Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс
Разделы: Биология
Класс: 7
Задачи:
- познакомить учащихся с разнообразием птиц городского парка, отметить видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной;
- провести наблюдения за весенним поведением птиц, обратить внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни;
- развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе,
- единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Птицы парка».
Учитель. Прекрасен и многолик мир птиц. Подобно совершенным и ярким бабочкам, украшают птицы наши леса, луга, горы, сады и парки. Стоит лишь оглянуться вокруг вокруг, вслушаться в таинственную тишину и мир необычных, часто волшебных звуков открывается перед нами. Он манит, а иногда и на всю жизнь увлекает нас бесконечным разнообразием сверкающих красок, движений и звуков.
– Как называется наука изучающая птиц?
– Чем занимается орнитолог? (Орнитолог – это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в условиях живой природы, мегаполиса и в неволе. Отслеживает сезонные миграции.)
– Сегодня я предлагаю вам выступить в роли орнитолога. Заняться научно-исследовательской работой.
– С помощью нашего друга компьютера мы отправимся на экскурсию в городской парк. Но сначала выполним небольшие задания.
Задание 1. Назовите признаки, которые отличают птиц от изученных Вами ранее классов позвоночных животных?
Задание 2. Укажите на рисунке названия органов внешнего строения птиц. Впишите в кружочки цифры, указывающие названия органов внешнего строения птиц.
Задание 3. Каковы характерные особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с их приспособлением к полету.
А сейчас мы с вами отправимся в городской парк чтобы познакомиться с разнообразием птиц с особенностями их жизни весной. Но нам нужно помнить, что весной жизнь пернатых связана главным образом с размножением. В эту пору птицы заявляют о себе песнями и криками, брачными играми. Напомню еще раз вы входите в весенний парк, полный жизни, шорохов и песен, будьте внимательны, держите «ушки на макушке».
Приближаясь к парку мы слышим звенящую песенку. Видите на вершине березы обыкновенную овсянку.
А вот птица с темными продольными пестринками на оливково- серой спинке и на охристо – желтой груди. Она с громкой песней взлетает косо верх, на секунду задерживается в воздухе и с протяжным свистом «сиа-сиа-сиа…» планирует на вершину другого дерева. Этот полет лесного конька повторяется каждые 2-3 минуты.
В кроне деревьев и в глубине кустов вы непременно услышите песню садовой славки.
Мы познакомились с тремя обитателями парка. Посмотрите какие у них «законы соседства»: лесной конек обитает в верхней части крон деревьев, садовая славка в кустарниках, обыкновенная овсянка на земле и в нижней части крон. Первая и вторая птицы насекомоядные, а третья зерноядная. Никто никому не мешает.
Мы вошли в парк и идем по дорожке. На ней большое количество следов птиц. По следам можно более подробно, чем при прямом наблюдении, узнать о секретах их жизни.
– Чьи это следы?
Следовая дорожка представляет собой отпечаток лапок вороны, оставленные на мелком шагу. След лапы четырехпалый. Передние пальцы отпечатываются в следе как совершенно свободные. Задний палец заканчивается острым когтем, более длинным, чем когти на остальных пальцах, на которых они короткие и тупые.
Передние пальцы образуют между собой острый угол.
Длина среднего пальца приблизительно 4,0 см.
Длина наружного пальца равна 3,0 см.
Задний палец примерно такой же длины, что и средний.
(След вороны)
Весной во время гнездования вороны непривычно затихают. Свои гнезда устраивают в кронах стройных и высоких деревьев.
– Какая птица своей простой песней раньше других пернатых предвещает скрытый приход весны? (Синица)
Составьте краткую характеристику синицы по следующим критериям:
Клюв – сильный, конусовидный, сплюснутый с боков.
Лапы и когти – сильные, толстые ноги с крепкими пальцами и загнутыми когтями. Синицы ловко цепляются к ветке и качаясь вниз головой обследуют все щели в коре.
Окраска оперения – спинная сторона желтовато- зеленого цвета, брюшная сторона желтая с широкой черной полосой вдоль груди и брюха. Голова, щеки черные. Крылья серовато голубого цвета со светлой полоской. Хвост черноватый с голубоватым налетом.
