Численность населения стран сэв

5 января 1949 года был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)

67 лет назад, 5 января 1949 года был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Участниками нового содружества стали страны социалистической Европы, а именно: Румыния, Болгария, Советский Союз, Польша, Чехословакия и Венгрия. Через несколько месяцев к ним присоединяется Албания, а на следующий год и демократическая часть Германии (ГДР).

Основной причиной создания этого экономического объединения в 1949 году стали разрушительные и масштабные последствия Второй Мировой войны. Страны Восточной и Западной Европы в ходе этого глобального военного конфликта понесли невероятные человеческие и экономические потери. Финансовый сектор этих государств был полностью разрушен. Восстановления требовала не только промышленность, но и жилой сектор, а также инфраструктура, не говоря уже о численности населения. Необходимы были регулярные поставки сырья, оборудования и, безусловно, продовольствия. В решении этих вопросов и призвано было помочь образование СЭВ.

Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ.

Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Подобная коррекция политики СЭВ позволила включить в состав участников Монгольскую Народную Республику, Вьетнам и Кубу. Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны.

Читайте также:  Австралия экономика страны кратко

Несмотря на то, что СЭВ было образовано 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководством самого крупного государства-участника (СССР) было принято решение превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, обладающим общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу. Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. Все операции производились через МБЭС (Международный Банк Экономического Сотрудничества), созданный в 1963 году. Через семь лет появилась новая финансовая структура. Ее задачей стала выдача долгосрочных кредитов на реализацию планов сообщества. Эта организация получила название Международного инвестиционного банка.

В 70-годы проводилась активная работа по экономическому объединению и взаимопроникновению. Было разработана СЭВ-программа, которая предполагала развитие высших форм государственной интеграции: инвестиций, производственной кооперации, сотрудничества в области научно-технических разработок. Именно в этот период возникли различные интернациональные концерны и предприятия. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН.

Однако внутри коалиции назревала тенденция к капиталистическому пути развития рынка. СССР делал попытки присоединиться к новым экономическим программам, но безуспешно. Политическая обстановка 80-х привела к смене правительств и государственного строя в ряде стран-участниц (самом Советском Союзе, в том числе). Формально СЭВ был распущен в 1991 году по инициативе его членов.

Читайте также:  Валовая прибыль экономики страны

В то же время, нельзя не отметить, что создание СЭВ позволило многим странам Европы возродить разрушенную войной экономику и подняться на новый уровень экономического развития.

Источник

Численность населения стран сэв

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Современные тенденции воспроизводства населения в европейских странах-членах СЭВ[1]

З. Павлик, А. Кваша

Тенденции демографического развития определяются влиянием социально-экономических факторов, специфически проявляющихся в исторически конкретных условиях каждой страны. В демографических процессах необходимо различать прежде всего генеральные тенденции, которые в той или иной форме и с различной скоростью проявляются во всех странах. Речь идет в первую очередь о том, что в демографическом развитии все страны должны пройти через принципиально единую схему изменений интенсивности демографических явлений. К числу основных общих закономерностей относятся неизбежный переход от сознательно неограничиваемой к сознательно ограничиваемой рождаемости, от многодетности (точнее, от большого числа рождений) — к малодетной семье, постепенное увеличение продолжительности жизни населения, рост его территориальной и социальной подвижности. Естественно, что эти закономерности проявляются лишь как тенденции.

Наряду с генеральными закономерностями существуют и специфические черты развития населения, в которых в первую очередь проявляются особенности воздействия на демографические процессы той или иной общественной формации. Выражаются они прежде всего в скорости и степени «безболезненности» перехода от одного типа воспроизводства к другому, в качественных характеристиках населения, в формировании его новых структур, прежде всего социальной структуры.

Наконец, частные различия в режиме воспроизводства населения отдельных стран даже в рамках одной и той же формации определяются особенностями социального развития страны, ее конкретными историческими условиями[2].

