Бог этой страны ганеша

Ганеша — бог изобилия и богатства

В индуизме Ганеша или Ганапати упоминается как «бог хозяев», и его имя также произносится как Ганеса и Ганеш – это один из самых широко известных и почитаемых воплощений Бога (Брахмана).

Ганапати – первородный сын Шивы и Парвати, муж Бхарати, Риддхи и Сиддхи. «Га» символизирует Буддхи (разум) и «На» символизирует Вижнана (мудрость), из-за чего Ганеша считается хозяином разума и мудрости.

Обычно бога изображают в красных и желтых цветах, с внушительным животом, четырьмя руками и головой слона с одним бивнем, либо сидящем на мыши, либо сопровождаемым мышью. Нередко он представлен в сидячем положении с одной ногой поднятой вверх, и закинутой за другую. Чаще всего его имени предшествует титул почтения в хинди, который произносится как «Шри».

Ганеша и мышь

По одной из интерпретаций, священный транспорт Ганеши, мышь или Мушак выражает собой мудрость, талант и разум. Она символизирует мгновенное откровение в исследовании зашифрованных посланий. Мышь проводит скрытую жизнь под землей, потому она также символ невежества, которое господствует во тьме и боится света и знаний.

Будучи транспортом бога Ганеша, мышь учит нас всегда быть начеку и выявлять скрытое внутри нас светом знаний.

И Ганеша, и мышь любят модака, сладкое угощение, которое по традиции преподносят им во время церемоний поклонения. Мушак обычно рисуется очень маленькой в сравнении с Ганеша, в отличие от изображений возниц других божеств. Однако, в свое время традиционным было изображать в искусстве могаришей Мушак очень большой мышью, и Ганеша восседал на ней, как на лошади.

Читайте также:  Общая характеристика развивающихся стран мировая экономика

Согласно другой интерпретации, утверждается, что мышь (Мушика или Акху) выражает собой эго, дух со всеми его помышлениями, гордость человеческую. Ганеша, оседлав мышь, становится хозяином всех этих устремлений, показывая силу, которую разум и мыслительные способности имеют над духом.

Более того, мышь (будучи чрезвычайно ненасытной по природе), часто изображается рядом с тарелкой со сладостями, с глазами, обращенными на Ганеша, как будто ожидая от него приказа, в то время как он крепко держит кусочек еды в руках. Это символизирует дух, который полностью подчинен высшей способности интеллекта, и этот дух находится под контролем Ганеша, который не даст разрешения на еду до тех пор, пока не будет получено разрешение.

Женатый или целомудренный?

Очень интересно отметить, что согласно традиции, Ганеша был произведен на свет матерью Парвати без вмешательства мужа Шивы. Шива, будучи вечен, не чувствовал необходимости заводить детей. Потому Ганеша был рожден лишь от одного женского желания Парвати продлить род. Таким образом, отношения между Ганеша и его матерью уникальны и особенны.

Такая привязанность имеет причину в том, что традиции южной Индии представляют его безбрачным. Также утверждается, что Ганеша, считая, что его мать — самая прекрасная и совершенная женщина во вселенной, провозгласил: «Приведите мне женщину, настолько же прекрасную, как она, и я женюсь на ней».

На севере же Индии, наоборот, Ганеша часто представляется женатым на двух дочерях Брахмы: Буддхи (разум) и Сиддхи (духовная сила). Нередко в северной Индии Ганешу сопровождает Сарасвати (богиня культуры и искусства) и Лакшми (богиня удачи и преуспевания), символизируя то, что эти качества постоянно сопровождают человека, который раскрыл свою внутреннюю божественность. Но это не делает Сарасвати и Лакшми супругами Ганеша, но выражает тот факт, что богатство, преуспевание и успех сопровождают тех, кто имеет качества мудрости, благоразумия, терпения и прочие, которые символизирует Ганеша.

Забавные истории о божестве: как он получил свою слоновью голову

Весьма разнообразная мифология индуизма приводит множество рассказов, объясняющих то, откуда Ганеша получил свою голову слона. Нередко происхождение этого атрибута объясняется в тех же историях, которые повествуют и о его рождении. И те же самые истории раскрывают и происхождение огромной популярности его культа.

