Финансовая система. Государственный бюджет: понятие, доходы и расходы. Налоги, их виды
Эффективность развития любого государства в значительной мере зависит от развития его финансового сектора. Финансы возникли с появлением государства. Само понятие финансов связано с движением денежных средств. Однако финансы – это не деньги и не вещи. Финансы– это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств. Термин «финансы» означает платеж, доход.
· Распределительная – с помощью финансов осуществляется распределение финансовых ресурсов между сферами производства, бюджетами различных уровней власти, предприятиями, различными социальными группами.
· Контрольная – с помощью финансов осуществляется контроль над распределением и использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
· Стимулирующая функция способствует усовершенствованию производства, полной занятости, развитию научно-технического процесса и внедрению инноваций.
· Воспроизводственная функция состоит в том, что финансам принадлежит важная роль в процессе производства товаров и услуг, подготовки кадров, реализации программ социального развития и др.
Совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организаций, способствующих образованию, распределению и использованию денежных фондов, образуют финансовую систему страны. В финансовую систему (с точки зрения управления финансами) входят государственные (централизованные) и децентрализованные финансы.
Государственные (централизованные) – это совокупность денежных фондов, находящихся в руках государства. Они предназначены для финансового обеспечения присущих государству функций: экономических и политических. Например, охрана правопорядка в стране, оборона, развитие науки, реализация социальных программ и т.д. Централизованные финансы включают в себя бюджеты различных уровней власти (госбюджет, местные бюджеты), внебюджетные фонды, государственный кредит.
Важное место в государственных финансах занимают внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социальной защиты, фонд занятости, фонд обязательного имущественного страхования и др. Средства внебюджетных фондов формируются за счет специальных целевых отчислений и используются на финансирование специальных целевых программ. Например, средства фонда занятости используются на финансирование пособий по безработице.
Децентрализованные финансы – система денежных фондов, обеспечивающих процесс воспроизводства в рамках отдельных предприятий и организаций. Структура децентрализованных финансов: финансы предприятий; финансы учреждений и организаций.
Главным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Государственный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов, существующий в виде баланса денежных доходов и расходов государства. Обычно госбюджет составляется на 1 год. Проект госбюджета обсуждается и принимается парламентом страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Основные принципы построения госбюджета – полнота, единство, реальность и гласность.
· Распределительная (через все звенья финансовой системы перераспределяется до 60 % национального дохода, а через госбюджет – до 40 %);
· Регулирующая (средства госбюджета используются для регулирования процесса производства, снижения уровня безработицы и стабилизации экономики в целом);
· Контрольная (в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики, что позволяет его контролировать);
· Стимулирующая (за счет средств госбюджета финансируются научно-исследовательские программы);
· Социальная (бюджетные средства используются в решении социальных проблем: пенсии, помощь безработным и т.д.).
Совокупность бюджетов, основанных на экономических отношениях и юридических нормах, образуют бюджетную систему. Построение бюджетной системы соответствует государственному устройству страны. В странах с унитарным устройством он включает центральный бюджет и местные бюджеты (Беларусь).
Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Расходы бюджета связаны с функциями государства и обусловливаются приоритетами социально-экономической политики (расходы на оборону, социальную сферу, на обслуживание государственного долга и т.д.).
Формирование доходной части госбюджета происходит, главным образом, через налоговую систему (акцизы, НДС, на прибыль и др.). К неналоговым доходам относят займы и поступления от продажи государственной собственности.
Важнейшая задача любого государства – создание эффективной системы налогообложения. Основным элементом налогообложения являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.
· Фискальная (непрерывное обеспечение государства финансовыми ресурсами);
· Распределительная (перераспределение доходов между государственным и местными бюджетами, социальными группами населения, сферами экономики, что обеспечивает экономическую и социальную стабильность в стране. Поэтому распределительную функцию часто называют социальной;
· Стимулирующая (государство посредством предоставления налоговых льгот создает условия для роста деловой активности, т.е. стимулирует социально-экономическую деятельность предпринимателей и граждан);
· Регулирующая (через налоги можно целенаправленно воздействовать на развитие производства).
Основные принципы налогообложения: всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (все субъекты обязаны уплачивать налоги); однократность (с объекта налог должен взиматься один раз); гибкость (налоговая ставка должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики); равнонапряженность (взимание налогов должно осуществляться по единой налоговой ставке со всех субъектов хозяйствования).
В ходе эволюции налогообложения возникает налоговая система – законодательно закрепленная совокупность налогов, способов их взимания и принципов налогообложения. Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. Выделяют:
· Прямые налоги – это налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог на прибыль и др.;
· Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др. Их платит потребитель товара, но перечисляются они в налоговые органы предприятиями.
Выделяют прогрессивные налоги (средняя ставка повышается по мере роста дохода); регрессивные налоги (средняя ставка понижается по мере роста дохода); пропорциональные налоги (средняя ставка остается неизменной).
Общие налоги – это налоги, которые вводятся для формирования бюджета в целом (НДС, налог на недвижимость и др.). Целевые (специальные) налоги имеют строго определенное назначение. Они зачисляются в государственные бюджетные и внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, дорожный фонд и др.)
В зависимости от органа, который взимает налог, налоги делятся на государственные и местные. Государственные налоги зачисляются в центральный бюджет (акцизы, НДС, налог на прибыль и др.). Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.
Источник
Финансовая система страны. Государственный бюджет
. Финансы – это система экономических отношений по поводу распределения и перераспределения части национального дохода, формирования на этой основе фондов денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом выступает государство. Но не любые денежные отношения можно считать финансами. Финансами являются не сами денежные средства, а отношения между субъектами по поводу образования и использования фондов денежных средств.
Финансам присуще следующие функции: распределительная; перераспределительная; аккумулирующая (ресурсообразующая); контролирующая.
Внешней оболочкой финансов на практике является финансовый механизм. Он представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся: формы финансовых ресурсов; методы их формирования; система законодательных норм и нормативов.
Финансовые отношения осуществляются через соответствующие учреждения и финансовые рынки. Совокупности финансовых отношений, в процессе которых различными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства, а также учреждений и рынков, их обслуживающих, образуют финансовую систему.
В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов, финансовую систему подразделяют на две сферы:
1) централизованных финансов (государственные финансы);
2) децентрализованных финансов (частные финансы).
В каждой из них используют специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, имеются собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм. В связи с этим различают подсистемы финансовых отношений: государственные финансы; финансы предприятий; финансы домашних хозяйств.
Базовой подсистемой являются финансы предприятий. Именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Финансовые отношения предприятий строятся на принципах самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, ответственности и контроля. Значимую долю в финансовые ресурсы вносят домашние хозяйства. Они самостоятельно принимают решения о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине, целевом назначении и времени использования.
Государственные (централизованные) финансы – денежные отношения по формированию централизованных фондов и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода. Звеньями государственных финансов являются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, государственные фонды страхования.
Государственные внебюджетные фонды используются по целевому назначению: социальные услуги населению; стимулирование развития отраслей инфраструктуры; обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.
Государственный кредит – это экономические отношения между государством и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями по поводу движение денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов. Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (государственного бюджета и внебюджетных фондов), при этом государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Чтобы снизить финансовые потери, связанные с экономическим риском, создаются механизмы финансовой защиты, в частности страхование, которое осуществляется за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых физическими и юридическими лицами страховых взносов
Государственный бюджет – это совокупность денежных отношений в процессе образования, расходования и использования основного централизованного фонда денежных средства государства. Он является финансовым планом государства, содержащим его доходы, расходы на конкретный период (как правило, на год). Бюджет государства играет главенствующую роль в перераспределении национального дохода и в системе финансовых планов.
Бюджетная система Республики Беларусь как унитарного государства включает республиканский и местный бюджеты (областные, городские, районные, сельские поселковые). Самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов – района, города, области, республики в целом. Такой сводный бюджет называется консолидированным и используется для изучения, совершенствования финансовых отношений в структуре бюджетной системы, сбалансирования бюджетов посредством регулирования источников дохода.
Принципами построения бюджетной системы являются: единство, полнота, реальность и гласность.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
– распределительная (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
– контрольная (в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики страны, что упрощает контроль над ним);
– регулирующая (через изменение расходов и доходов бюджета государство смягчает спады производства, снижает уровень безработицы).
Госбюджет состоит из расходной и доходной частей. Расходная часть бюджета предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционных, экономических, развития производственной и социальной инфраструктуры). Существуют различные способы классификации государственных расходов. В частности, используется систематизация расходов по принципу распределения средств по исполнительным структурам государственной власти. Расходы группируют по целевому назначению: военные, экономические, социальные, внешнеэкономические, внешнеполитические, на содержание аппарата управления.
Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству. Существует множество форм и методов аккумуляции государственных доходов. Различают налоговые и неналоговые, обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, специфические) доходы.
27. Сущность денег и их функции . Денежный рынок.
Деньги – товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене на другие товары. Деньги возникли стихийно в результате возникновения товарного производства и обмена. В современной экономической теории деньги рассматриваются как активный фактор воспроизводства.
Деньги выполняют следующие функции:
– средство обращения – оплата сделок при купле-продаже товаров;
– средство накопления – способность быть потраченными на приобретение товаров и услуг в будущем (как средство накопления деньги обладают высокой ликвидностью – способностью к сбыту);
– мера стоимости – сравнение стоимости различных товаров в денежном выражении (цены товаров);
– мировые деньги – обслуживание международных экономиченских отношений;
– кредитные деньги – обслуживание кредитных отношений.
Деньги подразделяются на наличные и безналичные. Наличные деньги – бумажные и металлические деньги, на которых обозначен номинал. Безналичные деньги – обслуживают кредитные операции. К ним относят:
– чек – письменное распоряжение о перечислении денег со счета в банке;
– кредитная карта – электронная разновидность чека;
– вексель – письменное обязательство об уплате долга;
– акция – ценная бумага, дающая право на участие в управлении и получении дивидендов акционерного общества;
– облигация – ценная бумага, дающая право на получение дохода на срок до погашения облигации.
В настоящее время происходит процесс вытеснения безналичными деньгами наличных.
Денежный рынок – рынок, где продаются и покупаются деньги. Предложение денег – выпуск денег в обращение Центральным (Национальным) банком и коммерческими банками. Спрос на деньги – сумма спроса на деньги как средство накопления, и сумма спроса на деньги как средство купли-продажи. Равновесная цена денег – ставка банковского процента (ставка редиконсирования).
Закон денежного обращения: количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен товаров и услуг и обратно пропорционально скорости обращения денег в стране. Данный законвыражен следующей формулой (уравнение Фишера):
где М – денежная масса, V – скорость обращения денег, P – уровень товарных цен, Q – количество товаров на рынке.
Денежная масса включает ряд денежных агрегатов – показателей, характеризующих наличные деньги в обращении (агрегат МО), депозиты на расчетных и текущих счетах М1, срочные вклады в сберегательных банках М2, депозитные сертификаты банков, облигации государственного займа М3.
Предложение денег включает в себя наличные деньги и депозиты до востребования. Отношение предложения денег к денежной базе называют денежным мультипликатором.
Источник