Биология 6 класс рабочая тетрадь решебник экскурсия 2 живые организмы зимой

Биология 6 класс рабочая тетрадь решебник экскурсия 2 живые организмы зимой

Подробное решение экскурсия 2 по биологии для учащихся 5 класса, авторов Т.С. Сухова, В.И. Строганов 2015

Цель: научиться наблюдать взаимосвязи организмов в живой природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм.

1. Зарисуй схему расположения растений в лесу ярусами. Назови известные тебе растения. В отчёте поясни причину ярусного расположения растений.

Верхний, первый ярус представлен основными деревьями первой степени значимости (ель, сосна, дуб). Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня). Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета. Четвертый ярус – это травянистый покров (ландыш, грушанка, сныть), а пятый – мхи и лишайники.

Ярусность способствует увеличению числа организмов на единицу площади, ослаблению конкуренции между ними, более полному и разностороннему использованию условий среды.

2. Найди сосну, растущую в чаще леса, её силуэт зарисуй.

3. Зарисуй сосну, растущую на открытом месте. Поясни обе зарисовки сосны, ответив на вопрос: «Влияние какого фактора неживой природы на сосну ты наблюдал?»

Доступ света к растениям в чаще леса неодинаков. Кроны деревьев первого яруса лучше освещены. От верхних к нижним ярусам освещенность уменьшается, так как растения верхних ярусов задерживают долю солнечных лучей. Поэтому у сосны, растущей в лесу нижние ветки высыхают при недостатке света, крона развивается на сомой вершине. У сосны растущей на открытом месте света в достатке и крона равномерная.

4. Рассмотри и зарисуй веточку сосны или ели с листьями-иголками. Приспособленность к какому фактору среды ты наблюдаешь у этих вечнозелёных растений?

У этих вечнозелёных растений игольчатые листья, благодаря чему уменьшается количество снега, который может скапливаться на них зимой. Кроме того, эти листья имеют малую площадь, с которой испаряется влага, покрыты толстой кутикулой, уменьшающей потерю влаги летом.

5. Понаблюдай, каких животных (или их следы) можно встретить зимой. Чем питаются эти животные? Приведи один-два примера.

Зимой можно встретить белку, лису, снегирей, сороку.

В основе беличьего питания — семена различных хвойных деревьев, шляпочные грибы, обладающие высокой питательной ценностью. Отсутствие семян хвойных вынуждает белок употреблять в пищу почки деревьев и кору, плоды лещины (лесные орехи) и желуди, сережки ивы, ягоды, молодую листву дуба и лишайники. Включают в свой рацион белки и различных насекомых, их личинок куколок. Не брезгуют белки птичьими яйцами, могут и птенцов съесть. Могут обгладывать и кости животных, и рога, которые сбрасывают некоторые лесные копытные, например, лоси.

Белки запасают грибы и орехи на зиму. При этом грибы они прячут на деревьях, а орехи напротив, закапывают в землю и листья. Найти свои запасы белка может даже под метровым снежным покровом, благодаря своему исключительно развитому обонянию.

Питается снегирь семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами (в частности, рябиной). Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливает в основном растительными кормами, добавляя насекомых и ягоды.

6. Отметь влияние деятельности человека на лес:

Защита от вредных насекомых.

Восстановление зеленых участков зеленого насаждения посредством посадки новых деревьев.

Создание особо охраняемых природных территорий.

Запрет охоты на отдельные виды или в определённое время.

Подкормка животных зимой.

б) отрицательное.

Браконьерство, вырубка, инициирование лесных пожаров, загрязнение бытовыми отходами, загрязнение воздуха промышленными предприятиями (выбрасывается большое количество вредных соединений в воздух, уничтожающих леса).

Собирая семена, он ухудшает условия естественного возобновления. Особенно это относится к деревьям с крупными съедобными семенами или плодами.

Большой вред лесу наносит и прокладка дорог поперек склонов. На горных склонах вода внутрипочвенным стоком все время течет вниз. Деревья приспособились получать ее из этого стока, а вместе с ней и питательные вещества. После уплотнения почвы при строительстве дороги почвенный сток замедляется, а то и совсем прекращается. Над дорогой начинается заболачивание, а снизу — увеличивается сухость, деревья получают меньше питательных веществ. И то и другое вредно отражается на росте леса и вызывает нежелательную смену растительности.

7. Сделай выводы о влиянии условий среды на живые организмы.

Все условия окружающей среды, влияющие на живые организмы называют экологическими факторами. Среди них различают факторы неживой природы (температура, влажность, свет, ветер, состав почвы или воздуха, рельеф местности). Другую группу составляют факторы живой природы, обусловленные взаимодействием организмов между собой.