Таким образом, любая попытка дать обобщающую характеристику воспроизводства населения нескольких стран (или их групп) сталкивается, если речь идет не о географической группировке, с проблемой выбора качественного признака, на основе которого «объединяются» те или иные страны. В нашем случае таким признаком выступают общественно-экономические отношения, присущие странам социалистического содружества. Конечно, и между рассматриваемыми странами есть различия и в типе, и в темпах развития форм социалистической собственности, и даже в темпах социалистических преобразований, что сказывается на характере развития населения каждой конкретной страны.

Глубокие изменения, происходящие в характере воспроизводства населения, нельзя понять и проанализировать, если их рассматривать в отрыве от всех других социально-экономических изменений, которые вместе с демографическими явлениями составляют единое целое, общий поток сдвигов в социальной и экономической жизни общества. Общей генеральной чертой их является переход к высшим формам общественного устройства, а в плане демографическом — переход от экстенсивного к интенсивному типу воспроизводства населения. Это означает постепенный переход от воспроизводства на основе высокой рождаемости, большой смертности, малой подвижности населения и низкой вариабельности большинства структур к воспроизводству на основе невысокой рождаемости и смертности, большой подвижности населения и быстрой изменчивости демографических структур, т.е. к более «экономичному» типу воспроизводства. При этом чисто количественные характеристики воспроизводства населения, например величина нетто-коэффициента воспроизводства, при экстенсивном и интенсивном типах различаются весьма незначительно, хотя качественно это разные типы воспроизводства.

Следует еще раз отметить, что часто встречающееся в современных условиях «сходство» демографических характеристик стран с разным общественным устройством, в ряде случаев даже одинаковое направление изменения демографических процессов отнюдь не свидетельствует об одинаковой качественной характеристике этих явлений. Начнем с того, что близкими по величине чаще всего бывают самые общие, максимально агрегированные показатели, в первую очередь общие коэффициенты рождаемости и смертности. Поскольку сопоставление демографических явлений одномоментно, т.е. лишь для одного года, эти показатели не могут характеризовать суть самих явлений. Наконец, как уже отмечалось, особое значение имеют в таком сравнительном анализе качественные аспекты[3] в первую очередь формирование новой, более прогрессивной по своей сути социальной структуры населения, большая «приспособляемость» демографических структур к меняющимся условиям труда и быта, к требованиям научно- технического прогресса, характерная для условий социализма.

При капитализме изменение режима воспроизводства, переход от одного типа воспроизводства к другому идет неравномерно. Чаще всего вначале этот процесс охватывает обеспеченные слои населения, но проникновение этих изменений в средние и особенно бедные слои может идти в замедленном темпе, что обусловливается классовыми и экономическими различиями. Часто очень медленно, с отставанием от привилегированных городских слоев меняется характер демографических процессов у земледельческого населения.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что выявление единых черт социально-демографического развития в социалистических странах — сама по себе достаточно сложная задача. С этой точки зрения неизбежно использование условных группировок как качественно-количественного, так и регионального плана.

С качественной точки зрения, очевидно, необходимо вначале выделить группы стран по темпам и уровню завершенности социалистических преобразований, по формированию новой социальной структуры. Сама по себе это очень сложная задача, во многом выходящая за рамки темы данной статьи. Отметим, что в отношении европейских социалистических стран можно говорить о построении социалистического общества, находящегося на разных этапах его развития.

С позиций демографических, т. е. состояния воспроизводства населения, распределить социалистические страны по группам можно лишь на основе определенных признаков, базирующихся на выделении последовательности этапов демографического развития. Такая последовательность сформулирована в концепции демографической революции, позволяющей выделить в развитии населения ряд качественных этапов. В рамках каждого этапа в целях анализа можно использовать достаточно условные количественные шкалы.

Напомним, что основными качественными этапами в тенденциях воспроизводства населения являются периоды перехода от высокой к низкой смертности, а затем от высокой к низкой рождаемости. После этого в воспроизводстве населения наступает этап, для которого характерны невысокие, меняющиеся во времени темпы роста населения на основе низкой рождаемости и низкой смертности, высокой миграционной подвижности населения, быстрой (в историческом плане) динамики демографических структур.

