Бюджетная система это система согласно административно территориальному делению страны
Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных уровней.
Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочии и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные.
Простое (унитарное) государство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т. п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований.
Сложные — это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя, т. е. насильственно создаваемое государство; наиболее распространенной формой является федерация.
Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и сыграл исторически прогрессивную роль в развитии государственности. Унитарная форма государственного устройства рассматривается как наиболее распространенная форма государственной организации. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.
Можно выделить следующие основные особенности унитарного государства.
Во-первых, структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные.
В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция и др.).
В децентрализованном государстве структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония и др.).
В ряде современных унитарных государств допускается существование административной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер). Испания кроме национальный автономии (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автономий. Объем полномочий автономий в простых государствах, как правило, значит меньше, чем объем полномочий соответствующих образований в федерациях.
Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подконтрольности органов административно-территориальных образований органам центральной власти зависит от степени централизации унитарного государства.
В отличие от унитарного государства федерация (от позднелат. foederatio— объединение, союз) характеризуется следующими чертами.
Во-первых, она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное деление.
Во-вторых, предполагается существование двух систем высших органов государственной власти: федеральных органов и соответствующих органов членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов федерации — лишь в пределах своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции.
Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов; в других (Россия, Индия, Германия) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов.
Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, имеют место двусторонние договоры о разграничении экономических полномочий между центром и конкретным субъектом федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных — нет (например, Россия).
В-третьих, субъекты федерации могут иметь свою конституцию (конституционный устав), систему законодательства, иногда — судебную систему (в России не допускается). При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.
В-четвертых, государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.
В-пятых, федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак, например территориальный (США, ФРГ) или национальный (СССР), так и их совокупность (Российская Федерация). Эти черты определяют структуру и особенности функционирования бюджетной системы страны.
В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух уровней — государственный бюджет и местные бюджеты (их доходы и расходы не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). В качестве примера можно упомянуть о бюджетной системе Великобритании.
В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой — государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.
Для ранних стадий развития буржуазного государства характерна зависимость государственного бюджета от местных бюджетов. При этом государственный бюджет часто не имел собственных источников доходов и покрывал свои расходы за счет взносов отдельных штатов (США). С развитием производительных сил, усложнением хозяйственных связей роль центральной власти и государственного бюджета стала возрастать, что в наибольшей степени проявилось после Второй мировой войны в связи с необходимостью глобального обновления основного капитала и структурных преобразований в экономике.
За бюджетами различных уровней закрепились и свои источники доходов. В государственный бюджет традиционно направляются крупнейшие налоги — подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (кроме США); таможенные пошлины; средства от государственных займов; доходы от использования объектов государственной собственности.
Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов, а также за счет отдельных акцизов и сборов. Неналоговые поступления традиционно складываются из доходов от эксплуатации муниципальной собственности, от различных административных сборов и выдачи местных налоговых лицензий. В бюджетах субфедерального уровня в различных странах преобладают те или иные виды налогов — косвенные налоги в бюджетах штатов США (налог на продажи, налог на валовую выручку), прямые налоги в бюджетах земель ФРГ (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства).
Определились взаимоотношения различных уровней бюджетной системы. Модели их также разнообразны. Традиционно вышестоящие бюджеты поддерживают бюджеты нижестоящих уровней и соответственно направляют средства в виде субсидий, субвенций и дотаций.
Интересен опыт долевого финансирования местных органов власти Великобритании: текущие расходы в значительных объемах финансируются из Консолидированного фонда в форме дотаций и целевых субсидий, а финансирование капитальных затрат осуществляется из Национального фонда займов под рыночный процент и в строго лимитированных размерах.
В Японии местные бюджеты получают только субсидии, но помимо этого государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения (строительство портов, гидроэлектростанций, ликвидацию последствий стихийных бедствий и т. п.).
Источник
Глава 2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
На территории города собираются следующие налоги, неналоговые платежи и сборы:
Определить, какие источники и в каких объемах будут формировать доходную часть местного бюджета, бюджета субъекта Федерации и федерального бюджета.
