- Ликбез. Государственный долг в странах ЕС и как он работает
- Что такое внешний государственный долг страны? Внешний долг стран мира в таблицах
- Понятие внешнего долга
- Виды внешних долгов
- Различие между госдолгом и внешним долгом
- Основные кредиторы в мире
- Суть проблемы внешнего долга государства
- Показатели, характеризующие внешний долг
- Способы регулирования внешнего долга
- Оценка должников
- Списки стран мира по внешнему долгу
Ликбез. Государственный долг в странах ЕС и как он работает
Одной из основных статей бюджетных расходов стран Европейского союза являются расходы по обслуживанию государственного долга. В 2010 году проблема госдолга Греции стала настоящей проверкой на прочность как зоны евро, так и всего ЕС. На фоне кризиса даже звучали прогнозы о выходе Греции из зоны евро и крахе евро как валюты. Однако ЕС в очередной раз доказал свою гибкость и через 8 лет — 20 августа 2018 завершилась антикризисная программа кредитования Греции. Спасение греческой экономики стоило около 400 млрд.евро, привело к введению мер жесткой экономии и обострению социальных проблем в стране. Но как устроена система государственного долга в других европейских странах и на что влияют параметры этого экономического феномена? Разбирались в нашей традиционной рубрике «Ликбез»
ЧТО ТАКОЕ ГОСДОЛГ?
Госдолг — это сумма, которая позволяет правительству, не дожидаясь появления собственных средств, покрывать стоимость бюджетных услуг, например, оказывать бесплатную медицинскую помощь, ремонтировать дороги или же выполнять иные социальные обязательства. Иными словами, госдолг — это разница между тем, сколько правительство потратило средств за год, и сколько денег у него на самом деле было в распоряжении.
Госдолг формируется за счет внутренних и внешних заимствований. Государство может выпускать специальные долговые бумаги, которые потом выкупаются ее гражданами, другими странами, бизнесом или финансовыми организациями. Правительство в ответ выплачивает проценты по этим облигациям, а самими деньгами может пользоваться на свое усмотрение. Отличие между внутренними и внешними заимствованиями в управлении — внутренняя задолженность в менеджменте значительно проще для страны, к примеру, проведя доп.эмиссию национальной валюты или же используя финансовый инструмент. В случае с внешним долгом все сложнее, так как условия его погашения прозрачны, а невозможность выплаты процентов приводит к тяжелым последствиям для страны.
На национальном уровне регулирование внешней задолженности осуществляется различными национальными институтами: министерством финансов, центральным банком, а также специализированными организациями (так называемыми «агентствами по управлению долгом»). Для оценки внешнедолговой устойчивости страны используются различные коэффициенты. Наиболее распространенным показателем является соотношение величины совокупного внешнего долга и ВВП. Данный показатель, по мнению МВФ, отражает степень рисков непогашения внешней задолженности различными странами мира. Если соотношение «внешний долг/ ВВП» превышает 50 %, считается, что данная страна может столкнуться с серьезными проблемами при погашении внешнего долга.
За последние двадцать лет объем международного долгового рынка увеличился на порядок, а совокупный объем внешнего долга в мировом масштабе, включающий как рыночные, так и нерыночные заимствования, согласно данным Всемирного банка, достиг в начале 2018 г. уже более 100 % мирового ВВП.
ЧТО ОСОБЕННОГО В УПРАВЛЕНИИ ГОСДОЛГОМ В ЕС?
Главная особенность системы госдолга в ЕС — госдолга Союза не существует, но у каждой страны есть свой собственный. При этом 19 из 28 стран-членов ЕС входят в зону евро, использую его в качестве расчетной валюты и составляют Еврогруппу. Подобная структура стала необходимой из-за того, что страны имея общую валюту, не выстраивают общую фискальную политику, которая все еще остается в ведении национальных государств. Поэтому необходимы постоянные консультации, которые и проводит Еврогруппа каждый месяц.
Подобная ситуация и в финансовой сфере. В ЕС действует Европейская система центральных банков (ESCB) задача которой формировать общую финансовую стратегию ЕС. Страны еврозоны при этом входят в сферу подчинения специальному финансовому институту — Европейскому центральному банку, который вырабатывает финансовую стратегию евро. При этом у каждой страны ЕС все равно есть собственный Центральный банк, который автономен в своих действиях.
Таким образом, финансовая система ЕС состоит из трех элементов:
- ЦБ каждой страны вне зоны евро,
- ЦБ каждой страны еврозоны
- Европейского ЦБ
Фискальная система стран ЕС. Источник
Сама же европейская валюта регулируется обязанностями стран-членов соблюдать строгую бюджетную дисциплину, финансовое указания ЕЦБ, а также разумно управлять госдолгом.
ЧТО ДАЛО ВВЕДЕНИЕ ЕВРО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСДОЛГОМ?
Введение евро в 1992-2002 годах позволило всем странам еврозоны разделить финансовые риски и получить чрезвычайно высокие кредитные рейтинги, что прямо отразилось на стоимости их заемных средств.
По классификации рейтингового агентства Standard & Poor’s, рейтинг Греции определялся как «A», Португалии — «АА-», а у Ирландии и Испании он был наивысшим — «ААА». И-за столь высоких рейтингов стоимость внешних заимствований для этих стран мгновенно снизилась в несколько раз по сравнению с действовавшим уровнем национальных процентных ставок накануне их вступления в еврозону. В ноябре 2007 г. Процентная ставка по государственным долгосрочным облигациям Греции лишь на 0,34 % превышала соответствующий уровень Германии — государства ЕС с наивысшим уровнем платежеспособности.
Долгосрочные процентные ставки (доходность вторичного рынка государственных облигаций со сроками погашения до 10 лет) всех стран еврозоны. Источник
Кроме того, несмотря на звучавшие прогнозы экономистов после введения евро асимметрия экономического развития в ЕС между самыми развитыми и отстающими странами только усилилась.
ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЕЛ ДОЛГОВОЙ КРИЗИС И ПОЧЕМУ БОЛЬШЕ ВСЕХ ПОСТРАДАЛА ГРЕЦИЯ?
Основные факторы долгового кризиса в странах Евросоюза были заложены еще в Договоре о создании Европейского экономического и валютного союза, подписанном в Маастрихте в 1992 году. В соответствии с маастрихтскими критериями порог допустимого уровня государственного долга (включая внешний и внутренний) был установлен на отметке 60 % ВВП. На момент принятия решения о будущих членах Европейского экономического и валютного союза этот критерий был нарушен в 11 государствах. За период с 2009 по 2014 г. общий размер государственного долга стран зоны евро вырос с 70 до 92 % ВВП. При этом, по данным Европейской комиссии, в проблемных странах зоны евро объем госдолга в 2014 г. в 2–3 раза превысил установленный Маастрихтским соглашением лимит в 60 % ВВП, обеспечивающий финансовую устойчивость: в Греции — 177,1 % ВВП, в Португалии — 130,2 и в Италии — 132,1 % ВВП.
Растущая долговая нагрузка в совокупности привела к масштабному долговому кризису еврозоны.
Особенно критическая ситуация наблюдалась в Греции, которая летом 2015 г. оказалась на грани суверенного дефолта по внешним обязательствам перед ЕЦБ и МВФ. Как выяснилось впоследствии, показатели реальных доходов бюджета подтасовывались, страна не справлялась с требования ЕС. Бюджет многие годы был дефицитным, доходная часть не исполнялась. Для покрытия дефицита Греция была вынуждена постоянно принимать новые долговые обязательства, что вело к росту закредитованности страны. Нерегулярное обслуживание госдолга привело к падению кредитного рейтинга страны, и она потеряла доступ к дешёвым финансам на рынке. Так как к тому времени у страны уже не было собственной валюты, она не могла допечатывать деньги, чтобы справиться с проблемами хотя бы через запуск инфляционных механизмов.
Все это привело страну на грань дефолта в 2010 и затем в 2015 году.
КАК СПАСАЛИ ГРЕЦИЮ?
Проблема с Грецией осложнялась и положением Договора о Евросоюзе, согласно которому Центральным банкам стран ЕС запрещается предоставлять любые кредиты или приобретать долговые инструменты у правительств государств-членов Евросоюза.
Поэтому все страны Евросоюза столкнулись с дилеммой. С одной стороны, нарушение договорных обязательств по внешним кредитам и займам ставило под сомнение дальнейший успех европейской интеграции, а с другой стороны, объявление дефолта любой страны с евро фактически означало дефолт еврозоны, что привело бы к катастрофическим последствиям для единой европейской валюты.
В марте 2010 г. на саммите ЕС в Брюсселе главы государств и правительств одобрили план спасения Греции от дефолта. Пакет первоначальной помощи Греции составил 110 млрд. евро. Две трети необходимой суммы страна получила в форме кредита от 15 других участников еврозоны через специально созданный механизм стабилизации и одну треть — от МВФ. Привлечение МВФ к решению проблем Греции объяснялось не только намерением переложить на этот международный институт часть расходов, но и стремлением применить стандарты и внешний надзор со стороны МВФ для принуждения Греции к жесткой бюджетной дисциплине и исполнению обязательств по сокращению бюджетного дефицита до параметров, согласованных с ЕС.
КАК РЕФОРМИРОВАЛИ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ГОСДОЛГОМ В ЕС ПОСЛЕ ГРЕЧЕСКОГО КРИЗИСА?
Греческий кризис вынудил руководство Евросоюза выступить с новыми инициативами. В 2015 г. был подготовлен так называемый «Доклад пяти председателей». Его подписали председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, председатель Европейского совета Дональд Туск, председатель Еврогруппы Йерун Дейссельблум, президент ЕЦБ Марио Драги и председатель Европарламента Мартин Шульц. Доклад содержит план консолидации валютно-финансовой сферы ЕС и фактическое переформатирование ЕС в единое политико-экономическое пространство к 2025 г.
Концепция нового консолидированного экономического и валютного союза на основе реального и глубокого сближения стран-членов базировалась на идее, что регулирование различных видов рисков, в том числе рисков суверенных дефолтов, требует создания соответствующих институциональных структур: Банковского, Налогового, Финансового союзов, Союза рынков капитала, а также Экономического и Политического союзов. Однако в 2015-2017 годах этот амбициозный план был фактически забыт из-за новых проблем ЕС: Брексита, миграционного вопроса, а также кризиса единства стран-членов Союза. Тем не менее, по прогнозу МВФ, к 2020 году еще более половины сегодняшних членов Еврозоны будут нарушать положение о не превышении 60% порога госдолга.
Государственный долг, первичное сальдо бюджета и рост реального ВВП в странах-членах ЭВС в 2014 и 2020 гг. (прогноз). Источник
КАК УСТРОЕНЫ ГОСДОЛГИ У ДРУГИХ СТРАН МИРА?
Долговое бремя несут все страны мира. Бесспорным лидером по величине внешнего долга являются США. Объем американского внешнего долга в 2015 г., по данным Всемирного банка, превысил 100 % национального ВВП и достиг 22 % мирового ВВП. В других странах-лидерах внешний долг еще больше превышал величину национального ВВП: в Германии в 1,5 раза, во Франции в 2,0 раза, в Великобритании в 3,1 раза, в Нидерландах в 4,7 раза. Если сравнивать соотношение между государственными и частными заимствованиями в структуре внешнего долга этих стран, то, к примеру, во Франции и Германии в 2015 г. удельный вес госсектора составлял около 30 %, а в США — 36,0 %.
