Тема 6. Классификация экскурсий. Экскурсионные объекты
Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.
На современном этапе развития экскурсионного дела общепринята классификация, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по 1) содержанию, 2) составу участников, 3) месту проведения, 4) способу передвижения и 5) форме проведения.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные, или многоплановые, и тематические. Обзорные экскурсии многотемны и содержат несколько подтем.
Строится обзорная экскурсия на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, новостроек, мест знаменательных событий, природы и др. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до сегодняшнего дня. Рассматриваются также и перспективы развития города. Обзорные экскурсии дают общее представление о городе (крае, области, республике), что отражено в формулировке их тем, например «Город-герой Минск — столица БССР», «Самара в прошлом, настоящем и будущем» и др.
Тематические экскурсии содержат анализ исторического периода, значительного события, произведения зодчества и т. д. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономические, природоведческие, искусствоведческие, литературные и архитектурно-градостроительные. Каждая из этих групп в зависимости от содержания имеет подгруппы.
По составу участников можно выделить экскурсии для взрослых и для детей; местных жителей и туристов; городского и сельского населения; организованных групп (по заявкам различных предприятий, учреждений) и одиночных посетителей (неорганизованное население) за счет личных средств. В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику проведения вносятся определенные изменения.
По месту проведения экскурсии бывают городскими; загородными; производственными; музейными.
По способу передвижения экскурсии бывают пешеходными и транспортными. В пешеходных экскурсиях создаются условия для детального показа объектов, однако количество их ограничено небольшой протяженностью маршрута. Свои преимущества имеют и транспортные экскурсии, в которые можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга. Наиболее распространены автобусные экскурсии. Широко используются также речные и морские теплоходы, поезда, самолеты и вертолеты. В некоторых городах для проведения обзорной экскурсии используются трамваи и троллейбусы.
По форме проведения преобладают обзорные и тематические экскурсии. Следует выделить также экскурсии-прогулки в основном на природоведческие темы. В данном случае осмотр памятников и памятных мест сочетается с отдыхом в живописных местах на берегах рек и озер, в лесу. Проводятся также экскурсии-массовки, на которых участники мероприятия передвигаются одновременно по маршруту на 10—30 автобусах. В такие экскурсии помимо осмотра объектов входит проведение митингов у памятников, мест захоронений, встреч с героями и участниками исторических событий, выступление участников художественной самодеятельности и др.
Помимо обычных экскурсий экскурсионными учреждениями организуются учебные и пробные экскурсии. Целью пробных экскурсий является проверка знаний и навыков вновь подготовленных экскурсоводов, разработавших экскурсию на новую тему; учебные экскурсии могут быть одной из форм занятий методической секции экскурсоводов. Иногда проводятся показательные и открытые экскурсии, задача которых — отработка тех или иных приемов проведения экскурсии, приемов показа и рассказа, усвоение логических переходов от одной подтемы к другой.
В качестве объектов могут быть:
– памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);
– здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
– природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
– экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
– памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
– памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.
Экскурсионные объекты классифицируются:
– по содержанию — одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
—по функциональному назначению — основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
– по степени сохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.
В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня, памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, и др.).
Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (например, цельносварной мост имени Е. О. Патона через Днепр в Киеве). Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе, храм «Спаса на Крови» в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии).
Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, здание Московского университета на Ленинских Горах, храм Покрова на Нерли (г. Владимир), мосты в Санкт-Петербурге).
Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.
Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.
В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.
В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам – книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем при работе с группой свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
7) охрана памятника (на кого возложена);
8) в каких экскурсиях памятник используется;
9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 70-е годы Научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры РСФСР и управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по территориям. Материалы свода включают в себя лишь одну группу недвижимых памятников – мемориальные дома, усадьбы, могилы, памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и значительными событиями в жизни территории (края, области, автономной республики).
Источник
Виды экскурсионных объектов
Экскурсия (от лат. excursio — поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсии различаются:
— по целям — учебные (в т. ч. учебно-производственные, для профессиональной ориентации, обмена опытом), культурно-просветительские, научные;
— по тематике— в соответствии с содержанием объектов;
— по месту расположения объектов — натурные, музейные; по составу участников — для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов и учащихся и т.п.
Экскурсионный метод эффективно применяется в работе по профессиональной ориентации молодёжи, в системах повышения квалификации кадров и обмена передовым производственным опытом; при создании учебных кинофильмов, телепередач и т.д.
