
116 Оман 41.7
117 Литва 41.42
118 Камерун 41.33
119 Чехия 40.97
120 Бенин 40.63
121 Румыния 40.21
122 Уганда 40.16
123 Австралия 39.96
124 Македония 39.67
125 Грузия 38.77
126 Чад 38.46
127 Мадагаскар 38.11
128 Эквадор 37.89
129 Вануату 37.79
130 Южная Корея 37.45
131 Панама 37.41
132 Тайвань 37.3
133 Бурунди 36.96
134 Республика Гаити 36.21
135 Мали 36.07
136 Доминиканская Республика 35.85
137 Латвия 34.67
138 Бангладеш 34.18
139 Филиппины 33.79
140 Тувалу 33.32
141 Буркина-Фасо 33.01
142 Камбоджа 33.01
143 Маршалловы Острова 32.5
144 Мьянма 32.24
145 Никарагуа 32.16
146 Намибия 31.82
147 Кот-д’Ивуар 31.47
148 Болгария 30.62
149 Южный Судан 30.47
150 Коморские Острова 29.59
151 Непал 29.45
152 Турция 29.2
153 Новая Зеландия 29.02
154 Индонезия 28.4
155 Норвегия 27.94
156 Парагвай 27.28
157 Экваториальная Гвинея 27.25
158 Венесуэла 27.13
159 Саудовская Аравия 25.77
160 Перу 25.48
161 Микронезия 25.25
162 Туркменистан 24.54
163 Алжир 24.45
164 Косово 24.36
165 Гватемала 24.28
166 Свазиленд 22.77
167 Чили 22.51
168 Демократическая Республика Конго 22.18
169 Люксембург 22.13
170 Кувейт 22.08
171 Сан-Марино 21.57
172 Кирибати 20.77
173 Казахстан 20.46
174 Объединённые Арабские Эмираты 19.71
175 Россия 19.43
176 Иран 17.71
177 Узбекистан 15.19
178 Нигерия 13.98
179 Ботсвана 11.83
180 Соломоновы Острова 10.07
181 Эстония 9.16
182 Афганистан 8.01
183 Бруней 3.52
184 Гонконг 0.06
185 Макао 0

По статистике, публикуемой Международным Валютным Фондом. Обновлено 21.07.2018. Источник fincan.ru.

