- Новости
- Наука России в 10 цифрах
- Сколько в стране учёных?
- Где работают исследователи?
- Кто занимается наукой?
- Что изучают?
- Сколько это стоит?
- Кто платит?
- Как внедряются научные разработки?
- Что в международных рейтингах?
- За кем будущее?
- Что думают в обществе?
- Институт статистики ЮНЕСКО опубликовал данные о состоянии науки в мире
Новости
Наука России в 10 цифрах
Численность учёных в России сопоставима с населением крупного города. Кто они, чем заняты, что о них думают в обществе, и как наука изменилась за последние 20 лет, — IQ.HSE рассказывает на основе данных Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Сколько в стране учёных?
В России свыше 348 тысяч исследователей. За 20 лет (2000–2019) их стало меньше в 1,2 раза — в 2000 году было почти 426 тысяч.
Всего — с учётом техников, вспомогательного персонала и прочих лиц — в отечественной сфере исследований и разработок трудится 682,5 тыс. человек — в 1,3 раза меньше, чем в 2000 году (887,7 тыс.).
Несмотря на сокращение персонала, РФ остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке, уступая только Китаю, США и Японии.
Персонал, занятый исследованиями и разработками в России (человек, 2000–2019 гг.)
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Где работают исследователи?
За 20 лет в России почти в 1,6 раза увеличилось число промышленных предприятий, имеющих научные подразделения: с 284 в 2000 году до 450 в 2019-м. С 33 до 44 выросло количество опытных заводов. Но в основном исследования выполняются в научно-исследовательских институтах (НИИ), конструкторских организациях и вузах.
Число НИИ заметно сократилось: с 2686 (2000 год) до 1618 (2019 год).
Свыше трети организаций, выполнявших исследования и разработки, расположены в Центральном федеральном округе, здесь же работает половина научных кадров страны.
Организации, выполнявшие исследования и разработки в России (2000–2019 гг.)
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Кто занимается наукой?
Около 29% исследователей (99,9 тыс. человек) имеют учёную степень. Каждый пятый (21,6% или 75,1 тыс. чел.) — кандидат наук, 7,1% (24,8 тыс. чел.) — доктора наук.
Средний возраст докторов наук в России 64 года, кандидатов наук — 51, учёных без степени — 43.
Структура исследователей по возрастным группам в России (2019 г.)
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Гендерный вопрос решен в пользу мужчин: 61% среди исследователей, в том числе больше половины (58%) кандидатов и 73% докторов наук.
Численность женщин, имеющих учёную степень, растёт, в отличие от общей численности исследовательниц. В 2010-м последних в России было 153,9 тыс., а в 2018-м уже 136,4 тысячи. Тогда же — в 2018 году — по удельному весу женщин в численности учёных Россия занимала 25-е место из 55-ти стран. Примерно на равных с Беларусью, Испанией и Великобританией.
Что изучают?
Вне зависимости от гендерной принадлежности большинство исследователей — около 21,4 тыс. человек или 61,4% (2019 год) — представлены в области технических наук.
На втором месте — 79,3 тыс. (22,8%) естественные дисциплины. На третьем — 19,5 тыс. (5,6%) — общественные. Медицинское направление развивают 14,4 тыс. учёных (4,1%). Гуманитарные — 11,7 тыс. (3,4%). Меньше всего — 9,5 тыс. (2,7%) занятых в сельскохозяйственной сфере.
Распределение российских исследователей по областям науки (%, 2018 г.)
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Сколько это стоит?
Основную часть внутренних затрат на исследования и разработки в России «забирают» технические науки. На них расходуется более 70% средств, ситуация не меняется многие годы.
Второе место (17,6%) у естественных наук. Суммарная доля остальных не превышает 10% (за исключением 2018 года). Наименьший объем затрат связан с исследованиями и разработками в сфере гуманитарных (1,5%) и сельскохозяйственных (1,7%) наук.
В целом в 2019 году объем внутренних затрат достиг 1134,8 млрд рублей и вырос с 2010 года на 13,4% (в постоянных ценах). В соответствующем международном рейтинге Россия девятая после США, Китая, Японии, Германии, Республики Корея, Франции, Индии, Великобритании.
Внутренние затраты на исследования и разработки в России по областям науки (%, 2005–2018)
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Кто платит?
66,3% внутренних затрат на исследования и разработки финансирует государство, в основном из федерального бюджета. В 2010 году вклад был весомее — 70,3%.
Доля вложений в науку из предпринимательского сектора за этот период наоборот увеличилась: с 25,5% в 2010 году до 30,2% в 2019-м. Незначительный объем иностранных инвестиций стал ещё меньше: 2,4% против 3,5%.
В топ-10 государств-лидеров по общему объему финансирования науки российский масштаб участия государства сопоставим с Индией. В остальных доминирует бизнес — от 54,8% в Великобритании до 80,3% на Тайване.
Внутренние затраты на исследования и разработки в России по источникам финансирования (%, 2010–2019 гг.)
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Как внедряются научные разработки?
За последнее десятилетие в производство внедрены разработки лишь 20% исследовательских организаций. В 2018 году реализовано около 17 тыс. технологических инновационных проектов, в 1,2 раза меньше, чем в 2015-м.
Чаще других (30% от общего числа проектов) в реальный сектор экономики внедряются разработки ученых Москвы. На втором месте Мордовия, на третьем Санкт-Петербург. В десятке лидеров (совокупно 20%) Ставропольский край, Республика Татарстан, Ростовская, Нижегородская, Московская, Новосибирская и Свердловская области.
Регионы-лидеры по количеству реализованных технологических инновационных проектов по разработкам научных организаций (2018 г.)
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Что в международных рейтингах?
За 11 лет с 2009 года удельный вес России в общемировом количестве цитирований увеличился 1,75 раза в Web of Science и в 2,02 раза в Scopus. Однако на работы российских авторов ссылаются существенно реже, чем в среднем по миру.
За то же время значительно выросло количество статей авторов из России в научных журналах, индексируемых Web of Science (в 1,9 раза) и Scopus (в 2,28 раза), но на позиции страны в мировых рейтингах это почти не повлияло.
В 2019-м, как и в 2009-м, в рейтинге стран по числу статей, индексируемых в Web of Science, Россия занимала 14-е место (63 251 статья). В Scopus — поднялась на две ступени до 12-й позиции (73 496 статей). Отставание от лидирующего Китая в обоих случаях — более чем в семь раз!
Топ-5 стран по числу статей в научных журналах, индексируемых в Web of Science и в Scopus (по состоянию на 4 сентября 2020 г.)
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
За кем будущее?
В 2019 году в России было 84,3 тысячи аспирантов, в 1,8 раза меньше, чем 10 лет назад. Научные кадры готовят около 1,2 тысяч организаций (как правило, НИИ и вузы), по сравнению с 2013 годом их количество сократилось на 23,8%. Основные причины потерь в обоих случаях — демографический спад и реформа аспирантуры.
С 2010 года уменьшилось число поступающих (с 24,9 тыс. до 5,6 тыс.) и выпускников (с 33,8 тыс. до 15,4 тыс. человек). Снизилась эффективность аспирантуры. К примеру, в вузах, доля аспирантов, выпустившихся с защитой кандидатской диссертации упала с 30,3% до 10,4%.
Аспиранты-мужчины в основном выбирают информатику и вычислительную технику и экономику и управление. Самые популярные направления у женщин — клиническая медицина, образование и педагогические науки.
Показатели деятельности российской аспирантуры (тыс. чел., 2010–2019 гг.)
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Что думают в обществе?
В 2014 году, по опросу ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, каждый четвёртый взрослый россиянин не следил за новостями из мира науки, считая её для себя слишком сложной. Через пять лет — в 2019-м — таких стало уже 31%. Однако оценка роли науки изменилась в лучшую сторону, особенно на контрасте с реформенными 1990-ми.
К примеру, тогда (в 1996 году) 67% населения считало, что значение науки уменьшается. Сейчас (2019) абсолютное большинство — 86% — уверено, что, наоборот, растёт.
Учёные в представлении россиян — это увлеченные и «слегка чудаковатые» люди, помогающие решать трудные задачи на благо человечества.
Представления жителей России об ученых (%, суммарная доля ответивших «полностью согласны» и «скорее согласны», россияне 18–65 лет, 2019 г.)
