Главная English Биологический кружок ВООП Гостю кружка Планы кружка Экспедиции и выезды Исследовательская работа Программа «Parus» История кружка Контакты кружка Полевой центр Фотогалерея Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские работы Учебные программы Полевые практикумы Методические семинары Вебинары Исследовательская работа Проектная деятельность Экспедиции и лагеря Экологические тропы Экологические игры Публикации (статьи) Методические материалы Наглядные определители Карманные определители Определительные таблицы Энциклопедии природы России Компьютерные определители Мобильные определители Учебные фильмы Методические пособия Полевой практикум Природа России Минералы и горные породы Почвы Грибы Лишайники Водоросли Мохообразные Травянистые растения Деревья и кустарники Ягоды и сочные плоды Насекомые-вредители Водные беспозвоночные Дневные бабочки Рыбы Амфибии Рептилии Птицы, гнезда и голоса Млекопитающие и следы Фото растений и животных Систематический каталог Алфавитный каталог Географический каталог Поиск по названию Галерея Природные ландшафты мира Физическая география России Физическая география мира Европа Азия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия и Новая Зеландия Антарктика Рефераты о природе География Геология и почвоведение Микология Ботаника Культурные растения Зоология беспозвоночных Зоология позвоночных Водная экология Цитология, анатомия, медицина Общая экология Охрана природы Заповедники России Экологическое образование Экологический словарь Географический словарь Художественная литература Международные программы Общая информация Полевые центры (Великобритания) Международные экспедиции (США) Курс полевого образования (США) Международные контакты Интернет-магазин Карманные определители Цветные таблицы Компьютерные определители Энциклопедии природы Методические пособия Учебные фильмы Комплекты материалов Контакты Гостевая книга Ссылки Партнеры Наши баннеры Карта сайта
Если Вам понравился и пригодился наш сайт — кликните по иконке «своей» социальной сети:
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает! Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе «Введение в природопользование» Подробнее >>>
Зимние учеты птиц России! Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц «Parus» и «Евроазиатские Рождественские учеты» в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>
Соревнования по полевой ботанике «ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА» пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки! Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации
Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы! Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:
Организация и проведение ботанических экскурсий в Московском регионе
И. А. Савинов, кандидат биологических наук, сотрудник МГСЮН
Статья опубликована в сборнике «Современные методические аспекты экологического образования», 2006 На нашем сайте публикуется в рамках сотрудничества с ГОУ МДЭБЦ (бывш. ГОУ МГСЮН)
Экскурсия в природу как особая форма организации педагогического процесса имеет в нашей стране довольно длинную историю и тесно связана в первую очередь с историей юннатского движения (которая, собственно говоря, и началась с первой экскурсии 15 июня 1918 года в Сокольниках), а также с потребностями студентов и преподавателей ВУЗов.
Цель ботанической экскурсии — непосредственное знакомство учащихся с растениями, особенностями их жизнедеятельности, ролью в природе, связью с другими организмами — бактериями, грибами и животными. Ботанические экскурсии имеют огромное обучающее и воспитательное значение, поскольку дают возможность близко и конкретно ознакомиться с растительным миром и наблюдать растения непосредственно в природе. Таким способом можно ознакомить учащихся с разнообразием этого царства живых организмов, дать методы и навыки изучения явлений и предметов природы в их естественной среде, показать важность и необходимость охраны растительного мира планеты.
Не секрет, что важнейшими задачами, стоящими перед учителем при подготовке экскурсии, являются: необходимость показать разнообразие природных сообществ, многообразие взаимосвязей, существующих между различными живыми организмами (бактериями, грибами, растениями и животными), знакомство с редкими и исчезающими видами местного края. Вообще, без полноценной экскурсии в природу невозможно привить учащимся такие важные качества, как наблюдательность и способность анализировать явления природы, научить правильно оценивать взаимоотношения, взаимосвязи между различными организмами и факторами среды и многое другое. Только в ходе экскурсии слушатели превращаются из «пассивных» наблюдателей явлений природы в активных, способных проанализировать увиденное, описать и зарисовать объекты, сделать важные выводы о необходимости охраны тех или иных видов.
