Балтика цвета хаки: что представляют собой ВС Латвии, Литвы и Эстонии
История вооруженных сил трех прибалтийских республик, так же как и история Латвии, Литвы и Эстонии, имеет много общего. Период независимости между двумя мировыми войнами, присоединение к СССР, немецкая оккупация, вновь включение в состав Советского Союза, провозглашение независимости в начале 1990-х. Все эти небольшие государства имеют довольно слабые вооруженные силы и предпочитают полагаться на своих союзников по НАТО.
Национальные вооруженные силы Латвии можно считать наследниками вооруженных сил, существовавших до 1940 года и включавших четыре сухопутные дивизии, техническую дивизию, Военно-морской флот и разного рода вспомогательные соединения. После включения Латвии в состав СССР части латвийской армии были преобразованы в 24-й Латвийский стрелковый корпус РККА, который находился в оперативном подчинении 27-й армии. В августе 1991 года в Латвии был принят закон о создании первого военизированного формирования – «Земессардзе», а после провозглашения независимости Латвии правительство начало создание вооруженных сил.
С 1994 года Латвия активно участвовала в программе НАТО «Партнерство ради мира». А в марте 2004 года республика вступила в Североатлантический альянс. Латышские военнослужащие участвовали в различных международных миссиях в горячих точках: в миротворческом контингенте в Боснии и Герцеговине, в контингенте KFOR (Косово), в оккупации Афганистана и Ирака.
В середине 2005 года в Латвии была принята концепция стандартного стрелкового оружия, которая предусматривала постепенное перевооружение латвийской армии на оружие стандарта НАТО. При этом в первую очередь новым оружием должны были быть оснащены соединения, участвующие в миссиях Североатлантического альянса, а также подразделения, которым предназначено участвовать в международных операциях.
В ноябре 2006 года на вооружение латвийской армии поступила первая партия автоматов HK G36. В январе 2007 года была отменена всеобщая воинская обязанность, состоялся переход к профессиональной армии.
Вооруженные силы Латвии насчитывают около 5 000 военнослужащих и 10 000 резервистов. В том числе более 900 – в Сухопутных войсках, 552 – в ВМС, 250 – в ВВС. Также в вооруженных силах насчитывается более 1 200 гражданских служащих. Военный бюджет 2012 года составлял 370 миллионов евро.
В состав Сухопутных войск Латвии входят следующие части и подразделения: пехотная бригада сухопутных сил, подразделение специального назначения, батальон штаба вооруженных сил, военная полиция, силы территориальной обороны, управление материально-технического обеспечения, управление обучения.
В 2015 году в Латвию были доставлены несколько гусеничных бронетранспортеров CVRT, призванных улучшить боеспособность и мобильность пехотной бригады сухопутных сил. До 2020 года латышские военные должны получить 123 таких гусеничных бронетранспортера, купленных у Великобритании. На вооружении латвийской армии состоят также американские армейские вездеходы Humvee, обладающие высокой проходимостью и пригодные к транспортировке по воздуху и десантированию.
Ведутся активные переговоры с Германией по поводу покупки самоходных артиллерийских установок Panzerhaubitze 2000 и боевых машин пехоты. А летом 2015 года командующий вооруженными силами Латвии заявил прессе, что его страна закупит у США переносные зенитно-ракетные комплексы Stinger. Как ожидается, эти ПЗРК будут размещены на самом большом военном полигоне стран Балтии – военной базе Адажи.
Военно-воздушные силы Латвии невелики. В начале 2000-х были приобретены два новых вертолета Ми-8МТВ, снабженных спасательно-поисковым оборудованием, но используемых также для транспортировки живой силы, эвакуации и поддержки спецназа. Затем были приобретены еще два Ми-8МТВ. Ранее на вооружении ВВС состояли польский учебно-спортивный самолет PZL-104 Wilga, чехословацкий универсальный двухмоторный самолет Let L-410 Turbolet, советский легкий многоцелевой самолет Ан-2, вертолет Ми-2.
Неудивительно, что имеющая весьма скромный военно-воздушный арсенал Латвия (так же как Литва и Эстония) вынуждена пользоваться услугами «коллег» по НАТО, которые поочередно патрулируют воздушное пространство прибалтийских республик. С января 2016 года эту миссию выполняют военные самолеты Бельгии и Испании, летающие с натовской военной базы в литовском городе Шяуляй.
Латвийские военно-морские силы насчитывают 587 военнослужащих и несколько кораблей, главной задачей которых является разминирование территориальных вод, а также патрулирование. Резерв вооруженных сил составляют прошедшие воинскую службу граждане Латвии (5 000 человек). В случае всеобщей мобилизации армия получит еще 14 легких пехотных батальонов, один батальон ПВО, один артиллерийский батальон и несколько вспомогательных подразделений.
По состоянию на 2012 год численность государственной пограничной охраны Латвии составляла 2 500 человек, на вооружении имелось три вертолета, три патрульных катера, 12 малых патрульных катеров, четыре моторные лодки, два грузовика, четыре автобуса, 11 микроавтобусов повышенной проходимости, 22 внедорожника, 60 микроавтобусов, 131 легковая автомашина, 30 квадроциклов, 17 мотоциклов и семь тракторов.
