Борьбу за право представлять страну

ОТ БОРЬБЫ ЗА ПРАВО К БОРЬБЕ ЗА СУВЕРЕНИТЕТ

Клишас Андрей Александрович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории права и государства РУДН, научный руководитель Юридического института РУДН, Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. e-mail: klishas_aa@pfur.ru. ORCID ID: 0000-0002-3472-4926 Andrey Klishas, Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory of Law and State, RUDN University, Academic Advisor of the Law In-stitute with RUDN University, Head of the Constitutional Legislation and State-Building Committee of the Council of the Federation, Federal Assembly of the Russian Federation.

Введение. В статье рассматривается проблематика суверенитета современных государств в контексте политической конъюнктуры начала XXI века. Автор с правовой точки зрения анализирует проблему ограничения национальной конституционной идентичности государств со стороны наднациональных межгосударственных объединений и проблематику вмешательства одних государств во внутренние дела иных государств в качестве актуальных тенденций в сфере межгосударственного взаимодействия. Материалы и методы. Теоретическую основу настоящей работы составляют представления немецкого правоведа Р. Иеринга о соотношении объективного права и субъективного права, а также об условиях, обеспечение которых необходимо для существования правопорядка как такового. Эмпирическая основа настоящего исследования представлена действующим нормативным правовым регулированием Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, а также законодательными инициативами, рассматриваемыми в настоящее время в Конгрессе Соединенных Штатов Америки. Методологическую основу работы составляют такие методы, как формально-логический метод, метод системного анализа, структурно-функциональный метод. Результаты исследования. В статье на основании анализа современных тенденций в сфере межгосударственного взаимодействия, в том числе в результате рассмотрения отдельных внутриполитических решений, принятых в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки, приводится вывод относительно того, что функционирование системы международного сотрудничества невозможно без принятия государствами мер, направленных на обеспечение суверенитета, адекватных нарушению межгосударственными объединениями принципа конституционной идентичности государства, а также вторжению государств во внутренние дела иных государств. Обсуждение и заключение. Вторжение межгосударственных объединений в сферу национальной конституционной идентичности государств и последовательное вмешательство государств во внутренние дела иных государств представляют собой категорически неприемлемую с позиции международного права практику, препятствующую построению международного взаимодействия на началах консенсуса и взаимоуважения, а также нивелирующую эффективность межгосударственного сотрудничества. Ключевые слова: суверенитет, конституционная идентичность, парламентаризм, принцип невмешательства FROM STRUGGLE FOR LAW TO STRUGGLE FOR SOVER-EIGNTY Introduction. The article deals with the problems of sovereignty of modern states in the context of political confrontation at the beginning of the 21st century. The author performs a legal analysis of the issue of a state’s constitutional identity limitation by supranational interstate associations and the issue of inter-ference of some states in the affairs of others as a modern trend of interstate communication. Materials and methods. The theoretical basis of the research is the views of the German jurisprudent R. Jhering on the correlation of objective law and subjective law, as well as on the conditions that are necessary for the existence of the rule of law. The empirical basis of the research is represented by the current legal regulation of the Russian Federation and the United States of America, as well as by legislative initiatives being under consideration in the Congress of the United States of America. The methodological basis of the research is the formal logical method, the method of system analysis, structural and functional method. Results. On the basis of the analysis of modern trends in the interstate in-teraction and after consideration of individual domestic political decisions taken in the Russian Federation and the United States of America the author con-cludes, that the international cooperation is impossible without adopting sover-eignty ensuring government measures which measure up both to the violation of the state’s constitutional identity by interstate associations and to the interference of states into the internal affairs of others. Discussion and conclusion. Interference of interstate associations in a state’s constitutional identity and states’ consistent interference in the internal af-fairs of other states are an absolutely unacceptable practice from the standpoint of international law. Such a practice prevents the construction of international cooperation on the basis of consensus and mutual respect and brings to naught the effectiveness of interstate cooperation. Keywords: sovereignty, constitutional identity, parliamentarism, the principle of non-intervention

Читайте также:  Список не эффективных институтов страны

Источник

§ 7. Борьба за право

1. Иного не дано. Право, по словам знаменитого немецкого правоведа Рудольфа Иеринга (на мой взгляд, юриста от бога, одного из немногих мыслителей, глубоко и тонко понимающих сам феномен юридической материи), не в пример «растению», произрастает не само собой – не само по себе раскрывается в истории.

