Бразилия как лидер латинских стран

Бразилия как глобальный игрок

Превращение Бразилии не только в экономического, политического и цивилизационного лидера Латинской Америки, но и в одного из лидеров глобального роста является одной из наиболее интересных тенденций развития планеты в XXI веке. Страна, которая 300 лет прожила под колониальным управлением, а затем более века демонстрировала весьма средние показатели под властью слабых демократических и не очень состоятельных авторитарных правительств, обрела исключительный динамизм и уверенность в себе.

Бразилия на сегодня – крупнейшая страна Латинской Америки (8,5 млн кв. км, 5 место по территории в мире) с населением, приближающимся к 200 миллионам (192 млн в 2008 году, тоже пятое место в мире).

В последнее десятилетие Бразилия превратилась в глобальный бренд и в глобальную державу. Это пятая по величине земельная масса, восьмая по величине экономика и один из ведущих в мире производителей вещей, которые нужны всем остальным: от животных, овощей и минералов до воды, энергии и самолетов

По некоторым оценкам, Бразилия еще выше в мировой табели о рангах. В 2011 году бразильский Госкомстат поставил ее ВВП по паритету покупательной способности выше не только России, но и Германии. Именно Бразилия, по мнению всех наиболее серьезных прогнозистов, является главным конкурентом России (и пока – более успешным) в борьбе за звание пятой или даже четвертой экономики планеты уже в 2020-2030-е годы, которая будет уступать лишь Китаю, США и Индии и с шансами обогнать Японию.Темпы экономического роста впеяатляют также как и объем иностранных инвестиций.

Сегодня Бразилия на 90% покрывает потребности внутреннего рынка за счет собственного производства, в том числе, на 80% — в машинах и оборудовании. Здесь быстро растет современная промышленность, продукция которой составляет 30% экспорт. Помимо аэрокосмического комплекса крупные достижения налицо в электронике, информатике, био- и нанотехнологиях, генетике, ядерных исследованиях. В Бразилии запущены два ядерных реактора, третий будет построен к 2015 году, после чего страна получит полный цикл обогащения урана. Еще четыре реактора намечено пустить в строй к 2030 году.

Читайте также:  Карибские острова список стран

Идеи создания Великой Бразилии как самостоятельного центра регионального и глобального развития присутствовалив умах лидеров страны на протяжении многих десятилетий, были различимы в концепциях «нового государства». Не прибегая к силе или территориальной экспансии, Бразилия создала многоэтничную и мультикультурную демократию со стабильной рыночной экономикой и растущим средним классом. Сегодня бразильцы самого разного происхождения убеждены, что уже в силу своих достижений страна должна рассматриваться как глобальная держава и вести себя соответствующим образом.

Конечно, в центре внимания – латиноамериканский континент, где Бразилия задает тон интеграционным процессам. С 2000 по 2009 год объем торговли Бразилии со странами МЕРКОСУР вырос на 86%.

Одновременно Бразилия – и в индивидуальном качестве, и как лидер МЕРКОСУР, УНАСУР объединений активизирует трансконтинентальные контакты с другими региональными лидерами, такими как Индия, ЮАР, Германия, а также в рамках сообщества португалоговорящих стран Бразилия выступает инициатором сотрудничества по линии Юг-Юг.

Но и за пределами Западного полушария все более уверенная в себе Бразилия претендует на место в Совете Безопасности ООН, задает тон на форумах по охране окружающей среды, организует развивающие стран в рамках дохийского раунда переговоров в ВТО, и добивается увеличения их голосующей доли в Мировом банке и Международном валютном фонде.

В Бразилии весьма критически относятся к экономической политике ведущих западных стран и реалистично оценивают возможности крупных развивающихся стран.Поэтому Бразилия поддерживает программу G-20 по сильному, устойчивому и сбалансированному росту, которая будет осуществляться всеми и для всех, без каких-либо исключений. Другие инициативы, которые требуются в международной сфере: дальнейшее регулирование финансовой системы, минимизация возможности новых кризисов, сокращение уровня операций, осуществляемых с помощью кредитного рычага.