Обезглавлен и возрожден Шивой

Наиболее популярна версия, происходящая из Шива Пурана. Однажды, когда его мать Парвати пожелала искупаться, не нашлось прислуги, которая бы ее охраняла и предотвратила случайное появление незнакомцев в доме. Потому она сотворила мужского идола из мази куркумы, которую она приготовила, чтобы очищать тело (куркума использовалась как антисептик и охлаждающее вещество), и вдохнула в него жизнь, что и привело к рождению Ганеша.

Парвати приказала Ганешу не пускать никого в дом, и Ганеша послушно выполнял приказ матери. Через некоторое время Шива вернулся и захотел войти домой, а мальчик не позволил ему. Шива рассердился на странного мальчишку, который посмел ему противостоять. Он сказал Ганеше, что является мужем Парвати, и потребовал, чтобы тот его пропустил. Но Ганеша до сих пор не слышал ни одного слова, кроме слов своей матери.

Шива вышел из себя и начал жестокую битву с Ганешей. В конце концов, он обезглавил мальчишку своим трезубцем. Когда Парвати вышла из дому и увидела обезглавленное тело своего сына, она очень рассердилась и потребовала от Шивы немедленно вернуть Ганеше жизнь. К несчастью трезубец Шивы был очень могущественным и забросил голову Ганеша очень далеко, потому все попытки найти ее были безуспешны.

Тогда Шива обратился к Брахме, который предложил заменить голову Ганеша головой первого животного, которое попадется Шиве по дороге, с головой, обращенной на север. Шива послал свою небесную армию найти и привести первое живое существо, которое им попадется. Они нашли слона, который спал с головой, обращенной на север, и обезглавили его, а Шива присоединил голову слона к телу Ганеша и вернул его к жизни. С тех пор он был назван Ганапати, то есть главой небесных армий и должен быть почитаем всяким, кто начинает какую-либо деятельность.

Еще одна история, объясняющая происхождение Ганеша и его слоновьей головы, указывает на то, что существовал демон по имени Гаясура, имевший внешний вид слона, который раскаялся в своих деяниях. Шива, пораженный строгостью его аскетизма, пообещал ему любой дар, который тот пожелает. Демон пожелал огненное тело, которое бы жгло любого врага, напавшего на него, и бог удовлетворил эту просьбу.

Гаясура продолжал свои молитвы, и Шива вновь появился перед ним, снова спросив, чего он желает. В ответ демон сказал: «Я хочу, чтобы ты поселился у меня в животе».

Шива удовлетворил и эту просьбу, и поселился в животе у демона. Дело в том, что Шива также известен как Бхола Шанкара, из-за легкости, с которой его можно вызвать. Когда он удовлетворен молящимся, то дает ему любой дар, которого тот пожелает, и это, время от времени, создает особенно неудобные ситуации.

Впоследствии его жена Парвати безрезультатно его искала, и обратилась к своему брату Вишну, спрашивая его о местонахождении мужа. Вишну, будучи всезнающим, успокоил ее: «Не беспокойся, дорогая сестра, твой муж Бхола Шанкара, и скорее всего, даровал своему верующему любое его желание; из-за этого, как я думаю, и создал себе проблемы. Я постараюсь узнать, что произошло».

После этого Вишну, всезнающий руководитель космической игры, разыграл комедию. Он превратил Нанди (быка Шивы) в танцующего быка и поставил его перед Гаяшурой, одновременно став сам флейтистом. Завораживающий танец быка привел демона в экстаз, и он спросил у флейтиста, чего тот желает. Музыкант Вишну ответил: «Можешь ли ты дать мне, чего я желаю?» Гаяшура ответил: «За кого ты меня принимаешь? Я могу немедленно удовлетворить твою любую просьбу».