Необходимость последовательной борьбы за право в современных условиях заключается еще и в том, что ему, праву, и в особенности праву, которое должно служить человеку, противостоят могущественные противоборствующие силы. Силы, скажем так, антиправовые по своей сути. То есть такие, для которых право представляет собой ненужное и даже вредное явление. А если в чем-то нужное и полезное, то не в развитом виде, не в своем исконном предназначении в сообществе разумных существ – служить человеку, но всего лишь в своих усеченных, ограниченных качествах, главным образом в виде права власти, верной и безропотной «службы» упомянутых могущественных сил,

«крыши» для оправдания любого своеволия, некоего сугубо «оформительского» служебного подсобного инструментария в политической и деловой жизни, где главными силами являются власть и деньги.

Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей

2. Составляющие. Борьба за право во всех гранях и ипостасях этого трудного дела включает ряд составляющих, которые охватывают и уровень развития институтов гражданского общества, и состояние культуры и гражданственности в стране, и характер утвердившейся политической власти, и темпы экономического развития, и особенности всего общественного сознания, и многие другие факторы, касающиеся в сущности всех сторон развития общества, включая особенности человека, его природы1.

3. Высшее и всеобщее признание. Первое, что необходимо для победы права в жизни общества, – это интенсивная разработка идей права, обретение ими высокого научного и гражданственного признания.

Идеи права в современном их понимании достойны того, чтобы они стали одним из центров интеллектуальной, духовной жизни общества, ничуть не уступающим науковедческому статусу передовых естественно-научных и технических знаний.

Ведь общества же, в которых утверждаются последовательно демократические, либеральные цивилизации, – это постиндустриальные, технологически и информационно развитые общества, и в не меньшей мере – общества свободные, самоуправляющиеся, сутью и стержнем

1 С учетом приведенных данных, в литературе по вопросам этологии обращается внимание на то, что демократический строй (а вместе с ним и право человека), имеющий известные природные предпосылки, все же не м о ж е т «возникнуть сам собой, на основе инстинктивных программ»; демократический строй и соответствующее право «это продукт разума (курсив мой. – С.А.), продуманная система коллективного воспрепятствования образованию иерархической пирамидальной структуры…» (Дольник В. Указ. соч. С. 228–229). И отсюда – «демократию нужно все время поддерживать политической активностью граждан, не позволять прийти к власти «паханам» и «шестеркам» (там же. С. 168).

В этой связи следует отдать должное точности суждений В. Дольника – автора приведенных выше положений, – когда, отметив, что «демократия – продукт борьбы разума с животными инстинктами, толкающими их (людей. – С.А.) самособираться в жесткие авторитарные иерархические режимы», он уже прямо по вопросам права пишет: «Государство, построенное ради защиты прав человека и основанное на законах, стоящих выше государства и любого человека, – это демократическое государство» (там же.

задачи высшей значимости и задачи к тому же высшей степени сложности.

Часть третья. Философско-правовые проблемы

которых становится право. Право, которое позволяет людям утвердиться в великих демократических ценностях и, используя могущественный потенциал юридического инструментария, справиться с «негативами либерализма», с вырывающейся на простор вольницей, со вседозволенностью в потребительских страстях, сделать свободу в высшем цивилизационном понимании исходным началом и стержнем достойной жизни людей, обратить ее в человеческую активность, творчество, свершения ума – основу восходящего развития человеческого рода1.

Именно тут можно ожидать утверждение позиций подвижников, активных и искренних приверженцев идей права, непреклонных борцов за правовые идеалы и ценности.

