Чему учат экскурсии для детей

Консультация «Роль экскурсий для дошкольников»

Светлана Сибгатуллина
Консультация «Роль экскурсий для дошкольников»

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире. За несколько дней до экскурсии мы проводим с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщаем ее цель – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят. Закрепляем правила поведения на дороге, на остановке, в автобусе, в общественном месте. Роль экскурсий велика. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, то есть, способствуют многостороннему развитию личности. Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание.

Читайте также:  Самые красивые места девушки россии

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей»Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Предлагаемая программа включает в себя представление.

Консультация для родителей «Роль чтения книг в жизни дошкольников» «Роль чтения книг в жизни дошкольника» Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников» «Роль семьи в воспитании дошкольников» Воспитание подрастающего поколения в демократическом обществе является предметом особой заботы.

Консультация для родителей «Ведущая роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Подготовила: воспитатель Трещейко О. С.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Патриотическое воспитание, интерес к духовному.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании трудолюбия у дошкольников» Одна из основных функций семьи — воспитание детей. Для семейного воспитания правомерно прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений.

Консультация для воспитателей «Главная роль экологического воспитания у дошкольников» Слайд 1. Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее.

Консультация для воспитателей на тему «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников» Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей Нравственное воспитание-процесс двусторонний. С одной сторон, он предполагает.

Консультация для воспитателей «Роль развития движения пальцев рук в становлении речи дошкольников» Развитие мелкой моторики пальцев рук является важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей.

Источник

10 причин, почему стоит ездить с детьми на экскурсии

Дети с восторгом принимают уроки-экскурсии. Но среди родителей и даже среди педагогов зачастую бытует мнение, что это всего лишь дань моде. Иногда просто говорят, мол, учителю неохота работать, вот он и ушел на экскурсию. Нужны ли уроки-экскурсии? Какая от них польза? Какие есть причины, чтобы водить детей на экскурсии? Попробуем разложить по полочкам.

Предметные знания

Некоторые школьные предметы просто невозможно представить себе без экскурсий, на которых расширяются и углубляются знания детей, полученные на обычных уроках. География не существует без экскурсии по улицам своего населенного пункта, без составления его плана, без изучения ближайших географических объектов: реки, холма, оврага, завода и др. Биология не может существовать без изучения растений и животного мира своей местности. Многие уроки истории требуют проведения их в музеях. Первые знания по астрономии дети могут получить в планетарии. И вариантов проведения уроков-экскурсий очень много. Можно сказать, что в этом случае экскурсии выступают как наглядное пособие к школьным предметам.

Познание мира непосредственно, «на ощупь»

На экскурсии дети узнают новое, открывают для себя мир. Но в отличие от урока, здесь они могут собственными глазами увидеть предмет исследования, разглядеть его в деталях, со всех сторон, потрогать, понюхать и даже попробовать на зуб. Изученное таким способом запоминается гораздо лучше.

Расширение кругозора

Выходя за пределы класса и школы, дети получают не только дозированный объем учебного материала, но и те знания, что изначально не входили в план. Хороший педагог использует и путь к объекту экскурсии и обратно, чтобы рассказать детям что-то новое, связанное с темой похода.

Общение детей

В ходе экскурсии, задавая вопросы экскурсоводу, дети учатся общаться. Предваряющие экскурсию задания требуют от них точно сформулировать вопросы. Обсуждая увиденное, делясь впечатлениями, подводя итоги, они учатся говорить, выражать свое мнение, отстаивать его, выделять главное. При этом они выслушивают других, сравнивают их мнение со своим и т. д. То есть у детей развиваются коммуникативные способности.

Социализация детей

На экскурсиях дети учатся правилам поведения в разных ситуациях. Как вести себя в транспорте, в музее, в театре, на природе? Они начинают понимать, что правила поведения придуманы для удобства людей и их безопасности. Если в первый раз с поведением могут быть проблемы, то в следующий ─ уже легче, позднее эти правила станут привычными.

У ребенка формируются модели поведения в разных условиях. И он уже гораздо увереннее чувствует себя в обществе. Ученики становятся более самостоятельными, сознательно соблюдают дисциплину, меньше теряются в незнакомых ситуациях. И им проще наладить общение с незнакомыми людьми.

Развитие творческих способностей

Впечатления от экскурсии должны быть обобщены. Для этого учитель дает творческие задания: написать сочинение, нарисовать иллюстрацию, создать презентацию, фотоотчет, карту, выпустить стенгазету и др. Ученик должен иметь возможность выбрать задание по своим интересам. И поверьте, он постарается вложить душу в свою работу.

Стремление к новым знаниям

Чем больше знаешь, тем больше интересного открывается, тем больше хочется узнать еще. Знания, полученные на экскурсии, могут стать трамплином для дальнейшего изучения: темой ученической исследовательской работы, проекта, интереса к предмету. А в дальнейшем могут повлиять и на выбор профессии.

Изучение реальной жизни

Экскурсии — это способ показать детям, как интересен и разнообразен мир. Это возможность оторвать их от модных гаджетов, вытащить из виртуального мира в реальный, научить их видеть прекрасное в окружающем их пространстве, заинтересовать прошлым, настоящим и будущим страны и мира.

Положительные эмоции

Хорошая экскурсия вызывает у детей самые различные чувства: радость открытия, восхищение красотой, удивление, любознательность, удовольствие, предвкушение новых ощущений, вдохновение. Согласитесь, в обычной жизни таких эмоций маловато. А все, что связано с положительными эмоциями, в том числе и предмет экскурсии, запоминается человеком надолго.

Воспитание патриотизма

Чтобы осознать себя гражданином, человек должен чувствовать сопричастность к судьбе своего народа. Без знаний о своей родине, о ее природе, населении, истории, культуры такая сопричастность не появится. Получая эти знания в ходе экскурсий, человек учится гордиться своей Родиной, ценить, любить и уважать ее.

Выражаясь словами Юрия Ефремова, «Люблю и знаю, Знаю и люблю! И тем сильней люблю, Чем больше знаю!».

Читайте также:

Об авторе: Гайша Камалетдинова, учитель географии, стаж работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Экскурсия — одна из форм образовательной деятельности

Любовь Белоглазова
Экскурсия — одна из форм образовательной деятельности

Экскурсия одна из форм

образовательной деятельности и проводится

со средней группы детского сада.

Экскурсии проводятся с целью ознакомления

с природой—природоведческие и для

ознакомления с трудом взрослых и

окружающей жизни. Все экскурсии носят

характер познавательного развития детей и

расширяют кругозор детей, развивают речь,

учат наблюдать, анализировать,

делать новые открытия, воспитывать любовь к

родному краю. Отметить сезонные изменения

в природе нужно посещая одни и те же места.

Планирует экскурсию воспитатель исходя из программного материала и особенностей окружающей местности.

Педагог ставит цель прогулки—экскурсии, определяет место и путь, с учетом физических возможностей детей. Учитываются дороги, состояние погоды и за день—два воспитатель проходит и просматривает маршрут, находит нужные объекты и место экскурсии. Определяет объем знаний, которые дети должны получит во время экскурсии. Какие яаления будут представлены детям их последовательность, на какие части делится экскурсия и планируется коллективная, индивидуальная работа, зоны отдыха. Создать интерес можно с помощью загадок, поговорок, стихов.

Воспитатель подготавливает детей к предстоящей прогулке, говорит им о цели прогулки, на что нужно обратить внимание, что будут собирать, повторяет правила поведения на дороге, в общественных местах и на природе. Провести подготовку такого характера можно в играх, тренингах, чтобы дети могли правильно вести себя и реагировать быстро в новой ситуации. Учить быть внимательными и заботливыми друг с другом, соблюдать общие правила передвижения коллективом, делать новые открытия и уметь делиться ими с друзьями.

Дети должны знать куда пойдут, зачем пойдут и какую одежду нужно для этого одеть. Подготовить экскурсионное снаряжение для сбора материала в группу для дальнейшей работы, экспериментов и рассматриваний. Материал для сбора на экскурсии и все снаряжение хранится должно на видном месте и при отправлении в путь дети распределяют между собой кто понесет какое снаряжение. Общие цели объединяют детей в коллектив, учат работать в группе, а также можно приучать готовиться и нести снаряжение в паре. Вместе с детьми тщательно продумать с детьми какой материал они будут собирать для дальнейшей работы.

экскурсии включают в себя:

— сбор природоведческого материала,

игры детей с собранным материалом

Взависимости от времени, года, погодных условий, цели экскурсии части воспитатель может варьировать. на месте экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Коллективное наблюдение является основной частью экскурсии, с помощью которого решаются все основные задачи.

Воспитатель помогает детям увидеть характерные признаки предметов и явлений. Обратитьвнимание детей помогут различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Познавательный интерес развивает рассказы из личного опыта, проблемные ситуации и логические задачи, предлагаемые воспитателями.В качестве примера можно привести вопрос: «Как вы думаете, береза в парке похожа на березу на вашем участке? » и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, в лесу, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» леса и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Во время дидактических игр дать возможность детям проявить активную заботу, экологическую грамотную позицию по отношению к объектам природы.Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину» и др.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам, побуждающим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством

или при непосредственном участии педагога.

Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети актуализируют представления о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»).

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.

Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.

Таким образом, экскурсии помогают формировать представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду. Экскурсии – форма познавательного развития детей, прежде всего, решаются задачи образовательной области «Познавательное развитие» (пункт 2.6. ФГОС ДО):

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

Образовательной области «Речевое развитие»

— владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок

Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сто-рону. В таком походе крепнут силы детей, развивается выносливость, способ-ность преодолевать трудности, упражняется воля и настойчивость. Воспитатель заранее намечает маршрут, на котором ровная дорога чередуется с разнообраз-нымиестественными препятствиями: склоны, бревна, пеньки, канавки, мостик и т. д. места для привалов и место для разбивки лагеря.

В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, мед. сестра. Со-ставляется конспект.В нем указывается: с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования.

Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека.На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ру-чей и т. д.

Природное окружение всегда можно использовать для упражнения в прыжках: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания.

Надо стремиться на каждой прогулке, упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями.Например: идти между двумя линиями, подбрасывать мяч вверх и ловля его руками, дойдя до камня, положить мяч возле него, встать на камень, спрыгнуть, пройти на четвереньках до обруча (сплетен из веток, пролезть в него, подбежать к ветке с подвешенным колокольчиком, подпрыгнуть и позвонить.

Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материа-ла, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой де-ятельности.

После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.

При разбивке лагеря желательно предусмотреть телефонную связь, а площадь ла-геря ограничить гирляндами из флажков, цветов и т. д. При организации малого туризма предусмотреть меры, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Длительность маршрута увеличивать постепенно, придав ему игровую форму – “Туристический поход”. Составить свою небольшую туристиче-скую песню.

Перед выходом в поход провести инструктаж – как вести себя в походе.На при-валах организовывать отдых детей: песни, хороводы, соревнования, чтение и рассматривание книг и др.

Головной убор (шляпа, шапка, панама, спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.); обязательно возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты

• Богина Т. Л. : «Режим дня в детском саду» — М. : «Просвещение», 1987г.

• Каменева Л. А. :«Как знакомить дошкольников с природой» — М. : «Просве-щение», 1983г.

• Каменева Л. А. :«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» — М. : «Просвещение», 1991г.

• Лучич М. В. : «Прогулки с детьми в природу» — М. : «Просвещение», 1969г.

• Мазурина А. Ф. :«Наблюдения и труд детей в природе» — М. : «Просвеще-ние», 1976г.

• Фролов В. Г. : «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» — М. ,«Просвещение», 1986г.

• Фролов В. Г. : «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» — М. ,«Просвещение», 1983г.

Сайт МАААМ http://www.maam.ru/obrazovanie/nashi-ekskursi

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых» Цель: Познакомить родителей с одной из форм, совместной деятельности взрослого и ребенка. Вашему вниманию, предоставляю опыт работы с родителями,.

Клуб «Почемучек», одна из эффективных форм работы с родителями В прошлом году, мы с коллегой по группе, предложили нашим родителям организовать клуб «Почемучек». Родители нам предлагали разнообразные.

Кружковая работа — как одна из форм совместной деятельности с детьми Кружковая работа — как одна из форм совместной деятельности с детьми Макарова Мария Юрьевна, воспитатель Разделы: Работа с дошкольниками.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Музыкально-литературная гостиная-одна из форм культурно-досуговой деятельности «О Музыке» Тихо, тихо сядем рядом, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде Разноцветном, расписном И раздвинулся вдруг стены Вся.

Прогулка-одна из форм здоровьесберегающих технологий в ДОУ В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами.

Словесная игра как одна из форм партнерской деятельности взрослого и ребенка Организация форм партнерской исследовательской деятельности в игре. Словесные игры как одна из форм партнерской деятельности взрослого.

Словесная игра как одна из форм партнерской деятельности взрослого и ребенка Организация форм партнерской исследовательской деятельности в игре. Словесные игры как одна из форм партнерской деятельности взрослого.

Видеоотчет как одна из форм работы с родителями Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят.

Источник

Оцените статью