Homo Ludens
И послесловие, написанное во хмелю, которое иногда говорится, иногда поется
То-то радости пустомелям,
Темноты своей не стыжусь,
Не могу я быть Птоломеем,
Даже в Энгельсы не гожусь.
Но от вечного бегства в мыле,
Неустройством земным томим,
Вижу — что-то неладно в мире,
Хорошо бы заняться им,
Только век меня держит цепко,
С ходу гасит любой порыв,
И от горести нет рецепта,
Все, что были, — сданы в архив.
И все-таки я, рискуя прослыть
Шутом, дураком, паяцем,
И ночью, и днем твержу об одном —
Не надо, люди, бояться!
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
Кто скажет: «Идите, люди, за мной,
Я вас научу, как надо!»
И, рассыпавшись мелким бесом,
И поклявшись вам всем в любви,
Он пройдет по земле железом
И затопит ее в крови.
И наврет он такие враки,
И такой наплетет рассказ,
Что не раз тот рассказ в бараке
Вы помянете в горький час.
Слезы крови не солонее,
Дорогой товар, даровой!
Прет история — Саломея
С Иоанновой головой.
Земля — зола и вода — смола,
И некуда, вроде, податься,
Неисповедимы дороги зла,
Но не надо, люди, бояться!
Не бойтесь золы, не бойтесь хулы,
Не бойтесь пекла и ада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
Кто скажет: «Всем, кто пойдет за мной,
Рай на земле — награда».
Потолкавшись в отделе винном,
Подойду к друзьям-алкашам,
При участии половинном
Побеседуем по душам,
Алкаши наблюдают строго,
Чтоб ни капли не пролилось.
«Не встречали — смеются — Бога?»
«Ей же Богу, не привелось».
Пусть пивнуха не лучший случай
Толковать о добре и зле,
Но видали мы этот «лучший»
В белых тапочках, на столе.
Кому «сучок», а кому коньячок,
К начальству — на кой паяться?!
А я все твержу им, ну, как дурачок:
Не надо, братцы, бояться!
И это бред, что проезда нет,
И нельзя входить без доклада,
А бояться-то надо только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
Гоните его! Не верьте ему!
Он врет! Он не знает — как надо!
Стихи и звукозаписи А. Галича публикуются с одной из самиздатовских магнитофонных записей, находящейся в редакции.
Песня первая, которая поется и называется
Легенда о Рождестве
Песня вторая, которая не поется и называется
Клятва вождя
Песня третья, которая и поется и говорится
Подмосковная ночь
Песня четвертая, которая поется и называется
Ночной разговор в вагоне — ресторане
Пятая песня, которая поется и называется
Ave Maria!
Источник
Текст песни Александр Галич — Бойтесь того, кто скажет я знаю, как надо
То-то радости пустомелям!
Темноты своей не стыжусь!
Не могу я быть птолемеем!
Даже в энгельсы не гожусь!
Но от вечного бегства в мыле,
Неустройством земным томим,
Вижу: что-то неладно в мире,
Хорошо-бы заняться им.
Только век меня держит цепко:
С ходу гасит любой порыв.
И от горести нет рецепта:
Все, что были, сданы в архив.
И все-таки я, рискуя прослыть
Шутом, дураком, паяцем,
И ночью и днем твержу об одном:
Не надо, люди, бояться!
Не бойтесь хвалы, не бойтесь хулы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, КАК НАДО!»
Кто скажет: «Идите, люди за мной!
Я вас научу, КАК НАДО!»
И рассыпавшись мелким бесом,
И поклявшись вам всем в любви,
Он пройдет по стране железом,
И потопит ее в крови.
И наврет он такие враки,
И такой сочинит рассказ,
Что не раз тот рассказ в бараке
Вы помянете в горький час!
Слезы крови не солонее:
Даровой товар! Даровой!
Прет История-Саломея
С Иоанновой Головой.
Земля ¬ зола, и вода ¬ смола,
И некуда, вроде, податься.
Неисповедимы дороги зла,
Но не надо, люди, бояться!
Не бойтесь сумы, не бойтесь тюрьмы,
Не бойтесь пекла и ада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, КАК НАДО!»
Кто скажет: «Тем, кто пойдет за Мной,
Рай на земле награда!»
Потолкавшись в отделе винном,
Подойду к друзьям-алкашам.
При участии половинном
Побеседую по душам.
Алкаши наблюдают строго,
Чтоб ни капли не пролилось.
«Не встречали,- смеются,- бога?»
Ей же богу, не привелось!