В развитых странах экскурсии стали составной частью путешествия, одной из его целей, что привело к появлению т. н. познавательного (экскурсионного) туризма. Экскурсия как рекреационная деятельность обладает высокой социальной эффективностью, поскольку выполняет одновременно несколько восстановительных функций — познания, общения, оздоровления. Массовое обслуживание экскурсантов привело к появлению специализированных учреждений (например, экскурсионных бюро) кадров (экскурсоводов, методистов), видов транспорта (специальной модификации автобусов, речных судов и т.п.) и др.
Экскурсионные объекты являются зрительной основой восприятия положений, развиваемых в экскурсиях, дают представления о характерных чертах природы, особенностях определенной эпохи развития общества, хозяйства, науки, искусства.
В качестве объектов могут быть:
— памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства.
— здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
— природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
— экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
— памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
— памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.
Экскурсионные объекты классифицируются:
— по содержанию – одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
— по функциональному назначению — основные, которые служат основой для
раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов
(переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
— по степени сохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.
Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача — отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.
2.2 Экскурсионные объекты Италии
В Италии находится большое количество экскурсионных объектов, архитектурные ансамбли, исторические центры, экспозиции музеев, картинные галереи, места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны. Её история богата различными событиями, и сохранилось немало немых свидетелей этого. Это памятники архитектуры, здания, сооружения, улицы в Италии.
В Италии сосредоточено около 60% культурных ценностей Европы, практически каждый итальянский город представляет собой настоящий музей истории под открытым небом. Кроме бесчисленных памятников культуры и руин древнеримской цивилизации, страна обладает прекрасными природными условиями — белоснежными склонами альпийских гор, прекрасными пляжами Адриатического и средиземноморского побережий и очаровательными озерами севера.
2.2.1 Историко – архитектурные памятники
На территории Италии находится множество историко-архитектурных памятников, формирующих своеобразных облик страны. Архитектурные памятники разных эпох гармонично вписываются в пейзаж. Можно коснуться рукой их стен, ходить по улицам, разглядывать детали зданий, скульптур, фресок. В памятниках нет ничего искусственного, современного. Деловая, суетливая и вечно напевающая Италия — дитя естественного хода событий. Но трудно понять страну, только глядя на архитектурные памятники и живопись.
Вот, например, некоторые из них.
-Колизей. Одно из самых известных зданий римской архитектуры. Расположен он в Италии в центре Рима. Изначально он был известен как амфитеатр Флавиана. Император Веспасиан, основатель династии Флавианов, начал строительство Колизея в 72 году нашей эры. Окончили строительство в 80 году при правлении императора Тито, через год после смерти Веспасиана. Этот большой овальный амфитеатр построили на месте искусственного озера Неро.
-Пизанская башня. Является колокольной башней, частью ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта, а располагается она в городе Пиза (Италия). Башню также называют«Падающей башней». Она всемирно известна благодаря своему сильному наклону, создается впечатление, будто башня
падает. Автор проекта этого известнейшего памятника архитектуры и сегодня
остается не известным. Пизанская башня имеет высоту 55,86 м от земли к самой низкой точке и 56,7 м к самой высокой точке.
— Пантеон. Это единственное античное сооружение Рима, дошедшее до наших дней не в руинах. Датой его заложения считают 27 г. до н.э., хотя первое здание уничтожил пожар 118 и 125 гг. н.э., и после его заново построили. Первый храм построил полководец Марк Агриппа, зять императора Августа, думая посвятить его Августу. Однако тесть постеснялся стать богом при жизни, и храм посвятили семи небесным богам.
— Мост Вздохов. Мост Вздохов (Ponte dei Sospiri), крытый сверху и состоящий
из двух узких разделенных друг от друга проходов, был построен в 1589 году по указанию дожа Марино Гримани для соединения Трибунала во Дворце дожей с Новыми тюрьмами. Мост не случайно стал одним из самых известных памятников города. По нему после допроса или вынесения приговора вели заключенных в сырые камеры Новых тюрем. У обреченных узников была возможность бросить еще один, возможно последний взгляд на оживленную набережную и искрящуюся водную гладь лагуны. Говорят, что заключенные при этом тяжело вздыхали, поскольку великолепие Венеции только усугубляло их тяжкую участь.
Множество святынь, дорогих христианскому сердцу, находится на территории современной Италии. Множество старинных храмов, построенных еще до отпадения западных христиан от Апостольской Православной Церкви. Древние святыни. Старинные мозаики. Первохристианские катакомбы. Множество святынь, захваченных крестоносцами и увезенных на Запад из Византии и со Святой Земли. Здесь проповедовали святые апостолы Петр и Павел. Италия дала миру множество святых, прежде всего, мучеников.
Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы является главным в Милане. Собор поражает своим архитектурным великолепием. Заложен он был в 1386 году, но строился очень долго, и завершен был только в 1813 году. Это третий по величине собор в мире. Здесь покоятся мощи святой первомученицы Феклы. Приложиться к ним нельзя, они высоко за престолом. Также под куполом в светящейся красной точке находится один из гвоздей, которым Спаситель был пригвожден ко Кресту. В соборе также хранится много мощей мучеников. В крипте под главным престолом сохраняются одежды святых мучеников Гервасия и Протасия.
Собор святого апостола Петра. В центре Рима находится самый большой собор христианского мира — собор святого апостола Петра, построенный на месте погребения святого апостола. Первый храм над мощами апостола Петра был поставлен святым императором Константином в 324 году. С того времени храм подвергался многочисленным перестройкам и дополнениям вплоть до 1506 года, когда была осуществлена полная реконструкция собора. После чего он приобрел тот грандиозный вид, который мы видим сейчас. Сама площадь, на которой стоит храм, имеет форму замочной скважины, поскольку святого апостола Петра часто изображают с ключами.
Кафедральный собор Вероны (итал. Duomo di Verona) — католический собор в городе Верона (Италия), местонахождение кафедры епископа города.
Строительство храма в романском стиле было начато в первой половине XII века, освящение состоялось в 1187 году. В середине XV века он был надстроен и расширен в результате чего приобрёл позднеготичекие черты. От первоначального романского облика остался входной портал с портиком на витых колоннах, опирающихся на крылатых грифонов. Он создан мастером Николо, автором входного портала базилики Сан-Дзено Маджоре. Над порталом в люнете находится рельефное изображение Девы Марии в сцене поклонения пастухов и волхвов. Портал украшен скульптурными изображениями ветхозаветных пророков, сценами охоты и фигурами двух рыцарей из каролинского эпоса — Роланда и Оливьера.
В Италии довольно много таких храмов. Они играют не малую роль в жизни страны.
Многие итальянские города, и в первую очередь Рим, Венеция и Флоренция, благодаря находящимся в них всемирно известным шедеврам искусства, уже давно воспринимаются как нечто большее, чем просто города. «Музеи под открытым небом» — так, пожалуй, лучше всего можно описать то, чем являются эти города Италии.
Во Флоренции находится один из самых старых музеев Италии – Галерея Уффици, который был открыт еще в 1560 году. Здесь можно увидеть прекрасные итальянские картины, написанные в период 13 – 18 веков, картины знаменитый художников времен эпохи Возрождения, таких как Рафаэль, Караваджо, Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли и другие итальянские персоны, которые вошли в историю мира как лучшие художники.
Город Неаполь известен всему миру благодаря Национальному археологическому музею Неаполя. Здесь туристы могут увидеть мировые шедевры римских и греческих скульпторов. Здесь выставлены самые знаменитые скульптуры мира, такие как статуя Афины, статуя Афродиты, статуя Дорифор, Фарнезкий Геркулес и Фарнезкий бык и другие. Если перечислять все достопримечательности музея в городе Неаполе, необходимо написать целую книгу.
Город Венеция кроме того что известен миру своим необычным расположением на воде, богат еще множеством дворцов-музеев знаменитые на весь мир. Здесь расположена самая большая коллекция современного искусства – Коллекция Пегги Гугенхейма. Также, необходимо отметить существование не менее известных музеев, такие как Дворец Дожей, Военно-морской музей, Музей Венеции, Галерея Академии, исторический музей Коррер, Базилика Святых Джиованни и Паоло и другие.
Италия это самая богатая страна в мире в плане культуры и искусства. Еще с давних времен здесь создавался фундамент культуры, которая в наши дни известна всему миру. Именно Италия является родиной знаменитых личностей
эпохи Возрождения. Такой богатой культуры нет ни в одной стране мира. Италия это родина культуры и искусств, здесь расположены самые известные музеи мира, и именно здесь находятся места, которые притягивают как магнитом туристов, которые понимают и ценят по достоинству итальянские произведения искусства.
2.2.4 Природные достопримечательности Италии
Бывшая опора Великой Римской империи, родина современной западной цивилизации сегодня — туристическая мекка.
Но не только предания старины глубокой влекут на эту благословенную землю миллионы туристов.
Причудливая средиземноморская природа всегда найдет, чем удивить внимательный взгляд и чуткую душу.
Национальные парки и заповедники страны немногочисленны, но очень ухожены и красивы. Самый старый из них — Национальный парк Гран — Парадизо (72 тыс. га) — единственное место, где обитают горные козлы и серны, а также сурки, горностаи, лисы и орлы. Самый большой в Италии парк — Национальный парк в Стельвио (135 тыс. га), расположенный среди фантастически красивых горных хребтов недалеко от границы с Швейцарией. Здесь в изобилии встречаются олени, серны, косули, суслики и фазаны, можно заняться альпинизмом, прокатиться на ездовых собаках, посетить фольклорные праздники и фестивали, музыкальные концерты и народные праздники. Национальный заповедник в Абруцци (30 тыс. га) расположен в одном из самых высоких районов Апеннин, где можно встретить последних в Италии бурых абруцких медведей. Можно совершить незабываемые пешие путешествия любой протяженности и степени сложности по живописнейшим местам с ночевкой со всеми удобствами и посещением музеев. Региональный парк Оробие-Вальтеллинези находится около курорта Априка, и является известным местом отдыха как в зимний, так и в летний период.
Также к достопримечательностям относятся озера, вулканы, горы, пещеры, реки и др.
Озеро Комо. Это озеро еще называют Ларио и разделяется оно на 3 почти ровные части – рукава Лекко, Комо и Колико. Ширина озера около 4,3 км, а длина 50 км.Находится оно в укромном уголке страны и на протяжении веков
привлекает к себе туристов, которые желают погулять среди красочных холмов,
прокатиться на лодке, просто отдохнуть или воодушевится. Прибрежная зона озера известна своими уютными средневековыми деревнями и неисчислимыми древними замками. Со всех сторон береговой линии этого озера открывается изумительный вид на горы и города, которые расположены вдоль озера. Основными достопримечательностями озера являются вилла Карлотта (XVIII ст.), которая известна благодаря коллекции скульптур и парку редкостных растений, вилла Дель Бальбьянелло, о. Камачина (1169 г.), являющийся старинным фортом и парк виллы под названием Д`Эсте. Лучше всего сюда приезжать в мае-сентябре.
Везувий (итал. Vesuvio) — действующий вулкан на юге Италии возле Неаполя. И хотя его высота более чем в два раза меньше высоты Этны — всего 1277 метров, а диаметр кратера равен примерно 750 метрам, именно он считается самым знаменитым вулканом. Известно более 80 значительных извержений этого вулкана, последнее из которых произошло в 1944 году. Поскольку вулкан нельзя считать безопасным, недалеко от Везувия расположена лаборатория, которая следит за активностью этого прекрасного природного памятника.
Мармолада. Мармолада составлена из нескольких вершин, убавляющих высоту с запада к востоку. С южной стороны пики Мармолады обрываются вниз совершенно отвесной скалой. Высота обрыва около 900 метров, издали он кажется гладким как зеркало. Тем не менее альпинисты проложили по южному склону Мармолады немало маршрутов, один другого экстремальней.
Пока альпинисты штурмуют южный склон Мармолады, северный облюбовали лыжники. Ледник Мармолады – единственный в Доломитах. Он славится круглогодичным идеальным снегом и живописными видами, равных которым мало. Еще одна достопримечательность Мармолады – подъемник. Он состоит из трех линий, и первая проходит очень высоко над землею.
На Мармоладе, на высоте 2950 метров расположился и музей, самый, наверное, высокогорный в мире. Причем это музей боевой славы. По самому хребту Мармолады до Первой мировой войны проходила граница между Италией и Австрией, и в ходе войны этим живописным склонам пришлось служить полями сражений.
Ухо Дионисия – это известняковая пещера в городе Сиракузы на острове Сицилия. Название пещеры происходит оттого, что по форме она похожа на человеческое ухо – а еще потому что в ней фиксировался уникальный звуковой эффект: благодаря своеобразной акустической организации пространства, тихий звук, сказанный в одной (строго определенной части) пещеры, можно было совершенно свободно услышать в другом, очень отдаленном месте (ближе к выходу). Собственно, благодаря этому пещера и прославилась на весь мир, и сегодня считается одним из природных чудес. Пещера достигает 23 метров в высоту и простирается на 65 метров в длину, вглубь утеса. Так или иначе, со временем пещера разрушается – ведь известняк крайне неустойчив к условиям внешней среды. И сегодня потрясающий акустический феномен уже нельзя услышать – место «фокуса» больше недоступно для прохода человека.
