Чудаков конституционное государственное право зарубежных стран
«Компания «Ай Пи Ар Медиа» является владельцем Хранилища цифровых научных данных и диапазона индексов DOI для регистрации размещаемых в Хранилище объектов и обеспечивает регистрацию DOI по запросу правообладателя на безвозмездной основе.
Регистрация DOI позволяет обеспечить возможность обращаться к объектам, размещенным в Хранилищах, по их постоянному имени. Цифровой объект включается в мировые научные коммуникации и становится видимым для всего мирового сообщества, повышая потенциал цитирования и использования объекта.
Для присвоения Вашим объектам DOI, обратитесь к нам izdat@iprmedia.ru
Рекомендуем
Издательство: Ай Пи Ар Медиа
Автор: Елизарова Н.В.
Год издания: 2021
Издательство: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа
Автор: Елизарова Н.В.
Год издания: 2021
ISBN: 978-5-4488-0984-2, 978-5-4497-0843-4
Автор: Давыдова Н.Ю., Чепрасов М.Г., Черепова И.С.
Год издания: 2020
Автор: Иноземцев М.И.
Год издания: 2020
Издательство: Издательский дом Высшей школы экономики
Автор: Краснов М.А.
Год издания: 2020
Издательство: Издательский дом Высшей школы экономики
Источник
Конституционное право зарубежных стран PDF
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
В учебнике раскрываются предмет, сущность, источники и система конституционного права зарубежных стран, понятие и основы конституционного строя общества и государства. Большое внимание уделяется политическим партиям и партийным системам зарубежных стран, зарубежным союзам. Рассматриваются конституционно-правовой статус личности в ведущих государствах мира, а также вопросы, касающиеся глав государств, правительства, исполнительной власти за рубежом.
Адресуется студентам юридических специальностей учреждений высшего образования, обучающихся по специальностям «Правоведение», «Международное право», практическим работникам, преподавателям, магистрантам и аспирантам. Будет полезен широкому кругу читателей, интересующихся вопросами конституционного права зарубежных стран.
- Возрастное ограничение: 0+
- Дата выхода на ЛитРес: 16 апреля 2019
- Дата написания: 2018
- Объем: 480 стр.
- ISBN: 978-985-06-3037-7
- Общий размер: 1 MB
- Общее кол-во страниц: 480
- Размер страницы:
- Правообладатель: Вышэйшая школа
Отзывы 1
Очень хороший преподаватель, любила его лекции. книги написаны на высшем уровне. Просто и понятно. Хочу приобрести эти книги своему ребёнку. Спасибо Вам.
Очень хороший преподаватель, любила его лекции. книги написаны на высшем уровне. Просто и понятно. Хочу приобрести эти книги своему ребёнку. Спасибо Вам.
Оставьте отзыв
Напишите отзыв и получите 50 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес
Источник
Система открытого образования
Государственное право зарубежных стран
Часть I Курс лекций
Серия основана в 2001 году
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Ч84 Государственное правл зарубежных стран: курс лекций. Часть 1 / М.Ф. Чудаков. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 331 с.
ISBN 985-457-440-7 (ч.I)
Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности «Государственное управление и экономика».