До 1940 года вооруженные силы Литвы назывались Войском Литовским. После включения республики в состав СССР оно было реорганизовано в 29-й территориальный стрелковый корпус РККА. В январе 1992 года начало свою деятельность Министерство охраны края. В это же время был объявлен первый призыв на действительную военную службу. В ноябре 1992 года было провозглашено воссоздание Войска Литовской Республики.
Продолжая традиции Войска Литовского межвоенного периода, многим батальонам современной литовской армии были присвоены имена полков 1920-х – 1930-х годов и их символика. Современные вооруженные силы Литвы состоят из Сухопутных войск, военно-морских сил, Военно-воздушных сил и войск специальных операций.
В сентябре 2008 года в Литве был отменен призыв на срочную военную службу, и теперь комплектование вооруженных сил Литвы производится на профессиональной основе. Впрочем, в 2015 году призыв был «временно» восстановлен – под предлогом «российской угрозы» и того, что многие подразделения оказались недоукомплектованными. При этом призывают молодых людей в возрасте от 19 до 26 лет, отбираемых при помощи компьютерной жеребьевки.
По состоянию на 2011 год военный бюджет Литвы составлял 360 миллионов долларов США (позже он несколько раз увеличивался, приближаясь к 500 000 долларов), общая численность вооруженных сил составляла 10 640 кадровых военнослужащих, 6 700 резервистов, еще 14,6 тысячи служили в составе иных военизированных формирований.
В составе Сухопутных войск насчитывается более восьми тысяч военнослужащих (бригада сил быстрого реагирования, два мотопехотных батальона, два механизированных батальона, инженерный батальон, батальон военной полиции, учебный полк и несколько подразделений территориальной обороны). На вооружении находятся 187 бронетранспортеров M113A1; десять БРДМ-2; 133 105-миллиметровых орудия полевой артиллерии; 61 120-миллиметровый миномет, до 100 безоткатных 84-миллиметровых орудий Carl Gustaf, 65 ПТРК, 18 зенитных орудий и 20 переносных зенитно-ракетных комплексов RBS-70, а также свыше 400 противотанковых гранатометов различных систем.
Литовские Военно-воздушные силы насчитывают менее одной тысячи военнослужащих, два самолета L-39ZA, пять транспортных самолетов (два L-410 и три C-27J) и девять транспортных вертолетов Ми-8. В ВМС Литвы служит более 500 человек.
Военно-морские силы имеют на вооружении один малый противолодочный корабль проекта 1124М, три датских патрульных корабля класса Flyvefisken, один норвежский патрульный катер класса Storm, три патрульных катера иных типов, два тральщика Lindau английской постройки (M53 и M54), один штабной корабль минно-тральных сил норвежской постройки, одно гидрографическое судно и один буксир. Есть также береговая охрана (540 человек и три патрульных катера).
Так же как и другие прибалтийские республики, Литва в 1994 году начала сотрудничество с Североатлантическим альянсом по программе «Партнерство ради мира», продолжавшееся до вступления в НАТО в марте 2004 года. Литовские военные принимали участие в миссиях в Боснии, Косове, Афганистане и Ираке. После присоединения Литвы к НАТО началась интеграция вооруженных сил страны с вооруженными силами иных стран альянса.
В частности, литовская моторизованная бригада «Железный волк» была включена в состав датской дивизии, а в 2007 году было подписано соглашение о создании Эстонией, Латвией и Литвой пехотного батальона сил первоочередного задействования НАТО. В сентябре 2015 года в Вильнюсе открылся штаб НАТО (аналогичные открыты также в Эстонии, Латвии, Болгарии, Польше и Румынии), в котором работают 40 военных из стран – членов альянса (прежде всего Германии, Канады и Польши). Одной из главных его задач называют координацию сил быстрого реагирования Североатлантического альянса в случае международного кризиса в регионе.
Современные вооруженные силы Эстонии (Армия обороны Эстонии) в мирное время насчитывают около 5,5 тысячи человек, из которых около двух тысяч – военнослужащие срочной службы. Резерв вооруженных сил составляет около 30 000 человек, что позволяет полностью укомплектовать одну пехотную бригаду, четыре отдельных батальона и организовать четыре оборонительных района. Дополнительно имеется еще более 12 тысяч человек, состоящих в Союзе обороны (так называемый «Кайтселийт», добровольческое военизированное формирование).
Вооруженные силы Эстонии комплектуются на основе всеобщей воинской повинности. Юноши от 18 до 28 лет, не имеющие освобождения, являющиеся гражданами Эстонии, обязаны проходить восьмимесячную или 11-месячную службу (отдельные специалисты). Крупнейшей частью вооруженных сил являются Сухопутные войска. Приоритетом их развития объявлена способность участвовать в миссиях за пределами национальной территории и выполнять операции по защите территории Эстонии, в том числе в кооперации с союзниками.
