- Особенности сентиментализма Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»
- Черты классицизма, сентиментализма по роману Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев А. Н.)
- Сентиментализм. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- Сентиментализм в произведении Путешествие из Петербурга с Москву Радищева
- Также читают:
- Картинка к сочинению Сентиментализм в произведении Путешествие из Петербурга с Москву Радищева
- Популярные сегодня темы
- Сентиментализм в Путешествии из Петербурга с Москву Радищева
- Вариант 2
- Сентиментализм в Путешествии из Петербурга с Москву Радищева
- Несколько интересных сочинений
Особенности сентиментализма Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»
О творческом пути можно прочитать в соответствующем билете (№ 57).
Пересказ «Путешествия» есть в билете № 52. Поэтому здесь помещаю то, что удалось выжать из учебника Татариновой и двух изданий «Русской литературы» под ред. Благого.
Радищев писал в эпоху господства сентиментализма, и это не могло не отразиться на его книге. Так, уже в начале «Путешествия» Радищев описывает свои переживания, связанные с расставанием и грядущим путешествием в одиночестве, что задаёт произведению как бы глубоко субъективный сентименталистский тон; однако такое повествование резко и иронически прерывается — карета героя наезжает на рытвину, и он просыпается, вернувшись из чувств и сна в суровую реальность.
В связи с этим и другими факторами целый ряд исследователей видят в Радищеве революционного сентименталиста, и действительно, антифеодальные тенденции, пристальное внимание к личности человека, его нравственным началам были характерны для Радищева, чей сентиментализм имел действенный, протестующий характер. Жанр путешествия был популярен среди писателей-сентименталистов и отечественных (Карамзин), и зарубежных (Стерн, Рейналь), и одно время зарубежные исследователи даже считали «Путешествие» Радищева написанным в подражание «Сентиментальному путешествию» Стерна, однако позже стало известно, что Стерна Радищев прочитал уже во время работы над своей книгой. Не похож и сентиментализм Радищева на сентиментализм «стерновский», до крайности субъективный, погружённый в себя, в рамках которого рассматривалась не действительность, а то, какие переживания, какие чувства вызывала она в душе автора, точнее, главного героя, пастора Йорика, от лица которого ведётся повествования. Радищевский сентиментализм заключается в том, что все видимое автор пропускает через призму собственных чувств, с гневом призывая, возмущённо восклицая, захлёбываясь порой своими эмоциях, однако оставляя главным именно действительность, повествуя о ней во всей красочности. И эта яркая эмоциональная окраска «Путешествия» делает его произведением по своей стилевой манере характерным для эпохи сентиментализма. Отличается радищевский сентиментализм и от карамзинского, стремившегося смягчить социальные противоречия, перенеся их в сферу моральных категорий. Радищев же, выражая свои чувства, передаёт свой гнев и призывает к протесту, внося свою оценку действительности с революционных позиций.
Известно, что до «Путешествия» Радищев написал «Дневник одной недели», произведение неизданное, явившееся своеобразным прообразом «Путешествия», однако в котором сентиментализм проявлялся чересчур ярко, в результате чего при работе над «Путешествием», видимо, оказалась «отфильтрована» лишняя «чувственность» — эти данные взяты из Благого, где насчёт «Дневника» сказано очень туманно, поэтому говорите про него только в том случае, если вдруг очень захочется «блеснуть», либо Татаринова будет требовать ещё информации. Но смотрите, говорите о «Дневнике» туманней, что «где-то читали».
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .
Источник
Черты классицизма, сентиментализма по роману Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев А. Н.)
«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева написано в жанре путевых заметок, которые дают возможность показать действительность во всей её полноте и сложности.
Главы произведения, начиная со второй, имеют названия реальных почтовых станций на тракте между Петербургом и Москвой. Их описания реалистические. Герои произведения (дворяне, чиновники, дворовые слуги, крепостные крестьяне) имеют прототипов.