Флейтист ответил: «Если это так, то освободи Шиву из желудка». Гаяшура понял, что перед ним сам Вишну, единственный, кто мог бы знать его секрет. Освободив Шиву, он попросил его про последний дар: «Я был благословлен тобой многими дарами, и последней просьбой будет почтение к моей голове уже после моей смерти». Тогда Шива привел своего сына, и заменил ему голову головой Гаяшуры. И до сих пор в Индии существует традиция, согласно которой желающий получить богатство, должен сначала почтить Ганеша. Таков результат дара Шивы Гаяшуре.

Почитание Ганеша

Ганеша почитаем во многих религиях и светских обрядах, особенно перед такими начинаниями, как покупка транспорта или начало бизнеса. Как утверждает Сомаяджи, «Вряд ли вы сможете отыскать в Индии хоть один дом, где нет идола Ганапати. Ганапати – один из наиболее почитаемых святых в Индии, к нему обращаются почти во всех случаях и во всех частях страны. Последователи верят, что молитвы к Ганеше даруют успех, богатство, процветание и защиту от неприятностей».

Фестиваль в честь Ганеши (конец августа, начало сентября) в Индии

Ежегодный фестиваль почитания Ганеша длится десять дней, начинаясь с Ганеша Чатурти, который обычно выпадает на конец августа, или начало сентября. Фестиваль начинается с того, что люди выносят глиняные статуи Ганеша, что символизирует его приход.

Разгар фестиваля припадает на Ананта Чатурдаши, когда идолы Ганеша погружаются в воду. Некоторые семьи традиционно погружают статуи на второй, третий, пятый и седьмой день.

В наши дни индусы по всей Индии празднуют фестиваль Ганапати с большим размахом, но более всего он популярен в штате Махараштра.

Ганеша — широко любимое и часто вызываемое божество, ведь он является богом процветания, который дарует изобилие и богатство, а также «разрушителем препятствий», материального и духовного плана. Потому его благословения добиваются перед тем, как начать какое-либо дело (путешествие, собеседование, бизнес, экзамен, либо проведение церемонии), используя заклинание «Аум Шри Ганешая Намах» (да будет благословенно имя Ганеша), либо подобные ему.

По той же причине традиционно, все бхаджан (песнопения посвящения) начинаются с обращений к Ганеша, божеству «хороших начинаний» в песнопениях. По всей Индии и в индуистской культуре, бог Ганеша становится первым идолом, который устанавливают в новом доме или жилище.

Более того, Ганеша ассоциируется с первой чакрой (энергетическим кругом), которая представляет инстинкт сохранения и выживания, основой творения и материального благополучия.

Источник

Эзотерический интернет-магазин и форум Магистериум. Магический магазин для всех

Ганеша

Ганеша — Сын Шивы и Парвати

Титул Ганеша был присвоен второму сыну Шивы, когда он стал хранителем, или владыкой, всех Ганов – войска Шивы. Любое тантрическое религиозное поклонение начинается с обращения к Ганеше. Поскольку он является одним из самых популярных индийских божеств, к нему обращаются с просьбой устранить препятствия в начале любого предприятия — путешествия, постройки дома, создания книги и даже написания обычного письма.

Ганеша изображается приземистым, с большим животом, четырьмя руками и головой слона с одним бивнем. В трех руках он удерживает анкуш (топор), пашу (аркан) и, иногда, раковину. Четвертая рука может изображаться в жесте «наделения дарами», однако чаще всего она держит ладду — сладкий шарик из гороховой муки. Его небольшие глаза сияют, словно драгоценные камни. Он восседает на крысе (или же она его сопровождает). Когда-то крыса была демоном, но Ганеша обуздал его и сделал своей ваханой (ездовым животным). Этот демон символизирует суетность и дерзость. Таким образом, Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность и дерзость.