Чудаков М.Ф., 2005
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005
Содержание
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 6
Лекция 1. Сущность государственного права зарубежных стран 6
Лекция 2. Общие и особенные черты конституционного права 15
Лекция 3. Конституционно–правовые отношения 29
Контрольные вопросы к теме №1 41
ТЕМА 2. КРАТКИЙ ОЧЕРК ЗАРУБЕЖНОГО ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЯ 42
Лекция 4. Краткий очерк зарубежного государствоведения 42
Контрольные вопросы к теме №2 54
ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА 55
Лекция 5. Основы конституционного строя 55
Лекция 6. Политической система 60
Социальная структура общества 69
Контрольные вопросы к теме №3 73
ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВО – ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 74
Лекция 7. Государство – основной элемент политической системы 74
Лекция 8. Основные функции государства 87
Контрольные вопросы к теме №4 91
ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 92
Лекция 9. Политические партии 92
Лекция 10. Партийные системы 109
Контрольные вопросы к теме №5 115
ТЕМА 6. ЗАРУБЕЖНЫЕ СОЮЗЫ И АССОЦИАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 116
Лекция 11. Союзы и ассоциации зарубежных стран 116
Лекция 12. Профессиональные союзы, религиознын организации 129
Контрольные вопросы к теме №6 141
ТЕМА 7. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ КОНСТИТУЦИЯ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ 142
Лекция 13. Зарубежные конституции 142
Классификация конституций 152
Лекция 14. Конституционное регулирование 172
Основные черты и особенности конституции как нормативного акта (структура, язык, стиль) 181
Язык и стиль конституций 189
Лекция 15. Принятие и способы изменения зарубежных конституций 190
Отмена конституции 197
Лекция 16. Конституционный контроль и надзор за рубежом 199
Контрольные вопросы к теме №7 213
ТЕМА 8. КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ВЕДУЩИХ ГОСУДАРСТВАХ МИРА 216
Лекция 17. Права и обязанности человека и гражданина 216
Лекция 18. Институт гражданства 230
Лекция 19. Статус иностранцев 246
Лекция 20. Классификация прав и свобод 251
Контрольные вопросы к теме №8 271
ТЕМА 9. МОНАРХИЧЕСКАЯ И РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ 273
Лекция 21. Формы государства 273
Понятие политического режима и государственного режима 275
Лекция 22. Монархическая и республиканская формы правления и их разновидности 282
Политический режим – понятие и формы 302
Контрольные вопросы к теме №9 311
ТЕМА 10. ТЕРРИТОРИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ 313
Лекция 23. Государственное устройство зарубежных стран 313
Унитарное государство 316
Лекция 24. Зарубежная федерация и зарубежная конфедерация 320
Зависимые территории 347
Контрольные вопросы к теме №10 348
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 349
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 353
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Лекция 1. Сущность государственного права зарубежных стран
классификация государств; движение неприсоединения; предмет регулирования; конституционное право любой страны; метод императивно–властного воздействия; реализация государственной власти.
В курсе конституционного права зарубежных стран изучается очень широкий круг государств, общее число которых более 180, т.е. практически все государства, которые являются членами ООН. Эти государства весьма неоднородны, они отличаются друг от друга многими особенностями, признаками. Прежде чем говорить о каких–то наиболее типичных чертах, которые характеризуют правовые системы, государственные механизмы и другие особенности этих государств, их следует разделить на какие–то однородные группы, провести их классификацию. Классификации проводятся по разным критериям, и наиболее часто встречающийся критерий – это уровень социально–экономического развития. По этому критерию современные зарубежные государства обычно делятся на три группы: это высокоразвитые государства среднего уровня развития и развивающиеся государства.
К первой группе государств относятся, прежде всего, такие государства, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Италия, Япония и большинство стран Западной Европы – Швеция, Дания, Голландия и т.д.
Во вторую группу входит большая часть стран Латинской Америки: Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу, Чили, а также страны более близкие нам по географическому расположению, например, Турция, Иран. К странам этой группы можно отнести также такие известные государства как Индия, Пакистан, Филиппины и т.д.
Третью группусоставляют большинство стран Тропической Африки, Океании, некоторые страны Азии и Карибского бассейна. Эти государства находятся на низкой ступени экономического развития и о них можно сказать, что до недавнего времени они делились на две такие условные группы, как страны социалистической ориентации и страны капиталистической ориентации. Сейчас это деление утратило смысл, потому что после распада Советского Союза, после исчезновения социалистического содружества большинство стран социалистической ориентации эту, так называемую, ориентацию утратило, и практически все они пытаются идти по рыночному пути, по тому пути, который до недавнего времени назывался капиталистическим путем развития. К числу развивающихся государств относятся такие государства как Чад, Гвинея, Мальдивские острова, Тринидад и Тобаго, Вануату, Сан–Томе и Принсипи и т.д. Государств этих очень много.
Существует также хорошо нам известная группа государств, это уже упомянутые нами страны бывшего социалистического содружества. Куда их относить? Вобщем–то, эти государства также можно отнести либо к государствам с высоким уровнем развития (пожалуй, на этот уровень можно отнести, например, Чехию), а также государства со средним уровнем развития (скажем, Польша, Словакия) и страны развивающиеся (например, Вьетнам, Лаос). Для удобства изучения эти государства выделим в отдельную четвертую группу, которую можно назвать термином постсоциалистические государства (страны Восточной Европы, Прибалтики страны СНГ) и страны так называемого реального социализма. К последним можно отнести, пожалуй, Корейскую Народно–Демократическую Республику, Китайскую Народную Республику и Кубу.
