ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОРКЕСТРУ
Читает Наталья Сац
«Путеводитель ло оркестру для юношества (Вариации и фуга на тему Перселла)» Б. Бриттена написан десятью годами позже «Пети и волка» Сергея Прокофьева — произведения, начавшего цикл знакомства детей с инструментами симфонического оркестра.
Бенджамин Бриттен — наш современник (1913-1976). Его произведения исполнялись неоднократно в Советском Союзе. Композитор и сам бывал у нас. Большой художник, Бриттен откликается на все животрепещущие проблемы современности. Перу его принадлежат «Баллада о героях», посвященная бойцам Интернациональной бригады, сражавшейся в Испании против фашизма, и Военный реквием — памяти жертв второй мировой войны. В то же время он — автор Весенней симфонии и оперетты «Пол Баньян».
Бриттен любит писать для детей. Написав три оперы, он создал специально для ребят веселую оперу, которая так и называлась «Давайте ставить оперу, или Маленький трубочист» (1949). Это было веселое представление, в котором участвовали дети в возрасте от восьми до четырнадцати лет, но и присутствующая публика должна была петь песни по нотам, которые тут же раздавались всем, и подражать голосам птиц в одной из сцен. Впоследствии Бриттен в своих «взрослых операх» писал очень ответственные партии, которые должны исполняться детьми («Поворот винта», «Сон в летнюю ночь» и др.).
На партитуре Вариаций и фуги на тему Перселла стоит посвящение: «Это произведение с нежностью посвящается детям Джона и Джейн Моуд — Хемфри, Памеле, Каролине и Вирджинии — в целях образовательных и для развлечения».
Бриттен очень любил гениального английского композитора, жившего в XVII столетии, Генри Перселла, автора первой национальной оперы «Дидона и Эней». Он многому учился у своего знаменитого предшественника. «Он обязан Перселллу больше, чем любому другому композитору, — пишет его биограф Имоджин Холст, — не только тому, что он называет «ясностью, блеском, нежностью и странностью» песен, но также и живости инструментальных пьес. На тему одного из его хорнпайпов («хорнпайп» — «волынка» — название матросского танца) Бриттен написал свой «Путеводитель по оркестру» (ор. 34) — самый веселый из всех уроков инструментовки».
Запись 1
Русский текст Наталии Сац
Государственный академический симфонический оркестр. Дирижер Евгений Светланов
Читает Наталия Сац
Источник
Бриттен перселл путешествие по симфоническому оркестру
«Путеводитель по оркестру для юных слушателей»
Бенджамин Бриттен
Бенджамин Бриттен стоял у истоков возрождения английской музыки на мировой арене. Он создавал произведения различных жанров и уделял особое внимание народным веяниям. Его роль как музыканта-просветителя отразилась в музыкальных этюдах, которые предназначались для молодёжи и детей.
Произведения Перселла привлекали ярый интерес автора, благодаря чему были рождены на свет редактированные варианты оперы «Дидона и Эней», «Оперы нищих». Неповторимое значение из всех работ Бриттена придаётся «Вариации и фуге на тему Перселла», которая стала своеобразным «путеводителем по оркестру для молодёжи». Произведение изначально было написано для документального фильма Мэтисона «Инструменты оркестра». В дальнейшем путеводитель был исполнен в Лондоне симфоническим оркестром.
Сложное полифоническое произведение знакомит слушателей с возможными тембрами различных инструментов оркестра. Такое интересное и специфическое звучание производит впечатление даже на самых маленьких зрителей и может смело занять место самого популярного обучающего музыкального творения. Путеводитель рекомендуется детишкам с шестилетнего возраста, познакомит их с удивительным и ярким миром симфонической музыки. Звучание оркестра периодически прерывается понятными и интересными пояснениями. Комментарии раскрывают каждый инструмент и доступно характеризуют его для ребёнка.
Все они воплощаются в своего персонажа, одеваю своего рода маску, и звучат в различных жанрах, которые включают полонезы, марши, ноктюрны, хоралы и другие. Таким образом, создаётся целая портретная галерея инструментов. Этот калейдоскоп звучаний завораживает поочерёдно различными тембрами, которые в итоге объединяются в искрящуюся фугу. Сочинение состоит из нескольких фрагментов и финала для удобства зрителя. Путеводитель включает в себя шесть ансамблевых комбинаций оркестровых композиций, тридцать сольных выступлений, которые потом сливаются в фугу с задействованием всех инструментов сразу.
Научите ребенка различать музыкальные инструменты на слух, благодаря их феноменальному и уникальному тембру звучания. Все они различны по глубине и насыщенности, по наличию бархатистого или мягкого оттенка, а также по продолжительности и яркости. Здесь Вы сможете насладиться чудесной скрипкой, выразительным альтом, будоражащей виолончелью и контрабасом. Не упустите трогательную флейту, кларнет, фагот, громкую трубу и тромбон, а также разнообразные ударные. Перечень всех используемых инструментов просто бесконечен, как и безграничный и богатый мир музыки.
Источник
Бенджамин Бриттен. «Путеводитель по оркестру для юных слушателей»
Симфонический оркестр – это целый мир, разнообразный и необъятный… настолько, что с непривычки в нем можно «заблудиться». Как же научиться ориентироваться в нем? К счастью, некоторые композиторы специально создавали произведения, призванные помочь неопытным слушателям – особенно детям – открыть для себя все богатство оркестровых красок. Российскому слушателю, конечно, в первую очередь вспоминается симфоническая сказка Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк», а английской публике – «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» Бенджамина Бриттена.
Это произведение, ставшее одним из наиболее известных его сочинений, композитор создал в 1945 г. В отличие от Прокофьева, он не основывал его на сказочном сюжете, в котором каждому инструменту была бы поручена роль какого-либо персонажа, да в этом и не было необходимости, ведь изначально музыка писалась для документального фильма «Инструменты оркестра», созданного британским дирижером Джеймсом Мэтисоном. В качестве «действующих лиц» выступают музыкальные инструменты как таковые, но это вовсе не делает сочинение скучным или малопонятным, ведь композитор адресовал его детям. Собственных сыновей или дочерей у Бриттена не было, но детей он любил и прекрасно понимал – об этом свидетельствуют такие его сочинения, как сборник песен «После полудня в пятницу», опера «Давайте создадим оперу!», «Ноев ковчег» на основе средневекового миракля, водевиль «Золотая тщета» – это не просто произведения для детского восприятия, дети участвуют в их исполнении, «изнутри» познавая искусство. И даже в тех произведениях Бриттена, которые предназначены для взрослых, присутствуют партии, рассчитанные на детские голоса – таковы оперы «Сон в летнюю ночь», «Поворот винта». На партитуре «Путеводителя по оркестру» начертано посвящение: «Это произведение с нежностью посвящается детям Джона и Джейн Моуд – Хемфри, Памеле, Каролине и Вирджинии – в целях образовательных и для развлечения».
Множество «действующих лиц»-инструментов окружают «главного героя» произведения – таковым является тема, позаимствованная композитором из сюиты Генри Пёрселла «Абделазар, или Месть мавра» (по этой причине произведение имеет еще одно заглавие – «Вариации на тему Пёрселла»). Изначально Пёрселл создавал эту музыку к одноименной «кровавой драме» драматурга-современника Афры Бена, впервые поставленной в 1676 г. Сценическая жизнь пьесы оказалась недолгой, но музыка Пёрселла до сих пор исполняется в качестве оркестровой сюиты.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Подобные посты
Борис Эмильевич Блох
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Дариус Мийо
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Хенрик Миколай Гурецкий
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Источник