Пусть пивнуха ¬ не лучший случай
Рассуждать о добре и зле,
Но видали мы этот лучший
В белых тапочках на столе!
Кому — сучок, а кому ¬ коньячок!
К начальству на кой паяться.
А я все твержу им, как дурачок:
«Не надо, люди, боться!»
Ведь это ж бред, что проезда нет,
И нельзя входить без доклада!
А бояться-то нужно только того,
Кто скажет: «Я знаю, КАК НАДО!»
Не верьте ему! Гоните его!
Он врет! Он не знает, КАК НАДО! That’s the joy chatterbox !
I am not ashamed of their darkness !
I can not be Ptolemy !
Even Engels not fit !
But escape from eternal in the soap ,
Confusion tormented earth ,
I see that something is wrong in the world,
Well — to do it.
Only age keeps me tightly :
With the move extinguishes any rush .
And of sorrow no prescription :
All that were placed on file .
Still, I risked being branded
Fool , fool , clown ,
And night and day keep telling the same thing:
Do not need people to be afraid !
Do not be afraid of praise , do not be afraid to hula
Do not be afraid of the plague and ironed,
And the only fear only that ,
Who will say : & quot; I know how to ! & Quot;
Who will say : & quot; Go , the people behind me !
I ‘ll teach you how to ! & Quot;
And scattered small demon ,
And swore to all of you in love,
It will be held across the country with iron,
And sank it in the blood.
And he navret such lies,
And compose a story ,
What is not just the story in the barracks
You remember his in the bitter hour !
Tears of blood is no saltier :
Gifts of goods! Gratuitous !
History pret — Salome
With the Johannine head .
Land ¬ ash and water ¬ resin
And nowhere , like, go.
Inscrutable road evil
But do not people to be afraid of !
Do not be afraid bag, do not be afraid of prison,
Do not be afraid to bake and hell,
And the only fear only that ,
Who will say : & quot; I know how to ! & Quot;
Who will say : & quot; Those who follow me ,
Heaven on earth reward ! & Quot;
Knock in the wine department ,
Come to friends , an alcoholic .
With the participation of half
Speak from the heart .
Alcoholics strictly observed ,
So not a drop spilled.
& quot; does not occur — laugh — god ? & quot;
She also God did not lead !
Let pivnuha ¬ not the best case
Talk about good and evil,
But we have seen the best
In white sneakers on the table !
Who — mote and who ¬ brandy !
To the authorities the hell soldered ? ..
And I keep telling them , like a fool :
& quot; Do not, people botsya ! & quot;
It’s nonsense Well , that there is no passage ,
And you can not go without a report !
And then you need to be afraid only of
Who will say : & quot; I know how to ! & Quot;
Do not believe him ! Throw it!
He ‘s lying ! He does not know how to !
Источник
История одной песни
Этот рассказ я опубликовал на своей странице не proza.ru. Но поскольку здесь встречаются и мои стихи, решил повторить его здесь. Приятного прочтения!
Нет, это не история происхождения песни (впрочем, было бы интересно узнать, как и где она родилась, кто автор или авторы, кто и где впервые ее исполнил). Это моя история, связанная с песней. Возможно, у нее даже было название. Но для меня в качестве названия с мелкого детства звучал призыв: «Лёва, давай «Врешь, пьешь»!
Лёва – это мой отец, Лев Иванович, в прошлом военно-морской офицер, потом судостроитель, который всю свою жизнь дружил с музыкой, стихами и рисованием. Он, почти самоучка, неплохо играл на аккордеоне и фортепиано, легко аккомпанировал на семиструнной гитаре, сочинил несколько симпатичных мелодий на свои же стихи, и эти (и многие другие) песни вполне сносно для уровня самодеятельности и домашнего пения исполнял – в общем, был вполне творческой личностью. Мама отцовский голос ласково называла «козлетоном».
В нашей двухкомнатной хрущевке, сколько себя помню, всегда было море гостей – друзья по службе на Дальнем Востоке, коллеги по работе, друзья друзей – всех не перечесть.
И, конечно, были застолья, и, конечно, звучали песни.
Одна из них была, пожалуй, самой любимой, потому что исполнялась всеми присутствующими, даже если они слышали ее впервые. Массовые песни – это дань моде 40-50-х годов, когда принципы коллективизма и всеобщего энтузиазма предполагали в том числе и хоровое исполнение песен, речевок, кричалок и шумелок. Это заражало радостью и поднимало «командный дух».
И вот, в самый разгар застолья, когда гости уже слегка подогрелись и утолили первый голод, Лев брал в руки аккордеон – старенький, но вполне исправный и звонкий немецкий “Hohner” – или разворачивался к любимому пианино… Тут-то кто-то из присутствующих и выкрикивал заветное: «Лёва, давай «Врёшь, пьёшь»!