Каков наиболее характерный критерий отнесения государства к той или иной группе по уровню социально–экономического развития? Долгое время у нас в стране господствовала точка зрения, что здесь главный критерий – уровень развития промышленности, достижения в области науки и техники и т.д. Этот критерий, конечно, имеет значение, но все–таки более верным, правильным является критерий среднегодового дохода на душу населения. Если в стране средний житель имеет, скажем, 30 тыс. долларов дохода в год, то, безусловно, эта страна высокого уровня развития, потому что в ней живут не бедные граждане. Если же годовой доход гражданина в стране, например, 5–6 тыс.долларов – это средний уровень, а когда доход на душу населения составляет несколько сот долларов (или менее того) в год, это страна развивающаяся. Это критерий самый надежный, потому что уровень социально–экономического развития измеряется все–таки не количеством выплавленной стали или произведенных тепловозов и паровозов, а материальным достоянием граждан.
Государства, в зависимости от их социально–экономичес- кого развития, имеют определенные особенности, и в нашем курсе будут изучаться, прежде всего, государства высокоразвитые. Причиной этого является то, что если эти государства добились больших успехов в сфере экономики, социального распределения общественных богатств, то они, как правило, обладают развитой демократией, высокой техникой права и совершенным уровнем развития конституционных отношений. Короче говоря, у них есть чему поучиться. Другие государства, т.е. государства среднего уровня развития, а также развивающиеся, тоже будут рассматриваться в нашем курсе, но, естественно, в значительно меньшем объеме, потому что таких государств очень много и учиться у них зачастую нечему. Что касается этих государств, то мы будем показывать наиболее интересные их черты и какие–то наиболее своеобразные примеры, которые заслуживают более пристального рассмотрения.
Классификация государств проводится и по другим критериям. Например, по формам правления. По этому критерию государства делятся на две основные группы – монархии и республики. Монархии, в свою очередь, делятся на несколько разновидностей, также на несколько видов делятся республики. Этим вопросам будут посвящены соответствующие разделы настоящего курса.
Государства классифицируются по формам государственного устройства. По этому признаку они делятся на унитарные государства и федерации.
Государства классифицируются по политическим режимам на страны с демократическим режимом и на страны с недемократическим режимом, т.е. с тоталитарным, авторитарным или другой разновидностью недемократического режима.
Важное значение зарубежная юридическая и политическая наука придает такой классификации, как классификация по партийным системам. По этому признаку государства делятся на страны с многопартийной системой, страны с двухпартийной системой, страны с однопартийной системой, а также есть некоторое количество государств без партий.
Государства классифицируются по признаку вхождения или невхождения в военные, экономические, политические и иные союзы и блоки. По этому признаку государства, например, объединяются в страны НАТО, т.е. Северо–Атлантического оборонительного союза, либо страны, входящие в Европейское Экономическое Сообщество. Есть также страны, которые называют себя нейтральными. К их числу относится, например, Швейцария, Финляндия, Австрия, Мальта. Нейтральные государства – это государства с особым статусом, и об этом мы также поговорим позже.
Кроме этого есть государства, которые относятся к, так называемому, Движению неприсоединения. Движение неприсоединения – это государства, которые в 1961 году заявили о своем невхождении ни в блок НАТО, ни в Варшавский Договор. В то время (в 60–е годы) мир был расколот на две группы – НАТО и Варшавский Договор, и Движение неприсоединения заявило о себе, что оно стоит, как бы, посередине. У истоков Движения неприсоединения были такие государства, как Югославия (во главе с тогдашним лидером Иосипом Броз Тито), Индия (во главе с тогдашним лидером Джавахарналом Неру), Египет (во главе с тогдашним президентом Гамаль Абдель Насером). Это Движение было образовано в Белграде. Сейчас оно уже не столь заметно на политической арене, потому что распалось противостояние между, казалось бы, вечными противниками – НАТО и Варшавским Договором. Варшавский Договор исчез. Движение неприсоединения после этого утратило почти все своеобразие, но все же пока существует и в настоящее время там насчитывается свыше 90 государств.
В государственно–правовой теории и практике встречаются и иные классификации государств, например, государства однонациональные и многонациональные, или государства светские и теократические и т.д. вплоть до государств больших, малых, островных, материковых и др.
