- Болонская система
- Содержание
- Основные цели Болонского процесса
- Основные положения Болонской декларации
- Присоединение к Болонскому процессу
- Участники Болонского процесса
- Негативные мнения о Болонском процессе
- Примечания
- Смотри также
- Ссылки
- Смотреть что такое «Болонская система» в других словарях:
- Болонский процесс
- Содержание
- Болонская декларация и реформы образования
- Причины распространения Болонского процесса
- Результаты, которых планируется достичь с помощью Болонского процесса
- Страны-участницы и годы их вступления в Болонский процесс
- Уровни в системе образования
- Болонский процесс страны участники
- Целями процесса являются:
- Обязательства участников
- Обязательные параметры Болонского процесса
- Рекомендательные параметры Болонского процесса
- Факультативные параметры Болонского процесса
- Трёхуровневая система высшего образования
- Академические кредиты
- Академическая мобильность
- Европейское приложение к диплому
- Контроль качества
- Автономность вуза
- Европейская система взаимозачета кредитов
- Часто задаваемые вопросы (и ответы) о контроле за качеством обучения
Болонская система
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007)и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.
Содержание
Основные цели Болонского процесса
Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Основные положения Болонской декларации
Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых положений:
Присоединение к Болонскому процессу
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
- с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
- до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.
Участники Болонского процесса
Негативные мнения о Болонском процессе
- Как сообщает Neue Zurcher Zeitung (апрель 2007 г.), в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов англ. European Credit Transfer System ) ударили по гуманитарным отделениям.
- По мнению Растко Мочника, профессорасоциологииЛюблянского университета, Болонский процесс — то есть приватизациявысшего образования — приводит не только к снижению качества преподавания, но и создает преграды для получения этого образования большинству населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.
- Во многих европейских странах (например, во Франции, Греции, Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования. В том числе в Греции и Сербии им удалось вынудить правительства отказаться от навязывания приватизацииобразования.
- По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров [1] . Ведь четырёхлетный бакалавриат продолжает воприниматься как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.
- Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.
Примечания
Смотри также
Ссылки
- Официальный сайт (англ.)
- Болонский процесс на сайте Томского государственного университета
- Растко Мочник. Зачем защищать государственное образование и здравоохранение
- Владимир Унковски-Корица. Удар по неолиберализму — студенческие протесты 2006 года
- Журнал «Национальные проекты» — Национальный проект в сфере образования. Болонская декларация и конкурентоспособность выпускников российской высшей школы
- Иванова В. И.Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 70-74.
- Карта «Болонский процесс в России» на сайте МГИМО—
- «Концепция изменилась?» — Анна Очкина идет «по следам реформаторов от образования», выясняя суть национального проекта «Образование» и Болонской системы
- Плаксий С. И.Болонский процесс // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 203-206.
- Тюгашев Е. А. Философия Болонского процесса
- Фурсов А. И.ВУЗы готовят марионеток
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Болонская система» в других словарях:
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ — БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. Совместное заявление, подписанное министрами образования стран Европы в г. Болонье 19 июля 1999 г. Декларация провозгласила создание зоны европейского высшего образования и намерение стран, ее подписавших, к продвижению… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. Система государственных образовательных стандартов и создаваемых на их основе программ, а также совокупность их реализующих образовательных учреждений и органов управления такими учреждениями. Система высшего… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Болонская школа — одна из школ итальянской живописи. Живопись Болоньи заняла видное место в итальянском искусстве уже в 14 в., выделяясь острой характерностью и экспрессией образов. Но термин «Б. ш.» связывается преимущественно с одним из течений в… … Большая советская энциклопедия
Болонская декларация — Болонский процесс процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970 х годов, когда Советом министров ЕС была… … Википедия
Одесский национальный медицинский университет — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Студент — У этого термина существуют и другие значения, см. Студент (значения). «Идеальный студент» (1900 год) Студент (от лат. studens усе … Википедия
Сретенская духовная семинария — Московская Сретенская духовная семинария (МСДС) Год основания 1999 Тип … Википедия
Болонский процесс — Логотип Болонский процесс процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства вы … Википедия
Университет — (от лат. universitas совокупность). В настоящее время с понятием У. соединяют представление о высшем учебном заведении, которое, имея целью свободное преподавание и развитие всех отраслей науки (universitas litterarum), независимо от их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Источник
Болонский процесс
Содержание
Болонская декларация и реформы образования
Болонский процесс – инициатива по созданию единого образовательного пространства, начатая в 1999 году в г. Болонья (Италия), когда министры образования 29 европейских государств по взаимному согласию подписали Болонскую декларацию.Цель движения – гармонизировать имеющиеся системы образования в разных странах, привести их к единому стандарту путем заимствования самых удобных и совершенных механизмов обучения у партнеров и объединения их в единое целое. Цель: создать свод одинаковых правил, норм и регламентов образования, которые бы одновременно использовались во всех учебных заведениях всех стран-участниц Единого образовательного пространства.