4. Ключевое звено. Это понимание, разработка и использование всего потенциала права – уникального юридического инструментария, юридических механизмов.

Сейчас становится все более очевидным, что использование потенциала права по «запросам эпохи» не сможет сколько-нибудь су-

1 А это все предполагает необходимость, как уже отмечалось (и если в данном случае уместно еще раз использовать возвышенные категории), н о в о й э п о х и в понимании права – такого развития, пожалуй, даже поворота в правопонимании, который бы в полной мере отвечал принципиально новым потребностям последовательно демократических, либеральных цивилизаций.

Уже сейчас, думается, вырисовываются некоторые направления такого поворота в понимании и характеристиках права, которые способны преодолеть традиционные трактовки и дать ответ на требования времени. О них и говорилось в данной книге. Это, в частности:

– характеристика права с мировоззренческих позиций, т.е. его понимание как особого

«мирозданческого» явления – самостоятельного, самобытного, уникального звена в процессах бытия и развития человечества. Причем такого звена, которое имеет свои, незаменимые функции и свое предназначение, не сводимое ни к категориям государства, ни к категориям морали, и, быть может, еще и такого, которое обладает качествами природного по своим основам, корням явления;

– рассмотрение права как объективной реальности – сильного и действенного фактора в жизни людей, в самой материи которого заложена специфическая логика, «целеустремленная» к свободе человека, ее обеспечению;

– понимание права в высших его значениях как права человека, которое, несмотря на все метаморфозы, «приговорено» служить людям и – что особо существенно – способно осуществить, казалось бы, невыполнимую задачу – не только преодолеть негативные стороны величайшего дара человека – свободы, но и обратить ее в активность человека, его творчество, свершения ума;

– характеристика права как феномена Разума и высоких истинно человеческих начал. Причем таких начал (относимых к числу духовных, идеальных), которые, быть может, наиболее близки к самой сути человека как высшего, великого создания природы, что и предопределяет саму возможность оценки права как святыни в жизни человека;

– оценка права в качестве цели гражданского общества, высшего критерия общественной жизни.

Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей

щественно продвинуться вперед, если по-прежнему ограничиваться одними общими положениями о праве (даже теми, затронутыми в этой книге, которые касаются известного поворота в самом понимании права).

И здесь на основе научных данных, соответствующих требованиям нынешней эпохи, постепенно вырисовывается главная сфера научно-прикладных исследований и практической деятельности по использованию потенциала права. Это разработка (и на общетеоретическом уровне, и во всех специальных юридических дисциплинах) оптимальных юридических конструкций, которые на основе основополагающих правовых идей, мировой юридической культуры и нынешнего практического опыта способны обеспечить утверждение ценностей последовательно демократической цивилизации, торжества Разума, права человека.

Не могу не заметить в этой связи, что определяющую роль в рассматриваемых гранях борьбы за право призваны сыграть знатоки юриспруденции, овладевшие высотами и тонкостями юридических знаний, для которых утверждение ценностей и идеалов права в жизни общества стало не только самой сутью миропонимания и сферой утонченных научных знаний, но и смыслом жизни, личной судьбы.

В своих мечтаниях (возможно, не очень далеких от делового прогноза) мне представляется в перспективе область юридических знаний не только в виде институтов, объединяющих правоведов-теоретиков различных направлений, но и в виде коллективов правоведов-конструкторов, совершенствующих юридическую материю и по текущим запросам практики и в модельных заготовках на перспективу. Притом правоведов-конструкторов, работающих в конструкторских бюро и иных объединениях. Точно таких же, по моему разумению, как и современные конструкторские подразделения, занимающиеся разработкой новейшей материальной техники.

Источник

Борьба империй. Попытки современных держав поделить мир

Эпоха колониализма не ушла в прошлое. В современном мире, как и 150 лет назад, продолжается борьба за раздел сфер влияния. Только теперь к старым колониальным державам Запада добавились новые амбициозные государства.

«Большая семерка» — проект старых колониалистов

Не так давно состоялся очередной саммит «Большой семерки». Эта организация примечательна тем, что объединяет старые колониальные державы – Великобританию, США, Германию, Францию, Италию и Японию. В этом списке не хватает Нидерландов, Испании, Португалии, Бельгии и Дании, но в силу экономических и политических причин они уже не играют столь значительной роли в разделе сфер влияния в современном мире, как прежде.

Эпоха деколонизации, совпавшая по времени с «холодной войной», освободила от колониальной зависимости более сотни стран Африки, Азии, Латинской Америки, Океании. Некогда бывшие британскими, французскими и прочими колониями, эти страны стали независимыми государствами – со своими проблемами, экономическими и политическими, но с формальным, а кое-где и с фактическим суверенитетом.

Конечно, многие вчерашние колонии так до конца и не смогли освободиться от гиперопеки своих бывших метрополий. Например, Франция по-прежнему активно вмешивается в политическую жизнь своих бывших африканских колоний. В целом ряде африканских государств размещены французские войска, а в случае необходимости парашютисты Франции всегда готовы высадиться в нужной стране и помочь в свержении или установлении режима.

Великобритания действует более мягко, зато сохраняет и формальную видимость Британской империи – английская королева считается главой государства в целом ряде стран мира. Елизавета II не просто возглавляет Британское Содружество Наций – она еще и действующая королева 15 суверенных государств.

Среди них – развитые Австралия, Канада, Новая Зеландия, небольшие государства Карибского бассейна и Океании — Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка, Тувалу, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова. Кроме этих стран, Великобритания сохраняет влияние и в многих бывших колониях в Африке – например, в Кении, в Азии – например, в Омане или Брунее.

Франция и Великобритания – две последние европейские державы, которые еще пытаются в полной мере эксплуатировать свое колониальное прошлое. С Германией и Италией, как и с неевропейской Японией, сложнее – колоний их лишили по итогам Первой и Второй мировых войн. Но и германский, и итальянский, и японский бизнес активно работают в бывших колониях, а также во многих других странах «третьего мира».

Что касается США, то империалистические устремления этого государства никогда не являлись ни для кого секретом. Вашингтон за два столетия своего существования выработал и апробировал на практике уникальную идеологию – имперские амбиции США маскируются под борьбу за демократию, за права человека, при этом США примеряют на себя роль международного жандарма и готовы в ее осуществлении не считаться ни с чем. Тысячи погибших в Ираке и Афганистане, в Ливии и Сирии, в Йемене и Судане, в Сомали и во Вьетнаме – не вопрос, ведь главное – «права человека».

Главная задача старых колониальных держав – сохранить и укрепить свое влияние в современном мире, особенно перед лицом вызовов со стороны России, Китая и ряда других государств, претендующих на более активную роль в мировой политике и экономике. Именно с целью сохранения своих позиций США и страны Западной Европы регулярно вмешиваются в политические процессы в других регионах мира.

Современный колониализм проявляется в самых разных уголках планеты – от Зимбабве до Украины, от Ливии до Филиппин, от Венесуэлы до Северной Кореи. Западные державы сохраняют за собой некое право оценки тех или иных политических режимов, систем и даже целых народов. И пытаются определять, кому из стран мира быть «изгоем», а кому нет, с кем можно сотрудничать, а с кем нет. Неужели Саудовская Аравия больше соблюдает права человека, чем Сирия или Венесуэла? Запад не задается этим вопросом, ему куда важнее, что Эр-Рияд вписывается в выстраиваемую систему координат, а Дамаск – нет.

Вплоть до середины ХХ века Запад безраздельно господствовал на планете. Но Октябрьская революция, Вторая мировая война, деколонизация внесли свои коррективы, и сегодня мир становится все более многополярным, а США и странам Западной Европы приходится конкурировать с теми странами, которые еще относительно недавно не представляли никакой опасности для старых колониальных держав. Ведь «центры силы» сегодня, помимо США, Великобритании и Франции, формирует еще несколько стран.

