Бог статуя которого стала чудом света

Колосс Родосский и его история

Статуя Колосса Родосского, посвященная древнегреческому богу Солнца Гелиосу, является одним из семи чудес света. Она появилась после того, как жителям города Родос удалось пережить осаду в течение целого года.

Особенности строительства Колосса Родосского

Строительство этой великолепной статуи началось в 302 году до Рождества Христова. Проектирование и строительство было поручено известному скульптору и архитектору тех времен Харесу. Постройка сооружения проводилась постепенно, начиная от ступней и заканчивая чашей в руке Родоса. Ведь установить уже готовую цельную статую таких колоссальных размеров было просто не возможно.

Изготавливались отдельные части из бронзы и крепились уже на месте к сооруженному на постаментах металлическому каркасу. Чтобы облегчить нелегкий труд рабочих, использовались насыпи из земли, позволяющие доставлять бронзовые части на необходимую высоту. При этом, при достижении определенного уровня, земляной вал приходилось снова насыпать вокруг уже установленных частей статуи.

Таким образом, в процессе строительства статуя как бы закапывалась. А после того, как были установлены последние части грандиозной статуи и освобождения ее от груды земли, жители города поразились размерами и красотой Колосса Родосского.

Читайте также:  Жемчужина черного моря экскурсии

Историки предполагают, что строительство статуи завершилось в 280 году до н.э. На Колосса Родосского было израсходовано 13 тонн бронзовых слитков и 8 тонн очищенной железной руды. Для экономии материала внутри статуя оказалась пустой. Но это сделало сооружение довольно неустойчивым. Чтобы исправить эту проблему, было принято решение заполнить пустоты глиной и камнями. Колосс Родосский возвышалась над водной гладью на 33 метра – это благодаря мраморным постаментам, на которых установлена статуя.

К сожалению, это чудо света не сохранилось до наших дней. Более того, статуя простояла всего 60 лет. Колосс не устоял во время землетрясения 220 года до нашей эры. Статуя разрушилась в области колен, и вся верхняя часть упала. Кстати, именно благодаря этому событию появилась поговорка «Колосс на глиняных ногах».

Обломки статуи пролежали на месте падения в течение девяти веков и сюда съезжались множество любопытных зрителей. Но в 977 году весь металл был отправлен на переплавку из-за денежных потребностей.

Мифы и реальность

Исторических свидетельств о внешнем виде статуи бога Солнца не так уж и много. На самом деле, все сведения сводятся к литературным образам из записей философов Филония и Плиния. Также есть и другие, но менее точные описания о статуе. Из сохранившихся эпосов сложно установить даже точное место, где был установлен Родос.

Множество описаний внешнего вида Колосса Родосского различаются в мелких деталях, а также имеют довольно существенные нестыковки. Например, по результатам анализа большинства версий, предполагается, что статуя изображала бога Солнца с широко расставленными ногами над вратами в прибрежную гавань Родоса. Но это невозможно, так как расстояние между берегами гавани составляет около 400 метров. Таким образом, статуя высотой в 33 метра никак не может быть установлена на постаментах с таким расстоянием.

Также подвергается сомнениям версия об использовании земляных насыпей при строительстве статуи. Такой метод потребовал бы значительного пространства для строительной площадки.

Наиболее вероятной версией является расположение Колосса на берегу гавани. А высота была достаточной, чтобы вселять ужас в души странствующих пиратов и заморских завоевателей. Одна из археологических находок подтвердила эту версию – на дне гавани была найдена кисть давно разрушенной статуи.

Чаще всего изваяние Колосса Родосского изображается с высоко поднятой рукой. Но по расчетам инженеров и архитекторов сочетание тяжелого материала, который использовался при изготовлении статуи, и положения руки привело бы к неминуемому ее обрушению.