Особенности полета – летают быстро, редко взмахивая крылышками как бы ныряют вниз, после чего, быстро взмахнув пару раз, вновь взмывают к небу, описывая в воздухе пологие параболы.
Зрение – остпрое, во много раз превосходящее человеческое.
Среда обитания – лиственные леса, сады, парки, рощи.
– Какую пользу приносит синица? (Поедает жуков и их личинок)
За сутки съедает вредителей в 2,5 раза больше собственного веса. Пара синиц, вместе с выводками могут сохранять от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.
– Прислушайтесь. Слышите «Ку-ку-ку-ку–ку-ку..» Кукушку знают все.
Ученик. Сообщение о кукушке.
Учитель.
– У какой птицы самый длинный язык? У дятла 15 см.
– На рисунке изображены особенности строения дятла. Объясните как устроено гнездо дятла; как помогают ему удерживаться на дереве хвост и лапы; как устроен язык дятла и какое значение имеет такое его строение.
– По рисунку установите, какую еловую шишку объел бурундук, а какую обгрызла белка; какую облущил дятел, а какую клест? (1 – клест, 2 – дятел, 3 – белка, 4 – полевка.)
– А вот и другая птица
Ученик. Сообщение о воробье.
– Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?
– Какая птица вертится, стрекочет, весь день хлопочет? (Сорока)
Ученик. Сообщение о сороке.
Учитель. Каждый природный ландшафт населен определенным комплексом птиц. Каждый вид этого комплекса характеризуется набором специфических приспособлений к конкретным условиям данного биотопа. Птицы расположены так, чтобы меньше мешать друг другу. В весеннее время птицы нуждаются в особой охране, в тишине и покое.
– Наше путешествие было интересным? Вы утомились. Располагайтесь поудобнее. Закройте глаза.
… Ярко светит солнце, дует легкий ветерок,
я вдыхаю его чистый, свежий воздух.
Колышутся травы луга, надомной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что встретился с удивительным миром птиц.
Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому.
Домашнее задание: Отчет об экскурссии.
Источник
Экскурсия «Изучение фауны птиц парка»
По итогам данной экскурсии учащиеся смогут составить наиболее полный список птиц, обитающих на изучаемой территории.
Просмотр содержимого документа
«Экскурсия «Изучение фауны птиц парка»»
Экскурсия «Изучение фауны птиц парка»
Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области
Цель: составление наиболее полного списка птиц, обитающих на изучаемой территории.
Место проведения: городской парк
Время проведения: май.
Продолжительность экскурсии: 2 часа.
Оборудование: дневники наблюдений, карандаши, бинокли, определитель птиц.
1.2.Распределение учащихся на 2 группы.
1.3.Повторение правил поведения на экскурсии.
2.Работа с дневником наблюдений и карточками (заданиями).
3.Беседа во время экскурсии в парке.
4.Подведение итогов экскурсии.
В начале маршрута каждая группа получает карточку с заданием.
1.Научитесь определять птиц в природе.
2.Составьте наиболее полный список видов птиц, обитающих на выбранном участке.
3.Выясните, какие местообитания предпочитают различные виды птиц, обитающие на выбранном участке.
4.Сделайте вывод о том, какие группы птиц (наземные, кустарниковые, древесные, околоводные) населяют выбранный участок.
Таблица для заполнения:
Окраска, размеры, характерные элементы внешнего вида птицы
К какой группе относится
Особенности места встречи.
Для выполнения работы необходимо выбрать небольшой участок парка. Он не должен быть по площади более 100-200 м2. На выбранном модельном участке прокладывают 2-3 маршрута, которые посещают 3-4 раза. Выполнение этой работы потребует от учащихся знания наиболее обычных видов птиц или умения определять их с помощью определителя.
Основным методом изучения видового состава птиц служат наблюдения за ними во время экскурсий. Их необходимо проводить в утренние часы, когда активность птиц наивысшая. Чтобы получить наиболее полное представление о фауне птиц вашей местности, нужно провести несколько экскурсий. Во время прохождения маршрута наблюдатель отмечает всех встреченных птиц, определяет их, записывает особенности места встречи того или иного вида, например, что зяблик встречен в березняке, певчий дрозд в ельнике и т.д. В конце экскурсии подводятся общие итоги числа встреч каждого вида.
