Бык символ каких стран

Быки у разных народов мира: культура и религия

Символом одного из годов по восточному гороскопу является бык. Этому животному, наряду с коровами, было уделено достаточно много внимания в религии и мифологии множества народов. И это неудивительно – для людей первобытных времен эти животные выступали в роли кормильцев, защитников, а порой и друзей.

Страсти по-африкански

В африканской стране Уганде даже в наши дни уровень благосостояния и богатства человека прямо пропорционален количеству имеющихся у него коров. И в этом есть своя логика: есть корова – значит есть еда, поскольку основой рациона питания является молоко.

У африканских племен быки и коровы ценятся дороже людей.

Племя карамаджонгов отличается тем, что каждый мужчина в нем имеет собственного тотемного быка. Примечательно, что бык носит то же имя, что и владелец и воспринимаются они как единое целое. Воины этого племени верят, если выкрикивать перед боем имя быка, то это поможет им приобрести особые силы, прибавит храбрости и приведет к победе. Священные быки тут ценятся намного сильнее, чем даже жены, поскольку жен у каждого мужчины несколько, а бык – всего один.

Если такой бык умер или пропал – то это считается очень плохой приметой. Если находят виноватых в этом, а их, как правило, находят, то их ожидает очень жестокое наказание.

Быки считались священными животными у многих древних народов и племен.

Если хозяин быка умирает, то самого быка тоже ждет подобная участь – его закалывают, причем прямо на могиле владельца. Быки имеют отношение и матримониальным обычаям.

Читайте также:  Столицы всех мусульманских стран

Мужчины этого племени по полгода находятся на пастбищах и когда они оттуда возвращаются, они должны выбрать себе жену. Но перед тем как сделать выбор, все мужчины собираются в загоне для быков и пьют необычный напиток – кровь своих быков, которую берут исключительно из яремных вен. По их убеждению, такая процедура придаст привлекательности и увеличит мужскую силу.

Мудрость Индии

В Индии коровы с древних времен считаются чем-то сверхъестественным, воплощением Великой матери, а иногда и земли или даже Вселенной. Для ведов она связана с солнцем, зарей. Они именуют корову не иначе, как матерью.

В Индии существует Храм Быка. В этой стране животное считается священным.

В Индии коровы являются священными животными, там запрещено употреблять их мясо в пищу. За убийство коровы виновный обязательно понесет заслуженное наказание.

Убийство быка наказывается строже. Все священные писания индуизма пронизаны мыслью почитания коров, в них сказано, что коровье молоко пробуждает в людях благородные качества.

Топленое коровье молоко получило широкое распространение и применение: наряду с употреблением в пищу его используют в религиозных ритуалах. Экскременты коров применяют в сельском хозяйстве в качестве удобрения. Современные ученые установили, что если дым, исходящий от коровьего помета, обладает сильным дезинфицирующим свойством.

Скульптура, установленная в Каталонии, изображающая Пасифаю внутри изготовленной Дедалом коровы.

Мочу коров применяют как в медицинских целях, так и при проведении религиозных ритуалов. Наибольшую очищающую силу имеет панчагавья, в состав которой входит пять элементов, которые дает корова: молоко, гха, йогурт, коровий помет и моча. Табу на употребление мяса коров в пищу является, по сути, первым шагом к вегетарианству.

Синкретизм в Египте

У египтян корова послужила прообразом для богини неба Нут. По их убеждениям и верованиям, Нут была хозяйкой не только того неба, которое видят люди, но и более обширной сферы – всего космического пространства. Древние египтяне все те вещи, которые не могли понять или объяснить, превращали в красивые метафоры. Поэтому, глядя на небо, их мозг рисовал образ владычицы космоса – прекрасной небесной коровы, у которой было несколько ипостасей: женщина удивительной красоты, крыша, крылья и даже океан.

Египтяне почитали древнего быка Аписа.

При этом все образы дополняли друг друга, а не противоречили. Египтяне были склонны обожествлять все то, что они не могли понять, и образ неизменно выходил прекрасный и одушевленный. Они считали, что именно небесная корова заботится о том, чтобы день сменял ночь и наоборот. Для этого она то проглатывала звезды и Луну, то возрождала их, поэтому ее считали стражницей покоя умерших.

