- Храм Артемиды Эфесской: интересные факты
- Храм Артемиды Эфесской: кто архитектор, история строительства
- Как выглядел храм Артемиды Эфесской
- Как Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе
- Храм Артемиды — одно из семи чудес света
- Храм Артемиды — одно из семи чудес света
- Строительство храма Артемиды
- Первое разрушение храма
- Краткое описание храма
- Артемисион охватывал огромное пространство
- Хранилище храма
- Второе разрушение
- Где находится храм Артемиды
Храм Артемиды Эфесской: интересные факты
Необычные и малоизвестные факты про древнее чудо света. Читайте их на Chydesa-Mira.Ru!
Говорят, Герострат сжег храм Артемиды в ночь, когда родился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.
Храм Артемиды в Эфесе находится в Турции, недалеко от города Сельчук на юге провинции Измир. Города Эфес, в котором он был построен сейчас не существует. Но несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек. Эфес тогда считался самым настоящим мегаполисом.
Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1500 лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.
Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».
Храм Артемиды Эфесской: кто архитектор, история строительства
Святилище строили 2 раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.
Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.
Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал архитектор Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.
Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.
Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.
Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. Чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.
Ещё одной проблемой, с которой столкнулись, строя храм Артемиды Эфесской, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве.
Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства. Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.
Установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как Херсифрон решил эту проблему, неизвестно. Но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.
Увы, архитектору не удалось увидеть храм Артемиды в Эфесе целиком – он умер задолго до окончания строительных работ Всего на сооружение грандиозной постройки было потрачено более 120 лет. Достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.
Архитектор Метаген
Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.
Как выглядел храм Артемиды Эфесской
Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.
Храм богини Артемиды в Эфесе считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.
В середине храма находилась пятнадцати метровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.
На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов. Поэтому археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).
Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром. Здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.
Как Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.
Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора. Но он почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.
Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей. Имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.
Также были давно разрушены Колосс Родосский и Висячие сады Семирамиды – другие чудеса древнего мира.
Храм был довольно быстро восстановлен – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал уже упоминавшийся Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.
Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.
Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов (интересно, что в последующие несколько столетий ни одному художнику не удалось столько выручить за одну картину).
Отреставрированный храм Артемиды Эфесской простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.
На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на 4 метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.
Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.
Источник
Храм Артемиды — одно из семи чудес света
Храм Артемиды в городе Эфес, Турция, был одним из семи чудес света. В этой статье вы найдёте фото и описание этого великолепного сооружения древности.
Несмотря на то что до наших дней от чуда света дошли лишь руины, туристы, путешествующие по Малой Азии, все равно посещают их. И это не удивительно, ведь бывший древний город Эфес, где находился храм – место, имеющее богатую историю и окружённое удивительными легендами.
Артемида, согласно верованиям древних греков, — богиня охоты, плодородия и семейных отношений, покровительница животных, а также олицетворение Луны.
Храм Артемиды — одно из семи чудес света
Строительство храма Артемиды
Самое первое святилище Артемиды в Эфесе существовало задолго до постройки знаменитого храма. Найденные археологами артефакты из этого храма относятся к VIII веку до нашей эры. Сейчас они хранятся в Британском музее. Однако этот храм разрушили кочевые племена киммерийцев.
Затем были другие храмы. Их строили из дерева, и они постоянно страдали от пожаров, землетрясений, древесных жучков и влажности. Поэтому было решено построить более надёжное святилище.
Новый храм был построен во время грандиозного расцвета Эфеса, между 550 и 460 годами до нашей эры. Этот храм значительно превосходил своими великолепием и величественностью все другие постройки того времени. И он был самым большим сооружением, возведённым из мрамора, на тот момент.
На заметку! Существует легенда, что мрамор для постройки храма был найден с помощью двух баранов. Они подрались, и один ударил рогами по скале, в результате чего открылся мраморный скол.
Строительство осуществлял знаменитый архитектор Херсифрон из Кносса. Он решил строить храм на болоте на окраине города. Такой необычный выбор объяснялся тем, что Эфес был местом частых землетрясений. А болото должно было смягчить подземные толчки и не дать храму разрушиться. Для закладки фундамента был вырыт котлован, который заполнили древесным углём и хлопком, для большей устойчивости сооружения.
Храм Артемиды или Артемисион строился в течение 120 лет. Естественно, за это время Херсифрон умер, и ему на смену пришёл сначала его сын, Метаген, а затем прославленные архитекторы, Деметрий и Пеонит. Каждый из них внёс в план свои изменения. Например, Метаген придумал, как сделать так, чтобы у храма были идеальные геометрические пропорции. На колонны он водрузил мешки с песком, а уже на них положил крышу. От тяжести крыши мешки лопались, песок высыпался, и крыша плавно вставала в пазы колонн.
Свой вклад в строительство внесли все малоазиатские государства. В итоге, храм получился настолько великолепным, что вызывал восхищение у всех, кто его видел.
Первое разрушение храма
Впервые непоправимый урон храму был нанесён юношей по имени Герострат. Он был глуп и труслив, завидовал своим друзьям, которые ходили в военные походы и зарабатывали себе славу в сражениях. Герострат тоже хотел прославиться на века и не нашёл ничего лучше, чем сжечь храм в 365 году до нашей эры. Огонь быстро охватил деревянные перекрытия и элементы внутреннего убранства и вскоре от величественного строения осталась лишь груда камней.
Жители Эфеса были в таком гневе, что не только казни поджигателя, но и решили навсегда забыть Герострата и отовсюду вычеркнуть его имя. Так и поступили. Но затем историк Феопомп извлёк имя поджигателя святилища из забвения, и оно дошло до нас.
На заметку! Интересный факт, что именно в ночь, когда был сожжён храм, на свет появился будущий хозяин великой империи, Александр Македонский.
Впервые к стенам Эфеса царь подошёл в самый разгар строительства нового храма. Эфесцы встретили его дружелюбно, и Александр внёс большое пожертвование на храм. Но при этом он попросил, чтобы его деяния были перечислены в храме на мраморной стеле. Допустить этого эфесцы не могли, ведь Александр даже не говорил по-гречески, а значит был для них варваром. Но обижать великого царя им тоже не хотелось. И вот какой выход они нашли.
Жрецы Эфеса провозгласили Александра богом. А потом отказали царю со словами, что нельзя одному богу строить храм другому. Однако царя всё-таки почтили. В Артемисионе повесили картину, на ней Александр был изображён в виде Зевса с мечом-молнией в руке. Картина была выполнена так искусно, что в любой точке храма казалось, что царь следит за тобой. А ещё создавалась иллюзия, что остриё меча торчит из картины.
Строительством нового храма руководил архитектор Хейрократ. Для восстановления культового сооружения он пользовался проектом предыдущих зодчих, но при этом внёс в него свои изменения, сделал храм выше.
Краткое описание храма
Артемисион охватывал огромное пространство
прямоугольник 110 на 55 метров. Окружали храм 127 восемнадцатиметровых колонн, стоявших в 9 рядов. Вход предваряли широкие ступени. Портик украшали красивые барельефы, а центральную часть храма опоясывали два ряда колонн с резными капителями.
Сооружение было создано из белоснежного мрамора, а в центре него находилась пятнадцатиметровая статуя богини Артемиды, выполненная из золота, слоновой кости и драгоценного дерева. Так как храм не дошёл до наших дней, долгое время никто не знал, как выглядела статуя. Но затем была найдена античная монета с её изображением, а после и мини-копия статуи.
Артемида одета в одежду с рисунками животных. Интересным является то, что у статуи несколько грудей. Правда есть версия, что это не груди, а тестикулы жрецов. По легенде, именно такую жертву они приносили богине, бросали к ногам статуи отрезанные половые органы.
После реконструкции храм стал местом собраний лучших умов того времени: ораторов, историков, жрецов и адвокатов.
Хранилище храма
Артемисион можно назвать величайшей сокровищницей и музеем античных мастеров. Ведь лучшие из них украсили его своими работами. Афинский скульптор Пракситель создал барельефы, мастер Скопас украсил колонны резьбой, художник Апеллес написал фрески и росписи.
Знатные гости из других государств приносили в дар храму красивые статуи, вазы и другие предметы искусства.
Но сокровищницей Артемисион являлся не только поэтому. Он был прообразом современных банков. И частные лица, и государства оставляли в храме на хранение свои деньги и драгоценности.
Одним из таких частных лиц был знаменитый полководец Ксенофонт. Перед отправлением в поход он оставил в храме свои деньги. До его возвращения жрецы могли распоряжаться ими по своему усмотрению, в случае же его гибели, деньги навсегда переходили Артемисиону. Но он вернулся с победой и в благодарность построил в Греции уменьшенную копию храма Артемиды.
Даже в более поздний период, когда Эфес стал римской провинцией, римляне чтили храм и называли его «сокровищницей Азии». Правда при них храм был не в честь богини Артемиды, а в честь римской богини охоты, Дианы.
Многие цари и государства оставляли в Артемисионе свои деньги, ведь несмотря на все войны, храм никто не рискнул разорить, а значит деньги в нём оставались в безопасности.
Справка! Во все времена храм Артемиды был защитой для всех, кто в нём укрывался, обеспечивая неприкосновенность даже преступникам и беглым рабам. Но для получения неприкосновенности человек должен был прийти в храм без оружия.
Второе разрушение
Артемисион был известен на весь мир. И в конце концов, эта известность сыграла с ним дурную шутку, сюда пришли племена готов. Римская империя на тот момент уже доживала последние дни, ни о какой защите границ не могло быть и речи. Готы напали на Эфес и разграбили храм.
Затем в Малой Азии распространилось христианство. Артемисион христианами воспринимался как языческое святилище, они относились к нему с пренебрежением. Византийские власти разрешали горожанам разрушать храм, забирая из него мраморные глыбы для строительства своих домов. Из обломков святилища была построена и византийская часовня, которая стоит и по сей день. Затем, когда в Стамбуле воздвигали Софийский Собор, из храма Артемиды взяли восемь колонн для его украшения.
Остатки бывшего великолепия поглотило болото, то самое, которое должно было защитить храм от землетрясений.
Кроме того, ранее процветающий Эфес потерял свой порт, он был занесён илом, когда обмелело море, и это событие стало концом города. В 1426 году, когда в город пришли турки, их глазам предстали лишь руины. Из них они построили новый город, Сельчук.
Долгое время после этого никто не знал, даже где находился Артемисион. Однако в 1863 году сотрудник Британского музея, Джон Тертл Вуд провёл исследование и нашёл его. В этом ему помогла надпись, найденная при раскопках эфесского античного театра. Она гласила, что Артемисион находится прямо на севере в направлении Священной дороги. Вуд откачал воду из болота и нашёл сначала фундамент более нового храма, а затем и остатки святилища, сожжённого Геростратом. Многие из его находок сейчас можно посмотреть в Британском музее и Стамбульском музее археологии.
Сейчас на месте храма стоит одинокая отреставрированная ионическая колонна. Правда она на 4 метра меньше, чем в древности.
Где находится храм Артемиды
Как уже упоминалось выше, храм находится на окраине города Сельчук, это в 20 километрах от курорта Кушадасы, на юге Измира.
Добраться сюда лучше всего на маршрутке-долмуше. Проезд стоит всего 5 лир. Нужно доехать до поворота с указателем «Эфес».
Посетителям. Вход на территорию древнего города бесплатный. Экскурсовод вам не понадобится, рядом с колонной есть табличка со всей информации. Осмотр самой достопримечательности не займёт и 20 минут. Но вы можете погулять рядом и осмотреть заодно отреставрированный Эфес. Можно увидеть Большой театр, дома знатных людей, библиотеку, базилику, рыночную площадь, библиотеку и римский театр.
Храм Артемиды, несомненно, стоит того, чтобы его посетить. Ведь увидеть хоть раз в жизни уцелевшие чудеса света должен каждый.
Источник