Совокупный дефицит бюджетов стран еврозоны приблизится к 1 трлн евро в 2020 году
Москва. 19 октября. INTERFAX.RU — Совокупный дефицит бюджетов 19 стран еврозоны приблизится к 1 трлн евро в 2020 году в связи с крупными расходами государств на преодоление кризиса, вызванного пандемией COVID-19, пишет газета Financial Times.
Подсчеты газеты, основанные на проектах бюджетов государств еврозоны, которые были опубликованы на сайте Еврокомиссии, показывают, что совокупный дефицит в текущем году составит 976 млрд евро, или 8,9% ВВП.
Этот показатель будет почти в 10 раз выше, чем годом ранее, и в 10 раз выше прогноза Еврокомиссии на 2020 год.
Исходя из бюджетных планов, в 2021 году совокупный дефицит снизится и составит чуть менее 700 млрд евро, или 6% ВВП.
По данным Европейского центрального банка (ЕЦБ), предыдущий пик дефицита бюджетов стран еврозоны — 6,6% ВВП — был зафиксирован в 2010 году. Возросшие в результате этого государственные заимствования заложили почву для долгового кризиса в еврозоне.
В настоящее время сигналов о том, что инвесторы обеспокоены крупными государственными расходами или высокой долговой нагрузкой стран еврозоны, нет. Стоимость заимствования даже для таких стран, как Италия и Греция, на прошлой неделе упала до рекордно низкого уровня в связи с реализуемой ЕЦБ программой выкупа гособлигаций.
«Очевидно, что как фискальная, так и монетарная поддержка должны сохраняться максимально долго, — заявила председатель ЕЦБ Кристин Лагард в ходе международного банковского семинара в воскресенье. — Иначе мы рискуем ограничить восстановление рынка труда, потерять жизнеспособный бизнес и усилить неравенство в обществе».
Спокойное отношение к росту бюджетных дефицитов также было продемонстрировано на ежегодных встречах Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ), прошедших на прошлой неделе.
«Сначала стоит беспокоиться о том, как победить в войне, а уже после этого думаете, как оплатить эти расходы», — заявила главный экономист группы ВБ Кармен Рейнхарт.
Источник
Евросоюз превысил предельно допустимый дефицит бюджета из-за борьбы с пандемией
БРЮССЕЛЬ, 20 мая. /ТАСС/. Все страны ЕС, кроме Болгарии, уже превысили предельно допустимый в Евросоюзе бюджетный дефицит в 3% ВВП из-за национальных мер по борьбе с пандемией. Об этом заявил в среду замглавы Еврокомиссии (ЕК) Валдис Домбровскис на видео-брифинге в Брюсселе.
«Во всех странах ЕС, кроме Болгарии, бюджетные критерии Пакта стабильности и роста уже не выполняются», — заявил он. Базовый экономический документ ЕС — Пакт стабильности и роста устанавливает предельный уровень бюджетного дефицита в странах ЕС в 3% ВВП, государственного долга — в 60% ВВП.
Домбровскис отметил, что «в нормальных условиях Еврокомиссия должна была бы запустить процедуры устранения нарушений [против всех стран ЕС]». «Однако мы не будем этого делать до стабилизации ситуации», — подчеркнул он. В то же время он подтвердил, что Пакт стабильности и роста не упразднен, и его требования вновь должны будут соблюдаться после стабилизации ситуации.
Впрочем, в сфере ограничений государственного долга практически все страны Евросоюза давно и системно находятся за пределами отметки в 60% ВВП, многие южные страны сообщества, включая Италию и Грецию, превышают этот показатель более чем вдвое. Госзадолженность европейских стран резко выросла в ходе кризиса суверенной задолженности зоны евро в 2010-2014 годах, который стал прямым следствием мирового финансового кризиса 2008 года. Выправить ситуацию за последовавшие пять относительно благополучных лет государства Евросоюза не смогли.
В конце марта Еврокомиссия объявила о приостановке применения Пакта стабильности и роста, а также утвердила упрощенные правила утверждения программ государственной помощи бизнесу правительствами стран ЕС. Таким образом, Брюссель разрешил странам-членам брать новые займы без внешних ограничений и использовать их для краткосрочного стимулирования своей экономики, в то же время повышая риски дефолта национальных экономик под тяжестью долгов в долгосрочной перспективе.
Домбровскис не смог ответить на вопрос, как долго в ЕС продлится льготное состояние неприменения ограничений Пакта стабильности и роста. «Приостановка действия Пакта стабильности и роста предусмотрена в условиях острого экономического кризиса, охватившего весь Евросоюз в целом. Мы пока не можем сказать, как долго это состояние будет продолжаться. Мы будем тщательно оценивать состояние экономики, очевидно, Пакт вновь вступит в силу, когда кризисное состояние экономики сменится на нормальное», — заявил он.
Источник
Долговая зона: чем может угрожать экономике Европы рекордный рост дефицита бюджета
В 2019 году дефицит бюджета еврозоны вырос впервые за последние девять лет и достиг 0,6% ВВП региона. Об этом свидетельствуют данные Евростата, опубликованные в среду, 22 апреля.
Отметим, что после окончания мирового финансового кризиса отрицательная разница между доходами и расходами европейской казны непрерывно снижалась. Так, с 2010 по 2018 годы показатель сократился с 6,3% до 0,5% — минимального уровня за всё время наблюдений.
Одной из главных причин увеличения бюджетного дефицита еврозоны в 2019 году стала необходимость покрыть экономические потери от спада промышленности и торговых войн США. Такую точку зрения в беседе с RT выразил эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
«Европейцы оказались главными пострадавшими от торговых войн, о чём свидетельствовал обвал промышленного производства в регионе по итогам года. Огромную долю в ВВП Европы играет экспорт, а экономика региона имеет открытый характер. Из-за этого влияние неопределённости по брекситу, а также тарифов США против европейских товаров и замедления КНР оказалось чувствительным. На этом фоне в 2019 году убытки европейской промышленности могли составить около $31 млрд», — отметил эксперт.
Как ожидается, в 2020 году европейский бюджет может оказаться под ещё более серьёзным давлением на фоне пандемии коронавируса. По оценке Международного валютного фонда (МВФ), в результате введения карантинных мер, падения уровня торговли и транспортных перевозок по итогам года экономика еврозоны может сократиться более чем на 7%. Одновременно дефицит европейской казны может вырасти более чем в 12 раз и достигнуть 7,5% ВВП. Значение рискует стать самым высоким с 1995 года.
Как отмечают специалисты МВФ, с наиболее серьёзным уровнем дефицита могут столкнуться Испания (9,5% ВВП) Франция (9,2% ВВП) и Италия (8,3% ВВП). При этом в крупнейшей экономике региона — Германии — расходы бюджета могут превысить доходы на сумму, эквивалентную 5,5% ВВП.
Как рассказал RT заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов, разрастание бюджетного дефицита может привести к резкому увеличению госдолга еврозоны. Согласно данным Евростата, в 2019 году долговая нагрузка правительств региона сократилась с 85,8% до 84,1% ВВП. Впрочем, по оценке МВФ, в 2020-м значение может увеличиться до 97,4%.
Примечательно, что на фоне распространения коронавируса в марте Совет Евросоюза по экономике и финансам впервые приостановил действие Пакта стабильности и роста — основного документа еврозоны. Он был подписан ещё в 1997 году и предполагал ряд финансовых ограничений для участников объединения. В частности, дефицит бюджета членов еврозоны не должен был превышать 3% ВВП, а уровень госдолга — 60% ВВП.
«Раньше ни одна страна еврозоны не имела права превысить бюджет при его согласовании более чем на 3% ВВП. В 2019 году исключениями стали Франция (3%) и Румыния (4,3%). Отменой Пакта Совет по экономике и финансам ЕС решил смягчить бюджетную политику. Таким образом, государства сейчас могут брать кредиты для предоставления помощи бизнесу и населению, превышая бюджет», — объяснил Александр Абрамов.