Поднебесная и ее планы

Председатель КНР Си Цзиньпин не скрывает, что планирует к 2049 году превратить Китай в самое развитое в экономическом отношении государство мира. «Догнать и перегнать Америку!» — этот лозунг теперь куда больше подходит для Китая, чем для нашей страны. И во многом Поднебесная Америку уже перегнала. Запад, растивший «китайского монстра» как альтернативу советской модели, сам заложил бомбу под собственную мировую гегемонию. Китай обладает колоссальным потенциалом – миллиардное население, большая территория, удобное географическое расположение. И естественно, что по мере экономического роста руководство КНР задумывается и об утверждении китайских интересов во всем мире.

Попытки Китая вмешиваться в политическую жизнь других стран начались еще во время правления Мао Цзэдуна. Но тогда КНР больше занималась поддержкой маоистских компартий, расплодившихся по всему миру и конкурировавших с просоветскими коммунистами. В целом ряде стран Юго-Восточной и Южной Азии не без китайской помощи маоисты вели партизанские войны против своих правительств. Затем, по мере встраивания в мировую систему, Китай стал сворачивать поддержку радикалов, хотя до сих пор некоторые маоистские группы, особенно в Мьянме, Непале и Индии, пользуются поддержкой китайских спецслужб.

Сегодня утверждение китайского влияния идет по другим направлениям. Прежде всего, это инвестиции китайского бизнеса в национальные экономики. Пекин финансирует множество проектов по всему миру. Раньше в странах Восточной Африки в престижных школах учили английский и французский языки, в странах социалистической ориентации – русский язык, а сегодня учат китайский.

Китай является мощным инвестором в очень многих африканских странах. По масштабам вливаний в африканские экономики Поднебесная догнала и перегнала многие западные страны, в том числе бывшие метрополии. Китайцы работают в Африке охотно и активно, не забывая поддерживать при этом местные правительства, особенно те, которые находятся не в ладах с США и странами Европейского Союза.

В Азии Китай все активнее сотрудничает с тем же Пакистаном, связи с которым формировались еще со времен «холодной войны», на фоне противостояния общему противнику – Индии. Китайские компании активны в Центральной Азии, постепенно «подминая» постсоветские республики – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, а также Монголию. Даже в Латинской Америке Китай активно работает с целым рядом стран, прежде всего – с Венесуэлой. И дело не только в политической и идеологической близости, но и в экономических интересах.

Россия: увядающая империя или набирающая силу держава?

Когда распался Советский Союз, западным аналитикам казалось, что с мощью российского государства покончено (ведь и СССР был для них Россией). Но уже спустя десять лет Россия вновь стала набирать силу, а затем и активно заявила о себе на мировой арене.

Сегодня Россия все активнее участвует не только в политике Ближнего Востока, где в Сирии воюет российская армия, но и в делах Венесуэлы, ряда африканских стран (ЦАР, Ливия, Судан, Египет), постсоветской Центральной Азии.

Можно сказать, что в последние годы Москва стремительными темпами восстанавливает мировое политическое влияние нашей страны, пошатнувшееся за первое постсоветское десятилетие. И, надо сказать, пока получается неплохо. По крайней мере, Россию уже вновь воспринимают как самостоятельного актора мировой политики. В США, в ряде стран Европы нас боятся, ненавидят, но это – хороший знак для нашей страны.

Правда, колониальной державой Россию не назовешь. Вся история нашей страны свидетельствует о том, что мы помогали странам Африки, Азии, Южной Америки освободиться от колониальной зависимости и наладить собственную жизнь на достойном уровне. Другое дело, что вслед за экономическими инвестициями и военной помощью растет и политическое влияние России. Но как без этого?

