Человеческая роль его чрезвычайно симпатична судьба страны очутилась

Человеческая роль его чрезвычайно симпатична судьба страны очутилась

Сергей Фёдорович Платонов

Полный курс лекций по русской истории

Введение (Изложение конспективное)

Наши занятия русской историей уместно будет начать определением того, что именно следует понимать под словами историческое знание, историческая наука. Уяснив себе, как понимается история вообще, мы поймем, что нам следует понимать под историей одного какого-либо народа, и сознательно приступим к изучению русской истории.

История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом, например, покажет вам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусств. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах. Задача историка состояла у них о том, чтобы передать слушателям и читателям вместе с эстетическим наслаждением и ряд нравственных назиданий. Те же цели преследовало и искусство.

При таком взгляде на историю, как на художественный рассказ о достопамятных событиях, древние историки держались и соответствующих приемов изложения. В своем повествовании они стремились к правде и точности, но строгой объективной мерки истины у них не существовало. У глубоко правдивого Геродота, например, много басен (о Египте, о Скифах и т. под.); в одних он верит, потому что не знает пределов естественного, другие же, и не веря в них, заносит в свой рассказ, потому что они прельщают его своим художественным интересом. Мало этого, античный историк, верный своим художественным задачам, считал возможным украшать повествование сознательным вымыслом. Фукидид, в правдивости которого мы не сомневаемся, влагает в уста своих героев речи, сочиненные им самим, но он считает себя правым в силу того, что верно передает в измышленной форме действительные намерения и мысли исторических лиц.

Читайте также:  Цели земельных отношений страны

Таким образом, стремление к точности и правде в истории было до некоторой степени ограничиваемо стремлением к художественности и занимательности, не говоря уже о других условиях, мешавших историкам с успехом различать истину от басни. Несмотря на это, стремление к точному знанию уже в древности требует от историка прагматизма. Уже у Геродота мы наблюдаем проявление этого прагматизма, т. е. желание связывать факты причинною связью, не только рассказывать их, но и объяснять из прошлого их происхождение.

Итак, на первых порах история определяется, как художественно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах.

Ко временам глубокой древности восходят и такие взгляды на историю, которые требовали от нее, помимо художественных впечатлений, практической приложимости. Еще древние говорили, что история есть наставница жизни (magistra vitae). От историков ждали такого изложения прошлой жизни человечества, которое бы объясняло события настоящего и задачи будущего, служило бы практическим руководством для общественных деятелей и нравственной школой для прочих людей. Такой взгляд на историю во всей силе держался в средние века и дожил до наших времен; он, с одной стороны, прямо сближал историю с моральной философией, с другой – обращал историю в «скрижаль откровений и правил» практического характера. Один писатель XVII в. (De Rocoles) говорил, что «история исполняет обязанности, свойственные моральной философии, и даже в известном отношении может быть ей предпочтена, так как, давая те же правила, она присоединяет к ним еще и примеры». На первой странице «Истории государства Российского» Карамзина найдете выражение той мысли, что историю необходимо знать для того, «чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье».

С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Сообразно с различными философскими системами, так или иначе определялись цели и смысл самой истории. Вот некоторые из подобных определений: Боссюэт (1627-1704) и Лоран (1810-1887) понимали историю, как изображение тех мировых событий, в которых с особенною яркостью выражались пути Провидения, руководящего человеческою жизнью в своих целях. Итальянец Вико (1668-1744) задачею истории, как науки, считал изображение тех одинаковых состояний, которые суждено переживать всем народам. Известный философ Гегель (1770-1831) в истории видел изображение того процесса, которым «абсолютный дух» достигал своего самопознания (Гегель всю мировую жизнь объяснял, как развитие этого «абсолютного духа»). Не будет ошибкою сказать, что все эти философии требуют от истории в сущности одного и того же: история должна изображать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл.

Этот взгляд был шагом вперед в развитии исторической мысли, – простой рассказ о былом вообще, или случайный набор фактов различного времени и места для доказательства назидательной мысли не удовлетворял более. Появилось стремление к объединению изложения руководящей идеей, систематизированию исторического материала. Однако философскую историю справедливо упрекают в том, что она руководящие идеи исторического изложения брала вне истории и систематизировала факты произвольно. От этого история не становилась самостоятельной наукой, а обращалась в прислужницу философии.