В общем ряду стран выделяется Япония. При общем объеме государственного долга 240% ВВП более 90% долга, т.е. свыше 200% ВВП, принадлежит внутренним покупателям, что является одним из факторов устойчивости государственного долга, несмотря на столь высокий общий уровень данного показателя.
Долг ЕС, Японии и США. Источник
Устойчивый рост внешнего долга на фоне общей нестабильности последних лет в международном финансовом секторе уже стал отрицательно сказываться на кредитных рейтингах некоторых стран. К примеру, в сентябре 2016 года Moody’s понизило суверенный рейтинг Турции до «мусорного» уровня «B+», сославшись на повышение рисков, связанных с необходимостью увеличения внешних заимствований, и ослабление экономического роста и устойчивости институтов.
На этом фоне положительно выделяется Россия, общий объем внешнего долга которой на 1 января 2018 года сократился до 33% ВВП с 40% годом ранее. Однако только этих показателей для России недостаточно для
ЧТО В ИТОГЕ?
Проводя внутренние экономические преобразования, или реагируя на кризисные явления страны прибегают к внешним и внутренним источникам финансирования, увеличивая собственный госдолг. В большинстве случаев такое рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Полностью отказываться от заимствований как инструмента было бы стратегической ошибкой для многих государств. Однако, долговая нагрузка не должна быть фактором экономического торможения, как это получилось в случае с Грецией. Сама же величина долга по отношению к ВВп страны не является способом оценки его вреда для экономики, как показывает случай Японии.
Таким образом, ключевыми параметрами для формирования порога и структуры финансирования госдолга являются прозрачность финансовой системы и сбалансированная стратегия развития страны.
Редактор текста — Екатерина Пташкина
Рекомендуем также познакомиться с предыдущими материалами из рубрики «Ликбез»: о том, как функционирует санкционный механизм Евросоюза и как влияет на Россию членство в международных организациях
Источник
Что такое внешний государственный долг страны? Внешний долг стран мира в таблицах
В современном мире осталось совсем не много стран, которые не используют внешние займы.
Внешние займы способствуют укреплению финансовых ресурсов страны, снижению бюджетного дефицита и в тоже время повышают риск экономического кризиса и формируют внешний долг. Долговые обязательства формируют дополнительную налоговую нагрузку для населения на будущие годы, сдерживают развитие страны и рост экономики.
Понятие внешнего долга
Внешний государственный долг – это средства заимствованные для погашения дефицита бюджета за пределами собственной страны: у других стран, зарубежных компаний и финансовых институтов, фондов, частных банков, физических лиц-иностранцев.
Внешнее заимствование происходит путем продажи государственных ценных бумаг за пределами страны или получением денежных средств прямым способом. Величина внешнего долга складывается из обязательств перед организациями развития, органами власти других стран, банковских ссуд, кредитов поставщиков.
Получение внешних займов способствует укреплению финансовых ресурсов,
увеличению спроса на товары и услуги собственного производства, если деньги использовать на эти цели. Также внешние поступления могут направляться на погашение предыдущих займов и процентов по ним, оплату импорта, финансирование расходных статей бюджета и социальные выплаты.
Однако, долговые выплаты и погашение процентов по обслуживанию кредитов приводит к сокращению размеров ВВП в той части, которая могла быть направлена на экономическое развитие страны.
Виды внешних долгов
Различают внешний долг государственный и корпоративный, когда субъекты экономической деятельности имеют задолженность перед иностранными кредиторами. Государственный складывается из внешних обязательств органов власти и управляющих структур. Сюда входят и гарантии под займы частного капитала.
Корпоративный долг – долг частных или государственных компаний. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга. Государство не имеет обязательств по корпоративным долгам, если нет госгарантий.
Внешний долг делится на текущий и общегосударственный. В текущем учитываются суммы для выплат по долговым обязательствам текущего года. Общегосударственный объединяет все текущие долги и задолженность, которая будет погашаться в дальнейшем.
В структуре долга выделяют краткосрочные займы на срок не более 1 года, среднесрочные – на 5 лет и долгосрочные займы на срок свыше 5 лет. Именно краткосрочные кредиты наиболее обременительны для государства, что объясняется высокими процентными ставками и сжатыми сроками возврата. Подобные займы приходится консолидировать или пролонгировать, что возможно лишь при согласии кредиторов.
Интересно: Внутренний государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
Различие между госдолгом и внешним долгом
Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.
На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.
Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.
Основные кредиторы в мире
Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).
Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.
Суть проблемы внешнего долга государства
Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:
- В счет погашения задолженности страна отдает ценные товары и сырье. Возврат кредитных средств чаще всего происходит из золотовалютных резервов.
- Дополнительно приходится оплачивать проценты, что приводит к увеличению суммы долговых обязательств.
- Страна или организация-кредитор требует выполнения своих условий, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика.
- Значительный внешний долг подрывает авторитет страны и доверие к ней.
В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.
Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.
Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год
Название страны | Внешний долг (млн. долларов) | Внешний долг к ВВП (%) |
Бруней | 0 | 0 |
Макао | 0 | 0 |
Республика Палау | 0 | 0 |
Экваториальная Гвинея | 174 | 1 |
Алжир | 3 389 | 2 |
Иран | 15 640 | 4 |
Нигерия | 15 730 | 5 |
Фиджи | 127 | 5 |
Гаити | 428 | 7 |
Азербайджан | 6 059 | 8,2 |
Показатели, характеризующие внешний долг
Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.
Показатели делятся на две группы: отражающие потоки и остатки. К основным коэффициентам платежеспособности относится:
- баланс процентных платежей и поступлений от экспорта;
- соотношение внешнего долга и ВВП;
- показатель устойчивости, указывающий на потенциал погашения;
- показатель платежеспособности и ликвидности.
Состояние экономики государства оценивается по уровню налоговых поступлений и внешнего долга, а также по объему иностранной валюты в структуре долга, что повышает уязвимость от колебаний валютного курса.