В своем произведении автор соединил основы классицизма и сентиментализма.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Читая книгу, мы выделяем характерные черты классицизма: принцип «трёх единств» — путешествие из Петербурга в Москву; деление на «положительных и отрицательных героев» — крестьянство — крепостники; использование народной речи, объективность повествования.
В главе «София» действие происходит в уездном городе, близ Царского села. Путешественник сталкивается с почтовым комиссаром, который предпочитает спать, чем выполнять свои обязанности. Двадцать копеек возымели действие на ямщиков. За спиной комиссара они запрягли тройку, путешествие продолжилось под заунывную песню извозчика. Главный герой размышляет об особенностях русского характера. Если русский хочет разогнать тоску, то идет в кабак, лезет в драку. «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской». Это описание основано на наблюдении, которое позволяет утверждать, что крестьяне умеют чувствовать, любить, страдать. Эти понятия являются чертами сентиментализма.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id12442
Источник
Сентиментализм. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Разделы: Литература
- выявить умение учащихся ориентироваться в литературных направлениях классицизм и сентиментализм;
- провести сравнительный анализ жанров сентиментализма;
- формировать умение вести аргументированную литературную дискуссию.
Тип урока: урок логического мышления.
Оформление и оснащение урока:
- ученические столы расставлены в неровный полукруг;
- один стол стоит отдельно для индивидуальной работы;
- на магнитной доске – название урока;
- интерактивная доска схема – классицизм, фото “дорога”;
- на демонстрационном столе – предметы для ассоциативной схемы (дорога и Вешки), предметы для Воспоминания: кофейная чашка, газета.
“Путешествие из Москвы в Петербург”. Да, да, я не оговорилась. Именно так называется не книга А. Н. Радищева, а изящное эссе Александра Сергеевича Пушкина. Однажды, собираясь из Москвы в Петербург, он попросил у приятеля книгу “скучную, но любопытную”. Как вы, наверное, догадались, приятель дал ему “Путешествие” Радищева. Книга действительно, произвела на Пушкина сильное впечатление. Он ответил писателю собственным путешествием, повторившим дорогу Радищева только в обратном направлении, он посвятил Радищеву несколько статей, одну из которых закончил весной 1836 года. Эта статья так и называется “Александр Радищев”. В ней Пушкин подробно анализирует жизнь писателя и его главную книгу. И в этой статье есть один эпитет, который не только очень точно характеризует книгу Радищева, но, может быть, открывает тайну ее художественных особенностей. Как вы думаете, что это за эпитет, каким словом характеризует Пушкин “Путешествие из Петербурга в Москву”?
Я назову вам это слово в конце урока.
А теперь давайте вспомним все: традиции в литературе, литературные направления, классицизм, сентиментализм, Ломоносов, Державин, Карамзин,
Один из учащихся пересаживается за отдельный стол, ему предлагается в конце сделать выводы по поводу услышанного.
А вам я предлагаю три шага сравнения.
1. Шаг первый. Классицизм и сентиментализм.
Всякое новое направление в литературе есть отрицание предыдущего, оказавшегося в чем-то несостоятельным и исторически конечным.
К концу 18 века для многих несостоятельность классицизма была очевидна.
Как вы думаете, в чем она проявилась? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что мы знаем о классицизме:
2. Шаг второй. Сравнение “Бедной Лизы” и “Путешествия…”
А.С. Пушкин “ … нет истины, где нет любви” – о каком из этих произведений поэт сказал эти слова?
Перед вами 4 предмета. К какому из двух произведений вы бы отнесли их и почему: масляная лампа, кофейная чашка, газета, цветок.
3. Шаг третий. Сравнение текстов и глав “Путешествия…”
Самая – первая – “Выезд”
Самая – длинная – “Спасская полесть”
Самая – короткая – “Черная грязь”
Самая – поэтичская – “Тверь”
Добавьте свои определения.
Ученик делает вывод и обобщение.
Возвращение к интриге
3. Приглашение в путешествие – составление ассоциативной схемы.
Задание всем – составить рисунок (план, чертеж) – конспект диалога учителя с одним из учеников, прокомментировать его, присоединиться к одному из мнений.
Диалог учитель-ученик. Составление ассоциативной схемы “дорога”. Суть противоречия:
Радищев – гражданин или философ.
София
Спасская полесть
Едрово
Медное
Пешки
Комментирование и обсуждение схемы “Гражданин – философ”.
Вывод: Сентиментализм – смещение акцентов от государственной жизни в мир человеческой души. “К сердцу, душе человека, мимо громов, побед, государств, космоса – к великому космосу сердца”. (Б. Зайцев)
Радищев – человек своей эпохи и в тоже время из другой, потому что он хочет исправить ситуацию. Радищев дает ответ на вопросы, которые сам ставит в конце своей книги “Слово о Ломоносове”. 4 учащихся заранее готовили ответы на эти вопросы. Почему книга о злоупотреблениях верховными властями и безобразиях крепостного права заканчивается торжественным благодарственным словом о Ломоносове?
Названные учащиеся выходят в центр класса, предлагают ответы, подготовленные дома.
Слушайте внимательно, каждому из вас предстоит согласиться или опровергнуть предложенные высказывания.
Какой ответ вам кажется ближе, понятнее – присоединяйтесь к его автору.
Вывод: “Человек, рожденный с нежными чувствами, одаренный воображением, побуждаемый любочестием, исторгается из среды народныя”.
Возвращение к интриге.
Создание 4 групп: задания для работы.
1. Объективно или субъективно рассказывается история о путешествии?
Докажите, что автор активен в своих эмоциональных проявлениях – инсценирование или литературная композиция.
2. Составьте схему из предложенных понятий.
Лиза – олицетворение природы.
Эраст – носитель культуры.
Крестьянка Лиза влечет к себе горожанина Эраста.
Народ – олицетворение нравственной сущности.
Государство, правительство, правитель – форма насилия.
3. Закончите стихотворение Радищева:
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? –
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,
Чувствительным сердцам и истине я в страх
В острог Илимский еду.
4. Докажите, по принципу доказательства теоремы, что “Путешествие…” принадлежит литературе сентиментализма.
5. Раскрытие интриги.
Что обозначает слово “посредственная”?
Посредством сентиментализма выразил Радищев свою идею.
Источник
Сентиментализм в произведении Путешествие из Петербурга с Москву Радищева
Радищев как автор весьма и весьма хорош в своём деле. Данный литературный деятель является одним из революционных писателей, так как он любил привносить в произведения что-то новое, что-то ранее невиданное, хотя и часто заимствовал что-то у других авторов. Произведение “Путешествие из Петербурга в Москву” является одним из наиболее показательных произведение, которые демонстрируют его неологизм и сентиментализм.
Произведение изобилует множеством различных поворотов сюжета, размышлений главного героя, ну и, конечно же, революционных мотивов. В нём автор размышляет о людях, о человеческом обществе, о сломанных, в его понимании, механизмах в этой большой машине под названием общество. По его мнению, мы просто шестерёнки в этой машине, которую принято называть общество. В размышлениях об этой концепции места человека мире проходит всё произведения. Также имеют место быть сентиментальные нотки, которые автор так старательно старается выдвинуть напоказ. Потому и произведение и принято в некотором роде принимать как яркий представителя жанра сентиментализм. В нём Радищев рассуждает о неправильности установленного строя и порядка, однако осознавая опасность своего слова, он не призывает читателя не к каким радикальным действиям, чем, по сути, допускает своё произведение к печати.
Также следует отметить, что его сентиментализм в произведении, по-видимому, очень сильно вдохновлён зарубежными авторами, так как там сильно проглядывается их влияние. Однако сам Радищев этого не признавал. Следует сказать, что в его произведениях люди и их образы были не просто живые, они по настоящему реалистичны, они не пытаются выражать какой либо человеческий идеал или порок, они, по сути, и являются людьми, попросту перенесёнными в литературное произведение. С помощью приёмов сентиментализма Радищев создаёт образы настолько похожими на настоящих людей, что человек порой может поверить в них, по настоящему привязаться к ним, что, конечно же, очередной раз подчёркивает талант автора и его особенный стиль написания произведений. Потому автора и считают одним из самых ярких представителей сентиментализма в литературе – Радищев попросту умел вызвать симпатию к своим персонажам, которые одним своим присутствием оживляли произведение.
В заключении можно сказать, что Радищев, позаимствовав некоторые основы сентиментализма из-за рубежа смог адаптировать их под родные реалии, и разработать свой, уникальный “Радищевский” сентиментализм.
Также читают:
Картинка к сочинению Сентиментализм в произведении Путешествие из Петербурга с Москву Радищева
Популярные сегодня темы
У каждого лето ассоциируется с разным: для кого это возможность отдохнуть от школы, прекрасные поездки на море или к бабушке в деревню, отдых в летнем лагере. Лето — это чудесное время года с массой занятий и развлечений
Бим – это преданный друг, собака породы сеттер шотландский. Самое интересное, что этот пес с рождения имел нехарактерный для его породы окрас. Вся собака была белого цвета и только одно ухо – чёрное.
Неоднократно в литературе освещалась тема притчи о блудном сыне, но Пушкин приходит к тому, чтобы образ сына сменить на женский – на Авдотью Самсоновну Вырину, или просто – Дуню.
Неверность, нарушение клятвы, измена — это, мне кажется, особенно ужасные и низменные деяния, на которые может решиться личность. Однако данные деяния отнюдь не всегда случаются преднамеренно
Многие говорят о жестокости мира. И это вполне объективное утверждение, поскольку в жизни каждого человека накапливается множество проблем, которые он бывает трудно решить самостоятельно.
Источник
Сентиментализм в Путешествии из Петербурга с Москву Радищева
Радищев, как и многие современные ему российские и зарубежные писатели, ориентировался на культуру восприятия своего времени, нравы современников. Это, естественно. Побудило его творить в стиле сентиментализм.
Писатель, обличавший суровые нравы и несправедливость крепостничества и власти в Российской империи, даже обладай он склонностью к литературным экспериментам, рассчитывал, прежде всего, вызвать сильную реакцию слушателей. Этой цели он подчинил использованные им бурные лирические отступления, которыми литератор сопровождал каждую главу «Путешествия из Петербурга в Москву». Они должны были побудить читателя вступить в заочный диалог с героем, обличавшим несправедливость, которая была только что описана.
Сентиментализм Радищева был всхож с произведениями того же стиля западных авторов, писавших в то же время. В частности, в похожей манере создавал свои произведения Жан-Жак Руссо. Французский философ также как и автор «Путешествия…» стремился, с помощью своей критики побудить людей разрушить остающиеся пережитки феодального общества и построить новый мир на демократических и гуманных началах.
Сама форма подачи материала, примененная в главной книге Радищева, также схожа с использованной западными литераторами. Ряд исследователей видели в книге Радищева подражание Стерну, его «Сентиментальному путешествию». Однако впоследствии было выяснено, сто влияние это, если и имело место, то не было определяющим. Радищев прочитал Стерна уже после начала работы над своей главной книгой.
Кроме того, Радищев в большей степени предпочитал оставаться на почве реальности. Мысли и чувства героя произведения у него явно носят подчиненный характер. Обличения путешественника у Радищева лишь обрамляют картины, описанные им. Гораздо больше места и красок он уделил реалистичным описаниям быта и нравов своих соотечественников, страданий беззащитных людей, из которых читатель может самостоятельно сделать выводы.
Сентиментализм Радищева отличается и от творчества Карамзина. Если последний стремился смягчить социальные противоречия, фигурирующие в его произведении, то цель автора «Путешествия …» была противоположной. Радищевские крестьяне – это не экзотические персонажи, говорящие и думающие как представители высших классов общества, но лишь выглядящие по-другому. Писатель-демократ, наоборот, стремился показать имеющую место нищету и жестокость, не сводя проблемы бедных людей к моральным принципам хозяев и начальства.
Радищева можно охарактеризовать, прежде всего, как революционного сентименталиста. Его произведение не содержит прямых призывов к свержению существующего строя и даже четких проектов реформ в его рамках. Однако правящие круги не без оснований посчитали его экстремистским, провоцирующим революционно настроения, по крайней мере, сильное недовольство, за что он был сослан в Сибирь. Исходя из этого, сентиментализм Радищева можно определить как имеющий активный и протестный характер.
Вариант 2
Как и остальные писатели России и зарубежных стран, Радищев при создании своих произведений основывался на культуре восприятия народа. Основным его направлением стал сентиментализм. В своих произведениях писатель обличал несправедливость крепостной жизни и власти, также рассказывал о нраве в стране. Несмотря на это, в первую очередь писатель хотел вызвать реакцию своих читателей. Радищев использовал лирические отступления ради завоевания читателей. Такие отступления присутствовали во всех главах «Путешествия из Петербурга в Москву».
Сентиментализм писателя похож на стиль западных писателей, которые были известны в те времена. Больше всего писатель создавал свои произведения на основе книг Жан-Жака Руссо. Французский философ при помощи своей критики стремился пробудить в читателях пережитки феодального народа.
Манера и форма подачи всех глав книги автора также схожи с произведениями литераторами западных стран. Многие исследователи заметили в произведении слова подражания Стерну. Однако чуть позже выяснилось, что Радищев прочитал книгу Стерна уже после того, как начал писать свое творение. Кроме того Радищев предпочитал придерживаться реализма. Чувства и мысли героев отличались подчиненным характером. Образ ключевого героя обрамляет картину книги. Больше внимания автор уделил реалистическим описаниям нрава и быта жителей своей родины, также страдания беззащитного населения.
Сентиментализм автора отличается от творческого направления Карамзина. Карамзин стремился смягчить противоречия в социальном обществе. А Радищев придерживался противоположного мнения. Писатель придерживался собственной демократии. В своем произведении он старался показать читателям жестокость и нищету, которые были главной проблемой простых крестьян. Многие критики характеризуют писателя как революционного сентименталиста. В творении нет прямых призывов к противостоянию строя, и не намекает на формирование реформ. В тот период правительство посчитало его книгу экстремистским и революционным творением и выслало писателя в Сибирь. Таким образом, сентиментализм писателя имеет протестный характер против советской власти.
Сентиментализм в Путешествии из Петербурга с Москву Радищева
Несколько интересных сочинений
Первым в книге перед читателем предстаёт Николай Петрович Кирсанов. Он аристократ, помещик, но совершенно не умеющий обращаться с хозяйством и имением
Повесть «Детство» — одно из самых известных произведения Максима Горького. Повесть рассказывает о детстве ребенка, которое не такое безоблачное и яркое, как детство большинства мальчишек его возраста
Антон Павлович Чехов – величайший русский писатель. В своих сатирических произведениях он высмеивает такие пороки как жадность, трусость, гордыню, чинопочитание и другие, причём делает
Родился в Москве в 1815 году. Мальчика воспитывал отец, который был суворовским солдатом, а позже получил дворянство за свои воинские заслуги. Отец Павла хотел воспитать его настоящим мужчиной, и поэтому отправил сына
Еще с начала возникновения людей на планете, человек близко контактировал с окружающим миром. Ведь благодаря ней, человек всегда сыт и доволен, чист и согрет. Позже она открыла все свои природные ресурсы, создавая пригодные условия для жизни людей
Источник