Наряду с некоторым количеством бронетехники советского производства, на вооружении эстонской армии находится несколько десятков шведских БМП Strf 90, финских бронетранспортеров Patria Pasi XA-180EST и Patria Pasi XA-188.
Основными функциями ВМС Эстонии являются защита территориальных вод и береговой линии, обеспечение безопасности морского судоходства, связи и морских перевозок в территориальных водах и сотрудничество с ВМС НАТО. Военно-морские силы включают в себя патрульные корабли, минные тральщики (тральщики – искатели мин типа Sandown), вспомогательные корабли и подразделения береговой охраны. Отдельно стоит сказать о добровольной военной организации «Кайтселийт», подчиняющейся Министерству обороны.
Она состоит из 15 территориальных подразделений, зоны ответственности которых в основном совпадают с границами округов Эстонии. Эта организация принимает участие в учениях эстонской армии, кроме того, его активисты участвуют в обеспечении общественного порядка в качестве добровольных помощников полицейских, в тушении лесных пожаров и выполняют некоторые иные общественные функции.
Как и другие балтийские государства, Эстония является членом Североатлантического альянса и возлагает на своих союзников большие надежды. Так, весной 2015 года эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес призвал разместить в стране натовские силы на постоянной основе (по меньшей мере бригаду). А Военно-воздушные силы Эстонии на протяжении прошлого года несколько раз участвовали в совместных учениях с ВВС США: в эстонском небе летали американские штурмовики и производилась учебная высадка воздушного десанта.
Небольшой эстонский контингент принял участие в войне в Афганистане в составе международных сил ISAF, а также в американской оккупации Ирака. Незначительное количество представителей Эстонии принимали участие в миротворческих миссиях ООН, ЕС и НАТО в Ливане, Мали, Косове и на Ближнем Востоке.
Источник
Вооружённые силы стран Балтии (2012)
Полковник Д. Евсеев
Вооруженные силы стран Балтии были созданы в 1991 году после распада СССР. После вступления прибалтийских государств в НАТО (2004) их военно-политическое руководство (ВПР) уделяет все большее внимание развитию национальных ВС, совершенствуя структуру, наращивая боевые возможности и повышая боеготовность всех компонентов.
ВПР Латвии, Литвы и Эстонии на современном этапе исходит из того, что с учетом членства стран в НАТО, тенденций развития международной обстановки и укрепления европейской безопасности угрозы прямого вооруженного нападения или других военных действий, направленных непосредственно против стран Балтии, нет. Вместе с тем ими признается наличие угроз и факторов риска, в ответ на которые государства будут вынуждены использовать военные меры. К основным из них относятся:
— потенциальные военные угрозы (прямой военной угрозы для прибалтов в настоящее время не существует, однако до тех пор пока в регионе и в соседних государствах сосредоточены крупные воинские подразделения и по-разному понимаются угрозы и средства их отражения, вероятность прямой военной конфронтации существует);
— провокации, демонстрации военной силы и угрозы ее применения (в регионе все еще располагаются государства, документы, касающиеся политики безопасности и обороны которых предусматривают, а военная мощь позволяет вести военную деятельность прямо или косвенно направленную против стран Балтии и их союзников);
— расширение региональных конфликтов;
— терроризм (для Латвии, Литвы и Эстонии эта угроза носит скорее внешний характер и зависит от активного участия стран в борьбе с ней, ведущейся международными сообществами и организациями; из-за этого прибалты могут стать потенциальной мишенью международного терроризма, а в будущем не исключена возможность возникновения условий и для проявления угрозы внутреннего терроризма);
— распространение оружия массового поражения, его составных частей и технологий производства;
— массовые кибернетические атаки (по причине использования современных технологий безопасность стран может быть нарушена и без использования военной силы), которые могут быть организованы против важных государственных и оборонных структур Латвии, Литвы и Эстонии, систем управления субъектами экономики и хозяйства, информационных систем, а кроме того, способны не только нарушить деятельность этих структур, но и вызвать панику в обществе, а также оказать влияние на руководство и управление армией);
— нестабильные государства (из-за неспособности обеспечить внутренний контроль и защиту национальных границ часто становятся убежищем группировок, поддерживающих международный терроризм и организованную преступность);
— техногенные катастрофы, стихийные бедствия и промышленные аварии;
В этой связи основные усилия военного руководства Латвии, Литвы и Эстонии направлены на реализацию мероприятий по подготовке национальных ВС, являющихся частью коллективной системы безопасности и обороны НАТО, к ведению совместно с войсками блока мобильной обороны страны и выполнению международных обязательств. В соответствии с планами реформирования вооруженных сил предпочтение отдается малочисленным (несколько механизированных, мотопехотных батальонов), технически оснащенным и профессионально подготовленным силам постоянной готовности.
ВС Латвии, Литвы и Эстонии являются ключевым элементом в системе обеспечения национальной безопасности прибалтийских государств и основой государственной военной обороны, обеспечивая неприкосновенность и целостность сухопутной территории стран, воздушного пространства и морской акватории, участвуя в международных операциях, осуществляя подготовку личного состава и резерва, а также способствуя гражданской обороне страны.