Подведение итогов экскурсии.
Составлен список птиц, обитающих на изучаемой территории. Определено, к каким группам эти птицы относятся, и какие места обитания предпочитают.
Источник
«Экскурсия «Изучение многообразия птиц»».
Тема урока: «Экскурсия «Изучение многообразия птиц»».
Цель урока: закрепить изученный материал на практике..
Задачи: познакомить учащихся с многообразием местных птиц, их значением в природе и жизни человека, с редкими и исчезающими видами; показать, что в ходе эволюции у птиц различных видов выработались сходные приспособления к выживанию в сходных местах обитания; закрепить умения школьников распознавать птиц изученных отрядов и черты их приспособленности к определенным условиям среды обитания.
Оборудование: тетради, карандаши, бинокли.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Изучение нового материала:
1) Подготовка к экскурсии (повторить материал об особенностях строения птиц из разных отрядов; изучить дополнительную литературу о птиц местных ландшафтов, о редких и исчезающих видах птиц своего края; подобрать рисунки, фотографии местных птиц).
2) Содержание экскурсии ( краткая характеристика птиц местной фауны: их многообразие, систематическая принадлежность; объединение птиц разных видов в экологические группы как результат приспособленности к проживанию в сходных местах обитания; экологическая специализация птиц; редкие и исчезающие виды птиц).
3) Самостоятельная работа учащихся по группам.
4. Домашнее задание: параграф 30, вопросы в конце параграфа.
Подведение итогов урока.
Составить список видов птиц, обитающих в лесу.
Указать общие особенности строения птиц, объединенных в эту группу.
Распределить птиц леса по местам и особенностям их гнездования; рассмотрев коллекции гнезд, распределить птиц этих гнезд в соответствии с ярусами леса, на которых птицы обитают.
Описать особенности внешнего строения птиц, обитающих в лесу: их величину, особенности перьевого покрова, его окраска; строение клюва и ног, их приспособленность к образу жизни, способу питания; указать значение птиц в жизни леса, редких и исчезающих видов птиц.
Составить список видов птиц, обитающих в полях.
Указать общие особенности строения птиц, объединенных в эту группу.
Отметить особенности гнездования полевых птиц.
Указать названия птиц, обитающих сразу в двух ландшафтах – городском и полевом; особенности питания этих птиц по сезонам года; изменение их численности в сравнении с настоящими полевыми птицами; поведение этих птиц; их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
Отметить значение полевых птиц в природе и хозяйственной деятельности человека; указать редкие и исчезающие виды полевых птиц.
Составить список видов птиц, населяющих пресноводные водоемы и их побережья.
Указать общие особенности строения птиц, объединенных в эту группу.
Описать особенности внешнего строения птиц, связанные с их местом обитания: форма тела; расположение ног, особенности строения пальцев ног; характер развития копчиковой железы; особенности оперения, строение клюва.
Перечислите черты приспособленности водоплавающих птиц к жизни в воде: предохранение перьев от намокания; приспособления к плаванию, нырянию и добыче пищи в воде.
Составить список видов хищных птиц.
Указать общие особенности строения хищных птиц.
Описать особенности строения хищных птиц, связанные с местообитанием: величина и форма крыльев и всего тела; характер оперения и его расположение на теле; особенности развития пуховых перьев; особенности строения клюва и пальцев конечностей.
Указать черты приспособленности птиц к хищному образу жизни: особенности перьевого покрова и его расположение на теле лесных хищных птиц и питающихся падалью; особенности строения клюва и пальцев конечностей.
Отметить роль хищных птиц в природе; указать редкие и исчезающие виды этих птиц.
Составить список видов птиц, населяющих болота и их побережья.
Указать общие особенности мест обитания и гнездования этих птиц.
Описать особенности строения птиц, связанные с местообитанием: размер шеи и головы в сравнении с телом; особенности строения клюва; размеры ног и строение пальцев.
Указать черты приспособленности птиц к жизни на болотах и их побережье: характер оперения и его окраска, строение ног и расположение пальцев; строение клюва в связи со способом добывания пищи; передвижение по вязкому мелководью.
Отметить роль птиц болот и побережий в природе; указать редкие и исчезающие виды этих птиц.
Номер материала: ДБ-1443592
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник