- ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет
- Функции госбюджета:
- Уровни бюджетной системы РФ:
- Источники госбюджета:
- Направления расходов госбюджета РФ:
- Факторы, влияющие на состояние госбюджета:
- Социальные внебюджетные фонды:
- Экономические внебюджетные фонды:
- Государственный долг.
- Государственные финансы. Государственный бюджет
- Финансовая система страны. Государственный бюджет
ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет
Государственный бюджет – это совокупность денежных средств, которые поступают в распоряжение Правительства и расходуются им по законодательно установленным направлениям.
Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год.
Проект бюджета принимается ежегодно Государственной Думой.
По окончании финансового года Правительство отчитывается об исполнении бюджета.
Части госбюджета:
- доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства;
- расходная часть – показывает, на какие цели используются денежные средства.
Счётная палата – это парламентский орган финансового контроля РФ.
Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны.
Функции госбюджета:
- регулирующая (регулирует денежные потоки государства);
- контролирующая (легально контролирует действия правительства);
- информационная ( содержит информацию о намерениях правительства);
- направляющая (определяет параметры экономической деятельности, задаёт рамки возможных действий правительства).
Уровни бюджетной системы РФ:
- федеральный бюджет,
- бюджеты субъектов РФ ( региональные бюджеты),
- бюджеты муниципальных образований ( местные бюджеты).
Источники госбюджета:
- налоги,
- государственные займы,
- доходы от предпринимательской деятельности государства
- пошлины и неналоговые средства,
- походы от внешнеэкономической деятельности.
Направления расходов госбюджета РФ:
- оборона
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность
- содержание органов власти
- оплата труда работников бюджетной сферы
- развитие национальной экономки
- ЖКХ
- охрана окружающей среды
- образование
- культура
- СМИ
- здравоохранение
- спорт
- социальная политика
- межбюджетные трансферты
- выплата государственного долга
Дефицит госбюджета — это превышение расходов над доходами.
Пути преодоления дефицита госбюджета:
- внутренние займы
- внешние займы
- денежная эмиссия
- продуманная политика государства
Профицит госбюджета – это превышение доходов над расходами.
Сбалансированный госбюджет — в нём равное соотношение расходов и доходов.
Факторы, влияющие на состояние госбюджета:
- состояние налоговых поступлений
- государственные расходы
- политика государства
- фаза экономического цикла в стране
Внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджета страны, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь
В них направляются денежные средства, имеющие целевое назначение.
Социальные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд
- Фонд социального и обязательного медицинского страхования
- Федеральная служба по труду и занятости
Экономические внебюджетные фонды:
- Фонд развития промышленности
- финансовые фонды поддержки отраслей
- инвестиционные фонды и др.
Государственный долг.
Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.
Виды государственного долга:
- внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)
Внутренний государственный долг включает в себя:
- рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
- нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
- внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)
Виды государственного долга по срокам его выплаты:
- краткосрочный ( до 1 года)
- среднесрочный ( до 5 лет)
- долгосрочный ( свыше 5 лет)
Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Государственные финансы. Государственный бюджет
Финансы — денежные средства, рассматриваемые в процессе создания и движения; формируются в ходе производства, распределения и перераспределения ВВП (валового внутреннего продукта) страны. Финансы страны — совокупность финансов всех секторов экономики в их взаимодействии между собой и остальными странами мира.
Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятием «финансы»определяют всю систему экономических отношений, связанную с образованием, распределением и перераспределением денежных ресурсов. Условно можно выделить государственные финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций и финансы населения (физических лиц).
Государственные финансы — это часть финансовой системы общества, охватывающая движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций.
Финансы предприятий, фирм, корпораций — это денежные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующиеся в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.
Финансы населения -— это часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.
Государственные финансы — сложная система, включающая четыре основных звена:
1) государственный бюджет;
2) местные финансы;
3) финансы государственных предприятий;
4) финансы специальных общественных фондов. Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой(рис. 16.1).
Финансовая система России включает:
1) государственную бюджетную систему;
2) внебюджетные специальные фонды;
3) государственный кредит;
4) фонды имущественного и личного страхования;
5) финансы предприятий различных форм собственности. Первые четыре блока этой системы — централизованные
и используются для регулирования экономических процессов на макроуровне. Финансы предприятий — децентрализован ные и используются для регулирования экономических про цессов на микроуровне.
Государственные специальные внебюджетные фонды России составляют Пенсионный фонд, Фонд специального страхования, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР и региональные внебюджетные экономические фонды (в частности, фонды развития жилищной сферы).
Через государственные финансы перераспределяется значительная часть НД нашей страны (примерно 1/3).
Главное звено в этой системе — государственный бюджет. Его главные задачи состоят в том, что:
1) деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;
2) деньги надо рационально распределять по различным фондам;
3) деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.
Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Государственный бюджет— это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, муниципальным законодательным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.
В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны — совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований (местного).
В государственную бюджетную систему РФ(консолидиро-иаиный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда социального страхования, Фонд имущественного страхования);
2) бюджеты субъектов Федерации (краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; окружные бюджеты автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и бюджет территориальных государственных фондов);
3) местные бюджеты (городские, районные, сельские).
Все эти бюджеты функционируют автономно по принципу бюджетного федерализма, т.е. за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, финансируемые за счет соответствующих бюджетов.
В Бюджетном кодексе определены основные принципы бюджетной системы России:
1) единство бюджетной системы;
2) полнота бюджетной системы;
3) самостоятельность бюджетов;
4) гласность бюджетов;
5) сбалансированность бюджетов;
6) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса.
Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме.
Самостоятельность различных звеньев бюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и права самостоятельно определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями.
Гласность означает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура государственного бюджета России представлена в таблице 16.1.
Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают.
Источник
Финансовая система страны. Государственный бюджет
. Финансы – это система экономических отношений по поводу распределения и перераспределения части национального дохода, формирования на этой основе фондов денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом выступает государство. Но не любые денежные отношения можно считать финансами. Финансами являются не сами денежные средства, а отношения между субъектами по поводу образования и использования фондов денежных средств.
Финансам присуще следующие функции: распределительная; перераспределительная; аккумулирующая (ресурсообразующая); контролирующая.
Внешней оболочкой финансов на практике является финансовый механизм. Он представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся: формы финансовых ресурсов; методы их формирования; система законодательных норм и нормативов.
Финансовые отношения осуществляются через соответствующие учреждения и финансовые рынки. Совокупности финансовых отношений, в процессе которых различными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства, а также учреждений и рынков, их обслуживающих, образуют финансовую систему.
В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов, финансовую систему подразделяют на две сферы:
1) централизованных финансов (государственные финансы);
2) децентрализованных финансов (частные финансы).
В каждой из них используют специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, имеются собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм. В связи с этим различают подсистемы финансовых отношений: государственные финансы; финансы предприятий; финансы домашних хозяйств.
Базовой подсистемой являются финансы предприятий. Именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Финансовые отношения предприятий строятся на принципах самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, ответственности и контроля. Значимую долю в финансовые ресурсы вносят домашние хозяйства. Они самостоятельно принимают решения о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине, целевом назначении и времени использования.
Государственные (централизованные) финансы – денежные отношения по формированию централизованных фондов и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода. Звеньями государственных финансов являются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, государственные фонды страхования.
Государственные внебюджетные фонды используются по целевому назначению: социальные услуги населению; стимулирование развития отраслей инфраструктуры; обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.
Государственный кредит – это экономические отношения между государством и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями по поводу движение денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов. Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (государственного бюджета и внебюджетных фондов), при этом государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Чтобы снизить финансовые потери, связанные с экономическим риском, создаются механизмы финансовой защиты, в частности страхование, которое осуществляется за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых физическими и юридическими лицами страховых взносов
Государственный бюджет – это совокупность денежных отношений в процессе образования, расходования и использования основного централизованного фонда денежных средства государства. Он является финансовым планом государства, содержащим его доходы, расходы на конкретный период (как правило, на год). Бюджет государства играет главенствующую роль в перераспределении национального дохода и в системе финансовых планов.
Бюджетная система Республики Беларусь как унитарного государства включает республиканский и местный бюджеты (областные, городские, районные, сельские поселковые). Самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов – района, города, области, республики в целом. Такой сводный бюджет называется консолидированным и используется для изучения, совершенствования финансовых отношений в структуре бюджетной системы, сбалансирования бюджетов посредством регулирования источников дохода.
Принципами построения бюджетной системы являются: единство, полнота, реальность и гласность.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
– распределительная (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
– контрольная (в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики страны, что упрощает контроль над ним);
– регулирующая (через изменение расходов и доходов бюджета государство смягчает спады производства, снижает уровень безработицы).
Госбюджет состоит из расходной и доходной частей. Расходная часть бюджета предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционных, экономических, развития производственной и социальной инфраструктуры). Существуют различные способы классификации государственных расходов. В частности, используется систематизация расходов по принципу распределения средств по исполнительным структурам государственной власти. Расходы группируют по целевому назначению: военные, экономические, социальные, внешнеэкономические, внешнеполитические, на содержание аппарата управления.
Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству. Существует множество форм и методов аккумуляции государственных доходов. Различают налоговые и неналоговые, обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, специфические) доходы.
27. Сущность денег и их функции . Денежный рынок.
Деньги – товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене на другие товары. Деньги возникли стихийно в результате возникновения товарного производства и обмена. В современной экономической теории деньги рассматриваются как активный фактор воспроизводства.
Деньги выполняют следующие функции:
– средство обращения – оплата сделок при купле-продаже товаров;
– средство накопления – способность быть потраченными на приобретение товаров и услуг в будущем (как средство накопления деньги обладают высокой ликвидностью – способностью к сбыту);
– мера стоимости – сравнение стоимости различных товаров в денежном выражении (цены товаров);
– мировые деньги – обслуживание международных экономиченских отношений;
– кредитные деньги – обслуживание кредитных отношений.
Деньги подразделяются на наличные и безналичные. Наличные деньги – бумажные и металлические деньги, на которых обозначен номинал. Безналичные деньги – обслуживают кредитные операции. К ним относят:
– чек – письменное распоряжение о перечислении денег со счета в банке;
– кредитная карта – электронная разновидность чека;
– вексель – письменное обязательство об уплате долга;
– акция – ценная бумага, дающая право на участие в управлении и получении дивидендов акционерного общества;
– облигация – ценная бумага, дающая право на получение дохода на срок до погашения облигации.
В настоящее время происходит процесс вытеснения безналичными деньгами наличных.
Денежный рынок – рынок, где продаются и покупаются деньги. Предложение денег – выпуск денег в обращение Центральным (Национальным) банком и коммерческими банками. Спрос на деньги – сумма спроса на деньги как средство накопления, и сумма спроса на деньги как средство купли-продажи. Равновесная цена денег – ставка банковского процента (ставка редиконсирования).
Закон денежного обращения: количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен товаров и услуг и обратно пропорционально скорости обращения денег в стране. Данный законвыражен следующей формулой (уравнение Фишера):
где М – денежная масса, V – скорость обращения денег, P – уровень товарных цен, Q – количество товаров на рынке.
Денежная масса включает ряд денежных агрегатов – показателей, характеризующих наличные деньги в обращении (агрегат МО), депозиты на расчетных и текущих счетах М1, срочные вклады в сберегательных банках М2, депозитные сертификаты банков, облигации государственного займа М3.
Предложение денег включает в себя наличные деньги и депозиты до востребования. Отношение предложения денег к денежной базе называют денежным мультипликатором.
Источник