Руссефф, как и ее предшественники, заявляет о стремлении строить продуктивные отношения с Соединенными Штатами на равноправной основе, отвергая любые попытки говорить с Бразилией в менторском тоне и избегая идеологических дискуссий.

Относительно членства в БРИК Бразилия первоначально высказывала немалые сомнения. Но сейчас уже очевидно, что сейчас эта организация, превратившаяся в БРИКС с присоединением Южной Африки, вызывает все больший интерес и энтузиазм.. В социально-экономической области первоочередной интерес связан с вопросами освоения больших территориальных пространств и природных ресурсов, решения проблем демографии, разрыва в доходах на душу населения и уровнях регионального экономического развития, к торговой и экономической взаимодополняемости. С помощью БРИКС Бразилия стремится реализовать и ряд своих внешнеполитических целей – получить постоянное место в Совете Безопасности ООН, усилить свою роль в формировании нового «справедливого» мирового порядка, в реформировании основных мировых финансовых институтов — перераспределить голоса и квоты в Международный валютном фонде и Всемирном банке в соответствии с новой ролью крупных поднимающихся экономик.

Бразилия заинтересована в повышении своей роли в G-20 как участницы клуба стран, спасающих мир от кризиса, и что важно для закрепления статуса региональной державы и представителя интересов стран Латинской Америки на основных международных форумах. С довольно большой долей уверенности можно сказать, что Бразилия будет заинтересована в дальнейшей институционализации блока и в расширении повестки дня сотрудничества пяти стран.

С апреля 2009 года первое место среди торговых партнеров Бразилии занимает Китай. Китай выступает и главным источником зарубежных инвестиций – в портовое хозяйство, железные дороги, реакторы, добычу и производство металлов, нефтедобычу

Интенсивно развиваются отношения с Индией. С тех пор как Бразилия признала независимость этой бывшей британской колонии, две страны занимают схожие позиции в ООН, совместно выступают за предоставление им постоянного членства в Совете Безопасности ООН.

Торговля Бразилии со странами Африки в 2010 году превысила 25 млрд. долл. (благодаря Луле)

В 2007 году Бразилия подписала в Лиссабоне Протокол о взаимном партнерстве с Европейским Союзом, который заметно расширил области двустороннего взаимодействия.

Глобальные амбиции Бразилии начинают обретать и силовую составляющую. Во внешней политике бразильский национальный проект предусматривает активный региональный курс, дополненный подключением к решению глобальных проблем на основе выстраивания равноправных отношений с США и развитыми странами Запада и преференциальных – с развивающимися государствами и «восходящими странами-гигантами»

Источник

Бразилия как лидер латинских стран

Однако многочисленные внешние и внутренние факторы такие как: исторические особенности стран, нюансы современной политической ситуации, международные процессы, приводящие одновременно и к росту региональной фрагментарности и, напротив, к углубляющейся взаимозависимости экономик, не позволяют рассматривать проблему лидерства в Латинском регионе как однозначно решенную.

Исходя из вышеизложенного, основная цель моей работы — оценить реальные возможности Бразилии для утверждения в роли неоспоримого лидера Латинской Америки. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: осуществить мониторинг внешнеполитической ситуации в регионе; определить основных игроков в этой части мировой арены; проследить вероятные изменения политической и экономической обстановки внутри Бразилии.

Прежде чем рассматривать перспективы регионального лидерства Бразилии, дадим характеристику этому феномену.

Региональный лидер — это «государство, которое за счет обладания решающими критериями в процессе региональных отношений, в масштабах определенного политико-географического региона и при наличии признанного авторитета способно претворять в жизнь собственное видение региональных аспектов международных отношений и имеющее возможность противостоять устремлениям других стран, при этом не нанося вред собственным национальным интересам» [7, с. 102].

