Бюджет развитых стран доходная часть

Бюджеты стран мира на 2019 год

В связи с необходимостью большего экономического развития и жесткой конкуренцией в мире многие страны увеличивают расходные части своих бюджетов, создавая тем самым бюджетный дефицит. Рассмотрим подробнее рейтинг по уровням бюджета.

Также отметим, что:

  • Самую верхнюю строчку рейтинга занимают Соединенные Штаты Америки, государственный бюджет которых составляет примерно 3,422 триллиона долларов (дефицитный). При этом оборонная его часть на текущий календарный год была увеличена до 716 миллиардов долларов (это 16 процентов от общего госбюджета), что почти в 16 раз превышает аналогичную расходную часть в составе госбюджета Российской Федерации. Отметим также, что госдолг США уже практически перевалил за 22 трлн. долларов — http://fincan.ru/articles/13_gosdolg-ssha-v-realynom-vremeni/. Постоянное возрастание обронбюджета штатов не способствует уменьшению госдолга, а только больше разгоняет его. По оценкам экспертов ближайшие 10 лет госдолг будет нарастать еще большими темпами, при этом дефицит госбюджета будет расти.
  • Вторую строчку рейтинга занимает Китайская Народная Республика, госбюджет которой составляет почти 2,95 триллиона долларов. При этом его военная часть составляет примерно около 230 млрд. долларов. При этом правительство Китая неоднократно указывало на негативное отношение к принимаемому на 2019 год оборонбюджету США, так как среди статей его расходов упоминаются действия, направленные против КНР.
  • Российская Федерация в этом рейтинге находится всего лишь на 15 месте (с бюджетом 0,304 трлн. долларов).

График:

Таблица. Бюджеты стран мира на 2019 год:

Позиция в рейтинге Государство Размер бюджета, трлн. долларов
1 США 3,422
2 Китай 2,948
3 Германия 1,334
4 Франция 1,252
5 Великобритания 1,066
6 Япония 0,933
7 Италия 0,845
8 Бразилия 0,616
9 Канада 0,55
10 Австралия 0,445
11 Испания 0,428
12 Южная Корея 0,420
13 Индия 0,364
14 Нидерланды 0,335
15 Россия 0,304
16 Мексика 0,291
17 Турция 0,275
18 Саудовская Аравия 0,255
19 Швеция 0,249
20 Бельгия 0,248
21 Аргентина 0,224
22 Норвегия 0,214
23 Швейцария 0,198
24 Австрия 0,174
25 Индонезия 0,173
26 Дания 0,172
27 Израиль 0,137
28 Финляндия 0,131
29 ОАЭ 0,123
30 Польша 0,095
31 Тайланд 0,093
32 Южная Африка 0,093
33 Тайвань 0,093
34 Греция 0,092
35 Португалия 0,09
36 Колумбия 0,085
37 Чехия 0,085
38 Филипины 0,084
39 Ирландия 0,083
40 Малайзия 0,080
41 Ирак 0,078
42 Иран 0,077
43 Чили 0,073
44 Кувейт 0,066
45 Румыния 0,064
46 Вьетнам 0,064
47 Гонконг 0,060
48 Новая Зеландия 0,059
49 Венгрия 0,057
50 Сингапур 0,053
51 Катар 0,053
52 Алжир 0,052
53 Нигерия 0,052
54 Перу 0,051
55 Бангладеш 0,049
56 Пакистан 0,046
57 Украина 0,039
58 Египет 0,037
59 Ливия 0,037
60 Казахстан 0,036
61 Словакия 0,036
62 Марокко 0,036
63 Оман 0,034
64 Эквадор 0,032
65 Ангола 0,028
66 Люксембург 0,027
67 Беларусь 0,027
68 Узбекистан 0,026
69 Хорватия 0,023
70 Кения 0,023
71 Уругвай 0,02
72 Болгария 0,02
73 Словения 0,02
74 Судан 0,018
75 Шри Ланка 0,016
76 Сербия 0,016
77 Литва 0,016
78 Азербайджан 0,015
79 Боливия 0,015
80 Исландия 0,014
81 Латвия 0,014
82 Танзания 0,013
83 Тунис 0,013
84 Эстония 0,012
85 Кипр 0,011
86 Парагвай 0,011
87 Туркменистан 0,01
88 Непал 0,01
89 Йемен 0,01
90 Афганистан 0,01
91 Камбоджия 0,009
92 Грузия 0,009
93 Сенегал 0,009
94 Намибия 0,009
95 Уганда 0,009
96 Мальта 0,008
97 Зимбабве 0,008
98 Албания 0,008
99 Монголия 0,008
100 Армения 0,008
Читайте также:  Ресурсы обеспечения стран мира минеральными ресурсами

Топ-10. Военные бюджеты стран мира на 2019 год:

Позиция в рейтинге Государство Размер оборонного бюджета, млрд. долларов
1 США 716
2 Китай 230
3 Индия 62
4 Великобритания 58
5 Саудовская Аравия 56
6 Франция 53
7 Россия 46
8 Япония 45
9 Германия 44
10 Южная Корея 39

График:

Данные представлены на основе открытых источников: министерства финансов соответствующих стран, официальные государственные СМИ.

Источник

Доходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% общей суммы его доходов.

Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов. Ее структура зави­сит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена: государственные налоги, местные налоги. В федера­тивных государствах налоговая система состоит из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги; налоги, за­крепленные за бюджетами членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, земель-ландов в ФРГ); местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К. таким налогам относятся:

• подоходный налог с населения;

• налог на прибыль корпораций;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• акцизы, таможенные пошлины.

1. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспе­чивает подоходный налог с населения — от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета.

При обложении подоходным налогом применяется необла­гаемый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика не под­лежит обложению налогом. Размер его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в большинстве зарубеж­ных стран был введен в XX в. (в США — в 1913 г., имперский подоходный налог в Германии — в 1920 г.), и вначале широкие слои населения не платили этот налог, поскольку был установ­лен высокий необлагаемый минимум. В годы Второй мировой войны, когда были резко понижен необлагаемый минимум и отменены налоговые льготы по семейному положению, подоходный налог превратился в массовый. В США в 1980-х гг. подоходным налогом было охвачено 100 млн. человек, тогда как в 1940 г. — 8 млн. человек. Такие же процессы превращения подоходного налога в массовый налог произошли и в других экономически развитых странах.

В первый период после Второй мировой войны по подоход­ному налогу применялись высокие ставки. Так, в США с конца 1950-х и в первой половине 1960-х годов максимальная ставка по подоходному налогу с населения составляла 91%, в 1965— 1980 гг. — 70%, в 1981-1986 гг. — 50%. В 1986-1988 гг. при президенте Р. Рейгане была проведена крупная налоговая ре­форма, в результате которой вместо 14 налоговых ставок (от 11 до 50%) были введены две ставки налога: 15 и 28%[1].

В настоящее время, в тех странах, где достигнут профицит ставки этого налога уменьшаются.

2. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого на­логообложения в западных странах — постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибылькорпораций. В результате налоговой политики правящих кругов доля налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих за­падных стран резко сократилась. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета: в 1955 г. — 30%, в 1969 г. — 20%, в 1975 г. — 15%, в 1980 г. -13%, в 1998 г. — 12%.

Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Снижение удельного веса налога на прибыль — следствие постоянного расширения налоговых льгот и сниже­ния налоговых ставок. Основные льготы, предоставляемые кор­порациям, состоят в политике ускоренной амортизации, при которой огромные суммы включаются в амортизационные от­числения и не фигурируют в качестве облагаемой налогом при­были. Применяется также помещение средств в не подлежащие обложению благотворительные фонды. Кроме того, прибыль, направляемая на научно-исследовательские цели, на капиталь­ные вложения, также исключается из обложения. Вследствие этого в США почти 1/2 валового дохода не облагается налогом на прибыль. В Великобритании 2/3 валового дохода исключается из обложения.

Во всех западных странах в 1980-е гг. проведены налоговые реформы, в результате которых значительно снижены налоговые ставки. Так, в США в результате налоговой реформы 1986—1988 гг. максимальная ставка по налогу на прибыль корпораций уменьшена с 46 до 34%. В Великобритании ставка по этому на­логу сокращена с 52 до 33% (с 1991 г.).

3. Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бен­зин). НДС действует во всех странах ЕС, а также в Норвегии, Из­раиле и многих других. Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов. В целях стимулирова­ния экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС.

4. Таможенные пошлины это налоги, взимаемые при им­порте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хо­зяйственной жизни, развитием международного разделения тру­да роль таможенных пошлин, как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращени­ем таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Ге­нерального соглашения о тарифах и торговле (ВТО) 1 , подпи­санного 23 странами в 1947 г., а также созданием зон беспо­шлинной торговли в странах ЕС. Таможенные по­шлины на промышленные товары, достигнув максимума в 30-х гг. (в среднем ставки составляли почти 30% стоимости импорта), после Второй мировой войны стали снижаться.

К началу 1998 г. средневзвешенная ставка таможенных тари­фов развитых западных стран снизилась до 3%. Снижение тамо­женных пошлин привело к тому, что в среднем на этот вид до­хода приходится от 1 до 4% общей суммы доходов государствен­ного бюджета. Следует иметь в виду, что в экономически разви­тых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Приме­няются только таможенные пошлины на импортируемые това­ры.

При фискальных монопольных налогах государство устанавливает монополию на производство или реализацию (или на то и другое одновременно) какого-то товара массового потребления (водка, табак, лике­ро-водочные изделия) и в устанавливаемой монопольной цене помимо предпринимательского дохода взимает крупные налоги. Фискальные монопольные налоги, поступающие в государст­венный бюджет, применяются во Франции, Италии, ФРГ, Япо­нии. Нет их в Великобритании.

Структуру доходов бюджета федеративных государств рассмотрим на примере Государственного бюджета США.

Доходы федерального бюджета США

1997, млрд, долл. % к общей сумме доходов 1999, млрд. долл.
Всего доходов
Поступления по подоходному налогу с населения
Налог на прибыль корпораций
Налоги на цели социального страхования
Акцизы
Налоги на наследства и дарения
Таможенные пошлины
Прочие поступления

Как следует из таблицы, в США более 90% в федеральном бюджете занимают прямые налоги, а на косвенные приходится лишь 5%. Однако это ни в коей мере не означает, что косвен­ные налоги в этой стране незначительны. Дело в том, что на косвенных налогах базируются доходы бюджетов штатов. При этом основную роль играет универсальный акциз в форме на­лога с продаж, который устанавливается в определенном про­центе к цене товара.

Соотношение прямых и косвенных налогов в государствен­ных бюджетах ведущих зарубежных стран характеризуется сле­дующими данными: в США, Великобритании, Японии преобла­дают прямые налоги, во Франции и ФРГ — косвенные.

Другим важным источником доходов являются государственные займы, которые превратились в такой же постоянный элемент государственных доходов, как и налоги.

Государственный бюджет строится по балансовому методу, его расходы должны быть равны доходам. Однако, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих за­рубежных странах наблюдается хронический дефицит их госу­дарственных бюджетов, т. е. постоянное превышение расходов бюджета над его доходами стало закономерностью[2].

В связи с огромными бюджетными дефицитами правительст­ва стали изымать с рынка ссудных капиталов значительные средства (в США, например, до 50%), что привело к недополу­чению частным сектором необходимых ему ресурсов для расши­рения производственной деятельности и удорожанию кредита. Правительства западных стран предпринимают меры для сокра­щения бюджетного дефицита. Наиболее рациональное средство для этого — сокращение военных расходов.

Для покры­тия бюджетного дефицита используются государственные займы. Выпуск займов повлек за собой колоссальный рост государственного долга. Государственная за­долженность, как уже отмечалось, в США достигла более 5,5 трлн. долл., Великобритании — более 300 млрд. ф. ст., ФРГ — 796 млрд. марок, во Франции — 3898 млрд. франков.

Рост государственного долга в сочетании с высокими процентными платежами по нему привел к тому, что расходы по управлению долгом стали наибо­лее быстро растущей статьей государственных бюджетов.

Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикойподразделяются на следующие пять групп:

• вмешательство в экономику;

• содержание государственного аппарата управления;

• предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Основные в государственном бюджете расходы на милита­ризм, вмешательство в экономику и на социальные цели.

С начала XX в. основная тенденция в области расходов государственного бюджета – постоянное их увеличение. В ведущих экономически развитых странах – США, Великобри­тании, Германии, Франции – рост государственных расходов в послевоенные годы во многом объясняется увеличением затрат на милитаризм. Однако, во второй поло­вине XX в. удельный вес военных расходов сократился и возрос­ли социальные расходы, затраты по вмешательству в экономику и др.

1. На военные расходы в ведущих зарубежных странах при­ходится от 20 до 35% общей суммы расходов государственного бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные военные расходы.

Прямые военные расходы отражаются в военных бюджетах – части государственного бюджета. Они включают затраты на производство новейших наступательных стратегиче­ских вооружений, содержание и обучение личного состава воо­руженных сил, научные исследования военного характера, со­держание милитаристских блоков (НАТО).

Наиболее высокими темпами прямые военные расходы после Второй мировой войны нарастали в США. Они составили за 20 лет (с 1974 по 1993 гг. включительно) более 4,5 трлн. долл. И только в связи с изменением международной обстановки в 90-е годы началось их незначительное сокращение. В 1997 г. прямые военные расходы в США составили 17% от общей суммы расхо­дов федерального бюджета, на 1998 г. их удельный вес был пре­дусмотрен в 16% соответственно.

К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, контрибуции и репа­рации, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, а также военные расходы, которые проходят по статьям граж­данских ведомств. Часть процентов по государственному долгу относится к военным расходам, поскольку государственные зай­мы являются основным методом финансирования расходов го­сударства в периоды войн и играют важную роль в условиях ми­литаризации хозяйства.

2. Затраты на социальные цели включают расходы на образо­вание, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят по многочисленным социальным программам. В США насчитывается около 100 таких программ, в Великобритании – несколько десятков. Среди социальных расходов наибольшие средства направляются на социальное страхование, социальное обеспечение, образование. Следует иметь в виду, что затраты на социальное страхование в значи­тельной мере финансируются за счет самих трудящихся.

В зарубежных странах на полном государственном финанси­ровании находятся лишь начальные школы, остальные виды об­разования имеют смешанные источники финансирования. В США и некоторых других странах в системе средней школы значительный удельный вес занимают частные школы, обеспе­чивающие за большую плату высокий уровень подготовки уча­щихся. За обучение в наиболее престижных университетах США (Гарвардском, Колумбийском) со студентов взимается высокая плата (25–35 тыс. долл. в год). В ФРГ в большинстве высших учебных заведений обучение платное. В Японии более 70% уни­верситетов — частные, обучение в которых также осуществляет­ся за плату.

Основные характеристики финансирования культуры в США состоят в разнообразии источников, которые объединяются в 3 группы: привлеченные, государственные, собственные.

Главный источник привлеченые средства составляют 70% всех финансовых поступлений на нужды культуры. К привлеченным средствам относятся благотворительные и спонсорские вклады. В 1999 г. средства населения и частного сектора в культуру достигли 11 млрд.долл., а государственных субсидий всего 1,3 млрд.долл.

Недостаточные средства выделяются на здравоохранение. В США подавляющая часть населения получает медицинскую помощь по линии медицинского страхования путем уплаты страховых взносов. Государственная помощь малообеспеченным гражданам в этой стране проводится по программе «Медикейр», финансируемой из федерального бюджета, и по программе «Медикэйд», финанси­руемой федеральным правительством и штатами. В Великобрита­нии, Франции, ФРГ существует государственная служба здраво­охранения, т.е. все виды медицинской помощи оказываются бес­платно. Однако трудящиеся производят, также, как и в случае со­циального страхования, специальные взносы на цели здравоохра­нения. Следует иметь в виду, что значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам.

Интересно сравнить величину финансовых ресурсов направляемых на образование в развитых западных государствах и в России (% от НД).

Расходы на образование

Страны Годы
1950, % 1970, % 1994, % 2001, %
США 4,8
Великобритания 4,8
Франция 4,8
(Россия) 3,4 0,59
СССР

По этим данным можно сделать вывод, что образование, как и все расходы на СКМ финансируются в России по остаточному принципу, что ведет к дальнейшему отставанию от ведущих западных государств.

2. Быстро растущей группой государственных расходов яв­ляются затраты по вмешательству в экономику. В современных условиях усилилось целенаправленное воздействие государст­венного бюджета на процесс воспроизводства, развитие произ­водительных сил. Государственные расходы оказывают огромное стимулирующее воздействие на развитие экономики страны. После Второй мировой войны «экономическое чудо» в Западной Германии, Японии, а позднее в Южной Корее, на Тайване и в других странах произошло при большой финансовой поддержке государств.

К расходам по вмешательству в экономику относятся затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разра­ботки (НИОКР), на экономическую и социальную инфраструк­туру, поддержку сельского хозяйства, государственных отраслей экономики, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяй­ства и регионах страны, на стимулирование экспорта.

Особое место в этих расходах занимают затраты на НИОКР. Эти расходы обеспечивают от 50 до 70% всех затрат на научные исследования, тогда как доля государственных средств, направ­ляемых на НИОКР до Второй мировой войны, не превышала 10-15%.

Значительно возросли государственные капитальные вложе­ния. Повысились субсидии частным фирмам, особенно в так называемых районах развития. 1 В некоторых странах выдаются субсидии на занятость предпринимателям на вновь принятых работников.

В целях структурной перестройки экономики отдельным от­раслям промышленности оказывается выборочная помощь в ви­де государственных субсидий или льготных банковских кредитов с правительственной гарантией.

Американское правительство создает национальным фирмам «тепличные» условия для разработки и внедрения новых технологий и поддержания инновационного процесса. В этих целях федеральное правительство расходует значительную часть бюджета на НИОКР. На 2003 г. на эти цели будет израсходовано 112 млрд. долл., т.е. в 2 раза больше, чем весь федеральный бюджет России. В 1990 г. была принята федеральная программа развития передовых технологий. Её основная задача стимулировать вложение частного капитала в технологии повышенного инвестиционного иска в тех случаях, когда частные компании не уверены в окупаемости своих затрат, но эти технологии могут принести значительные выгоды экономике и оборонноспособности США. Основными получателями субсидий по этой программе являются корпорации в электронной промышленности, информационных технологиях, биотехнологий.

Отрасли по производству и сбыту информационных технологий – это самый крупный сектор американской экономики (5% ВВП). За счет внедрения информационных технологий обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны за последние годы.

Значительные ресурсы из государственного бюджета предос­тавляются сельскому хозяйству. Это одна из наиболее опекаемых и приоритетных отраслей в зарубежных странах. Субсидии сель­скому хозяйству выдаются двух видов: на поддержание гаранти­рованных цен на сельскохозяйственную продукцию и на произ­водственные цели – приобретение сельскохозяйственных машин.

Важно отметить, что в странах Европейского Союза (ЕС) поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Активная помощь оказывается также экспортным фирмам, что значительно облегчает их положение в условиях острой кон­курентной борьбы на мировых рынках.

Государственное вмешательство в экономику не только сти­мулирует относительно высокие темпы экономического роста, но и смягчает ее циклические колебания. Применение широкой системы регулирующих мер, в том числе и с помощью государ­ственных финансов, позволило предотвратить глубокие эконо­мические кризисы, подобные кризису 1929–1933 гг.

Удельный вес расходов государственных бюджетов по вмешательству в экономику увеличился с 17% в середине 50-х до 25% в 90-е годы.

4. Расходы на содержание государственного аппарата управ­ления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, раз­личных министерств и ведомств. В отдельных странах – Вели­кобритании, Бельгии, Японии – из государственного бюджета выделяются средства на содержание королевской семьи, в Япо­нии – семьи императора. В целом расходы на государственный аппарат занимают 4–5% общей суммы расходов бюджета.

5. Наибольшие субсидии и кредиты развивающимся странам из государственного бюджета выделяют США. Помимо эконо­мических факторов эта помощь определяется политическими мотивами. Она включает как кредитование на льготных услови­ях продажи иностранным государствам оружия, так и безвоз­мездную военную помощь в форме субсидий развивающимся странам. Военная помощь США развивающимся странам пре­вышает ассигнования на экономические и социальные цели.

Рассмотрев доходы и расходы государственного бюджета, необходимо отметить, что многие будущие западные государства последние годы стремятся сбалансировать бюджеты, а некоторые добились профицита (Великобритания, Франция, Америка – до войны в Иране). Рассмотрим на примере Великобритании, что даёт стране достигнутый профицит бюджета.

Основные экономические показатели

2003г. 2004г. 2005г. 2006г.
ВВП[3] Объем промышленного производства Инфляции Государственный бюджет (дефицит (-), профицит(+) млрд.ф.ст. 2,6 0,5 2,4 -7,5 2,2 1,0 2,0 17,1 3,0 1,5 2,4 19,2 2,8 2,0 2,4 23,1

Профицит бюджета позволил снизить подоходный налог с 23% до 22%, снизить налоги, на нефть и дизельное топливо. Повышена минимальная заработная плата и пенсии. Определяя структуру расходов бюджета правительство особое внимание уделяло вложением в «человеческий капитал». В ближайшие годы предполагается свыше половины всех расходов государства направить на здравоохранение и образование. Увеличены расходы на строительство новых современных школ, повышены заработки учителей, крупные средства направляются на профессиональную подготовку, переобучение кадров.

В центре политики продолжают находиться вопросы стимулирования предпринимательства. В 2000 г. вышел новый закон о конкуренции: он предусматривает ужесточение мер в случае монополистического поведения.

В ближайшие годы правительство предполагает наращивать расходы на науку и технологии темпом 5,4% в год. На развитие технологий и телекоммуникаций выделено 1,7 млрд.ф.ст. Особое внимание уделено развитию биотехнологий, геномики, нанотехнологий.

Территориальные финансы – второе звено финансовой системы. Это финансы членов федерации в федеративных государствах и финансы местных бюджетов, предпри­ятий, принад­лежащих членам федерации и муниципалитетам, и автономные доходы членов фе­дерации и местных органов власти.

Это звено финансовой системы будет рассматриваться во второй лекции этой темы.

Государственный кредит – третье звено финансовой системы. Это кредитные отношения между государствами, с одной стороны, и юридическими и физическими ли­цами, с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств. Государственные и местные займы эми­тируются главным образом тогда, когда в бюджетах имеется дефицит, т.е. так называемые обычные доходы не покрывают расходы государства.

На протяжении всех лет после Второй мировой войны в ведущих зарубежных странах вследствие (в основном) высоких военных расходов государственные бюджеты характеризовались крупными хроническими бюджетными дефицитами.

В последующем ведущие западные государства стремились к сбалансированным бюджетам. Например, в США начиная с 1992 г. дефицит бюджета стал ежегодно снижаться, достигнув в 1995 г. 164 млрд. долл., в 1996 г. — 146 млрд. долл. В 1997 г. фак­тический дефицит составил 22 млрд. долл., в 1998 г., по предварительным данным, он должен сократиться до 10 млрд. долл. и, по предварительной оценке, в 1999 г. превыше­ние доходов над расходами должно достигнуть 10 млрд. долл., а к 2003 г. – 83 млрд. долл. И это в условиях постоянного роста расходов и доходов федерального бюджета.

Несмотря на резкое снижение бюджетных дефицитов и начиная с 1999 г. положи­тельное сальдо бюджета федеральный долг продолжает возрастать. В 1997 г. задолжен­ность федерального правительства составила 5370 млрд. долл., в 1998 г. – 5544 млрд. долл., в 1999 г. она должна возрасти до 5738 млрд. долл. и в 2003 г. достигнет 6336 млрд. долл. Такой рост федерального долга объясняется огромными процентными платежами, включаемыми в общую сумму федерального долга. Значительна также задолженность правительств штатов и местных органов власти.

Таким образом, основным вопросом состояния финансов в США продолжает оста­ваться уровень накопленной задолженности, по которой федеральное правительство США и правительства штатов и муниципалитетов выплачивают ежегодно крупные платежи.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью