- Болонский процесс
- Содержание
- Болонская декларация и реформы образования
- Причины распространения Болонского процесса
- Результаты, которых планируется достичь с помощью Болонского процесса
- Страны-участницы и годы их вступления в Болонский процесс
- Уровни в системе образования
- Болонский процесс
- Болонский процесс какие страны входят
- Целями процесса являются:
- Обязательства участников
- Обязательные параметры Болонского процесса
- Рекомендательные параметры Болонского процесса
- Факультативные параметры Болонского процесса
- Трёхуровневая система высшего образования
- Академические кредиты
- Академическая мобильность
- Европейское приложение к диплому
- Контроль качества
- Автономность вуза
- Европейская система взаимозачета кредитов
- Часто задаваемые вопросы (и ответы) о контроле за качеством обучения
Болонский процесс
Содержание
Болонская декларация и реформы образования
Болонский процесс – инициатива по созданию единого образовательного пространства, начатая в 1999 году в г. Болонья (Италия), когда министры образования 29 европейских государств по взаимному согласию подписали Болонскую декларацию.Цель движения – гармонизировать имеющиеся системы образования в разных странах, привести их к единому стандарту путем заимствования самых удобных и совершенных механизмов обучения у партнеров и объединения их в единое целое. Цель: создать свод одинаковых правил, норм и регламентов образования, которые бы одновременно использовались во всех учебных заведениях всех стран-участниц Единого образовательного пространства.
Причины распространения Болонского процесса
Европейскому обществу свойственно осознать себя как единое целое – Европейский союз тому весомое подтверждение. Соответственно, что в определенный момент назрела потребность унифицировать систему высшего образования, ведь эта сфера влияет на формирование общества.
Кроме того, в Европе обычной практикой считается работа вне своей страны, а раздробленность и пестрота образовательных систем не может способствовать трудовой мобильности. Квалифицированные кадры должны иметь право выбирать место трудоустройства не только в своем государстве. Это сложно реализовать без реформирования высшего образования и признания национального диплома во всех странах, которые присоединились к Болонскому процессу.
Результаты, которых планируется достичь с помощью Болонского процесса
- Укрепить связи между вузами Европы и создать конкуренцию американской образовательной системе, которая на образовательном рынке удерживает лидирующие позиции.
Страны-участницы и годы их вступления в Болонский процесс
1999: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария – это страны-основатели Болонского процесса. Позже к ним присоединились другие государства.
2001: Хорватия, Кипр, Лихтенштейн, Турция.
2003: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Россия, Сербия, Македония.
2005: Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина.
2007: Черногория.
Уровни в системе образования
Согласно положению Болонской декларации, процесс образования во всех высших учебных заведениях должен включать в себя три цикла. Так как третий цикл (докторантура) сложно назвать востребованным среди студентов, то Болонскую систему образования обычно называют двухуровневой. Но формально она трехуровневая.
- Первый цикл образования длится не менее трех лет и заканчивается получением диплома бакалавра, который считается достаточным для работы по специальности. Бакалавариат приравнивается к высшему образованию первого уровня. В некоторых заведениях диплом бакалавра можно получить только за 4 года обучения – это технические, творческие, медицинские и прочие ВУЗы узкой специализации.
- Второй цикл – магистратура. Длительность обучения – 2 года. Если на предыдущем уровне студент учился четыре года, то тогда диплом магистра можно получить за один год.
- Третий цикл – получение степени доктора. Длительность обучения – 3 года.
Степень «специалист» в Болонскую систему не вписывается.
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Источник
Болонский процесс
Начало болонскому процессу было положено подписанием Болонской декларации 19 июня 1999 года в городе Болонье (Италия) представителями 29 европейских стран. Хотя болонской декларации предшествовал целый ряд других документов, посвященных вопросам высшего образования в единой Европе (в т. ч. Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года и другая болонская декларация — Всеобщая хартия университетов, принятая в 1988 году), именно в болонской декларации (по другой общепринятой терминологии конвенции) были намечены конкретные шаги и было заявлено о формировании рабочих органов данной инициативы.