Не смотря на множество загадок, которые витают вокруг грандиозной греческой статуи, разрушенный Колосс Родосский стал одним из чудес света Старого мира. Сейчас в умах мечтателей и идеалистов часто возникают мысли о восстановлении колоссального изваяния, но пока это только мечты.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Поставьте лайк, оставьте комментарий — помогите развитию канала.

Читайте другие статьи, подписывайтесь на канал — будет еще много интересного.

Источник

Колосс Родосский

Родос, Греция, Европа

Колосс Родосский

Интересные факты

Легенды и теории

Дата постройки статуи Гелиоса:

282 год до нашей эры

Всемирное наследие ЮНЕСКО

Остров Родос является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО

Семь чудес света

Колосс Родосский относится к семи чудесам света древнего мира

Колосс Родосский —
чудо Света

Колосс Родосский — чудо света античного мира. Это самая большая скульптура тех времен, представляющая собой величественный бронзовый образ Гелиоса – бога солнца. Строительство на острове Родос было завершено в 282 году до нашей эры. Сам остров расположен в полутора десятка километрах от побережья Турции в Средиземном море, а статую возвели в столице острова Родос.
Для изготовления Колосса Родосского потребовалось около 10 тонн железа, а бронзы почти в полтора раза больше. На железных балках закрепляли листы бронзы, повторяя формы человеческого тела. Для лучшей устойчивости полости конструкции заполнялись смесью из жидкой глины и камней. В процессе строительства статуя была скрыта от людских глаз. Уже в начале возведения вокруг комплекса был сформирован земляной вал, который увеличивался одновременно со скульптурой, скрывая ее готовые части. И только после завершения, спустя больше 10 лет, насыпь подверглась разрушению, а на ее мете изумленной публике явилось чудо творение Колосс Родосский. Образ солнечного бога невозможно было не заметить даже с очень большого расстояния. Он являлся одновременно и символом острова Родос и его надежной защитой, и возвышался в качестве маяка для проплывавших по морю судов. Гелиос стоял с факелом в руках, а между его расставленных ног проплывали корабли, причаливающие к берегам Родоса.

Интересные факты о Колоссе Родосском

По некоторым теориям статуя Колосса Родосского соединяла берега залива, расположенные друг от друга на расстоянии 400 метров, высота конструкции составляла 36 метров., т.е длинна сторон треугольника, в форме которого была изготовлена статуя, должна была составлять около 60 метров. По мнению специалистов, сделать такое без современного оборудования и материалов практически невозможно. До настоящего времени загадка этого чуда света до конца не разгадана и остается темой для научных дискуссий.

В 222 году до нашей эры вследствие сильного землетрясения статуя Колосса Родосского была разрушена. По свидетельствам нескольких источников, она пролежала на земле не один десяток лет, но даже в таком виде статуя поражала своей величественностью, неприступностью и размерами.

Легенды и теории Колосса Родосского

Согласно легенде, именно Гелиосу остров Родос обязан своим существованием. Некогда он обитал в великолепном божественном замке, окруженном четырьмя временами года. Его трон был изготовлен из золота и выложен дорогими камнями. Каждый день на волшебной колеснице он появлялся на востоке, являя миру из океанских глубин свою драгоценную ношу – солнце.

Он вез его по небу, достигая к полдню середины земли, а после, отправлялся на запад и к вечеру скрывался в царстве вечного мрака. Этот путь назывался Солнечными вратами. За ночь волшебная золотая ладья вновь переносила бога на восток, где его уже ожидала волшебная колесница. Но на земле не было места у Гелиоса, как, впрочем, и у других богов.
Однажды бог Зевс принял решение после битвы с титанами поделить землю между богами. И только Гелиосу ничего не досталось, он не мог оставить свою колесницу и во время прибыть в храм Зевса. Зевс пообещал богу Солнца, что любой остров, который появится из океанских глубин, будет принадлежать ему. И тогда Гелиос вынес из моря на своих руках остров необыкновенной красоты, который стал называться Родос. Именно поэтому солнце тут светит более трехсот дней в году.

