Биологические экскурсии начальная школа

Биологические экскурсии

Методические рекомендации

«Биологические экскурсии»

Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах.

Главная цель экскурсий заключается не в том, чтобы показать виды и названия нескольких десятков живых существ, не в том, чтобы научиться их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать и научить видеть жизнь природы, видеть и понимать биологические процессы. Не на отдельный организм нужно обращать внимание, а на явления общего характера, причём отдельные организмы являются, только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии можно достигнуть того, что мы будем представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями.

В своей работе я систематически провожу экскурсии. Позволяет мне это сделать очень удобное расположение и нашего посёлка и нашей школы. Берёзовый лес сразу за стенами школы, река Чулым – в 8 минутах ходьбы, река Берла ещё ближе, в центре села — пруд, в 10 минутах ходьбы – луг. Прекрасным объектом экскурсий является пришкольный участок. Так как экскурсии я провожу систематически, то у меня есть постоянные участки, которые стали базой для проведения не только осенних, но и всех сезонных экскурсий.

Читайте также:  Занзибар достопримечательности своим ходом

Систематические экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

Методические рекомендации по проведению экскурсий

«Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, но неотъемлемой составной частью учебного пла­на школы»,— говорил Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.

Для того, чтобы экскурсия прошла успешно необходимо соблюдаться следующие этапы:

1. подготовка к экскурсии

2. проведение экскурсии.

Подготовка к экскурсии.

Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации:

1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.

3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избе­гите длинных объяснений.

6. Не оставляйте экскурсан­тов только слушателями, привлекайте их к активной работе.

7. Не перегружайте экскурсантов новыми назва­ниями; они их забудут.

8. Умейте сконцентрировать вни­мание экскурсантов на нужном объекте.

9. Умейте вовре­мя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.

10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на наследующих уроках.

Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно ор­ганизованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Подготовка к экскурсии включает в себя

· Подготовка учителя к экскурсии

· Подготовка учащихся к экскурсии

Подготовка учителя к экскурсии.

За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут в том или ином ландшафте и проходит по нему, подбирая нужные объекты для изучения, места остановок для демонстрации этих объектов, для самостоятель­ных наблюдений учеников, обобщающей беседы. Эта работа учителя завершается составлением плана экскур­сии, в котором должны найти отражение следующие ос­новные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. Учитель продумывает струк­туру экскурсии. В структуре, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.

Подготовка учащихся к экскурсии.

Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблю­дать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местнос­ти и познакомить с требованиями к подготовке и пове­дению учащихся на экскурсии. Желатель­но каждому ученику (если в классе мало учеников) иметь блокноты, простые карандаши, лупу, метр. Школьни­ки должны подготовить для себя удобную обувь и одежду. Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не при­чинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом.

Исходя из этой воспитательной позиции, учитель формирует у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фото­графировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что мно­гие виды растений и животных, которые 20—30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали ред­кими или исчезающими.

Проведение экскурсии.

Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, в котором находятся учащиеся. Учитель дает краткую характеристику ланд­шафта— его основные черты. Внимание учащихся привлекают к типичным признакам данного сезона года. Тот или иной биоценоз и ландшафт в целом рассматривают в развитии, в процессе непрерывного изменения.

Не рекомендуется показывать школьникам каждое растение и встреченное животное. Достаточно обратить внимание на 10—15 видов фоновых растений и столько же характерных для данного ландшафта животных. Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, обратите внимание

учащихся на общую структуру всего биоценоза, на взаимные связи растений, животных, почвы. Это очень важно!

Во время экскурсии обратите внимание учащихся на своеобразие и красоту тех или иных участков при­роды в разные сезоны года, воспользуйтесь художест­венными образами из литературы и живописи. Русские писатели и художники любили природу, умели ее на­блюдать, увлекательно писали о ней и оставили пре­красные картины сезонной жизни различных ландшаф­тов. Конечно, при этом нужно соблюдать известную меру, чтобы не нарушить хода биологической экскур­сии.