История появления Шри Ганеша

Когда-то в давние времена на горе Кайлаш жили в верности прекрасная Богиня Шри Парвати и Ее супруг, великий Бог Шри Шива. Однажды Шри Шива ушел, оставив супругу одну во дворце. Пока Его не было Шри Парвати решила принять ванну. Она попросила быка Нанди, слугу Шивы, охранять дверь и никого не впускать, пока Она принимает ванну. Спустя некоторое время Шри Шива вернулся, и Нанди, растерянный, не осмелился помешать своему Хозяину войти в Его собственный дом. Таким образом Парвати была застигнута при совершении своего туалета и была этим очень раздосадована. Она рассказала об этом своим служанкам, которые сказали Ей, что ни один из Ган (слуг) эскорта Шивы не мог считаться Ее слугой и подсказали Ей создать своего собственного сына, который был бы Ей всецело предан. Она одобрила эту мысль, обмазала свое тело массой из шафрана и глины, помассировала Себя, собрала частички, которые отделились от Ее тела, размяла их и слепила, придав им форму мальчика сильного и красивого. Она одела его в одежды и царские украшения, благословила и вдохнула в него жизнь. Ребенок поклонился, говоря: «Мать, чего Ты хочешь от меня? Прикажи и я буду Тебе повиноваться.» Парвати дала ему крепкую палицу и попросила его стань на страже у дверей Ее жилища, чтобы никто не мог туда войти.

Спустя некоторое время Шива подошел к дворцу и спросил себя, что это за ребенок, которого Он никогда не видел. Он хотел войти, но к своему великому изумлению, мальчик преградил Ему дорогу: «Стой! Никто сюда не может войти без согласия моей Матери.» Шива был поражен подобной дерзостью: «Ты, что же, не знаешь, кто Я такой? Уйди с моей дороги!» Ребенок ни говоря ни слова ударил Шиву своей палицей. Шива пришел в гнев: «Ты обезумел! Я — Шива; муж Парвати, как осмеливаешься ты запретить мне зайти к Себе в дом.» Вместо ответа ребенок снова Его ударил. Разъяренный Шива обратился к Ганам: «Арестуйте его и приведите ко Мне» и ушел, в то время как Ганы приближались к мальчику, который начал им угрожать: «Идите вон или я вас отколочу!» «Если тебе дорога жизнь, то придется отступить! Похоже, что ты забыл, что мы Ганы Шивы!» Ребенок оказался в затруднительном положении: «Что же делать?» — думал он. «Должен ли я сражаться с Ганами, которые являются слугами Господина моей Матери?» Но Парвати, услышав шум спора, послала одну из служанок узнать причину и та вскоре вернулась, чтобы рассказать о том, что происходит. Парвати какой-то момент колебалась: «В конце концов Шива — мой муж.» Но Она повторила свое приказание никого не пускать, и тем самым сомнения Ее сына развеялись. Мальчик храбро обернулся к Ганам и объявил: «Я сын Парвати, а вы — Ганы Шивы. Вы подчиняетесь приказаниям вашей Матери, а я своей. Я утверждаю, что Шива не переступит порог без согласия моей Матери.» Они рассказали обо всем Шиве, который подумал: «Увы, Парвати, заходит слишком далеко, не оставляя мне никакой альтернативы. Если Я прикажу своим Ганам уйти, то скажут, что Я склонился перед приказанием своей жены!» Поэтому Он подтвердил Ганам, чтобы те победили ребенка, и они, воодушевленные свирепостью, вернулись сражаться. Мальчик, увидев, что они наступают тесными рядами, встретил их насмешками. Ганы набросились на него. Нанди схватил его за ноги, но тот оттолкнул его и ударил своей стальной палицей. Ударив одних, нанося раны другим, нещадно бил тех, кто к нему приближался. Большинство из Ган были повержены, а те кто остался в живых, мгновенно сбежали, и сын Парвати снова стал на караул, невозмутимый, у входа во дворец своей Матери.