Источник

Статуя Зевса в Олимпии — одно из 7 чудес света

Статуя Зевса в Олимпии — третье из семи Чудес Света и первое чудо из списка именно Греческое. Статуя Зевса создавалась специально для нового построенного Храма Зевса в Олимпии. Два других Чуда Света, занимающие в списке лидирующие позиции, позиционируют Пирамиду Хеопса и Висячие сады Семирамиды. Они относятся к Восточной Азии (Египет и Вавилон).

Давайте разбираться чем так знаменита легендарная статуя главного древнегреческого бога.

В каких источниках описана Статуя Зевса в Олимпии?

Древнегреческий писатель и географ Павсаний, который жил во 2-ой половине II века, интересен для нас своим трудом «Описание Эллады». «Описание Эллады» — это своего рода путеводитель по наиболее значимым достопримечательностям Древней Греции. В одной из 10 глав книги подробно описано, увиденное Павсанием, одно из 7 чудес Древнего мира — Статуя Зевса в Олимпии.

Сохранились многочисленные упоминания статуи Зевса в Олимпии в книгах древнегреческих, римских, византийских писателей; изображения на монетах, как целиком статуи Зевса Олимпийского, так и его головы; копии статуй, созданных на основе статуи Зевса.

Кто автор статуи Зевса в Олимпии?

Автор статуи Зевса в Олимпии — древнегреческий архитектор и скульптор Фидий. Фигура автора не менее легендарна, чем сама статуя. Он считается основоположником европейского искусства. В честь Фидия в алгебре обозначается прописной греческой буквой Ф (фи) Золотое Сечение (золотая пропорция).

Фидий — один из немногих мастеров, который создавал скульптуры в 3-х техниках:

  • скульптура из слоновой кости и золота (Хрисоэлефантинная скульптура). На деревянный каркас нанизывались листы из слоновой кости (лицо, руки, части тела) и золота (волосы, борода, одежда и декорирование). Работа Фидия: 13-метровая статуя Афины Парфенос, 447-438 до н.э;
  • скульптура по камню — высечение из мрамора (Работы Фидия в Афинском Акрополе);
  • скульптура по бронзе — отливка из бронзы (Работа Фидия: Бронзовая статуя Афины-воительницы, Афины Промахос, около 460 до н.э.).

Ученые предполагают, что статуя Зевса в Олимпии является последней работой Фидия. Выполнена статуя Зевса в хрисоэлефантинной технике.

Когда была создана Статуя Зевса в Олимпии?

Для создания статуи Зевса Фидий велел построить в 80 метрах от Храма Зевса в Олимпии мастерскую, в которой создал копию статуи и примерял изначально на неё все детали, после чего переносил на оригинал.

При раскопках в Олимпии в 1954 — 1958 годах была найдена мастерская, а в ней обнаружены кусочки слоновой кости, частицы золота и драгоценных камней, формы для отлива различных предметов.

Впервые статую Зевса в Храме Зевса в Олимпии жители увидели в 435 году до н.э .

Последнее упоминание о статуе Зевса относится к 363 году новой эры.

Как выглядела Статуя Зевса в Олимпии?

Зевс восседал на троне. Голову его украшал золотой венок из оливковых ветвей (как у Олимпийских победителей). В правой руке он держал богиню победы Нику, а в левой руке — скипетр, на вершине которого сидел орёл. Плащ Зевса был выполнен из золота и скульптору удалось передать не только драпировку, но и фактуру ткани, а также вышивку, которая была украшена изображениями животных, цветов и звёзд. Ноги Зевса опирались на скамейку, богато украшенную сюжетами битвы афинян с амазонками. Ножки скамейки были выполнены в виде золотых львов.

Трон был изготовлен из черного дерева и щедро украшен золотом, слоновой костью, драгоценными камнями. У каждой ножки трона были изображены танцующие Ники, а на перекладинах между ножками транслировались сцены битвы отряда Геракла с амазонками и прорисовывались 8 основных спортивных соревнований в Олимпийских играх. Кругом демонстрировались символы победы!