На этом этапе демографического развития темпы естественного прироста населения могут варьировать весьма существенно[4]. Это может быть вызвано как изменением интенсивности демографических процессов, т.е. генеральными тенденциями явлений, так и структурными факторами, в том числе диспропорциональностью отдельных возрастно-половых групп и изменением графика рождений, т.е. факторами экзогенного плана. Следует отметить, что возрастная структура населения многих европейских социалистических стран, особенно СССР, ГДР и Польши, до сих пор испытывает влияние последствий войн, в первую очередь второй мировой войны. Эти последствия в настоящее время прямо сказываются на возрастной структуре тех контингентов, которые уже вышли за пределы детородного возраста, т.е. прямые военные потери уже перестают влиять на уровень рождаемости.

Если говорить о рождаемости, то важно отметить одну особенность демографического развития социалистических стран, в первую очередь европейских: ввиду принципиальной устойчивости в них экономической конъюнктуры, общего поступательного развития экономики изменение графика рождений не бывает в них столь быстрым и существенным, как в развитых капиталистических странах в период резкого ухудшения экономической ситуации.

Что касается смертности, то повышенный ее уровень может быть у тех групп населения, которые в годы войны были в самых юных возрастах, организм которых формировался в тяжелых условиях жизни.

Косвенные последствия войны до сих пор существенно влияют на демографические процессы. Они проявляются во многих направлениях. Отметим прежде всего то важное обстоятельство, что сейчас в возраст с повышенным риском смертности вступают контингенты, активно участвовавшие в боевых действиях в годы второй мировой войны. Здоровье их ослаблено, что неизбежно приведет к увеличению показателей смертности в этих возрастах.

Темпы роста численности населения стран-членов СЭВ неодинаковы во времени, на них сказываются как различия в типе воспроизводства населения, так и исторические особенности развития населения этих стран.

Таблица 1. Численность населения европейских стран-членов СЭВ, тыс. человек

Источник

Легендарный СЭВ: как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха

До 1949 года помощь странам Восточной Европы была односторонней: со стороны СССР. Например, неурожай 1947 года мог бы ввергнуть Чехословакию в такие экономические затруднения, из которых страна не могла бы вырваться в течение ряда лет. Ущерб от неурожая 1947 года исчисляется 13 млрд ч/с крон. Только благодаря бескорыстной помощи со стороны Советского Союза Чехословакия не только не пережила кризис с продовольствием, но вышла из него без серьезного пассивного баланса.

Уже в 1945 году, когда Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, советское командование впервые предоставило румынской стороне пшеницу, кукурузу и картофель для посева. Румынии было предоставлено 150 тыс. т пшеницы и 150 тыс. т кукурузы в рамках кредита, который необходимо было вернуть в 1946–1947 годах. Подобный объем зерна на мировом рынке на тот момент стоил около 35 млн долларов. Власти Румынии не смогли вернуть кредит.

Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием. Тем не менее СССР, который также испытывал довольно серьезные трудности с продовольствием, вновь предоставил Румынии 100 тыс. т зерна. В 1947 году Бухарест вновь обратился к Москве с просьбой о помощи, и СССР поставил в Румынию еще 80 тыс. т зерна.

Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. вагонов зерна с доставкой на дом, не требуя взамен никаких гарантий, не требуя золота, а мы не смогли отдать этот долг. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…».

Но не только продовольствием в трудные годы СССР помогал странам Восточной Европы. В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Кроме того, Советский Союз передал Румынии большую часть германского имущества, подлежащего вывозу в СССР в счет репараций.

Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики. Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны.

