Через какие страны проходил шелковый путь

Великий Шелковый путь

Великий Шелковый путь – это самый знаменитый торговый маршрут в истории человечества. Когда-то по нему проходили купцы от берегов Тихого океана до Средиземного моря. На протяжении пути в пространстве и времени рождались, расцветали и умирали города и целые цивилизации. Немало кровавых и жестоких войн, пожарищ, мора и голода видели древние города, расположенные вдоль Великого Шелкового пути.

О Великом Шелковом пути говорят много и сегодня. Более того, это название стало брендом, которым активно пользуются турфирмы. Но мало кто знаком с подлинной историей Шелкового пути. Она весьма интересна и содержит множество значимых фактов.

История Великого шелкового пути

Начало Великого шелкового пути относят ко II веку до нашей эры, когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. До II в. до н.э. путь из Европы в страны Азии обрывался у границ Китая, т.к. горные хребты Азии – Каракорум, Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Гималаи, Гиндукуш, – скрывали древнейшую и богатую китайскую цивилизацию от всего мира. Открыть богатейшее западное направление помог случай.

Для начала следует отметить, что присутствие термина «Шелковый» очень значителен. В былые времена шелк имел огромную долю на рынке , хотя доставлялось из одного конца света в другой и множество других товаров. Благодаря своей легкости, компактности, громадному спросу и дороговизне он являлся идеальным предметом торговли для перевозки на дальние расстояния. Товарооборот шел между предметами роскоши, которые пользовались популярностью у аристократов: драгоценности, ковры, фарфор и даже рабы. Что же касается товаров народного потребления, то на них большой спрос не наблюдался. Обычные люди Азии и Европы всегда жили натуральным хозяйством.

Читайте также:  Географическое положение польши с какими странами граничит

Страны и города на Великом Шелковом Пути

Великий Шелковый путь города включал в себя самые разные и, более того, существовало несколько вариантов маршрута. Наиболее известный путь проходил из западной части Китая через нынешний казахстанский город Алма-Ата. Также был маршрут через Киргизию. После этого торговцы шли через Самарканд, Бухару, Мерв и вдоль Каспийского моря к Средиземному морю. Существовал и менее популярный маршрут по пустыням: через западную часть Казахстана к нижней Волге и далее к Черному морю.

Данные торговые пути существовали со второго века по пятнадцатый включительно. При этом Шелковый путь никогда не являлся единым целым. Все товары с одной части света в другую доходили через посредников. Всего несколько раз за всю историю Шелкового пути маршруты полностью контролировались одни государством. Было это в шестом веке при Тюркском каганате, при Монгольской империи в тринадцатом веке и при империи Тимура в четырнадцатом веке.

Важным достижением Великого Шелкового пути стало то, что благодаря разработанным маршрутам появилось множество городов в Азии, были построены дороги, гостиницы, склады и многое другое. Многие города были созданы специально для путешественников. Во время остановки им удавалось сменить уставших в дороге животных, нанять охрану, разгрузить товары. Также именно благодаря средневековым торговцам возникли чеки: купцам было удобно сдавать деньги под расписку, а уже в другом городе получать деньги от доверенного лица.

Путешествуя через всю Евразию, торговцы делились культурными знаниями, технологиями рассказывали о религиозных учениях. В путь отправлялись не только купцы, но и писатели, воины, ученые. История Великого Шелкового пути очень древняя. Европа, только благодаря следовавшим маршрутами путешественникам, смогла узнать о культуре Востока. К примеру, порох, как известно, был изобретен в Китае, но когда о нем узнали европейцы, то было создано первое огнестрельное оружие.

Невостребованным Великий Шелковый путь стал в пятнадцатом веке, в эпоху развития мореплавания. На кораблях гораздо быстрее удавалось доставить грузы из Азии в Европу через Персидский залив. Первыми, кто начал доставлять грузы морем стали арабы, а уже потом путь в Азию открыл Васко да Гама.

Сухопутные маршруты перестали пользоваться популярностью, а Средняя Азия больше не являлась перекрестком цивилизаций. Тем не менее, осталось множество свидетельств периода расцвета. Когда-то по маршрутам Азии следовали огромные караваны слоновой кости, золота мехов и прочего. За счет торговых связей сблизились культуры и народы. В результате, была создана история, которая предшествовала настоящему.

