Урок в 6 классе «Что значит быть патриотом»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме
Материал для проведения открытого урока .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_znachit_byt_patriotom.ppt | 2.13 МБ |
1.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«С чего начинается Родина» на стихи М.Матусовского в исполнении Марка Бернеса
Я – гражданин России! Не правда ль, звучит красиво? Смело, достойно, гордо! Сказано как-то твердо! Я – гражданин России! И если б меня спросили, Чем же я так горжусь? Я бы ответил просто: Не надо пустых вопросов! Ведь моя родина – Русь!
Тема урока: «Что значит быть настоящим патриотом Родины?»
Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь. Словарь С.И.Ожегова Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Словарь Д.Н. Ушакова
Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать . Василий Розанов. Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом. В.Г. Белинский Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё . Теодор Рузвельт
М.И Кутузов П.И. Багратион М.Б. Барклай де Толи
Храм Христа Спасителя в Москве
Великая Отечественная война 1941-1945 года.
Любит свою Родину Знает историю своей страны Гордиться своей Родиной Знает свой родной язык Разрушает культурное наследие страны Знает государственную символику Нарушает правила общественного порядка Гордиться своими предками Готов защищать Отечество Равнодушен к гибели природы родного края Украшает Родину своим трудом Активная гражданская позиция
Предварительный просмотр:
Урок: «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ?»
Цели: формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»;
Задачи :
— раскрывать значение понятия «патриотизм»;
— развивать стремление быть патриотом своей страны;
— воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.
Возраст : 6 класс
Предшествующая работа : подготовка индивидуальных сообщений, изготовление наглядного материала, создание электронной презентации, распечатка приложения
Оборудование: ПК, медиапроектор, раздаточный материал.
Педагогические технологии : педагогика сотрудничества, проблемное обучение.
Звучит тихо песня «С чего начинается Родина» на стихи М.Матусовского в исполнении Марка Бернеса
Учитель: С чего для вас начинается Родина?
Учитель: Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане России.
Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!
Русь, Россия… Судьба каждого из нас неразрывно связана с этой страной, нашей Родиной. Как вы думаете как называется тема нашего урока? ( ответы учащихся )
А кто из вас считает себя патриотом? Если нет, то может быть вы не знаете кто это такой – патриот??
Тема нашего урока: «Что значит быть настоящим патриотом Родины?»
Учитель : Так что же такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?
Прочитаем определения этих понятий, данные в словарях
- Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
- Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.
- Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Словарь Д.Н. Ушакова
Все ли слова в этих определениях понятны? Запишем в тетрадь.
Что общего вы увидели в этих определениях?
Учитель: Как видите, в определении патриотизма не только любовь и привязанность к Родине. Давайте поразмышляем о том, что же является главным в понятии патриотизм.
Обратимся к высказываниям мудрых. Подчеркните главную мысль.
Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать .
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом.
Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё .
Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают.
Мы прослушаем сейчас рассказы ребят о важных событиях и людях нашей истории. Обратите внимание, какие качества личности объединяют истинных патриотов Родины.
Перед вами списки качеств, которые помогут составить вам ответ на вопрос.
Личностные качества патриота
- Бескорыстие – отсутствие заботы о личной выгоде;
- Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других;
- Чувство долга – долг – обязанность по отношению к Родине:
- Активная гражданская позиция – активное стремление направить свои способности на благо других людей, на благо своей Родины.
- Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- Уважительное отношение к языку своего народа;
- Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
Выступление подготовленной группы учащихся.
1 ученик : 1812 год. Наполеон Бонапарт, покорив почти всю Европу, начал войну с Россией. Пять с половиной месяцев продолжались военные действия на русской земле, но казалось, что страдания и героизм народа превзошли все мыслимые меры. Неслыханное нашествие было уничтожено «дубиной народной войны», поднятой русским человеком. Имена М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, М.Б.Барклая де Толли, Д.Давыдова и других офицеров известны многим. Но был ещё Герасим Курин, собравший крестьянский отряд, который дал французам несколько боёв. Прасковья-кружевница из Смоленской губернии вилами убила французского полковника, а 7 солдат обратила в бегство; позже в полковничьем мундире она участвовала в боях во главе партизанского отряда. Таких примеров можно привести огромное множество. Не зря эту войну мы называем Отечественной. В память обо всех этих людях был воздвигнут храм Христа Спасителя в Москве. Это память народа о настоящих патриотах русской земли. ( слайд № 5 )
2 ученик : Великая Отечественная… Страшная, жестокая, героическая война против фашистских захватчиков. Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова. Война проверяла их на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие. Никто из ребят тогда не знал, доживут ли они до завтра, встретят ли рассвет, увидят ли синее небо, услышат ли пение птиц, суждено ли им пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали их. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимость идти в бой, защищая Родину.