Причины распространения Болонского процесса
Европейскому обществу свойственно осознать себя как единое целое – Европейский союз тому весомое подтверждение. Соответственно, что в определенный момент назрела потребность унифицировать систему высшего образования, ведь эта сфера влияет на формирование общества.
Кроме того, в Европе обычной практикой считается работа вне своей страны, а раздробленность и пестрота образовательных систем не может способствовать трудовой мобильности. Квалифицированные кадры должны иметь право выбирать место трудоустройства не только в своем государстве. Это сложно реализовать без реформирования высшего образования и признания национального диплома во всех странах, которые присоединились к Болонскому процессу.
Результаты, которых планируется достичь с помощью Болонского процесса
- Укрепить связи между вузами Европы и создать конкуренцию американской образовательной системе, которая на образовательном рынке удерживает лидирующие позиции.
Страны-участницы и годы их вступления в Болонский процесс
1999: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария – это страны-основатели Болонского процесса. Позже к ним присоединились другие государства.
2001: Хорватия, Кипр, Лихтенштейн, Турция.
2003: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Россия, Сербия, Македония.
2005: Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина.
2007: Черногория.
Уровни в системе образования
Согласно положению Болонской декларации, процесс образования во всех высших учебных заведениях должен включать в себя три цикла. Так как третий цикл (докторантура) сложно назвать востребованным среди студентов, то Болонскую систему образования обычно называют двухуровневой. Но формально она трехуровневая.
- Первый цикл образования длится не менее трех лет и заканчивается получением диплома бакалавра, который считается достаточным для работы по специальности. Бакалавариат приравнивается к высшему образованию первого уровня. В некоторых заведениях диплом бакалавра можно получить только за 4 года обучения – это технические, творческие, медицинские и прочие ВУЗы узкой специализации.
- Второй цикл – магистратура. Длительность обучения – 2 года. Если на предыдущем уровне студент учился четыре года, то тогда диплом магистра можно получить за один год.
- Третий цикл – получение степени доктора. Длительность обучения – 3 года.
Степень «специалист» в Болонскую систему не вписывается.
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Источник
Болонский процесс страны участники
«Болонский процесс» получил своё название 19 июня 1999 года после подписания министрами 29 европейских стран, ответственными за образование, Болонской Декларации о создании единого европейского пространства высшего образования. В 2003 году на Конференции в Берлине к Болонскому процессу официально присоединилась Россия
Целями процесса являются:
- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Обязательства участников
Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.
Некоторые обязательства ограничены сроками:
- С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
- До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.
Обязательные параметры Болонского процесса
- Трёхуровневая система высшего образования.
- Академические кредиты ECTS.
- Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
- Европейское приложение к диплому.
- Контроль качества высшего образования.
- Создание единого европейского исследовательского пространства.
Рекомендательные параметры Болонского процесса
- Единые европейские оценки.
- Активная вовлечённость студентов.
- Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
- Образование в течение всей жизни.
Факультативные параметры Болонского процесса
- Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
- Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
- Модульная система.
- Дистанционное обучение, электронные курсы.
- Академические рейтинги студентов и преподавателей.
Трёхуровневая система высшего образования
- Вводятся три уровня высшего образования:
Первый уровень — бакалавариат (степень «бакалавр»).
Второй уровень — магистратура (степень «магистр»).
Третий уровень — докторантура (степень «доктор»).
(бакалавриат + магистратура + докторантура, годы обучения)
3 + 2 + 3
4 + 1 + 3.
Академические кредиты
- Академический кредит — единица трудоёмкости учебного труда студента
- За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов
- За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов
- Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения)
- Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения)
- Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30
- Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.)
- Количество начисляемых кредитов по дисциплине от оценки не зависит
- Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов
- При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка («контактные часы» по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.)
- Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.
- Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:
А — «отлично» (10 процентов сдающих).
В — «очень хорошо» (25 процентов сдающих).
С — «хорошо» (30 процентов сдающих).