Показатели внешнего долга разных стран мира в пересчете на душу населения

Страна Внешний долг, млн долларов США Дата информации Внешний долг на душу населения Внешний долг, % к ВВП
1 США 19 911 051 31 марта 2016 53 851 98
2 Европейский союз 17 950 000 31 декабря 2012 31 313 101
3 Япония 11 499 000 31 декабря 2012 23 736 261
4 Великобритания 7 554 816 31 декабря 2016 119 000 314
5 Германия 5 002 093 31 Декабря 2016 61 700 148
6 Нидерланды 2 935 000 31 декабря 2012 81 061 700
7 Франция 2 430 000 31 декабря 2012 32 000 236
8 Италия 2 604 000 31 декабря 2012 42 217 144
9 Люксембург 2 504 000 31 декабря 2012 4 552 700 3600
10 Испания 2 164 000 31 декабря 2012 48 089 137
11 Швейцария 1 544 000 31 декабря 2012 191 527 417
12 Австралия 1 480 000 31 декабря 2014 66 910 151
13 Бельгия 1 424 000 31 декабря 2012 136 276 338
14 Канада 1 331 000 31 декабря 2012 38 209 88
15 Сингапур 1 174 000 31 декабря 2012 210 874 346
16 Гонконг 1 109 000 31 декабря 2013 155 918 290
17 Швеция 1 039 000 31 декабря 2012 106 851 188
18 Австрия 812 000 31 декабря 2012 98 746 194
19 КНР 784 800 31 декабря 2013 579 9
20 Норвегия 698 900 31 декабря 2013 139 800 201
21 Финляндия 586 900 31 декабря 2012 111 392 266
22 Дания 586 700 31 декабря 2012 105 349 244
23 Греция 568 700 31 декабря 2012 52 776 234
24 Россия 525 700 1 апреля 2017 3 590 36
25 Португалия 508 300 31 декабря 2012 47 005 232
26 Бразилия 475 900 31 декабря 2013 2 348 22
27 Республика Корея 430 900 31 декабря 2013 8 786 36
28 Индия 412 200 31 декабря 2013 333 23
29 Польша 365 200 31 декабря 2013 9 523 71
30 Турция 359 500 31 декабря 2013 4 404 44
31 Мексика 354 900 31 декабря 2013 2 950 27
32 Индонезия 223 800 31 декабря 2013 882 26
33 Венгрия 170 300 31 декабря 2013 17 168 130
34 ОАЭ 163 800 31 декабря 2012 24 273 41
35 Казахстан 163 757 01 апреля 2017 9 100,5 105,9
36 Саудовская Аравия 149 400 31 декабря 2013 5 463 20
37 Катар 149 400 31 декабря 2013 70 367 70
38 Китайская Республика 146 800 31 декабря 2013 6 284 30
39 ЮАР 139 000 31 декабря 2013 2 873 39
40 Румыния 130 400 31 декабря 2013 6 000 71
41 Украина 113 643 01 апреля 2017 2 673,8 127
42 Чили 119 000 31 декабря 2013 6 853 42
43 Аргентина 111 500 31 декабря 2013 2 591 23
44 Чехия 103 200 31 декабря 2013 9 711 52
45 Исландия 102 000 31 декабря 2012 321 411 699
46 Малайзия 100 100 31 декабря 2013 3 328 32
47 Израиль 96 300 31 декабря 2013 12 312 35
48 Кипр 95 280 31 декабря 2013 81 265 107
49 Таиланд 86 100 31 декабря 2013 1 271 21
50 Колумбия 85 830 31 декабря 2013 1 856 23
51 Новая Зеландия 81 360 31 декабря 2013 18 483 45
52 Венесуэла 74 870 31 декабря 2013 2 593 20
53 Филиппины 72 810 31 декабря 2013 676 27
54 Словакия 68 440 31 декабря 2012 12 572 70
55 Вьетнам 68 380 31 декабря 2013 732 40
56 Пакистан 66 457 1 сентября 2015 346 нет данных
57 Хорватия 63 300 31 декабря 2013 14 159 108
58 Ирак 59 490 31 декабря 2013 1 825 27
59 Пуэрто-Рико 56 820 31 декабря 2010 15 692 61
60 Словения 53 900 31 декабря 2012 27 109 115
61 Перу 50 150 31 декабря 2013 1 663 24
62 Египет 48 760 31 декабря 2013 561 19
63 Мальта 46 220 31 декабря 2012 112 006 496
64 Судан 40 920 31 декабря 2013 1 153 78
65 Латвия 39 870 31 декабря 2013 18 414 131
66 Белоруссия 37 567,4 1 января 2017 3 995 79
67 Болгария 37 850 31 декабря 2013 5 466 70
68 Марокко 36 510 31 декабря 2013 1 107 35
69 Кувейт 34 410 31 декабря 2013 12 546 19
70 Бангладеш 30 690 31 декабря 2 013 184 22
71 Литва 29 550 31 декабря 2013 8 429 63
72 Сербия 29 031 1 января 2015 4 027 нет данных
73 Бахрейн 28 820 31 декабря 2013 21 931 102
74 Шри-Ланка 27 530 31 декабря 2013 1 259 42
75 Тунис 26 950 31 декабря 2013 2 464 56
76 Эстония 26 740 31 декабря 2013 21 257 110
77 Ливан 26 740 31 декабря 2013 4 546 61
78 Куба 23 440 31 декабря 2013 2 122 32
79 Ангола 22 710 31 декабря 2013 1 190 18
80 Иордания 22 040 31 декабря 2013 2 779 65
81 Эквадор 19 910 31 декабря 2013 1 272 22
82 Доминиканская Республика 18 010 31 декабря 2013 1 740 30
83 Гватемала 17 670 31 декабря 2013 1 206 33
84 Уругвай 17 610 31 декабря 2013 5 283 31
85 Багамы 17 560 31 декабря 2013 54 562 210
86 Нигерия 15 730 31 декабря 2013 89 5
87 Иран 15 640 31 декабря 2013 193 4
88 Панама 15 220 31 декабря 2013 4 218 37
89 Коста-Рика 15 100 31 декабря 2013 3 175 31
90 Гана 14 680 31 декабря 2013 570 32
91 Сальвадор 14 440 31 декабря 2013 2 357 58
92 Грузия 14 116 1 января 2015 3 785 нет данных
93 Танзания 13 820 31 декабря 2013 278 43
94 Ямайка 13 820 31 декабря 2013 4 717 96