Представим таблицу распределения налогов и неналоговых поступлений за бюджетами различных уровней согласно федеральным законам «О Федеральном бюджете на 1998 год» и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»:
Согласно представленной таблице сформируем доходную часть бюджетов различных уровней:
Налог на имущество | ||
Налог на имущество | ||
Налог на имущество, переходящее в результате наследования и дарения | ||
Плата за воду, забираемую промышленными | ||
Земельный налог за земли несельскохозяйственного назначения | ||
Арендная плата за землю Госпошлина по делам, рассматриваемым народным судом | ||
Налог на рекламу | ||
Налог на содержание | ||
Сборы на нужды образовательных учреждений | ||
Сборы за выдачу ордера | ||
Таможенная пошлина | ||
Прочие налоговые платежи | ||
Проценты от размещения временно свободных средств бюджета | ||
Доходы от продажи гос-имущества на территории муниципалитета | ||
Доходы от продажи квартир | ||
Доходы от продажи земли | ||
Поступления от приватизации предприятий, находящихся в муниципальной собственности | ||
Административные штрафы и санкции | 742 036,0 | 155 465,9 Заданше 2.2 В таблице приведены данные годового бюджета города N. Определите устойчивость бюджета. Устойчивость бюджета определяется: Dc / D = 39330,0 / 52716,0 • 100% = 75% ; Dp / D = 15299,4 / 52716,0 • 100% = 29% ; 3 / P = 12018 / 100147 • 100% = 12% . Годовой бюджет города N абсолютно устойчивый. Задание 2.3 Необходимо рассчитать затраты на здравоохранение РФ в 1997 г., если: · бюджет здравоохранения всех уровней в 1995 г. 38 трлн руб.; · дефлятор 1996 г. — 1,35; · дефлятор — 1997 г; — 1,22 (по данным Министерства экономики); · на целевые программы здравоохранения, содержание инфраструктуры будет направлено 30% средств бюджетов всех уровней; · планируемый ФОТ в 1997 г. — 660 трлн руб.; · облагаемый взносами на ОМС объем фонда оплаты труда — 93%; · ожидаемый уровень страховых взносов на ОМС — 75%; · расходы на содержание системы ОМС — 8% от расходов; · страховой тариф на 1997 г. — 3,6% от ФОТ; · численность населения в РФ — 147 млн чел. 1. Определим ожидаемый бюджет на 1997 г.. 38 трлн руб. • 1,35 • 1,22 = 62,6 трлн руб. 2. На финансирование государственных гарантий из бюджетов будет направлено: 62,6 трлн руб. • 0,7 = 43,8 трлн руб. 3. Страховые взносы на ОМС хозяйствующих субъектов составят: 660 трлн руб. • 0,036 • 0,93 • 0,75 = 16,0 трлн руб. 4. Расходы на содержание системы ОМС составят: 16,0 трлн руб. • 0,08 =1,3 трлн руб. 5. На финансирование государственных гарантий из ОМС направлено: 16,0 трлн руб. — 1,3 трлн руб. = 14,7 трлн руб. 6. На финансирование государственных гарантий из бюджетов и ОМС направлено: 43,8 трлн руб. + 14,7 трлн руб. = 58,5 трлн руб. 7. Финансирование на одного жителя РФ составит: 58,5 трлн руб. / 147 млн чел. = 398 тыс. руб./ чел. Расчитайте затраты на выполнение государственных гарантий в 1997 г. на душу населения при двух вариантах: · при сохранении пропорций 1995 г. по первому варианту; · при совершенствовании структуры помощи, если дефлятор на 1997 г. по федеральным финансовым нормативам 1,12. Средняя стоимость в 1996 г.: · койкодня в стационаре — 84,8 тыс. руб.; · койкодня в дневном стационаре — 17 тыс. руб.; · посещения врача 12 тыс. руб. Скорая помощь — 8% всех затрат. Средняя стоимость в 1997 г.: · в стационаре — 84,8 • 1,12 = 95 тыс. руб.; · в дневном стационаре — 17 • 1,12 = 19 тыс. руб.; · посещения врача — 12 • 1,12 = 13,5 тыс. руб. I вариант. При сохранении пропорций 1997 г. Число койкодней в стационаре на 1000 жителей — 3560; в дневном стационаре — 50,3 (расчетное); число посещений врача на 1 жителя в год — 9,1. Определим стоимость помощи: 3,56 • 95 + 0,05 • 19 + 9,1 • 13,5 = 461,8 тыс. руб. С учетом услуг скорой помощи: 461,8 / 0,92 = 502 тыс. руб. на жителя в год. При данном варианте дефицит финансовых ресурсов составит: (502 — 398) / 502 • 100% = 20,1% . II вариант. При совершенствовании структуры помощи. · стационар — 2900 койкодней на 1000 жителей; · дневной стационар — 660 койкодней на 1000 жителей; · 9 посещений врача в год на одного жителя в поликлинике. Стоимость помощи составит: 2,9 • 95 + 0,66 • 19 + 9 • 13,5 = 409,5 тыс. руб. С учетом услуг скорой помощи: 409,5 / 0,92 = 445,5 тыс. руб. При данном варианте дефицит финансовых ресурсов составит: (445,5 — 398) / 445,5 • 100% = 10,6% Вывод. За счет совершенствования структуры медицинской помощи дефицит финансовых ресурсов сокращен на 10%. Задание 2.5 Большинство местных органов власти в США получает