Важным индикатором является отношение общей суммы внешнего долга к экспортной выручке.
Критическим признан уровень в 200%. Если отметка выше 275%, то может рассматриваться вопрос о полном или частичном списании внешних долгов государства. Показатель указывает на безопасный порог, после которого возникают сложности с выполнением долговых обязательств. На реальную картину кредитной нагрузки влияют и условия получения займов, процентные ставки: высокие или льготные.
Интересный факт. При оценке кредитных возможностей международные организации в первую очередь обращают внимание на соотношение внешнего долга и ВВП страны. Экспертами МВФ критическим признан уровень 60%, для Всемирного банка показатель 80-100%.
Способы регулирования внешнего долга
Для обслуживания внешнего долга существует система управления и мониторинга. Она отслеживает размер задолженности, устанавливает предельную величину заимствований, занимается рационализацией структуры, работает над изменением условий кредитования, разрабатывает программу погашения и реструктуризации.
Регулирование внешнего долга направлено на решение ряда задач:
- Оптимизация затрат на обслуживание
- Гарантирование исполнения кредитных обязательств в полной мере
- Контроль безопасного уровня долга
Программа сокращения государственного долга основывается на доходной части бюджета, экономических прогнозах и общем состоянии экономики в стране.
Планомерное и ответственное погашение внешнего долга возможно за счет собственных средств и рефинансирования из новых кредитов, из золотовалютных резервов, путем проведения внутреннего займа, продажи ценных бумаг и привлечения инвестиций.
Управление внешним долгом страны имеет свои особенности, ведь в случае чрезмерного увеличения задолженности возникает угроза национальной безопасности и банкротство. Основное внимание уделяется на этапе кредитования, определения целей использования и поиска механизмов погашения.
Внешние заимствования имеют три формы размещения:
- Финансовая – самая эффективная. Основано на инвестировании в проекты развития экономики.
- Бюджетная – самое плохое решение, когда полученными средствами покрываются бюджетные расходы, социальные выплаты и обслуживание текущего внешнего долга.
- Комбинированная или бюджетно-финансовая.
К методам управления внешним долгом относятся операции по отсрочке выплат, пролонгации договоров, объединению займов, продлению сроков действия, реструктуризации, когда краткосрочные и дорогие кредиты заменяются долгосрочными и на более выгодных для страны условиях. Возможна и процедура аннулирования государственного долга, когда происходит политическая смена власти либо государство объявляет себя банкротом.
Оценка должников
Величину внешних заимствований экономисты оценивают по показателю отношения суммы долга к ВВП. Расчет ведется в национальной валюте государства или в долларах США. Пересчет из иностранной валюты в национальную осуществляется по рыночному курсу на день переоценки. Для объективности сумма выражается в процентах.
Так, по информации Всемирного банка самый большой внешний долг в мире у США – 14,59 трлн долларов долга (99% ВВП). В число должников-лидеров входит Великобритания – 8,98 трлн, Франция – 5,6 трлн $, Германия – 4,7 трлн $ (142% ВВП), Япония – 2,7 трлн. Суммарная задолженность стран Европейского союза всего на 0,87 трлн уступает американской. Внешние долги первой десятки стран-должников мира на 2018 год превысили 54 трлн долларов.
Списки стран мира по внешнему долгу
Внешний долг разных стран мира на 2018 год к ВВП:
Позиция | Название государства | Процент от ВВП |
---|---|---|
1 | Япония | 250.91 |
2 | Ливан | 147.62 |
3 | Италия | 131.71 |
4 | Эритрея | 127.5 |
5 | Португалия | 127.33 |
6 | Кабо-Верде | 122.25 |
7 | Бутан | 122.12 |
8 | Ямайка | 116.07 |
9 | США | 107.48 |
10 | Барбадос | 106.58 |
11 | Бельгия | 106.52 |
12 | Гамбия | 99.24 |
13 | Ливия | 98.94 |
14 | Франция | 98.84 |
15 | Испания | 98.47 |
16 | Сингапур | 97.93 |
17 | Мальдивы | 95.84 |
18 | Кипр | 95.32 |
19 | Ирак | 95.22 |
20 | Мавритания | 94.58 |
21 | Сан-Томе и Принсипи | 93.77 |
22 | Украина | 92.31 |
23 | Белиз | 92.04 |
24 | Бахрейн | 92.01 |
25 | Канада | 90.56 |