95 Папуа — Новая Гвинея 13 610 31 декабря 2013 2 077 84
96 Эфиопия 11 990 31 декабря 2013 124 25
97 Кения 11 960 31 декабря 2013 266 26
98 Босния и Герцеговина 11 140 31 декабря 2013 2 877 59
99 Оман 10 840 31 декабря 2013 3 366 13
100 Кот-д’Ивуар 12 080 31 декабря 2009 565 54
101 Демократическая Республика Конго 10 000 2007 164 100
102 Армения 8 595 1 января 2015 2 890 нет данных
103 Сирия 7 621 31 декабря 2009 374 15
104 Мьянма (Бирма) 7 373 31 декабря 2009 123 27
105 Ливия 6 491 31 декабря 2009 1 025 11
106 Йемен 6 245 31 декабря 2009 264 25
107 Азербайджан 6 059 1 января 2014 647 8.2
108 Зимбабве 5 821 31 декабря 2009 496 132
109 Македония 5 458 31 декабря 2009 2 648 59
110 Боливия 5 349 31 декабря 2009 523 30
111 Республика Конго 5 000 2000 1 722 155
112 Туркмения 5 000 2009 934 31
113 Никарагуа 4 700 31 декабря 2009 743 76
114 Маврикий 4 567 31 декабря 2009 3 565 52
115 Непал 4 500 2009 161 36
116 Мозамбик 4 159 31 декабря 2009 197 42
117 Камбоджа 4 157 31 декабря 2009 298 38
118 Молдавия 3 970 31 декабря 2009 1 113 73
119 Узбекистан 14 700 1 апреля 2018 449 20,1
120 Киргизия 3 743 31 декабрь 2016 600 54,1
121 Алжир 3 389 31 декабря 2009 97 2
122 Гондурас 3 315 31 декабря 2009 423 23
123 Замбия 3 313 31 декабря 2009 277 25
124 Парагвай 3 220 31 декабря 2009 513 22
125 Либерия 3 200 2005 930 606
126 Лаос 3 085 2009 484 55
127 Гвинея 3 072 31 декабря 2009 290 70
128 Габон 3 065 31 декабря 2009 2 078 28
129 Сомали 3 000 2001 393 нет данных
130 КНДР 3 000 2012 нет данных
131 Камерун 2 929 31 декабря 2009 147 13
132 Мали 2 800 2002 240 84
133 Сенегал 2 763 31 декабря 2009 216 22
134 Афганистан 2 700 2008 96 23
135 Нидерландские Антильские острова 2 680 2004 12 280 нет данных
136 Таджикистан 2 169 15 февраль 2013 271 28
137 Нигер 2 100 2003 178 79
138 Тринидад и Тобаго 2 079 31 декабря 2009 1 589 10
139 Мадагаскар 2 054 31 декабря 2009 99 24
140 Уганда 2 050 31 декабря 2009 62 13
141 Монголия 1 860 2009 690 44
142 Буркина-Фасо 1 840 31 декабря 2009 128 23
143 Ботсвана 1 651 31 декабря 2009 910 14
144 Сьерра-Леоне 1 610 2003 311 163
145 Чад 1 600 2005 177 27
146 Албания 1 550 2004 497 21
147 Западный берег реки Иордан 1 300 2007 552 нет данных
148 Сейшельские Острова 1 250 31 декабря 2009 14 706 163
149 Бенин 1 200 2007 135 22
150 Бурунди 1 200 2003 167 202
151 Намибия 1 184 31 декабря 2009 569 13
152 ЦАР 1 153 2007 270 68
153 Малави 1 091 31 декабря 2009 78 24
154 Белиз 945 2008 2 982 70
155 Гвинея-Бисау 941 2000 722 203
156 Бутан 836 2009 1 239 66
157 Гайана 804 30 сентября 2008 1 049 42
158 Барбадос 668 2003 2 456 25
159 Черногория 650 2006 939 24
160 Гамбия 629 2003 438 170
161 Мальдивы 589 2009 1 707 43
162 Лесото 581 31 декабря 2009 233 36
163 Свазиленд 534 31 декабря 2009 520 18
164 Суринам 504 2005 1 011 28
165 Аруба 478 2005 4 935 21
166 Джибути 428 2006 573 56
167 Гаити 428 31 декабря 2009 48 7
168 Антигуа и Барбуда 360 1 июня 2006 4 388 36
169 Гренада 347 2004 3 402 74
170 Кабо-Верде 325 2002 722 53
171 Сан-Томе и Принсипи 318 2002 2 193 349
172 Сент-Китс и Невис 314 2004 6 408 79
173 Эритрея 311 2000 87 44
174 Сент-Люсия 257 2004 1 586 32
175 Коморы 232 2000 420 115
176 Сент-Винсент и Гренадины 223 2004 2 084 54
177 Доминика 213 2004 3 000 75
178 Самоа 177 2004 994 47
179 Экваториальная Гвинея 174 31 декабря 2009 136 1
180 Соломоновы Острова 166 2004 355 44
181 Бермуды 160 1999-2000 2 560 нет данных
182 Острова Кука 141 1996 7 756 нет данных
183 Фиджи 127 2004 150 5
184 Маршалловы Острова 87 2008 1 377 54
185 Вануату 81 2004 383 22
186 Тонга 81 2004 791 33
187 Новая Каледония 79 1998 404 нет данных
188 Острова Кайман 70 1996 2 078 нет данных
189 Фареры 68 2006 1 409 нет данных
190 Микронезия 61 2005 563 нет данных
191 Гренландия 58 2009 1 007 нет данных
192 Виргинские Острова (Великобритания) 36 1997 1 897 нет данных
193 Науру 33 2004 2 599 нет данных
194 Кирибати 10 1999 120 14
195 Монтсеррат 9 1997 14 958 нет данных
196 Ангилья 9 1998 818 нет данных
197 Уоллис и Футуна 4 2004 244 нет данных
198 Ниуэ 0,4 2002 196 нет данных
199 Андорра 0 2010 0 0
200 Бруней 0 2005 0 0
201 Ватикан 0 2003 0 0
202 Лихтенштейн 0 2006 0 0
203 Макао 0 2010 0 0
204 Монако 0 2005-2006 0 0
205 Палау 0 1999-2000 0 0
206 ФШМ 0 2006 0 0

Интересный факт. Внешний долг России на январь 2018 г. по данным ЦБ составил $529,1 млрд. При этом он увеличился по сравнению с показателем предыдущего года на 2,9%. В пересчете на каждого жителя страны это около 3000 $.

Источник

Оцените статью