В египетской мифологии была не одна богиня в образе коровы. С этим животным отождествляли и одну из самых великих богинь древних времен – Исиду. Она стала образцом идеальной женственности и материнства. Иногда Исиду изображали в головном уборе, имеющим форму солнечного диска и украшенный коровьими рогами. Эта богиня-мать имела свое священное животное. Им была мать быка Аписа – великая белая корова Гелиополя. Известно, что Апис имел свой собственный храм, который был расположен в Мемфисе.

Скульптурка древнеегипетского Бога Аписа.

Русская душевность

Всем известна русская народная сказка о Крошечке-Хаврошечке. Главная героиня там имела помощницу – корову Пеструху, которая символизирует мать, оберегающую свое дитя от злых людей, в частности, от мачехи. В сказке главная героиня называет Пеструху коровушкой-матушкой. Корова помогает Крошечке-Хаврошечке даже после смерти, однако для этого героиня не должна есть коровье мясо, а косточки помощницы закопать в саду и ежедневно поливать. На месте захоронения в скором времени вырастает яблоня, благодаря помощи которой Крошечка-Хаврошечка находит отличного жениха и выходит за него замуж, покинув, наконец, дом злобной мачехи.

Иллюстрация из сказки про Крошечку-Хаврошечку и ее верную коровку.

Рассуждать о роли быков и коров в различных верованиях, религиях и мифологии можно очень долго. Здесь можно вспомнить и Зевса-быка, и волоокую богиню Геру, шумерского бога-быка Сина, который был воплощением месяца. Из всего этого напрашивается вывод, что роль этого животного в жизни каждого народа большая. Пускай же год быка приносит людям силу, упорство, доброту и богатство. В свою очередь, людям нужно стать милосерднее и добрее по отношению к этим замечательным животным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Бык символ каких стран

В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество, бык как земное воплощение бога или как его атрибут и др. Мифы о победе героя над быком могли быть связаны с обрядом ритуального состязания с быком и принесения в жертву священного быка, широко распространённым в восточном Средиземноморье. В других мифах того же ареала бык является символом бога грозы (хурритская, славянская мифология). Возможно, связь быка с богом грозы восходит к древней общеиндоевропейской мифологии. В египетских мифах бык неба — сын Небесной коровы и отец телёнка, которого та рождает. С этими представлениями сравнимы близнечные мифы некоторых африканских народов.

Особенно широкое распространение культ священного быка (буйвола) имел в древних цивилизациях долины Инда (3-е тыс. до н. э.), о чем позволяют судить печати из Мохенджо-Даро и Хараппы, а также шумерские сведения о людях из страны Мелухха (Индии). Роль бык как символа бога (бык Нандин бога Шивы) или как противника мифологического героя (Сканда, убивающий духа буйвола в «Махабхарате», III 221, 66; Валин, убивающий буйвола Дундубхи в «Рамаяне» IV 11, 7-39) характерна и для тех элементов древнеиндийской мифологии, которые можно связывать с наиболее ранними доиндоарийскими её истоками, продолжающимися в мифологических и религиозных представлениях таких неиндоевропейских народов Южной Индии, как тода (у тода известно почитание и принесение в жертву буйвола как священного животного). Символика быка как воплощения космического начала, продолжающая сходное использование символа бизона в верхнепалеолитическом искусстве, характерна для неолитической культуры Чатал-Хююка (Малая Азия, 7-6-е тыс. до н. э.), где в ранних слоях (IX-VIA) обнаружены скульптурные изображения быка, в которых использовались настоящие бычьи рога и части черепа, что напоминает приём «натурального макета» зверя в раннем пещерном искусстве и технику коллажа в современном искусстве. В слое VI найдены скамьи, украшенные рядом бычьих рогов. Почти в каждом из святилищ (VII—II слои Чатал-Хююка) имеются столбы, на которых помещены рога быков. Такие столбы (позднее осмыслявшиеся как способ отпугивать зло или быть знаком зла в доме; ср. бычьи черепа у сванов) известны и гораздо позднее как в Малой Азии, так и на Крите, где культ быка во многих деталях совпадает с соответствующим культом Чатал-Хююка. Археологические следы культа быка прослеживаются во многих древних скотоводческих культурах (по мнению некоторых учёных, культ дикого быка играл существенную роль в процессе его одомашнивания), испытавших влияние переднеазиатских. Глиняная модель храма, украшенного бычьими рогами, обнаружена в поселении трипольской культуры у реки Рось, что даёт основания для параллелей с культовой ролью быка, бычьих рогов и масок быка в культурах Балкан 5-4-го тыс. до н. э. и в Чатал-Хююке. Ритуальные композиции из нескольких бычьих черепов найдены также в таких географически и хронологически удалённых комплексах, как могильник Синташта (южное Зауралье, около середины 2-го тыс. до н. э.), в котором обнаруживаются и другие черты, общие с индоевропейской мифологией. Там, где существовали местные культы главного божества в образе быка, при храме держали священного быка как его воплощение (египетский Апис в Мемфисе); по поверьям сванов, бык Висхв, посвящённый богу Пусду, должен быть самым могучим и прекрасным из быков. На быках есть (видимый или невидимый) знак их принадлежности божеству (аналогичное обозначение быков как «отмеченных богом» встречается в древнехеттских текстах).