26 | Хорватия | 88.99 |
27 | Египет | 88.82 |
28 | Антигуа и Барбуда | 88.08 |
29 | Великобритания | 87.92 |
30 | Сент-Люсия | 87.87 |
31 | Иордания | 87.45 |
32 | Ирландия | 84.6 |
33 | Австрия | 83.85 |
34 | Мозамбик | 82.02 |
35 | Словения | 81.78 |
36 | Сент-Винсент и Гренадины | 81.73 |
37 | Доминика | 81.28 |
38 | Бразилия | 80.49 |
39 | Гренада | 78.26 |
40 | Сербия | 77.94 |
41 | Черногория | 76.99 |
42 | Шри-Ланка | 74.83 |
43 | Венгрия | 74.46 |
44 | Киргизия | 73.52 |
45 | Гана | 72.21 |
46 | Тринидад и Тобаго | 69.4 |
47 | Республика Конго | 68.99 |
48 | Беларусь | 68.89 |
49 | Ангола | 68.65 |
50 | Албания | 67.77 |
51 | Израиль | 67.69 |
52 | Багамские Острова | 67.56 |
53 | Малави | 67.45 |
54 | Финляндия | 66.25 |
55 | Лаос | 66.11 |
56 | Германия | 65.88 |
57 | Индия | 65.56 |
58 | Нидерланды | 64.89 |
59 | Вьетнам | 64.82 |
60 | Уругвай | 64.01 |
61 | Марокко | 63.97 |
62 | Пакистан | 63.66 |
63 | Того | 63.13 |
64 | Сальвадор | 61.79 |
65 | Джибути | 61.33 |
66 | Аргентина | 60.87 |
67 | Мальта | 60.78 |
68 | Тунис | 59.27 |
69 | Эфиопия | 59.03 |
70 | Замбия | 58.61 |
71 | Лесото | 58.5 |
72 | Сейшельские Острова | 58.49 |
73 | Йемен | 58.15 |
74 | Пуэрто-Рико | 57.7 |
75 | Маврикий | 57.56 |
76 | Самоа | 57.01 |
77 | Катар | 56.38 |
78 | Сенегал | 56.22 |
79 | Сент-Китс и Невис | 55.98 |
80 | Малайзия | 54.96 |
81 | Кения | 54.96 |
82 | Мексика | 54.89 |
83 | Зимбабве | 54.89 |
84 | Таджикистан | 54.43 |
85 | Гайана | 54.1 |
86 | Польша | 52.85 |
87 | Исландия | 52.63 |
88 | Судан | 52.43 |
89 | Сьерра-Леоне | 52.14 |
90 | Центральноафриканская республика | 52.11 |
91 | Южно-Африканская Республика | 52.11 |
92 | Словакия | 51.89 |
93 | Гондурас | 49.76 |
94 | Габон | 49.52 |
95 | Китай | 49.32 |
96 | Армения | 48.93 |
97 | Боливия | 48.28 |
98 | Колумбия | 47.99 |
99 | Нигер | 47.85 |
100 | Дания | 47.73 |
101 | Либерия | 47.65 |
102 | Коста-Рика | 47.34 |
103 | Гвинея-Бисау | 45.83 |
104 | Молдова | 45.02 |
105 | Гвинея | 44.71 |
106 | Босния и Герцеговина | 44.5 |
107 | Таиланд | 44.49 |
108 | Фиджи | 44.18 |
109 | Швейцария | 44.12 |
110 | Азербайджан | 43.8 |
111 | Руанда | 43.27 |
112 | Суринам | 43.07 |
113 | Папуа – Новая Гвинея | 42.71 |
114 | Танзания | 42.58 |
115 | Швеция | 41.9 |
116 | Оман | 41.7 |
117 | Литва | 41.42 |
118 | Камерун | 41.33 |
119 | Чехия | 40.97 |
120 | Бенин | 40.63 |
121 | Румыния | 40.21 |
122 | Уганда | 40.16 |
123 | Австралия | 39.96 |
124 | Македония | 39.67 |
125 | Грузия | 38.77 |
126 | Чад | 38.46 |
127 | Мадагаскар | 38.11 |
128 | Эквадор | 37.89 |
129 | Вануату | 37.79 |
130 | Южная Корея | 37.45 |
131 | Панама | 37.41 |
132 | Тайвань | 37.3 |
133 | Бурунди | 36.96 |
134 | Республика Гаити | 36.21 |
135 | Мали | 36.07 |
136 | Доминиканская Республика | 35.85 |
137 | Латвия | 34.67 |
138 | Бангладеш | 34.18 |
139 | Филиппины | 33.79 |
140 | Тувалу | 33.32 |
141 | Буркина-Фасо | 33.01 |
142 | Камбоджа | 33.01 |
143 | Маршалловы Острова | 32.5 |
144 | Мьянма | 32.24 |
145 | Никарагуа | 32.16 |
146 | Намибия | 31.82 |
147 | Кот-д’Ивуар | 31.47 |
148 | Болгария | 30.62 |
149 | Южный Судан | 30.47 |
150 | Коморские Острова | 29.59 |
151 | Непал | 29.45 |
152 | Турция | 29.2 |
153 | Новая Зеландия | 29.02 |
154 | Индонезия | 28.4 |
155 | Норвегия | 27.94 |
156 | Парагвай | 27.28 |
157 | Экваториальная Гвинея | 27.25 |
158 | Венесуэла | 27.13 |
159 | Саудовская Аравия | 25.77 |
160 | Перу | 25.48 |
161 | Микронезия | 25.25 |
162 | Туркменистан | 24.54 |
163 | Алжир | 24.45 |
164 | Косово | 24.36 |
165 | Гватемала | 24.28 |
166 | Свазиленд | 22.77 |
167 | Чили | 22.51 |
168 | Демократическая Республика Конго | 22.18 |
169 | Люксембург | 22.13 |
170 | Кувейт | 22.08 |
171 | Сан-Марино | 21.57 |
172 | Кирибати | 20.77 |
173 | Казахстан | 20.46 |
174 | Объединённые Арабские Эмираты | 19.71 |
175 | Россия | 19.43 |
176 | Иран | 17.71 |
177 | Узбекистан | 15.19 |
178 | Нигерия | 13.98 |
179 | Ботсвана | 11.83 |
180 | Соломоновы Острова | 10.07 |
181 | Эстония | 9.16 |
182 | Афганистан | 8.01 |
183 | Бруней | 3.52 |
184 | Гонконг | 0.06 |
185 | Макао | 0 |
По статистике, публикуемой Международным Валютным Фондом. Обновлено 21.07.2018. Источник fincan.ru.