Не превращайте экскурсию в урок с опросом уча­щихся по данной теме с комментариями учителя: экскур­сия должна сохранить свое содержание и специфику.

Непременная часть экскурсии — самостоятельные наблюдения каждого школьника. Учитель, составляя план экскурсии, определяет задания для самостоятель­ной работы (в виде нескольких вопросов, несложных табличек или карточек для записи конкретных наблюдений). Цель заданий научить учащихся видеть про­исходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения воз­никающих вопросов.

Задания должны быть доступны ученикам и пре­дусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности. В задание включаются описание биотопа, в котором находится группа, опреде­ление живых объектов, их зарисовка, фотографирование. Во время самостоя­тельных наблюдений учитель контролирует работу детей. В установленное время ученики соби­раются вместе на итоговую беседу, во время которой рассказывают о наблюдениях и на­ходках, показывают собранный материал. Учитель об­ращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения учеников.

После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал и составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, иллюстрирующих изменчивость различных признаков, приспособленность к определен­ным условиям жизни и т.п. Результаты экскурсии оформляются в форме отчета или отчетной таблицы.

Методика проведения экскурсий

ОСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Задачи.

Образовательные: развивать у учащихся по­нятия о древесных, кустарниковых и травянистых расте­ниях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды: осенняя ок­раска листьев, листопад, осеннее цветение растений, рас­пространение плодов и семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания; отработать приемы фиксации наблюдений; формиро­вать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.

Воспитательные: развивать научное мировоззрение, раскрывая при­чины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде (температура, влажность, долгота дня, облачность и др.); формировать у учащихся эсте­тическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, ознакомить учащихся с пло­дами и семенами растений — кормом для зимующих птиц.

Оборудование: папка для герба­ризации листьев; задания, отпечатанные и наклеенные на картоне; дидактический материал с изображением деревьев и кустарников; полиэтиленовые мешочки.

Ход проведения экскурсии.

  1. Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.
  2. Постановка цели экскурсии: выяснить, как сезонные изменения по­годных условий влияют на жизнь растений осенью, и какие цветковые растения обитают в окружающей местности.
  3. Беседа о красоте окружающей природы( чтение 1-2 стихотворений о осени) и характерных приметах осени (летний зеленый наряд природы меняется на желтый, багряный, пурпурный; уменьшение светового дня, понижение температуры воздуха и т. д.).
  4. Самостоятельное выполнение заданий.

Первая карточка. В течение 15 мин обсле­дуйте отведенный участок леса. Выполните задания.

( Для работы отводятся разные участки леса. Это позволяет наиболее полно выявить видовой состав растений)

1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцве­чиванию. Листья и плоды деревьев одного наименова­ния помещайте в один пакет.

2. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев — в верхней части кроны или в нижней, в на­ружной или внутренней? Результаты наблюдений офор­мите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».

Источник

Методика проведения экскурсий на уроках биологии

Пояснительная записка

В воспитании учащихся огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя биологии, в дополнения к уроку, проводят разнообразную внеклассную работу, которая обогащает общее развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с жизнью.

Каждая экскурсия — сильное средство воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к природе. «Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях призвание, если не открываем молодежи глаза на «красоты окружающего мира», — писал академик Н.П.Анучин.

Место курса в учебно-воспитательном процессе

Цели и задачи, образовательные результаты

Цель: разработка учебно-методического курса и создание интерактивного мультимедийного пособия «Виртуальная экскурсия».

Задачи:

  • формирование умений и навыков, необходимых для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;
  • развитие у учащихся желание познать многообразие живой природы;
  • развитие научных основ рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
  • создание представлений о положительном и отрицательном воздействии человека на природу;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование у учащихся навыков самообучения при помощи компьютера, предоставление ему дополнительной информации по изучаемому предмету, формирование навыков отбора и анализа информации, повышение качества образования с использованием компьютерных технологий;
  • развитие познавательных, творческих, интеллектуальных способностей учащихся.

