Государственное регулирование миграции рабочей силы
Регулирование миграционных процессов – особая, специфическая область социальной политики государства, реализуемая посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других методов.
Государственное регулирование должно осуществляться с учетом складывающихся тенденций в отношении процессов как внутригосударственной, так и внешней миграции.
В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они применяют меры, ограничивающие международную миграцию.
Иммиграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно.
Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными, которые тоже имеют место.
Один из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран.
Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников.
С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.
Большое место в сфере миграционной политики отводится регулированию внешней трудовой миграции.
Система государственных мер по регулированию иммиграции включает:
· законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов;
· институциональные службы по иммиграции рабочей силы;
· межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции.
Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к какой-либо из следующих категорий:
· работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую вредную, грязную и неквалифицированную работу, строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
· специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
· представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
· специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, спортсмены, врачи, писатели;
· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов.
Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
1) Профессиональная классификация.
Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности.
Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом.
В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере принимающей страны.
Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3–5 лет стажа работы по специальности.
Могут потребовать также и рекомендательные письма.
Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном образовании.
Например, в Австралии считают законными следующие российские дипломы – инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтажников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков.
В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет.
А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее 5 лет.
2) Ограничение личного характера.
Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов.
В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД.
Иммигранты обязаны предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование.
В США в соответствии с иммиграционным актом 1990 г. не допускаются наркоманы и лица, страдающие различными видами психических заболеваний.
3) Количественное квотирование.
Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество.
Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя долю иностранной рабочей силы
· в числе всех трудовых ресурсов;
· в рамках отдельных отраслей;
· определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли;
· в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии;
· либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года.
4) Экономическое регулирование.
Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов.
Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.
Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест.
По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить.
5) Временные ограничения.
Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.
6) Географические приоритеты.
Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции.
Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран.
Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства приводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями из разных стран из одного географического региона.
В США, например, географическая структура иммиграции устанавливается законодательно.
Так, для того чтобы на недискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1.
7) Запреты.
Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержаться в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено.
Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя.
Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев.
Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче.
Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции.
8) Программы стимулирования реэмиграции.
Они включают широкий круг мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов и заканчивая оказанием материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину.
В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину.
В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении имми-
гранта о его желании покинуть принимающую страну, в других – через некоторое время после его фактического возращения домой.
9) Программы профессиональной подготовки иммигрантов.
В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на
родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов.
По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину.
Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким.
10) Программы экономической помощи странам массовой эмиграции.
Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов.
Такие предприятия принимали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ.
Источник
Раздел 4.3 «Регулирование рынка рабочей силы»
1.Международная организация труда была создана в ________ году.
Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. при Лиге Наций в соответствии с Версальским договором как комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда. Сегодня МОТ – специальное агентство ООН.
2.Методы эмиграционной политики, заключающиеся в разработке государством мер ограничительно-поощрительного характера, называются …
Основу эмиграционной политики составляют методы косвенного регулирования, основная цель которых заключается в создании благоприятного климата, а также прямые методы, направленные на регулирование структуры и объемов эмиграционных потоков. Прямые методы заключаются в разработке государством мер ограничительно-поощрительного характера, которые защищают интересы мигрантов и национальных работников. Среди таких мер государства могут использовать систему лимитов и ограничений, среди которых можно отметить: 1) запрет на выезд отдельных категорий работников; 2) введение эмиграционных квот; 3) ограничения выдачи заграничных паспортов; 4) установление сроков обязательной работы в стране после получения образования за государственный счет.
3.Важной проблемой для стран-экспортеров рабочей силы является …
1. сохранение уровня занятости
2. уменьшение уровня занятости
3. трудоустройство бывших эмигрантов
4. состояние платежного баланса
Важной проблемой для стран-экспортеров рабочей силы является трудоустройство бывших эмигрантов, вернувшихся домой. Они претендуют на более высокую заработную плату и должности, чем прежде, так как обрели более высокие профессиональные качества, обогатили собственный опыт. Государство заботится о создании для них более благоприятных социально-экономических и прочих условий.
4.Модель иммиграционной политики, акцентирующая внимание на людях высокой профессиональной квалификации и на проблемах прав человека, является _________ моделью.
Выделяют три модели иммиграционной политики: немецкую, французскую и американскую. Немецкая модель подразумевает возврат этнических немцев и людей других национальностей, по тем или иным причинам покинувшим Германию, с их последующей интеграцией в немецкое общество. Французская модель отличается значительным количеством мер по приему, благоустройству и конечной интеграции всех граждан различных национальностей, приехавших во Францию. Американская модель акцентирует внимание на людях высокой профессиональной квалификации, при этом предметом наивысшего внимания американских властей на протяжении длительного времени является проблема прав человека.
5.К германской модели иммиграционной политики относится ориентация на …
1. прием в Германию этнических немцев
2. интеграцию беженцев из различных стран
3. соблюдение прав человека
4. усиление реэмиграционной политики
Выделяют три модели политики развитых стран в отношении вынужденных мигрантов. Это германская модель, ориентированная на прием в Германию этнических немцев и их последующую интеграцию в немецкое общество. Немцы, переселяющиеся из других стран, уравниваются во всех правах с предоставлением им гражданства.
Французская модель отличается разветвленной системой мер по приему, обустройству и интеграции беженцев из различных стран мира, различной национальности с их последующей интеграцией во французское общество.
6.Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают …
1. таможенные пошлины
2. количественное квотирование
3. экспортные субсидии
4. внутренние субсидии
Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.