Текущая деятельность и развитие национальных вооруженных сил (НВС) стран Балтии планируются и осуществляются на основе следующих законов: «О национальных вооруженных силах», «О национальной безопасности», «О военной службе», «О мобилизации», «О статусе иностранных ВС», «Об участии НВС в международных операциях», «Концепции государственной обороны», «Концепции национальной безопасности», «Мобилизационной концепции», «Основы обеспечения приема иностранных ВС на национальной территории».
Строительство, модернизация и реформирование НВС проводятся с учетом долгосрочных, среднесрочных и перспективных планов и программ, утвержденных министром обороны.
В соответствии с конституциями Латвии, Литвы и Эстонии верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент страны. Политическое и административное руководство ВС возложено на министра обороны (гражданское лицо). Оперативное управление деятельностью войск (сил) в мирное и военное время осуществляет главнокомандующий национальными вооруженными силами через объединенный (генеральный) штаб.
В задачи НВС будут входить: ведение сдерживающих противника боевых действий в приграничных районах; уничтожение вражеского десанта; оборона столицы и других стратегически важных объектов стран, в том числе предназначенных для приема сил поддержки НАТО (аэродромы, порты, транспортные коммуникации). Кратковременную устойчивую оборону призваны обеспечить также развернутые и укомплектованные за счет военнослужащих активного резерва и ополченцев пехотные подразделения. Действуя небольшими боевыми группами, они будут производить подрывы дорог, мостов и других объектов в районах движения и концентрации войск противника. В этой связи на вооружении каждого подразделения предполагается иметь инженерную технику и минно-взрывное оборудование, средства противотанковой борьбы и противовоздушной обороны.
Главными задачами СБ являются следующие: защита территориальной целостности и государственного строя от внешних и внутренних угроз; оказание поддержки другим видам ВС; организация с ними взаимодействия; обучение и подготовка военнослужащих СВ и резерва; участие в международных гуманитарных миссиях, операциях по урегулированию кризисных ситуаций и военных операциях; оказание содействия другим силовым ведомствам и гражданским структурам при наведении и поддержании общественного порядка; ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, аварий и террористических актов.
На ВВС возложены следующие задачи: защита государственного суверенитета и территориальной целостности стран; контроль и охрана воздушного пространства;
ПВО важных военных и государственных объектов; авиационная поддержка сухопутных войск, ВМС, сил специальных операций, подразделений службы охраны государственной границы и других формирований МВД; обеспечение мероприятий оперативной и боевой подготовки национальных ВС; обеспечение безопасности авиационных перевозок представителей руководства и высшего командного состава национальных ВС; перевозка войск, ВВТ, грузов; выполнение международных договоренностей согласно статье 5 Североатлантического договора, участие в международных операциях и миссиях; обеспечение приема и воздушных перевозок войск усиления союзников; обеспечение деятельности ОВВС НАТО на национальных территориях; ведение воздушной разведки; проведение поисково-спасательных операций; выполнение специальных задач в интересах министерств здравоохранения, социальных служб и местных властей; надзор и ремонт радиорелейных сетей МО.
Основными задачами ВМС являются: защита национального суверенитета и территориальной целостности стран; охрана территориальных вод и экономической зоны государств, обеспечение безопасности морского судоходства и рыболовства, разработка природных ресурсов; выполнение обязательств перед союзниками по НАТО; участие в миротворческих миссиях и операциях, а также в антитеррористических операциях; проведение операций по разминированию акватории Балтийского моря; ведение морской разведки; организация поисково-спасательных операций; противодесантная оборона побережья; обеспечение приема войск усиления альянса.
Вооружённые силы Латвии
ВС Латвии состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, а также включают национальную гвардию (НГ), два межвидовых командования (учебное и обеспечения), части и учреждения центрального подчинения. В военное время в оперативное подчинение командования ВС могут быть переданы войска министерства внутренних дел (полк МВД и семь отдельных пограничных батальонов) и подразделения гражданской обороны.
Организационная структура вооруженных сил Латвии |
В военно-административном отношении страна разделена на зоны ответственности трех округов НГ. Комплектование вооруженных сил проводится за счет набора военнослужащих по контракту, а кадрового состава — выпускниками военных школ.
Развитие ВС осуществляется согласно долгосрочному плану военного строительства, рассчитанному до 2020 года. Его основными целями являются завершение процесса приведения латвийских ВС в соответствие с требованиями НАТО и их подготовка к участию в операциях многонациональных сил (МНС) за пределами своей территории.
В 2011 году на базе главного штаба закончено формирование объединенного штаба (ОШ, его численность 215 человек), который отвечает за организацию взаимодействия со штабами объединенных вооруженных сил НАТО в ходе операций МНС в различных регионах мира, разработку оперативных планов, координацию действий подчиненных частей и подразделений, осуществляет контроль за процессом оперативной и боевой подготовки войск, а также руководит деятельностью ВС в мирное и военное время.