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Больше половины (54% граждан), примеряя роль учёных на себя, полагают их работу скучной, однако для своих детей научную карьеру многие считают привлекательной. Занятия наукой — в списке самых популярных профессий: в 2019 году 62% россиян были бы рады, если их ребёнок сделает такой выбор, в 2003 году таковых было гораздо меньше — 32%. Для сравнения в США — 80%, в Израиле — 77%, в Китае — 36%.
Источник
Институт статистики ЮНЕСКО опубликовал данные о состоянии науки в мире
По данным Института статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics), в конце 2004 года в мире насчитывалось 5 521,400 учёных (то есть, 894 научных сотрудников на 1 миллион жителей Земли). При этом, на работу одного учёного мир тратил $ 150 300 в год.
Львиная доля (почти 71% учёных) работают в индустриально развитых странах мира. На 1 млн. жителей этих государств приходится 3 272,7 учёных, а на 1 миллион жителей «бедных» стран, соответственно, 374,3. Научный работник, обитающий в «богатой» стране, финансируется заметно щедрее: в год на него выделяется $ 165 100, в то время, как на его коллегу в «бедной» стране мира — $ 114 300 Наиболее многочисленны учёные Азии (более 2 млн), Европы (более 1,8 млн) и Северной Америки (почти 1,4 млн). При этом, в Южной Америке их всего 138,400, в Африке — менее 61 тыс.
В странах бывшего СССР работают 700,500 учёных, большая часть из них (616,600) сконцентрирована в государствах, расположенных в Европе — в России, Украине, Беларуси, Молдове, Грузии, Армении и Азербайджане. При этом складывается парадоксальная ситуация: учёных в бывшем СССР много, но финансируются они намного хуже, чем их коллеги в Европе, Азии и Северной Америке. К примеру, на 1 миллион жителей европейских государств, ранее входивших в состав СССР, ныне приходится 29,791 научных работников, а на 1 млн. граждан Европейского Союза заметно меньше — 24,389. Однако на одного учёного европейца тратится $ 177 000 в год, а на одного учёного в государствах бывшего СССР — лишь $ 29 100. Ситуация с финансированием научных исследований в постсоветских государствах Средней Азии, вероятно, одна из самых худших в мире: здесь на одного учёного тратится $ 8 900 в год. Хуже ситуация только в странах тропической Африки, где на одного учёного тратится $ 1 139 в год.
В России ныне работают 8,9% от общего числа учёных мира. По этому показателю Россия занимает четвёртое место, уступая лишь США (22,8% научных сотрудников), Китаю (14,7%) и Японии (11,7%). Однако по степени финансирования Россия явно проигрывает. Она тратит на одного учёного около $ 30 000, в то время как США — $ 230 000, Китай — $ 88 800, Япония — $ 164 500.
В докладе ЮНЕСКО «Наука в 2005 году» (UNESCO Science Report 2005) указывается, что в 2002 году мир тратил на научные цели 1,7% своего валового внутреннего продукта (ВВП), что составляет примерно $ 830 млрд. При этом, средства на науку расходуются крайне неравномерно.
Больше всего средств на научные изыскания выделяется в Северной Америке — 37% от общего количества общемировых расходов. На втором месте — Азия (31,5%), на третьем — Европа (27,3%). На долю Южной Америки и стран Карибского бассейна приходится 2,6% мировых расходов на эти цели, на долюАфрика — 0,6%. За последние годы, научно-исследовательские расходы США и Канады несколько сократились (в 1997 году они составляли 38,2% от общемировых). Аналогично уменьшилась и доля Европы, в то время, как Азия демонстрирует постоянный рост ассигнований. К примеру, ряд азиатских государств, таких как Тайвань, Сингапур и Южная Корея, тратят на науку более 2% своего ВВП. Вплотную к ним по этому показателю приблизилась Индия.
Соответственно, индустриально развитые страны мира получают и максимальную отдачу от вложений в науку. На долю «бедных» стран приходится чуть более 7% от общего числа выданных в мире патентов на изобретения, несмотря на то, что общие расходы развивающихся стран на науку и технологии превышают 22% от общемировых.