Особой группой экологических факторов является деятельность человека, коренным образом изменяющая условия существования организмов. Человек может разрушать одни типы растительных сообществ (вырубать леса, распахивать целинные степи, осушать болота) и искусственно создавать другие (сады, поля, огороды, пастбища, лесонасаждения, парки).

Деятельность человека может неблагоприятно влиять на живые организмы, вызывать исчезновение определенных видов (например, растений, имеющих ценную древесину, красивые цветки или используемых как лекарственные), нарушение устоявшихся взаимосвязей в сообществах. Вследствие этого множество видов уже исчезло с лица нашей планеты (вымерли), а еще больше нуждаются в охране.

Человек должен охранять все организмы, населяющие нашу планету, но особое значение имеет сохранение и воссоздание именно растительности, так как от нее зависит жизнь на Земле.

8. Оформи отчёт об экскурсии.

Источник

ГДЗ по биологии 6 класс Дмитриева Сухова

ГДЗ готовые домашние задания рабочей тетради и учебника по биология 6 класс Дмитриева Сухова часть 1, 2 Живая природа ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) рабочих тетрадей необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн

Учебник

Рабочая тетрадь

Часть 1

§ 1. Приспособились ли потомки древних обитателей Земли — бактерии — к жизни на современной планете
1 2 3 4

Являются ли бактерии активными участниками жизни на планете
1 2 3

Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты
1 2 3

§ 2. Можно ли бактерию назвать клеткой-организмом
1 2 3 4 5 6

§ 3. Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий
1 2 3

Подведем итоги. Бактерии — живые организмы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

§ 4. Что такое гриб
1 2 3 4

Где живут грибы
1 2 3 4

§ 5. Почему о грибах полезно знать всем
1 2 3 4

§ 6. Лишайники — кто они
1 2 3 4

Подведем итоги. Грибы и лишайники — живые организмы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

§ 7. Растительный мир в истории нашей планеты
1 2

§ 8. О близких и дальних родственниках в царстве Растения. Водоросли — низшие растения
1 2 3

§ 9. Размножение водорослей
1 2 3

§ 10. Мхи — высшие споровые растения
1 2 3 4

§ 11. Папоротники, хвощи, плауны — высшие споровые растения
1 2 3 4 5

§ 12. Голосеменные — высшие семенные растения
1 2 3 4 5 6 7

§ 13. Покрытосеменные (Цветковые) — высшие семенные растения
1 2 3 4

Подведем итоги. Сравнительная характеристика растений разных отделов
1 2 3

Правила работы с микроскопом
2

Как человек использует знания о растениях
1 2 3 4

§ 14. Строение растительной клетки
1 2

§ 15. Клетка — биологическая система
1 2 3

§ 16-17. Что такое ткань. Ткани растительного организма
1 2 3 4 5

Подведем итоги. Организм — единое целое
1 2 3 4 5 6

Часть 2

§ 18. Эволюционные «достижения» покрытосеменных растений
1 2 3 4

§ 19. Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений
1 2 3 4

Различаются ли репродуктивные органы цветковых растений, обитающих в разных условиях
1 2 3 4

Различаются ли вегетативные органы цветковых растений, обитающих в разных условиях
1 2

§ 20. Корень — вегетативный орган растения
1 2 3 4 5

§ 21. Клеточное строение корня
1 2 3 4 5

§ 22. Побег — сложный орган высшего растения
1 2 3 4

§ 23. Стебель — часть побега. Клеточное строение стебля
1 2 3

§ 24. Лист — часть побега
1 2 3 4

§ 25. Клеточное строение листа
1 2 3

Взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций
Лабораторная работа № 8

§ 26. Процессы жизнедеятельности единого организма
1 2 3 4 Домашнее задание

Особенности полового размножения покрытосеменных растений
1 2 3

§ 27. Внешнее строение и состав семян
1 2 3

§ 28. Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений
1 2

§ 29. Подведем итоги. Космическая роль растений на Земле
1 2 3 4 5 6

§ 30. Близкие и дальние родственники в отделе Покрытосеменные (Цветковые)
1 2 3 4

§ 31. Признаки классов Однодольные и Двудольные
1 2

§ 32. Разнообразие Двудольных растений
1 2 3 4 5

§ 33. Разнообразие Однодольных растений
1 2 3 4 5

Значение однодольных и двудольных растений в жизни человека
1 3 4

§ 34. Природные сообщества. Единство живой и неживой природы
1 2 3 4 5 6

Подведем итоги. Знакомство с разнообразием цветковых растений своей местности
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Выявление приспособлений растений к условиям обитания (весенняя экскурсия в природу)
1 2 3 4 5 6 7 8

§ 35. Влияние деятельности человека на окружающую среду
1 2 3 4

Источник

Биология 6 класс рабочая тетрадь решебник экскурсия 2 живые организмы зимой

Т ема: экскурсия «Жизнь живых организмов зимой»

Задачи и содержание: доказать, что в зимнее время жизнь живых организмов продолжается; наблюдать способы приспособления живых организмов к зимним условиям; соблюдать правила поведения в природе.