Подземная река. У этой речки два названия: Рекой называют ее в Словении, в Италии она – Тимаво. А пересекает границу Река под землею. Начавшись в Словении, Река спускается по склону Снеговой горы, через несколько километров образует живописный водопад, достигает грота св. Канциана и – уходит под землю. Из 51 километра общей длины Река-Тимаво 43 протекает под землею, в просторном гроте. Этот грот – редкое карстовое явление, а пещера св. Канциана включена в список наследия ЮНЕСКО. Река считается самой длинной подземной рекой в мире. Она вынырнет снова уже в Италии, неподалеку от Триеста, чтобы всего через 2 километра слиться с водами Адриатического моря. Подземный поток, поднявшись на поверхность, сразу разливается шириной 60 метров, и дальше очень тихо, неспешно движет свои неглубокие, всего около 2 метров, воды. Место, где Тимаво возникает из-под земли, впечатляло древних римлян и было культовым. Его посвящали Геркулесу, Сатурну, Темавусу – богу темной воды, известному только на севере Италии. В IV веке с развитием христианства у «истока» Тимаво выстроили первую часовню. Позже, преобразованная, она стала базиликой Сан Джованни – еще одной достопримечательностью странной речки.
Памятников природы в Италии большое количество. И каждая достопримечательность по – своему уникальна.
Есть на земле места, которые будоражат воображение и пробуждают в человеке непреодолимое желание побывать там.
Италия – одно из таких привлекательных мест.
Наличие богатого природно-рекреационного, культурно-исторического, научного потенциала, развитого промышленного и сельскохозяйственного комплексов, близость к транспортным магистралям — все это факторы, способствующие развитию межрегиональных и международных связей, в том числе туризма.
Восхитительные уголки природы — живописные речки и озера, уникальные памятники архитектуры и археологии, красивейшие соборы, разнообразные музей и театры, памятные места и многие другие достопримечательности Италии не оставят гостей так же, как и жителей страны равнодушными.
В данной работе были выявлены основные факторы привлекательности Италии, такие как:
· высокая концентрация памятников историко-архитектурного наследия в стране и т.д.
Самыми привлекательными для туристов городами Италии являются Рим, Милан, Венеция, Неаполь, Флоренция, Верона, Пиза и Сиена.
В последние годы Россия занимает первое место по прибытиям в Италию с целью туризма, и, по прогнозам специалистов, популярность отдыха в Италии в нашей стране в дальнейшем будет только расти.
1. Абашин, С. Современная школьная энциклопедия. Страны мира. / С. Абашин. – М.: Росмэн – Пресс, 2008.
2. Афонькин, С. Знакомьтесь : Европа. / С. Афонькин. – М.: Тимошка, 2009.
3. Багрова, Л.А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа. / Л.А. Багрова. – М.: Издательская группа АСТ, 2000.
4. Брук, К. Население мира: этно-демографический справочник. / К. Брук. — М.: Наука, 1999.
5. Большая Советская Энциклопедия, 1969 – 1978.
6. Галкина, Т.А. Италия. Серия «У карты мира». / Т.А. Галкина, Н.А. Красновская. — М.: Мысль,1995 Ежегодник БСЭ – 1990.
7. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение. / Б.В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2002.
8. Зарубежная Европа. Серия «Страны и народы». — М.: Мысль, 1998.
9. Ионина, Н.А. 100 великих музеев мира. / Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000.
10. Некипелов, А. Новая Российская энциклопедия. / А. Некипелов. – М.: Энциклопедия, 2010.
11. Седова, Н.А. Культурно – просветительный туризм. / Н.А. Седова. – М.: Советский спорт, 2003.
12. Смирнова, А.А. Разбушевавшаяся стихия. По материкам и странам: книга для чтения по географии материков. / А.А. Смирнова, Шибанова. — М.: Просвещение, 1996.
13. Прохоров, А.М. Популярный энциклопедический словарь. / А.М. Прохоров. – М., 2002.
14. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь. / А.М. Прохоров. – С-П.: Норинт, 1999.
15. Шишкин, О. Страны мира. Факты и цыфры. / О. Шишкин, Г. Ерусалимский. – С-П.: Норинт, 2001.
Источник