Символ имеет двоякий смысл. Обычно бык олицетворяет мужской принцип, солярную возрождающую силу, посвященную всем небесным богам, а также плодовитость, мужская производительная сила, царское происхождение. В других случаях символизирует землю и женскую природную силу. Когда бык становится лунным, на нем ездят богини луны — Астарта и Европа, и он означает укрощение мужского и звериного начала. Наездник на быке или быки, везущие повозку, являются атрибутами солярного воина, связанного с небом, бурей и со лярными божествами. Рев быка символизирует гром, дождь и плодородие. Являясь воплощением производительной мужской силы, бык ассоциируется с плодородными силами солнца, дождем, бурей, громом и молнией, следовательно, как с сухими, так и влажными стихиями. Н ебесные божества очень часто возникают в образе быка, а богини изображаются с ним, как супругом. Жертвоприношение быка и тавроболия имеют место в богослужениях Аттису и Митре, а также в древних празднованиях Нового Года. Бычья символика — обычное дело в шу мерийских и семитских культах. Человекобык — это обычно страж, защищающий либо середину, либо сокровище, либо какие-то двери. Он охраняет от зла и обычно является апотропичным. Голова быка (самая важная часть, так как в ней содержится его жизненный принцип) о значает жертву и смерть. Закапывание быка на Новый Год символизирует смерть Зимы и рождение созидающей жизненной силы.

В некоторых культурах считалось, что бык вызывает землетрясения, поддевая землю рогами, и тогда все слышат его рев. Также олицетворяет победу над звериной природой человека и жизнь, прошедшую через смерть. Бык со львом являются символом смерти.

Во многих древних культурах символ большой силы воздействия. На пещерных рисунках культовых гротов эпохи палеолита изображения огромных диких быков — зубров и туров наряду с такими же лошадьми является важнейшим мотивом. Первобытный бык должен был олицетворять жизненную силу и мужскую власть, хотя его толкование в символике двойственно. Если сила и дикость его импонировали, то тупая бессмысленная жестокость его нападений, какую приходилось испытывать человеку, внушали ужас. Религиозно-исторически роль быка в высшей степени значительна, что выразилось в культах быка, в которых прежде всего бросается в глаза высокая половая потенция животного; равным образом полны значения также его рога, напоминающие серп Луны (хотя в этой связи так же рассматривается и корова).

С другой стороны, имеются бесчисленные символические ритуалы, содержание которых составляет состязание и победа над быком и принесение его в жертву. Древние критские культы, которые, вероятно, существовали в схожих формах и в других культурах, делали быка объектом атлетически-артистических танцев — перепрыгиваний, в которых человек пытался доказать свое превосходство и ощутить чувство победы над тупой животной природой зверя. С этим связано стремление приручить быка и поставить его на службу человеку.

В то время как волы готовились лишь для работы, некастрированные быки почитались как священные животные (например, древнеегипетский Апис, который мумифицировался), как выражение производительных сил природы. Плодородие, смерть и воскресение часто связаны с быком, например, в позднеантичном культе Митры.

Древнекритский Минотавр — получеловек-полубык, сначала прячется в лабиринте, но потом его убивает герой Тесей. Известный в юго-западной Европе бой быков рассматривается не только как спортивное представление, но и как ритуальная форма древнесредиземноморских игр, которые также заканчивались жертвоприношением быка как плодородящего представителя неукрощенных сил природы.

Благодаря своей силе и плодовитости был объектом поклонения в древних религиях.

Связан с символикой Тельца. Чрезвычайно сложный образ как с исторической, так и с психологической точки зрения.

дикий бык, разбивающий рогами яйцо хаоса, некогда считался символом Создателя, освобождающего животворящее семя от пут инертной материи. В иконографии голову этого животного увенчивали детородные органы, что означало участие могущества Создателя в сотворении чувствующих существ. В древних цивилизациях этот символ плодородия связывался с божествами, правящими атмосферными явлениями: ураганы и гром считали ревом быка, а полумесяц — его рогами.

