Сравнение полицейской статистики России и других стран мира
Полиция в разных странах работает с разной степенью жёсткости. Недавно в СМИ появилась информация о публикации газеты The Washington Post, которая сообщила, что в течение 2017 года американские полицейские в США застрелили 987 человек. При этом в 2016 году данный показатель составил 963 человека, а в 2015 году — 995. Авторы публикации основывались на собственном анализе судебных документов и полицейских отчетов. В США такого рода статистика на официальном уровне не публикуется. Подробнее здесь .
И тут возникает вопрос: а как обстоит дело в России? МВД России тоже не публикует такую статистику, и её формируют журналисты. Через поисковик Яндекс удалось найти вот такую статью неизвестного автора . Он ссылается на исследования, проводимые российскими авторами, а также The Guardian, Vice News и Bureau of Justice Statistics’ Deaths in Custody Reporting Program (там приводятся ссылки). Из довольно разрозненных данных за разные годы следует, что в России за 2015 год в ходе задержаний и иных силовых мероприятий российской полиции было застрелено 75 человек.
В найденной через поиск Яндекса ещё одной публикации (середины 2015 года) сообщается о 13 застреленных российской полицией человек за первую половину 2015 года (в США за первую половину 2015 года американской полицией застрелено 500 человек).
Вопросы вызывает и проблематика смертности людей в местах лишения свободы. The Guardian сообщает о смерти 200 человек в местах лишения свободы в России за 2015 год.
По США: VICE News сообщает со ссылкой на Bureau of Justice Statistics’ Deaths in Custody Reporting Program о том, что за 2012 год в местах заключения в США погибло 4309 человек, эта численность на 8 процентов больше, чем в 2011 году.
Также The Guardian приводит статистику по американскому штату Техас за десять лет – 4200 погибших в тюрьмах Техаса за десять лет, в среднем 420 смертей в год.
В этом отношении ситуация в России менее плохая, чем в США, однако ВАЖНО понимать наличие проблем в нашей стране и решать их. Все факты смерти людей, связанные с работой правоохранительных органов и исправительной системы — должны тщательно проверяться. В тюрьмах имеет место естественная смертность, а в ходе действий правоохранительных органов бывают случаи, когда преступник застреливается при оказании им сопротивления, что является правомерным действием полицейских. Но если какие-то смерти являлись результатом именно преступных действий отдельных сотрудников правоохранительных органов, исправительной системы – таких лиц следует в полном соответствии с законодательством привлекать к ответственности. Необходимо стремиться к полному искоренению какого-либо произвола в работе правоохранительных органов. Однако правоохранительные органы имеют право на применение оружия при необходимости. Но только при необходимости – а произвол здесь недопустим.
Ещё одним обсуждаемым вопросом является численность полиции в России в сравнении с численностью полиции в других странах мира. В этом отношении есть статистика, приведённая в Википедии .
Из неё следует, что Россия находится на 4 месте в мире по абсолютной численности сотрудников полиции (после Китая, Индии и США). Население России – на девятом месте по численности в мире.
Более правильно будет сравнивать относительный показатель: численность сотрудников полиции на 100 000 жителей страны. В этом плане таблица Википедии демонстрирует, что Россия (516 сотрудников полиции на сто тысяч жителей страны) находится рядом с Испанией (512 сотрудников полиции на сто тысяч жителей страны). Однако в графе «год» в таблице Википедии указано, что данные по России приведены за 2016 год, а по Испании – за 2009 год.
РИА Новости приводит статистику Bloomberg по численности полиции в России и других странах за 2013 год.
Там по Испании приводятся меньшие показатели, а по России – более крупные. Россия в статистике Bloomberg, приведённой РИА Новости, имеет самый высокий показатель по численности полиции на 100 000 населения (в статистику не вошли страны с населением менее 5 млн. человек, где эти показатели бывают выше). При этом не совсем ясно, почему в этой таблице РИА Новости нет Белоруссии (у которой по Википедии было в 2013 году 1442 сотрудника правоохранительных органов на 100 000 жителей страны), Сингапура (по Википедии – 753 сотрудника на 100 000 жителей в 2012 году) и нескольких других стран, где население больше 5 млн., и сотрудников полиции на 100 000 жителей явно больше, чем в России.