Особенно следует отметить, что болонская конвенция не носит характер международного правового документа, а потому не является обязательной для исполнения. Ни одна страна не может быть принуждена к присоединению к данному процессу. Тем не менее, в настоящее время (начало 2008 года) число стран-участниц болонского процесса составляет 46, в том числе и Россия c 2003 года. В качестве основной цели данного процесса его участники продекларировали создание к 2010 году единого европейского пространства высшего образования, повышение международной конкурентоспособности европейской системы, продвижение её по всему миру. В качестве первостепенных целей были выделены следующие: «. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах — достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах. Внедрение системы кредитов по типу ECTS — европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами. Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. »
Однако все эти заявления и намерения не предусматривают создания к оговоренной дате всеми странами-участницами систем высшего образования, выстроенных по единому стандарту. Скорее, наоборот, в документах, принимаемых в рамках болонского процесса, серьезный акцент делается на важности сохранения национальных особенностей систем высшего образования, уже существующих в той или иной стране, особой роли университетов в данном процессе, учитывая особенности их систем управления, которым свойственна высокая степень автономии и самостоятельности. Чтобы было более наглядно, что это означает на практике, можно привести несколько примеров. Так, применительно к российской системе высшего образования выстраивание её в соответствии с «европейскими» рекомендациями совершенно не требует от наших вузов отмены существующей системы контроля успеваемости, а именно привычной системы зачетных и экзаменационных сессий и самих экзаменов, что, к сожалению, многие вузы уже поторопились сделать. Что, в свою очередь, привело к существенному снижению качества образования. Также выстраивание системы высшего образования, отвечающей обозначенным выше требованиям, не подразумевает обязательного введения в программы каких-либо курсов, навязанных извне, равно как и исключения из программы преподаваемых прежде. Данные вопросы остаются в ведении соответствующих надзорных органов каждой конкретной страны и собственно вузов.
Согласно принятым изменениям в действующее законодательство о высшем образовании переход на уровневую систему образования в России должен завершиться к сентябрю 2009 года. Реализация и координация мероприятий по практическому исполнению достигнутых договоренностей была поручена Рабочей группе по осуществлению Болонского процесса (Bologna Follow-Up Group, BFUG) (официальный сайт Болонского процесса на 2007-2009 годы). Рабочая группа включает представителей стран-участниц Болонского процесса (список смотри ниже), Европейской комиссии (European Commission) (полный член) и Совета Европы (Council of Europe), Европейского центра по высшему образованию (ЮНЕСКО-СЕПЕС) (UNESCO/CEPES), Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации вузов (EURASHE), Европейского студенческого союза (ESU, в прошлом ESIB), Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании (ENQA), Интернационалаобразования (Educational International Pan-European Structure), Конфедерации бизнеса Европы (BUSINESSEUROPE, в прошлом UNICE) в качестве консультативных членов. Страны-участницы Болонского процесса: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия (с 2003 года), Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Черногория, Швейцария, Швеция, Эстония. Конференции министров стран-участниц Болонского процесса проводятся раз в два года (Прага 2001, Берлин 2003, Берген 2005 и Лондон 2007), на них подводятся итоги прошедших двух лет работы и намечаются шаги к реализации на последующие два года. Подготовку конференций осуществляет Рабочая группа, которая возглавляется страной, председательствующей одновременно в Европейском союзе. Поддержку Рабочей группе оказывает Секретариат Болонского процесса, работу которого, в свою очередь, организует страна, которой предстоит принимать следующую конференцию. Следующая конференция будет проведена 28-29 апреля 2009 года в двух университетах (Leuven и Louvain-la-Neuve) стран Бенилюкса.