многозначный символ божественности, царственности, стихийных сил природы, изменявший свое значение в различные эпохи в различных культурах. Как воплощение множества ближневосточных богов, бык был одним из наиболее важных священных животных. В обрядах и иконографии бык представлял как луну, так и солнце, как землю, так и небо, как дождь, так и засуху, силу, оберегавшую женщин, и мужскую потенцию, матриархат и патриархат, смерть и возрождение. Аналогичный символизм цветения и жизненной силы был принят и в древних индоиранских мифах. Еще в раннем пещерном искусстве бык — второй после лошади образ, применяемый для обозначения жизненной энергии. На пространстве от Северной Европы до Индии бык был эмблемой божественного могущества, особенно связанной с богами луны, солнца, неба и ветра. В этом смысле стоит отметить скандинавских богов Тора и Фрейю; греческих Зевса (в римской мифологии Юпитера), Диониса (Бахуса),Посейдона (Нептуна); египетских Ра, Осириса, Пта (в образе священного быка), Сета; месопотамских Ила (с рогами быка) и Ваала; индийских Индру, Адити, Агни, Рудру и Шиву (сидящего на быке по имени Нанди). Рога быка — знак неполной луны, его огромное тело — опора мира в исламской и ведической традициях; его обильное семя подпитывается луной в иранской мифологии; его мычание, топанье ногами и трясение рогами повсеместно связывали с громом и землетрясением, особенно на Крите, родине ужасного человекобыка Минотавра. Как наиболее опасное из всех домашних животных, бык с древнейших времен был объектом как поклонения, так и соперничества, его сила была мерилом для многих легендарных героев, таких, как Геракл, и минойских акробатов, которые совершали сальто с опорой на острые бычьи рога. Тщательно организованный ритуал современной корриды продолжает долгую традицию использования быка в качестве партнера в игре со смертью. В этом случае идея откровенной насмешки над смертью, возможно, более основательна, чем морализаторский взгляд Юнга, считавшего, что обставленное церемониями убийство быка выражает желание придать возвышенный характер низменным человеческим страстям. Однако символизм, связывающий быка со смертью и возрождением, зародившись в культе Митры, распространился в позднее античное время весьма широко и отодвинул на второй план символизм сексуальный; это очень заметно в египетской культуре, а также в Северной Азии, где смерть ездит на черном быке.

бычьи рога (как и рога вола или коровы) уподобляли луку, из которого можно стрелять солнечными стрелами-лучами.

Бык — мужской и одновременно женский символ лунного серпа, месяца.

Бык в легендах был связан с морем — приплывал и уплывал, — а это означало связь с Посейдоном и с богинями Герой, Афиной, Деметрой, Афродитой, Уранией.

Черных же быков, как правило, жрецы приносили на жертву именно подземным богам — дабы улучшить плодородие земли, повысить всхожесть семян.

В качестве жертвенного животного бык заменил козла отпущения: в первобытные времена на Востоке ловили с помощью лассо диких буйволов, которых приносили в жертву богам в весеннее равноденствие. Этим ритуальным убийством, или искупительным жертвоприношением, надеялись обеспечить спасение народу (см. Козел). Этот ритуал лежит в в основе корриды.

Постепенно ритуальное приношение в жертву быков и волов ради повышения плодородия земли видоизменилось, так появилось зрелище, которое стало «своим» у кельтов, населявших Пиренейский полуостров во времена так называемых Пунических войн — Рима с Карфагеном. В сущности, позднейшие испанские бои быков — тавромахия — были скопированы с подобного рода спортивных забав молодежи острова Крит, что зафиксировано на многих античных фресках. Эти «забавы» были многообразны — от акробатических упражнений на спине разъяренного быка до травли быка собаками. Подобный спорт был вообще довольно популярным в Европе (Bull fighting — англ. то есть «бычий бой»). Еще в прошлом столетии в Великобритании устраивали массовые погони за быком с дубинами в руках, — в 1835 году это было запрещено специальным парламентским указом.

Стада быков, стада домашнего скота, начиная с глубокой древности, означали богатство (лат. Pesus, то есть «скот», от чего произошло Pecunia, то есть «имущество», «владение», «богатство»), гордость, которую поддерживают боги.

Источник

Оцените статью