Над головой Зевса на спинке трона с каждой стороны были изображения его дочерей:
— 3 дочери Хариты — богини прелести, красоты и веселья (Аглая — Сияющая, Евфросина — Радующая сердце, Талия — Цветущая);
— 3 дочери Горы — богини времен года (Анатоле — богиня весны, Талло — богиня лета, Карпо — богиня осени).

Росписью трона занимался родственник Фидия художник Паненом. Ещё одним из учеников Фидия, который упоминается в документах, был художник и мастер резьбы по дереву Колот. Спинка трона украшена резьбой по дереву и живописными изображениями с яркими красками.

Трон возвышался на внушительном пьедестале, облицованном темным элевсинским камнем. В итоге вся конструкция по подсчетам ученых составляла от 15 до 17 метров.

Очевидцы отмечали несоразмерность статуи и храма. Как будто храм мал для Зевса, и если он встанет с трона, то пробьет крышу.

Ещё одной уникальной особенностью 3-го Чуда Счета было освещение статуи. Вплотную подойти к статуе было нельзя: стояло ограждение, а за ним невысокий бассейн. В него стекало масло, которым обрабатывали слоновую кость, для сохранности от воздействия влажного болотистого воздуха. Таким образом образовывалась гладкая масленая темная поверхность, в которой отражался свет из открытых дверей (единственный источник света в храме) и освещал верхнюю часть статуи. Создавалось впечатление, что голова Зевса светится в темноте. «Божественное» сияние поражало всех, кто видел эту статую.

Что случилось со статуей Зевса в Олимпии?

У историков есть два варианта ответа на вопрос о судьбе статуи Зевса. Они основываются на трудах византийского историка Георгия Кедрина, который в XI веке записал местное предание. Оба варианта сводятся к огню, что не удивительно, ведь каркас статуи — деревянный.

1 ) В 426 году нашей эры Феодосий II издал указ о борьбе с язычеством во всех видах и проявлениях. Считается, что в 426 году нашей эры статуя Зевса в Олимпии сгорела.

2 ) Статую Зевса увезли в Константинополь, где она была утрачена в результате пожара в 476 году нашей эры.

Статуя Зевса в Олимпии, как третье Чудо Света, просуществовала почти тысячу лет.

Если Вам было интересно, то подписывайтесь на канал и оцените статью: поставьте лайк 👍 и поделитесь с друзьями в соцсетях . Спасибо!

Источник

Чудо Света: статуя Зевса Олимпийского

Когда я в детстве читал про Семь чудес света мне было безумно горько от того, что такие великие памятники исчезли практически без следа (кроме разве пирамид). А еще не покидало ощущение какой то фантастичности и инопланетности всех этих творений. Это знаете как в фантастическом фильме: пейзаж планеты, идут дикари и камера показывает огромную статую с мечем например — и ты понимаешь, что эти дикари ну никак не могли построить это громадное сооружение. Точно так я реагировал на иллюстрации Чудес Света.

Давайте вспомним, что нам о них известно? А начнем с Зевса .

Фото 2.

Городок Олимпия расположен на полуострове Пелопоннес, в 150 км на запад от Афин, ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

Фото 3.

Если верить легенде, то храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа. Строительство храма было начато в период тирании Писистрата, в 515 г. до нашей эры. Писистрат был сыном Гиппократа и возглавлял Афины продолжительное время. Когда Гиппий, сын Писистрата, был свергнут спустя 5 лет своего владения, работа над сооружением была заброшена. С наступлением периода афинской демократии храм так и оставался незавершенным. В то время греки считали, что строительство такого грандиозного сооружения было актом высокомерия. Фемистокл – великий греческий полководец и государственный деятель периода Греко-персидских войн 500—449 г до нашей эры, даже использовал его части для строительства оборонительных стен, связавших Афины с Пиреем. Раскопанный участок одной из стен можно увидеть рядом с храмом.