Разумеется, это определение не является исчерпывающим. Внутри лидерства существует множество подвидов, каждому из которых соответствует определенный набор находящихся в распоряжении у лидера ресурсов и определенные представления о желаемой структуре международных отношений.

В контексте внешней политики Бразилии представляется рациональным рассматривать ее лидерство в регионе как носящее «мягкий» или «консенсуальный» характер. «Основными чертами этого типа лидерства являются открытость и либеральность. Структура такой системы является многополярной, но с определенной степенью доминирования одного субъекта в идеологической области. В данной ситуации для лидера характерно артикулирование своих интересов на мировой арене посредством «гибкой политики»» [8].

Бразилия исторически сосредоточила наибольшее количество ресурсов, необходимых для достижения позиций первенства по показателям внутри- и внешнеполитической силы. В первую очередь, это заключается в обширной территории, составляющей почти 1/2 площади всего региона, выгодном географическом положении, располагающем богатыми недрами Амазонии и континентального шельфа. В 1985 г. Бразилия, первой на континенте, освободилась от военной диктатуры и стала наращивать экономическую мощь, осуществляя неолиберальную модернизацию хозяйственной жизни. Это во многом стало показательным для других государств региона — Аргентины, Боливии, Уругвая, Чили, принявших бразильскую модель реформирования.

Однако постараемся выявить и проанализировать наличие характеристик регионального лидера у Бразилии на современном этапе международных отношений.

В первую очередь, фундамент лидерства того или иного государства в определенной части мировой арены закладывается его отношениями с соседями. Латинская Америка является трудно прогнозируемым регионом ввиду региональных взаимоотношений, чувствительных к внешним и внутренним конъюнктурным изменениям.

Особенность Бразилии заключается в отсутствии у нее четко разработанной Концепции внешней политики, активном использовании вместо этого инструментов «мягкой силы» и экономического давления в отношении своих соседей [2]. В период президентства Лулы да Силва (2003-2011) во внешней политике Бразилии стала приоритетной цель объединения латиноамериканских стран на основе их «регионального национализма», что пытались осуществить и первые бразильские президенты: Ф. Мелу (1990-1992), по инициативе которого в 1991 г. юридически оформился интеграционный блок МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай); И. Франку (1992-1995), предложивший в 1993 г. проект объединения МЕРКОСУР, Андского сообщества наций (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу) и Чили, бывшей участницы АСН, в зону свободной торговли. Последовательно проводя в жизнь идею о латиноамериканском единстве путем экономической интеграции, Бразилия выходит к более тонким аспектам регионального сотрудничества — политическому и культурному диалогу. В декабре 2004 г. был совершен интеграционный прорыв: создан Союз южноамериканских наций — УНАСУР, ставший площадкой для политической, социально-экономической, инфраструктурной интеграции 12 государств Латинской Америки. По утверждению Б.Ф. Мартынова, «укрепление «геополитического кольца» энергетическим и продолжающиеся усилия южноамериканских стран по развитию континентальной инфраструктуры связи между всеми его ареалами следует рассматривать как фактор стабилизации внутрирегиональных отношений» [5].

Однако относительно слабые экономики государств Южной Америки, преимущественно аграрно-индустриального типа с малой долей инновационного и военно-промышленного секторов, крайне неустойчивы в своей внешнеполитической направленности. Наиболее опасную конкуренцию Бразилии составляет Аргентина, исторически стремившаяся стать «европейской» державой на континенте. Аргентина, сейчас признавая себя в роли второй по значимости страны после Бразилии, составляет вместе с ней фундамент МЕРКОСУР. Бразилия за неимением жестких средств давления на страны Латинской Америки может потерять свой авторитет, если к руководству в некоторых странах придет «проевропейски настроенное» правительство. В Аргентине после выборов, которые состоятся в октябре 2015 г., возможна смена внешнеполитического курса страны, поддерживаемого на данный момент президентом К. Киршнер. Назревающий технический дефолт, тяжелая экономическая ситуация, вызвавшие волнения и демонстрации, привели к «снижению поддержки «киршнеризма» в Аргентине и сокращению числа тех кандидатов в президенты, которые придерживаются нынешнего курса» [3].