Сбор гербария во время экскурсии
Современной науке известно не менее 400 000 видов высших растений, 30000 видов водорослей и около 100000 видов грибов. Разобраться в этом многообразии ученым-ботаникам помогает гербарий. Гербарий — это научная коллекция правильно собранных и засушенных растений. Получившие в последние годы широкое распространение так называемые цифровые гербарии не способны целиком заменить подлинных образцов, дополнительную информацию из которых могут добывать новые поколения ботаников. Сбор такого материала учитель с учащимися могут осуществлять во время выездов.
Особенности организации экскурсии
Среди особенностей организации ботанических экскурсий можно отметить следующие: огромное разнообразие ботанических объектов (растений), которые могут быть встречены на экскурсии. Дело в том, что в школьном курсе ботаники изучаются не только высшие растения (папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные), но и «низшие» (бактерии, грибы, лишайники, водоросли), с которыми также надлежит познакомить экскурсантов. Количество одних только высших сосудистых растений в средней полосе России исчисляется примерно 2000 видов, однако перед преподавателем не стоит задача познакомить учащихся со всем этим разнообразием. Главное здесь — тщательно подобрать соответствующий материал исходя из поставленных задач. Нами выделяется еще одна деталь: ботанические объекты отличаются известным постоянством состава в том или ином месте, чего не всегда можно ожидать при подготовке зоологических экскурсий. Однако все же климатические условия (температура воздуха, освещенность, наличие дождя и т. д.) определяют фенофазу того или иного вида растения, что имеет значение при определении сроков цветения, плодоношения, распускания почек и роста листьев на молодых побегах. Также немаловажен размер растений и их частей (органов). Конечно, большинство представителей растительного царства достаточно крупные, однако иногда даже при определении крупных видов необходимо посмотреть мелкие признаки, скажем, опушение на молодых побегах или листьях. Отсюда возникает необходимость в правильном техническом оснащении экскурсии, в частности, наличия луп. Важно обратить внимание на технику демонстрирования растений. Обычно, приходя в подходящее место, вы можете предложить каждому участнику экскурсии взять в руки то или иное растение или его часть. Здесь важно помнить, что отдельные виды растений могут быть единичными, особенно редкие и исчезающие из природной флоры, поэтому необходимо заранее изучить списки таких видов для района проведения экскурсии, познакомить с этими растениями учащихся, используя рисунки и фотографии.
Типы ботанических экскурсий
Исходя из основных задач, стоящих перед организатором экскурсии, можно выделить несколько типов (принципов организации) ботанических экскурсий. Пожалуй самый главный — локальный принцип. Материал группируется по связи со средой обитания (берег водоема, растения леса, луга, верхового болота и т. д.). Это позволяет преподавателю успешно спланировать обзорную экскурсию, при которой имеется возможность провести связи между различными живыми организмами и средой их обитания. Опыт многих педагогов говорит об эффективности такого способа ведения экскурсии. Вторым по важности можно назвать сезонный принцип. Материал группируется по временам года (весенние, осенние, зимние). Тоже довольно популярный тип экскурсий, который проводят многие преподаватели, причем в условиях умеренного климата средней полосы он становится весьма актуальным. Кроме того, отдельные группы растений могут быть найдены и изучены только в определенный период (например, весенние и осенние эфемероиды, эфемеры).
Третьим принципом является эколого-биологический. Экскурсии типа «Растения-хищники» или «растения-паразиты»; изучение способов освоения растениями территорий (лианы, эпифиты); экскурсии с использованием методов биоиндикации (лишайники, некоторые древесные растения). И, наконец, следует обратить внимание на систематический принцип, имеющий большое значение в школьном курсе ботаники. Достаточно напомнить о том, что разбор представителей отдельных семейств цветковых растений (крестоцветных, пасленовых, бобовых, розоцветных и др.), а также отделов высших растений (например, папоротниковидных или голосеменных) может логически завершаться экскурсией в лес, на луг, или просто в ботанический сад.
Методика ведения экскурсии
Экскурсия должна быть предварительно подготовлена: выбрана тема и составлен план, обследовано место проведения экскурсии, составлен маршрут, проведена предварительная беседа с учащимися, на которой четко определены для них цель и задачи экскурсии. Необходимо обратить их внимание на важность ведения полевого дневника.
Учащиеся заносят туда сведения об увиденных растениях, их диагностических признаках, экологии, делают рисунки. Кроме того, полезным будет также ведение флористической тетради, которая постепенно заполняется увиденными видами по систематическим группам, с указанием характерных признаков, мест обитания, значение (ядовитые, сорные, особо отмечая редкие виды).
