Черты транспортной системы развивающихся стран

ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

ТРАНСПОРТ МИРА

РОЛЬ.

Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда.

Значение транспорта состоит в том, Что он:

1) обеспечивает связь между районами производства и

потребления товаров и услуг;

2) воздействует на размещение производства;

3) способствует специализации и кооперированию производства стран и районов;

4) способствует развитию процессов международной интеграции;

5) обеспечивает развитие всех форм международных экономических и культурных связей.

Уровень развития транспорта

Зависит от уровня развития производительных сил, размеров и освоенности территории, степени включенности в географическое разделение труда и т.д.

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА

Работу и уровень развития транспорта оценивают по целому ряду показателей. Например: численность занятых в отрасли ; протяженность транспортных путей , их густота ; вес и структура перевозимых грузов ; численность перевозимых пассажиров (1 трлн. чел. в год) и др. Важны и качественные характеристики: качество дорожного полотна, уровень электрификации, технический уровень транспортных средств, соотношение различных видов транспорта в грузо- и пассажироперевозках, уровень автомобилизации, транспортные предприятия и транспортные средства образуют мировую транспортную систему.

особенности понятие высокая низкая
1 оснащенность виды транспортных средств, пути сообщения,трассы,вокзалы ,станции ж\д трубопроводный
2 грузооборот Количество грузов на расстояние ж\д ,автом авиа
3 обьем грузов Количество грузов Автом, ж\д Авиа.морской
4 себестоимость Количество денег ,затраченных на перевозку единицы продукции ж\д,авиа,авто Труб ,водный
5 трудоемкость Затраты труда на единицу перевезенной продукции ж\д,автом,авиа Труб,водный
6 пропускная способность Количество транспорта через порты\станции\ за единицу времени водный ж\д,автом
7 непрерывность работы Зависимость от природных условий Водный ,авиа трубопров
8 протяженность Длина путей Морской, труб ж\д .авиа Автом.
9 пассажирооборот Количество перевезенных пассажиров ж\д,автом,авиа Труб,водный
10 скорость Км в час Авиа,,автом. ж\д Труб,водный
Фрахт плата за перевозку грузов или пассажиров различными видами транспорта, главным образом Морским.
Каботаж судоходство между портами одной страны. Различают большой каботаж (между портами разных морей, например Балтийским и Черным) и малый каботаж (между портами одного или двух смежных морей, например, Черным и Азовским).
Грузоподъемность транспортного средства (подъемного крана, автомобиля и т. д.) максимальная масса груза, которую оно способно в определенных условиях в один прием поднять, переместить или перевезти.
Воздушная трасса (авиалиния пространство над поверхностью земли в виде коридора, в пределах которого выполняются полеты, обеспеченные аэродромными и наземными радиотехническими средствами.

ВЛИЯНИЕ НТР НА ТРАНСПОТР НТР

На транспорт в целом.

1) увеличение грузоподъемности;

2) увеличение пропускной способности;

3) появление принципиально новых видов транспорта;

4) увеличение вместимости;

5) увеличение скорости.

6)контейнеризация –перевозка грузов в металлических емкостях-контейнерах (суда-контейнеровозы, контейнерные терминалы в портах )-повышение производительности в 10 раз

7) — Все пути сообщения, транспортные предприятия’ и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. В рамках этой системы взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и регионы мира

На отдельные виды

Монорельсовая дорога — транспортная система, в которой пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке (навесная монорельсовая дорога) — монорельсу, установленному на отдельных опорах или эстакаде, или под ней (подвесная монорельсовая дорога). Вместимость вагонов 60-120 человек, скорость до 240 км/ч, пропускная способность такая же, как у метро. Грузовые монорельсовые дороги применяют на промышленных предприятиях; грузоподъемность вагонеток 0,5-5 т, скорость 2-4 км/ч, протяженность до 1,5 км. Распространены в системах высокоскоростного транспорта, особенно в условиях больших городов с платной застройкой (Монреаль, Токио и др.). Недостатками являются относительно высокая стоимость, повышенный уровень шума.

Воздушная подушка — область повышенного давления воздуха между основанием машины (например, судна на воздушной подушке) и опорной поверхностью, между подвижными и неподвижными элементами механизмов (например, воздушный подшипник), в приборах (например, гироскопах).

Магнитная подвеска — бесконтактное подвешивание транспортного средства с зазором до 30 см над путевым устройством. Осуществляется с помощью постоянных магнитов (принцип отталкивания), регулируемых электромагнитов (принцип притяжения) или электромагнитов на транспортном средстве на токопроводящих обмоток, уложенных в путь (принцип отталкивания). В качестве тяговых используют линейные электродвигатели. Скорость транспортных средств с магнитной подвеской до 500 км/ч. Испытания проводились в Российской Федерации, США, Германии, Японии, Великобритании.

ОСОБЕННОСТИ

ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40 % — на автомобильный, а оставшиеся 35 % — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

РЕГИОНОВ

Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Зарубежной Европы.

Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта.

Зарубежная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Зарубежной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.

СОСТАВ

По географическим сферам применения выделяются сухопутный (наземный), водный (морской и речной) и воздушный транспорт.

Источник

Урок географии 10 класс «География транспорта мира».

Выбранный для просмотра документ ПРИЛОЖЕНИЕ.doc

2а) Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства.

1. Значение транспорта:

— Транспорт является основой ГРТ.

— Объем и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.

— География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил.

— Транспорт способствует специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран.

— Без транспорта было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров, услуг, да и преодоление расстояния между людьми.

2. Воздействие НТР на разделение труда между видами транспорта:

— Увеличение пропускной способности транспортных путей.

— Появление новых транспортных средств.