Небольшое отступление
И снова возвращаясь к теме качества образования, нельзя не сказать о перспективах присоединения России к Болонскому процессу. Целью инициативы является создание единого европейского пространства высшего образования. И действительно, если мы посмотрим на список стран-участниц, то не увидим в нем других государств кроме европейских. Поэтому большая часть развитого и развивающегося мира остается за рамками данной конвенции. В такой ситуации взаимное признание дипломов на европейской территории вряд ли сослужит службу их владельцам при обращении взоров на восток или далее на запад. Реальное значение будет иметь только авторитет конкретного учебного заведения, что, собственно, мы имеем и сейчас и без Болонского процесса. И если, например, в рамках Болонского процесса между Оксфордским университетом и неким российским университетом, назовем его «икс»ГУ, будет существовать соглашение, а владельцы дипломов Оксфордского университета, в свою очередь, будут всячески приветствоваться в качестве специалистов в США, из этого ровным счетом ничего не следует для владельцев дипломов университета «икс»ГУ. Таким образом, это аргумент в пользу того, что само по себе участие в Болонском процессе не обеспечит его участникам автоматического повышения качества образования, не поднят их к средней планке и уж тем более не приподнимет над ней. И кто уповает сегодня на это, совершает большую ошибку и подвергает большому риску свое будущее. Кто-то может возразить, что, дескать, неужели российская система высшего образования хуже прочих среди стран-участниц Болонского процесса? Ответ: конечно, нет. Но это неправомерная для нашей страны постановка вопроса, так как, если Россия претендует на ту роль и место в мире, о которых не раз за последние несколько лет заявлялось на самом высоком уровне, то она не может удовольствоваться «средним» высшим образованием.
Автор: Алесандр Шиляев, Alexander A. Shilyaev at work & at home
Источник
Болонский процесс какие страны входят
«Болонский процесс» получил своё название 19 июня 1999 года после подписания министрами 29 европейских стран, ответственными за образование, Болонской Декларации о создании единого европейского пространства высшего образования. В 2003 году на Конференции в Берлине к Болонскому процессу официально присоединилась Россия
Целями процесса являются:
- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Обязательства участников
Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.
Некоторые обязательства ограничены сроками:
- С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
- До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.
Обязательные параметры Болонского процесса
- Трёхуровневая система высшего образования.
- Академические кредиты ECTS.
- Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
- Европейское приложение к диплому.
- Контроль качества высшего образования.
- Создание единого европейского исследовательского пространства.
Рекомендательные параметры Болонского процесса
- Единые европейские оценки.
- Активная вовлечённость студентов.
- Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
- Образование в течение всей жизни.
Факультативные параметры Болонского процесса
- Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
- Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
- Модульная система.
- Дистанционное обучение, электронные курсы.
- Академические рейтинги студентов и преподавателей.
Трёхуровневая система высшего образования
- Вводятся три уровня высшего образования:
Первый уровень — бакалавариат (степень «бакалавр»).
Второй уровень — магистратура (степень «магистр»).
Третий уровень — докторантура (степень «доктор»).
(бакалавриат + магистратура + докторантура, годы обучения)
3 + 2 + 3
4 + 1 + 3.
Академические кредиты
- Академический кредит — единица трудоёмкости учебного труда студента
- За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов
- За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов
- Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения)
- Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения)
- Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30
- Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.)
- Количество начисляемых кредитов по дисциплине от оценки не зависит
- Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов
- При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка («контактные часы» по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.)
- Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.
- Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:
А — «отлично» (10 процентов сдающих).
В — «очень хорошо» (25 процентов сдающих).
С — «хорошо» (30 процентов сдающих).
D — «удовлетворительно» (25 процентов сдающих).
Е — «посредственно» (10 процентов сдающих).
F (FX) — «неудовлетворительно».
Академическая мобильность
- Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год;
- Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания;
- Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно — принимающий вуз денег за обучение не берёт;
- Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах);
- В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом;
- Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом;
- Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.
Европейское приложение к диплому
- Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно;
- Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском);
- Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.
