Ночное путешествие и вознесение Пророка Мухаммада на небеса
История Ислама изобилует такими событиями и происшествиями, которые позволяют судить о ценностях и достоинствах Ислама, отражение которых находится в жизнеописании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . В частности, чудеса, которые произошли с ним, являются лучшими свидетельствами этому и назиданиями и уроками для нас. Одним из самых знаменательных и глубоко символичных событий в жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) , является его ночное путешествие (исра’) и вознесение (ми‘радж). Чудо перенесения и вознесения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) является в его жизни одним из самых великих чудес, которое даровал ему Аллах, как утешение и ободрение. Это произошло после того, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в течение десяти лет увещевал и проповедовал мекканцам, призывая их к Исламу, но в ответ он получал только усмешки, унижения и обиды. Дело дошло до того, что он отправился в Таиф и обратился к уважаемым гражданам этого города, призывая их к Исламу, но они отвернулись от него и натравили на него глупцов и детей, которые стали кричать на него и бросать камни, и он нашел прибежище в виноградном саду, за городом. Тело его было побито, а ноги были в крови и он сел, в глубокой печали и горечи, взывая к Аллаху и прося у Него помощь. Это событие произошло спустя некоторое время после смерти Хадиджи и дяди Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Талиба. Все эти события следовали друг за другом так, что год этот получил название «год печали». В ту ночь, когда над Меккой сгустилась тьма и ее жители спали, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежал опечаленный, прислонившись к стене Каабы, поскольку мекканцы отвергали Ислам и ненавидели его. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был в состоянии между сном и бодрствованием, как вдруг он увидел Джибриля, несущего приглашение посетить его Господа. Джибриль рассек ему грудь, омыл его сердце и, наполнив его мудростью и знаниями, вернул на место. Муслим приводит хадис от Анаса ибн Малика, в котором говорится, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) привели Бурака – животное, выше осла и ниже мула, которое ступает туда, куда достигает его взор. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) верхом на этом животном тронулся в путь, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса (в Иерусалиме). Там он привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали своих животных все пророки, потом вошел в мечеть и совершил намаз в два рака ‘ ата, после чего вышел. Тогда к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) подошел Джибриль с сосудами райского вина и молока. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выбрал молоко. Джибриль поздравил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал, что его умма будет на правильном пути. Потом они поднялись на небо, и Джибриль попросил открыть им врата. Ему было сказано: «Кто ты?» Он ответил: «Джибриль вместе с Мухаммадом». Когда им открыли небесные врата, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел Адама (мир ему), который поприветствовал его и попросил для него у Аллаха благо, потом они вознеслись ко второму небу, врата которого Джибриль попросил открыть. Ему задали те же вопросы, и он ответил так же, и так происходило на каждом небе. На втором небе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встретил ‘ Ису ибн Марьям и Яхью ибн Закарья (мир им), на третьем – Юсуфа (мир ему), которому была дана половина красоты мира, на четвертом – Идриса (мир ему), на пятом – Харуна (мир ему), на шестом – Мусу (мир ему), на седьмом – Ибрахима (мир ему), прислонившегося к Байт-уль-ма’мур, вокруг которого постоянно совершают обход 70 тысяч ангелов. Потом они дошли до великого дерева, созданного из света (нура), и выше этой степени не может подняться никто, даже Джибриль. Остановившись перед ним, Джибриль сказал: «Тут заканчивается моя степень. О любимец Аллаха! Если я сделаю еще один шаг, то сгорю». Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) стал идти и его покрыли божественные лучи, перед ним открылись завесы, он увидел много таинств и великих знамений Аллаха. Он посмотрел на величие и красоту Аллаха и Господь приблизил его к Себе и обратился к нему, разговаривая с ним без посредника, проявил к нему почтение и очистил, и Аллах был вне времени и места. «…Аллах внушил мне то, что внушил и предписал мне и моей общине 50 намазов в сутки. Потом я спустился к Мусе и он спросил меня: «Что предписал Господь твоей умме?» Я ответил: «50 молитв». Он сказал: «Вернись к Господу и попроси облегчения, воистину, твоя умма не вынесет этого, ведь я испытал сыновей Израиля, и я узнал их». Я вернулся к моему Господу и обратился: «О Господь, облегчи моей умме» И Он снял пять молитв, и я вернулся к Мусе и сообщил ему об этом. Муса сказал: «Поистине, твоя умма не вынесет этого, вернись к твоему Господу и попроси облегчения». И так я ходил от Мусы к Господу и обратно, пока Господь не сказал мне: «Поистине эти пять молитв в сутки, за каждую молитву воздаяние десятикратно и это 50 молитв. А кто вознамерится совершить благое и не сделает, Я запишу ему за это одно благодеяние, а если он совершит его, то Я запишу десять. Кто вознамерится совершить плохой поступок и не совершит его, то Я не запишу его, а если он вознамерится и затем совершит его, то Я запишу его как одно плохое деяние». Я спустился к Мусе и рассказал ему все. Он сказал: «Вернись к твоему Господу и попроси облегчения». Я ответил, что мне стыдно еще раз возвращаться к Нему». Самый великий урок и назидание в этом вознесении – предписание намаза. Между предписанием намаза и чудом вознесения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) существует тонкая и тесная связь, позволяющая нам назвать намаз духовным ми‘раджем. В то время как вознесение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) телом и душой было чудом, то поистине Аллах сделал для уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) духовный ми ‘ радж, который происходит в день пять раз. В намазе их души и сердца возносятся к их Господу, отстраняясь от их страстей и похоти и свидетельствуя могущество и величие Аллаха и Его Единственность. Это приводит к владычеству Ислама на земле, не путем притеснения и насилия, а путем добра, возвышенности, путем чистоты, путем намаза. Намаз – это не просто обряды и телодвижения, в которых нет смысла, поистине, это школа, воспитывающая верующих в лучших традициях добра, любви и достоинства. Молитва является величайшим деянием Ислама, кто будет бережно к ней относиться, тот осчастливит себя и многое приобретет, а кто будет относиться к ней равнодушно, тот станет несчастным, потерпит убыток. Аллах предписал ее своим рабам, чтобы она была связью между Аллахом и ними. И она служит напоминанием о Его величии, и является благодарностью за Его милость, и поэтому она является фундаментом успеха и счастья в этом мире и в Ахирате, поскольку Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Первое, за что будут отчитывать раба в Судный день – это молитва, и если она будет полноценной, полноценными будут и остальные его поступки, а если она будет испорченной, то будут испорченными и все его деяния». И неудивительно, что намаз есть основа всех поступков, поистине настойчивость в ее совершенном выполнении, проявляя страх и трепет перед Аллахом , укрепляет в душе чувство видения тебя Аллахом . А кто будет чувствовать Его присутствие, тот будет бояться Его и будет стремиться заслужить Его довольство, к примеру, будет правдив, когда будет говорить, выполнять обещанное, и будет возвращать доверенное, проявлять терпение в трудности и благодарить за милости. В Коране сказано, что человек, когда его постигает беда, становится нетерпеливым, беспокойным, когда ему достается добро – жадным, кроме того, кто совершает каждую молитву своевременно. Тот, кто будет знать о Его Всевидении и Всеслышании, воздержится от всего, что гневает Его: не совершит он прелюбодеяния, не будет ненавидеть, завидовать, попирать права людей, ущемлять их, не будет нарушать права своей семьи, соседей, близких и родственников, ибо сказано в Коране, что именно намаз удерживает человека от гнусного и недостойного, т.е. всего порицаемого. А кто не будет проявлять покорность в молитве и у кого не утвердится в душе знание о Всевидении и Всеслышании Аллаха, тот станет непокорным и будет справедливо наказан Аллахом, поскольку Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитва, которая не остерегает человека от мерзостей и порицаемого, только отдаляет от Аллаха». Милостью Аллаха также является то, что намаз совершается пять раз в сутки, наступление времени молитвы каждый раз напоминает верующему о его Господе. Перенесением Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в Иерусалим, Всевышний показал достоинство этого священного места. Перенесение (исра’) и вознесение (ми ‘ радж) были совершены телом и душой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , не во сне, а наяву. Из истории ми ‘ раджа можно извлечь много полезного и поучительного, и повторяя, пересказывая эту историю и размышляя о ней, мы можем получить что-то новое для себя, что укрепит в нашей душе иман и любовь к Исламу и Пророку.
Источник
Чудесное путешествие Пророкаﷺ
История Ислама полна таких событий, которые еще раз доказывают Всемогущество Единого Создателя, достоинство нашей религии и великие ценности Ислама. В частности, чудеса, которые произошли с Пророком Му х аммадом ﷺ, являются свидетельствами этому, назиданиями и уроками для нас.
Одним из самых знаменательных событий в жизни Пророка ﷺ является его ночное путешествие (Аль-Иср а `) и вознесение (Аль-Ми‘р а дж). Чудо перенесения и вознесения Пророка Мухаммада ﷺ является в Его жизни одним из самых великих чудес, которое даровал Ему Алл а h.
Аль-Иср а ` – это ночное путешествие, которое совершил Пророк Му х аммад, мир Ему. Он чудесным образом был перенесен из города Мекки в город Аль- К удс (Иерусалим). Об этом чуде сказано в Священном К ур` а не и достоверных Х ади с ах, поэтому мы обязательно должны верить в него. А также все мусульманские ученые единогласно подтверждают то, что это путешествие было совершено Посланником Алл а hа, мир Ему, наяву и телом, и душой, а не во сне. Также мусульманские ученые единогласно сказали, что тот, кто не верит в Аль-Иср а `, отрицает К ур` а н, а кто отрицает К ур` а н, тот отступает от веры.
Сказал Аллаh Всевышний (Сура 17 «Аль-Иср а `», Аят 1):
سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِنَ الْمَسْجِدِ الحَرَامِ إِلى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى
الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ ءَايَاتِنَا إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
Это означает: «Хвала Аллаhу, Который перенес Своего раба ночью из мечети Аль- Х ар а м в Отдаленную мечеть (Аль-А кса ), вокруг которой благословение, дабы показать Ему знамения. Поистине, Аллаh – Всеслышащий, Всевидящий».
В ночь путешествия и вознесения 27 числа месяца Раджаб Пророк Му х аммад, мир Ему, находился в Мекке в доме своей двоюродной сестры Умм hани, она также была сестрой имама ‘Алий ибн Аб у Та либа. Пророк Му х аммад, мир Ему, спал, и рядом с ним спали его дядя Х амзаh и двоюродный брат Джа’фар ибн Аб у Та либ. Тогда появился Ангел Джибр и ль: раскрылся потолок, но так, что не упал ни один камень, и не сыпались ни пыль, ни песок. Джибр и ль аккуратно разбудил Пророка Му х аммада, мир Ему, и они вместе пошли в мечеть Аль- Х ар а м.
Также в ту ночь Ангел Джибр и ль омыл его сердце благословенной водой Зам-зам. Анас ибн Малик передал от Абу З арра о том, что Пророк Му х аммад, мир Ему, говорил:
فُرِجَ سَقْفُ بَيْتِي وَأَنَا بِمَكّةَ فَنَزَلَ جِبْرِيلُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم فَفَرَجَ صَدْرِي ثُمَّ غَسَلَهُ مِنْ مَاءِ زَمْزَمَ ثُمَّ جَاءَ بِطَسْتٍ مِنْ ذَهَبٍ مُمْتَلِىءٍ حِكْمَةً وَإِيمَاناً فَأَفْرَغَهَا فِي صَدْرِي ثُمَّ أَطْبَقَهُ
Это означает: «Когда я был в Мекке, неожиданно раскрылся свод потолка, и спустился Архангел Джибр и ль, мир Ему. Он вскрыл мне грудь, промыл ее водой Зам-зам, затем Он принес золотой таз, наполненный мудростью и верой, влил содержимое в мою грудь и закрыл её». Передал этот Х ади с имам Муслим.
Передает имам Аль-Байhа к ый от Шаддада ибн А у са, что Пророка, мир Ему, спросили: «О, Посланник Алл а hа! Расскажи нам, как Ты совершил ночное путешествие». И Пророк Му х аммад, мир Ему, рассказал про это так:
صلَّيْتُ لأصحابي صلاةَ العَتَمَةِ بمكة مُعْتِمًا، وأتاني جبريلُ عليهِ السلامُ بدابّةٍ بيضاءَ فوقَ الحمارِ ودونَ البغلِ، فقال: اركبْ فاسْتَصْعَبَتْ عليَّ، فَدَارَها بِأُذُنِها ثم حَمَلني عليها، فانْطَلَقَتْ تهوي بنا يَقَعُ حافرُها حيثُ أدركَ طرفُها حتى بلغْنا أرضًا ذاتَ نَخْلٍ فأنزلني فقالَ: صَلّ. فصليتُ، ثم ركِبْنا فقالَ: أتدري أينَ صلَّيتَ؟ قلتُ: الله أعلمُ قالَ: صليتَ بيثربَ، صليتَ بطَيبةَ، فانطلقتْ تهوي بنا يقعُ حافرُها حيثُ أدركَ طَرْفها، ثم بلغنا أرضًا فقال: انزِلْ فنـزلتُ ثم قال: صلّ. فصليتُ ثم ركبنا فقالَ: أتدري أينَ صليتَ؟ صليتَ بطورِ سيناءَ حيثُ كلّمَ الله عزَّ وجلَّ موسى عليهِ السلامُ، ثم انطلقتْ تهوي بنا يقعُ حافرُها حيث أدركَ طرْفُها، ثم بلغْنَا أرضًا بدتْ لنا قُصورٌ، فقالَ: انزِلْ. فنـزلتُ فقالَ: صلّ. فصليتُ ثم ركِبنا قالَ: أتدري أينَ صليتَ. قلتُ: الله أعلمُ، قالَ: صليتَ ببيتِ لَحمٍ حيثُ ولدَ عيسى عليهِ السلامُ المسيحُ ابنُ مريَم، ثم انطلقَ بي حتى دَخَلْنا المدينة من بابِها اليمانيّ فأتى قِبْلَةَ المسجِدِ فرَبَطَ بِهِ دابّتَهُ ودخلْنا المسجدَ مِنْ بابٍ فيه تميلُ الشمسُ والقمرُ فصليتُ مِنَ المسجدِ حيثُ شاءَ الله
Это означает: «Ночью я выполнил Намаз вместе со своими сподвижниками в Мекке, затем пришел Архангел Джибр и ль, мир Ему. С ним было животное, которое отличалось от всех животных кем-либо описанных ранее. Оно было меньше мула, но выше осла. Архангел сказал: “Садись на него”. Но у меня это не получилось сразу, тогда Ангел Джибр и ль посадил меня на это животное, и мы отправились в путь. Животное так быстро двигалось, что за один его шаг он достигал места, куда падал его взор. Скоро мы достигли места, где растут пальмы. Там Архангел Джибр и ль, мир Ему, сказал: “Выполни Намаз”. Я выполнил Намаз, и мы отправились дальше. Ангел Джибр и ль спросил: «Знаешь ли Ты, где выполнил Намаз?». Я ответил: “Аллаh знает”. Тогда Архангел Джибр и ль, мир Ему, сказал: “Ты выполнил Намаз в городе Я с риб. Воистину, Ты выполнил Намаз в Т айбаh (то есть город Медина)”. И мы продолжили путь. Животное быстро передвигалось: за один его шаг он достигал места, куда падал его взор. Через какое-то время мы остановились в некой местности, Ангел Джибр и ль сказал: «Спустись», я спустился, затем он сказал: «Выполни Намаз», и я выполнил Намаз. После этого мы сели на животное и Архангел, мир Ему, спросил: «Знаешь ли Ты, где выполнил Намаз? Ты выполнил Намаз на горе « Ту р С и н а `» (Синай), именно в том месте, где Алл а h даровал Пророку М у с а (Моисею), мир Ему, слышать Вечную Речь Алл а hа[1]». Потом мы отправились дальше, животное так быстро двигалось, что за один его шаг он достигал места, куда падал его взор. Мы прибыли в такую местность, где увидели большие дворцы. Там Ангел Джибр и ль сказал: «Спустись», я спустился, затем он сказал: «Выполни Намаз», и я выполнил Намаз, Ангел Джибр и ль спросил: «Знаешь ли Ты, где выполнил Намаз?». Я ответил: “Аллаh знает”. Затем он сказал, что я выполнил Намаз в городе под названием «Байт Ля х м», это город, в котором родился Пророк ‘ И с а (Иисус) сын Марии, мир Ему.
Затем мы отправились дальше, пока не вошли в город Аль- К удс через южные ворота. И пошли в направлении мечети (Аль-А кса ). Около нее Джибр и ль привязал животное, и мы зашли в мечеть через двери, со стороны которой заходили солнце и луна. Внутри мечети я выполнял Намазы столько, сколько суждено мне Алл а hом».
Во время путешествия Аль-Иср а ` Аллаh даровал Пророку Му х аммаду, мир Ему, увидеть много чудес, которые являются для нас великим наставлением и уроком. Из них:
— Пророк, мир Ему, по пути к городу Иерусалиму увидел дунью (жизнь на этом свете) в образе глубоко пожилого человека;
— Он, мир Ему, видел Иблиса, одиноко стоявшего на дороге, зовущего и пытающегося повлиять на Пророка, мир Ему;
— Пророк, мир Ему, увидел могилу горничной дочери Фараона, и чувствовал приятный запах, исходящей из ее могилы;
— Он, мир Ему, увидел людей, сеющих семена в один день и собирающих урожай уже на следующий день. Ангел Джибр и ль, мир Ему, сказал Пророку, что это – аль-мудж а hид у на фи саб и лилл я h;
— Он, мир Ему, увидел людей, рты и губы которых разрезаются огненными ножницами. Ангел Джибр и ль, мир Ему, сказал Пророку, что эти люди – ху т аб а `уль-фитна – те, кто проповедуют зло и обман, призывают к заблуждению, лжи и предательству;
— Пророк, мир Ему, увидел большого быка, который выходит из ушка иглы, затем пытается вернуться обратно, но этого сделать не может. Ангел Джибр и ль сказал Пророку, мир Им, что это люди, которые злословят, принося вред людям, и потом не могут вернуть свои слова обратно;
— Он, мир Ему, увидел людей, которые ходят, как потерянные. У них были прикрыты лишь пах и ягодицы, а остальная часть тела — обнажена. Архангел Джибр и ль, мир Ему, сказал, что это люди, отказывавшиеся от выдачи Закята;
— Он, мир Ему, увидел людей, головы которых разламывались и опять собирались в целое. Это были люди, которые не выполняли Намаз;
— Он, мир Ему, увидел людей, которые бегали за тем, чтобы достать испорченное мясо, падаль. Архангел Джибр и ль, мир Ему, сказал, что это люди, которые оставляют « х ал я ль» и бегают за « х ар а мом», эти люди были прелюбодеями;
— Он, мир Ему, увидел людей, которые пили гной и отвратительные жидкости. Архангел Джибр и ль, мир Ему, сказал, что они наказаны таким образом за то, что употребляли спиртные напитки;
— Он, мир Ему, увидел людей с медными ногтями, которые расцарапывали себе грудь и лица. Архангел Джибр и ль, мир Ему, объяснил, что это люди, которые злословили.
Пусть упоминание этих чудес Пророка, мир Ему, станут поучением и предупреждением для всех нас.
После прибытия Джибр и ля с Пророком Му х аммадом, мир Ему, к мечети Аль-А кса для встречи с величайшим Посланником в ней были собраны все Пророки, мир Им. Джибр и ль, мир Ему, поставил Пророка Му х аммада, мир Ему, имамом для всех Пророков, мир Им, и Он выполнял Намаз во главе огромного коллектива. Затем Пророк, мир Ему, был вознесен на небеса.
Больше о чудесном вознесении Пророка Му х аммада, мир Ему, на небеса – Аль-Ми’р а дж, читайте в следующей статье.
Благодарим Создателя за то, что даровал нам быть в числе общины величайшего Посланника, наилучшего из всех созданных – Пророка Му х аммада, мир Ему. Просим Аллаhа даровать нам всегда и неуклонно следовать тому, к чему призывал нас наш Пророк, мир Ему,и даровать нам Его заступничество!
[1] – Алл а h снял барьер со слуха Пророка М у са, мир Ему, и Он слышал Его Речь, которая не подобна речи созданных, она ни буквы, ни звуки и никакой-либо язык. Речь Аллаhа вечная, она не начинается, не прекращается и не прерывается.
Источник