Общая численность личного состава национальных вооруженных сил 5 700 человек, из них: сухопутные войска (с учетом НГ) насчитывают 4 700, ВВС — 250, ВМС — 750. Численность гражданских служащих 500 человек.
Сухопутные войска. Руководство СВ осуществляет командующий через штаб. В состав сухопутных войск входит мотопехотная бригада и отряд специального назначения. Кроме того, в национальной гвардии имеются три пехотные бригады неполного состава, формируемые на базе трех штабов округов и батальонов НГ.
На вооружении сухопутных войск находятся: боевые танки — три, орудия ПА и минометы — 107, орудия зенитной артиллерии — 18, боевые бронированные машины — 13.
Основными видами легкого стрелкового вооружения военнослужащих СВ являются 5,56-мм автоматические винтовки G-36, автоматические (GMG) и подствольные (AG-36) гранатометы, пистолеты-пулеметы UMP производства германской фирмы «Хеклер унд Кох».
В соответствии с программой строительства сухопутных войск планируется к 2017 году завершить формирование мотопехотной бригады и оснастить ее современным ВВТ западного производства. Кроме того, намечается принять на вооружение подразделений новые типы легкого и стрелкового оружия, включая автоматические гранатометы, 12,7-мм пулеметы М2 «Браунинг», снайперские и 5,56-мм автоматические винтовки; поставить в штабы и войска новые средства связи и передачи информации, соответствующие стандартам НАТО, в том числе радиостанции «Харрис» RF-5800; 81-мм минометы на базе сочлененного БТР BV-206, противотанковые ракетные комплексы средней дальности и переносные ЗРК малой дальности.
Военно-воздушные силы предназначены для действий самостоятельно или совместно с сухопутными войсками и военно-морскими силами в интересах решения задач ПВО национальной территории, важных государственных объектов страны, а также авиационной поддержки сухопутных войск и сил флота. Общее руководство этим видом ВС осуществляет командующий через штаб ВВС.
В состав ВВС входят авиационная эскадрилья, дивизион ПВО и эскадрилья контроля воздушного пространства (КВП).
Авиаэскадрилья (АвБ Лиелварде) включает два звена — вертолетное/ транспортное и инженерно-техническую службу. Самолет и вертолет из их состава находятся на территории рижского аэропорта.
Дивизион ПВО, предназначенный для борьбы с низколетящими воздушными целями, насчитывает три батареи ПВО и взвод обеспечения.
Эскадрилья контроля воздушного пространства (АвБ Лиелварде) включает: три РЛС, центр КВП, звено связи, инженерное звено, группу мобильных РЛС и взвод охраны. На вооружении этого вида ВС состоят: самолеты вспомогательной авиации — один; транспортные вертолеты — шесть; ПЗРК RBS-70 — 27, 40-мм орудия зенитной артиллерии — 18.
В соответствии с программой строительства ВВС планируется провести следующие мероприятия: завершить оснащение дивизиона ПВО шведскими ПЗРК RBS-70 и подготовить одну батарею для действий в составе группировки войск (сил) ОВС НАТО за пределами национальной территории; модернизировать в интересах альянса АвБ Лиелварде и создать на ней необходимую инфраструктуру для передислокации на данную авиабазу штаба национальных ВВС; дополнительно закупить две РЛС средней дальности для повышения возможностей национальной системы радиолокационного КВП.
Военно-морские силы Латвии предназначены для охраны территориальных вод и экономической зоны страны, обеспечения безопасности морского судоходства и рыболовства, участия в международных операциях, а также в операциях по разминированию акватории Балтийского моря. Руководство ими осуществляет командующий через штаб ВМС.
В составе ВМС имеются флотилия боевых кораблей и служба береговой охраны (БОХР).
Флотилия боевых кораблей (Лиепая) включает: два дивизиона (тральщиков, патрульных катеров), службу наблюдения за надводной обстановкой, мастерскую по ремонту минно-трального вооружения. В составе дивизиона тральщиков имеется подразделение водолазов.
Служба береговой охраны (Рига) представлена штабом и центром координации морских поисково-спасательных работ
Система базирования ВМС включает пункты базирования (ПБ) Лиепая и Болдерая. На вооружении военно-морских сил состоят: боевые корабли — 6; боевые катера — 10; вспомогательные суда — 2.
В дивизион минно-тральных сил (ГВМБ Лиепая) входят: штабной корабль (ШК) А-53 «Вирсаитис», пять минных тральщиков типа «Алкмаар» (М-04 «Иманта», М-05 «Виестурс», М-06 «Таливалдис», М-07 «Висвалдис», М-08 «Русине») и подразделение по обезвреживанию боеприпасов (включает водолазов-минеров и глубоководных водолазов).
ШК А-53 «Вирсаитис» регулярно задействуется в качестве корабля управления объединенного балтийского дивизиона кораблей «БАЛТРОН» и для обучения курсантов.