— Увеличение вместимости и скорости передвижения.

— Контейнеризация, повысившая производительность труда в 7-10 раз.

Контейнеризация – перевозка штучных грузов в специальных металлических емкостях – контейнерах. С ней связано появление новых транспортных средств – контейнеровозов и специальных перегрузочных станций – контейнерных терминалов.

3. Основные черты различия между транспортом экономически развитых и развивающихся стран:

Представлен всеми видами транспорта.

Технический уровень высокий .

Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения самые высокие .

На эти страны приходится 80% общей длины мировой транспортной сети.

Несформированная транспортная система.

Транспортная подвижность населения ниже среднемировой.

Преобладание одно – двух видов транспорта.

Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения низкая .

Широко используется для перемещения грузов гужевого, вьючного транспорта.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ МИРА

страны – лидеры по размерам автомобильного парка:

Железнодорожный

страны – лидеры по длине ж/д сети:

Страны – лидеры по густоте ж/д:

1.Швейцария 140 км на 1000 км

5.Бельгия 112 км

6.для России 5,1 км

Страны – лидеры по длине трубопроводов:

5. Саудовская Аравия

крупнейшие аэропорты мира:

г. Атланта, г. Чикаго – США

г. Лондон – Хитроу;

г. Франкфурт на Майне – Рейн Майн;

г. Париж – Шарль де Голь;

г. Токио – Ханеда;

г. Москва – Шереметьево – 45 место.

судоходные реки: Амазонка, Парана, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго, Рейн.

морские каналы межконтинентального значения: Суэцкий, Панамский, Кильский.

Страны лидеры по размерам морского флота

5. Багамские острова

морские проливы: Ла Манш, Гибралтарский, Зондский, Босфор, Малаккский.

Выбранный для просмотра документ План урока.doc

Урок географии по теме: «Транспорт и связь мира». 10-й класс

Цели и задачи:


Обучающие:

развивать представления об отраслях Мирового хозяйства;

развивать умения характеризовать по основным параметрам Мировую транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития;

сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;

сформировать знания о географии основных видов транспорта.

Развивающие:

развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;

развивать умение работать во времени и в группах;

развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес;

развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.

Воспитательные:

Продолжить формирование системы нравственных отношений:

а) формировать у учащихся уважительное отношение к мнению других учеников;

б) формировать у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое, воспитание чувства ответственности за подготовку материала к уроку

В ходе урока у учащихся развиваются следующие умения:

Учебно-информационные умения:

умение работать с письменными и устными текстами;

умение работать с картографическими источниками информации.

Учебно-логические умения:

определять компоненты изучаемого объекта;

осуществлять качественное и количественное описания компонентов объекта;

осуществлять классификацию на основе установления признаков объекта.

Оборудование: Карта “Транспорт мира”, атлас для 10 кл., картосхемы, компьютер, учебник, тетради

Тип учебного занятия урок усвоения нового материала

Основная форма работы – групповая с использованием опережающего домашнего задания

Создать условия для проведения учебного занятия

готовность к проведению урока

II . Целеполагающий

. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

Сформулированы основные цели и задачи учебного занятия

включаются в работу

III . Изучение нового материала

Познакомиться с особенностями транспортной системы мира

Сформулированы и записаны основные понятия по новой теме

Организует ход учебного занятия, следит за правильностью, сделанных учащимися выводов

Выступление творческих групп, работа с картами Атласа, с Технологическими картами урока

Выступления учащихся, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, карты Атласа

IV . Закрепление

Применять полученные знания

выполнение тестовых заданий

— организует выполнение тестовых заданий

— отвечают на вопросы учителя

V . Домашнее задание

Обеспечить возможность понимания способов выполнения д/З

Осознанность значимости выполнения д/з

— ознакомление с Д/З

V . Итог урока, рефлексия

Обобщение, подведение итогов урока, домашнее задание

Выводы по теме «Транспорт мира»

Работает фронтально, индивидуально, записывает д/з

Выбранный для просмотра документ Технологическая крта.doc

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

— Транспорт является _________________________________________

— Объем и структура транспортных перевозок отражают _____________________________________________________________

— География транспортной сети и грузопотоков влияет на ______________________________________________________________

— Транспорт способствует ____________________________________

— Без транспорта было бы невозможно преодоление _____________ ______________________________________________________________

2. Воздействие НТР на разделение труда между видами транспорта:

Контейнеризация – ________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

3. Основные черты различия между транспортом экономически развитых и развивающихся стран:

Представлен _________ видами транспорта.

Технический уровень _________ .

Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения ____________________.

На эти страны приходится _____ общей длины мировой транспортной сети.

_________________ транспортная система.

Транспортная подвижность населения ______ среднемировой.

Преобладание ___________ видов транспорта.

Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения _________.

Широко используется для перемещения грузов ____________________________ транспорта.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ МИРА

Назвать страны – лидеры по размерам автомобильного парка:

4. _ ______________

7. _ ______________

Железнодорожный

Вписать страны – лидеры по длине ж/д сети:

Страны – лидеры по густоте ж/д:

5. _ ______________

1.Швейцария 140 км на 1000 км

5.Бельгия 112 км

6.для России 5,1 км

Страны – лидеры по длине трубопроводов:

3. _ ______________

5. _ ____________

Назвать крупнейшие аэропорты мира:

Назвать крупнейшие судоходные реки мира

Назвать морские каналы межконтинентального значения

Назвать страны- лидеры по размерам морского флота

3. _ ____________

Назвать крупнейшие морское порты

Технологическую карту заполнил(а)

Номер материала: 123183060717

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Нидерланды правильное название страны
Оцените статью