Бренды городов регионов стран

Города с лучшей айдентикой

Любой город это больше, чем просто его физические границы. У каждого есть свой живой характер, привычки и образ жизни, а чтобы это подчеркнуть, для городов создают узнаваемую визуальную айдентику. Разглядываем удачные примеры.

Айдентика помогает не только выделить конкретный город как туристическое направление, но и выстроить более эффективную и понятную коммуникацию с местными. Каждый такой бренд – это четкое сообщение, которое часто основывается на очевидных ассоциациях с конкретным местом, а иногда наоборот – разбивает предубеждения вдребезги.

Созданием свежего бренда финской столицы занималось местное креативное агенство Werklig – получился цельный визуальный продукт, который теперь используют все официальные городские учреждения. Он гибкий, сочный и легко адаптируется под разные носители. Цвета местным жителям уже хорошо знакомы: это, например, цвета герба, купола городского собора, кирпича центрального рынка, трамваев и метро. Однако дизайнеры ориентировались не только на местных, но и на туристов и экспатов и стремились создать айдентику «вне времени»: она уважает прошлое и при этом выглядит современно.

Основой нового логотипа стал герб Хельсинки – раньше он был единственным визуальным символом города. На нем изображена плывущая по волнам золотая лодка (символ портового города) и украшенная драгоценными камнями корона (символ «шведского следа» в финской истории). Город даже получил собственный шрифт – Helsinki Grotesk. Его линии тоже перекликаются с линиями официального герба.

Кроме того, агентство обратилось к местным фотографам, чтобы те показали Хельсинки таким, как он есть, «без фильтров». Получилось очень душевно.

Источник

Бренды городов регионов стран

Народные промыслы, исторические символы, аббревиатура и шрифты, пиктограммы, абстракция и стилизация, образы животных и птиц — города и регионы России учатся находить свою идентичность и визуально выражать её в графике.

Читайте также:  Результаты кубка мира по биатлону по странам

Рекпортал собрал графические решения и выделил закономерности в разработке айдентики. За основу взяли карту команды CityBranding, где отмечены работающие бренды территорий. Кроме этого существуют туристические логотипы городов и регионов, которые пока не используются или до конца не приняты.

Народные промыслы и птички

Графика Нижнего Новгорода повторяет стрелку слияния Оки и Волги и связана с Нижегородским кремлём. Штрихи — отсылка к знаменитой хохломской стилистике. Автор — уроженка города Мария Пономарева, студентка Британской высшей школы дизайна.

Логотип города Старая Русса в Новгородской области разработала Студия Артемия Лебедева. Вода, фонтан и жаворонок — главные герои логотипа города, который известен старинным бальнеологическим курортом на месте минеральных источников.

Образ птиц заложен и в основу брендов Вологодской и Архангельской областей. «Кружевная» птица Вологды создана по мотивам работы художницы Ангелины Ракчеевой. Символ народных традиций региона — кружевоплетения, вышивки, резьбы и росписи по дереву — победил в результате интернет-голосования.

В бренде Архангельской области — «Птица счастья» — это стилизованный символ северного гостеприимства. Идея бренда — разнообразие впечатлений, которое ждет туриста. Шрифт отражает суровый и волевой характер Поморья. Разработчик — Point. Точка развития.

Исторические символы

Корона в логотипе Калининградской области перекочевала с герба и отсылает к истории: аббревиатура — к прежнему прусскому названию города — Königsberg. Янтарная текстура букв напоминает о главном богатстве региона — янтаре. Автор — Студия Артемия Лебедева.

Из Воронежа пошел отечественный флот Петра I. Отсюда и символ на логотипе города — изображение исторической копии русского линейного корабля «Гото Предестинация», внутри — Музей мореходств, туристическая мекка Воронежа.

«Наследие Татарстана» — бренд республики, разработанный Центром стратегических коммуникаций «Апостол» . В его основе 10 качеств, которые формируют татарстанский архетип: достоинство, скорость, чутье, традиции, целеустремленность, упорство, мастерство, единство, пытливость и выносливость.

В основе логотипа Кургана — историческая крепость и символ города. В память о первом поселении в Кургане построен культурно-исторический комплекс — парк «Царево городище». Автор логотипа — Валерий Хорошаев.

Аббревиатура

В 2009 году Пермь стала первым городом в России, получившим собственный логотип с лозунгом «Просто, понятно, повторяемо» от Студии Артемия Лебедева. Жесткое графическое решение вызвало полемику среди жителей, но было хорошо принято в профессиональной среде.

Ещё один пример работы студии — логотип Калужской области. И снова любимый принцип работы — использование аббревиатуры, буква К, обведенная О, обыгрывающая ОК.

Аббревиатуру использовали и в разработке бренда башкирского города Стерлитамак. Идея — цифра 3: город территориально делится на три части, имеет три крупные реки, три гуся на гербе, три крупных вуза. Часто в названиях организаций, электронных адресов и сайтов используются три латинские буквы «STR». Визуальным воплощением идеи стал объёмный треугольник. Слоган «Стерлитамак — жизнь в объёме». Разработчик — компания «Живые города».

Великий Новгород — город-музей Древней Руси. С 2012 года он продвигает бренд «Родина России». Ни один город России не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и монументальной живописи. Очертание куполов и первые буквы названия заложены в основу графики. Разработчик — консалтинговая компания «Город мастеров».

Шрифтовые композиции

Айдентика Мурманска — пример шрифтового решения с пиктограммами. Брендингом города занималась группа Stas Marketing и дизайн-студия LINII. При разработке логотипа большую роль играли живые ассоциации: плотная кирпичная кладка, цветные контейнеры в порту, люди, стоящие плечом к плечу. В основу концепции бренда лёг тезис: «Мурманск — форпост России в Арктике».

Город в Карелии Костомукша — самый молодой и близкий к Европе. В этом и нашла его идентичность команда CityBranding. Ценности города: молодость, перспективность, экологичность. В ключевую фразу шрифтового логотипа «Дальше – лучше» заложили много смыслов: от просто понимания, что город не стоит на месте, до туристического — поиска интересных мест вдали от крупных городов.

Открытый профессиональный конкурс на логотип Екатеринбурга был самым обсуждаемым событием 2015 года. Победил вариант «Зигзаг», определяющий мужской характер столицы Урала. Разнообразие города, от промышленного до культурного, подчеркивается иконками. Разработчики — сообщество Made in Ural.

Ростов-на-Дону относится к тем городам, в названии которых присутствует река. Имя ритмичное и продолжительное, как панорама левого берега Дона с вырастающей из зелени архитектуры города. В логотипе шрифтовое решение дополнено иллюстрацией, визуализирующей этот образ. Разработчик — компания BrandHouse.

Шрифтовой подход использован и в фирменном стиле Урюпинска. Основой бренда стала идея «Столица российской провинции». Она родилась в ответ на шутки и анекдоты, что Урюпинск — глушь и дыра. С 2012 года город решил из дыры стать столицей и с помощью брендинга начал преодолевать комплекс неполноценности. Бренд Урюпинска в первую очередь нацелен на поддержание патриотизма и энтузиазма у жителей города. Фирменный стиль иронично и тонко отражает идею « столицы провинции » .

В 2015 Студия Артемия Лебедева предложила свой вариант туристического логотипа Крыма. Яркий, позитивный и абстрактный визуальный стиль вызвал большой резонанс в СМИ. Но власти полуострова его не приняли и стали проводить народный конкурс, который ничем не закончился. Так пока у Крыма нет работающего туристического логотипа.

Пиктограммы

Слоган города Добрянка Пермского края — «Столица доброты». Логотип составлен из множества символов — пиктограмм. Они обозначают ГРЭС, культуру, спорт, экологичность, лесные богатства, богатство водных ресурсов. Разработчик — команда CityBranding.

Логотип Ненецкого автономного округа — один и первых примеров комплексного территориального брендинга в стране. Символы-пиктограммы расположены дугой, повторяя контуры региона на карте и напоминая улыбку. В иконках изображены особенности округа: свод чума, оленьи рога, рыбный промысел, капля нефти. Разработчик — компания Notamedia.

Звериные образы

«Медведистые» туристские логотипы у Барнаула и Пермского края. Барнаульский медведь вместе с аббревиатурой буквы Б оформился на логотипе как ответ на вопрос: «Барнаул? Это где?… В Сибири!… Говорят у вас там медведи по улицам ходят?!». Автор — агентство «Грандис-Сити».

Медведь в логотип Пермского края перенесен с герба. Фирменную символику дополняет «эмоциональный подстрочник» для разных направлений туризма — активного, культурно-событийного и круизного: «Край приключений», «Край легенд», «Край Великой реки». Разработка компании Ozon Group.

«Медвежью лапу» — символ Омской области критиковали за дробную графику, смысловую перегруженность и негативные эмоции. Логотип создан на основе карты региона, из верхней части которой растут медвежьи когти, стилизованные под ели. Изображение дополняет слоган: «Омский регион — открытая Сибирь». Разработчики — «Чумиков PR и консалтинг», агентство Stas Marketing.

Логотип туристической зоны Хибины на Кольском полуострове создан в Студии Артемия Лебедева. Он выполнен в характерном для народов севера художественном стиле, в его основе использовано изображение оленя. В знаке читаются несколько символов: голова оленя, буква Х, снежинка, силуэт гор и чум.

Абстракция

Идея звука легла в основу бренда подмосковного города Клин, где находится дом-музей Чайковского. Символическими элементами города стали: симфонии знаменитого композитора, радиосвязь Попова, проводившего здесь эксперименты с радиоволнами, шум магистралей, уличная музыка, звонкое стекло местных елочных игрушек. Логотип выглядит как звуковая диаграмма, а цвет взят с герба города. Слоган: «Так звучит Клин!». Бренд-стратегия – Денис Визгалов, дизайн-студия LINII.

Абстрактный подход с контурами карты региона использовала в своем туристическом логотипе и республика Коми. За основу позиционирования взяли экологичность, которая выражается во фразе «Эко Республика Коми».

Иллюстрации

Основными визуальными мотивами логотипа Южного Урала стала роспись, образы птицы, рыбы, ящерицы, оленя. Все элементы складываются в контур Уральских гор. Фирменный стиль был принят в 2012 году и используется для туристического продвижения региона. Автор — дизайнер Даниил Шумаков.

В 2015 году старейший город России – дагестанский Дербент – отпраздновал свой 2000-летний юбилей. Город, признанный ЮНЕСКО всемирным наследием человечества, к юбилею разработал иллюстративный логотип. Он вместил в себя восточный колорит и мотивы уникального промысла – ковроткачества.

Линии

За основу знака Магнитогорска взята непрерывная пульсирующая линия. Это символ созидания, неразрывной связи, пути и живого биения ритма. Линия является базовым элементом всего фирменного стиля, не ограничиваясь только логотипом. Ассоциации: мост, соединяющий Европу и Азию, мост, соединяющий индустриальный город и жилой, музыкальный ритм, пульс молодого растущего города и его жителей.

С 2011 года у Республики Адыгея есть свой логотип. В его основе стилизованное изображение трех гор и зеленого луга. Это неудивительно, ведь местные горы включены в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Графическая стилизация

Сердце — один из распространенных символов территориального брендинга, начиная с первопроходца — Нью-Йорка в 1977 году. Вот и Самарская область в 2012 году в ходе народного конкурса выбрала «сердечную» стилизацию в туристическом логотипе. Он представляет собой изображение S-образной излучины реки Волги, заключенной в очертания сердца Самарской области. В профессиональной среде логотип признан невыразительным, неэмоциональным, графически примитивным.

Унылой, морально устаревшей, приветом из 80-х называют и «сердечную» графику туристического бренда Алтайского края. И хотя в этом случае заказчик пошел правильной дорогой, выбрав не народный конкурс, а разработку от профессионала в лице группы компаний «Ньютон» — пришли они всё к тому же сердцу, которое слабо отражает специфику края.

На основе графической стилизации разработаны и логотипы территориальных брендов Сибири и Владивостока. Похожи они не только актуальной графикой, а еще и тем, что созданы по инициативе команд профессионалов. В основе айдентики I’m Siberian — идея о морозном и диком пространстве. Логотип — снежинка и отсылка к «I love NY» и «I amsterdam» — самым удачным мировым примерам брендирования городов.

Фирменный стиль Владивостока создан в рамках общественной инициативы, цель которой — вносить профессиональный вклад в формирование туристического имиджа Владивостока и Приморья. Логотип передаёт мироощущение людей, живущих на кромке Тихого океана. Кроме логотипа, разработаны туристические порталы «Открой Владивосток» и «Открой Тихоокеанскую Россию».

Заключение

Постепенно инновационный принцип дизайн-мышления меняет карту России. Возможно придет время и географию станем изучать по логотипам территорий. Айдентика, созданная на основе уникальной идеи, может стать отличным коммуникационным инструментом, который сделает город или регион более известным и узнаваемым. Формула создания работающих территориальных брендов проста и сложна: найти идею, вовлечь жителей, разработать и системно работать на основе ценностей бренд-платформы. Тут важно уметь договариваться власти, бизнесу и обществу. Это помогает меняться, сохранять гибкость, подвижность, готовность отвечать на вызовы времени.

=5766 =300

Источник

Place Branding: как появились самые известные бренды городов?

Если ты хоть раз бывал(-а) в Нью-Йорке или Амстердаме, то, скорее всего, у тебя найдется сувенир со знаком I♥NY и фото на фоне надписи I amsterdam. Эти логотипы стали настоящими иконами place branding, или брендинга мест! О них знают даже те, кто никогда не был ни в одном из этих городов. Давай разберемся, как же появляются такие успешные бренды на нескольких интересных и узнаваемых примерах.

Что такое place branding?

Под широким термином place branding принято понимать национальный, региональный и городской брендинг. Иногда в эту категорию также включают бренды отдельных городских проектов, например, театров, культурных пространств, парков и даже мостов. Несмотря на то, что бренды, логотипы да и просто символы различных территорий начали появляться еще в первой половине прошлого века, как об отдельном направлении о них заговорили лишь в середине 1990-х. Тогда британский политик Саймон Анхольт впервые сформулировал термины nation branding и place branding и даже создал правила их оценки. Сейчас совместно с глобальной исследовательской фирмой Ipsos Анхольт ежегодно выпускает авторитетный Anholt Ipsos City Brand Index. Ну а одной из самых популярных наград в области городского брендинга считается City Nation Place Awards, вручаемая с 2014 года.

Опровергаем три главных заблуждения о брендинге мест

Часто считают, что брендинг мест необходим лишь для привлечения туристов. На самом деле туристы лишь небольшая часть целевой аудитории. Помимо них, бренды городов, регионов и стран создаются для привлечения инвесторов, предпринимателей и новых жителей, улучшения имиджа места с политической и экономической сторон, ну и, конечно, для мотивации собственного населения.

Бренд города или страны – это не только красивый логотип и креативная айдентика. В это понятие также входит удобная и доступная городская среда, приятные культурные пространства и, конечно, развлекательная программа: фестивали, концерты, выставки и праздники. Именно поэтому первые позиции в рейтинге лучших брендов стран и городов, как правило, занимают места, не отличающиеся известными логотипами или айдентикой небывалой красоты. К примеру, лучшими брендами последних лет признавались Лондон, Сидней и Париж. Ты знаешь, как выглядят их логотипы?