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” Родина
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Это ли не пример настоящего патриотизма? ( слайд № 6 )
3 ученик: Леонид Рошаль-детский хирург, председатель Комитета по оказанию помощи детям мира ,пострадавшим в войнах и катастрофах.
Весь мир с замиранием сердца следил за событиями ,связанными с захватом террористами заложников театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года. В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей..Трагические события в Москве показали России её настоящих героев, Это не только бойцы спецназа ,но и те ,кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осаждённом здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей. Потом доктор Рошаль ,побывавший не в одной «горячей точке» и спасший сотни детских жизней ,расскажет журналистам «Бандиты разговаривали жёстко ,очень жёстко. У человека страшные боли в животе-надо делать операцию ,иначе он умрёт» «Ну и что,-говорит один. Я сам его пристрелю ,чтобы он быстрее умер».Так они и делали. Душное помещение ,всё время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться и спорить. На них нацелены автоматы и женщины-террористки-смертницы в любую минуту готовы нажать на кнопку. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл в театре стал последним.
После Норд –Оста Рошалю была вручена премия «Национальный герой».Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тысяч операций детям .Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. О себе доктор Рошаль говорит «Я не герой, таких как я ,сотни» ( слайд№7 )
Учитель : Трагичных моментов в истории нашей страны было, к сожалению, много. И каждый раз весь народ вставал на защиту родной земли, показывая чудеса храбрости и героизма. Ребята, я предлагаю вам поразмышлять, какие качества личности отличают настоящего гражданина страны, истинного патриота своего Отечества.
Учитель: Возникает вопрос: патриотизм можно проявлять исключительно в трагические, переломные моменты истории страны или патриотизм – это явление, важное и необходимое во все времена? ( ответы учащихся )
Не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни . Как? Я предлагаю вам определить свою позицию в предложенных проблемных ситуациях, выбрав мнение наиболее схожее с вашим. Обоснуйте свой выбор
Ситуация1
Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?
Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте?
— Итак сделаем вывод:
— Кого мы можем назвать патриотом своей страны?
— Давайте попробуем составить портрет патриота
-Вам надо в парах на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение ( слайд № 9 )
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помогает_________________________________________________________
— Расскажите, что у вас получилось….
— Что вы подобрали к слову любит…. хранит…., уважает…., переживает…., гордится….,
помогает….
— Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.
— Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины. Выберите из приведенных характеристик те, которые не подходят на ваш взгляд к определению ПАТРИОТ.
- Любит свою родину
- Знает историю своей страны
- Гордится своей Родиной
- Знает свой родной язык
- Разрушает культурное наследие страны
- Знает государственную символику
- Нарушает правила общественного порядка
- Гордится своими предками
- Готов стать на защиту Отечества
- Равнодушен к гибели природы родного края
- Украшает родину своим трудом
- Активная гражданская позиция
Домашнее задание. Подготовить рассказ о человеке, которого вы считаете патриотом своей страны. Это может быть исторический деятель, литературный герой или наш современник.
Учитель: Патриотами не рождаются, ими становятся.
Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас.
У каждого заботой
Наша Родина не что-то,
Она сегодня — мы.
У каждого дорога
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной — единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины,
Хоть широка страна.
Наша встреча закончена. Спасибо за работу!
- Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс – М.: Просвещение, 2010
- Иванова Л.Ф. Обществознание: Поурочные разработки. 6 класс – М.: Просвещение, 2010
- Кадашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина.- М «Учитель», 2009
- Кишенкова О.В.Путешествие юного гражданина – М.: Дрофа, 2005.
- http://festival.1september.ru/articles/577154/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот».
Презентация к уроку обществознания 6 класс.
Урок разработан в соответсвиии с новыми стандартами ФГОС и учетом регионального компонента.
Технологическая карта и конспект урока по обществознанию в 6 классе. Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.
Урок посвящен понятию «патриотизм». На применре конкретных личностей учащиеся рассматривают суть данного понятия.
Разработка содержит конспект урока и презентацию по данной теме. Тема является первой при изучении раздела «Родина».
Методическая разработка урока по обществознанию в 6 классе «Что значит быть патриотом».
Источник
План урока самопознания «Быть патриотом своей страны»
«Моя родина Казахстан»
Цель: — расширить представление о понятии «Родина».
Задачи: — углубить знания детей о нашей Родине, о Республике Казахстан
— развивать умения детей строить позитивные отношения в коллективе, в обществе.
— воспитывать ценностное отношение к себе и другим людям, любовь к родному краю.
-формировать ответственность перед собой, перед народом, перед своей Родиной.