И Лёва давал:
Чудесно создан белый свет,
Людей набито, что селедки.
Ошибся только лишь Творец,
Что море создал не из водки.
Но я не пью! –
уже речитативом завершал куплет Лев, ожидая запланированной массовой игры. И игра не заставляла себя ждать.
дружно выкрикивали развеселившиеся гости.
наигранно «оправдывался» Лев. А гости наседали:
И тут начинался припев, который подхватывали все:
Так наливай сосед соседке!
Соседка тоже пьет вино.
Вино, вино, вино, вино –
Оно на радость нам дано!
Колумб Америку открыл –
Страну для нас совсем чужую.
Дурак! Он лучше бы открыл
На нашей улице пивную!
Но я не пью!
Все дружно прокричали уже знакомое нам «Вреш, пьешь»! Далее припев получал новый оборот:
Так наливай сосед соседке!
Соседка тоже пьет вино.
Непьющие соседки редки –
Они уж вымерли давно!
Затем обычно подряд следовали два куплета – а гости все больше и больше заводились:
Чарльз Дарвин целый век трудился,
Чтоб доказать происхожденье.
Дурак! Он лучше бы женился –
Тогда бы не было сомненья!
Коперник тоже век трудился,
Чтоб доказать земли вращенье.
Дурак! Чего ж он не напился?
Тогда бы не было сомненья!
Но я не пью!
Вновь повторялись кричалки. А припев получал новую трансформацию:
Так наливай сосед соседке!
Соседка тоже хлещет спирт!
Вино, вино, вино, вино –
Оно на радость нам дано!
Мне, тогда трехлетнему малышу, всегда нравилось участвовать «во взрослой» песне. Но однажды случилась ужасная несправедливость. На самом интересном месте, перед тем самым «Лёва, давай…!» меня уложили спать. Кроватка моя стояла в соседней комнате, отгороженная от честной компании всего лишь занавеской. И вот, лежу я, весь такой обиженный, в кровати, а песня началась. Представьте эмоции всех гостей, когда в ответственный момент из-за занавески появляется моя белобрысая голова и вполне уверенно заявляет:
Такой взрыв хохота я слышал впервые! Гости схватились за животики, кто-то даже скатился под стол. Но я был реабилитирован, и весь дальнейший концерт с удовольствием сидел на руках то у одного, то у другого из гостей.
Позже мне приходилось слышать, что песня эта – из студенческого фольклора. И в ней действительно были слова о студентах:
«Студент стучится в двери рая…»
Но не мог отец петь о студентах. Ведь он им никогда не был. За то он был курсантом! Курсантом Батумского мореходного училища. Поэтому и пел он подобающим образом:
Курсант стучится в двери рая.
Апостол Петр ему в ответ:
— Куда ты, рожа пропитая?
Здесь проходимцам места нет!
А вот студенткам ром не нужен.
Они без рома хороши.
Им поцелуй горячий нужен
И объясненье для души.
Поэтому я не пью! –
завершал отец этот откровенно неудачный (на мой взгляд) куплет. Неудачный потому, что по правилам стихосложения не принято рифмовать одинаковые слова. Да и веселившее меня тогда слово «дурак» из текста исчезло – скучный, как мне казалось в детстве, куплет!
Однако, гостям нравилось, и на эти тонкости они совсем не обращали внимания, продолжая кричать что есть мочи своё «Врешь, пьешь!»
Скоро я подрос, научился играть на пианино и на гитаре. И, естественно, стал исполнять эту песню на вечеринках вместе со своими друзьями. А на родительских «сабантуйчиках» с успехом подменял отца за инструментом.
Прошло немало лет. Не помню уж, что меня подтолкнуло, но в свои 60 я решил дополнить песню парочкой куплетов:
Как хорошо пройтись вдвоем
От ресторана к ресторану.
И слышать милое «Бухнём!»
Из уст своей прекрасной дамы.
И вот уж дети подросли,
Самостоятельными стали.
Чтоб с ними выпить мы могли –
Иных компаний не искали.
Я верю, что придет пора,
И что, по правилам науки,
Мы сможем пиво пить с утра,
И нас поддержат наши внуки.
Источник
Неклассическая фэнтэзи
Подходи, народ хороший,
Я вам сказку буду врать.
Доставайте свои гроши —
Мне ведь тоже надо жрать.
Извиняюсь, то есть кушать,
Пиво, хлеб да колбасу.