Показатели внешнего долга разных стран мира в пересчете на душу населения
№ | Страна | Внешний долг, млн долларов США | Дата информации | Внешний долг на душу населения | Внешний долг, % к ВВП |
1 | США | 19 911 051 | 31 марта 2016 | 53 851 | 98 |
2 | Европейский союз | 17 950 000 | 31 декабря 2012 | 31 313 | 101 |
3 | Япония | 11 499 000 | 31 декабря 2012 | 23 736 | 261 |
4 | Великобритания | 7 554 816 | 31 декабря 2016 | 119 000 | 314 |
5 | Германия | 5 002 093 | 31 Декабря 2016 | 61 700 | 148 |
6 | Нидерланды | 2 935 000 | 31 декабря 2012 | 81 061 | 700 |
7 | Франция | 2 430 000 | 31 декабря 2012 | 32 000 | 236 |
8 | Италия | 2 604 000 | 31 декабря 2012 | 42 217 | 144 |
9 | Люксембург | 2 504 000 | 31 декабря 2012 | 4 552 700 | 3600 |
10 | Испания | 2 164 000 | 31 декабря 2012 | 48 089 | 137 |
11 | Швейцария | 1 544 000 | 31 декабря 2012 | 191 527 | 417 |
12 | Австралия | 1 480 000 | 31 декабря 2014 | 66 910 | 151 |
13 | Бельгия | 1 424 000 | 31 декабря 2012 | 136 276 | 338 |
14 | Канада | 1 331 000 | 31 декабря 2012 | 38 209 | 88 |
15 | Сингапур | 1 174 000 | 31 декабря 2012 | 210 874 | 346 |
16 | Гонконг | 1 109 000 | 31 декабря 2013 | 155 918 | 290 |
17 | Швеция | 1 039 000 | 31 декабря 2012 | 106 851 | 188 |
18 | Австрия | 812 000 | 31 декабря 2012 | 98 746 | 194 |
19 | КНР | 784 800 | 31 декабря 2013 | 579 | 9 |
20 | Норвегия | 698 900 | 31 декабря 2013 | 139 800 | 201 |
21 | Финляндия | 586 900 | 31 декабря 2012 | 111 392 | 266 |
22 | Дания | 586 700 | 31 декабря 2012 | 105 349 | 244 |
23 | Греция | 568 700 | 31 декабря 2012 | 52 776 | 234 |
24 | Россия | 525 700 | 1 апреля 2017 | 3 590 | 36 |
25 | Португалия | 508 300 | 31 декабря 2012 | 47 005 | 232 |
26 | Бразилия | 475 900 | 31 декабря 2013 | 2 348 | 22 |
27 | Республика Корея | 430 900 | 31 декабря 2013 | 8 786 | 36 |
28 | Индия | 412 200 | 31 декабря 2013 | 333 | 23 |
29 | Польша | 365 200 | 31 декабря 2013 | 9 523 | 71 |
30 | Турция | 359 500 | 31 декабря 2013 | 4 404 | 44 |
31 | Мексика | 354 900 | 31 декабря 2013 | 2 950 | 27 |
32 | Индонезия | 223 800 | 31 декабря 2013 | 882 | 26 |
33 | Венгрия | 170 300 | 31 декабря 2013 | 17 168 | 130 |
34 | ОАЭ | 163 800 | 31 декабря 2012 | 24 273 | 41 |
35 | Казахстан | 163 757 | 01 апреля 2017 | 9 100,5 | 105,9 |
36 | Саудовская Аравия | 149 400 | 31 декабря 2013 | 5 463 | 20 |
37 | Катар | 149 400 | 31 декабря 2013 | 70 367 | 70 |
38 | Китайская Республика | 146 800 | 31 декабря 2013 | 6 284 | 30 |
39 | ЮАР | 139 000 | 31 декабря 2013 | 2 873 | 39 |
40 | Румыния | 130 400 | 31 декабря 2013 | 6 000 | 71 |
41 | Украина | 113 643 | 01 апреля 2017 | 2 673,8 | 127 |
42 | Чили | 119 000 | 31 декабря 2013 | 6 853 | 42 |
43 | Аргентина | 111 500 | 31 декабря 2013 | 2 591 | 23 |
44 | Чехия | 103 200 | 31 декабря 2013 | 9 711 | 52 |
45 | Исландия | 102 000 | 31 декабря 2012 | 321 411 | 699 |
46 | Малайзия | 100 100 | 31 декабря 2013 | 3 328 | 32 |
47 | Израиль | 96 300 | 31 декабря 2013 | 12 312 | 35 |
48 | Кипр | 95 280 | 31 декабря 2013 | 81 265 | 107 |
49 | Таиланд | 86 100 | 31 декабря 2013 | 1 271 | 21 |
50 | Колумбия | 85 830 | 31 декабря 2013 | 1 856 | 23 |
51 | Новая Зеландия | 81 360 | 31 декабря 2013 | 18 483 | 45 |
52 | Венесуэла | 74 870 | 31 декабря 2013 | 2 593 | 20 |
53 | Филиппины | 72 810 | 31 декабря 2013 | 676 | 27 |
54 | Словакия | 68 440 | 31 декабря 2012 | 12 572 | 70 |
55 | Вьетнам | 68 380 | 31 декабря 2013 | 732 | 40 |
56 | Пакистан | 66 457 | 1 сентября 2015 | 346 | нет данных |
57 | Хорватия | 63 300 | 31 декабря 2013 | 14 159 | 108 |
58 | Ирак | 59 490 | 31 декабря 2013 | 1 825 | 27 |
59 | Пуэрто-Рико | 56 820 | 31 декабря 2010 | 15 692 | 61 |
60 | Словения | 53 900 | 31 декабря 2012 | 27 109 | 115 |
61 | Перу | 50 150 | 31 декабря 2013 | 1 663 | 24 |
62 | Египет | 48 760 | 31 декабря 2013 | 561 | 19 |