D — «удовлетворительно» (25 процентов сдающих).
Е — «посредственно» (10 процентов сдающих).
F (FX) — «неудовлетворительно».
Академическая мобильность
- Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год;
- Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания;
- Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно — принимающий вуз денег за обучение не берёт;
- Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах);
- В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом;
- Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом;
- Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.
Европейское приложение к диплому
- Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно;
- Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском);
- Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.
Контроль качества
- Министерство образования использует систему сертификации;
- Вуз контролирует качество обучения;
- Вуз контролирует весомость кредитов, порядок начисления кредитов за семестр или за учебный год, взаимозачёт кредитов;
- Вуз контролирует качество заполнения европейского приложения;
- На заявительной основе возможен европейский контроль качества обучения в данном вузе.
Автономность вуза
- В существующих условиях в рамках ГОС ВПО вуз определяет содержание обучения по уровням бакалавр/магистр;
- Вуз определяет методику обучения;
- Вуз определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины);
- Вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной);
- ЕГЭ не имеет прямого отношения к Болонскому процессу.
Европейская система взаимозачета кредитов
Введение ECTS — Европейской системы перезачета кредитов — является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описание курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.
За последние 15 лет введение системы ECTS в высших учебных заведениях осуществлялось через программу ЕС Socrates-Erasmus. По данным доклада «Тенденции в высшем образовании-III», в настоящее время порядка 1200 из 1820 образовательных учреждений в ЕС, имеющих контракт на институциональном уровне с Socrates-Erasmus, получили гранты Socrates для введения системы ECTS. Однако было бы неправильным сделать вывод из этих цифр, что две трети вузов сегодня применяют систему ECTS и что задача сводится лишь к вовлечению в этот процесс остальной трети.
Признание кредитов ECTS за сроки обучения за границей изначально предполагалось на основе предварительных соглашений между академическим персоналом об уровне, содержании и учебной нагрузке программ курсов. Система ECTS требует не просто подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также, и этим аспектом часто пренебрегают, детального описания всей программы обучения в институте с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов, а также об услугах поддержки международных студентов.
Болонская декларация упоминает систему ECTS лишь как пример, однако никакой другой европейской системы не появилось. Наоборот, система ECTS быстро распространилась по всей Европе и была включена во многие новые законы о высшем образовании. Ее основные достоинства:
- Облегченное признание сроков обучения за границей;
- ольшая степень прозрачности реальной студенческой нагрузки;
- ECTS в наибольшей степени соответствует представлениям о необходимых реформах;
- Большая гибкость в определении индивидуальных программ обучения.
Использование системы ECTS для перезачета кредитов особенно широко распространено в следующих странах: Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81.5%), Австрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%, Ирландия и Дания (93%). Другие системы, отличные от ECTS, применяются больше всего в Великобритании (45.5%) и Турции (58%). В некоторых странах, сравнительно большой процент не использует ни систему ECTS, ни иную аналогичную систему: например в Португалии (34%), Болгарии (38.5%) и Венгрии (44%). В странах Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему перезачета кредитов.
Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации.
Еще о Европейской системе перезачета кредитов см. Частые вопросы
Часто задаваемые вопросы (и ответы) о контроле за качеством обучения
Не станут ли слабые вузы привлекать студентов «лёгкими» кредитами? | Такой вариант возможен, но это уже своего рода правонарушение со всеми вытекающими последствиями. |
Каким будет контроль за выдачей европейских Приложений? | За Приложение будет отвечать вуз и (непосредственно или опосредованно) Министерство образования. |
Каким будет контроль за содержанием обучения? | У российских вузов есть Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, к тому же они будут участвовать в европейских форумах родственных вузов с целью приблизить содержание обучения к европейским стандартам. |
Какими будут новые требования к качественным характеристикам профессорско-преподавательского состава? | Преподаватели должны будут уметь пользоваться европейскими академическими кредитами, выставлять европейские оценки. В остальном вряд ли появятся новые требования. |
Как будет контролироваться качество самостоятельной работы студента? | Если количество часов аудиторной работы в российских вузах начнёт сокращаться, надо будет по-новому налаживать контроль за самостоятельной работой. Из опыта европейских вузов, это могут быть индивидуальные собеседования студента с преподавателем по проработанному материалу, написание студентом эссе, его академические отчёты и т.п. |
Источники: Г.И.Гладков «Болонский процесс». Справка для участников научно-практической конференции «Университетская политология России в национальном и европейском контекстах»;
«Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы». Аналитический обзор
Источник