Примечательно, что сами торговцы никогда не называли свой маршрут Великим Шелковым путем. Назывался он по-разному: «Нефритовый путь», «Алмазный путь» и т.д . По сути, каждый торговец мог называть его по-своему. Впервые выражения «Великий Шелковый путь» появилось в конце девятнадцатого века. Придумал его немецкий путешественник и историк Рихтофер.

Товары Великого Шелкового Пути

Все началось с китайского Великого Шелкового Пути . Главным товаром в этом списке был китайский шелк. Значение Великого Шелкового Пути для Китая просто неоценимо. На начальном этапе развития Шелкового Пути китайцы получили из Центральной Азии высоко ценимых коней, а также семена люцерны и культуру винограда. Для китайцев, виноград был диковинкой. Они были удивлены, что можно делать вино не из риса, а из винограда. Позже появились еще несколько с/х культур – фасоль, лук, огурцы, морковь, гранат, грецкий орех, инжир и др.

Из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья в Китай поступали разнообразные шерстяные изделия – ковры, завесы, покрывала, паласы. Они произвели огромное впечатление на китайцев, незнакомых с техников обработки шерсти, льна, ковровым производством и паласным плетением. Высоко ценились в Древнем Китае парфянские гобеленовые ткани и ковры.

Из Центральной Азии вывозились верблюды, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла. Особенно ценилось своим высоким качеством самаркандское стекло. Оно рассматривалось раньше как предмет роскоши. А также кожа и шерсть, хлопчатобумажные ткани, золотошвейные тканы, экзотические фрукты – арбузы, дыни и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.

Из Китая же караваны везли на Запад знаменитую китайскую фарфоровую посуду – вазы, чаши, бокалы, блюда, снежной белизны с изящными рисунками. Только в Китае владели секретом изготовления тончайшего и звонкого фарфора, поэтому он очень дорого стоил на рынках Европы. Вывозились также бронзовые украшения и другие изделия из этого металла, бронзовые зеркала с разнообразным орнаментом, зонты, изделия из знаменитого китайского лака, лекарства, парфюмерия.

Высоко ценилась и китайская бумага – одно из замечательных изобретений китайского технического гения. Предметами вывоза были золото, кожи и многое другое. Купцы везли также чай и рис, шерстяные ткани и лен, коралл, янтарь, асбест. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности, изделия из керамики и железа, глазурь и корицу, имбирь, оружие из бронзы и зеркала.

Великий Шелковый Путь сегодня

Проследовать Великим Шелковым путем – это значит пересечь Среднюю Азию одним из множества маршрутов. И если отправиться хотя бы по одному из них, то удастся повторить легендарный путь древних купцов. Хотя на самом деле это всего лишь торговые пути, но в дороге удастся увидеть много достопримечательностей и участвовать в таком удивительном мероприятии, как пройти Великим Шелковым путем.

Источник

Великий шелковый путь

Восток и Запад в течение нескольких тысяч лет соединял грандиозный торговый маршрут. В прошлые века по нему перемещались торговцы, миссионеры, географы. Сегодня по этим местам имеют возможность пройтись туристы. Великий шелковый путь – это уникальнейшая культурная ценность человечества всего мира. Именно по этой причине сегодня ЮНЕСКО уделяет много внимания тому, чтобы изучить и сохранить то, что оставили древние народы нашему и будущим поколениям.

Шелковый путь – что это такое

Действительно самый грандиозный за все время существования человечества торговый маршрут, который соединил между собой Восток и Запад, получил название Великий Шелковый путь. Именно благодаря нему образовались многочисленные города, обычаи, исторические памятники и государства.

Протяженность Великого Шелкового пути составляла тысячи километров. Когда-то здесь проходили торговые караваны, которые преодолевали палящие пустыни, горные перевалы и уникальные по своей красоте оазисы. Этот путь видел много событий за время своего существования: разрушительные войны, голод, мор, пожары, расцвет и опустошение городов, которые были вдоль него. На восточные базары стекались торговцы, везя по пыльным дорогам драгоценные камни и шелка, красители и пряности, золото и серебро, а также экзотических животных и птиц.

