Данные бюджета страны определить состояние бюджета

Раздел 3. Роль государства в экономике

Тема 2. Государственное регулирование экономики

Практическая работа 1

Целью данного практикума является закрепление вопросов формирования бюджетного дефицита (профицита), определение влияния государственного долга на экономику, усвоение теории А. Лаффера.

Задачами практикума являются:

  • во-первых, усвоение формулы расчета бюджетного дефицита (профицита);
  • во-вторых, выявление взаимосвязи бюджетного дефицита и государственного долга;
  • в-третьих, усвоение формул расчета налоговых мультипликаторов;
  • в-четвертых, выявление влияния государственного долга на показатели экономического развития.

Оглавление

Задачи на определение бюджетного дефицита (профицита)

Задача 1

Постановка задачи: Государственные расходы на экономику составляют 5000 ден. ед., налоги поступили в размере 7000 ден. ед. Трансферты населению составляют 1100 ден. ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Государственный бюджет – это свод доходов и расходов в экономике. Основу доходов составляют налоги (7000), расходы включают государственные расходы на экономику, трансферты, выплату процентов по государственному долгу (5000 + 1100 + 0,1 * 9000 = 7000). Состояние бюджета характеризует сальдо (разница между доходами и расходами). В данном случае расходы равны доходам.

Ответ: бюджет сбалансирован.

Задача 2

Постановка задачи: В 2006 году в стране Х собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета.

Читайте также:  Страны экспортеры подсолнечное масло

Технология решения задачи: Сначала определяются доходы бюджета: 35 + 12 + 20 = 67 млн у. е. Затем подсчитываются расходы бюджета: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 млн у. е. Доходы больше расходов на 67 – 65,7 = 1,3 млн у. е.

Ответ: существует бюджетный профицит в размере 1,3 млн у. е.

Задача 3

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 500 у. е., налоги составляют 0,4 Y, трансферты – 0,2Y. Государственный долг страны 1000 у. е., ставка процента по государственному долгу 10 % годовых. Определите сальдо бюджета, если в стране создан ВНП в размере 2000 у. е.

Технология решения задачи: сначала определяются поступления в бюджет, в данном случае высчитываются налоги: 0,4 * 2000 = 800 у. е. Затем рассчитываются расходы бюджета:

500 + 0,2 * 2000 + 0,1 * 1000 = 1000 у. е. Расходы превышают доходы, следовательно, создается бюджетный дефицит в размере 800 – 1000 = 200 у. е.

Ответ: бюджетный дефицит в размере 200 у. е.

Задача 4

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 7000 у. е., налоги составляют 0,6Y, трансферты – 0,25Y. Государственный долг страны 10 000 у. е., ставка процента по государственному долгу 15 % годовых. Определите структурный и циклический дефицит, если в стране создан ВНП в размере 20 000 у. е., потенциальный ВНП составляет 25 000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется фактический дефицит:

Структурный дефицит определяется по формуле

, где T* – налоги в условиях полной занятости ресурсов, Tr* – трансферты в условиях полной занятости. Подставив значения, получаем:

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным бюджетным дефицитом: 2000 – 250 = 1750 у. е.

Ответ: структурный равен 250 у. е., циклический – 1750 у. е.

Задачи на взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга

Задача 5

Постановка задачи: Государственный долг страны на начало года составлял 2000 у. е., ставка уплачиваемого процента по гос. долгу составляет 8 % годовых. Расходы государства на ВНП за текущий год равнялись 1500 ден. ед., трансферты – 20 % ВНП. Доходы государственного бюджета равны 40 % ВНП. Определите бремя долга на конец года, если созданный в стране ВНП составляет 5000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется государственный долг на конец года. Для этого государственный долг на начало года складывается с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит составил: 0,4 * 5000 – (1500 + 0,2 * 5000 + 0,08 * 2000) = 2000 – 2660 = –660 у. е.

Следовательно, государственный долг возрастет на 660 у. е. и составит 2660 у. е.

Затем определяется бремя долга – отношение долга к ВНП.

Бремя долга = 2660: 5000 *100 % = 53,2 %.

Задача 6

Постановка задачи: Функция налогов имеет вид: Т = 300 + 0,1Y, трансферты населению , государственные закупки составляют 400. Потенциальный объем производства Y* = 3000 у. е. Что произойдет с государственным долгом, если фактический объем национального производства соответствует потенциальному?

Технология решения задачи: Чтобы ответить на вопрос, надо определить состояние государственного бюджета, для чего надо сосчитать доходы и расходы бюджета. Доходы в данном случае равны налоговым поступлениям: Т = 300 + 0,1 * 3000 = 600 у. е. Расходы включают государственные закупки и трансферты:

400 + 400 – 0,2 * (3000 – 3000) = 800 у. е. Таким образом, расходы больше доходов, т. е. существует бюджетный дефицит в размере 200 у. е. На эту сумму увеличится государственный долг.

Ответ: государственный долг вырастет на 200 у. е.

Задачи на расчет налоговых мультипликаторов

Задача 7

Постановка задачи: Потребление определяется формулой С = 0,75у v + 400. Каким будет налоговый мультипликатор?

Технология решения задачи: Мультипликатор определяется по формуле: Предельная склонность к потреблению: (1 – Предельная склонность к потреблению). При этом мультипликатор имеет знак минус. Подставив значения, получим:

Задача 8

Постановка задачи: Потребление задано функцией С = 0,75 Y v + 300, государственные расходы 200 у. е., налоги равны 0,4 Y, инвестиции равны 600. Определите национальный доход, потребление и налоговые платежи. Подсчитайте налоговый мультипликатор.

Технология решения задачи: Определим национальный доход: ;

0,55 Y = 1100, отсюда Y = 2000,

потребление С = 0,75 (2000 – 0,4 * 2000) + 300 = 1200;

налоги равны 0,4 * 2000 = 800. Чтобы определить налоговый мультипликатор, надо учесть пропорциональное налогообложение:

. Подставим значения в формулу

mналог = 0,75: [(1 – 0,75)* (1 – 0,4)] = 0,75: 0,15 = –5.

Ответ: Y = 2000, C = 1200, T = 800, mналог = –5.

Задача 9

Постановка задачи: На основе данных таблицы определите, какое налогообложение в данном случае действует (пропорциональное, прогрессивное, регрессивное). Вычислите налоговый мультипликатор, если потребляется 80 % дохода.

Источник

Задача №42. Определение состояния государственного бюджета

Определите состояние государственного бюджета страны, если известно, что в стране расходы

на оборону составили 280 млн. дол.,

на здравоохранение – 40 млн. дол.,

на содержание государственного аппарата – 75 млн. дол.,

на образование – 35 млн. дол.,

на науку – 20 млн. дол.,

на выплату социальных пособий – 400 млн. руб.,

на выплату процентов по государственным облигациям – 140 млн. дол.,

на охрану окружающей среды – 45 млн. дол.,

прибыль государственных предприятий составила 22 млн. дол.,

налоги с продаж – 170 млн. дол.,

личный подоходный налог – 390 млн. дол.,

налог на прибыль фирм – 85 млн. дол.,

акцизы – 32 млн. дол.,

таможенные пошлины – 15 млн. дол.,

взносы на социальное обеспечение – 305 млн. дол.

Решение:

Сальдо бюджета = доходы – расходы =

= (прибыль государственных предприятий + налоги с продаж + личный подоходный налог + налог на прибыль фирм + акцизы + таможенные пошлины и взносы на социальное обеспечение) –

– (расходы на оборону + расходы на здравоохранение + расходы на содержание государственного аппарата + расходы на образование + расходы на науку + расходы на выплату социальных пособий + проценты по государственным облигациям + расходы на охрану окружающей среды) =

= (22 + 170 + 390 + 85 + 32 + 15 + 305) –

– (280 + 40 + 75 + 35 + 20 + 400 + 140 + 45) =

= 1019 – 1035 = – 16 млн. руб.

Так как расходы превышают доходы (сальдо бюджета отрицательное), имеет место дефицит государственного бюджета.

Источник

Данные бюджета страны определить состояние бюджета

17 августа 2018

Федеральный бюджет — это план государства по доходам и расходам. Он обсуждается и принимается ежегодно в четвертом квартале. Слово “бюджет” постоянно на слуху, но в том, что собой представляет этот бюджет, сейчас разбираются по большей части только финансисты и экономисты. А между тем, обычным гражданам, возможно, тоже было бы полезно в нем ориентироваться, чтобы получать информацию о том, что их интересует.

  • Минфин России получает почти половину (40%) федерального бюджета. Почему так происходит?
  • В этом году было создано Министерство просвещения. Сколько средств на него будет выделено в бюджете?
  • Как распределяется финансирование образования, здравоохранения, национальной обороны и других функций государства?
  • Как узнать, какие университеты получили субсидии от Министерства образования и науки РФ?

Чтобы узнать ответы на эти и многие другие вопросы, достаточно разобраться в том, как устроен федеральный бюджет. Трудность в том, что это очень большая и сложная система. Но есть и хорошая новость: данные федерального бюджета регулярно публикуются в открытом доступе в структурированном виде, так что все желающие могут их использовать. Конечно, какую-то информацию о бюджете можно получать из СМИ. Но СМИ тоже не всегда хорошо разбираются в этой системе. Кроме того, они могут представлять неполную картину. СМИ любят писать о его основных показателях, таких как сумма прогнозируемых доходов и расходов, сумма дефицита или профицита, но тому, как изменяется бюджет в течение года или размеру финансирования отдельных министерств или мероприятий, уделяется меньше внимания.

В этом материале мы попытаемся в общих чертах рассказать об устройстве этой системы.

Прогнозируемые доходы и расходы федерального бюджета на 2018 год, утвержденного 5 декабря, составляли 15,26 трлн. рублей и 16,53 трлн. рублей соответственно, а поправки, внесенные Президентом РФ в июле, увеличивают сумму доходов на 1,8 трлн. руб., а расходов — на 61,9 млрд. руб.

Помимо поправок, публикуемых в виде федеральных законов, каждые 2 недели Минфин России на своем сайте в формате Excel публикует обновленную сводную бюджетную роспись (СБР), содержащую актуальную информацию о планируемых расходах федерального бюджета. В сводной бюджетной росписи каждый желающий может найти интересующие его данные по нескольким измерениям: по распорядителям бюджета (федеральным госорганам и организациям, которые распределяют деньги между подведомственными организациями или выдают субсидии), по функциональной структуре расходов (на что будут потрачены бюджетные средства) и по видам расходов (каким способом будут осуществляться расходы).

Что мы можем узнать о расходах бюджета из СБР, опубликованной Минфином России в начале августа? Общая сумма планируемых расходов в 2018 году, согласно СБР, составляет 14,08 трлн. руб., а все данные представлены в виде иерархии. Например, общая сумма расходов на Федеральное агентство научных организаций, составляющая 108 млрд. руб., ниже раскрывается по функциональной классификации расходов. Иерархическая структура, в которой публикуются федеральные и региональные бюджеты, не позволяет аналитикам или программистам делать статистические подсчеты без предварительных преобразований. По этой причине данные из официального файла были преобразованы в линейную структуру.

Кто распоряжается федеральным бюджетом? (ГРБС)

Распоряжаться деньгами из бюджета могут 95 организаций, называемых главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). То есть они имеют право тратить выделенные на них средства, например, на зарплату своим сотрудникам, или передать их другим организациям. К ГРБС относятся федеральные госорганы (министерства, агентства, службы), госкорпорации “Росатом” и “Роскосмос” и несколько федеральных учреждений (например, Государственный Эрмитаж, Большой театр России, Российская академия наук, МГУ и СПбГУ).

ТОП-25 ГРБС по суммам расходов представлен на графике. Можно заметить, что расходы Минфина России (5,55 трлн руб.) составляют 39,5% всех расходов федерального бюджета. Это связано с тем, что 75,1% полученного финансирования Минфин России потратит не сам, а перечислит в региональные бюджеты как межбюджетный трансферт, а еще 14,9% потратит на обслуживание государственного долга.

Среди ГРБС, являющихся госкорпорациями или учреждениями, суммы распределились следующим образом: Роскосмос — 175,1 млрд руб., Росатом — 68,9 млрд руб., РФФИ — 21,1 млрд руб., МГУ — 16,0 млрд руб., НИЦ “Курчатовский институт” — 14,8 млрд руб., РАНХиГС — 9,6 млрд руб., СПбГУ — 9,4 млрд руб., Большой театр — 4,7 млрд руб., РАН — 4,33 млрд руб., Государственный Эрмитаж — 2,8 млрд руб., Госфильмофонд России — 0,85 млрд руб. и Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова — 0,25 млрд руб.

Что финансируется из бюджета?

Анализ госорганов и организаций, получающих финансирование, — это только одно из измерений, по которым можно анализировать бюджет. Другими измерениями являются разделы, подразделы, программы и подпрограммы, которые показывают, на что именно пойдут средства.

Например, разделы и подразделы позволяют понять, какие функции и подфункции государства будут выполнены за счет указанных средств. Распределение средств федерального бюджета по разделам представлено на графике. На социальную политику выделяется 33% всех средств бюджета, 16% — на национальную экономику, по 9% — на национальную безопасность и правоохранительную деятельность и общегосударственные вопросы.

Каждый из разделов состоит из нескольких подразделов, например, раздел “Социальная политика” включает в себя пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения, охрану семьи и детства и другие вопросы национальной политики.

При этом те же самые функции (разделы и подразделы) встречаются и в региональных бюджетах. Например, если вас интересуют федеральные расходы на высшее образование, то вам нужно найти соответствующие раздел (“Образование”) и подраздел (“Высшее образование”) в федеральном бюджете, а если региональные расходы — то в бюджете региона.

Помимо разделов и подразделов в федеральном бюджете выделяются целевые статьи расходов, содержащие информацию о государственных программах, подпрограммах и непрограммных расходах.

Госпрограмма — это документ стратегического планирования, содержащий информацию о комплексе планируемых мероприятий, задачах, сроках, исполнителях и ресурсах. Подробное определение можно прочитать на сайте госпрограмм, но информацию о них на нем изучать не стоит, так как выборочная проверка данных показала, что информация на нем не актуальна. Для изучения исполнителей, показателей и сроков по интересующей вас программе лучше воспользоваться сайтом Правительства России, а информацию о планируемых расходах по госпрограммам можно найти в федеральном бюджете. Примеры госпрограмм: “Доступная среда”, “Развитие здравоохранения”, “Развитие науки и технологий”. Примеры непрограммных расходов (статей) — “Обеспечение функционирования Президента РФ и его администрации”, “Государственная корреспонденция”.

Один и тот же раздел может встречаться в нескольких госпрограммах, точно также одна и та же программа может включать в себя расходы из нескольких разделов. Например, госпрограмма “Развитие физической культуры и спорта” включает в себя расходы по нескольким функциям государства (разделам): образование, общегосударственные вопросы, СМИ, физическая культура и спорт.

В федеральном бюджете на 2018 год больше всего расходов запланировано на “Развитие пенсионной системы” (25,2%), “Реализацию функций иных федеральных органов гос. власти” (14,3%), Госпрограмму “Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков” (11,6%) и Госпрограмму “Социальная поддержка граждан” (10,9%). При этом по данным бюджета за один год нельзя делать выводы о том, какая госпрограмма больше финансируется, так как почти все госпрограммы являются многолетними. Например, расходы Госпрограммы “Развитие науки и технологий на 2013 — 2020 годы” в этом году составят 188 млрд руб., но общий объем финансирования госпрограммы за 8 лет превысит 1 трлн руб.

Каждая программа состоит из нескольких подпрограмм.

Каким способом будет потрачен федеральный бюджет?

Ответить на вопрос “как будут потрачены средства” могут виды расходов. Всего в федеральном бюджете их 8. Например:

  • 37,1% — это межбюджетные трансферты, то есть те средства, которые будут переданы в другие бюджеты (в основном, региональные). Они публикуются на портале Электронного бюджета;
  • 17,3% — расходы на выплаты персоналу, которые в федеральном бюджете не детализированы, но могут включать в себя как расходы на персонал федеральных госорганов, так и учреждений;
  • 10,1% — закупки товаров, работ и услуг, основная часть которых попадает под 44-ФЗ и 223-ФЗ и публикуется на сайте ЕИС “Госзакупки” и на сайте проекта “Госзатраты”;
  • 8,68% — предоставление субсидий учреждениям (например, университетам) и некоммерческим организациям. Все федеральные субсидии в виде машиночитаемого реестра публикуются на портале Электронного бюджета;
  • 7,06% — социальное обеспечение и иные выплаты населению.

Комбинация измерений, например, разделов и видов расходов, позволяет узнать, что большая часть перечислений в другие бюджеты (межбюджетных трансфертов) идет на социальную политику, а больше половины всех расходов на выплаты персоналу идут на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Все статистические данные и примеры рассчитаны на основе сводной бюджетной росписи, актуальной на 1 августа 2018 года и опубликованной Минфином России. Статья не претендует на то, чтобы быть учебником по государственным финансам и точно воспроизводить и объяснять всю терминологию и бюджетную классификацию (для этого нужен отдельный курс или цикл статей), но, на наш взгляд, может быть отправной точкой для погружения в тему госфинансов и использования открытых данных.

Источник

Оцените статью