Однако шум битвы достиг ушей Брахмы, Вишну и Индры, которые обратились к мудрому Нарада. Тот научил их пойти к Шиве, которому они могли бы понадобиться. Итак они пошли засвидетельствовать свое почтение Богу Шиве, который выслушав их рассказ о сражении попросил Брахму урезонить этого ребенка. Брахма приняв вид брамина и в сопровождении множества мудрецов отправился ко дворцу Парвати, чтобы выполнить свою миссию. Как только Он приблизился ко дворцу, мальчик бросился на него и вырвал у него клок бороды. Застигнутый врасплох, Брахма сказал: «Я не пришел драться, а пришел для примирения. Послушай меня.» Вместо ответа ребенок, потряс своей палицей и обратил всех в бегство. Мудрецы вернулись признать свое бессилие к стопам Шивы. Тогда Шива сам отправился ко дворцу Парвати. Две армии окружили ребенка, который выступил против них очень смело. В конце концов Шива с помощью Вишну отрезал голову у ребенка и Ганеша пал мертвым на поле битвы.

Когда Парвати узнала она разгневалась. Ее ярость брызнула в пространство, приняв образ двух ужасающих Богинь, Кали — кровавая, верхом на льве, и Дурга — ужасная, сидящая верхом на тигре. Кали с выпученными глазами, со спутанными волосами, со свисающим языком, потрясая саблей, открывала свой глубокий рот, подобный огромной пещере. Дурга приняла форму ослепляющей молнии. Ужасные Шакти Парвати стали уничтожать все вокруг. Испуганные боги стали умолять Шиву успокоить Парвати. И тогда Шива послал их на север страны, приказав принести голову первого живого существа, которого они встретят, а само животное бросить в реку, чтобы у него выросла новая голова.. Этим животным оказался слон. Поэтому Боги принесли Шиве голову слона, который сразу же прикрепил ее к телу мальчика и Ганеша ожил. Парвати обрадовалась и крепко обняла Ганешу, а Шива сказал: «После того, как я вернул ему жизнь, Ганеша теперь и Мой сын. Поскольку, мальчик проявил такую храбрость, теперь он будет Предводителем моих Ганов».

В другой версии утверждается, что Ганеша родился как дар, полученный Парвати за ее молитвы, обращенные к богу Вишну. Божественная Мать пригласила всех богов и полубогов в гости, чтобы они благословили ее дитя. Собравшиеся гости покорно рассматривали прекрасного младенца — все, за исключением Шани (Сатурна), который уставился в пол, так как его жена наложила на него заклятье: тот, на кого он посмотрит, мгновенно обратится в пепел. Божественная Мать оскорбилась таким поведением и настаивала на том, чтобы Шани посмотрел на ребенка и восхитился им. Шани поведал Божественной Матери о заклятии и отказался взглянуть на малыша. Однако Божественная Мать пребывала в полной уверенности, что, несмотря на заклятье, взгляд Шани не навредит ее ребенку, и потому вновь потребовала, чтобы Шани посмотрел и благословил его. Едва Шани поднял взгляд, как голова младенца сгорела дотла. На спине Гаруды (божественного орла) Вишну отправился на поиски детской головы и, по совету бога-творца Брахмы, вернулся с первой же найденной: он принес голову слоненка.

Существует множество историй о рождении Ганеши в различные кальпы (эпохи), но все они указывают на одно:

Ганеша был творением Божественной Силы, будь то Шива или Шакти. Он был создан как страж, или привратник, дворца Божественной Матери. Это означает, что человек может приблизиться к Божественной Матери только с разрешения Ганеши, который является также богом мудрости и благоразумия.

У Ганеши один бивень сломан. История рассказывает, что Ганеша Сам отломал у себя бивень, сражаясь с великаном Гаджамукхой, и бросил его в своего противника; бивень обладал магической силой и превратил Гаджамукху в мышь, которая стала ездовым животным (ваханой) Шри Ганеши.

Еще одна чрезвычайно интересная и поучительная история рассказывает о том, как этот бог стал покровителем всех ган (полубоги, войско-свита Шивы) и получил звание Ганеши. Давным-давно единственным стражем богов, полубогов, людей, демонов, духов, призраков и других созданий был Шива. Однако Шива все время пребывал в блаженном состоянии самадхи (транса), и потому всем существам, включая богов, было очень трудно связаться с ним. Когда ганы попадали в беду, им приходилось часами распевать гимны и молитвы, чтобы вернуть бога Шиву к обычному сознанию. Они испытывали потребность в другом хранителе, который оказывался бы рядом в любой миг, разрешал раздоры и обеспечивал безопасность в трудных обстоятельствах.

