«Быть гражданином»
классный час (8 класс) на тему
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса о проблемах гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdan_publik.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть гражданином это – …»
Цель : способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства.
— закрепить понятия о гражданственности и гражданском долге;
— развивать у учащихся умение выражать собственную позицию, вести диалог;
— способствовать развитию чувства уважения к стране.
— умение делать выводы
— воспитание уважения другой точки зрения
Мультимедийная установка , слайды о красоте России и г. Магадана; музыкальный диск «Песни о России», карточки с качествами гражданина.
Эпиграф: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» Т.Г.Шевченко
Учитель : Для начала, предлагаю повернуться к своему соседу и улыбнуться. Мы достигли благоприятного эмоционального настроя, поэтому можем продолжать. Тема нашего занятия «Быть гражданином это — » Предположите, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать.
Учащиеся делают предположения
Учитель : Верно, речь пойдет сегодня о неразрывных понятиях гражданин, гражданские чувства, родина. Эпиграфом занятия будут слова известного писателя Т.Г.Шевченко «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». В России сейчас нелёгкие времена и поэтому некоторые люди мечтают уехать жить в другую страну, где высокий уровень жизни, на первый взгляд мало проблем.
Я прошу ответить сейчас на один вопрос хотели бы вы уехать из России в другую страну на постоянное место жительство?
Учащиеся и приглашенные отвечают.
Учитель : Подводя итоги только что состоявшемуся социологическому опросу, с гордостью отмечаю, что в нашей аудитории желающих уехать в другую страну, нет. Думаю, что здесь уместны будут русские пословицы: «Где родился там и пригодился», «В гостях хорошо, а дома лучше».
(демонстрируются виды г. Магадана и России, звучит музыка о России)
Моя великая страна!
Ты строилась и в горестях мужала.
Ты гимны пела красоте,
Ты всех любила, всех прощала,
И о тебе, святая Русь,
Молва легенды светлые слагала.
И потому святою ты звалась,
Что к свету вечному стремилась,
Что мысли к богу возносила,
Что никого не поносила,
А помогать ты всем рвалась.
И благостно молилась на кресты,
И в благости других ты понимала,
И толпы супостатов побеждала,
И разоренная из пепла восставала,
Но на колени не вставала ты!
Учитель: Раскройте смысл выражения: «Россия никогда на колени не вставала»?
Ответы учащихся и гостей
Учитель: Я согласен с вами, действительно за подвигами России стоят люди, граждане нашей страны. Давайте вспомним какими качествами должен обладать человек, носящий гордое звание гражданин.
Учащиеся берут заготовки с качествами гражданина, необходимые вывешивают на доске, а лишние выбрасывают в корзину, объясняя свой выбор по возможности приводят примеры: (отзывчивость, чувство долга, преданность родине, любовь к родине, гуманность, искренность, стыдливость, чувство вины, честность, сочувствие, милосердие, чувство чести, и т.д.
Учитель: Теперь прошу дополнить список качеств гражданина и вывесить их на доске.
Прошу выбрать из всех пять самых важных.
Учитель: Спасибо, таким образом на доске появились качества гражданина, а в корзине те за которые нам было бы стыдно, но гражданин это не титул а активное участие в жизни общества. На протяжении тысячелетий истории России большинство людей, проживавших в нашей стране, и в тяжёлые, и в хорошие времена гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями, но в определённых обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что он – гражданин России.
Учащиеся представляют своё домашнее задание, в котором приводят примеры о гражданских поступках людей. Слушатели задают вопросы.
1. Доктор Леонид Рошаль (презентация)
2. О своей семье (Курилкова)
3. О почетном гражданине г. Магадана (презентация)
Учитель: Всегда у всех народов ценились качества, которые помогали обществу развиваться. Это гражданские чувства. Какие чувства можно назвать гражданскими?
Учащиеся и гости отвечают .
Учитель: Гражданские чувства – это движение души, не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей. Они побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на это. Приведите пример из своей жизни. Задать данный вопрос и гостям.
Девочка из Таджикистана больна онкологией, её привезли в больницу в Москву, где выяснилось, что ей нужна операция стоимостью в 150 тыс. рублей. У родителей денег нет. Чуда не случиться. Журналист, узнав об этом случае, даёт объявление в Интернете с просьбой перечислить деньги для операции на счёт. Нужная сумма была собрана. Девочке сделали операцию, врачи довольны результатом. Неожиданно началась дискуссия.