Концепция курса

Образовательные результаты

Контроль знаний и умений

Организация учебного процесса

Методические рекомендации

Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.

Экскурсии различают:

  • по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;
  • по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;
  • по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;
  • по времени: одно, двух-часовые, однодневные и многодневные.

Структура экскурсии

Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы:

  • подготовка учителя к экскурсии;
  • подготовка учащихся;
  • работа учащихся на экскурсии;
  • беседа с учащимися;
  • проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.

Наряду с экскурсиями в природу существуют экскурсии в музеи, на выставки, в «океанариум» и т.д. Здесь свои особенности, т.к. их обычно проводят опытные и профессиональные экскурсоводы. Но в этом случае часто допускаются ошибка: учащиеся остаются только зрителями и слушателями, поэтому целесообразно план экскурсии составлять с методистом музея и обязательно обсудить увиденное и услышанное с учениками.

Методика подготовки к экскурсии

Экскурсии должны быть предусмотрены и продуманы учителем еще при составлении календарно-тематического плана. Нужно помнить следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:

  1. Экскурсия — не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  2. Определить тему экскурсии, изучить место ее проведения, составить четкий план экскурсии.
  3. Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
  4. Рассказывать только о том, что можно показать.
  5. Избегать длинных объяснений.
  6. Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной работе.
  7. Не перегружать учащихся новыми названиями.
  8. Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.
  9. Уметь вовремя прекратить экскурсию.
  10. Закрепить материал экскурсии на последующих уроках.

Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные объекты, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и методы проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для беседы.

Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у учащихся радость, оживление. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения. Поэтому, чтобы заинтересовать учащихся учебным предметом с первых дней изучении, можно провести тематические экскурсии на природу или в музей. Перед проведением экскурсии учитель может показать маршрут (особенно, если экскурсия выездная — это делается с целью ориентировки).

Учитель должен сформировать у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать), наблюдать (но не ловить), птичьи гнезда не фотографировать, не шуметь, не бегать, не лазать без надобности по деревьям, не причинять вреда. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет назад были обычными, сейчас стали редкими и исчезающими.

Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет учащихся в группы по 4-5 человек, где избирают старшего, отвечающего за дисциплину.

Заключение

Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия. Конкретность наблюдаемых явлений, процессов, необходимость кратко записывать увиденное, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а затем применить полученные знания на уроке и в жизни-все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания. Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом они входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние: у них вырабатывается ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, развивается чувство коллективизма.

На экскурсиях по биологии легко осуществить индивидуализацию обучения, применить дифференцированный подход, что позволяет учесть разносторонние интересы учащихся. Экскурсии дают большие возможности для ознакомления учащихся с научными основами охраны природы, дают возможность приобщить учащихся к труду, вооружить их умениями и навыками использования биологических закономерностей в практической деятельности.

Приложение 1

Методика проведения экскурсии
(на примере экскурсии в 7-м классе)

Самыми распространенными ботаническими экскурсиями являются экскурсии на природу по следующим темам: «Жизнь растений осенью», «Жизнь растений зимой», «…весной». Это — обширные темы, из них можно выделить конкретные подтемы, а можно оставить их общими.

Например, в 7-ом классе, по новой программе, цветковые растения и их классификация изучаются, к сожалению, в зимний период. Но заключительную экскурсию по данному разделу можно перенести на конец учебного года, и это будет хорошим повторением пройденного материала, к тому же можно будет увидеть цветущими те растения, которые не цветут летом. При желании эту экскурсию можно провести за 2 урока. Методика проведения данной экскурсии довольно-таки проста, но учитывая, что этот раздел был изучен еще зимой, перед экскурсией обязательно (можно не целый урок) повторение, где повторяются семейства цветковых растений, их морфология, различия, сходства, разнообразие. Обязательно нужно вспомнить классификацию цветковых растений. Простота этой экскурсии в том, что цветковые растения встречаются повсюду, и, чтобы провести эту экскурсию, достаточно выйти на аллею, пришкольный участок, клумбу.