Дивизион патрульных катеров (ВМБ Болдерая) включает: судно снабжения А-90 «Варонис», отряд патрульных катеров (ПКА) в составе Р-01 «Зибенс», Р-02 «Лоде», Р-03 «Линда» и Р-04 «Булта»; отряд сторожевых катеров БОХР КА-01, КА-06, КА-07, КА-08, КА-09 и КА-14 (ГВМБ Лиепая), подразделение сбора нефти, группу поиска и спасения на море. Вспомогательное судно А-90 «Варонис» используется в качестве транспорта снабжения, а также для экологического надзора, обучения курсантов и проведения поисково-спасательных работ на море.
Боевые корабли и катера были безвозмездно переданы Латвии Германией, Нидерландами, Норвегией и Швецией, в том числе три катера ранее принадлежали Балтийскому флоту СССР.
В соответствии с планом реформирования военно-морских сил предполагается: в 2012 году приступить к строительству на национальных судоверфях серии ПКА; приобрести три новые радиолокационные станции для оснащения службы наблюдения за надводной обстановкой; к 2013-му по контракту с агентством НАТО NAMSA завершить модернизацию береговой радиолокационной системы наблюдения за морем (всего 11 РЛС); поставить ВМС современные гидрометеорологические станции.
Национальная гвардия (земессардзе). Руководство НГ осуществляет командующий через штаб НГ. В составе национальной гвардии имеется три округа, в составе которых насчитывается 20 батальонов: 15 скадрованных пехотных, четыре скадрованных боевого обеспечения (артиллерийский, зенитный артиллерийский, ЗОМП, инженерно-технический) и один учебный. Численность личного состава НГ 1 500 человек: 450 кадровых военнослужащих, 50 гражданских служащих и 1 000-в скадрованных подразделениях.
В ходе реорганизации системы территориальной обороны Латвии планируется к 2013 году сократить количество скадрованных пехотных батальонов НГ до шести и увеличить численность личного состава каждого по штатам мирного времени до 350 человек, а также включить в состав таких батальонов подразделения гражданской обороны.
Учебное командование. Основной его задачей является проведение мероприятий начальной боевой подготовки, а также организация и контроль подготовки военных кадров в академии национальной обороны и подчиненных учебных центрах. Командованию подчинены три учебных центра (сухопутных войск, ВВС и ВМС) и академия национальной обороны.
Командование обеспечения призвано выполнять следующие функции: осуществлять закупки вооружения и военной техники для ВС; организовывать всестороннее обеспечение частей и подразделений, включая национальные воинские контингента, участвующие в международных операциях; отвечать за содержание, обслуживание и текущий ремонт ВВТ, а также медицинское обеспечение; налаживать взаимодействие с гражданскими структурами государства при решении задач МТО войск (сил). Командованию подчинены три батальона — обеспечения, транспортный, медицинский, а также три региональных центра обеспечения, каждый из которых действует в интересах одного из видов вооруженных сил (Адажи — сухопутных войск, Лиелварде — ВВС, Лиепая — ВМС).
Вооружённые силы Эстонии
ВС Эстонии состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил. Комплектование ВС осуществляется по смешанному принципу — за счет призыва военнообязанных по достижении ими 18-летнего возраста и набора военнослужащих по контракту.
Организационная структура вооруженных сил Эстонии |
Строительство вооруженных сил ведется согласно программе реформирования НВС и приведения их в соответствие со стандартами НАТО «Структура вооруженных сил и цели их развития до 2015 года» и Планом развития ВС на период до 2018 года.
Согласно данным документам предусматривается реформирование структуры органов военного управления, совершенствование системы комплектования ВС, реорганизация системы территориальной обороны, оснащение национальных вооруженных сил современными видами ВВТ западного производства, развитие военной инфраструктуры страны в интересах приема войск союзников по блоку и их всестороннего обеспечения.
В рамках реформирования структуры органов военного управления в целях экономии финансовых средств, выделяемых на оборону, предполагается интегрировать министерство обороны и генеральный штаб национальных вооруженных сил. К 2013 году в составе ВС намечено создать объединенную службу тыла, которая будет включать штаб, три батальона тылового обеспечения, госпиталь и тыловую базу.
Программа перевооружения ВС Эстонии направлена на повышение боевой готовности и мобильности частей и подразделений, внедрение в войска современных средств управления, связи, разведки и РЭБ, совместимых с соответствующими системами НАТО, наращивание боевых возможностей сил ПВО.
Общая численность личного состава вооруженных сил 5 500 человек: сухопутные войска (с учетом численности частей и учреждений центрального подчинения) насчитывают 4 950, военно-воздушные силы — 250, военно-морские силы — 300; численность гражданских служащих 540 человек.
Сухопутные войска. Руководство СВ осуществляет командующий через штаб. В их составе имеются; пехотная бригада, четыре района обороны и войска территориальной обороны (ТО) «Кайтселийт».
В соответствии с программой реформирования военное руководство Эстонии создало на территории страны четыре района обороны (РО). При этом в состав сухопутных войск вошли командования северного, южного, западного и северо-восточного РО, которым были переподчинены части и подразделения, находящиеся в их зонах ответственности.
В перспективе количество пехотных батальонов ТО будет сокращено с 15 до пяти. Кроме того, в состав войск территориальной обороны войдут пять разведывательных рот, подразделения боевого и материально-технического обеспечения.