определенную часть своих доходов в трансфертах от штата и бюджета федерального уровня. Межправительственным трансфертам свойственны следующие особенности: • они могут быть уменьшены и прекращены; • часто являются целевыми; • четко определенная формула или процесс для выделения трансфертов, не снижающая усилий местного уровня в использовании собственных источников доходов; • проведение единой политики государства ( политика выравнивания для малообеспеченных регионов); • простота и легкость в управлении; • отсутствие значительных ограничений местной автономии в отношении решений по предоставляемым услугам и получаемым доходам. В структуре доходов городов США произошло резкое снижение федеральных трансфертов (с 26% в 1988 г. до 13% в 1995 г.). В таблице, приведенной ниже, сгруппированы меры, предпринятые городами (551 город) в ответ на усложнившуюся финансовую ситуацию. Вопрос. Какие из предложенных мер можно использовать для увеличения доходной части муниципального бюджета? Какие меры неприемлемы для решения подобной проблемы российских городов как противоречащие действующему законодательству? Основными источниками доходов городских бюджетов США являются: 1. Налог на недвижимость. 2. Налог с продаж, который собирается штатом (в части, принадлежащей местному уровню). • за пользование (гостиничный сбор, на бензин, с реализации); • ограничительный (на спиртные напитки, табачные изделия/бензин); • на род деятельности (на ресторанные блюда, на передачу прав, лицензия на вид деятельности). 4. Подоходный налог. Федеральная часть установлена в процентах к совокупному годовому доходу, часть, идущая в местный бюджет — в твердо фиксированной сумме в зависимости от сумм дохода (доход 1500 долл. — налог 52 долл., 200 тыс. долл. — налог 36 тыс. 679 долл.) 5. Тарифы и сборы. Плата за номерные знаки 1 долл., лицензии на строительство 3,45% налога на недвижимость, автостоянки 2,7% налога на недвижимость, сбор мусора 0,08% налога на недвижимость, парки и места отдыха 2,38% налога на недвижимость, вода и канализация 20—25% от расходов на коммунальные услуги. Вопрос. Сравните основные источники доходов российских городов и городов США. Какие различия в источниках формирования, налогооблагаемой базе, ставках вы обнаруживаете? Какой опыт налогообложения может быть применим в РФ? В чем состоят его достоинства и недостатки? Задание 2.8 Доходы федерального правительства США по источникам: · подоходный налог 73,0%; · налог с прибыли 15,0%; · таможенная пошлина 2,5%; · продажа бензина 2,5%; · налог с продаж 4,0%; · прочие налоги 3,0%. 2. Тарифы и сборы — 7,0%. 3. Другие общие доходы — 7,0%. 4. Поступления в фонд пенсионного и социального обеспечения — 32%. 5. Трастовое страхование — 1%. Вопрос. Проанализируйте состав доходной части федерального бюджета РФ и дохода федерального правительства США? В чем заключаются особенности доходных источников этих бюджетов? Задание 2.9 Расходы федерального правительства США распределяются следующим образом: 1. Оборона и международные отношения — 25%. 2. Пенсионное и социальное обеспечение — 25%. 3. Перечисление штатам и местному уровню — 10%. 4. Обслуживание займов — 13%. 5. Другие перечисления — 3%. 6. Другие расходы — 23%. Вопрос. Согласно Федеральному закону «О Федеральном бюджете РФ на 1999 год» определите структуру расходов бюджета по функциональной бюджетной классификации. Сравните направление использования финансовых ресурсов. Чем обусловлена социальная направленность расходов федерального правительства США? Задание 2.10 В состав бюджетных документов США входят: 1. Оперативный бюджет, фонды которого идут на покрытие оперативных расходов. Обычно в США законодательно не разрешается правительству штата и местному правительству иметь дефицит текущего оперативного бюджета. Это значит, что текущий оперативный бюджет должен балансироваться каждый год. 2. Бюджет капиталовложений отвечает за основные новые строительные проекты. При помощи бюджета капиталовложений финансируются расходы по объектам и оборудованию с долгим сроком службы и способностью приносить доходы через несколько лет. Такие капиталовложения обычно требуют кредитов и выплат долга за несколько лет, так как суммы капиталовложений обычно велики. 3. Бюджеты специальных фондов отвечают за программы, финансируемые при помощи доходов от определенных источников (налог на продажу бензина и колес идет на финансирование программы дорог). Анализируя опыт стран Восточной и Центральной Европы и бывших республик СССР, на настоящий момент выделяют 5 основных видов кредитования муниципального уровня, которые обычно составляют не более 5% от общей суммы местных доходов: 1. Краткосрочные займы под рыночный процент в коммерческих банках. 