Лишь один официальный бренд у страны или города бывает очень редко. Из-за того, что направление это достаточно новое, визуальную часть брендов, как правило, разрабатывают и внедряют все, кому не лень. Свои варианты могут быть у местной власти, у главного туристического агентства и у отдельных некоммерческих проектов. Кроме того, годами используемый логотип города или страны — это, скорее, исключение, чем правило. Иногда отличные бренды меняют на что-то невразумительное. Бывает, что правительства или городские администрации отказываются признавать уже ставшие популярными визуалы и выпускают свои варианты, которые не находят поддержки у населения. Обо всех этих перипетиях поговорим ниже.

В конце 1970-х Нью-Йорк был далеко не тем местом, куда мечтали приехать миллионы туристов. Высокий уровень преступности, большая безработица и нищета стали визитной карточкой города. Туристам советовали держаться от него подальше, а уж если они и оказались здесь – то не пользоваться метро, не выходить в темное время суток и так далее. Именно поэтому администрация города решила поднять престиж места и инвестировать небывалую сумму – 4,3 миллиона долларов – в туристическую отрасль. Осталось только создать яркий, понятный и объединяющий символ для запуска кампании.

Первый известный логотип города – I♥NY – появился в 1977 году. Создан он был графическим дизайнером Милтоном Глейзером, со-основателем New York Magazine. Однако сама идея пришла Уильяму Дойлу, заместителю руководителя Нью-Йоркского департамента торговли, по заказу которого и разрабатывался городской визуал. В том же 1977 году для рекламной кампании была написана песня I Love New York, через три года ставшая официальным гимном города. Вновь созданный бренд настолько пришелся по душе не только нью-йоркцам, но и людям со всех концов света, что уже в 1978 году город посетило в три раза больше туристов. Более того, рекламную кампанию Нью-Йорка признали самой успешной для продвижения туризма в стране. Что интересно, Милтон Глейзер не предполагал, что сама кампания продлиться больше пары месяцев, поэтому нарисовал лого бесплатно! Сейчас оригинал его рисунка хранится в Нью-Йоркском музее современного искусства MoMA.

«В конце 1970-х Нью-Йорк был далеко не тем местом, куда мечтали приехать миллионы туристов. Высокий уровень преступности, большая безработица и нищета стали визитной карточкой города»

Несмотря на то, что аббревиатура I♥NY до сих пор остается самым узнаваемым городским брендом во всем мире, в 2007 году администрация Нью-Йорка решила провести ребрендинг. Придумать новый логотип пригласили одного из основоположников брендинга территорий – британского дизайнера Вольфа Олинса. К слову, Олинс также автор логотипов для лондонской галереи Tate Modern и Олимпийских и Паралимпийских игр 2012 года в Лондоне. Именно его креативное агентство разработало текущий логотип города, представляющий собой аббревиатуру – NYC. Новый бренд так прижился в Нью-Йорке, что стал использоваться множеством коммерческих компаний и некоммерческих инициатив. Кроме того, был создан официальный туристический сайт NYCGO. До сих пор официальный стиль города совершенствуется, дополняется и дорабатывается. Однако на протяжении всей истории place branding оба логотипа остаются лучшими примерами удачного городского брендирования.

В конце 1960-х имидж Амстердама заметно изменился. Город стал синонимом свободы и толерантности. Все больше туристов приезжало сюда не за экскурсиями по историческим достопримечательностям, а для того, чтобы прогуляться по Кварталу красных фонарей и покурить в кофешопах. Такое положение дел не нравилось ни местным жителям, ни городской администрации.

В 2004 году городской совет решил провести полномасштабный ребрендинг и показать, что голландская столица — отличное место для жизни и работы. Были даже определены три новые городские ценности, вокруг которых должна была строиться кампания: креативность, инновационность и дух предпринимательства. В первую очередь расчет в новой концепции был сделан на бизнес и местных жителей, однако и туристов не обошли вниманием. Правда, на этот раз городская администрация нацелилась на тех, кто готов приехать в город не только ради sex, drugs, and Rock&Roll. К слову, до появления всемирно известного лого Амстердама, местные власти уже пытались проводить различные рекламные кампании. Однако разработанные для них слоганы Amsterdam Has It, Small City, Big Business, Capital of Sports, Capital of Canals и другие подобные им не завоевали популярности у публики.

«Новая рекламная кампания позволила Амстердаму выбиться в пятерку европейский городов с самыми сильными брендами и в топ-12 лучших городов мира для жизни»

Для создания нового логотипа наняли местное рекламное агентство KesselsKramer. В своей работе его дизайнеры вдохновлялись, конечно, логотипом Милтона Глейзера I♥NY. Только в отличие от Нью-Йорка, который был основным действующим лицом американского бренда, в случае с Амстердамом в центр поставили людей. Амстердамцам, экспатам и туристам предлагали не полюбить город, а стать его частью. Основные цвета, которые, к слову, совпали с нью-йоркскими, взяли с герба Амстердама. Помимо того, что новый бренд теперь появлялся в визуальных материалах по всему городу, перед Рейксмюзеумом установили огромную инсталляцию I amsterdam. Очень быстро это место стало главной достопримечательностью города. По подсчетам сообщества Amsterdam Partners, управляющего новым брендом, ежедневно на фоне надписи делали порядка 8000 снимков! Новая рекламная кампания позволила Амстердаму выбиться в пятерку европейский городов с самыми сильными брендами и в топ-12 лучших городов мира для жизни.

Правда, в 2014 году городской совет, видимо, устал от столь популярного и успешного бренда и решил его заменить. Для начала наняли агентство edenspiekermann для создания новой айдентики. После четырех месяцев работы дизайнеры выдали результат – три креста в столбик, взятые с герба города. Городской совет принял новый логотип и начал его активно использовать, вот только особой радости у публики это не вызвало. Более того, в декабре 2018 года с площади перед Рейксмюзеумом убрали знаменитую инсталляцию I amsterdam. В качестве основных причин называли постоянное большое скопление людей у знака, которые только и приезжают сюда за селфи и не интересуются остальными достопримечательностями, а также слишком эгоцентричную идею старого бренда. Теперь инсталляцию обещают выставлять в разных, не таких популярных районах города. В тоже время сайт iamsterdam.com продолжает свою работу.

Как и в истории с другими городами, администрация французского Лиона озаботилась брендированием места, когда поняла, что его международная репутация их совсем не устраивает. Несмотря на то, что Лион – второй французский город по численности населения, признанный технологический центр страны, историческое достояние, охраняемое ЮНЕСКО, да и вообще интересное туристическое направление (чего только стоит изобретенный здесь братьями Люмьер кинематограф), путешественники не торопились посещать город. Ну а невысокая известность за рубежом не способствовала ни инвестиционной, ни иммиграционной привлекательности Лиона.

Именно для этого в 2007 году была создана инициативная группа из 6 человек, в задачи которой входило разработать новый бренд города. В первую очередь решено было показать креативность и потенциал Лиона. В качестве вдохновения использовали уже упомянутый удачный опыт Амстердама. Слоган создали из названия города и его анаграммы – ONLY LYON, ну а затем добавили к нему местный символ – льва. Цветовую гамму подобрали без особой креативности – красный и белый. Большая инсталляция с логотипом, точь-в-точь как в Амстердаме, перемещалась по разным популярным частям города и тоже стала своего рода достопримечательностью. Правда, не сразу. Сначала у местных жителей она не вызвала особого восторга: «Опять лев на логотипе? Вы серьезно?».

Однако главной задачей местной власти было не разработать принципиально другой логотип, а объединить все имеющиеся логотипы местных агентств, муниципалитетов и департаментов. Как рассказал один из членов инициативной группы, он осознал, что нужно создавать новый единый бренд города, когда в 2006 году 13 представителей агломерации отправились на презентацию региона в Пекин и каждый захватил свой логотип. Именно поэтому после запуска бренда для его дальнейшего продвижения было создано Lyon Area Economic Development Agency, куда и вошли 13 местных организаций, включая несколько коммерческих фирм, городское туристическое агентство и инвестиционное агентство Aderly, муниципалитет, аэропорт и региональную администрацию.

Источник

Оцените статью