Оборудование: песня «Дорога добра», мелодия домбры,
Фильм «Казахстан», слова о Казахстане.
Беседа, объяснение, практическая работа.
Ватман, вырезки из журналов, музыкальные и видео материалы.
Ключевое понятие: Родина — страна, где человек родился и гражданином которой является.
Цитата урока: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»
(Дети входят с песней «Дорога добра»)
Добрый день! Дорогою добра мы путешествуем по предмету «Самопознание».
Пожелаем всем удачи и добра.
— А вас, ребята, я приглашаю в круг радости.
— Ребята, сегодня я встречаю вас с особенным, я бы сказала – волшебным настроением. Мне хочется, чтобы вы на нашем уроке стали необыкновенными, добрыми волшебниками.
— Ребята, попробуем подарить друг другу чуточку тепла, добра и счастья. Прикоснитесь своими ладонями к ладоням своего соседа и передайте ему тепло своего сердца. Мысленно пожелайте друг другу всего самого хорошего.
— Повторяем за мной.
— Хорошо, что солнце светит!
— Хорошо, что дует ветер!
— Хорошо идти с друзьями!
Хорошо прижаться к маме!
— Хорошо кружиться в танце!
Хорошо быть Казахстанцем!
— Спасибо, ребята. Я думаю, вы искренне пожелали друг другу всего хорошего. А знаете еще один секрет? Когда человек говорит пожелания искренне, с душой, то оно обязательно сбудется. Так пусть сбудутся все ваши пожелания…
(дети садятся в круг и звучит музыка о Казахстане)
Сегодня мы будем говорить о самом дорогом и сокровенном у каждого человека. О Родине.
— Какое место на земле вы называете своей Родиной?
— Может ли у человека быть две Родины?
— Как называется страна, которую мы называем своей Родиной?
— Кого можно назвать Казахстанцем?
Казахстанцы – это мы, те кто живет в Казахстане. Казахстанец каждый из нас, потому что наша Родина – Казахстан. В Казахстане живут люди разных национальностей.
— Какие национальности вы знаете?
Сегодня они у нас на уроке. Назовите свою национальность. Все народы Казахстана живут мирно, дружно, любят свою Родину. Родину, о которой мы будем говорить сегодня на уроке.
Итог: Много на свете государств, но у человека одна Родина, одна и мама. Быть гражданином своей Родины очень важное и почетное звание. От нас с вами зависит станет ли наша Родина краше, богаче и лучше. Для нас Казахстанцев Казахстан наша главная Родина.
-Вашему вниманию предоставляю фильм о том, с чего начиналась наша Родина и как она живёт сейчас. (Фильм)
— Как вы думаете: С чего начинается Родина? (С любви…)
Чтобы понять, что значить любить Родину, поиграем.
(Если ты считаешь, что человек любит Родину, ты хлопаешь в ладоши, если – нет- тихонько сидишь)
— Человек ухаживает за деревьями во дворе своего дома?
— Человек выехал на природу и нарвал большой букет подснежников?
— Человек выбросил мусор в реку?
— После отдыха в лесу человек закопал весь мусор?
— Человек опоздал на работу?
— Человек уступил место в транспорте пожилой женщине?
— Человек следит за чистотой в своём городе?
Итог: Каждый человек должен любить свою Родину, чтить ее традиции, уважать законы.
А сейчас я приглашаю вас на минутку тишины. Закройте глаза и представьте то, о чём я говорю. (Мелодия домбры)
Мы совершаем путешествие над просторами нашей Родины. Внизу простираются бескрайние просторы нашего родного края. Посмотрите, как красив наш город. В голубых реках плещется рыба. Зеленые леса радуют своими жителями: птичками, зверьками, насекомыми. По широкой степи гуляет веселый ветер. В городах и аулах живут добрые трудолюбивые люди. Все они рады тому, что живут в прекрасном Казахстане, где царит мир, согласие и покой. В чистом небе парит орел, уверенно и красиво взмахивая крыльями. Почувствуйте, как гордость переполняет ваше сердце. Оно стучит очень радостно. А теперь откройте глаза, почувствуйте, как приятно слышать о Родине, как приятно жить на Родине. Запомните состояние души. Приложите ладонь к сердцу, послушайте, как оно говорит «Я люблю свою Родину»
Работа в группах. (Звучит мелодия домбры)
Мы тоже с любовью относимся к нашей Родине.
И давайте покажем и расскажем о нашей любви.
1 группа. Напишите «Синквейн» к слову Родина.
2 группа. Соберите части целого, сложите 2 пословицы, соответствующие нашей теме и объясните её значение.
3 группа. Составьте коллаж «Моя Родина Казахстан»
4 группа. Вспомните стихотворения о Родине и подготовьте его выразительное чтение.