2. Среднесрочные займы под рыночный процент в коммерческих банках. 3. Среднесрочные займы под рыночный процент в муниципальных банках. 4. Среднесрочные займы под субсидированный процент в государственных фондах. 5. Краткосрочные и среднесрочные муниципальные облигации. Вопрос. Применяются ли эти инструменты для формирования доходной части местных бюджетов в РФ? Оцените достоинства и недостатки этих инструментов относительно экономической ситуации в РФ. Задание 2.12 Деловая игра. Участники работают в трех группах. Первая группа представляет департамент финансов, вторая — городской совет, третья — граждан города. При анализе данных по расходам департамент финансов представляет свой анализ двум другим группам и отвечает на вопросы групп, которые преследуют свои интересы и отстаивают свои права. Департаменту финансов необходимо подготовить анализ, выводы по нему, а также рекомендации на следующий год. Городскому совету необходимо подготовить вопросы и назначить выступающего. Гражданам необходимо подготовить вопросы, обсудить их и отстаивать свою позицию. Во время общего обсуждения вопросы могут задавать все. 1. Почему по одним категориям расходов наблюдаются колебания, тогда как другие категории остаются неизменными? 2. Какие тенденции прослеживаются в городских расходах? Что можно ожидать в будущем? 3. Что является основным приоритетом в городе? 4. Каковы расходы города по конкретным видам услуг? 5. Какие расходы можно увеличить или сократить? Из областного центра поступило распоряжение о том, что городам необходимо снизить расходы. Областное руководство пока не решило, до какой степени их можно снизить, поэтому финансовый департамент городской администрации попросил подготовить планы по 10%- и 25%-ному снижению расходов. Областное руководство не требует составления бюджета, вместо этого оно запросило финансовый отдел подготовить план путей снижения расходов. Среди возможных вариантов: • повышение экономичности в предоставлении услуг; • участие частного сектора в предоставлении услуг; • снижение уровня обслуживания. Область интересует детальная информация по этим вариантам. Уровень каких услуг будет снижен? Каким образом? Какие виды услуг будут представляться частным сектором? Каким образом будет достигнуто повышение экономичности и по каким услугам? Для решения поставленной задачи аудиторию можно разделить на две группы, одна из которых подготовит план снижения расходов на 10%, другая — на 25%. Каждая группа обсудит преимущества каждого плана. Задание 2.14* Тесты по теме: «Бюджет и бюджетная система». 1. Что такое бюджет? А баланс доходов и расходов; В план финансовых ресурсов; Г форма образования и расходования фонда денежных средств для обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 2. Консолидированный бюджет РФ — это: А сводный бюджет всех уровней; Б федеральный бюджет; В федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов РФ. 3. Бюджетный процесс — это процесс: А рассмотрения и принятия бюджета; Б подготовки, рассмотрения и исполнения бюджета; В принятия и исполнения бюджета. 4. Доходная часть федерального бюджета формируется за счет: А налогов и неналоговых поступлений; Б налогов и сборов, доходов от внешнеэкономической деятельности; В налогов, сборов и неналоговых поступлений. 5. Местные налоги — это налоги: А устанавливаемые местными органами власти по своему усмотрению; : Б согласно налоговому законодательству вводимые на местном уровне по ставкам, устанавливаемым органами власти; В согласно налоговому законодательству устанавливаемые местными органами власти не выше установленных в законодательстве. 6. Федеральные налоги, полностью формирующие доходную часть местного бюджета, — это: А подоходный налог, налог на имущество физических лиц; Б госпошлина, земельный налог; В налог на наследование и дарение, налог на имущество физических лиц. 7. Бюджетный процесс начинается: А за 18 месяцев до финансового года; Б за 12 месяцев; 8. Какая система исполнения бюджета в РФ? 9. Ведомственная бюджетная классификация — это: А распределение средств по ведомствам; Б распределение средств по главным распорядителям средств; В распределение средств по предприятиям согласно ведомственной подчиненности. 