Бюджетная система стран с федеративным государственным устройством

Бюджетная система, модели ее построения в федеративных и унитарных государствах

Бюджетная система государства — это совокупность бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы страны и принципы ее построения.

Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства страны, действующими законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы государственного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно — территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство (единое) — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной автономии. В стране осуществляется централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами. Этой системе соответствует высокая степень централизации бюджетных средств и отсутствие бюджетных прав у нижестоящих органов власти.

Бюджетная система унитарного государства состоит из 2-х звеньев:

1. государственный бюджет;

2. многочисленные местные бюджеты. Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет.

Федеративное государство (объединенное) — это форма государственного устройства, при которой административно — территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций (Германия, Бельгия, Бразилия, Австрия, РФ, Канада, США). В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

1. федеративный бюджет или бюджет центрального правительства;

2. бюджеты административно — территориальных образований или членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, субъектов в РФ);

3. местные бюджеты.

Федеративной бюджетной системе присуще высокая степень самостоятельности административно — территориальных бюджетов при соблюдении общих государственных интересов. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеративный бюджет.

Разновидностью федеративных государств является конфедеративное государство (союзное) — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют прин­ципами бюджетного федерализма.

Источник

Бюджетная система в странах с различным государственным устройством

Совокупность всех самостоятельных бюджетов участников экономических отношений образует бюджетную систему, структура которой зависит от формы государственного и административного устройства, и представляет собой совокупность всех бюджетов, действующих на территории данного государства.

Основу бюджетного устройства и бюджетной системы составляет форма государственного устройства, которая закреплена в Конституции страны.

По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной автономии.

В унитарномгосударстве действует единая Конституция, общая для всех, единые органы власти, осуществляется централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в стране.

В унитарных(двухуровневых) государствах (Великобритания, Франция, Япония, Италия и др.) бюджетная система состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов, при этом главным звеном является государственный бюджет.

Местные бюджеты со своими доходами и расходами в государственный бюджет не входят, и самостоятельно составляются и исполняются местными органами власти.

Федеративное (объединенное) государство — форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах полномочий распределенных между ними и центром.

Федеративная (трехуровневая) бюджетная система состоит из вышестоящего федерального бюджета, который на основании разграничения бюджетных полномочий взаимодействует с региональными и местными бюджетами.

Построение бюджетной системы России осуществляется в соответствии с Конституцией, БК РФ, который является основным законом бюджетных и финансовых отношений для всех территориальных субъектов входящих в состав нашей страны.

В федеративных государствах, в том числе и в России, бюджетная система включает не менее трех уровней межбюджетных отношений: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система США состоит из федерального бюджета, бюджетов 50 штатов, местных бюджетов (около 12 700 графств, муниципалитетов, тауншипов, специальных округов и т.п.).

Бюджетная система ФРГ состоит из федерального бюджета, 16 региональных (земельных) бюджетов и местных бюджетов (более 11 000 бюджетов общин).

Бюджетная система Канады состоит из федерального бюджета, бюджетов 10 провинций и 3 территорий, и около 5 000 бюджетов местных органов власти.

В бюджетной системе федеративных государств местные бюджеты не входят в состав бюджетов субъектов федерации, а их доходы и расходы не включаются в федеральный бюджет.

Конфедеративное (союзное) государство – союз суверенных государств, созданный в целях достижения совместных целей.

Конфедеративная (разноуровневая) бюджетная система включает в себя равноправные территориальные бюджеты, самостоятельно и согласованно определяющие направления и объемы совместного финансирования общих фондов.

Бюджет при этом формируется из взносов входящих в конфедерацию государств, при этом у государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

К примеру, Содружество Независимых Государств, страны Евросоюза и т.д.

Контрольные вопросы:

1. Назовите порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждение;

2. В чём заключается сущность бюджетного процесса;

3. Назовите принципы исполнения бюджета;

4. Опишите бюджетное устройство, бюджетную классификацию и принципы бюджетной системы России;

5. Роль консолидированного бюджета в построении бюджетной системы государства;

6. Факторы, влияющие на формирование доходов бюджетов субъектов РФ;

7. Дайте характеристику бюджетного устройства и бюджетных систем в унитарных и федеративных государствах.

Источник

Бюджетное устройство унитарных и федеративных государств

1.2 Бюджетное устройство унитарных и федеративных государств

Бюджетное устройство — внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (федеративные).

Простое или унитарное государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т.д.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Т.е. в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев – государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). Примером унитарных государств являются – Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.

Сложные (федеративные) – это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя (от лат. imperium – власть), т.е. насильственно создаваемое государство. Наиболее распространенной формой является федерация (от позднелатинского foederatio – объединение, союз). Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена – государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, и местные бюджеты. Примером федеративных государств являются – РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и сыграл исторически прогрессивную роль в развитии государственности. Унитарная форма государственного устройства рассматривается как наиболее распространенная форма государственной организации. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

Можно выделить следующие особенности унитарного государства.

— Во-первых, структурными единицами такого государства являются районы, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция). В децентрализованном государстве структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония). Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подконтрольности органов административно-территориальных образований органам центральной власти зависит от степени централизованности унитарного государства.

В отличие от унитарного государства федерация характеризуется следующими чертами.

— Во-первых, она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное деление.

— Во-вторых, предполагается существование двух систем высших органов власти: федеральных органов и соответствующих органов членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов федерации – лишь в пределах своей территории. Разграничения предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции.

В-третьих, субъекты федерации могут иметь свою конституцию (конституционный устав), систему законодательства, иногда – судебную систему (в России не допускается). При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.

— В-четвертых, государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

— В-пятых, федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак, например территориальный (США, ФРГ) или национальный (СССР), так и их совокупность (Российская Федерация).

Рассмотрим подробнее бюджетное устройство ФРГ. Федеративное устройство Германии очень своеобразно — отношения между различными уровнями государственной власти ФРГ обладают многими признаками, характерными в основном для унитарных государств: широкие полномочия федерального правительства, единообразие законодательства по всем важнейшим вопросам, а также единство налоговой системы для всей федерации. При оказании социальных услуг, государственные органы исходят не из минимальных социальных стандартов, а из принципа обеспечения равного уровня жизни для всех жителей страны. Тем не менее, ФРГ остается федерацией, состоящей из 16 субъектов — земель, а также муниципальных образований.

Бюджетная система ФРГ включает:

— специальные правительственные фонды;

— более 10000 общин./1, с. 85/

Для германской бюджетной системы характерна трехступенчатая система межбюджетного выравнивания. Во-первых, осуществляется доходное выравнивание через поступления НДС в бюджеты субъектов федерации: 25% от доли бюджетов земель в общих поступлениях НДС распределяется между всеми землями. Второй вид межбюджетного выравнивания заключается в перераспределении бюджетных ресурсов между бюджетами земель без вмешательства со стороны федерального правительства. Третьим видом финансовой поддержки регионов в ФРГ являются прямые федеральные гранты некоторым территориям.

Сложившаяся в ФРГ бюджетная система предполагает, что внутри каждого субъекта федерации существует собственная методика перераспределения ресурсов между бюджетами муниципальных образований. Обычно при составлении таких методик органы власти земель исходят в первую очередь из расходных потребностей муниципалитетов, принимая во внимание структуру региональной экономики.

Другим примером федерации является РФ. Кратко рассмотрим ее бюджетное устройство. Бюджетная система России, как федеративного государства, состоит из бюджетов трех уровней:

— Федеральный (республиканский) бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

— Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

— Местные бюджеты (около 29 645 городских, районных, поселковых и сельских бюджетов) . /4/

С помощью Федерального бюджета перераспределяется до 40% национального дохода страны, и финансируются основные экономические и социальные программы. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который со­ответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня. Вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Другими словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему.

Согласно БК РФ Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Из вышесказанного можно сделать вывод о схожести бюджетного устройства ФРГ и РФ. И РФ и ФРГ свойственна кооперативная модель бюджетного устройства. Особенностью Германии является то, что специальные правительственные фонды выделены в отдельное звено бюджетной системы.

Источник

Читайте также:  Рейтинг кораблей стран мира
Оцените статью