Ганы обратились с этой просьбой к Брахме, однако он не смог ничего придумать и предложил Вишну заставить бога Шиву назначить нового Ганапати («предводителя ган»). Вишну предложил, чтобы ганы выбрали в качестве хранителя одного из двух сыновей Шивы: Карттикейю (Субраманью) или толстобрюхого Ламбодара (так поначалу звали Ганешу). Чтобы выяснить, кто из братьев достоин быть предводителем ган, боги и полубоги решили провести состязание. Они придумали для сыновей Шивы одну задачу и оговорили день, время и место проведения состязания.

В назначенный день все явились наблюдать за состязанием. Судьей назначили Вишну; центральные места заняли Шива и Божественная Мать Парвати. В оговоренное время Вишну объявил присутствующим суть состязания: братьям предстояло обойти всю вселенную и как можно скорее вернуться назад. Тот, кто вернется первым, и станет Ганешей, владыкой всех ган. Едва услышав условия и задачу состязания, Карттикейя вскочил на своего быстролетного павлина и скрылся в пространстве, чтобы как можно быстрее облететь всю вселенную. Тем временем Ламбодар продолжал сидеть на своей крысе и не двинулся с места. Увидев, что Ламбодар не спешит, Вишну предложил ему поторопиться. После настоятельных просьб Вишну вступить в состязание, Ламбодар улыбнулся и направился к своим родителям, чтобы засвидетельствовать им свое почтение. Боги и полубоги были совершенно поражены, увидев, что, вместо того чтобы устремиться в космос, Ламбодар объехал вокруг Шивы и Парвати, своей матери, которая представляет собой изначальную Пракрити, причину существования всех явлений. Сделав круг, Ламбодар вернулся в исходное положение, поклонился родителям и объявил: «Я выполнил задачу. Я обошел всю вселенную».

«Это неправда, — воскликнули боги и полубоги. — Ты никуда не уходил. Ты просто лентяй!»
Сложив руки, Ламбодар остановился перед богом Вишну и сказал: «Я знаю, ты понял, что именно я сделал. Однако для того, чтобы это стало понятно всем, я объясню: я действительно выполнил задачу и обошел всю вселенную, так как этот мир имен и форм представляет собой лишь выражение и проявление Божественной Матери и Божественного Отца. Они суть источник всего сущего. Я обошел этот источник, который есть Истина, сущность всего, что только есть, суть всех явлений. Мне известно, что эта сансара представляет собой океан относительного существования, что она иллюзорна — и потому нет никакого смысла оставлять за спиной Истину и обходить всю иллюзию. Мой брат все еще скитается по иллюзорному миру относительного существования. Когда он постигнет Истину, он также вернется сюда — к той Истине, которая единственна; все прочее, включая меня и вас, иллюзорно».

Его заявление вызвало среди ган проблеск подлинного понимания, и они были поражены и восхищены мудростью этих слов. Восхваляя утонченные рассуждения и просветленное поведение смешного на вид, толстобрюхого Ламбодара, они признали его своим покровителем, Ганешей. Когда Вишну украшал лоб слоноголового бога знаком победы (тилаком), появился мокрый от пота и задыхающийся Карттикейя. Он рассвирепел и оспорил право Ганеши на победу. Боги объяснили Карттикейе утонченный ум и мудрость Ганеши и сказали: «Ты погнался за материальным, которое иллюзорно; ты обошел обычный мир, чье существование относительно. Это означает, что ты не способен непосредственно воспринимать Истину».

Бог Вишну объявил, что с этих пор все ганы будут восхвалять Ганешу в начале всех важных дел.

Тот, кто вспомнит о нем в начале любого предприятия и вознесет Ганеше хвалу, избавится от помех на пути к цели — его путь будет легок, и он завершит свое дело без малейших затруднений.

© МАГИСТЕРИУМ

При копировании этой статьи или ее части ссылка на данную страницу обязательна.

Источник

Оцените статью