Единого права для всех стран нет и быть не может. Есть как общие черты, так и некие особенные признаки и характеристики. Любое государство, любая система права имеет основополагающую отрасль. Эта отрасль, как правило, называется «конституционное право». Специфика конституционного права в правовой системе любой страны определяется, прежде всего, предметом регулирования. Предмет регулирования – это определенная сфера общественных отношений. Достаточно легко представить себе предмет таких отраслей права, как семейное право, потому что это – семейные отношения между супругами, между родителями и детьми. Достаточно легко представить себе предмет такого права, как земельное право, потому что там отношения, связанные с принадлежностью земли, с правилами ее использования. Но что касается конституционного права, то определение его предмета очень часто вызывает значительные трудности, потому что двумя–тремя словами обозначить их практически невозможно. Чаще всего, говоря о предмете конституционного права, о предмете правового регулирования данной отрасли, имеют в виду общественные отношения, которые образуют основу, главные устои общества и государства и непосредственно связаны с реализацией государственной власти.
Любое государство в процессе своего функционирования постоянно издает специальные предписания, выполнение которых обязательно для всех, применение которых обеспечивается специальным аппаратом принуждения, т.е. создает нормы права. И в рамках системы права всегда выделяются особо важные, значительные нормы, которые относятся к функционированию государственной машины, функционированию государственного механизма. Они и составляют основу конституционного права.
Что же регулируется конституционным правом? Прежде всего, оно регулирует и закрепляет основы общественного строя, т.е. закрепляет политическую систему общества, экономическую систему, определяет основные параметры социальной структуры, закрепляет основы правового положения личности, основы правового положения партий, союзов, ассоциаций, закрепляет формы политического режима, закрепляет государственное устройство и в некоторых странах основы взаимоотношений государств с зависимыми территориями. Это перечень основных институтов конституционного права.
Это, в то же время, перечень основных возможных отношений в рамках конституционного права. Эти отношения являются ведущими, наиболее значительными, поэтому они относятся к, так называемым, устоям общества и государства.
Конституционное право различается как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина. Конституционное право как отрасль права – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной власти и в процессе ее реализации. Такое краткое определение конституционного права не дает ее специфики. Если давать более полное определение, то оно неизбежно включает перечисление основных институтов конституционного права. Полное определение может звучать следующим образом: «Конституционное право любой страны – это основная отрасль права государства, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих политическую систему общества, экономическую систему государства, форму правления, форму государственного устройства, правовой статус личности, избирательное право, избирательную систему, политический режим и другие важнейшие институты данного государства».
Нормы конституционного права являются отправными для всех других отраслей права, таких отраслей, как ранее назван- ные – семейное право, земельное, а также торговое, аграрное, уголовное, налоговое, административное и др. Поэтому оно занимает ведущее место среди отраслей права. Любое изменение в конституционном праве влечет изменения целого блока норм права.
Конституционное право отличается от других отраслей права не только своим предметом, но и методом воздействия на своих субъектов. Как и в других отраслях права, в конституционном праве применяется метод запрета, т.е. существуют запрещающие нормы. Но чаще встречается метод обязывания, т.е. нормы, обязывающие какой–то орган или лицо осуществлять определенные действия, а также метод дозволения, т.е. нормы разрешающие, дозволяющие совершать определенные действия. Такой метод наиболее характерен именно для конституционного права.
Отличительной чертой конституционного права является метод императивно–властного воздействия, т.е. этот метод не предполагает равенства сторон, а предполагает прямое осуществление власти, т.к. один из субъектов – государство – реализует свою власть, обязывая другие субъекты выполнять ее властные предписания. Безусловно, такие властные отношения не являются единственными в конституционном праве, в процессе осуществления государственной власти возникают и иные общественные отношения. Так, например, определенную и значительную роль в государственно–правовой жизни играют политические партии, которые не применяют государственной власти, не применяют императивного воздействия.
Государственная власть реализуется при помощи органов суда. Суд руководствуется нормами уголовного и гражданского права – как материального, так и процессуального. В процессе налоговой, финансовой деятельности государства складываются общественные отношения, регулируемые нормами финансового, административного права. Хотя определенный, более высокий, уровень этих отношений может являться одновременно сферой конституционного права.
Реализация государственной власти– это очень широкая сфера, и не все формы осуществления государственной власти приводят к появлению конституционно–правовых отношений. Но такие формы, как принятие законодательства, нормоустанавливающая деятельность правительства, выборы, референдумы и плебесциты, реализация основных прав и свобод, защита этих прав и свобод, конституционный надзор, контроль за местными органами самоуправления – это наиболее характерные сферы применения и реализации государственной власти, т.е. реализации конституционного права.
Источник