Недавно эта численность в России была немного сокращена : с 1 января 2018 года установлена численность сотрудников органов внутренних дел РФ в количестве 746 859 человек (не считая федеральных государственных гражданских служащих и работников, работающих в органах внутренних дел – с ними получается 894 871 человек). Для сравнения — в 2013 году показатели были такими: 782 001 сотрудник полиции, а всего работающих в органах внутренних дел – 1 106 172 человека ( действовавшая на тот момент редакция Указа Президента России , устанавливающая такую численность в 2013 году.
Таким образом, Россия идёт по пути сокращения данной численности, хотя до сих пор и имеет высокие показатели в этом отношении.
Существует также статистика, приводимая неизвестным автором в публикации , найденной через поиск Яндекса: в 2013 году в США (население по официальным данным — 316 миллионов) было зарегистрировано около 10 миллионов преступлений. Убийств — несколько более 14 000, разбоев 345 000. В России в том же году (по статистике МВД) совершено 2 миллиона 200 тысяч нарушений УК РФ. Из них убийств 12 361, разбоев — 16 416. Автор немного путает численность населения России в 2013 году – тогда было примерно 143 миллиона человек, а не 146 миллионов, как сейчас.
Таким образом, получается, что на душу населения в России совершается, к сожалению, очень много убийств. Это же следует и из инфографики, приведённой РИА Новости .
Но случаев разбоя, например, в США (345 000) во много раз больше, чем в России (16 416).
Все изложенные выше данные свидетельствуют о необходимости оптимизации работы правоохранительных органов в России в самых разных отношениях. Но и чрезмерно ослаблять полицию не следует, как в Норвегии, где с массовым убийцей Брейвиком смогли справиться слишком поздно из-за того, что у полиции не сразу был готов транспорт и не было в оперативном доступе оружия для максимально быстрого реагирования на действия преступника.
Однако при этом нельзя не отметить и то, что Россия по многим параметрам (например, по жёсткости работы полиции, по смертности людей в местах лишения свободы) имеет проблем гораздо меньше, чем, например, США, с которыми проводилось сравнение.
Но, как говорилось выше, это не значит, что там у России совсем нет проблем. Проблемы есть, и их обязательно нужно решать.
Источник
Количество полицейских на душу населения в России и Европе. Свежая карта и сравнение данных
Хотел вытащить в заголовок какую-нибудь нафталиновую фразу про полицейские государства, но решил, что большой необходимости в этом уже нет.
Конечно, в Европе пока остаются страны(они всем известны), где силовой аппарат, в частности полицейский штат, всё ещё великоват и это не считается чем-то хорошим, хотя и не означает обратного. Ведь если всё взвесить и сравнить, то выйдет, что большое относительное количество полицеских не является единственным или даже необходимым условием для формирования такой системы угнетения, которую принято называть полицейским государством.
В любом случае, в каждой стране свои уникальные предпосылки и текущая социальная обстановка .
Евростат опубликовал последние данные по количеству полицейских на 100к человек, значит пришло время обновить карту
Европейский союз
В среднем по Евросоюзу в 2017 на 100 000 жителей приходилось 326 полицейских.
Цифра выросла по сравнению с 2016 годом, когда среднее по ЕС значение составляло 318 полицейских на 100к жителей.
Россия
Количество российских полицейских, приходящееся на 100к человек, рассчитывалось исходя из установленой предельной численности штата сотрудников ОВД. В то же время, есть сведения об укомплектованности личного состава МВД лишь на 94%, то есть реальная цифра может отличаться в меньшую сторону.
Также в России на протяжении последних лет наблюдается непрерывное уменьшение подушевого количества полицейских.
Противоречивы сведения о численности милиции в Беларуси. По официальным данным она составила 405 сотрудников на 100к жителей, но различные независимые подсчёты дают цифру в 2, а то и в 3 раза выше.
Источник
Не много ли силы? За 15 лет число силовиков выросло более чем вдвое
Несмотря на вовремя подоспевшие матчи Кубка Конфедераций, ставшие формальным поводом для очередных масштабных запретов на массовые манифестации, День России запомнится как праздник, во время которого суть России как полицейского государства заметна как никогда прежде. Да, силовиков у нас достаточно, но не много ли их? И не слишком ли велики траты на эти структуры, особенно с учетом качества их работы? Эти вопросы слышатся часто — так что давайте посмотрим на цифры.
В России сегодня 914 500 человек числятся в штате Министерства внутренних дел. Это третья по численности полицейская сила в мире (понятное дело, после Китая — 1,6 млн человек) и Индии (1,5 млн). При этом по числу полицейских на 100 000 жителей Китай (120 человек) и Индия (128 человек) отстают от России (623 человека) приблизительно в пять раз. Стоит заметить, что отстают от нас по этому показателю и все развитые страны: в США соответствующая цифра составляет 256 человек, в странах ЕС — от 300 до 360. Впереди, не считая экзотических островов и карликовых государств, только наши ближайшие друзья — Белоруссия и Сербия (и непонятно как в эту компанию попавший Южный Судан). Во времена «авторитарного» СССР в советском МВД состояло на службе 623 000 человек и показатель «полицейскости» был почти втрое ниже.
Не менее важен вопрос о том, во сколько обходится отвлечение от экономически полезной деятельности такого количества граждан, которым можно было бы найти другое применение. В 2016 году на нужды МВД было выделено 1,08 трлн рублей, или 1,26% ВВП. В США на полицейские силы, оплачиваемые практически целиком из местных бюджетов, тратится $134 млрд, или 0,72% ВВП. Приблизительно такой же показатель у Германии (0,7% ВВП), на чуть более высоком уровне (почти 0,9%) он во Франции. При этом если борьбу с демонстрантами в России можно признать достаточно успешной, то борьбу с преступностью — вряд ли. В 2015 году в стране было совершено минимальное количество убийств за многие годы — 11 700, но это дает среднюю цифру 80,3 случая на 1 млн жителей — против 49 в США, 10,5 во Франции и 8,4 в Германии. Иначе говоря, учитывая число насильственных преступлений и расходы на полицейские силы, эффективность охраны общественного порядка в Германии превышает российские показатели в 20 раз! Зато, конечно, ни у немецкого, ни у французского министров внутренних дел нет такого служебного самолета со спальней и апартаментами, какой заказало для «первого лица» российское МВД всего за 1,7 млрд рублей. Пусть зарубежные коллеги обзавидуются.
Однако, разумеется, МВД хотя и самая многочисленная, но не единственная силовая служба в стране. Обособленно от нее существует Национальная гвардия, насчитывающая до 400 000 человек, Министерство по чрезвычайным ситуациям с 289 000 сотрудников, Федеральная служба исполнения наказаний, в которой работает 295 000 человек, Федеральная служба безопасности с засекреченным штатом, оценки численности которого составляют обычно 100 000–120 000 человек, а с погранслужбой — до 200 000, Таможенная служба (около 70 000), Прокуратура и Следственный комитет (более 60 000), Наркоконтроль (почти 34 000), Миграционная служба (до 35 000) и ряд других менее многочисленных по числу работников агентств типа ФСО, ФАПСИ и им подобных). Я опускаю вопрос про армию, а также про вполне гражданские службы, часто (и не без повода) относимые к силовым, такие как Налоговая полиция, судейский корпус и т. д. Однако даже в таком «неполном» виде численность работников силовых структур в России не опускается ниже 2,6 млн человек.
С точки зрения общего количества занятых эта цифра выглядит исключительно большой. В тех же США, где все полицейские силы, Национальная гвардия, персонал Министерства национальной безопасности и Федерального бюро расследований не превышают 1,2 млн человек, силовики составляют всего 0,78% от общего числа занятых, которое в марте 2017 года превысило 153 млн человек. В основных европейских странах показатели колеблются от 0,68% в Германии до 1,05% в Италии, но в целом остаются ниже или в пределах 1% от общей занятости. В России, где общая занятость не превышает 75 млн человек, доля силовиков приближается к 3,5%, что в четыре раза превышает показатели для большинства развитых стран. Если сравнить эту цифру с другими отраслями народного хозяйства, то окажется, что она соответствует общему числу занятых во всех лечебных организациях страны, немного недотягивает до работников всех видов транспорта и почти в два с половиной раза превышает занятость в добыче всех видов полезных ископаемых. Для сравнения: в США показатели занятости в здравоохранении превышают численность персонала силовых структур в 14 раз.
Еще интереснее статистика преступности, которую указанные силовики призваны сдерживать. В России, по официальным данным, в 2016 году было зарегистрировано 2,13 млн преступлений, тогда как в США — 9,18 млн. Это означает, что в среднем на российского полицейского приходилось 2,33 зарегистрированного преступления, а на американского — 11,5. Учитывая, что число убийств в России было всего на 30% ниже американского показателя, расхождение в общем числе зарегистрированных преступлений более чем в четыре раза представляется, скорее всего, следствием разного подхода к их регистрации и возбуждению дел. Я могу ошибаться, но похоже, что даже та гигантская полицейская машина, которая сегодня создана в России, регистрирует (и, следовательно, признает такими, какие она может или хочет раскрыть) от трети до (в лучшем случае) половины всех совершаемых в стране правонарушений.
Следует также заметить, что в России, в отличие от той же Америки или Европы, огромное место в деятельности силовиков занимают экономические преступления, которые в американской статистике, например, отсутствуют как класс, поскольку налоговые службы и суды занимаются расследованием соответствующих дел без участия полиции — и в большинстве случаев без арестов и задержаний предпринимателей. Масштаб, который принимает расследование такого рода дел в России, беспрецедентен в современном мире и говорит о несоразмерном вмешательстве в экономическую жизнь. Мало того что российские правоохранители обходятся налогоплательщикам существенно дороже, чем в любой западной стране, но они также наносят им колоссальный вред, подчас парализуя работу даже крупных компаний. Это относится ко всему российскому госрегулированию. Например, Федеральная антимонопольная служба в 2015 году возбудила 67 000 дел о нарушении законодательства о конкуренции, тогда как аналогичные ведомства в США — 1400 за 10 лет (2006–2015). Делается это для того, чтобы в большинстве случаев выписать штраф, не превышающий 100 000 рублей.
Я осознанно не касаюсь ничего из того, что почти всегда оказывается в центре отечественных публикаций о нашей правоохранительной системе: коррупции, нарушениях закона и прав граждан, заинтересованности полицейских и иных силовиков в том или ином решении вопроса и т. д. Как только мы переходим на такой уровень, мы начинаем пытаться понять, прогнила ли система или нет, но на каждый негативный пример можно найти позитивный и наоборот, и ни к какому выводу мы, мне кажется, не придем.
Гораздо важнее другое. Сегодня российские силовые ведомства достигли, на мой взгляд, критического момента в своем развитии. За последние 15 лет они увеличились количественно более чем вдвое при сокращающемся в стране числе трудоспособных граждан. Их финансирование выросло более чем в 5,5 раза. Это привело к ряду положительных сдвигов, например к существенному снижению числа убийств и некоторых особо тяжких преступлений, однако на большинстве иных направлений успехов практически не заметно. Эволюция российских силовых структур привела, с одной стороны, к тому, что они стали par excellence гарантами сохранения нынешнего политического режима, а с другой — активными экономическими субъектами, выстраивающими свои собственные отношения с предпринимательскими структурами. Эффективность же основной их деятельности — борьбы с реально существующей в обществе преступностью, регулирования миграции, перекрытия каналов поступления в страну наркотиков и даже в ряде случаев борьбы с терроризмом — оказывается крайне низкой. Заявленное с этого года сокращение финансирования большинства силовых ведомств ставит крайне сложные вопросы, на которые у властей, на мой взгляд, нет ответа.
Опыт работы правоохранителей в большинстве стран указывает на то, что сила в их деятельности редко оказывается главной. Куда важнее профессионализм и эффективная организация работы самих полицейских, с одной стороны, и доверие к ним со стороны общества — с другой.
В России сегодня нет ни того ни другого. В значительной мере это стало следствием превращения силовых органов в огромную и растущую, богатую и богатеющую корпорацию. И поэтому кто бы ни повел Россию в будущее в 2018-м, 2024-м или каком-то еще далеком году, задача превращения силовиков в правоохранителей еще долго будет оставаться, пожалуй, наиболее значимой из всех.
Источник