Планировать создание чрезвычайно успешной экономики в странах Восточной Европы начали при Никите Хрущеве, вероятно, потому, что в 1957 году западноевропейские страны сформировали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Через пять лет после смерти Сталина СЭВ стал оформляться в мощную организацию типа ЕЭС, что стоило СССР больших материальных затрат. Штаб-квартира организации находилась в Москве. Работа структур СЭВ соответствовала работе аппарата большого государства.

Экономика стран Восточной Европы развивалась успешно и в темпах развития даже опережала западноевропейские страны ЕЭС. При сравнении СЭВ и ЕЭС надо учитывать, что страны Западной Европы не лежали в 1945 году в руинах, как страны Восточной Европы, а также изначально, еще в довоенное время, имели более высокое промышленное развитие, а США имели по сравнению с СССР более широкие возможности для кредитования региона.

Только Чехословакия до начала Второй мировой войны не уступала в промышленном развитии странам Западной Европы, но даже не гитлеровская Германия, а США приложили все силы для разрушения промышленности Чехословакии. Промышленное производство Чехословакии после войны составляло около 50% от предвоенного уровня.

Реформы в отношениях со странами – участницами СЭВ, проводимые при Хрущеве, как и подавляющее большинство проводимых им реформ, не были до конца продуманы и наносили ущерб СССР. Например, в 1959 году производство самого массового и незаменимого в сельскохозяйственной авиации самолета Ан-2, которому не было равных в мире, было передано Польше.

В 1965 году Польша начала серийное производство легкого с двумя газотурбинными двигателями вертолета Ми-2, производство которого также было передано СССР Польше. США не могли создать подобного вертолета до 1971 года.

СССР передавал странам СЭВ не сборку, как это делают западные страны, а полное производство. Даже запасные части на вертолет Ми-2 СССР покупал у Польши. Мир не создал для обработки сельхозугодий лучшей авиационной техники, чем самолет Ан-2 и вертолет Ми-2. Кроме того, они изготавливались в пассажирском варианте для местных авиалиний, а также в санитарном и других видах.

Россия в настоящее время для перевозки небольшого количества людей и грузов вынуждена использовать более дорогостоящие в эксплуатации тяжелые вертолеты вместо рассчитанного на восемь пассажиров и 800 кг груза вертолета Ми-2.

Передача производства двух выдающихся типов авиационной техники, остро необходимых народному хозяйству СССР, конечно, наносила ущерб экономическим интересам страны. Но, главное, указанные факты говорят об огромном вкладе СССР в развитие промышленности и сельского хозяйства стран – членов СЭВ. Та же Польша не испытывала никаких затруднений в помощи и количестве заказов на строительство кораблей.

К сожалению, в настоящее время страны Восточной Европы забыли, что основное количество ныне действующих в странах бывшего СЭВ производственных (включая пищевые отрасли), транспортных и энергетических мощностей было создано с помощью СССР или исключительно Советским Союзом.

Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности. Эти товары пользовались большим спросом среди населения Советского Союза. Спрос опережал предложение и обеспечивал интенсивное развитие легкой промышленности стран – членов СЭВ.

По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958 года) осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959 года) была организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир». В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем (Прага).

В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Сотрудничество в области координации народно-хозяйственных планов стран – членов СЭВ еще более углубилось.

Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации типа «Интерметалл». В октябре 1963 года было подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.

Сессия СЭВ 1969 года приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран – членов СЭВ. Указанная программа развития СЭВ на 20 лет была принята в июле 1971 года на 25-м заседании Сессии СЭВ.

Сессия СЭВ 1975 года поручила Комитету и Секретариату СЭВ организовать в 1975–1977 годах разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 года. Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран – членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления.

Страны СЭВ участвовали в совместных строительствах крупных промышленных предприятий, магистральных газопроводов, линий электропередачи и других объектов. Это были наиболее сложные объекты, например заводы по производству металлорежущих станков с программным управлением. Соглашения охватывали свыше 3 800 наименований сложной продукции. В 1972–1974 годах страны – члены СЭВ создали международную экономическую организацию «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».