63 | Мальта | 46 220 | 31 декабря 2012 | 112 006 | 496 |
64 | Судан | 40 920 | 31 декабря 2013 | 1 153 | 78 |
65 | Латвия | 39 870 | 31 декабря 2013 | 18 414 | 131 |
66 | Белоруссия | 37 567,4 | 1 января 2017 | 3 995 | 79 |
67 | Болгария | 37 850 | 31 декабря 2013 | 5 466 | 70 |
68 | Марокко | 36 510 | 31 декабря 2013 | 1 107 | 35 |
69 | Кувейт | 34 410 | 31 декабря 2013 | 12 546 | 19 |
70 | Бангладеш | 30 690 | 31 декабря 2 013 | 184 | 22 |
71 | Литва | 29 550 | 31 декабря 2013 | 8 429 | 63 |
72 | Сербия | 29 031 | 1 января 2015 | 4 027 | нет данных |
73 | Бахрейн | 28 820 | 31 декабря 2013 | 21 931 | 102 |
74 | Шри-Ланка | 27 530 | 31 декабря 2013 | 1 259 | 42 |
75 | Тунис | 26 950 | 31 декабря 2013 | 2 464 | 56 |
76 | Эстония | 26 740 | 31 декабря 2013 | 21 257 | 110 |
77 | Ливан | 26 740 | 31 декабря 2013 | 4 546 | 61 |
78 | Куба | 23 440 | 31 декабря 2013 | 2 122 | 32 |
79 | Ангола | 22 710 | 31 декабря 2013 | 1 190 | 18 |
80 | Иордания | 22 040 | 31 декабря 2013 | 2 779 | 65 |
81 | Эквадор | 19 910 | 31 декабря 2013 | 1 272 | 22 |
82 | Доминиканская Республика | 18 010 | 31 декабря 2013 | 1 740 | 30 |
83 | Гватемала | 17 670 | 31 декабря 2013 | 1 206 | 33 |
84 | Уругвай | 17 610 | 31 декабря 2013 | 5 283 | 31 |
85 | Багамы | 17 560 | 31 декабря 2013 | 54 562 | 210 |
86 | Нигерия | 15 730 | 31 декабря 2013 | 89 | 5 |
87 | Иран | 15 640 | 31 декабря 2013 | 193 | 4 |
88 | Панама | 15 220 | 31 декабря 2013 | 4 218 | 37 |
89 | Коста-Рика | 15 100 | 31 декабря 2013 | 3 175 | 31 |
90 | Гана | 14 680 | 31 декабря 2013 | 570 | 32 |
91 | Сальвадор | 14 440 | 31 декабря 2013 | 2 357 | 58 |
92 | Грузия | 14 116 | 1 января 2015 | 3 785 | нет данных |
93 | Танзания | 13 820 | 31 декабря 2013 | 278 | 43 |
94 | Ямайка | 13 820 | 31 декабря 2013 | 4 717 | 96 |
95 | Папуа — Новая Гвинея | 13 610 | 31 декабря 2013 | 2 077 | 84 |
96 | Эфиопия | 11 990 | 31 декабря 2013 | 124 | 25 |
97 | Кения | 11 960 | 31 декабря 2013 | 266 | 26 |
98 | Босния и Герцеговина | 11 140 | 31 декабря 2013 | 2 877 | 59 |
99 | Оман | 10 840 | 31 декабря 2013 | 3 366 | 13 |
100 | Кот-д’Ивуар | 12 080 | 31 декабря 2009 | 565 | 54 |
101 | Демократическая Республика Конго | 10 000 | 2007 | 164 | 100 |
102 | Армения | 8 595 | 1 января 2015 | 2 890 | нет данных |
103 | Сирия | 7 621 | 31 декабря 2009 | 374 | 15 |
104 | Мьянма (Бирма) | 7 373 | 31 декабря 2009 | 123 | 27 |
105 | Ливия | 6 491 | 31 декабря 2009 | 1 025 | 11 |
106 | Йемен | 6 245 | 31 декабря 2009 | 264 | 25 |
107 | Азербайджан | 6 059 | 1 января 2014 | 647 | 8.2 |
108 | Зимбабве | 5 821 | 31 декабря 2009 | 496 | 132 |
109 | Македония | 5 458 | 31 декабря 2009 | 2 648 | 59 |
110 | Боливия | 5 349 | 31 декабря 2009 | 523 | 30 |
111 | Республика Конго | 5 000 | 2000 | 1 722 | 155 |
112 | Туркмения | 5 000 | 2009 | 934 | 31 |
113 | Никарагуа | 4 700 | 31 декабря 2009 | 743 | 76 |
114 | Маврикий | 4 567 | 31 декабря 2009 | 3 565 | 52 |
115 | Непал | 4 500 | 2009 | 161 | 36 |
116 | Мозамбик | 4 159 | 31 декабря 2009 | 197 | 42 |
117 | Камбоджа | 4 157 | 31 декабря 2009 | 298 | 38 |
118 | Молдавия | 3 970 | 31 декабря 2009 | 1 113 | 73 |
119 | Узбекистан | 14 700 | 1 апреля 2018 | 449 | 20,1 |
120 | Киргизия | 3 743 | 31 декабрь 2016 | 600 | 54,1 |
121 | Алжир | 3 389 | 31 декабря 2009 | 97 | 2 |
122 | Гондурас | 3 315 | 31 декабря 2009 | 423 | 23 |
123 | Замбия | 3 313 | 31 декабря 2009 | 277 | 25 |
124 | Парагвай | 3 220 | 31 декабря 2009 | 513 | 22 |
125 | Либерия | 3 200 | 2005 | 930 | 606 |
126 | Лаос | 3 085 | 2009 | 484 | 55 |
127 | Гвинея | 3 072 | 31 декабря 2009 | 290 | 70 |
128 | Габон | 3 065 | 31 декабря 2009 | 2 078 | 28 |
129 | Сомали | 3 000 | 2001 | 393 | нет данных |
130 | КНДР | 3 000 | 2012 | нет данных | |
131 | Камерун | 2 929 | 31 декабря 2009 | 147 | 13 |