7.Под экономическим регулированием иммиграции понимаются …
1. повышенные налоговые ставки
2. экспортные субсидии
3. финансовые ограничения
4. ограничения по времени пребывания
Экономическое регулирование иммиграции вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройства на местное предприятие иммигранты обязаны платить.
8.Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение …
1. международных дву- и многосторонних соглашений
2. индивидуальных соглашений с работниками
3. рабочего контракта
4. мирного договора
Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных дву- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе.
9.К методам косвенного регулирования эмиграционной политики относится …
1. поощрение валютных переводов из-за рубежа
2. запрет на выезд отдельных категорий работников
3. введение эмиграционных квот
4. установление сроков обязательной работы в стране после получения образования за государственный счет
Основу эмиграционной политики составляют методы косвенного регулирования, основная цель которых заключается в создании благоприятного климата, а также прямые методы, направленные на регулирование структуры и объемов эмиграционных потоков. Прямые методы заключаются в разработке государством мер ограничительно-поощрительного характера, которые защищают интересы мигрантов и национальных работников. Среди косвенных методов выделяют: 1) поощрение валютных переводов из-за рубежа; 2) открытие валютных счетов под более высокую процентную ставку; 3) продажу ценных бумаг, которые не облагаются налогами; 4) реализацию специальных эмиграционных программ, дополнительно принимаемых в ряде стран.
10.Миграционная политика государства подразделяется на ________ вида(-ов).
Миграционная политика – это особая область социальной политики государства, реализуемая посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других методов регулирования миграционных потоков. Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, имеющие различные методы и цели регулирования.
Раздел 4.4 «Проблема «утечки умов»»
1.Утечка умов» – это международная миграция …
1. специалистов с высшим образованием
4. высококвалифицированных кадров
«Утечка мозгов» или «утечка умов» – это международная миграция высококвалифицированных кадров из различных регионов мира в развитые страны.
2.Такая форма «утечки мозгов», как непосредственная миграция, предполагает …
1. выезд на постоянное место жительства
2. выезд за рубеж на контрактной основе
3. приглашение на работу специалистов и ученых иностранными компаниями
4. полную аренду зарубежной фирмой научного центра
Выделяют следующие формы «утечки умов»: 1) непосредственная эмиграция, т.е. выезд на постоянное место жительства; 2) выезд за рубеж на контрактной основе; 3) приглашение на работу специалистов и ученых иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием; 4) осуществление фундаментальных и прикладных исследований по программе и в интересах зарубежных фирм в случае полной аренды зарубежной фирмой научного центра.
3.«Утечка умов» является серьезной негативной проблемой для …
1. большинства развивающихся стран
2. развитых стран
3. стран с развивающейся экономикой
4. новых индустриальных стран (НИС)
«Утечка умов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран, особенно в Африке. Однако «утечка умов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшись на родину после того, как они несколько лет отработали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.
4.«Утечка умов» иногда называется …
1. «прямой передачей технологий»
2. «обратной передачей умов»
3. «обратной передачей технологий»
4. «прямой передачей умов»
В современном мире одной из главных особенностей международного рынка труда стала миграция ученых, высококвалифицированных кадров в развитые страны из различных регионов мира. Такая форма миграции рабочей силы получила название «утечки умов», которую иногда называют «обратной передачей технологий».
5.Одним из факторов спроса на иностранную квалифицированную рабочую силу является возможность …
1. сокращения безработицы
2. увеличения занятости
3. продвижения на конкурентном рынке наукоемкого производства
4. увеличения доходной части бюджета
К факторам спроса на квалифицированную иностранную рабочую силу можно отнести:
1) возможность продвижения на конкурентном рынке наукоемкого производства, что объясняет «погоню за умами» в развитых странах (такие работники очень выгодны для бизнеса и для принимающего государства);
2) возможность сэкономить инвестиции в человеческий капитал, поскольку страна получает уже готовую рабочую силу, не вкладывая в ее образование и воспитание никаких затрат.
6.«Утечка умов» – это один из видов миграции, причиной которого является …
1. увеличение высших учебных заведений
2. сокращение рабочих мест
3. низкий престиж науки в стране пребывания
4. увеличение рабочих мест
На отток ученых за рубеж влияет весьма низкий престиж науки в стране пребывания, неблагоприятная атмосфера, обстановка уязвимости, незащищенности, отсутствие перспективы. Развитые западные страны поощряют «утечку умов», предоставляя иммигрантам высокую заработную плату и благоприятные социально-бытовые условия.
7.Для сокращения оттока квалифицированной рабочей силы из России необходимо …
1. применение административных мер
2. улучшение экономического положения в стране
3. сокращение налогов
4. сокращение количества вузов
«Утечка умов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшись на родину после того, как они несколько лет отработали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.
8.Под «утечкой умов» понимается …
1. эмиграция высококвалифицированных специалистов (верный)
2. иммиграция высококвалифицированных специалистов
3. эмиграция рабочей силы из менее развитых стран
4. обмен специалистами между странами
9.Наибольший объем эмиграции квалифицированных кадров из России был в …
1. 1990-е гг. XX в.
2. 1970-е гг. XX в.
3. 1980-е гг. XX в
4. 2000-е гг. XXI в.
Эмиграция из России квалифицированных работников, увеличивавшаяся в течение 1990-х гг. XX в., сегодня в целом стала понемногу сокращаться. Прямые ежегодные потери страны в результате «утечки умов» оценивались не менее чем в 3 млрд долл., а суммарные потери с учетом упущенной выгоды – 50–60 млрд долл., что сопоставимо с годовым бюджетом страны.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник