Бюджет государства финансовая система страны

Финансовая система. Государственный бюджет: понятие, доходы и расходы. Налоги, их виды

Эффективность развития любого государства в значительной мере зависит от развития его финансового сектора. Финансы возникли с появлением государства. Само понятие финансов связано с движением денежных средств. Однако финансы – это не деньги и не вещи. Финансы– это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств. Термин «финансы» означает платеж, доход.

· Распределительная – с помощью финансов осуществляется распределение финансовых ресурсов между сферами производства, бюджетами различных уровней власти, предприятиями, различными социальными группами.

· Контрольная – с помощью финансов осуществляется контроль над распределением и использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

· Стимулирующая функция способствует усовершенствованию производства, полной занятости, развитию научно-технического процесса и внедрению инноваций.

· Воспроизводственная функция состоит в том, что финансам принадлежит важная роль в процессе производства товаров и услуг, подготовки кадров, реализации программ социального развития и др.

Совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организаций, способствующих образованию, распределению и использованию денежных фондов, образуют финансовую систему страны. В финансовую систему (с точки зрения управления финансами) входят государственные (централизованные) и децентрализованные финансы.

Государственные (централизованные) – это совокупность денежных фондов, находящихся в руках государства. Они предназначены для финансового обеспечения присущих государству функций: экономических и политических. Например, охрана правопорядка в стране, оборона, развитие науки, реализация социальных программ и т.д. Централизованные финансы включают в себя бюджеты различных уровней власти (госбюджет, местные бюджеты), внебюджетные фонды, государственный кредит.

Важное место в государственных финансах занимают внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социальной защиты, фонд занятости, фонд обязательного имущественного страхования и др. Средства внебюджетных фондов формируются за счет специальных целевых отчислений и используются на финансирование специальных целевых программ. Например, средства фонда занятости используются на финансирование пособий по безработице.

Децентрализованные финансы – система денежных фондов, обеспечивающих процесс воспроизводства в рамках отдельных предприятий и организаций. Структура децентрализованных финансов: финансы предприятий; финансы учреждений и организаций.

Главным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Государственный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов, существующий в виде баланса денежных доходов и расходов государства. Обычно госбюджет составляется на 1 год. Проект госбюджета обсуждается и принимается парламентом страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Основные принципы построения госбюджета – полнота, единство, реальность и гласность.

· Распределительная (через все звенья финансовой системы перераспределяется до 60 % национального дохода, а через госбюджет – до 40 %);

· Регулирующая (средства госбюджета используются для регулирования процесса производства, снижения уровня безработицы и стабилизации экономики в целом);

· Контрольная (в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики, что позволяет его контролировать);

· Стимулирующая (за счет средств госбюджета финансируются научно-исследовательские программы);

· Социальная (бюджетные средства используются в решении социальных проблем: пенсии, помощь безработным и т.д.).

Совокупность бюджетов, основанных на экономических отношениях и юридических нормах, образуют бюджетную систему. Построение бюджетной системы соответствует государственному устройству страны. В странах с унитарным устройством он включает центральный бюджет и местные бюджеты (Беларусь).

Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Расходы бюджета связаны с функциями государства и обусловливаются приоритетами социально-экономической политики (расходы на оборону, социальную сферу, на обслуживание государственного долга и т.д.).

Формирование доходной части госбюджета происходит, главным образом, через налоговую систему (акцизы, НДС, на прибыль и др.). К неналоговым доходам относят займы и поступления от продажи государственной собственности.

Важнейшая задача любого государства – создание эффективной системы налогообложения. Основным элементом налогообложения являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.

· Фискальная (непрерывное обеспечение государства финансовыми ресурсами);

· Распределительная (перераспределение доходов между государственным и местными бюджетами, социальными группами населения, сферами экономики, что обеспечивает экономическую и социальную стабильность в стране. Поэтому распределительную функцию часто называют социальной;

· Стимулирующая (государство посредством предоставления налоговых льгот создает условия для роста деловой активности, т.е. стимулирует социально-экономическую деятельность предпринимателей и граждан);

· Регулирующая (через налоги можно целенаправленно воздействовать на развитие производства).

Основные принципы налогообложения: всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (все субъекты обязаны уплачивать налоги); однократность (с объекта налог должен взиматься один раз); гибкость (налоговая ставка должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики); равнонапряженность (взимание налогов должно осуществляться по единой налоговой ставке со всех субъектов хозяйствования).

В ходе эволюции налогообложения возникает налоговая система – законодательно закрепленная совокупность налогов, способов их взимания и принципов налогообложения. Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. Выделяют:

· Прямые налоги – это налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог на прибыль и др.;

· Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др. Их платит потребитель товара, но перечисляются они в налоговые органы предприятиями.

Выделяют прогрессивные налоги (средняя ставка повышается по мере роста дохода); регрессивные налоги (средняя ставка понижается по мере роста дохода); пропорциональные налоги (средняя ставка остается неизменной).

Общие налоги – это налоги, которые вводятся для формирования бюджета в целом (НДС, налог на недвижимость и др.). Целевые (специальные) налоги имеют строго определенное назначение. Они зачисляются в государственные бюджетные и внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, дорожный фонд и др.)

В зависимости от органа, который взимает налог, налоги делятся на государственные и местные. Государственные налоги зачисляются в центральный бюджет (акцизы, НДС, налог на прибыль и др.). Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.

Источник

Финансовая система страны. Государственный бюджет

. Финансы – это система экономических отношений по поводу распределения и перераспределения части национального дохода, формирования на этой основе фондов денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом выступает государство. Но не любые денежные отношения можно считать финансами. Финансами являются не сами денежные средства, а отношения между субъектами по поводу образования и использования фондов денежных средств.

Финансам присуще следующие функции: распределительная; перераспределительная; аккумулирующая (ресурсообразующая); контролирующая.

Внешней оболочкой финансов на практике является финансовый механизм. Он представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся: формы финансовых ресурсов; методы их формирования; система законодательных норм и нормативов.

Финансовые отношения осуществляются через соответствующие учреждения и финансовые рынки. Совокупности финансовых отношений, в процессе которых различными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства, а также учреждений и рынков, их обслуживающих, образуют финансовую систему.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов, финансовую систему подразделяют на две сферы:

1) централизованных финансов (государственные финансы);

2) децентрализованных финансов (частные финансы).

В каждой из них используют специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, имеются собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм. В связи с этим различают подсистемы финансовых отношений: государственные финансы; финансы предприятий; финансы домашних хозяйств.

Базовой подсистемой являются финансы предприятий. Именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Финансовые отношения предприятий строятся на принципах самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, ответственности и контроля. Значимую долю в финансовые ресурсы вносят домашние хозяйства. Они самостоятельно принимают решения о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине, целевом назначении и времени использования.

Государственные (централизованные) финансы – денежные отношения по формированию централизованных фондов и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода. Звеньями государственных финансов являются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, государственные фонды страхования.

Государственные внебюджетные фонды используются по целевому назначению: социальные услуги населению; стимулирование развития отраслей инфраструктуры; обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

Государственный кредит – это экономические отношения между государством и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями по поводу движение денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов. Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (государственного бюджета и внебюджетных фондов), при этом государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Чтобы снизить финансовые потери, связанные с экономическим риском, создаются механизмы финансовой защиты, в частности страхование, которое осуществляется за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых физическими и юридическими лицами страховых взносов

Государственный бюджет – это совокупность денежных отношений в процессе образования, расходования и использования основного централизованного фонда денежных средства государства. Он является финансовым планом государства, содержащим его доходы, расходы на конкретный период (как правило, на год). Бюджет государства играет главенствующую роль в перераспределении национального дохода и в системе финансовых планов.

Бюджетная система Республики Беларусь как унитарного государства включает республиканский и местный бюджеты (областные, городские, районные, сельские поселковые). Самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов – района, города, области, республики в целом. Такой сводный бюджет называется консолидированным и используется для изучения, совершенствования финансовых отношений в структуре бюджетной системы, сбалансирования бюджетов посредством регулирования источников дохода.

Принципами построения бюджетной системы являются: единство, полнота, реальность и гласность.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

– распределительная (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);

– контрольная (в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики страны, что упрощает контроль над ним);

– регулирующая (через изменение расходов и доходов бюджета государство смягчает спады производства, снижает уровень безработицы).

Госбюджет состоит из расходной и доходной частей. Расходная часть бюджета предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционных, экономических, развития производственной и социальной инфраструктуры). Существуют различные способы классификации государственных расходов. В частности, используется систематизация расходов по принципу распределения средств по исполнительным структурам государственной власти. Расходы группируют по целевому назначению: военные, экономические, социальные, внешнеэкономические, внешнеполитические, на содержание аппарата управления.

Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству. Существует множество форм и методов аккумуляции государственных доходов. Различают налоговые и неналоговые, обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, специфические) доходы.

27. Сущность денег и их функции . Денежный рынок.

Деньги – товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене на другие товары. Деньги возникли стихийно в результате возникновения товарного производства и обмена. В современной экономической теории деньги рассматриваются как активный фактор воспроизводства.

Деньги выполняют следующие функции:

– средство обращения – оплата сделок при купле-продаже товаров;

– средство накопления – способность быть потраченными на приобретение товаров и услуг в будущем (как средство накопления деньги обладают высокой ликвидностью – способностью к сбыту);

– мера стоимости – сравнение стоимости различных товаров в денежном выражении (цены товаров);

– мировые деньги – обслуживание международных экономиченских отношений;

– кредитные деньги – обслуживание кредитных отношений.

Деньги подразделяются на наличные и безналичные. Наличные деньги – бумажные и металлические деньги, на которых обозначен номинал. Безналичные деньги – обслуживают кредитные операции. К ним относят:

– чек – письменное распоряжение о перечислении денег со счета в банке;

– кредитная карта – электронная разновидность чека;

– вексель – письменное обязательство об уплате долга;

– акция – ценная бумага, дающая право на участие в управлении и получении дивидендов акционерного общества;

– облигация – ценная бумага, дающая право на получение дохода на срок до погашения облигации.

В настоящее время происходит процесс вытеснения безналичными деньгами наличных.

Денежный рынок – рынок, где продаются и покупаются деньги. Предложение денег – выпуск денег в обращение Центральным (Национальным) банком и коммерческими банками. Спрос на деньги – сумма спроса на деньги как средство накопления, и сумма спроса на деньги как средство купли-продажи. Равновесная цена денег – ставка банковского процента (ставка редиконсирования).

Закон денежного обращения: количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен товаров и услуг и обратно пропорционально скорости обращения денег в стране. Данный законвыражен следующей формулой (уравнение Фишера):

где М – денежная масса, V – скорость обращения денег, P – уровень товарных цен, Q – количество товаров на рынке.

Денежная масса включает ряд денежных агрегатов – показателей, характеризующих наличные деньги в обращении (агрегат МО), депозиты на расчетных и текущих счетах М1, срочные вклады в сберегательных банках М2, депозитные сертификаты банков, облигации государственного займа М3.

Предложение денег включает в себя наличные деньги и депозиты до востребования. Отношение предложения денег к денежной базе называют денежным мультипликатором.

Источник

Читайте также:  Количество спортсменов по странам рио 2016
Оцените статью