10. Финансовая помощь бюджетам другого уровня — это: А дотации, субсидии, субвенции, кредиты, ссуды; Б безвозвратная и безвозмездная передача средств; В дотации, субсидии, субвенции, безвозвратная и безвозмездная передача средств. 11. Регулирующие доходы бюджетов — это: А федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений; Б федеральные налоги, поступающие в региональные бюджеты в процентном соотношении; В федеральные налоги, поступающие в местные бюджеты. 12. Источниками финансирования дефицита местного бюджета являются: А муниципальные займы и кредиты; В продажа золотовалютных запасов и улучшение сбора налогов. 13. Профицит бюджета — это: А баланс доходов и расходов; Б превышение расходов над доходами; В превышение доходов над расходами. 14. Финансовая помощь — это собственный доход бюджета. В зависит от формы перечисления средств. 15. Местные органы власти могут эмитировать ценные бумаги для покрытия дефицита бюджета в объеме: А не более 15% расходной части; Б не более 15% доходной части; В не более 15% суммы дефицита. 16. Бюджетная система — это: А трехуровневая система; Б система согласно административно-территориальному делению страны; В соответствует звеньям финансово-кредитной системы. 17. Бюджетная классификация — это группировка: А по определенным принципам; Б по расходам и доходам бюджета; В по расходам и доходам бюджетов всех уровней и источников финансирования дефицитов. 18. Размер резервных фондов в федеральном бюджета не должен превышать: 19. Трансферты населению — это обязательные выплаты в виде: А зарплаты и пенсий; Б компенсаций и социальных выплат; В пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и социальных выплат. 20. Федеральный фонд финансовой поддержки регионов в 1999 г. формируется за счет: А процентов от сбора налогов; Б 15% всех налоговых поступлений за исключением НДС; В 14% всех налоговых поступлений за исключением таможенной пошлины. 21. Финансовая ситуация считается подконтрольной, если дефицит бюджета к ВВП: 22. Защищенные статьи бюджета: А подлежат секвестру по решению Государственной Думы; Б не подлежат секвестру; В подлежат секвестру по решению правительства. 23. Целевой экологический фонд формируется за счет: А 10% отчислений от территорий в федеральном бюджете; Б 10% отчислений от территорий в республиканском бюджете; В 10% отчислений от предприятий в местном бюджете. 24. Расходы бюджета делятся на бюджеты: А оперативный и текущий; Б капитальный и текущий; В бюджет развития и текущий бюджет. 25. Имеют ли право субъекты Федерации вводить дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством? В да, в исключительных случаях. 1. Бюджетная система — это: А свод бюджетов государства; Б совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов; В совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов. 2. Дотации — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для: А покрытия текущих расходов; Б выплат населению; В финансирования определенных программ. 3. Фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке отчислений от конкретных видов доходов, — это: А бюджет развития; Б целевой бюджетный фонд; В капитальный бюджет; Г внебюджетный фонд. 4. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на определенные целевые расходы, — это: 5. Капитальные расходы бюджета — это часть расходов бюджета, обеспечивающая: А инновационную деятельность; Б инновационную и инвестиционную деятельность; В оплату труда, социальные выплаты, компенсации. 6. Экономическая бюджетная классификация является группировкой по экономическому содержанию: А доходов бюджета; Б расходов бюджета; В доходов и расходов бюджета. 7. Процесс разработки федерального бюджета начинается с момента: А подписания указа Президентом; Б постановления правительства; В решения Государственной Думы. 8. Источниками покрытия дефицита бюджета являются: А секвестирование расходов; Б увеличение доходов; 9. Федеральные налоги — это налоги, устанавливаемые федеральными органами власти для формирования: А федерального бюджета; Б федерального и республиканского бюджетов; В бюджетов всех уровней. 10. Федеральные налоги, которые полностью зачисляются в федеральный бюджет, — это: А подоходный налог, госпошлина; Б налог на прибыль, НДС на отечественные товары; В таможенная пошлина, НДС на ввозимые товары. 11. Бюджетные средства, предоставляемые на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев, — это: А бюджетная ссуда; Б бюджетный кредит; В бюджетные ассигнования. 12. Закрепленные доходы бюджета — это: А часть доходов бюджетов других уровней, закрепленных за определенным бюджетом; Б налоги, полностью формирующие определенный бюджет; В доходы, полностью формирующие определенный бюджет. 13. Дефицит бюджета — это: А превышение доходов над расходами; Б явление, обратное профициту; В ни один ответ не является верным. 14. Какой классификацией устанавливается группировка расходов на текущие и капитальные? 15. Федеральный фонд финансовой поддержки регионов формируется за счет: А 15% всех запланированных налоговых поступлений; Б 15% реально поступивших налоговых поступлений; В 14% всех налогов за исключением ввозной таможенной пошлины. 16. Трансферты регионам выделяются для: А сокращения кассовых разрывов бюджета; Б выравнивания среднедушевого бюджетного дохода; В финансирования расходов при недостатке собственных средств бюджета. 17. К целевым бюджетным фондам относятся: А пенсионный фонд, фонд занятости; Б резервный фонд президента и правительства; В дорожный фонд, экологический фонд. 18. Расходы на образование, управление, медицину, народное хозяйство, оборону являются расходами: А ведомственной классификации; 19. Дефицит Федерального бюджета на 1999 г. установлен в размере: 20. К налогам субъектов РФ, формирующим бюджет субъектов, относится: А налог на вмененный доход; Б налог на имущество организаций; В налог на покупку иностранных денежных знаков. 21. Бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга — это: А местные бюджеты; Б городские бюджеты; В бюджеты субъектов Федерации. 22. К защищенным статьям бюджета относятся: А расходы на оборону, управление; Б расходы на здравоохранение; В расходы на радиационные и ядерно-опасные объекты. 23. Бюджетная роспись — это документ о поквартальном распределении доходов и расходов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между: А получателями бюджетных средств из федерального бюджета; Б плательщиками налогов; В бюджетами, министерствами и ведомствами. 24. Могут ли местные органы власти устанавливать ставки местных налогов? Б могут, но не выше ставок, установленных налоговым законодательством; 25. Налог на прибыль формирует бюджеты: А федеральный — 13%, субъектов РФ — 22%; Б федеральный — 13%, субъектов РФ — 22% и местный — 5%; В федеральный — 1%, местный — не менее 5%, субъектов РФ — 19%. Задание 2.15* Тесты по теме: «Государственный кредит» 1. Обеспеченностью государственного кредита являются: А имущество государства; Б имущество государства или территориальной единицы; В золотовалютные запасы государства. 2. При государственном кредите государство выступает в качестве: А заемщика и кредитора; Б заемщика, кредитора и гаранта; 3. Функциями государственного кредита являются: А распределительная, регулирующая, контрольная; Б фискальная, регулирующая; В распределительная и контрольная. 4. Государственный внутренний долг состоит из: А задолженности прошлых лет; Б вновь возникающей задолженности; 5. На обслуживание государственного долга в федеральном бюджете в 1999 г. заложено: А 30% расходной части бюджета; Б 15% расходной части бюджета; В 50% расходной части бюджета. 6. Финансовое положение государства считается контролируемым, если государственный долг: А не превышает 30% ВВП; Б не превышает 50% ВВП; В не превышает 15% ВВП. 7. Управление государственным долгом осуществляется: А правительством РФ; Б Банком России; В Министерством финансов РФ. 8. По долговым обязательствам субъектов РФ ответственность Российская Федерация: В несет, если они гарантированы РФ. 9. Государственные внешние заимствования используются для: А покрытия дефицита бюджета; Б финансирования бюджета развития; В финансирования текущих расходов. 10. Реструктуризация государственного долга — это: А размещение новых государственных займов для погашения уже выпущенных; Б погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашенных долговых обязательств. 11. Предметы внешних государственных заимствований устанавливаются: А постановлением Правительства РФ; Б указом Президента; В федеральным законом. 12. Заимствования, осуществляемые путем предоставления государственных гарантий, учитываются в составе долга: А да, если гарантия дана в письменной форме; 13. Верхний предел общей суммы гарантий устанавливается: А Правительством РФ; Б Банком России; В федеральным бюджетом. 14. Коэффициент обслуживания внешнего государственного долга определяется как отношение: А всех платежей по задолженности к валютным поступлениям от экспорта; Б поступлений по системе государственного кредита. 15. Консолидация государственного долга — это: А изменение доходности займов; Б изменение условий займов, связанных с их сроками; В объединение нескольких займов в один. 16. Капитальный государственный долг — это: А вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая процент по этим обязательствам; Б расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил. 17. Государственные займы, казначейские ссуды, заимствование средств из общегосударственного ссудного фонда — это: А формы государственного кредита; Б формы внутреннего государственного кредита; 18. Облигационные займы — это займы, которые: А сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства; Б оформляются подписанием договоров; В являются выпуском облигаций. 19. Внутренние государственные займы можно выпускать на срок: 20. Предельный размер государственного долга субъекта Федерации не должен превышать: А объема доходов без учета финансовой помощи; Б объема доходов; В дефицита бюджета. 21. Предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать: А половины дефицита бюджета; Б годового объема платежей по государственному долгу; В половины расходной части бюджета. 22. Муниципальным образованиям на покрытие дефицита разрешено привлекать заемные средства в размере: А 15% доходов без финансовой помощи; 23. Внешний долг РФ — это: А обязательства, возникающие в иностранной валюте; Б обязательства в иностранной валюте и ценных бумагах; В долг в безналичной форме. 24. Обслуживание государственного долга — это: А операции по выплате процентов; Б размещение долговых обязательств; В погашение процентов; 25. Унификация государственных займов представляет собой: А объединение нескольких займов в один; Б обмен облигаций нового займа на облигации ранних займов; В изменение условий займов. Тесты по теме «Внебюджетные фонды» 1. Внебюджетные фонды — это: А форма образования .и расходования денежных средств; Б форма перераспределения финансовых ресурсов; В форма образования и расходования финансовых ресурсов. 2. Средства государственных внебюджетных фондов принадлежат: 3. Бюджеты внебюджетных фондов утверждаются: А дирекцией фондов; Б Правительством РФ; В Федеральным Собранием. 4. Сбор и контроль за поступлением платежей осуществляется: А налоговой инспекцией; В дирекцией фондов. 5. Исполнение бюджетов внебюджетных фондов осуществляется: Б Счетной палатой; В Правительством РФ. 6. Страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования составляют: 7. Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка выплачиваются из: 8. Пособие на ребенка до 1,5 лет, пособие на погребение выплачиваются из: 9. Страховой взнос в ФСС на 1999 г установлен в размере: 10. Пособия по безработице выплачиваются из: 11. На стипендии, материальную помощь, стоимость санаторно-курортных путевок, компенсацию женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, начисляются взносы в ПФР? 12. На пособия в виде материальной помощи, выходные пособия, командировочные, компенсационные выплаты начисляются страховые взносы? 13. Страховой взнос в ГФЗ на 1999 г. установлен в размере: 14. Пособия на детей в возрасте 1,5-6 лет, одиноким матерям, при потере кормильца, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльский АЭС выплачиваются: 15. Обязательная регистрация плательщиков страховых взносов в ГФЗ предусмотрена законодательством? 16. Страховые взносы для юридических лиц в ГПФ на 1999 г. установлены в размере: 17. Пособие по временной нетрудоспособности (больничный лист) оплачивается за счет средств: А профсоюзной организации 18. Физические лица уплачивают 1% с заработка в: 19. Финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, осуществляет: А Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Б территориальный ФОМС; В фонд здравоохранения. 20. ФОМС, ФСС, ГФЗ, ГПФ относятся к: А экономическим внебюджетным фондам; Б социальным внебюджетным фондам. 21. Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, детей, студентов осуществляют: А органы исполнительной власти; Б органы социального обеспечения; В территориальные органы ФОМС. 22. Денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования: А государственных расходов, не включенных в бюджет; Б дополнительных расходов; В расходов совместно с бюджетными средствами. 23. Страховые взносы во внебюджетные фонды носят: А добровольный характер; Б налоговый характер; В добровольно-обязательный характер. 24. Могут ли предоставляться из внебюджетных фондов субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов? В по решению Правительства РФ. 25. Возможны ли ассигнования из бюджета бюджетам внебюджетных фондов? Источник |