На долю стран СЭВ приходилось 18,5% территории и 9,4% населения земного шара. Эти 9,4% населения земного шара в 1974 году произвели продукцию, которая составляла одну третью часть (более 33%) мирового производства промышленной продукции. В 1950 году страны СЭВ производили 18% мирового промышленного производства.

Китай и Северная Корея не входили в число стран – членов СЭВ, но являлись социалистическими странами, и с учетом промышленного производства в указанных странах очевидно, что социалистические страны уже в 1974 году, несмотря на принесенную войнами разруху, произвели продукцию, которая составляла почти половину мирового производства промышленной продукции.

Только за пять лет, с 1971 по 1975 год, национальный доход стран – членов СЭВ увеличился в целом на 36%, выпуск промышленной продукции – на 46%, среднегодовая продукция сельского хозяйства – на 14%.

За 1971–80 годах объем производственного национального дохода увеличился в целом по странам СЭВ на 66%, в Болгарии – на 96%, в Венгрии – на 62%, в ГДР – на 59%, в Монголии – на 81%, в Польше – на 73%, в СССР – на 62%, в ЧССР – на 57%.

В период с 1971 по 1980 год произошло увеличение объема капиталовложений в экономики стран – членов СЭВ на 73%. За счет больших масштабов капитального строительства возросли основные производственные фонды. К примеру, за период с 1971 по 1980 год фонды возросли в Болгарии в 2,2 раза, в Венгрии – в 1,9 раза, в ГДР – в 1,7 раза, в Монголии – в 2,4 раза, в Польше – в 2,2 раза, в Румынии – в 2,9 раза, в СССР – в 2,2 раза, в ЧССР – в 1,8 раза.

В 1980 году доля стран – членов СЭВ в мировом производстве электроэнергии составила 20,8%, в добыче угля – 27,3%, в производстве стали – 29,2%, цемента – 24,5%.

С 1971 года и до середины 1980-х годов, то есть до прихода к власти в СССР Михаила Горбачева, в братских странах СЭВ быстрыми темпами развивалась промышленность. Общий объем изготовленной промышленной продукции повысился более чем на 80%. Объем продукции машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей увеличился в 2,5 раза, электроэнергетической и топливной – в 1,7 раза и химической – в 2,2 раза. Валовая продукция сельского хозяйства в странах СЭВ в целом повысилась в 1980 году на 22% по сравнению с 1970 годом. Доходы рабочих увеличились, в том числе в СССР – на 36%, в Болгарии – на 20%, в Венгрии – на 22%, в Чехословакии – на 23%, и это было реальное их увеличение, так как инфляция практически отсутствовала.

За 1971–1980 годы было возведено более 30 млн квартир, и таким образом более 130 млн человек улучшили свои жилищные условия. Квартиры предоставлялись бесплатно, за исключением сравнительно небольшого количества кооперативного строительства. В Болгарии за этот период было построено 603 тыс. квартир, в ГДР – 1422 тыс., на Кубе – 162 тыс., в Монголии – 32 тыс., в ЧССР – 1 262 тыс. квартир.

Данные факты однозначно указывают на то, что страны СЭВ в темпах экономического развития опережали страны Запада и СЭВ прекратил свое существование не по экономическим причинам. Мнение о том, что СССР и СЭВ развалились по экономическим причинам, навязано нашему обществу Западом.

Протокол о расформировании организации страны – члены СЭВ подписали в Будапеште 28 июня 1991 года на 46-м заседании Сессии СЭВ. И если СССР всячески способствовал производству разнообразных промышленных товаров в странах СЭВ, то Евросоюз с первого дня начал ограничивать количество промышленных товаров, производимых в странах Восточной Европы. Фактически Запад снова превращает восточноевропейскую экономику в аграрно-сырьевую, какой она в основном была до начала Второй мировой войны.

Мнение, выраженное в публикации Леонида Масловского, является его личной позицией и может не совпадать с мнением редакции сайта телеканала «Звезда».

Источник

Оцените статью