Державы исламского Востока

О своих амбициях все чаще заявляет и целый ряд стран исламского Востока. Современный исламский мир многообразен – от очень отсталых в экономическом отношении стран вроде Мавритании или Нигера, разоренного войной Сомали до ядерной державы Пакистана, богатейшей Саудовской Аравии, высокоразвитой Турции. Естественно, что в исламском мире есть как страны с претензией на региональное лидерство, так и государства, чьи амбиции распространяются далеко за пределы близлежащих регионов.

Во-первых, это Саудовская Аравия. Претензии на роль лидера в исламском мире со стороны королевства обусловлены не только тем, что здесь и была историческая родина ислама, находятся святые Мекка и Медина. Саудовская Аравия – одно из богатейших государств мира, «поднявшееся» на торговле нефтью и исключительных условиях, созданных США и Великобританией. Запад поддерживает Саудовскую Аравию постольку, поскольку ему выгодно сотрудничество с королевством.

В свою очередь, у саудитов есть собственные и далеко идущие глобальные планы. Эр-Рияд через подконтрольные фонды активно действует практически во всем суннитском мире от Марокко до Индонезии, от Казахстана до Коморских островов.

Можно ли классифицировать политику КСА как «неоколониализм»? Скорее, речь идет об идеологическом доминировании, с помощью которого Эр-Рияд рассчитывает проталкивать и свои экономические интересы. Для саудитов представляет интерес весь исламский мир, поэтому они вкладывают колоссальные средства в общественные организации, движения, фонды и даже не скрывают свою поддержку радикальных группировок в целом ряде стран мира.

Вторая мощная исламская страна с претензией на лидерство – Иран. Это главный идеологический и экономический конкурент Саудовской Аравии, только лишенный поддержки Запада и внесенный США в число «стран – изгоев». Но у Ирана – собственные амбиции. Во-первых, в Тегеране жаждут лидерства во всем шиитском мире – а это, кроме собственно Ирана, еще и Ирак, Азербайджан, частично Ливан, Сирия, Йемен, Бахрейн. На шиитские общины рассчитана «экспортная» модель исламской революции.

Во-вторых, Иран стремится сохранять влияние в близлежащих странах – Афганистане и Пакистане, где проживают внушительные шиитские общины, Таджикистане (на почве языковой близости), Армении (на почве общего противостояния Турции). Главная проблема Ирана – очень плохие отношения с США, которые препятствуют полноценному экономическому развитию.

Третья амбициозная страна – Турция. С приходом к власти Реджепа Эрдогана Анкара все отчетливее проявляет «неоосманистские» тенденции, пытаясь доминировать в тюркском мире, а также в ряде исламских стран. Подконтрольные Турции структуры действуют в Азербайджане, тюркоязычных странах Центральной Азии, в российских республиках Северного Кавказа и Поволжья, населенных тюркоязычными мусульманами, в Албании, Боснии и Герцеговине Кроме того, Турция заявляет об особой роли в ближневосточной политике – в Сирии и Ираке, играет «свою игру» в Ливии, поддерживает связи с исламскими странами и движениями Тропической Африки и Юго-Восточной Азии.

Демарш Эрдогана с покупкой российских С-400 был призван показать США и НАТО, что Анкара более не намерена довольствоваться ролью бессловесного сателлита. Со времени распада Османской империи прошло ровно 100 лет и в Турции считают, что целый век – вполне достаточный перерыв для возрождения национального могущества.

Наконец, не стоит забывать о Пакистане. Хотя эта страна менее активна на международной арене, чем Турция, Иран или Саудовская Аравия, в распоряжении Исламабада находится ядерное оружие, да и численность населения Пакистана превращает его в одну из крупнейших исламских стран современности. Правда, пока Пакистан имеет лишь региональные амбиции, распространяющиеся на Афганистан, Кашмир, постсоветскую Центральную Азию.

Саудовский публицист Хусейн Шобокши, рассуждая об «империях современности», напоминает и о проекте Израиля. Но Израиль все же сугубо региональная держава, хотя и пытающаяся обеспечить себе поддержку самых разных стран мира через многочисленные еврейские диаспоры.

Источник

Оцените статью