На вооружении сухопутных войск имеются: орудия ПА и минометы — 96, безоткатные орудия — 146, орудия зенитной артиллерии — 36, бронетранспортеры — 90, ППУ ПТУР — 12, ПЗРК «Мистраль» — 27.
В соответствии с планами военного строительства в 2009 году было в основном завершено формирование пехотной бригады. К 2013 году данное соединение намечено реорганизовать в мотопехотную бригаду сил универсального применения НАТО, предназначенную для выделения в состав коалиционных группировок войск.
Военно-воздушные силы страны находятся в стадии формирования. Руководство ими осуществляет командующий через штаб ВВС. В их составе имеются транспортная авиационная эскадрилья и радиотехнический батальон. На вооружении находятся: самолеты вспомогательной авиации — три и транспортные вертолеты — четыре. В рамках совершенствования национальной системы КВП и УВД и приведения ее в соответствии с требованиями НАТО намечается продолжить установку современного радиотехнического оборудования. Согласно планам строительства национальных ВВС в Эстонии к 2014 году будет создан полноценный элемент системы противовоздушной обороны альянса. В этих целях предусматривается сформировать дивизион ПВО, оснащенный ЗРК малой дальности, а также радиолокационными станциями разведки и целеуказания.
Руководство военно-морскими силами осуществляет командующий через штаб. В составе ВМС имеется дивизион тральщиков и отряд водолазов. На их вооружении находятся: боевые корабли — 4 и вспомогательные суда — 2. В процессе реализации программы реформирования национальных ВМС основное внимание предполагается уделить повышению их возможностей по борьбе с минной опасностью.
В соответствии с планами реорганизации ВМС намечено завершить до 2014 года мероприятия по совершенствованию системы управления, связи и разведки этим видом ВС, а также реконструкцию военно-морской базы Таллин и ПБ Палдиски в интересах национальных ВМС и обеспечения приема в стране сил усиления альянса.
Вооружённые силы Литвы
ВС страны состоят из сухопутных войск ВВС, ВМС, сил специальных операции и включают два межвидовых командования (оперативной и боевой подготовки, обеспечения), а также учреждения и части центрального подчинения.
Организационная структура вооруженных сил Литвы |
В соответствии с программами развития системы обороны для оптимального разделения уровней планирования и руководства ВС Литвы, а также для решения задач оперативного управления войсками (силами) и организации их оперативной и боевой подготовки в 2011 году был упразднен главный штаб литовских ВС, а его функции возложены на объединенный штаб.
В военно-административном отношении территория страны является единым военным округом, разделенным на 10 районов территориальной обороны.
В связи с принятием в июне 2011 года поправок к закону «О воинской обязанности» комплектование ВС осуществляется по смешанному принципу — кадровыми военнослужащими — выпускниками военных училищ, на контрактной основе и за счет призыва военнообязанных на 12 месяцев по достижении ими 19-летнего возраста.
Строительство вооруженных сил Литвы организовано согласно долгосрочному плану реформирования ВС, рассчитанному на период до 2014 года. Этот документ определяет перспективы развития национальных вооруженных сил, задачи и порядок и\ применения, организацию взаимодействия с ОВС НАТО и силами реагирования ЕС в ходе проведения операций МНС.
Основное внимание обращается на приведение НВС в соответствие с требованиями альянса и создание мобильных соединении и частей, способных выполнять боевые задачи в составе группировок коалиционных сил, действующих под эгидой международных организаций. Другими приоритетными направлениями строительства ВС Литвы являются: совершенствование систем управления, связи, обеспечения; развитие военной инфраструктуры; достижение полной совместимости вооружения и военной техники с соответствующими системами ВВТ объединенных вооруженных сил НАТО; повышение качества подготовки личного состава и уровня жизни военнослужащих.
Общая численность личного состава ВС 11 700 человек, в том числе сухопутные войска (с учетом численности частей и учреждений центрального подчинения, войск территориальной обороны и сил специальных операций) насчитывают 9 900, ВВС — 1000 и ВМС — 800 человек; численность гражданских служащих 2 100 человек.
Сухопутные войска. Руководство СВ осуществляет командующий через штаб сухопутных войск В их составе имеются мотопехотная бригада «Железный волк», войска территориальной обороны (по литовской терминологии — добровольные силы охраны края) и отдельный инженерный батальон.
На вооружении сухопутных войск находятся: орудия ПА и минометы — 90 единиц, ПТРК — 65, 90-мм безоткатные орудия — 100, ПЗРК — 20, орудия зенитной артиллерии — 18, боевые бронированные машины — 220 Кроме того, на вооружении войск территориальной обороны состоят самолеты вспомогательной авиации (25) И вертолеты (пять).