Оборудование: учебник (с.167), тетрадь для практических работ, блокнот, простой карандаш, определительные карточки.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Методика урока:
  • Озвучиваю перед учащимися название практической работы; ставлю задачу.
  • Провожу инструктаж по правилам поведения на биологической экскурсии.
  • Задаю алгоритм действий при выполнении практической работы:

1) Назовите деревья и кустарники на заданном участке, для этого воспользуйтесь определителем. Зарисуйте почки любого известного вам дерева и кустарника, растущих на заданном участке.

2) На каком из растений на заданном участке сохранились плоды с семенами? Зарисуйте эти плоды.

3) Осматривая деревья, постарайтесь заметить птичьи гнёзда. Опишите и зарисуйте найденное гнездо (форма гнезда, материал, из которого оно сделано, схема расположения, схема прикрепления, место, где оно было обнаружено).

4) Назовите животных, встреченных вами во время экскурсии. Чем питаются эти животные зимой?

  • При обсуждении вывода к практической работе делаю акцент на то, что деревья и кустарники имеют признаки, характерные только для своего вида, по которым их можно определить в любое время года. Силуэт и цвет коры на стволе зимой становятся основными признаками. Для многих деревьев и кустарников зима – время распространения семян. Птичьи гнёзда зимой используются некоторыми птицами для ночевки. Питательный рацион животных зимой весьма ограничен, птиц, как наиболее полезных животных, в зимний период необходимо подкармливать.

4.Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

  1. Домашнее задание: повторить §38-43, записи, закончить оформление практической работы.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ СТЕФУТИНОЙ И.В. 2015.

Источник

Урок-экскурсия «Живые организмы зимой»

Разделы: Биология

Цель: изучить в условиях зимы, основные приспособления организмов (растений и животных) к перенесению неблагоприятных условий.

Пояснение: На этом уроке-экскурсии можно использовать большое количество пословиц, поговорок, народных изречений и поэтических строк для создания эмоционального настроя и лучшего усвоения материала учащимися. В процессе оформления отчетов как нельзя лучше подойдут даты из народного календаря. Так как урок приходится на февраль, то и подбор материала соответствует этому месяцу. Для повторения или проверки знаний по предыдущему материалу, можно использовать дидактическую игру.

Оборудование: блокноты для записи, карандаши, градусник, лупы.

В качестве эпиграфа к работе может служить поэтическая строфа, например:

  • «И одним цветом белым рисует зима». Н.В.Гоголь
  • «Волшебницей зимой весь мир преобразован». П.Вяземский
  • «Этот вечер еще не весенний,
    Но такой уже и не зимний…
    Что ж ты медлишь весна?» В.Ходасевич

Или одна из народных поговорок – «Лето бежит вприпрыжку, зима бредет, понурив голову».

А общим девизом для всех фенологических и метеорологических наблюдений могут служить слова А.С.Пушкина.

«Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду…»

В начале экскурсии фиксируем дату, время, погодные условия и особые явления природы (если они есть).

Учащиеся заносят записи в полевые дневники-блокноты. Наблюдения, можно занести в таблицу со следующими графами:

Осадки или другие явления природы

Интересные данные и месяцеслов с народными приметами помогают разнообразить работу, помогают обратить внимание учащихся на опыт русского народа, который веками собирал эти данные, использовал их в земледелии, скотоводстве:

Название февраль произошло от имени древнеиталийского бога Фебра. Славяне называли февраль межень, снежень, бокогрей.

21 января — Емельян Зимний. «Емельян, накрути буран». Метель зиме за обычай. Судят о характере зимы окончательно. Если подует с юга — посулит грозовое лето.

23 января — Григорий Летоуказатель. Ежели иней на деревьях, стогах и скирдах — к мокрому и холодному лету.

24 января — Федосеево тепло. Если тепло, знать на раннюю весну пошло.

25 января — Татьянин день. Проглянет солнышко — к раннему прилету птиц, снег — лето дождливое.

28 января — Петр-Павел дня прибавил. Коли ветер, будет год сырой.

29 января — Петр-полукорм, значит домашней живностью съедена половина зимнего корма.