Фото 4.

Работы над храмом были продолжены лишь после того, как Александр Македонский взял под свой контроль управление Афинами в III веке до нашей эры. Антиох IV Епифан, царь эллинистической династии, заключил контракт с римским архитектором Коссутиусом для возведения крупнейшего храма в мире. Однако в 164 году до нашей эры Антиох умер, и работы снова остановились.

В 84 году до нашей эры римский диктатор Сулла, любивший увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога — Юпитера Капитолийского И только во втором веке нашей эры строительство храма было, наконец, завершено римским императором Адрианом. Император был большим почитателем греческой культуры и даже, вопреки тогдашней римской моде, отпустил бороду. Произошло это уже во втором веке нашей эры со 129 по 131 годы.

Фото 5.

Храм Зевса стоял на трехступенчатой террасе размерами 107,7 метра на 41,1 метра. Его вытянутое прямоугольное здание когда-то окружали два ряда поставленных близко друг к другу колонн, всего их было 104. На торцевых сторонах к основным колоннам прибавлялись еще колонны портиков. Это был настоящий мраморный «лес колонн», подавлявший зрителя своими размерами.

Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.

Фото 6.

О внутреннем убранстве храма достоверных сведений не много. Но доподлинно известно, что когда-то в нем стояла гигантская покрытая золотом и слоновой костью статуя Зевса, являвшаяся копией со статуи Зевса Олимпийского работы Фидия. Статуя считалась одним из семи чудес света древнего мира. Статуя была воистину прекрасна.

Греки считали несчастными тех, кто ни разу не видел эту статую Зевса. Рассказывают, что когда Калигула пожелал перенести статую Зевса к себе в Рим, то статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Рядом со статуей Зевса возвышалась статуя императора Адриана, также сделанная из золота и слоновой кости. К сожалению, ни статуя Зевса ни статуя Адриана, до наших дней статуя не сохранилась

Фото 7.

Грандиозная фигура Зевса была спрятана от любопытных глаз занавесом и она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.

Фото 9.

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.

Фото 10.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

Фото 11.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Согласно описаниям античных авторов, Зевс был изображён Фидием понимающим, способным ободрить в трудную минуту, богом, что противоречило существовавшей традиции изображать Зевса в образе громовержца.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.
О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.

Фото 12.

Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинён в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключённого, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую — синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.

Фото 13.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина — 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду — золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники — богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: «Ты доволен, Зевс?» В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.

Уникальная отделка скульптуры и выше описанная хитрость позволяли отражаться лучам солнца так, что казалось, будто свет исходит из самой статуи Зевса. На открытии Фидий стоял в глубине храма, наслаждаясь потрясением зрителей. Достоверно судьба архитектора неизвестна. Что же касается описываемого чуда света, то оно простояло около 800 лет. В начале V века нашей эры, когда в римской империи христианство установилось государственной религией, все языческие храмы были закрыты.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня (в 425 году): лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света.

Когда от памятника не остаётся и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от неё не сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства её создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса — не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская — каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нём, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного «цеха». Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской — в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй.

Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди — в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причём именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: «Принадлежу Фидию».

Фото 17.

Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, — следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно.

Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней.

К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать — выразить себя и своё время в высоком искусстве.

И то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт возможность представить себе искусство Востока, даёт нам право гордиться великими мастерами прошлого, где бы они не творили — в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии.

Фото 23.

Статуя Зевса Олимпийского — единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.

Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.

В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).

В выходные – с 8.30 до 15.00.

Фото 24.

После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.

В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.

На входе есть фонтанчик с питьевой водой.

Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции.

Фото 3.

Фото 4.

Фото 5.

Фото 6.

В нескольких минутах ходьбы от достопримечательности находится станция метро «Акрополь». Кроме того, к храму можно добраться трамваями № 1, 5 и 15, а также автобусами № 040, 230, А2 и В2.

Источник

Оцените статью