На экскурсии необходимо говорить лишь о тех растениях, которые можно показать. По возможности надо стремиться обеспечить каждого участника изучаемым объектом. Способствовать активности участников экскурсии, поддержание интереса и мотивации. И в завершение закрепить материал, полученный в ходе экскурсии и провести заключительную беседу.
Природные условия Московского региона
Территория Московской области расположена в Средней полосе России, в центральной части Восточно-Европейской (Русской) равнины, в междуречье Волги и Оки. По характеру поверхности представляет собой чередование холмистых возвышенностей и плоских низин. В области довольно много озер. Климат умеренно-континентальный. Специалисты выделяют 8 ботанико-географических районов Московской области, отражающие неоднородность ландшафтов и типов растительности в пределах рассматриваемой территории. Северный — район боров и болот Приволжской низменности. Занимает северную и северо-западную части области. Клинско-Дмитровский — район преобладания еловых лесов с сосной и дубом на глинистых плато Клинско-Дмитровской возвышенности. Есть участки с преобладанием дуба на плато. Западный — район, близкий к предыдущему по общему характеру растительного покрова, но характеризующийся несколько меньшей ролью дуба и дубравных элементов. Граница между этими двумя районами приблизительна и в значительной мере условна. Район выделяется в целях более конкретной характеристики распространения видов. Восточный — район боров и болот Мещерской низменности. Южный — район широколиственный лесов с елью, без сфагновых болот на водоразделах. Юго-восточный — район широколиственных лесов с ясенем, без полевого клена; ель встречается редко, в виде незначительной примеси. Приокский — район боров песчаных террас левобережья р. Оки со значительным участием во флоре южных элементов. Заокский — район широколиственных лесов с ясенем и полевым кленом, без ели; сосна только как вторичная порода на эродированных склонах. Южная половина Серебрянопрудского административного района (южнее р. Осетра) резко отличается от всей остальной области черноземными почвами и принадлежит к лесостепи.
Предлагаемые маршруты экскурсий
Нами предлагаются следующие маршруты экскурсий.
· На севере Московской области интерес представляют болотистые берега малых рек с обилием редких видов растений, в частности, из семейства орхидных. Под Дмитровым интерес представляют довольно большие участки хвойно-широколиственных лесов, с преобладанием ели и берез.
· На северо-западе и западе области можно посетить верховья р. Клязьмы (исток Клязьмы восточнее г. Солнечногорска расположен среди большого массива березово-елового леса Верхнеклязьменского лесничества) и междуречье рр. Бол. и Мал. Сестра, т.н. «Лотошинский рыбхоз» (в междуречье рек, в непосредственной близости от границ Завидовского охотхозяйства, расположен большой массив елового леса с примесью березы и ольхи. Здесь также много верховых болот с обилием характерных видов)…
В статье представлены лишь некоторые варианты ботанических экскурсионных программ, проведение которых возможно на территории Москвы и Московской области. Более подробно они рассматриваются автором в книге «Ботанические экскурсии по Москве и Московской области» (2006). В этом издании также подробно рассматриваются основные типы растительных сообществ, представленные в данном регионе, а также некоторые методики сбора, исследования, наблюдения за растениями, применимые во время экскурсионных маршрутов.
Данная статья опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего Центра с Московским детским эколого-биологическим центром (бывшей Московской городской станцией юных натуралистов, МГСЮН). За подготовку статьи к публикации мы благодарим заместителя директора ГОУ МДЭБЦ по научно-методической работе Дмитрия Владимировича Моргуна!
Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:
Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:
полевые практикумы,
экологические образовательные экспедиции,
экологические лагеря,
конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
материалы семинаров и конференций,
методики полевых исследований (проектной деятельности),
детские исследовательские работы (проекты),
экологические тропы,
«экспедиционная жизнь».
О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное — Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, «вложить свою лепту» в совершенствование форм и методов работы с детьми!
Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране — присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.
Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!
Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации
В разделе Методические материалы нашего сайта Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром «Экосистема» карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц «Грибы, растения и животные России», компьютерных (цифровых) определителей живых организмов — грибов, растений и животных России для Windows, полевых определителей для смартфонов и планшетов для Android и iOS, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов «Как организовать полевой экологический практикум»), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.
Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран — минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), — можно в разделе Природа России нашего сайта.
В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира — фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.