Кроме прямой зависимости между проводимыми внешнеполитическими курсами стран Латинской Америки и степенью их ориентированности на США и западные ценности, наблюдаются тенденции к фрагментации Южной Америки, стремлению стран региона к большему суверенитету в действиях. В этой связи серьезные опасения у Бразилии вызывает сформированный в июне 2012 г. Тихоокеанский альянс (ТА) — интеграционное объединение в составе Мексики, Колумбии, Перу, Чили. Хотя страны-члены ТА, безусловно, не отказываются от сотрудничества и с Бразилией и в рамках инициированных ею интеграционных объединений, все же очевидны «эгоцентричные» настроения этих государств ввиду проводимой ими политики активного развития отношений со странами АТР [4].

Препятствием в признании за Бразилией статуса лидера на континенте являются также и внерегиональные «игроки»: в первую очередь, это США, в чью ближайшую сферу влияния входит весь Южноамериканский регион, Западная Европа, а также все глубже проникающий на континент Китай.

Следует отметить, что Вашингтон, всегда считавший Латинскую Америку подконтрольным себе регионом, все чаще сталкивается если не с леворадикальными настроениями правительств отдельных стран, то довольно сдержанной в отношении США политикой. Бразилия в качестве основной силы, сопротивляющейся влиянию своего североамериканского соседа, успешно развивает контакты с другими странами по всем направлениям. Однако США, ослабив свои позиции в Латинской Америке, вследствие активного вовлечения в международные процессы в Европе, Азии и на Ближнем Востоке, приобрели в качестве соперника такую сильную державу, как КНР, а, следовательно, Китай и для Бразилии может в скором будущем превратиться из партнера в одного из конкурентов. По данным на 2013 г. Китай, являясь основным торговым партнером Бразилии, наращивает экономическое сотрудничество и с другими странами, в частности, с Венесуэлой и Аргентиной [2]. Эти процессы укрепления связей региона с экономически мощной КНР, выстраиваемые на ассиметричной внешней торговле, рискуют помешать Бразилии закрепить свое лидерство.

Однако опасность чрезмерного присутствия в регионе КНР и США Бразилия может погасить, налаживая сотрудничество с другими странами мира, в первую очередь, с членами БРИКС, уравновешивая тем самым доли зарубежных партнеров во внешней торговле.

Наконец, третий и основной параметр, без которого нельзя оценивать лидерский потенциал ни одного значимого актора — это политический и социальный климат в стране. Многие ученые, специализирующиеся на изучении Латинской Америки, предсказывают Бразилии непростой период.

Спад темпов роста ВВП вплоть до стагнации в 2015 г., новая экономическая программа, направленная на сокращение бюджетных расходов и больно ударившая, прежде всего, по среднему классу, а также «нерациональное расходование средств на мегапроекты, связанные с проведением чемпионата мира по футболу 2014 г. и подготовкой к Олимпийским играм 2016 г.» привели к довольно нестабильной ситуации в стране. Прокатившиеся в марте 2015 г. массовые демонстрации с требованиями отставки президента подтверждают факт о неблагоприятной для правительства обстановке [6].

Вместе с тем, по заявлениям самой Д. Руссефф, «уличные протесты против коррупции и призывы к импичменту президента — очередное напоминание о том, что борьба за принципы демократии делает Бразилию сильнее, чем когда бы то ни было». А сами призывы демонстрантов к импичменту, к тому же преувеличенные газетой The New York Times, не имеют под собой никаких юридических оснований [9].

Таким образом, суммировав проанализированные факторы регионального лидерства, можно утверждать, что Бразилия вполне способна удержать планку первенства в Латинской Америке ввиду своего достаточно мощного экономического, военно-технического и инновационного потенциала, грамотного применения инструментов «мягкой силы» в отношении стран региона, а также общей многовекторности внешней политики.

Источник

Оцените статью