В докладе указывается, что в большинстве индустриально развитых стран мира государство обеспечивает не более 45% научных бюджетов. Остальные средства поступают из коммерческого сектора. К примеру, в 2002 году в США 66% научных инвестиций и 72% научных исследований были обеспечены выполнены частными компаниями. Во Франции на долю бизнеса приходится 54% инвестиций в науку, в Японии — 69%, в Турции — 50%, а в Индии «бизнес-составляющая» не превышает 23%.
В период с 1990 по 2004 год вес США в мировой науке постепенно снижался, а вес стран Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Тайвань, Австралия и других), наоборот, возрастал. Этот вывод сделала американская компания Thomson Scientific, которая анализирует тенденции в сфере академической науки. По состоянию на конец 2004 года на долю Соединённых Штатов приходилось примерно 33% всех научных исследований (38% в 1990 году), на долю Европейского Союза — примерно 37% (соответственно, 32%), Азиатско-Тихоокеанского региона — 23% (15%). Российские учёные опубликовали 3,6% от общего числа научных работ, учёные из остальных 14 постсоветских государств — ещё 1%.
В 2004 году учёные Европы опубликовали в мировой периодике примерно по 38% от общего числа научных работ, учёные США — около 33%, учёные Азиатско-Тихоокеанского региона — более 25%. Учёные Азии наиболее продуктивны в сфере физики, материаловедения, металлургии и электроники. Учёные Европы — в исследованиях ревматологии, космоса, эндокринологии и гематологии. США преуспевают в исследованиях социальной сферы, аэрокосмических дисциплин и биологии.
В первую десятку стран, которые опубликовали наибольшее количество научных работ в период с 1990 по 2005 год, входят США, Англия (отдельно учитывается Шотландия не входящая в первую десятку), Германия, Япония, Франция, Канада, Италия, Нидерланды, Австралия и Швейцария. С другой стороны, эксперты консалтинговой компании Global Knowledge Strategies and Partnership утверждают, что преимущество Европы над США по количеству научных публикаций является во многом надуманным. Американские учёные сохраняют безусловное лидерство по количеству публикаций в ведущих научных изданиях и по уровню их цитирования. Кроме того, значительная часть научных публикаций США не попадает в поле зрения широкой научной общественности, поскольку до 50% всех расходов на науку и технологии в США приходятся на военную сферу.
В двадцатку наиболее часто цитируемых учёных, работы которых были опубликованы в 2005 году, вошли двое россиян. Семён Эйдельман работает в новосибирском Институте ядерной физики имени Г.И. Будкера, а Валерий Фролов в Калифорнийском технологическом институте (California Institute of Technology). Они оба — физики. В двадцатку входят 10 учёных работающих в США, 7 — работающих в Японии, по одному, работающему в России, Германии, Великобритании и Южной Корее.
В 2005 году наибольшее количество патентов на изобретения получили Япония (300,600), США (почти 150 тыс.), Германия (47,600), Китай (40,800), Южная Корея (32,500), Россия (17,400), Франция (11,400), Великобритания (10,400), Тайвань (4,900) и Италия (3,700). Большинство (16,8%) патентов было выдано на изобретения в сфере компьютерных технологий. В первую тройку также входят телефония и системы передач данных (6,73%) и компьютерная периферия (6,22%).
Интересно, что в 2005 году американский физик Джеймс Хюбнер (James Huebner), сотрудник военного исследовательского центра Naval Air Warfare Center, высказал гипотезу, вступающую в противоречие с общепринятыми представлениями о науке. По его мнению, технический прогресс достиг пика в 1915 году и после этого резко замедлился. Свой вывод Хюбнер сделал на основе следующего подсчёта. Он использовал перечень крупнейших изобретений и инноваций, который содержится в энциклопедии «История науки и технологии» (The History of Science and Technology), изданной в 2004 году в США. Данный перечень был сравнен с динамикой численности населения мира (к примеру, колесо было изобретено тогда, когда население мира не превышало 10 миллионов человек) — пик числа новых изобретений был отмечен в 1873 году. Вторым критерием была патентная статистика США, также сопоставленная с количеством населения страны. Здесь число выданных патентов достигло максимума в 1912 году. Ныне число новых изобретений и инноваций, по мнению Хюбнера, сопоставимо с эпохой так называемых «тёмных веков» (период европейской истории, наступивший после распада Римской империи и продлившийся до эпохи Возрождения).
Источник