В истории такое понятие, как «Великий Шелковый путь» появилось в 19 веке. Это название маршрут получил не случайно, ведь шелк – это дна из самых главных ценностей, привозимых в Европу купцами с Востока. В Китае шелк начали производить еще в 3 тысячелетии до н.э., держа технологию производства в строжайшем секрете. Именно торговлю шелком считают причиной того, что Европа и Азия сблизились. Постепенно и другие страны узнавали, как производиться шелк, распространение шелководство осуществлялось именно по древнему маршруту, который проложили купцы Востока и Европы.

Но Великий Шелковый путь – это не только важнейшая торговая артерия древности. Он обеспечил обмен культурными ценностями между разными национальностями. Постепенно распространялись религиозные учения, философские и научные идеи, благодаря монахам, бродячим философам и просто путешественникам.

Где проходил Великий шелковый путь: страны

Это мощнейшая магистраль, которая была схожа на дерево с большим количеством ветвей. И маршрутов действительно было много, чтобы товарооборот мог охватить как можно больше городов.

Известны такие направления:

  • Застава Янгуань – подножие гор Куньлунь – горы Цунлин – Афганистан, Иран – Дамаск, Багдад – Кипр, Мальта, Греция – Южное направление.
  • Застава Юймэньгуань – горы Тянь Шань – горы Цунлин – Центральная Азия – Римская империя – Западное направление.
  • Север Китая – Памир – Нижняя Волга – Черное море – Северное направление.

Протяженность

Великий Шелковый путь – это не единая магистраль, ветви караванных дорог обходили пустыни, проходя через горные перевалы.

Общая протяженность дорог составляла 12 800 км.

Маршрут Шелкового пути на карте

Краткая история Великого Шелкового пути

2 век до н.э. считается тем временем, когда было основано Великий Шелковый путь. В это время посол Китая Чжан Цянь был с дипломатической миссией в странах Центральной Азии. До этого путь в Азию из Европы заканчивался на границе Поднебесной, ввиду того, что древнейшая цивилизация страны скрывалась от всего мира горными хребтами Азии.

На протяжении многих веков изменения касались Великого Шелкового пути. По нему было очень трудно, опасно и длительно путешествовать. Так, чтобы добраться из Пекина к Каспию, караван был в дороге минимум 250 дней, а иногда время в пути растягивалось до года.

Дороги шелкового пути с древности использовались не только торговцами. Вместе с караванами часто шли паломники, ученые, философы, поэты. Именно они познакомили мир с производством шелка, бумаги, пороха, такими религиями, как буддизм, ислам, христианство. Мир смог оценить танцы и музыку, а также художество разных народностей.

Прервано товарооборот было в 11-13 веках. Целых три столетия было затишье, и только пи монголах возобновилась торговля. Однако, нестабильная ситуация в политической сфере Центральной Азии и развитие морских торговых путей привело к тому, что Великий Шелковый путь исчез.

Сегодня этого грандиозного маршрута не существует, но человечеству остались такие напоминания о нем, как узбекские города: Бухара, Хива, Термез, Самарканд, их история и архитектура.

Интересные факты

  1. Период монгольского завоевания, когда практически всем торговым маршрутом владел Чингисхан и его потомки, – это один из самых успешных периодов за все существование Великого Шелкового пути. Монголами было введено важные законы, которые стимулировали развитие торговли, а также строго следили, чтобы торговцы были в безопасности. Это сделало маршрут главным связующим звеном между Востоком и Западом.
  2. Распространение заболеваний. На протяжении многих лет ученые считались, что зараженные блохи, переносимые крысами, стали причиной распространения чумы на Западе. Но, как было установлено, именно песчанки – причина страшной болезни. Предположительно, верблюды торговцев могли стать ключевым фактором распространения чумы. Во время перемещения по Великому Шелковому пути они могли подхватить болезнь от блох с песчанок, а потом заразить людей.
  3. Влияние греческой цивилизации на терракотовую армию. Случайная уникальная находка фермеров потрясла мир в 1974 году. Они обнаружили 8000 терракотовых солдат, которые в деталях повторяли настоящих военных. Было сделано предположение, что греческая культура повлияла на терракотовую армию. С этой теорией согласны не все ученые.
  4. Кладбище в оазисе. Вблизи Великого Шелкового пути в 2007 году было раскопано кладбище, которому 1700 лет. Неизвестно, кто похоронил людей на этом кладбище, где стены могилы украшает резьба с мифическими стражами сторон света. Вероятно, это навсегда останется тайной, потому как могила была разграблена, и не осталось никаких надписей о личностях упокоенных.