30 января — Антон перезимний. Перезимник — обнадежит, обтеплит, а потом обманет — все морозом стянет. Не верь теплой погоде зимой.

31 января — Афанасий Ломонос. Афанасьевские морозы. Ломонос морозит нос. Вороны летают и кружат стаями — к морозу. Мороз шутить не любит. «Это не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а подожди Тимофея-полузимника (4 февраля) — тимофеевских морозцев».

1 февраля — Макарьев день. Коли капель — в весну раннюю верь. Какова погода первого числа, таков и весь февраль, коли ясно, то ранняя весна.

2 февраля — Ефим. «На Ефимия метель — вся Масленая неделя метельная». «На Ефимия в полдень солнце — будет ранняя весна». Завизжит метелица — всю неделю прометелится.

4 февраля – Тимофей – полузимник – начало метелей. Тимофей – полузимник славится сильными морозами, которые на Руси и называли тимофеевскими.

6 февраля – Аксинья – полузимница. Перелом зимы. Какова Аксинья, такова и весна.

15 февраля – Сретенье – зима с летом встретились.

«Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья потеет».

24 февраля – Власий – сшиби рог с зимы. Пришел Власьев день и пришли власьевы морозы. «Пришел Прохор да Влас, никак скоро весна у нас».

Интересны и задания для развития мышления — объясни народные изречения:

  • Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.
  • Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
  • Февральская оттепель ничего не стоит.

Учащиеся разбиваются на группы и выполняют самостоятельные групповые задания.

Инструктаж по выполнению задания. Повторение правил работы в группе.

Для заданий учитель выбирает деревья: клен остролистный, дуб черешчатый, клен ясенелистный, каштан конский, рябину обыкновенную, черемуху обыкновенную и другие.

Кустарники: кизильник черноплодный, сирень обыкновенную или венгерскую, пузыреплодник калинослистный, калину гордовину (она интересна крупными открытыми почками).

1 группа: описание дерева на участке школы по схеме:

Примерная высота (м)

Цвет коры, ее фактура

Форма и вид почек

Количество почечных чешуек

2 группа: описание кустарника на участке школы по схеме:

Название дерева

Примерная высота (м)

Цвет коры, ее фактура

Форма и вид почек

Количество почечных чешуек

Внимательно рассматриваем деревья или кустарники. Отмечаем их приспособление к перенесению неблагоприятных условий. Рассматриваем с помощью лупы почечные чешуи, выясняем их значение. Срезаем несколько веточек для определения и фиксации на следующем уроке (фиксируем с помощью электронного микроскопа почечные чешуи, количество зародышевых листочков, чечевички, определяем видовое название растения с помощью электронного атласа-определителя).

Под снегом раскапываем небольшой травянистый участок. Делаем замеры температуры под снежным покровом и над ним. Выявляем разницу. Рассматриваем травянистые растения, отмечаем, что они зеленые. (Фотографируем для отчета.) Находим их почки и делаем вывод об их приспособлении к зиме. Обсуждаем, почему под снежным покровом сохраняются травянистые зеленые растения.

Вспоминаем животных, которые переносят неблагоприятные условия, избегая их (спячка, оцепенение).

Рассматриваем птиц (чаще всего это большая синица, домовый воробей или голубь-сизарь). Определяем их оперение и сравниваем с летним. (Фотографируем, если возможно для отчета.) Отмечаем различия, делаем выводы.

На этом уроке-экскурсии желательно подкормить птиц, вывесить кормушки с кормом, сделанные учащимися перед уроком.

Дидактическая игра.

1 этап. 3-5 учеников становятся в линию. На каждый шаг они называют дерево, которое переносит неблагоприятные условия, сбрасывая листья. Повторяться нельзя.

2 этап. Называют растения, не сбрасывающие листья на зиму.

3 этап. Можно называть животных, которые активны зимой или наоборот впадают в оцепенение. Попросить этих животных изобразить.

Проверку может проводить учитель, авторитетное жюри, избранное из числа учеников или отдельно выбранные учащиеся, которые показывают свое знание материала.

Итог урока-экскурсии на рефлексивной основе.

В завершение урока-экскурсии подводим итоги, делаем выводы о приспособлении живых организмов к перенесению неблагоприятных условий.

Предлагаем учащимся вспомнить пословицы, поговорки, поэтические строки, которые на уроке упоминались, и выбрать из них фразу, которая для них характеризует экскурсию, их впечатления о ней. Или предложить свою поговорку, возможно строку стихотворения о зиме и природе зимой.

Источник

Читайте также:  Все достопримечательности псковской области
Оцените статью
Название кустарника