Наукою история стала только в начале XIX века, когда из Германии, в противовес французскому рационализму, развился идеализм: в противовес французскому космополитизму, распространились идеи национализма, деятельно изучалась национальная старина и стало господствовать убеждение, что жизнь человеческих обществ совершается закономерно, в таком порядке естественной последовательности, который не может быть нарушен и изменен ни случайностями, ни усилиями отдельных лиц. С этой точки зрения главный интерес в истории стало представлять изучение не случайных внешних явлений и не деятельности выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

Это определение различно формулировали историки и мыслители. Знаменитый Гизо (1787-1874), например, понимал историю, как учение о мировой и национальной цивилизации (понимая цивилизацию в смысле развития гражданского общежития). Философ Шеллинг (1775-1854) считал национальную историю средством познания «национального духа». Отсюда выросло распространенное определение истории, как пути к народному самосознанию. Явились далее попытки понимать историю, как науку, долженствующую раскрыть общие законы развития общественной жизни вне приложения их к известному месту, времени и народу. Но эти попытки, в сущности, присваивали истории задачи другой науки – социологии. История же есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества.

Такая задача требует многого для успешного выполнения. Для того чтобы дать научно-точную и художественно-цельную картину какой-либо эпохи народной жизни или полной истории народа, необходимо: 1) собрать исторические материалы, 2) исследовать их достоверность, 3) восстановить точно отдельные исторические факты, 4) указать между ними прагматическую связь и 5) свести их в общий научный обзор или в художественную картину. Те способы, которыми историки достигают указанных частных целей, называются научными критическими приемами. Приемы эти совершенствуются с развитием исторической науки, но до сих пор ни эти приемы, ни сама наука истории не достигли полного своего развития. Историки не собрали и не изучили еще всего материала, подлежащего их ведению, и это дает повод говорить, что история есть наука, не достигшая еще тех результатов, каких достигли другие, более точные, науки. И, однако, никто не отрицает, что история есть наука с широким будущим.

Источник

Человеческая роль его чрезвычайно симпатична судьба страны очутилась


Тест по теме «Смутное время»

  1. Какое имя в приведенном ряду имен участников событий смуты является лишним:
  1. К.Минин; 2) Д.Пожарский; 3) И.Болотников; 4) Е. Пугачев?
  1. «Крестоцеловальная запись», согласно которой царь обещал «всякого человека, не судя истинным судом с бояры своими, смерти не предати», связана с именем:
  1. Василия Шуйского; 2) Михаила Романова; 3) Елизаветы Петровны; 4) Анны Иоанновны
  1. Прочитайте отрывок из сочинения историка С.Ф Платонова и напишите пропущенную в тексте фамилию исторического деятеля, к которому относится данная характеристика:

«Человеческая роль ________ чрезвычайно симпатична: судьба страны очутилась в его руках…когда Русь пришла к нравственному и экономическому упадку…Московское государство нуждалось в умиротворении. Желанным умиротворителем являлся именно он, и в этом не его вина».

  1. Расположите в хронологическом порядке документы, отражавшие процесс закрепощения крестьян:
  1. Соборное уложение; 2) Указы о «заповедных летах»; 3) Судебник 1497 года; 4) Указы об урочных летах

1 2 3 4
5. Какой век в России называют «бунташным веком» :

1)XVI в.;2) XVII в.;3) XVIII в.;4) XIX в.?

6. Представители высшего военно-служилого сословия на Руси XIV-XVII вв., владевшие вотчинами, назывались:

1) боярами; 2) дворянами; 3) стрельцами; 4) казаками
7. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:

1) 1649; 2) 1645; 3) 1613; 4) 1654

8. Утверждение «Священство выше царства» связано с событиями:

1) церковного раскола XVII в.;2) Смуты начала XVII в.; 3) Стоглавого собора XVI в.;4) ликвидация патриаршества в России в начале XVIII в.

9. Расположите в хронологическом порядке основные события «бунташного века»:

1) Медный бунт;2) Соляной бунт;3) восстание под руководством Степана Разина;4) принятие Соборного уложения

10. Укажите какое событие произошло позже других:

1) принятие Соборного уложения;

2) воцарение Романовых;

3) получение Россией выхода к Балтийскому морю;

4) появление на политической арене Лжедмитрия I

11. Обострение социальных и политических противоречий в России на рубеже XVI-XVII вв. привело к:

2) Медному бунту;

3) Ливонской войне;

4) опричнине.
12. Понятие «урочные лета» означало:

1) запрет на крестьянский переход в Юрьев день;

2) ограничение на переход крестьян в Юрьев день;

3) срок сыска и возвращения беглых крестьян;

4) годы, когда помещик переводил крестьян на оброк.
13. Боярин А.Л. Ордин-Нащокин был одним из известных политических деятелей в царствование:

1) Алексея Михайловича;

3) Федора Алексеевича;

4) Бориса Годунова.
14. Введение в 1581 году указа о «заповедных летах» привело к:

1) запрещению перехода крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день;

2) установлению единого для всего государства срока перехода крестьян;

3) введению пятилетнего срока розыска и возвращения беглых крестьян;

4) окончательному оформлению крепостничества.
15. Бунташным веком «тишайшого царя» называли современники царствование:

Источник

Итоговая работа по теме «Смутное время»
тест по истории (7 класс) по теме

Итоговая работа по теме «Смутное время» Два варианта в форме ЕГЭ

Скачать:

Вложение Размер
itogovaya_po_smute.doc 73 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа по теме «Смутное время» I вариант.

Часть А. Задания с выбором ответа.

1. Венчание на царство Бориса Федоровича Годунова произошло?

а) 1 сентября 1698 г.;

б) 1 сентября 1598 г.;

в) 20 июня 1605 г.

2. Восстание Хлопка вспыхнуло:

а) в Юго-западных уездах страны;

б) на севере страны;

в) на Урале и Сибири.

3. Первым самозванцем — Лжедмитрием был:

а) Гаврила Принцип;

б) Григорий Отрепьев;

в) Василий Шуйский.

4. Народ принимает Лжедмитрия II, потому что:

а) мечтали о новых землях;

б) хотели поменять религию;

в) надеялись на «доброго царя».

5. Первое ополчение возглавил?

6. Смоленск находился в осаде в период интервенции в течении?

7. Временное правительство в период смуты называлось?

а) «Союз крестьян и дворян»;

б) «Казачий совет»;

в) «Совет всея земли».

8. В конце октября 1612 года интервенты:

б) одержали победу;

в) бежали в свою страну за помощью.

9. Смутное время сильно ослабило Россию, и …

а) дало возможность захватить русскую землю Речью Посполитой;

б) показало силу русского народа;

в) еще надолго сохранилось безвластие.

10. Первым царем династии Романовых был?

а) Алексей Михайлович;

б) Михаил Федорович;

в) Дмитрий Иванович.

Часть В. Задания с кратким ответом.

  1. Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени.
  1. семибоярщина и приглашение на трон королевича Владислава
  2. царствование Бориса Годунова
  3. царствование Василия Шуйского
  4. принятие Соборного Уложения
  1. Установите правильное соответствие:

1) Свержение династии Годуновых

А) И.И. Болотников

2)разгром тушинских войск

3) оборона Калуги 1607 г.

4) оборона Смоленска 1607 -1611гг.

Г) М.В. Скопин-Шуйский

5) первое ополчение

  1. Прочитайте отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и напишите пропущенную в тексте фамилию исторического деятеля, к которому относится данная характеристика:

«Человеческая роль _____________ чрезвычайно симпатична: судьба страны очутилась в его руках. когда Русь пришла к нравственному и экономическому упадку. Московское государство нуждалось в умиротворении. Желанным умиротворителем являлся именно он, и в этом его громадная заслуга. Последовал не мир и покой, а смута, но в этом не его вина».

Часть С . Задания с развернутым ответом

Текст к заданиям С1—СЗ.

Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вины, и после их у жен и у детей дворов, и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов [доносов] ложных мне, великому государю, не слушати».

C1. Что это за документ, кто его автор, когда он был принят? Укажите всего не менее трех положений.

C2. Почему был принят этот документ? Укажите не менее двух причин.

C3. В чем уникальность данного документа?

Итоговая работа по теме «Смутное время» II вариант.

  1. «Тушинским вором» называли:
  1. Прокопия Ляпунова;
  2. 2) Лжедмитрия II;
  3. 3) Степана Разина;
  4. 4) Лжедмитрия I
  1. Создание первого ополчения в период Смутного времени связано с именем:
  1. Александра Меньшикова;
  2. 2) Бориса Годунова;
  3. 3) Василия Шуйского;
  4. 4)Прокопия Ляпунова
  1. В каком году началось царствование династии Романовых?
  1. в 1584 г.;
  2. в 1598 г.;
  3. 3) в 1605 г.;
  4. 4) в 1613 г.
  1. Временное правительство в период смуты называлось?
  1. а) «Союз крестьян и дворян»;
  2. б) «Казачий совет»;
  3. в) «Совет всея земли».
  1. Смутное время сильно ослабило Россию, и …
  1. а) дало возможность захватить русскую землю Речью Посполитой;
  2. б) показало силу русского народа;
  3. в) еще надолго сохранилось безвластие.
  1. Причина восстания под предводительством И. Болотникова:
  1. массовое привлечение крестьян на строительство флота
  2. протест против церковной реформы
  3. усиление феодального гнета
  4. введение рекрутской повинности
  1. Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключалось в:
  1. создании нового органа власти – Земского собора
  2. обещании царя подданным соблюдать законность
  3. введение нового принципа наследования престола
  4. учреждении в России патриаршества

8.Что является итогом Смуты?

1.воцарение династии Романовых

2.союз с Речью Посполитой против Крымского ханства

3.установление сословно-представительной монархии в России

4.утрата независимости Российского государства

9.Событие, получившее в истории название «угличская драма», связано с:

  1. гибелью царевича Дмитрия;
  2. походом Лжедмитрия I;
  3. смертью Бориса Годунова;
  4. восстанием под предводительством И. Болотникова.

10. Производство, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, называется:

Часть В. Задания с кратким ответом.

  1. Правительство России в период Смутного времени, взявшее власть после низложения Василия Шуйского , получило название————————- .
  1. Установите правильное соответствие.

Событие Смутного времени

Социальный состав участников

1) Убийство Лжедмитрия I

А) боярство, московские дворяне

2) Земский Собор

Б) дворяне, боевые холопы, казаки

3) Поход Болотникова на Москву

В) дворяне, стрельцы, черное духовенство

4) оборона Троице-Сергиева монастыря

Г) дворяне, посадское ополчение

5) поход Второго ополчения

Д) бояре, духовенство, дворяне, казаки, черные крестьяне, посадские люди

3. Расположите в хронологической последовательности события Смуты.

а) воцарение Бориса Годунова,

б) Угличское дело,

в) выступление И. Болотникова,

г) правление семибоярщины.

Часть С . Задания с развернутым ответом

Текст к заданиям С1—СЗ.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться [выборные со всех концов Русской земли. Это был первый спорно всесословный земский собор с участием посадские даже сельских обывателей.

На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие — другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: КНЯЗЬЯ Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и М.Ф. Романов.

Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила Романова, отец которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

Сам по себе Михаил, 16-летний мальчик, имел мало видов на престол, однако на нем сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество.

Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят на Московское государство царем. Посланные возвратились с донесением: быть государем М.Ф. Романову.

21 февраля 1613 года прошли окончательные выборы. Каждый участник собора подавал письменное мнение, и; во всех мнениях значилось одно имя — Михаила Федоровича».

С1. К какому периоду российской истории относятся описанные в документе события? С какой целью был созван Земский собор? Почему историк называет его всесословным? Укажите всего не менее трех положений.

С2. Используя знания по истории и текст документа, укажите, как объясняет историк сложность поставленной на соборе задачи. Назовите не менее трех положений.

СЗ. Чем был обусловлен выбор Михаила Романова? В чем заключалось значение принятого на Земском соборе решения? Укажите в общей сложности не менее трех положений.

Источник

Оцените статью