Эй, парнишка, хочешь слушать,
Так не ковыряй в носу.
Лет за тысячу отсюда,
То ль назад, а то ль вперед
Жил да был не так уж худо
С нами родственный народ.
Летом сеяли пшеницу,
Пироги зимой пекли,
По лесам зверей да птицу
Промышляли как могли.
Для приличия, конечно,
У народа был князек,
Десять лет царил неспешно,
И в могилу тихо лег,
А без князя, как известно,
Можно влезть в такую грязь.
Объявили повсеместно —
Дескать, нужен новый князь.
Претендент сыскался быстро,
Родом из-за трех морей,
Бывший княжий замминистра,
Тайный маг и чародей.
Узкий лоб, седые брови,
Дыр в зубах не сосчитать,
Жаждет власти, жаждет крови,
В общем, сволочь еще та.
Наша сволочь применила
Самы верные средства —
Много водки без налогов
И немножко колдовства,
И на трон взобравшись быстро,
Начал учинять бардак,
Объявил войну соседу
Ни за что, а просто так.
Головы рубил придворным
По пятнадцать штук на дню,
Урожай за три сезона
Разбазарил на корню.
А наследницу прямую,
То есть, юную княжну,
Заточил навеки в башню,
Чтоб никто не взял в жену.
И, узнав о горькой доле
Юной девицы сией,
В эту местность заявилось
Трое молодых парней.
Первый был кулак пудовый,
Третий — умная башка,
А второй — поэт с гитарой,
Но зато без вещмешка.
Первый вздумал подкрепиться,
И пошел по кабакам,
Подкреплялся, подкреплялся,
И навеки сгинул там.
Ну а третий очень быстро
Еще больше поумнел,
Дом купил, завел торговлю,
И женился на вдове.
А второго целый месяц
Вся полиция страны
Вычисляла да ловила,
Но удачи хоть бы хны.
Потому что гитариста
Полюбил простой народ,
А кого народ полюбит,
Тот нигде не пропадет.
В общем, подобрался парень
Да ко княжьему дворцу,
И послал нахальный вызов
Он придворному певцу.
Тот вначале стал смеяться,
Оказалось— поспешил,
Облажался на концерте,
И карьеру завершил.
И на следущий же вторник
Хотя, может, и четверг
Новый бард придворных в краску
И смущение поверг;
Запустив ужасно едкий
Политический куплет,
Но был схвачен, отфигачен,
И доставлен на совет.
И сказал ему диктатор:
— Знаешь, парень, ты герой,
А герои для тиранов
Все равно, что геморрой.
Я таких в расход пускаю
Уж не помню сколько зим,
Но сначала для проформы
Мы дуэль изобразим.
Выбирай, на чем сразиться,
Мне так лично все равно,
С луком или с алебардой
Будешь втоптан ты в оно.
И сказал поэт, припомнив
Широко известный миф:
— А давай дуэль на песнях,
Подеремся, не схитрив.
Каждый взял по балалайке
И пошел дивертисмент,
Кто б услышал, уши в трубку
Завернулись бы вконец.
Что 6 ни пел там узурпатор,
А поэт ему в ответ
В сотню матерных частушек
Превращал любой куплет.
Через полчаса соперник
Тихо сполз куда-то вниз,
Вместо грозного рычанья
Издавая тихий визг.
Он от злости и от смеха
Заклинанья позабыл,
И в подвал за три запора
Водворен немедля был.
И по правилам, конечно,
Свадьба вскорости была.
И на свадьбе вся округа
Пела, ела, и пила.
В общем, где-то две недели
Весь народ ходил бухой.
Ну а что ж, раз на халяву,
Да и повод неплохой.
Но потом вдруг оказалось,
Что спасенная княжна
Против правил некрасива
И не очень-то нежна,
Не особо добродушна,
И не очень-то умна,
Но зато горда, сварлива,
И чудовищно жадна.
Отмотав медовый месяц,
Новоиспеченный князь
Понял, что ему не в радость
Этот трон и эта власть,
Он не стал писать записок
И кричать красивых слов
Просто за плечи гитару,
Да и был себе таков.
И теперь поэт с гитарой
Ходит по миру босой.
Кто-то кормит его бранью,
Кто-то кормит колбасой.
Скоро осень, значит, время
Обуваться в сапоги.
Это я так намекаю — Кто желает, помоги!
Спасибо, молодой человек.
Спасибо, девушка.
Спасибо, ваше степенство, что так много,
может сдачи дать?
Спасибо. Спасибо. Спасибо.
А ты, с алебардой, чего не подаешь?!
Источник