Задача экскурсии: ознакомиться с миром цветковых растений окружающей местности, понять причину их разнообразия. Перед экскурсией проводится беседа по правилам поведения на природе, о бережном отношении к растениям. Затем учитель делит класс на звенья (группы). На этой экскурсии можно в большом разнообразии применить игровые формы. Например, уже в начале объявить конкурс на звено наблюдательных, смышленых и организованных. Затем идет организация работы.

Учащимся предлагается сосчитать число видов растений, растущих в пришкольной зоне. Ученики дают обоснование подсчетам, пользуясь понятиями «особь», «вид», затем решают задачу, можно ли растущие на клумбе растения объединить в один отдел, класс, семейство.

Каждое звено получает инструктивную карточку по какому-либо семейству.
Инструктивная карточка
1. Внимательно рассмотрите внешнее строение растений разных видов одного семейства и оформите записи в таблице.
Видовое название Особенности внешнего строения листьев
цветков (формула) плодов (тип)

1. Проанализируйте записи и сделайте выводы:
а) Чем отличаются растения разных видов данного семейства?
б) Какие признаки являются общими для растений данного семейства?
в) Чем объяснить сходство в строении растений?
г) К какому классу и типу относятся растения данного семейства?

Обследовать пришкольную зону, найти растения семейства, данного каждому звену, изучить особенности их внешнего строения и данные внести в таблицу (перед выполнением задания учитель проводит инструктаж по заполнению таблицы).
Видовое название Особенности внешнего строения листьев
цветков (формула) плодов (тип)

При подведении итогов по этим заданиям каждое звено называет число видов растений семейства и общую характеристику.

Здесь можно провести игру «Отгадай растение»: раздаются карточки с описанием растения, которые встретились каждому звену, учащиеся должны вспомнить, где они увидели это растение и его название.

Карточка №1. Травянистое растение, листья очередные, с трилистниками. Цветы одиночные, неправильные. Венчик небольшой, окружен в белый или желтый цвет. Корни нитевидные.

Обобщая результаты, учитель предлагает учащимися 2 вопроса: «Какими общими чертами строения характеризуются растения каждого семейства?», «Чем объяснить эти сходства?».

Причины сходства и различий учащиеся находят с трудом, но наводящие рассуждения учителя облегчают этот путь.

Второй этап экскурсии — изучение придорожных растений. Учащимся предлагается сравнить подорожник и одуванчик, растущие у дороги, устанавливаются сходство в строении стебля и расположении листьев. В поисках причин данного явления учащиеся обращаются к условиям жизни растений у дороги и отличают роль вытаптывания как постоянно действующего доктора. Обсуждается значение укороченного стебля, расположение листьев розеткой и утолщение жилок на листьях для выживаемости особей придорожных растений и для сохранения вида.

Учитель предлагает учащимся сравнить подорожник большой и одуванчик лекарственный, выросшие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги, и охарактеризовать условия их жизни. В результате учащиеся делают вывод о влиянии местообитания на внешний вид растения.

Учитель предлагает определить, к каким классам цветковых растений относятся подорожник и одуванчик. Учащиеся правильно классифицируют одуванчик и ошибаются с подорожником (так как у подорожника дуговое жилкование листьев, но семя с двумя семядолями). Учитель объясняет, что дуговое жилкование — есть приспособительная особенность, результат влияния вытаптывания. В результате эволюции жилки приобрели дуговое направление и утолщались, что значительно повысило упругость листа.

Демонстрируются другие придорожные растения, рассказ учителя о соответствии их строения условиям жизни. Учащиеся находят черты приспособленности у гусиной лапки, клевера ползучего, ромашки пахучей.

