Бюджетная система это система согласно административно территориальному делению страны

Бюджетная система это система согласно административно территориальному делению страны

Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регули­руемую нормами права совокупность бюджетов различных уровней.

Структура бюджетной системы обусловлена формой государст­венного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотно­шений между ними на основе распределения властных полномочии и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные.

Простое (унитарное) го­сударство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дист­риктов, областей, краев и т. п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований.

Сложные — это государ­ства, которые представляют собой либо союз государств, либо общ­ность относительно самостоятельных территориальных (государствен­ных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя, т. е. насильствен­но создаваемое государство; наиболее распространенной формой явля­ется федерация.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и сыг­рал исторически прогрессивную роль в развитии государственности. Унитарная форма государственного устройства рассматривается как наиболее распространенная форма государственной организации. Не случайно большая часть современных государств являются уни­тарными.

Можно выделить следующие основные особенности унитарного государства.

Во-первых, структурными единицами такого государства являют­ся районы, города, края, области и другие административно-террито­риальные образования. Степень их зависимости от центральной вла­сти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяют­ся на централизованные и децентрализованные.

В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости ре­гионов от центральной власти (Франция, Турция и др.).

В децентра­лизованном государстве структурные образования наделяются значи­тельно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собст­венным суверенитетом не обладают (Италия, Япония и др.).

В ряде современных унитарных государств допускается существование ад­министративной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирлан­дия (Ольстер). Испания кроме национальный автономии (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автоно­мий. Объем полномочий автономий в простых государствах, как пра­вило, значит меньше, чем объем полномочий соответствующих обра­зований в федерациях.

Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных орга­нов. Степень подконтрольности органов административно-территори­альных образований органам центральной власти зависит от степени централизации унитарного государства.

В отличие от унитарного государства федерация (от позднелат. foederatio— объединение, союз) характеризуется следующими чертами.

Во-первых, она состоит из различных государственных образова­ний (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являю­щихся субъектами федерации и имеющих свое собственное админи­стративно-территориальное деление.

Во-вторых, предполагается существование двух систем высших органов государственной власти: федеральных органов и соответствую­щих органов членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов федерации — лишь в пределах своей территории. Разграни­чение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществ­ляется, как правило, путем их закрепления в конституции.

Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетен­ция федерального центра и исключительная компетенция субъектов; в других (Россия, Индия, Германия) наряду с исключительной компе­тенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регио­нов.

Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, имеют место двусторонние договоры о разграничении экономических полномочий между центром и конкретным субъектом федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъек­тов федерации их подразделяют на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметрич­ных — нет (например, Россия).

В-третьих, субъекты федерации могут иметь свою конституцию (конституционный устав), систему законодательства, иногда — судеб­ную систему (в России не допускается). При этом запрещается соз­давать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.

В-четвертых, государственное управление осуществляется, как пра­вило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

В-пятых, федерации могут строиться по трем признакам: нацио­нальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак, на­пример территориальный (США, ФРГ) или национальный (СССР), так и их совокупность (Российская Федерация). Эти черты опреде­ляют структуру и особенности функционирования бюджетной систе­мы страны.

В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух уровней — государственный бюджет и местные бюджеты (их доходы и расходы не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). В качестве примера можно упомянуть о бюджетной системе Великобритании.

В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой — государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провин­ций — в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни сущест­вуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в выше­стоящие бюджеты.

Для ранних стадий развития буржуазного государства характерна зависимость государственного бюджета от местных бюджетов. При этом государственный бюджет часто не имел собственных ис­точников доходов и покрывал свои расходы за счет взносов отдель­ных штатов (США). С развитием производительных сил, усложнени­ем хозяйственных связей роль центральной власти и государственно­го бюджета стала возрастать, что в наибольшей степени проявилось после Второй мировой войны в связи с необходимостью глобального обновления основного капитала и структурных преобразований в экономике.

За бюджетами различных уровней закрепились и свои источники доходов. В государственный бюджет традиционно направляются крупнейшие налоги — подоходный налог с населения, налог на при­быль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (кроме США); таможенные пошлины; средства от государственных займов; доходы от использования объектов государственной собственности.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второ­степенных, в основном поимущественных налогов, а также за счет от­дельных акцизов и сборов. Неналоговые поступления традиционно складываются из доходов от эксплуатации муниципальной собствен­ности, от различных административных сборов и выдачи местных на­логовых лицензий. В бюджетах субфедерального уровня в различных странах преобладают те или иные виды налогов — косвенные налоги в бюджетах штатов США (налог на продажи, налог на валовую выруч­ку), прямые налоги в бюджетах земель ФРГ (подоходный налог, на­лог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства).

Определились взаимоотношения различных уровней бюджетной системы. Модели их также разнообразны. Традиционно вышестоя­щие бюджеты поддерживают бюджеты нижестоящих уровней и соот­ветственно направляют средства в виде субсидий, субвенций и дотаций.

Интересен опыт долевого финансирования местных органов власти Великобритании: текущие расходы в значительных объемах финансируются из Консолидиро­ванного фонда в форме дотаций и целевых субсидий, а финансиро­вание капитальных затрат осуществляется из Национального фонда займов под рыночный процент и в строго лимитированных размерах.

В Японии местные бюджеты получают только субсидии, но помимо этого государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения (строительство портов, гидроэлектро­станций, ликвидацию последствий стихийных бедствий и т. п.).

Источник

Глава 2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

На территории города собираются следующие налоги, неналоговые пла­тежи и сборы:

Определить, какие источники и в каких объемах бу­дут формировать доходную часть местного бюджета, бюджета субъекта Федерации и федерального бюджета.

Представим таблицу распределения налогов и нена­логовых поступлений за бюджетами различных уровней согласно федеральным законам «О Федеральном бюдже­те на 1998 год» и «О финансовых основах местного само­управления в Российской Федерации»:

Согласно представленной таблице сформируем до­ходную часть бюджетов различных уровней:

Налог на имущество
Налог на имущество
Налог на имущество, пе­реходящее в результате

наследования и дарения

Плата за воду, забирае­мую промышленными
Земельный налог за

земли несельскохозяйст­венного назначения

Арендная плата за землю

Госпошлина по делам,

рассматриваемым народным судом

Налог на рекламу
Налог на содержание
Сборы на нужды обра­зовательных учреждений
Сборы за выдачу ордера
Таможенная пошлина
Прочие налоговые пла­тежи
Проценты от размеще­ния временно свобод­ных средств бюджета
Доходы от продажи гос-имущества на террито­рии муниципалитета
Доходы от продажи квар­тир
Доходы от продажи земли
Поступления от прива­тизации предприятий,

находящихся в муници­пальной собственности

Административные

штрафы и санкции

742 036,0

155 465,9

Заданше 2.2 В таблице приведены данные годового бюджета города N.

Определите устойчивость бюджета.

Устойчивость бюджета определяется:

Dc / D = 39330,0 / 52716,0 • 100% = 75% ;

Dp / D = 15299,4 / 52716,0 • 100% = 29% ;

3 / P = 12018 / 100147 • 100% = 12% .

Годовой бюджет города N абсолютно устойчивый. Задание 2.3

Необходимо рассчитать затраты на здравоохранение РФ в 1997 г., если:

· бюджет здравоохранения всех уровней в 1995 г. 38 трлн руб.;

· дефлятор 1996 г. — 1,35;

· дефлятор — 1997 г; — 1,22 (по данным Министер­ства экономики);

· на целевые программы здравоохранения, содержа­ние инфраструктуры будет направлено 30% средств бюджетов всех уровней;

· планируемый ФОТ в 1997 г. — 660 трлн руб.;

· облагаемый взносами на ОМС объем фонда оплаты труда — 93%;

· ожидаемый уровень страховых взносов на ОМС — 75%;

· расходы на содержание системы ОМС — 8% от расходов;

· страховой тариф на 1997 г. — 3,6% от ФОТ;

· численность населения в РФ — 147 млн чел.

1. Определим ожидаемый бюджет на 1997 г..

38 трлн руб. • 1,35 • 1,22 = 62,6 трлн руб.

2. На финансирование государственных гарантий из бюджетов будет направлено:

62,6 трлн руб. • 0,7 = 43,8 трлн руб.

3. Страховые взносы на ОМС хозяйствующих субъек­тов составят:

660 трлн руб. • 0,036 • 0,93 • 0,75 = 16,0 трлн руб.

4. Расходы на содержание системы ОМС составят:

16,0 трлн руб. • 0,08 =1,3 трлн руб.

5. На финансирование государственных гарантий из ОМС направлено:

16,0 трлн руб. — 1,3 трлн руб. = 14,7 трлн руб.

6. На финансирование государственных гарантий из бюджетов и ОМС направлено:

43,8 трлн руб. + 14,7 трлн руб. = 58,5 трлн руб.

7. Финансирование на одного жителя РФ составит:

58,5 трлн руб. / 147 млн чел. = 398 тыс. руб./ чел.

Расчитайте затраты на выполнение государственных гарантий в 1997 г. на душу населения при двух вариантах:

· при сохранении пропорций 1995 г. по первому ва­рианту;

· при совершенствовании структуры помощи, если дефлятор на 1997 г. по федеральным финансовым нормативам 1,12.

Средняя стоимость в 1996 г.:

· койкодня в стационаре — 84,8 тыс. руб.;

· койкодня в дневном стационаре — 17 тыс. руб.;

· посещения врача 12 тыс. руб.

Скорая помощь — 8% всех затрат.

Средняя стоимость в 1997 г.:

· в стационаре — 84,8 • 1,12 = 95 тыс. руб.;

· в дневном стационаре — 17 • 1,12 = 19 тыс. руб.;

· посещения врача — 12 • 1,12 = 13,5 тыс. руб.

I вариант. При сохранении пропорций 1997 г.

Число койкодней в стационаре на 1000 жителей — 3560; в дневном стационаре — 50,3 (расчетное); число посещений врача на 1 жителя в год — 9,1.

Определим стоимость помощи:

3,56 • 95 + 0,05 • 19 + 9,1 • 13,5 = 461,8 тыс. руб.

С учетом услуг скорой помощи:

461,8 / 0,92 = 502 тыс. руб. на жителя в год.

При данном варианте дефицит финансовых ресурсов составит:

(502 — 398) / 502 • 100% = 20,1% .

II вариант. При совершенствовании структуры по­мощи.

· стационар — 2900 койкодней на 1000 жителей;

· дневной стационар — 660 койкодней на 1000 жи­телей;

· 9 посещений врача в год на одного жителя в поли­клинике.

Стоимость помощи составит:

2,9 • 95 + 0,66 • 19 + 9 • 13,5 = 409,5 тыс. руб.

С учетом услуг скорой помощи:

409,5 / 0,92 = 445,5 тыс. руб.

При данном варианте дефицит финансовых ресурсов составит:

(445,5 — 398) / 445,5 • 100% = 10,6%

Вывод. За счет совершенствования структуры меди­цинской помощи дефицит финансовых ресурсов сокра­щен на 10%. Задание 2.5

Большинство местных органов власти в США получает определенную часть своих доходов в трансфертах от штата и бюджета федераль­ного уровня. Межправительственным трансфертам свойст­венны следующие особенности:

• они могут быть уменьшены и прекращены;

• часто являются целевыми;

• четко определенная формула или процесс для вы­деления трансфертов, не снижающая усилий мест­ного уровня в использовании собственных источ­ников доходов;

• проведение единой политики государства ( политика выравнивания для малообеспеченных регионов);

• простота и легкость в управлении;

• отсутствие значительных ограничений местной ав­тономии в отношении решений по предоставляе­мым услугам и получаемым доходам.

В структуре доходов городов США произошло резкое снижение феде­ральных трансфертов (с 26% в 1988 г. до 13% в 1995 г.). В таблице, приведенной ниже, сгруппированы меры, пред­принятые городами (551 город) в ответ на усложнившую­ся финансовую ситуацию.

Вопрос. Какие из предложенных мер можно исполь­зовать для увеличения доходной части муниципального бюджета? Какие меры неприемлемы для решения подоб­ной проблемы российских городов как противоречащие действующему законодательству?

Основными источниками доходов городских бюджетов США являются:

1. Налог на недвижимость.

2. Налог с продаж, который собирается штатом (в части, принадлежащей местному уровню).

• за пользование (гостиничный сбор, на бензин, с реализации);

• ограничительный (на спиртные напитки, табачные изделия/бензин);

• на род деятельности (на ресторанные блюда, на пе­редачу прав, лицензия на вид деятельности).

4. Подоходный налог. Федеральная часть установлена в процентах к совокупному годовому доходу, часть, иду­щая в местный бюджет — в твердо фиксированной сумме в зависимости от сумм дохода (доход 1500 долл. — налог 52 долл., 200 тыс. долл. — налог 36 тыс. 679 долл.)

5. Тарифы и сборы. Плата за номерные знаки 1 долл., лицензии на строительство 3,45% налога на недвижимость, автостоянки 2,7% налога на недвижимость, сбор мусора 0,08% налога на недвижимость, парки и места отдыха 2,38% налога на недвижимость, вода и канализация 20—25% от расходов на коммунальные услуги.

Вопрос. Сравните основные источники доходов рос­сийских городов и городов США. Какие различия в ис­точниках формирования, налогооблагаемой базе, ставках вы обнаруживаете? Какой опыт налогообложения может быть применим в РФ? В чем состоят его достоинства и недостатки? Задание 2.8

Доходы федерального правительства США по источникам:

· подоходный налог 73,0%;

· налог с прибыли 15,0%;

· таможенная пошлина 2,5%;

· продажа бензина 2,5%;

· налог с продаж 4,0%;

· прочие налоги 3,0%.

2. Тарифы и сборы — 7,0%.

3. Другие общие доходы — 7,0%.

4. Поступления в фонд пенсионного и социального обеспечения — 32%.

5. Трастовое страхование — 1%.

Вопрос. Проанализируйте состав доходной части фе­дерального бюджета РФ и дохода федерального прави­тельства США? В чем заключаются особенности доход­ных источников этих бюджетов? Задание 2.9

Расходы федерального правительства США распределяются следующим образом:

1. Оборона и международные отношения — 25%.

2. Пенсионное и социальное обеспечение — 25%.

3. Перечисление штатам и местному уровню — 10%.

4. Обслуживание займов — 13%.

5. Другие перечисления — 3%.

6. Другие расходы — 23%.

Вопрос. Согласно Федеральному закону «О Федераль­ном бюджете РФ на 1999 год» определите структуру рас­ходов бюджета по функциональной бюджетной класси­фикации. Сравните направление использования финан­совых ресурсов. Чем обусловлена социальная направлен­ность расходов федерального правительства США? Задание 2.10

В состав бюджетных документов США входят:

1. Оперативный бюджет, фонды которого идут на по­крытие оперативных расходов. Обычно в США законода­тельно не разрешается правительству штата и местному правительству иметь дефицит текущего оперативного бюджета. Это значит, что текущий оперативный бюджет должен балансироваться каждый год.

2. Бюджет капиталовложений отвечает за основные новые строительные проекты. При помощи бюджета ка­питаловложений финансируются расходы по объектам и оборудованию с долгим сроком службы и способностью приносить доходы через несколько лет. Такие капитало­вложения обычно требуют кредитов и выплат долга за несколько лет, так как суммы капиталовложений обычно велики.

3. Бюджеты специальных фондов отвечают за про­граммы, финансируемые при помощи доходов от опре­деленных источников (налог на продажу бензина и колес идет на финансирование программы дорог).

Анализируя опыт стран Восточной и Центральной Европы и бывших рес­публик СССР, на настоящий момент выделяют 5 основ­ных видов кредитования муниципального уровня, кото­рые обычно составляют не более 5% от общей суммы ме­стных доходов:

1. Краткосрочные займы под рыночный процент в коммерческих банках.

2. Среднесрочные займы под рыночный процент в коммерческих банках.

3. Среднесрочные займы под рыночный процент в муниципальных банках.

4. Среднесрочные займы под субсидированный процент в государственных фондах.

5. Краткосрочные и среднесрочные муниципальные облигации.

Вопрос. Применяются ли эти инструменты для фор­мирования доходной части местных бюджетов в РФ? Оцените достоинства и недостатки этих инструментов относительно экономической ситуации в РФ. Задание 2.12

Деловая игра. Участники работают в трех группах. Первая группа пред­ставляет департамент финансов, вторая — городской со­вет, третья — граждан города. При анализе данных по расходам департамент финансов представляет свой ана­лиз двум другим группам и отвечает на вопросы групп, которые преследуют свои интересы и отстаивают свои права.

Департаменту финансов необходимо подготовить анализ, выводы по нему, а также рекомендации на сле­дующий год.

Городскому совету необходимо подготовить вопросы и назначить выступающего.

Гражданам необходимо подготовить вопросы, обсу­дить их и отстаивать свою позицию.

Во время общего обсуждения вопросы могут зада­вать все.

1. Почему по одним категориям расходов наблюдают­ся колебания, тогда как другие категории остаются неиз­менными?

2. Какие тенденции прослеживаются в городских рас­ходах? Что можно ожидать в будущем?

3. Что является основным приоритетом в городе?

4. Каковы расходы города по конкретным видам услуг?

5. Какие расходы можно увеличить или сократить?

Из областного центра поступило распоряжение о том, что городам необ­ходимо снизить расходы. Областное руководство пока не решило, до какой степени их можно снизить, поэтому финансовый департамент городской администрации по­просил подготовить планы по 10%- и 25%-ному сниже­нию расходов. Областное руководство не требует состав­ления бюджета, вместо этого оно запросило финансовый отдел подготовить план путей снижения расходов. Среди возможных вариантов:

• повышение экономичности в предоставлении ус­луг;

• участие частного сектора в предоставлении услуг;

• снижение уровня обслуживания.

Область интересует детальная информация по этим вариантам. Уровень каких услуг будет снижен? Каким образом? Какие виды услуг будут представляться част­ным сектором? Каким образом будет достигнуто повы­шение экономичности и по каким услугам?

Для решения поставленной задачи аудиторию можно разделить на две группы, одна из которых подготовит план снижения расходов на 10%, другая — на 25%. Каж­дая группа обсудит преимущества каждого плана. Задание 2.14*

Тесты по теме: «Бюджет и бюджетная система».

1. Что такое бюджет?

А баланс доходов и расходов;

В план финансовых ресурсов;

Г форма образования и расходования фонда денеж­ных средств для обеспечения задач и функций государст­ва и местного самоуправления.

2. Консолидированный бюджет РФ — это:

А сводный бюджет всех уровней;

Б федеральный бюджет;

В федеральный бюджет и консолидированный бюд­жет субъектов РФ.

3. Бюджетный процесс — это процесс:

А рассмотрения и принятия бюджета;

Б подготовки, рассмотрения и исполнения бюджета;

В принятия и исполнения бюджета.

4. Доходная часть федерального бюджета формирует­ся за счет:

А налогов и неналоговых поступлений;

Б налогов и сборов, доходов от внешнеэкономиче­ской деятельности;

В налогов, сборов и неналоговых поступлений.

5. Местные налоги — это налоги:

А устанавливаемые местными органами власти по своему усмотрению; :

Б согласно налоговому законодательству вводимые на местном уровне по ставкам, устанавливаемым органами власти;

В согласно налоговому законодательству устанавли­ваемые местными органами власти не выше установлен­ных в законодательстве.

6. Федеральные налоги, полностью формирующие доходную часть местного бюджета, — это:

А подоходный налог, налог на имущество физиче­ских лиц;

Б госпошлина, земельный налог;

В налог на наследование и дарение, налог на имуще­ство физических лиц.

7. Бюджетный процесс начинается:

А за 18 месяцев до финансового года;

Б за 12 месяцев;

8. Какая система исполнения бюджета в РФ?

9. Ведомственная бюджетная классификация — это:

А распределение средств по ведомствам;

Б распределение средств по главным распорядителям средств;

В распределение средств по предприятиям согласно ведомственной подчиненности.

10. Финансовая помощь бюджетам другого уровня — это:

А дотации, субсидии, субвенции, кредиты, ссуды;

Б безвозвратная и безвозмездная передача средств;

В дотации, субсидии, субвенции, безвозвратная и безвозмездная передача средств.

11. Регулирующие доходы бюджетов — это:

А федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений;

Б федеральные налоги, поступающие в региональные бюджеты в процентном соотношении;

В федеральные налоги, поступающие в местные бюджеты.

12. Источниками финансирования дефицита мест­ного бюджета являются:

А муниципальные займы и кредиты;

В продажа золотовалютных запасов и улучшение сбора налогов.

13. Профицит бюджета — это:

А баланс доходов и расходов;

Б превышение расходов над доходами;

В превышение доходов над расходами.

14. Финансовая помощь — это собственный доход бюджета.

В зависит от формы перечисления средств.

15. Местные органы власти могут эмитировать цен­ные бумаги для покрытия дефицита бюджета в объеме:

А не более 15% расходной части;

Б не более 15% доходной части;

В не более 15% суммы дефицита.

16. Бюджетная система — это:

А трехуровневая система;

Б система согласно административно-территориаль­ному делению страны;

В соответствует звеньям финансово-кредитной сис­темы.

17. Бюджетная классификация — это группировка:

А по определенным принципам;

Б по расходам и доходам бюджета;

В по расходам и доходам бюджетов всех уровней и источников финансирования дефицитов.

18. Размер резервных фондов в федеральном бюджета не должен превышать:

19. Трансферты населению — это обязательные вы­платы в виде:

А зарплаты и пенсий;

Б компенсаций и социальных выплат;

В пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и со­циальных выплат.

20. Федеральный фонд финансовой поддержки ре­гионов в 1999 г. формируется за счет:

А процентов от сбора налогов;

Б 15% всех налоговых поступлений за исключением НДС;

В 14% всех налоговых поступлений за исключением таможенной пошлины.

21. Финансовая ситуация считается подконтрольной, если дефицит бюджета к ВВП:

22. Защищенные статьи бюджета:

А подлежат секвестру по решению Государственной Думы;

Б не подлежат секвестру;

В подлежат секвестру по решению правительства.

23. Целевой экологический фонд формируется за счет:

А 10% отчислений от территорий в федеральном бюджете;

Б 10% отчислений от территорий в республиканском бюджете;

В 10% отчислений от предприятий в местном бюджете.

24. Расходы бюджета делятся на бюджеты:

А оперативный и текущий;

Б капитальный и текущий;

В бюджет развития и текущий бюджет.

25. Имеют ли право субъекты Федерации вводить до­полнительные налоги и сборы, не предусмотренные за­конодательством?

В да, в исключительных случаях.

1. Бюджетная система — это:

А свод бюджетов государства;

Б совокупность федерального бюджета, бюджетов субъ­ектов, местных бюджетов;

В совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов.

2. Дотации — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмезд­ной основе для:

А покрытия текущих расходов;

Б выплат населению;

В финансирования определенных программ.

3. Фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в по­рядке отчислений от конкретных видов доходов, — это:

А бюджет развития;

Б целевой бюджетный фонд;

В капитальный бюджет;

Г внебюджетный фонд.

4. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмезд­ной и безвозвратной основе на определенные целевые расходы, — это:

5. Капитальные расходы бюджета — это часть расхо­дов бюджета, обеспечивающая:

А инновационную деятельность;

Б инновационную и инвестиционную деятельность;

В оплату труда, социальные выплаты, компенсации.

6. Экономическая бюджетная классификация являет­ся группировкой по экономическому содержанию:

А доходов бюджета;

Б расходов бюджета;

В доходов и расходов бюджета.

7. Процесс разработки федерального бюджета начи­нается с момента:

А подписания указа Президентом;

Б постановления правительства;

В решения Государственной Думы.

8. Источниками покрытия дефицита бюджета являются:

А секвестирование расходов;

Б увеличение доходов;

9. Федеральные налоги — это налоги, устанавливае­мые федеральными органами власти для формирования:

А федерального бюджета;

Б федерального и республиканского бюджетов;

В бюджетов всех уровней.

10. Федеральные налоги, которые полностью зачис­ляются в федеральный бюджет, — это:

А подоходный налог, госпошлина;

Б налог на прибыль, НДС на отечественные товары;

В таможенная пошлина, НДС на ввозимые товары.

11. Бюджетные средства, предоставляемые на воз­вратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев, — это:

А бюджетная ссуда;

Б бюджетный кредит;

В бюджетные ассигнования.

12. Закрепленные доходы бюджета — это:

А часть доходов бюджетов других уровней, закреп­ленных за определенным бюджетом;

Б налоги, полностью формирующие определенный бюджет;

В доходы, полностью формирующие определенный бюджет.

13. Дефицит бюджета — это:

А превышение доходов над расходами;

Б явление, обратное профициту;

В ни один ответ не является верным.

14. Какой классификацией устанавливается группи­ровка расходов на текущие и капитальные?

15. Федеральный фонд финансовой поддержки ре­гионов формируется за счет:

А 15% всех запланированных налоговых поступлений;

Б 15% реально поступивших налоговых поступлений;

В 14% всех налогов за исключением ввозной тамо­женной пошлины.

16. Трансферты регионам выделяются для:

А сокращения кассовых разрывов бюджета;

Б выравнивания среднедушевого бюджетного дохода;

В финансирования расходов при недостатке собст­венных средств бюджета.

17. К целевым бюджетным фондам относятся:

А пенсионный фонд, фонд занятости;

Б резервный фонд президента и правительства;

В дорожный фонд, экологический фонд.

18. Расходы на образование, управление, медицину, народное хозяйство, оборону являются расходами:

А ведомственной классификации;

19. Дефицит Федерального бюджета на 1999 г. уста­новлен в размере:

20. К налогам субъектов РФ, формирующим бюджет субъектов, относится:

А налог на вмененный доход;

Б налог на имущество организаций;

В налог на покупку иностранных денежных знаков.

21. Бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга — это:

А местные бюджеты;

Б городские бюджеты;

В бюджеты субъектов Федерации.

22. К защищенным статьям бюджета относятся:

А расходы на оборону, управление;

Б расходы на здравоохранение;

В расходы на радиационные и ядерно-опасные объ­екты.

23. Бюджетная роспись — это документ о покварталь­ном распределении доходов и расходов, устанавливаю­щий распределение бюджетных ассигнований между:

А получателями бюджетных средств из федерального бюджета;

Б плательщиками налогов;

В бюджетами, министерствами и ведомствами.

24. Могут ли местные органы власти устанавливать ставки местных налогов?

Б могут, но не выше ставок, установленных налого­вым законодательством;

25. Налог на прибыль формирует бюджеты:

А федеральный — 13%, субъектов РФ — 22%;

Б федеральный — 13%, субъектов РФ — 22% и ме­стный — 5%;

В федеральный — 1%, местный — не менее 5%, субъектов РФ — 19%. Задание 2.15*

Тесты по теме: «Государственный кредит»

1. Обеспеченностью государственного кредита являются:

А имущество государства;

Б имущество государства или территориальной еди­ницы;

В золотовалютные запасы государства.

2. При государственном кредите государство выступа­ет в качестве:

А заемщика и кредитора;

Б заемщика, кредитора и гаранта;

3. Функциями государственного кредита являются:

А распределительная, регулирующая, контрольная;

Б фискальная, регулирующая;

В распределительная и контрольная.

4. Государственный внутренний долг состоит из:

А задолженности прошлых лет;

Б вновь возникающей задолженности;

5. На обслуживание государственного долга в феде­ральном бюджете в 1999 г. заложено:

А 30% расходной части бюджета;

Б 15% расходной части бюджета;

В 50% расходной части бюджета.

6. Финансовое положение государства считается кон­тролируемым, если государственный долг:

А не превышает 30% ВВП;

Б не превышает 50% ВВП;

В не превышает 15% ВВП.

7. Управление государственным долгом осуществляется:

А правительством РФ;

Б Банком России;

В Министерством финансов РФ.

8. По долговым обязательствам субъектов РФ ответ­ственность Российская Федерация:

В несет, если они гарантированы РФ.

9. Государственные внешние заимствования исполь­зуются для:

А покрытия дефицита бюджета;

Б финансирования бюджета развития;

В финансирования текущих расходов.

10. Реструктуризация государственного долга — это:

А размещение новых государственных займов для погашения уже выпущенных;

Б погашение долговых обязательств с одновремен­ным осуществлением заимствований в объемах погашен­ных долговых обязательств.

11. Предметы внешних государственных заимствова­ний устанавливаются:

А постановлением Правительства РФ;

Б указом Президента;

В федеральным законом.

12. Заимствования, осуществляемые путем предостав­ления государственных гарантий, учитываются в составе долга:

А да, если гарантия дана в письменной форме;

13. Верхний предел общей суммы гарантий устанав­ливается:

А Правительством РФ;

Б Банком России;

В федеральным бюджетом.

14. Коэффициент обслуживания внешнего государст­венного долга определяется как отношение:

А всех платежей по задолженности к валютным по­ступлениям от экспорта;

Б поступлений по системе государственного кредита.

15. Консолидация государственного долга — это:

А изменение доходности займов;

Б изменение условий займов, связанных с их сроками;

В объединение нескольких займов в один.

16. Капитальный государственный долг — это:

А вся сумма выпущенных и непогашенных долговых

обязательств, включая процент по этим обязательствам;

Б расходы по выплате доходов кредиторам по всем

долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

17. Государственные займы, казначейские ссуды, за­имствование средств из общегосударственного ссудного фонда — это:

А формы государственного кредита;

Б формы внутреннего государственного кредита;

18. Облигационные займы — это займы, которые:

А сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства;

Б оформляются подписанием договоров;

В являются выпуском облигаций.

19. Внутренние государственные займы можно вы­пускать на срок:

20. Предельный размер государственного долга субъ­екта Федерации не должен превышать:

А объема доходов без учета финансовой помощи;

Б объема доходов;

В дефицита бюджета.

21. Предельный объем государственных внешних за­имствований не должен превышать:

А половины дефицита бюджета;

Б годового объема платежей по государственному долгу;

В половины расходной части бюджета.

22. Муниципальным образованиям на покрытие дефи­цита разрешено привлекать заемные средства в размере:

А 15% доходов без финансовой помощи;

23. Внешний долг РФ — это:

А обязательства, возникающие в иностранной валюте;

Б обязательства в иностранной валюте и ценных бу­магах;

В долг в безналичной форме.

24. Обслуживание государственного долга — это:

А операции по выплате процентов;

Б размещение долговых обязательств;

В погашение процентов;

25. Унификация государственных займов представляет собой:

А объединение нескольких займов в один;

Б обмен облигаций нового займа на облигации ранних займов;

В изменение условий займов.

Тесты по теме «Внебюджетные фонды»

1. Внебюджетные фонды — это:

А форма образования .и расходования денежных средств;

Б форма перераспределения финансовых ресурсов;

В форма образования и расходования финансовых ресурсов.

2. Средства государственных внебюджетных фондов принадлежат:

3. Бюджеты внебюджетных фондов утверждаются:

А дирекцией фондов;

Б Правительством РФ;

В Федеральным Собранием.

4. Сбор и контроль за поступлением платежей осуще­ствляется:

А налоговой инспекцией;

В дирекцией фондов.

5. Исполнение бюджетов внебюджетных фондов осу­ществляется:

Б Счетной палатой;

В Правительством РФ.

6. Страховые взносы в Фонд обязательного медицин­ского страхования составляют:

7. Пособия по временной нетрудоспособности, беремен­ности и родам, при рождении ребенка выплачиваются из:

8. Пособие на ребенка до 1,5 лет, пособие на погре­бение выплачиваются из:

9. Страховой взнос в ФСС на 1999 г установлен в размере:

10. Пособия по безработице выплачиваются из:

11. На стипендии, материальную помощь, стоимость санаторно-курортных путевок, компенсацию женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, начисляются взносы в ПФР?

12. На пособия в виде материальной помощи, выходные пособия, командировочные, компенсационные выплаты начисляются страховые взносы?

13. Страховой взнос в ГФЗ на 1999 г. установлен в размере:

14. Пособия на детей в возрасте 1,5-6 лет, одиноким матерям, при потере кормильца, пострадавшим в резуль­тате аварии на Чернобыльский АЭС выплачиваются:

15. Обязательная регистрация плательщиков страховых взносов в ГФЗ предусмотрена законодательством?

16. Страховые взносы для юридических лиц в ГПФ на 1999 г. установлены в размере:

17. Пособие по временной нетрудоспособности (больничный лист) оплачивается за счет средств:

А профсоюзной организации

18. Физические лица уплачивают 1% с заработка в:

19. Финансирование обязательного медицинского стра­хования, проводимого страховыми медицинскими органи­зациями, осуществляет:

А Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Б территориальный ФОМС;

В фонд здравоохранения.

20. ФОМС, ФСС, ГФЗ, ГПФ относятся к:

А экономическим внебюджетным фондам;

Б социальным внебюджетным фондам.

21. Платежи на обязательное медицинское страхова­ние неработающего населения, детей, студентов осуще­ствляют:

А органы исполнительной власти;

Б органы социального обеспечения;

В территориальные органы ФОМС.

22. Денежные средства внебюджетных фондов ис­пользуются для финансирования:

А государственных расходов, не включенных в бюд­жет;

Б дополнительных расходов;

В расходов совместно с бюджетными средствами.

23. Страховые взносы во внебюджетные фонды но­сят:

А добровольный характер;

Б налоговый характер;

В добровольно-обязательный характер.

24. Могут ли предоставляться из внебюджетных фон­дов субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов?

В по решению Правительства РФ.

25. Возможны ли ассигнования из бюджета бюджетам внебюджетных фондов?

Источник

Читайте также:  Деньги разных стран европы
Оцените статью