Как вы думаете, какие высказывания наших соотечественников обидели меня. Как повели бы себя вы?
Учащиеся и гости отвечают.
Учитель: Заканчивая занятие, прошу вас ответить на следующий вопрос.
1. Вам дали поручение выпустить электронный вариант газеты. Какой материал занятия вы будете использовать для её вёрстки? Какой материал добавите? (на данные вопросы попросить ответить гостей)
Ведущий: давайте вернёмся к эпиграфу урока. Т.о. гражданские чувства проявляются благодаря любви к Родине. И закончить сегодняшнее занятие я хочу словами.
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости,
Вовремя есть. Вовремя спать.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
Учитель: Мы с вами должны понимать, что благополучие общества во многом зависит от того какими качествами обладают его члены, от их характера, чувств, воли, мотивов, способностей.
Источник
Классный час «Я — гражданин России» для 5-6 классов.
классный час
Россия без каждого из нас обойтись может,
Но никто из нас без нее не может обойтись.
И.С.Тургенев
Цель: воспитание чувства патриотизма у учащихся, чувства
любви к Родине, чувства ответственности за судьбу России, готовности и способности служить интересам Родины, защиты Отечества, воспитание толерантности.
Задачи:
А) Воспитательные: воспитание чувства гордости за свою страну, формирование у ребенка активной гражданской позиции.
Б) Образовательные: повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин», ознакомление с основными правами и обязанностями граждан РФ.
В) Развивающие: формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, потребности в выполнении конституционного долга; развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы; развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений.
Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, творческая интерпретация содержания, «проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), рассуждение.
Оборудование:
Конституция РФ, плакат с государственными символами России, торжественная музыка, гимн России, грамоты, призы, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска, раздаточный материал (картон, цветные полоски, задания на карточках), магнитики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ya_-_grazhdanin_rossii.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Я — гражданин России»
Россия без каждого из нас обойтись может,
Но никто из нас без нее не может обойтись.
И.С.Тургенев
Цель : воспитание чувства патриотизма у учащихся, чувства
любви к Родине, чувства ответственности за судьбу России, готовности и способности служить интересам Родины, защиты Отечества, воспитание толерантности.
А) Воспитательные: воспитание чувства гордости за свою страну, формирование у ребенка активной гражданской позиции.
Б) Образовательные: повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин», ознакомление с основными правами и обязанностями граждан РФ.
В) Развивающие: формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, потребности в выполнении конституционного долга; развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы; развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений.
Методы : беседа, обсуждение, словесное рисование, творческая интерпретация содержания, «проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), рассуждение.
Оборудование:
Конституция РФ, плакат с государственными символами России, торжественная музыка, гимн России, грамоты, призы, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска, раздаточный материал (картон, цветные полоски, задания на карточках), магнитики.
Ход классного часа
Вступительное слово классного руководителя:(слайд 1)
— Свет добра, величия и силу
Сквозь века, несла народам Русь.
Жизнь моя, любовь моя Россия,
Я твоей судьбой горжусь.
В.1) Издавна существовала Русь на земле, крепла, мужала в годы лихолетий. Как вы думаете, на чем держится порядок в любом государстве?
В.2) Но всегда ли существовали законы?
— Давайте послушаем очень интересную легенду и постараемся ответить на этот вопрос.
«Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать––воруй, хочешь убивать––убивай, хочешь оскорблять––оскорбляй. Можно все.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Нетрудно догадаться, что тут началось.
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство, в котором будут жить добропорядочные граждане и соблюдать единый для всех закон.
В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны».
––Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливыми стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности?
Примерные ответы детей:
- Жители стали жить по законам
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает права и интересы других, в обществе утверждается беззаконие, беспорядок.
–– Какие еще атрибуты государственности вы знаете? Что есть у каждого государства?
— А теперь давайте выясним , что вам известно о нашей Родине, о России.
Ребята, мы с вами живём в огромной и необъятной стране.
Как называется наша страна? (слайд 2)
Как зовут нашего президента? (слайд 3)
12 декабря вся наша страна отмечает праздник. Какой это праздник? (слайд 4)
День Конституции РФ – это официальный праздник и отмечается он 12 декабря. Именно в этот день 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ.
Что такое Конституция? Давайте обратимся к словарю.
Конституция – это основной закон государства. В нём написаны правила, по которым живут все жители России и мы с вами тоже (слайд 5).
В ней 2 раздела, 9 глав, 137 статей.
-Ребята, кто помнит, что представляет собой государственный флаг? (по форме)
-Сколько цветов имеет государственный флаг? Какие?
Практическое задание. На каждом столе (ученики сидят группами) имеется картон и цветные полоски белого, красного, синего цветов.
Наклейте на картон эти полоски так, чтобы получился флаг РФ. Кто выполнит, может подойти к доске и повесить .
Вот так выглядит флаг РФ (слайд 6).
Как вы думаете, что символизирует каждая полоса?
1 полоса – белого цвета – символизирует чистоту, мир, правду, благородство.
2 полоса – синего цвета – символизирует небо, верность, веру.
3 полоса – красного цвета – символизирует смелость, доброту, честность, огонь, кровь.
Следующий символ – это гимн (слайд 7).
Гимн – это торжественная песня в честь государства.
Музыка – Александра Александрова.
Текст – Сергея Михалкова.
Какое существует правило для граждан, когда звучит гимн РФ?
Где мы можем услышать гимн?
А теперь давайте споем с вами гимн нашей стране! (Слайд 8)
Следующий символ – это герб.
Кто расскажет, как выглядит герб? (слайд 9)
Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой.
В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающим серебряным копьём чёрного дракона.
-Где можно увидеть герб?
-Ребята, вы, наверное слышали, как взрослые обращаются друг к другу : «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.
Что же значит- быть гражданином?
Очень кратко, понятно толкуют слово «гражданин» поэты и писатели. Например:
• «…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов.
• «Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев.
– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?
– Как можно истолковать значение этого слова?
– Рассмотрите схему на доске. Аналогичные схемы есть у вас на столе. Вокруг центрального понятия расположены начала фраз – толкований. Прочитайте. Прочитайте слова справа.
Дополните до фразы, пользуясь словами для справок.
• любить (свою Родину)
• гордиться (культурой, языком)
Дети работают самостоятельно. Если нужна помощь – «зажигается красный сигнал».
Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы).
– Посмотрите на доску. Что общего в каждой группе слов?
– Почему слова каждой группы мы называем родственными?
Родина берёт начало с отчего дома.
«Отчий дом» – дом твоего отца.
«Отчество» – величание по имени отца.
«Отечество» – земля наших отцов.
– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению?
Какой вывод можно сделать?
— Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению.
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
В юридическом смысле «гражданин» –– это человек, который обладает правилами, свободами, несет определенные обязанности в обществе.
Права и обязанности определяются законом–– Конституцией РФ. (Слайд 10)
Права–– право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести. Также свобода граждан страны проявляется в следующем. (Слайд 11)
Граждане все равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, образования, языка, вероисповедания. И имеют следующие обязанности: (Слайд 12)
- соблюдать законы России
- уважать права и свободы других людей
- защищать Отечество
- платить налоги
- сохранять природу
- заботиться о детях
- заботиться о сохранности исторических и культурных памятниках
––Можно ли вас назвать гражданами России?
Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства.
С 1 июля 2002 года Закон РФ «О гражданстве» ст.9 и ст.12
Гражданственность равносильна патриотизму, любви к родине, неравнодушному отношению к судьбе Родины.
––Чем может гордиться человек?
––Чем может гордиться государство?
На протяжении тысячелетий истории нашей страны люди гордились, что принадлежат к России.
— .Давайте представим, что вы стали депутатами. Подумайте, что бы вы сделали полезного для нашей страны и проживающих в ней граждан.
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать депутат Государственной Думы? (Ответы детей)
– Какие законы вы приняли, чтобы граждане России жили лучше? (Образование, здравоохранение, культура, семья)
Учитель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.
– Какие слова в нашей беседе были главными?
– О чём вы расскажите своим родителям, вспоминая сегодняшний классный час на тему «Я – гражданин России».
Учитель: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
2. Государственная символика: Поурочн. Разработки 1-11 кл./ Б. Н. Серов. — М.: ВАКО, 2010.
3. Классные часы: 5 класс/А. В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2010
4. Настольная книга классного руководителя, Астрель,-2009
Источник