В связи с мировым экономическим кризисом были пересмотрены сроки реализации основных программ реформирования СВ. Так, реорганизацию мотопехотной бригады «Железный волк» в соответствии с требованиями НАТО предполагается завершить к 2014 году (ранее намечалось к 2012-му), дополнительно включив в ее состав пять рот — штабную, противотанковую, разведывательную, инженерную и связи, а также батарею ПВО, ремонтно-восстановительный батальон и взвод военной полиции. Кроме того, в 2013 году (планировалось в 2011-м) предусматривается вывести из состава СВ и переподчинить главнокомандующему вооруженными силами войска территориальной обороны.
Одновременно намечается увеличить численность личного состава формирований повышенной готовности этих войск с 7 000 до 7 300 человек, в том числе кадровых военнослужащих — с 500 до 800.
В рамках реализации программы «Финансирование военных продаж» (FMF) США намерены до конца 2012 года передать Литве для оснащения сухопутных войск оборудование и технику общей стоимостью около 20 млн долларов. В перспективе намечено приобрести: зенитные ракетные комплексы малой дальности, средства наблюдения, разведки и спутниковой связи тактического звена, аппаратуру передачи данных по каналам автоматизированной цифровой телекоммуникационной связи. средства разминирования и защиты от ОМП.
Военно-воздушные силы включают авиацию, силы и средства ПВО, а также учебный центр. Руководство ими осуществляет командующий через штаб ВВС.
В составе ВВС имеются три авиабазы (Зокняй, Паюостис, Казлу-Руда), пять эскадрилий (две транспортные авиационные, учебная и две вертолетные), а также дивизион ПВО, служба КВП и управления воздушным движением (УВД), учебный центр ВВС.
На вооружении ВВС находятся: транспортные самолеты — 11, учебные самолеты — 4, транспортные вертолеты — 12, орудия зенитной артиллерии — 18, ПЗРК RBS-70 — 20.
Основными направлениями строительства ВВС Литвы являются, повышение боеспособности авиационных подразделении, совершенствование национальной системы ПВО и поэтапное обновление парка военно-транспортной авиации.
Военно-морские силы. Руководство ими осуществляет командующий через штаб.
В их составе имеются: флотилия боевых кораблей (Клайпеда), включающая четыре дивизиона (фрегатов, тральщиков, патрульных катеров, катеров БОХР); батальон береговой обороны (Клайпеда); служба наблюдения за надводной обстановкой, служба тылового обеспечения; учебный центр ВМС Отряд боевых пловцов передан в состав сил специальных операции.
На вооружении ВМС находятся, боевые корабли — два, боевые катера — семь и вспомогательное судно. Из них:
— в составе дивизиона тральщиков — два тральщика типа «Хант» производства Великобритании проекта 320/33IB (М53 «Скалвис» и М54 «Куршис») и корабль обеспечения — ШК «Йотвингис» (бортовой номер 42, бывший норвежский минный заградитель «Видар», бортовой номер 52);
— в составе дивизиона патрульных кораблей и катеров — три ПК типа «Флювефискен» (P11 «Жемайтис», PI2 «Дзукас», P14 «Аукштайтис») и один ПКА типа «Сторм» норвежского производства (Р32 «Скалвис»);
— в составе дивизиона катеров БОХР три катера — бывших шведских вспомогательных судна (бортовые номера 1121. 1122, 1123).
Патрульный корабль типа «Флювефискен» (Р14 «Аукштайтис»), переданный после модернизации из состава ВМС Дании, введен в боевой состав ВМС Литвы в марте 2010 года.
Из находящихся на вооружении боевых кораблей и катеров два минных тральщика типа «Хант» были приобретены в 2011 году у Великобритании, а три ПКА типа «Флювефискен» были закуплены в 2008-2010-м в Дании.
Система базирования ВМС представлена ПБ Клайпеда.
Согласно планам реформирования ВМС в 2012-2013 годах в их состав войдет батарея береговой артиллерии, на вооружение которой поступят закупленные в Дании 105-мм гаубицы М-101 (шесть единиц) Одновременно намечено доукомплектовать батальон береговой обороны личным составом и оснастить его ВВТ западного производства.
Силы специальных операции (ССО). Руководство силами осуществляет командующий через штаб Их основными задачами являются проведение антитеррористических мероприятий, ведение специальной разведки, оказание военной помощи другим литовским спецслужбам, а также участие в восстановлении правопорядка в стране. В составе ССО имеются отдельный егерский батальон им. Витаутаса Великого, служба особого назначения и отряд боевых пловцов.
Командование оперативной и боевой подготовки осуществляет разработку планов ОБП национальных вооруженных сил, их согласование с планами ОВС НАТО, организует и контролирует процесс обучения личного состава литовских ВС и резервистов.
Командование обеспечения решает следующие задачи материально-техническое обеспечение частей и подразделений литовских ВС, дислоцирующихся как на национальной территории, так и за рубежом, перспективное планирование и координация деятельности в данной области, всестороннее обеспечение войск усиления союзников в случае их развертывания на литовской территории
Таким образом, из вышеизложенного следует, что военно-политическое руководство прибалтийских стран стремится повысить военный потенциал своих государств и стать полноправными членами НАТО.
Зарубежное военное обозрение №2012 №2 С.11-19
Зарубежное военное обозрение №2012 №4 С.16-19
Источник