Контроль качества
- Министерство образования использует систему сертификации;
- Вуз контролирует качество обучения;
- Вуз контролирует весомость кредитов, порядок начисления кредитов за семестр или за учебный год, взаимозачёт кредитов;
- Вуз контролирует качество заполнения европейского приложения;
- На заявительной основе возможен европейский контроль качества обучения в данном вузе.
Автономность вуза
- В существующих условиях в рамках ГОС ВПО вуз определяет содержание обучения по уровням бакалавр/магистр;
- Вуз определяет методику обучения;
- Вуз определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины);
- Вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной);
- ЕГЭ не имеет прямого отношения к Болонскому процессу.
Европейская система взаимозачета кредитов
Введение ECTS — Европейской системы перезачета кредитов — является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описание курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.
За последние 15 лет введение системы ECTS в высших учебных заведениях осуществлялось через программу ЕС Socrates-Erasmus. По данным доклада «Тенденции в высшем образовании-III», в настоящее время порядка 1200 из 1820 образовательных учреждений в ЕС, имеющих контракт на институциональном уровне с Socrates-Erasmus, получили гранты Socrates для введения системы ECTS. Однако было бы неправильным сделать вывод из этих цифр, что две трети вузов сегодня применяют систему ECTS и что задача сводится лишь к вовлечению в этот процесс остальной трети.
Признание кредитов ECTS за сроки обучения за границей изначально предполагалось на основе предварительных соглашений между академическим персоналом об уровне, содержании и учебной нагрузке программ курсов. Система ECTS требует не просто подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также, и этим аспектом часто пренебрегают, детального описания всей программы обучения в институте с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов, а также об услугах поддержки международных студентов.
Болонская декларация упоминает систему ECTS лишь как пример, однако никакой другой европейской системы не появилось. Наоборот, система ECTS быстро распространилась по всей Европе и была включена во многие новые законы о высшем образовании. Ее основные достоинства:
- Облегченное признание сроков обучения за границей;
- ольшая степень прозрачности реальной студенческой нагрузки;
- ECTS в наибольшей степени соответствует представлениям о необходимых реформах;
- Большая гибкость в определении индивидуальных программ обучения.
Использование системы ECTS для перезачета кредитов особенно широко распространено в следующих странах: Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81.5%), Австрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%, Ирландия и Дания (93%). Другие системы, отличные от ECTS, применяются больше всего в Великобритании (45.5%) и Турции (58%). В некоторых странах, сравнительно большой процент не использует ни систему ECTS, ни иную аналогичную систему: например в Португалии (34%), Болгарии (38.5%) и Венгрии (44%). В странах Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему перезачета кредитов.
Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации.
Еще о Европейской системе перезачета кредитов см. Частые вопросы
Часто задаваемые вопросы (и ответы) о контроле за качеством обучения
Не станут ли слабые вузы привлекать студентов «лёгкими» кредитами? | Такой вариант возможен, но это уже своего рода правонарушение со всеми вытекающими последствиями. |
Каким будет контроль за выдачей европейских Приложений? | За Приложение будет отвечать вуз и (непосредственно или опосредованно) Министерство образования. |
Каким будет контроль за содержанием обучения? | У российских вузов есть Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, к тому же они будут участвовать в европейских форумах родственных вузов с целью приблизить содержание обучения к европейским стандартам. |
Какими будут новые требования к качественным характеристикам профессорско-преподавательского состава? | Преподаватели должны будут уметь пользоваться европейскими академическими кредитами, выставлять европейские оценки. В остальном вряд ли появятся новые требования. |
Как будет контролироваться качество самостоятельной работы студента? | Если количество часов аудиторной работы в российских вузах начнёт сокращаться, надо будет по-новому налаживать контроль за самостоятельной работой. Из опыта европейских вузов, это могут быть индивидуальные собеседования студента с преподавателем по проработанному материалу, написание студентом эссе, его академические отчёты и т.п. |
Источники: Г.И.Гладков «Болонский процесс». Справка для участников научно-практической конференции «Университетская политология России в национальном и европейском контекстах»;
«Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы». Аналитический обзор
Источник