132 | Мали | 2 800 | 2002 | 240 | 84 |
133 | Сенегал | 2 763 | 31 декабря 2009 | 216 | 22 |
134 | Афганистан | 2 700 | 2008 | 96 | 23 |
135 | Нидерландские Антильские острова | 2 680 | 2004 | 12 280 | нет данных |
136 | Таджикистан | 2 169 | 15 февраль 2013 | 271 | 28 |
137 | Нигер | 2 100 | 2003 | 178 | 79 |
138 | Тринидад и Тобаго | 2 079 | 31 декабря 2009 | 1 589 | 10 |
139 | Мадагаскар | 2 054 | 31 декабря 2009 | 99 | 24 |
140 | Уганда | 2 050 | 31 декабря 2009 | 62 | 13 |
141 | Монголия | 1 860 | 2009 | 690 | 44 |
142 | Буркина-Фасо | 1 840 | 31 декабря 2009 | 128 | 23 |
143 | Ботсвана | 1 651 | 31 декабря 2009 | 910 | 14 |
144 | Сьерра-Леоне | 1 610 | 2003 | 311 | 163 |
145 | Чад | 1 600 | 2005 | 177 | 27 |
146 | Албания | 1 550 | 2004 | 497 | 21 |
147 | Западный берег реки Иордан | 1 300 | 2007 | 552 | нет данных |
148 | Сейшельские Острова | 1 250 | 31 декабря 2009 | 14 706 | 163 |
149 | Бенин | 1 200 | 2007 | 135 | 22 |
150 | Бурунди | 1 200 | 2003 | 167 | 202 |
151 | Намибия | 1 184 | 31 декабря 2009 | 569 | 13 |
152 | ЦАР | 1 153 | 2007 | 270 | 68 |
153 | Малави | 1 091 | 31 декабря 2009 | 78 | 24 |
154 | Белиз | 945 | 2008 | 2 982 | 70 |
155 | Гвинея-Бисау | 941 | 2000 | 722 | 203 |
156 | Бутан | 836 | 2009 | 1 239 | 66 |
157 | Гайана | 804 | 30 сентября 2008 | 1 049 | 42 |
158 | Барбадос | 668 | 2003 | 2 456 | 25 |
159 | Черногория | 650 | 2006 | 939 | 24 |
160 | Гамбия | 629 | 2003 | 438 | 170 |
161 | Мальдивы | 589 | 2009 | 1 707 | 43 |
162 | Лесото | 581 | 31 декабря 2009 | 233 | 36 |
163 | Свазиленд | 534 | 31 декабря 2009 | 520 | 18 |
164 | Суринам | 504 | 2005 | 1 011 | 28 |
165 | Аруба | 478 | 2005 | 4 935 | 21 |
166 | Джибути | 428 | 2006 | 573 | 56 |
167 | Гаити | 428 | 31 декабря 2009 | 48 | 7 |
168 | Антигуа и Барбуда | 360 | 1 июня 2006 | 4 388 | 36 |
169 | Гренада | 347 | 2004 | 3 402 | 74 |
170 | Кабо-Верде | 325 | 2002 | 722 | 53 |
171 | Сан-Томе и Принсипи | 318 | 2002 | 2 193 | 349 |
172 | Сент-Китс и Невис | 314 | 2004 | 6 408 | 79 |
173 | Эритрея | 311 | 2000 | 87 | 44 |
174 | Сент-Люсия | 257 | 2004 | 1 586 | 32 |
175 | Коморы | 232 | 2000 | 420 | 115 |
176 | Сент-Винсент и Гренадины | 223 | 2004 | 2 084 | 54 |
177 | Доминика | 213 | 2004 | 3 000 | 75 |
178 | Самоа | 177 | 2004 | 994 | 47 |
179 | Экваториальная Гвинея | 174 | 31 декабря 2009 | 136 | 1 |
180 | Соломоновы Острова | 166 | 2004 | 355 | 44 |
181 | Бермуды | 160 | 1999-2000 | 2 560 | нет данных |
182 | Острова Кука | 141 | 1996 | 7 756 | нет данных |
183 | Фиджи | 127 | 2004 | 150 | 5 |
184 | Маршалловы Острова | 87 | 2008 | 1 377 | 54 |
185 | Вануату | 81 | 2004 | 383 | 22 |
186 | Тонга | 81 | 2004 | 791 | 33 |
187 | Новая Каледония | 79 | 1998 | 404 | нет данных |
188 | Острова Кайман | 70 | 1996 | 2 078 | нет данных |
189 | Фареры | 68 | 2006 | 1 409 | нет данных |
190 | Микронезия | 61 | 2005 | 563 | нет данных |
191 | Гренландия | 58 | 2009 | 1 007 | нет данных |
192 | Виргинские Острова (Великобритания) | 36 | 1997 | 1 897 | нет данных |
193 | Науру | 33 | 2004 | 2 599 | нет данных |
194 | Кирибати | 10 | 1999 | 120 | 14 |
195 | Монтсеррат | 9 | 1997 | 14 958 | нет данных |
196 | Ангилья | 9 | 1998 | 818 | нет данных |
197 | Уоллис и Футуна | 4 | 2004 | 244 | нет данных |
198 | Ниуэ | 0,4 | 2002 | 196 | нет данных |
199 | Андорра | 0 | 2010 | 0 | 0 |
200 | Бруней | 0 | 2005 | 0 | 0 |
201 | Ватикан | 0 | 2003 | 0 | 0 |
202 | Лихтенштейн | 0 | 2006 | 0 | 0 |
203 | Макао | 0 | 2010 | 0 | 0 |
204 | Монако | 0 | 2005-2006 | 0 | 0 |
205 | Палау | 0 | 1999-2000 | 0 | 0 |
206 | ФШМ | 0 | 2006 | 0 | 0 |
Интересный факт. Внешний долг России на январь 2018 г. по данным ЦБ составил $529,1 млрд. При этом он увеличился по сравнению с показателем предыдущего года на 2,9%. В пересчете на каждого жителя страны это около 3000 $.
Источник