Затем устраивается небольшой отдых, который посвящается закреплению увиденного. Здесь можно предложить игру: «Вспомни увиденное». Ведущий задает вопросы играющим о том, что они видели на пройденном пути. Кто быстрее и правильнее дает ответы, тот выигрывает. Можно предложить другую игру: «Будь внимателен». Играющие становятся в круг, и ведущий дает каждому название растения. Затем ведущий называет растение и говорит, где оно растет. Если он правильно сказал, то ведущий должен сказать «да»,а если неправильно-«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы ведущего.

Учитель ведет класс на пустырь, где учащиеся наблюдают лопух большой, чертополохи, крапиву двудомную и др. и отвечают на вопросы: почему лопух вытесняет другие растения? Почему животные и человек обходят растения пустырей?

Почему животные не поедают эти растения? Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений? Какие приспособления выработались у этих растений?

Учащиеся определяют, к какому семейству принадлежат встреченные растения. Проводится беседа о практическом значении этих растений.

Вернувшись к школе, ученики изучают сорные растения на пришкольном участке.

С помощью копалки удаляются сорняки участка, указанного учителем. Распределяют на 3 группы (с помощью учителя): многолетние, двулетние, однолетние. Заполняется таблица:
№ особенности внешнего строения органов Меры борьбы Семейство Видовое название
надземных
подземных
Учитель проводит беседу с учащимися, дополняет ответы и рассказывает о биологии наиболее злостных сорняков.

Завершается экскурсия итоговой обобщающей беседой. Также можно провести игру «Поставь на свое место». Цель игры — как ученики запомнили различают плодовые, декоративные, сорные, овощные растения. Для этого учащимся раздают карточки с названиями растений в произвольном порядке. Учащиеся должны сгруппировать их в 4 колонки: плод, сорняки, декоративные, овощные.

По результатам экскурсии ученики оформляют 4 карточки с описанием растений, увиденных в процессе работы.

Приложение 2 (игры, которые можно использовать на экскурсии)

  1. «Ботаническая эстафета»: играющие садятся в круг, ведущий объявляет, что все участники игры, начиная с первого, должны назвать по одному растению, причем каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего слова. Можно видоизменить эту игру, прибавив к названию растения место, где оно растет.
  2. Подобным образом можно провести «Зоологическую эстафету».
  3. «Проверь свою наблюдательность»: на экскурсии руководитель выбирает наиболее интересный уголок природы и предлагает ученикам внимательно рассмотреть его, затем повернуться в противоположную сторону,и рассказать о том, что он запомнил.
  4. «Птичьи силуэты»: для этой игры заготавливаются не сколько карточек с симметричным изображением птиц. Ведущий показывает силуэты птиц,а участники должны правильно определить их принадлежность.
  5. «Учись различать запахи»: подбираются душистые листья или плоды, веточки, грибы, лук. По запаху определяется растение.
  6. «Что знаешь и чего не знаешь»: подготовить несколько рисунков с изображением животных в несвойственных для них условиях. Объяснить ошибки.
  7. «Инвентаризация»: подсчитать видовое разнообразие определенного участка.
  8. «Отгадай растение»: раздаются карточки с описанием растений,а учащиеся по признакам должны определить о каком растении идет речь.
  9. «Вспомни увиденное»: задаются вопросы об увиденных по пути растениях и животных. Кто быстрее и правильнее даст ответ, тот выигрывает.
  10. «Будь внимателен»: ведущий каждому дает название растения и говорит, где оно растет. Если он сказал правильно, то играющий должен сказать «да»,а если неправильно-«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы ведущего.

Список использованной литературы:

1. Бастракова Т.А., Жарких А.В. «Летняя экскурсия в лес», Казань «КГУ»,1981 г.
2. Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология»:М. «Дрофа» 1996 г.
3. Петросова Р., Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника»:М. «AST пресс»,1998 г.
4. Тетюрев В.А. «Рассказы о наблюдениях в природе»:М. «Просвещение»,1971 г.
5. Трайтак Д.И. «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии», М. «Просвещение»,1971 г.

Источник

Оцените статью