Источник

Где проходил великий шелковый путь и путь дороги специй и новые глобальные маршруты XXI века

Великий шелковоый путь и ещё более древний путь дороги специй это два самостоятельных торговых маршрута связывающие Восток и Запад и способствовавших международной торговле, благосостоянию стран и развитию цивилизаций в целом.

Великий шелковый путь

Завоевание Александра Македонского и эллинистический мир впервые позволили установить торговые контакты между Китаем и Западом.

Во 2 веке до н.э испытвая необходимость в быстроногих и выносливых лошадях для создания собственной конницы которой в Китае не было (кочевники с севера своих лошадей не продавали) советник китайского императора — Чжан Цяню впервые установил дипотношения с эллинистическими государствами в Азии.

Узнав что на Западе нет своего шелкопрядного производства (это и предмет роскоши и средство для борьбы с паразитами в сельском хозяйстве) он предложил установить взаимовыгодную торговлю.

С 121 год до н.э — установился этот торговый маршрут на верблюжих караванов, который затем удлинялся (товары/технологии переходили через десяток сменяемых владельцев)

Маршрут существовал и во время эллистического мира в Азии и во времена завоевания/господства римлянами восточного средиземноморья.

Смещение маршрута
Ещё во время византийско-персидских войн — караваны временно шли в обход персидской державы через север Каспия.

С момента же арабских завоеваний — маршрут был перерезан и лишь с 8-10 века с уже новыми операторами — посредниками начинает периодически функционировать, на этот раз через реки восточно-европейской равнины. В нем в той или иной степени отметились Хазары и Скандинавы-Варяги, а также Волжская Булгария.

Полноценно его возрождение можно связать с монгольской империей в пределах которой оказалась почти вся сухопутная часть торгового пути, но на западе основным контрагентом на этот раз были уже не визайнтийцы, а венецианцы и генуэзцы которые держали свои фактории по берегам Черного моря.

С момента дробления империи монголов и появление новых сухопутых акторов в средней и передней Азии (турков и державы Тамерлана), увеличения войн, сухопутные пути вновь стали опасны и не выгодны.

П уть дороги специй

Это отдельный маршрут который издревле связывал средиземноморские страны с Восточной Африкой, Индией и так называемыми Островами пряностей (о. Ява, о. Суматра и др — современной Индонезией).

Морским путем они шли до портов Красного и Аравийского морей далее уже верблюжими караванами до Средиземного моря.

Путь дороги специй был гораздо более древним маршрутом существовашим и во времена Фараонов и во времена расцвета Персидской империи Дария I.

Основными товарами были собственно специи (корица, имбирь, перец), а также слоновая кость, красное и черное дерево, золото, серебро, щёлк и драгоценные камни.

В период арабского халифата присвоенный маршрут дороги специй вынудил европейцев искать самостоятельные морские пути на восток, которые привели к великим географическим открытиям.

Возрождение новых маршрутов

Васко де Гама нашел альтернативный путь в Индию, что затем способствовало португальской колониальной империи-факториям, спустя век и другим европейским государствам. И собственно до XXI века мир осуществлял торговлю через новые океанские пути.

Железные дороги — по своему изменили планету, но они никогда не достигали даже 500 тем более не 1000 км/ч.

Сейчас когда информация перемещаются за секунды, деньги за минуты. а вот скорость транспортных пассажирских и товарных модулей оставяет желать. лучшего. Развитие гиперпетель (надземных и подводных) с невероятной для железных дорог скоростью от 1000 км/ч проложит новые торговые маршруты с Россией во главе.

Источник

Оцените статью