Дания перспективы развития страны

Экономика Дании: общий обзор. ВВП Дании. Курс датской кроны

Небольшая страна в Северной Европе является главным членом содружества. Королевство Дания включает в себя также две небольших территории — Фарерские острова и Гренландия. Экономика Дании — одна из самых высокоразвитых и стабильных в Европейском Союзе. Отличается сбалансированным государственным бюджетом и низким уровнем инфляции.

Общая информация

Дания — самая южная из скандинавских стран, на северо-востоке граничит со Швецией, на севере – с Норвегией, с южной стороны имеет общую границу с Германией. Страна омывается двумя морями — Балтийским и Северным. Располагается на полуострове Ютландия и включает в себя 409 островов, которые объединены в Датский архипелаг. Территория страны занимает площадь 43 094 кв. км, находится на 130 месте среди стран в мире по этому показателю. Дания — типичная морская страна, в ней нет ни одной точки, которая находилась бы от моря дальше, чем в 60 км. Единственная сухопутная граница с Германией имеет протяженность всего в 68 км.

Столица страны — Копенгаген, основана в 1167 году. В городе проживает 1,34 млн человек с учетом жителей пригородов. Есть еще несколько городов с населением около 100 тыс. человек — Орхус, Оденсе и Ольборг. Небольшая открытая экономика сильно зависит от внешней торговли, поэтому экономика Дании в значительной степени подвержена влиянию конъюнктуры на глобальных рынках. Природных ресурсов на территории государства практически нет. Есть месторождения торфа, глины и известняков. С 1970 года на шельфе Северного моря ведется добыча нефти и начато освоение месторождений природного газа.

Читайте также:  Страны с переходной экономикой это страны осуществляющие переход

Политическое устройство

Страна управляется на принципах конституционной монархии, главой государства является монарх (в настоящее время Королева Маргрете II), выполняющий в основном представительские функции. Королева представляет законодательную ветвь власти совместно с фолькетингом, однопалатным парламентом.

Датское государство, будучи когда-то родиной викингов, а затем большой североевропейской державой, сейчас превратилось в современную, процветающую небольшую страну, которая активно участвует в европейской политической и экономической кооперации. Является одним из основателей Североатлантического блока, в котором состоит с 1949 года. В этом же году вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития, ставшую впоследствии Европейским союзом. Хотя экономика Дании полностью интегрирована в европейскую, страна не вступила в валютный и экономический союз, имеет свои твердые позиции и по некоторым другим вопросам.

Население

В стране проживает примерно 5,69 миллионов человек по большей части скандинавского происхождения. Небольшими группами представлены инуиты (гренландские эскимосы), фарерцы, немцы, фризы. Иммигранты из различных стран Азии и Африки составляют примерно 6,2 % населения. Благодаря высокому уровню развития и стабильности датской экономики, продолжительность жизни довольно высокая: у мужчин — 78 лет, у женщин — 86 лет. В стране более 2 млн семей, 1 млн учащихся. Из 100 семей 55 имеют собственные дома.

Большинство граждан говорит на датском языке. Хотя на небольшой территории, находящейся на границе с Германией, дополнительным языком является немецкий. Значительная часть датчан хорошо знает английский язык, особенно жители крупных городов и молодежь. Наряду с хорошим уровнем образования знание языков делает трудовые ресурсы страны высоко конкурентоспособными в Европе.

По качеству жизни находится на среднем уровне среди западных европейских стран, с достаточно низким расслоением населения по размеру богатства. Многие эксперты называют Данию одной из самых дорогих стран Европы. Жизнь в ней обходится на 41% дороже, чем в среднем по ЕС. По размеру ВВП (57 070,3 долларов США) на душу населения находится на девятом месте в мире.

Обзор экономики

Современная рыночная экономика страны характеризуется развитой промышленностью, с ведущими глобальными корпорациями в отрасли фармацевтики, морских перевозок и возобновляемых источников энергии. Небольшое высокотехнологичное сельское хозяйство Дании обладает значительным экспортным потенциалом. Постиндустриальная экономика страны имеет доминирующую позицию по уровню вклада в ВВП в размере 71%, далее идет промышленность – 26%, сельское хозяйство — 3%. В сфере услуг занято 79% населения, промышленности – 17% и сельском хозяйстве – 4%.

Страна входит в ЕС, но не еврозону, и сохранила свою национальную валюту. Среднегодовой курс датской кроны по данным ЦБ России составил 9,9262 рублей за одну DKK. Правительство страны использует широкий спектр инструментов для либерализации торговли, стимулирования производства и особенно для справедливого распределения доходов. ВВП Дании в 2017 году достигло 314,27 млрд долларов США и заняло 36-е место в мировом списке.

Основные характеристики экономики

В последние годы экономика Дании растет относительно невысокими темпами. В 2015 году выросла на 1,6%, в 2016 — на 2%, в 2017 году — на 2,1%. Ожидается, что в 2018 году темпы роста несколько снизятся.

Страна отличается невысоким уровнем безработицы в 2017 году – 5,5% согласно данным национального обследования труда. В то же время ситуация на рынке труда была несколько напряженной. Работодатели столкнулись с некоторыми трудностями при поиске работников с необходимой квалификацией. Некоторые вакансии на предприятиях не были закрыты. Национальное правительство предлагает множество программ по повышению профессионального уровня безработных для работы в отраслях, требующих квалифицированных сотрудников.

Преимуществами страны также являются: низкая инфляция на уровне 2,4%, большой профицит платежного баланса, сильное и высокотехнологичное производство, запасы углеводородного сырья. Негативными факторами являются: большие налоги, снижающаяся конкурентоспособность из-за высоких зарплат и сильного курса датской кроны.

Финансовая система

Долгое время стране удалось поддерживать профицит государственного бюджета, в 2008 году, в связи с мировым финансовым кризисом, бюджетный баланс оказался в минусе. С 2014 года бюджет балансирует между профицитом и дефицитом. В 2017 году государственный бюджет был сформирован с профицитом в 1%. На последующие годы правительство планирует дефицит на уровне 0,7%.

Основной проблемой для страны остается необходимость увеличения государственных и муниципальных расходов на жилье в 2018 году. Принимаются меры по снижению государственного долга в 2018 году до уровня 35,6% от ВВП страны и в 2019 году до 34,8 % в 2019 году. Ответственность за это и монетарную политику несет Национальный банк Дании.

Промышленность

Основные промышленные мощности сосредоточены в западных регионах страны и на острове Фюн, около 60% продукции отрасли идет на экспорт. Около четверти объема продаж составляет машиностроительная продукция. Датские компании занимают ведущие позиции в мире во многих отраслях, в том числе в производстве ветрогенераторов, холодильного оборудования, аппаратуры для беспроводной телекоммуникации, слуховых аппаратов, электронной продукции и многих других.

Одной из ключевых отраслей страны долгое время являлось судостроение, однако ее доля на мировом рынке постепенно сокращается. В последние годы судостроительные предприятия работают в основном для местных судоходных компаний. Например, крупнейший в мире оператор контейнерных перевозок и третий в мире портовый оператор A.P. Moller-Maersk Group владеет верфью, на которой строит контейнеровозы. Именно на нем в 2006 году был построен самый большой в мире контейнеровоз Emma Mærsk.

Энергетика и нефтехимия

Страна является единственным членом ЕС, полностью обеспечивающим себя энергией. Дания лидирует в области использования возобновляемых источников энергии, в том числе био-, ветро- и солнечной. С 2011 года занимает первое место в мире по уровню дохода от использования возобновляемых источников энергии в ВВП страны.

С начала 70-х годов Дания занимается разработкой месторождений углеводородного сырья на шельфе Северного моря (всего 19 месторождений). Значительная часть добываемой нефти и газа используется внутри страны для производства энергии и различной продукции химической отрасли. Крупнейшие датские предприятия производят минеральные удобрения, химикаты, теплоизоляционные и жаропрочные материалы.

Сельское хозяйство и лесная промышленность

Наиболее часто продвигаемый визуальный образ страны, который активно поддерживается правительством, это экологическое сельскохозяйственное производство. Долгое время отрасль была драйвером экономики. В сельском хозяйстве Дании занято 120 000 человек (5% от трудоспособного населения). Высокотехнологичное и интенсивное сельхозпроизводство до сих пор дает до трети объема экспорта страны. Дания доминирует на мировом рынке бекона (70%), находится на втором месте по продаже мясных консервов (21%), четвертым по маслу (12%), занимает хорошие позиции на рынках сыра и рыбы. Одной из крупнейших компаний страны и мира является “Карлсберг брюггириерне ог Тюборг брюггириерне”, производящей знаменитые сорта пива.

Сейчас на долю лесной промышленности Дании приходится 10% от всех занятых в стране. Подавляющее число предприятий отрасли является, по сути, небольшими мастерскими с 5-10 работниками. Уже начиная с XVII века, крупнейшей статьей экспорта страны стала мебель. Основная часть древесины для отрасли импортируется из стран Балтии, Швеции, Финляндии, Польши.

Международная торговля – импорт

Правительство решительно поддерживает меры по дальнейшей либерализации внешней торговли. Дания долгое время имеет положительное сальдо платежного баланса, являясь нетто-экспортером продукции сельского хозяйства, нефти и газа. В то же время сильно зависит от импорта сырья и комплектующих для своего производственного сектора. Страна по объему внешнеторгового оборота на душу населения находится на первом месте в мире.

Дания поддерживает торговые отношения практически со всеми странами мира. Промышленность страны в значительной степени ориентирована на импортное сырье, поскольку своих природных ресурсов практически не имеет. Больше всего импортируется продукции из Германии, Швеции, Нидерландов и Китая. Основная закупаемая продукция — машины и оборудование, сырье и полуфабрикаты для промышленности, химикаты, потребительские товары. Из России в Данию завозится продукции на 2 948 тысяч долларов США в год по данным 2017 года. Основную часть составляют минеральные продукты — почти 80%, далее идут металлы (17,7%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (около 5%).

Международная торговля – экспорт

Экспорт товаров и услуг составляют примерно 50% объема ВВП. Ключевые экспортные позиции: ветровые турбины и ветрогенераторы, фармацевтическая продукция, машины и инструменты, мясо и мясопродукты, молочные продукты, рыба, мебель.

Основным торговым партнером является Европейский союз (главные партнеры в ЕС — Германия, Швеция и Великобритании), куда продается до 67% датских товаров. Следующим крупнейшим торговым партнером является США, на долю которого приходится около 5% от объема экспорта. В эту страну продается промышленное оборудование, продукция химической, мебельной, фармацевтической и пищевой промышленности. Объемы экспорта товаров из Дании в Россию незначительны, в 2017 году составил всего 925,5 млн долларов США. Основную часть составляют промышленная и химическая продукция, далее идут сельскохозяйственные товары.

Источник

Дания страна со смешанной экономикой

1. Дания – страна со смешанной экономикой (вступление)

1.1. Дания. Природные ресурсы. Политика

1.2. Экономический потенциал. Результаты экономического развития по 2004 году

1.3. Госбюджет (результаты эффективной финансовой и налоговой политики государства)

1.4. Ориентиры в экономической политике. Госкапитал и приватизация. Развитие предпринимательства

1.5. Государственная социальная политика. Трудовые ресурсы. Государственные проекты и инвестиции

3. Дания и Беларусь

4. Дания: проблемы и перспективы

5. Использованные источники

1. Дания – страна со смешанной экономикой (вступление)

В своем докладе я собираюсь дать характеристику экономической системе Дании и доказать, что Дания является страной со смешанной экономикой, где в функции государственного регулирования входит осуществление жесткой налоговой политики, управление эмиссией денег и ставками рефинансирования для осуществления эффективной социальной политики и стимулирования предпринимательства. А так же показать, что в стране имеется как государственный, так и частный капитал – предприятия государственной и негосударственной форм собственности, причем последние преобладают, в их отношении проводится политика стимуляции активности.

Кроме того, будут освещены внешнеэкономические и иные отношения Дании со странами Европы и Беларусью.

1.1. Дания. Природные ресурсы. Политика

Королевство Дания относится к числу малых европейских государств как по численности населения — 5,3 млн. чел., так и по размерам терри­тории — 43,1 тыс. кв. км. Средняя плотность насе­ления 122 чел. на 1 кв. км. Крупнейшие города – Копенгаген (столица), Орхус, Оденсе, Ольборг. В состав Дании входят на правах автономий острова Гренландия (2175 тыс. кв. км.) в Северной Атлантике и Фарерские острова (1400 кв. км.), расположенные к северу от Шотландии.

Дания ведет добычу нефти (запасов на 10 лет) и газа (запасов на 20 лет) на своей части шельфа Северного моря и является «нетто-экспортером» углеводородного сырья. Имеются также небольшие запасы бурых углей, торфа, калийных солей, высококачественных глин, мела и известняка, а также инертных материалов для строительной индустрии. Геологические исследования на Гренландии выявили крупные промышленные запасы урановых и цинковых руд, молибдена и тория, а также каменного угля. Данные последней геологической разведки показывают, что у берегов Гренландии больше нефти, чем во всем Северном море, а в самой Гренландии — богатейшие месторождения золота и алмазов.
Воды экономической зоны Дании, Гренландии и Фарерских островов богаты рыбными ресурсами.

Административно территория страны делится на 14 губерний (амтов) и 275 коммун. Подавляющее большинство населения – датчане (95%). 85% населения страны проживают в городах. Государственный язык – датский, близкий к норвежскому и шведскому языкам. Значительная часть населения владеет английским языком. Национальные праздники – 16 апр., День рождения Королевы Маргрете II, и 5 июня, День Конституции Денежная единица – датская крона (DKK), ее средний курс 10 DKK = 1,5823 USD, = 1,3398 Euro (25/11/2005).

Государственная религия – евангелическо-лютеранская (87%). Вместе с тем, отношение к религии не более чем дань традиции.

Дания – конституционная монархия. Глава государства – Королева Маргрете II. Однако фактически исполнительную власть в стране осуществляет Государственный совет и правительство. Королева лишь скрепляет своей подписью решение совета и принятые парламентом законы.

Высший законодательный орган – однопалатный парламент (фолькетинг) состоит из 179 парламентских мест, четыре из которых зарезервированы для представителей Фарерских островов (2) и Гренландии (2). Члены парламента избираются сроком на 4г. на основе всеобщего, прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы в парламент прошли в ноябре 2005г.

Правительство формируется по поручению Королевы лидером одной партии или представителем коалиции партий.

Положительные темпы роста ВВП Дании на­блюдаются с 1987г. По уровню конкурентоспособ­ности экономики она находится на четвертом ме­сте в мире, уступая только Финляндии, США и Швеции. Одним из наиболее значимых факторов достижения Данией такой высокой конкурентоспособности является умелое использование международного разделения труда.

Член ЕС с 1973г.

На прошедших 8 фев. 2005г. очередных парла­ментских выборах, партии сложившейся в 2001г. правительственной коалиции — «Венстре» и кон­серваторы — вместе с поддерживающей их «Дат­ской народной партией» получили 95 из 179 ман­датов и, таким образом, остаются у руля исполни­тельной власти на ближайшие 4г., что означает сохранение курса на следование «Лиссабонским стратегиям» (высокая конкурентоспособность; создание динамической экономики, основанной на знаниях; увеличение занятости; лучшие рабочие места и социальное единство; лучшая окружающая среда) при особом внимании социальным составляющим. Премьер-министром страны оста­ется Андерс Фог Расмуссен.

1.2. Экономический потенциал. Результаты экономического развития по 2004 году

Основой экономического потенциала Дании являются развитая промышленность и высокоэф­фективное сельское хозяйство. Дания наряду с эт­им является крупной рыболовной державой, а так­же располагает одним из самых больших в мире морских торговых флотов. По результатам 2004г. Дания стала крупнейшей судоходной державой в Европе. Датчане имеют разветвленную сеть транспортно-экспедиторских и торгово-промышлен­ных компаний по всему миру, что в значительной степени определяет успехи в продвижении датско­го экспорта.

Экономические результаты страны в 2004г. можно охарактеризовать как положительные. Экономическая и валютно-финансовая политика правительства получили высокую оценку КЕС и ОЭСР. По таким экономическим показателям, как положительное сальдо платежного и внешне­торгового баланса, управляемый госбюджет и сдерживание безработицы, КЕС называет Данию «самым образцовым членом Евросоюза». Эти ус­пехи особенно ощутимы ввиду сохраняющихся негативных внешних факторов, таких как: необы­чайно низкий курс доллара США по отношению к евро и датской кроне (снижение курса с 2002г. со­ставило 32%) и общая рецессия на основных рын­ках сбыта датской продукции в Западной Европе.

Датские специалисты подсчитали, что если бы курс доллара по отношению к датской кроне оста­вался на уровне 2000г., то число занятых в Дании в наст. вр. было бы на 60 тыс. чел. больше (это более треть от общего числа безработных в стране). Ин­фляция в 1,1% в 2004г. является самой низкой с 1958г. Объяснением этому послужило то, что об­щий уровень цен в Дании в 2004г. снизился на 0,5%, а без учета роста цен на энергоносители — на 0,9%, однако при этом стоимость услуг возросла почти на 3%, что вкупе привело к довольно низкой инфляции.

Экономический рост Дании в натуральном выражении, в % Физический рост

Производство. 2,9. 1,2. 2,1. 2,4

Промышленный экспорт. 2,6. 4,2. 6,2. 5,7

Инвестиции в производство. 2.

Производительность. 3,4. 3,3. 2,3. 2,3

По всем основным экономическим показате­лям в 2004г. в Дании отмечен умеренный рост, за исключением частного потребления и брутто-инвестиций, по которым рост составил соответ­ственно 4,1 и 4,5%.

Экономические показатели Дании, млрд. долл.

Частное потребл. …….87,3.………77,6………75,9. ……84……… 102,2 ..…….117

Обществ. потребл. …. 44,9.………40,3..…….41,2 .…….45,2..………57,8.……. 64,2

Брутто инвестиции..…. 35,8. ……35 ………34,2 .…….36,9..………45,4.……. 52,2

Частн. инвестиции. …. 25,4. ……..25 ..………25 .……..27,2..………34,4.……. 39,2

Инвест, в жилье. …7,4. ……. 7,4..………6,3. …….7,4. ……. 9,8. ……. 11,4

Платежный баланс. …2,9. ……..2,5. ……..4,1. …. 3,6. …….4,4. ……. 7,2

Госбюджет, выполн. +58,3. …+53,5. +52,4 . …+54,5. …..+66,6. …+75,3

Сальдо……………. -57. …-49,7. …. -49,7. …..-52,9. ….-64,6. …. -73,5

Внутр. госдолг. …. 92,9. …. 77,2..……..73,4 ……..79.3. …….92,4 ..……. 101

Внешний госдолг. 12,9.……10,53..…. …..…10,6. …….13. ……. 14

Источник: минфин Дании, 2004 г

1.3. Госбюджет (результаты эффективной финансовой и налоговой политики государства)

В результате жесткой финансовой политики, проводимой правительством Дании в последние годы, бюджет исполняется с профицитом, сокра­щается внутренний и внешний госдолг. Безработица в 2004г. составила 6,2% от всего трудоспособного населения (значительно ниже средней цифры ЕС). 60% расходов государственного бюджета идет на со­циальные цели.

Изменения в доход­ной и расходной частях государственного бю­джета отражают как общее состояние экономики по сравнению с предшествующим периодом, так и основные ориентиры государственной политики во всех важнейших сферах жизни датского обще­ства.

В целом правительство Дании с 2002г. проводит линию на жесткую экономию с тем, чтобы снизить налоговое бремя. Такая политика в 2004г. привела к скромному, но, тем не менее, положительному результату — налоговое бремя снизилось с 49,3 до 48,9%.

Потребительские цены в Дании по данным минфина снизились в 2004г. на 0,5% (за 2003г. — возросли на 2,4%), а без учета роста цен на энерго­носители — на 0,9%. При этом рост цен на услуги составил 3%. Все это привело к довольно низкому уровню инфляции в Дании в 1,1% (в 2003г.-2,1%), т. е. самому низкому уровню с 1958г.

Основными факторами сокращения инфляции в 2004г. стали: ситуация в мировой и европейской экономике (низкий курс доллара США по отно­шению к евро и датской кроне), растущий «деше­вый» импорт из стран Юго-восточной Азии, некоторое ослабле­ние налогового бремени и иные меры правитель­ства Дании. В текущем 2005г., как ожидает прави­тельство и ряд ведущих датских банков (Nordea), рост инфляции составит 2,1%.

Валютные резервы Дании на 31 дек. 2003г. со­ставили 217,6 млрд. кр. или (по текущему курсу USD/DKK 5,4676) 39,79 млрд. долл. (на 31.12.2,1 млрд. кр., а на 31.12.2,9 млрд. кр.).

Структура валютных резервов на конец года, в млрд. дат. кр.

Золотой запас. 4,567. 4,682. 4,976. 5,194. 5.3

Иностранные активы. 116,1. 135,7. 183,3. 213,7. …208,1

Иностранные пассивы. -3,14. -3,75. -3,32..…..-2,97. …. .-3 1

Требования к МВФ. 4,78. 8,31. 8,89. …..5,9

Валютные резервы, всего. 122,3. 9. …224,1..….217,6

Данные пассива баланса Датского национального банка.

Дания в значительной степени интегрирована в мировую экономику. Доля экспорта составляет 42,2% ВВП. 80% внешнеторгового оборота прихо­дится на европейские страны, в т. ч. на скандинав­ские — 20%.

1.4. Ориентиры в экономической политике. Госкапитал и приватизация. Развитие предпринимательства

Дания традиционно привержена идеям свобод­ного рынка и на практике последовательно высту­пает за либерализацию международной торговли, в первую очередь, в рамках Европы. Оптимальной формой экономического сотрудничества в Евро­пейском Союзе и с третьими странами, по мнению датских официальных лиц, является открытость рынков, снятие всякого рода протекционистских барьеров и ограничений во взаимной торговле. Да­ния намерена и в дальнейшем следовать этой линии и продолжить работу по либерализации торговли как в рамках существующих соглашений ЕС, так и вне них. В то же время, Дания строит свою торговую политику с третьими странами, в т. ч. с Россией, ис­ходя из обязательств, связанных с ее членством в ЕС. В Дании во внутреннее законодательство ин­корпорировано 99% директив КЕС, в т. ч. и по во­просам регулирования внешней торговли.

Прогнозы на 2005г. Большинство оценок и прогнозов экономического роста в мире по 2005г., в т. ч. в среднем по ЕС и зоне евро были в конце 2004г. несколько скорректированы в сторону уме­ньшения. В дек. 2004г. ЕЦБ снизил оценки эконо­мического роста в Еврозоне в 2005г. до 1,9-2,9%. Вслед за вялым развитием экономической ситуа­ции в Западной Европе в целом, прогнозы роста ВВП в Дании в 2005г. были уменьшены специали­стами Danske Bank до 2,5%; банка Nordea — до 2,3%; правительством Дании — до 2,4%.

Специалисты МВФ, в своем докладе IMF Glo­bal Economic Outlook, предвещая в 2005г. общеми­ровое снижение темпов роста производства и ус­луг до 4,3% (в 2004г. — 5%), считают, что в Дании рост ВВП сохранится на уровне 2004г., т. е. 2,5%. По последним прогнозам датских экспертов в 2005г. в Дании ожидается рост частного потребле­ния на уровне 2004г., т. е. 4,1%, рост экспорта на 3,1%, импорта — на 5,4%. Инфляция в 2005г. ожи­дается в 1,5%.

Присутствие госкапитала в активе крупнейших датских компаний положительно влияет на успешное претворение в жизнь решений, принимаемых на правительственном уровне. Датское государство владеет акциями 20 компаний, в 10 из которых ему принадлежит контрольный пакет.

Однако в настоящее время правительство Дании готовится к частичной либо полной приватизациии целого ряда компа­ний, принадлежащих государству. Целью про­граммы приватизации является получение допол­нительных средств — до 20 млрд. кр. (более 3,3 млрд. долл.) — для значительного усиления госу­дарственной поддержки научных исследований как фундаментального, так и прикладного харак­тера (значения).

Датское правительство активно поддерживало идею диверсификации деятельности нефтегазового концерна Dong за счет внедрения на рынок электроэнергетики, т. к. это значительно повысило бы капитализацию Dong, принято реше­ние продать 49% (из 100%) акций в частные руки.

Готовится приватизация 25% акций Почты Да­нии (Post Danmark A/S). Среди наиболее вероят­ных кандидатов на приобретение данного пакета акций — Deutsche Post и голландская TPG. В дан­ном случае целью правительства является не столько получение свободных средств (выручка может составить 250 млн. долл.), сколько привязка почтовой службы к мощному стратегическому партнеру.

Наряду с Датской почтой и телеканалом TV2, обсуждается приватизация (в 25% акций) Датских государственных железных дорог — компании, владеющей сетью железных дорог и поезда­ми/электричками, имеющей 8 тыс. служащих при годовом обороте в 8,5 млрд. дат. кр. (1,2 млрд. долл.), а также датской части акций скандинавской авиакомпании SAS.

Правительство стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства. Его льготы, га­рантии делаются для МСП с объемом оборота до 15 млн. дат. кр. (выплата НДС с рассрочкой в 40, а не 25 дней, облегченные административные вы­платы при открытии нового предприятия, некото­рые льготные платежи при «смене поколений ру­ководителей»). Важным шагом правительства Дании в целях стимулирования экономического развития и преодоления спада стало снижение с 6.12.2002г. центральной ставки рефинансирования на 0,5% до 2,95%, вслед за аналогичным шагом ЕЦБ в начале дек. 2002г. – до 2,75%. В июне 2003г. центральная ставка рефинансирования была снижена до 2%.

В Д. 97% от общего количества компаний являются малыми и средними предприятиями, на которых работают 3/4 всех занятых в частном секторе. Поскольку важность создания соответствующих условий для участия МСП в межд. разделении труда очевидна, то одной из основных целей межд. сотрудничества является ликвидация барьеров во внешнеэконом. деятельности таких предприятий. Гос. политика стран региона в области регулирования деловой активности МСП должна создавать все необходимые условия для свободного сотрудничества и свободного принятия решений по использованию рыночных механизмов. Такие условия включают в себя свободный доступ к технологиям и венчурному капиталу. Таким образом, важное значение приобретает развитие европейского рынка венчурного капитала.

Выделение финансовых ресурсов на уровне международных организаций, ЕС и из националь­ных бюджетов стран-участниц (в т. ч. Дании) на отдельные проекты и программы помощи, в част­ности, странам ЦВЕ (Датско-белорусское и датско-российское сотруд­ничество в обл. охраны окружающей среды, ТА-СИС, ЮНИДО и др.) является важной составляю­щей государственного регулирования экономики Дании.

1.5. Государственная социальная политика. Трудовые ресурсы. Государственные проекты и инвестиции

Дания — страна с высокоразвитой экономикой. По производству ВВП на душу населения — 31,2 тыс. долл. — Дания, по данным World Bank Atlas 2004, входит в пятерку самых развитых стран мира.

После двух лет растущей безработицы, прави­тельство Дании 16 апр. 2004г. выступило с важней­шей финансово-политической инициативой за последние десять лет. Ее целью являлось создание в общей сложности 44 тыс. новых рабочих мест до конца 2005г. Среди намеченных мер — серьезное ослабление налогов, начавшееся уже с 1 июня 2004г. Было отложено (на 2006г.) начало обязательных выплат датчанами 1% зарплаты в допол­нительные пенсионные накопления (SP-fonden).

Только за счет этих мер, датская среднестати­стическая семья с общим годовым доходом в 520 тыс. кр. (брутто) получила на потребительские рас­ходы дополнительно 11,2 тыс. кр. (1,8 тыс. долл.) уже в 2004г. Таким образом правительство Дании надеялось за счет роста потребления вызвать ожи­вление в экономике страны и, только благодаря этому, сокращение числа безработных уже в 2004г. на 5,5 тыс. чел., а в 2005г. — еще на 5 тыс. чел.

Правительственное предложение не ограничи­лось только вышеуказанными мерами. Уже в 2004г. было начато выполнение проектов в со­циальной сфере и в обл. здравоохранения, запла­нированных на 2006 и последующие годы. На эти цели было выделено 570 млн. кр. Вместо 2006-07гг., уже в 2004г. были начаты инвестиции в ка­питальное строительство на 1,3 млрд. кр., в основ­ном в строительство жилья в аренду для молодых семей. В 2004г., также ранее запланированных сроков, был начат ряд проектов в расширение и улучшение автомобильных и железных дорог, строительство лабораторий и клиник, повышение эффективности канализационных сетей, повыше­ние пожаробезопасности музеев.

Неправительственные, общественные, благотворительные организации играют важную роль в социально-политической жизни страны. Это определяется датскими традициями, социальной направленностью самого «государства всеобщего благосостояния». В Д. существует несколько крупных, связанных с благотворительностью, неправит. организаций, опирающихся на массовое членство и весьма солидную финансовую базу. К их числу относятся «Датский Красный Крест», «Датская церковная помощь», «Каритас Денмарк» и «Кеар Денмарк». Спектр решаемых ими на межд. арене задач очень широк: оказание гум. помощи в районах стихийных бедствий и военных конфликтов, предотвращение стихийных бедствий, эконом. поддержка и тех. помощь сельскому хозяйству, направление мед. персонала в районы эпидемий и подготовка иностранных кадров, экспертная помощь тем странам, где сложилась неблагополучная ситуация в сфере экологии, прием и устройство беженцев, проведение операций по разминированию.

Внутри страны основное внимание эти органы уделяют наиболее уязвимым группам населения – престарелым, инвалидам, психически больным людям, бездомным, уличным детям, лицам с алкоголической зависимостью и т. д. С этой целью организуются службы по посещению на дому, ночлежки, столовые, пункты медобслуживания.

Гражданам новых стран ЕС, желающим иммигрировать в Данию, (кроме Кипра и Мальты) в течение 2 лет придется пережить переходные условия (могут быть продлены до 7 лет). До получения вида на жительство в датской иммиграционной службе приступать к работе нельзя. Чтобы оно оказалось на руках, требуется предъявить конкретное предложение о трудоустройстве либо заключенный с работодателем трудовой договор. Разрешение распространяется только на ту конкретную работу, на которую оно выдано. При смене места необходимо обратиться за новым видом на жительство. По истечении срока занятости оно аннулируется. Вид на жительство каждый раз выдается на срок не более года. Иммигранта вправе сопровождать члены семьи, если он располагает местом для проживания, соответствующим общим датским стандартам.
С 1 июля 2002 года в Дании действуют особые правила, распространяющиеся на сферы занятости, где ощущается нехватка рабочей силы (в некоторых секторах технических отраслей, естественных наук и технологических знаний, в области здравоохранения — врачи, инженеры, специалисты в области ИТ, сборщики-консультанты, спортивные тренеры и спортсмены, музыканты, артисты). Это означает, что иностранцы, желающие трудоустроиться в строго определенных сферах, разрешение на работу могут получить незамедлительно, а вид на жительство — на целых 3 года с возможностью ходатайства о разрешении на постоянное проживание через 7 лет. Им нужно отправить заявление в ближайшее посольство Дании, в службу иммиграции или местное отделение полиции этой страны.

Правительство начало финансирование целого ряда проектов, направленных на активизацию предпринимательства среди молодежи, а также профессиональную подготовку и переподготовку лиц в возрасте до 25 лет, нигде не работающих и получающих финансовую помощь государства. Таких лиц в стране 12 тыс. чел., в основном это иммигранты во втором поколении. Данная ини­циатива правительства действительно привела к оживлению экономики и получила высокую оцен­ку ОЭСР. ВВП Дании в 2004г. возрос на 2,5% (в 2003г. — 0,38%) и составил 1459,2 млрд. дат. кр. (243,5 млрд. долл.).

Экономический рост Дании и c прогнозным на 2005г., в %

ВВП. 1.. 0,38. 2,5. 2,5

Частное потребление. 0,8. 2,4. 2,2. 4,1. 2,2

Инвестиции. 5. 2,7. 4,5. 6,3

Экспорт. 3,7. 2,8. 3,8. 3,8. 3,6

Импорт. 4,3. 3,2. 4,3. 8,1.

Инфляция . 2,4. 2,4. 2,1. 1,1. 2,1

Источник: минюст Дании, 2004г.

Государством рассматривается вопрос создания фонда поддержки научных исследований из прибылей государства от добычи нефти и газа в датском секторе Северного моря. Наполнение «Фонда Северного моря для развития высоких технологий» будет осуществляться в 2005-12гг. по 2 млрд. кр. в год, т. е. до 16 млрд. кр. На поддержку научно-исследовательских работ государство сможет расходовать дополнительно 800 млн. кр. в год.

Развитие транспортной сети. Нынешнее пра­вительство уже выделило на развитие автотранс­портных артерий по всей территории Дании 7 млрд. дат. кр. по плану, рассчитанному до 2012г. (что на 2 млрд. дат. кр. больше суммы, выделяв­шейся прежним правительством на 9 лет). Ожида­ется, что всего на план по транспорту будет выде­лено 15-18 млрд. дат. кр. Предполагаются дополни­тельные расходы на развитие инфраструктуры (энергетических объектов, водоснабжения, теле­коммуникаций, жилья для престарелых), а также на уже действующие проекты, в т. ч. по переправе через пролив Фемерн между Данией и Германи­ей (приблизительная стоимость — 30 млрд. дат. кр., кроме того в 10 млрд. дат. кр. обойдется строитель­ство и оборудование наземных вспомогательных сооружений и прилегающих транспортных сетей — всего 6,7 млрд. долл.). Строительство предполага­ется за счет частных инвестиций. КЕС заявила о готовности поддержать проект, выделив не менее 20% от суммы общих расходов.

Разрабатываются проекты по усовершенствованию сетки метро в Копенгагене общей стоимостью в 12,9 млрд. кр (12 лет на реализацию).

Дания является членом ООН, НАТО, ЕС, ВТО, ОЭСР, ОБСЕ, СГБМ и ряда других международных организаций. На позицию Дании по отношению к европейскому интеграционному процессу влияние оказывает ее членство в таких организациях, как ЕС (Европейский Союз), Совет Европы, ОБСЕ (Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе), ВТО (Всемирная Торговая Организация), ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), ЕАСТ (Европейская Ассоциация свободной торговли), СГБМ (Совет государств Балтийского моря), Северный Совет и Совет министров северных стран, Совет Баренцева и Евроарктического региона, а также в других институтах, занимающихся вопросами торгово-экономического регулирования и определяющих роль Дании в международном разделении труда и интеграции на европейском континенте.

Законодательство Дании соответствует нормам ЕС, в т. ч. по вопросам доступа на внутренний рынок и условий предпринимательства. Во внутреннее законодательство Дании инкорпорировано 97% директив КЕС по внутреннему рынку, что касается в первую очередь вопросов правил торговли, в т. ч. внешней и внутренней, регулирования и защиты внутреннего рынка (в Италии, Франции, Бельгии, Германии, Австрии – 90-92%) и всего 99% директив КЕС. В целом законодательство не делает значительных различий между датскими и иностранными компаниями.

Весьма важны высказывания премьер-министра и министра иностранных дел о том, что Дании требуется более тесная интеграция с ЕС и что правительство будет бороться за отмену таких оговорок членства страны в Евросоюзе, как отказ от участия в создании совместных вооруженных сил и отказ от сотрудничества по некоторым правовым вопросам (частично). Правительство может взять реванш и по вопросу участия в евро.

Расстановка сил в мировой экономике, а также обострение экономического соперничества явно подсказывают, что «да» на референдуме 28 сентября 2000г. (евро) было бы более разумным и сказалось бы положительно на экономическом будущем Дании. Экономические условия «выживания» объективно становятся более жесткими, и усиление европейской интеграции, в т. ч. валютной, весьма необходимо. Так или иначе, правильность решения на референдуме оспаривается. Скорее всего, Дании придется прикладывать больше усилий для поддержания собственной валюты, помимо помощи со стороны ЕЦБ.

Остается открытым и вопрос о Европейской конституции (этот вопрос решаться будет, скорее всего, еще долго из-за своего фундаментального значения для Европы).

3. Дания и Беларусь

С 2004 года проводится совместная деятельность по содействию осуществлению и взаимной защите инвестиций в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Дания о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, подписанного в г. Минске 31 марта 2004 года. Соглашение предусматривает создание эффективной правовой основы инвестиционной деятельности, благоприятных условий для инвестиций в обоих государствах, а также для сотрудничества между инвесторами обоих государств в целях продуктивного использования ресурсов. Соглашение закрепляет государственные гарантии, предоставляемые инвесторам, действующим на территории другого государства. В частности, в Соглашении определены порядок и условия проведения национализации, экспроприации. Предусмотрены компенсация, которая должна соответствовать рыночной стоимости и рассчитываться в свободно конвертируемой валюте, а также возможность рассмотрения дела пострадавшего инвестора, оценки его инвестиций и выплаты компенсации судебными или другими компетентными и независимыми органами.

С датской стороной обсуждаются вопросы, связанные с перспективами развития двустороннего сотрудничества и отношений Беларуси с Евросоюзом.
Беларусь и Дания приложат максимум усилий для активизации двустороннего
торгово-экономического сотрудничества
. Договоренность об этом достигнута по итогам состоявшихся переговоров в Минске заместителя министра иностранных дел нашей страны Александра Михневича с Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Дания в Республике Беларусь (по совместительству) Ларса Виссинга (г.). Стороны признали, что состояние белорусско-датских торговых отношений не соответствует потенциалу двух стран. Было принято решение провести работу по расширению номенклатуры взаимной торговли. По словам заместителя министра, значительные перспективы взаимодействия Беларуси и Дании существуют в сфере медицины, науки и техники, легкой промышленности и энергосберегающих технологий.
В последние годы наметилась тенденция активизации белорусско-датского сотрудничества в торгово-экономической сфере. В 2003 году произошел скачок в развитии внешнеторговых отношений Дании и Беларуси: экспорт в Данию увеличился в 4 раза, на 25,4% увеличился импорт и впервые сложилось положительное сальдо в размере 65,4$; в 2,5 раза увеличился общий товарооборот, составив 146,2$. В настоящее время внешнеторговые отношения набирают оборот по интенсивности, стоимостный объем растет, положительное сальдо увеличивается.

Основу белорусского экспорта в 2003 году составляли нефтепродукты (69,1%), приборы и устройства, применяемые в медицине, мебель и прочие ее части, костюмы спортивные текстильные, лесоматериалы продольно-распиленные, нити комплексные синтетические.

Уменьшение (сохранение – импорт) % датского импорта/экспорта в 2004 году при увеличении его стоимостного объема, очевидно, свидетельствует об общем увеличении интенсивности международной торговли Беларуси со странами Европы и мира в 2004 году.

Внешняя торговля Дании и Беларуси

(млн. $ // % от совокупного экспорта/импорта, кроме стран СНГ)

Источник

Оцените статью