группа. Напишите РАФТ по нашей теме.
Круг от сердца к сердцу
Дети заканчивают фразу «Любить Родину значит…»
— Не будьте равнодушными и безразличными к тем событиям, которые происходят в нашей стране. Это страна, в которой вам жить долгие годы. От того, как вы будете проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к вашей судьбе. Испытывайте гордость за людей, прославляющих нашу страну.
Гордитесь тем, что вы — граждане великого и многонационального государства — Республики Казахстан.
— На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо!
План – конспект урока «Самопознание»
Тема: Быть патриотом своей страны
Учитель: Туленова Кымбат Убайдулловна Класс: 3 «Д»
Цель урока: расширение и углубление представлений учащихся о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека.
Раскрыть значение понятия «патриотизм»;
Развивать стремление быть патриотом своей страны;
Воспитывать чувство гордости за свою страну, её народ и историю.
Ключевое понятие: Родина — страна, где человек родился и гражданином которой является.
Цитата урока: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»
Ресурсы : видео «Я горжусь своей страной Казахстан!»; аудиозапись (звучание домбры), Песня в исполнении Рымбаевой (-, +)«Словарь русского языка», учебник «Самопознание» для 3 класса общеобразовательной школы.
Дети входят под музыку «Дорога добра»
— Добрый день! Дорога добра привела нас к предмету «Самопознание»Ребята, попробуем подарить друг другу чуточку тепла, добра и счастья. Улыбнитесь, кому вы хотите. Загляните в глаза соседу по парте, мысленно пожелайте всего самого хорошего.
Позитивный настрой. (Звучит мелодия песни «Атамекенай»)
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь всё больше расслабиться и стать спокойными. Представьте, что мы совершаем путешествие над просторами нашей Родины. Внизу простираются бескрайние просторы нашего родного края. Посмотрите, как красив наш город. В голубых реках плещется рыба. Зеленые леса радуют своими жителями: птичками, зверьками, насекомыми. По широкой степи гуляет веселый ветер. В городах и аулах живут добрые трудолюбивые люди. Все они рады тому, что живут в прекрасном Казахстане, где царит мир, согласие и покой. В чистом голубом небе парит орел, уверенно и красиво взмахивая крыльями. Почувствуйте, как гордость переполняет ваше сердце. Оно очень радостно стучит. А теперь откройте глаза, почувствуйте, как приятно слышать о Родине, как приятно жить на Родине. Запомните это состояние души. Приложите ладонь к сердцу, послушайте, как оно вам говорит «Я люблю свою Родину», «Я горжусь своей Родиной!»
— Повторяем за мной.
– Хорошо, что солнце светит!
— Хорошо, что дует ветер!
— Хорошо, идти с друзьями!
Хорошо, прижаться к маме!
Хорошо, кружиться в танце!
Хорошо, быть Казахстанцем!
2.Введение в замысел урока.
Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о её силе и могуществе, о духовности её граждан. Вашему вниманию небольшой сюжет (Видео «Я горжусь своей страной Казахстан!») ВИДЕО СЮЖЕТ
О чём же этот сюжет? (О Родине)
Что исполняют участники сюжета?
Видеоролик посвящён нашему народу, патриотам нашей Родины, нашему великому государству.
Может ли быть у человека две Родины?
— Верно! И цитатой нашего урока является пословица: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина! Как вы понимаете эти слова?
4. Работа по содержанию урока.
О том, что такое родина для человека сказано в старинных казахских и русских пословицах (прочтём их)
Отанды сүю – от басынан басталады.
Любовь к Родине у семейного очага зарождается
Отансыз адам – Ормансыз бұлбұл.
Человек без Родины, что соловей без леса.
Отанға опасыздық еткенің, Өз түбіңе өзің жеткенің.
Родину предать – себя заживо схоронить
Родина- это наш общий дом.
Ведь так много значит слово «Родина», что другим словом и не назовёшь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовёшь, а каждый что- то подскажет так, как каждый понимает по- своему, но каждый обязательно произнесёт: «семья, дом, родной город»
— А как мы называем человека, любящего свою родину? (патриот)
— Какого человека мы можем называть патриотом? (Дети дополняют……)
— А вот какое определение патриота даётся в словаре……
Патриот — тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины
(толковый словарь)
Патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.
— Скажите пожалуйста, патриот это только взрослый человек?
— А вы считаете себя патриотами?
— Как можно проявить свою любовь к Родине? (Ответы детей)
5. Творческая деятельность.
1 группа. Синквейн к слову «Патриот»
2 группа. Составить портрет патриота
— На рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершите незаконченное предложение:
Источник