Отсрочка потерь
По словам экспертов, поддержка экономики за счёт наращивания госдолга позволит смягчить последствия коронавируса для стран еврозоны. Между тем рост долговой нагрузки может затруднить выход региона из кризиса после прохождения пандемии. Об этом в беседе с RT рассказал старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
«Во-первых, обслуживание госдолга требует дополнительных бюджетных средств. В будущем из-за высокой долговой нагрузки правительствам придётся ограничивать расходы. Чаще всего это происходит за счёт заработных плат госслужащих, пенсий и других социальных выплат. После завершения пандемии нужно будет стимулировать спрос населения на товары и услуги, но из-за долговых обязательств правительствам будет труднее этого добиться», — пояснил эксперт.
Согласно оценке Геннадия Николаева, в наиболее трудном финансовом положении рискуют оказаться страны Восточной и Южной Европы. Как объяснил эксперт, во многом эти государства живут за счёт дотаций от более крупных экономик региона, таких как Германия и Франция. Вместе с тем в 2020 году объёмы денежной поддержки могут заметно сократиться.
«Сегодня экономические локомотивы ЕС — это Франция и Германия. Остальные страны постоянно пытаются выбить финансовую помощь из общего бюджета, невзирая на то что их участие в нём минимально. Сейчас расходы этих государств в значительной степени финансируются Берлином и Парижем, но уже понятно, что немцы и французы будут в первую очередь решать свои финансовые проблемы, из-за чего будут меньше тратить «на благотворительность», — пояснил Николаев.
Отметим, что в конце марта в качестве одной из экстренных мер помощи экономике Европейский центробанк (ЕЦБ) объявил о программе покупки облигаций на сумму €750 млрд. ЕЦБ включил печатный станок и на выпущенные деньги стал скупать государственные долговые бумаги стран еврозоны. Так регулятор вливает в финансовую систему дополнительные денежные средства.
По словам Геннадия Николаева, действия ЕЦБ должны поддержать финансовую стабильность в период неопределённости, но при этом рискуют обернуться ослаблением евро в долгосрочной перспективе.
Источник
Бюджеты стран мира на 2019 год
В связи с необходимостью большего экономического развития и жесткой конкуренцией в мире многие страны увеличивают расходные части своих бюджетов, создавая тем самым бюджетный дефицит. Рассмотрим подробнее рейтинг по уровням бюджета.
Также отметим, что:
- Самую верхнюю строчку рейтинга занимают Соединенные Штаты Америки, государственный бюджет которых составляет примерно 3,422 триллиона долларов (дефицитный). При этом оборонная его часть на текущий календарный год была увеличена до 716 миллиардов долларов (это 16 процентов от общего госбюджета), что почти в 16 раз превышает аналогичную расходную часть в составе госбюджета Российской Федерации. Отметим также, что госдолг США уже практически перевалил за 22 трлн. долларов — http://fincan.ru/articles/13_gosdolg-ssha-v-realynom-vremeni/. Постоянное возрастание обронбюджета штатов не способствует уменьшению госдолга, а только больше разгоняет его. По оценкам экспертов ближайшие 10 лет госдолг будет нарастать еще большими темпами, при этом дефицит госбюджета будет расти.
- Вторую строчку рейтинга занимает Китайская Народная Республика, госбюджет которой составляет почти 2,95 триллиона долларов. При этом его военная часть составляет примерно около 230 млрд. долларов. При этом правительство Китая неоднократно указывало на негативное отношение к принимаемому на 2019 год оборонбюджету США, так как среди статей его расходов упоминаются действия, направленные против КНР.
- Российская Федерация в этом рейтинге находится всего лишь на 15 месте (с бюджетом 0,304 трлн. долларов).
График:
Таблица. Бюджеты стран мира на 2019 год:
Позиция в рейтинге | Государство | Размер бюджета, трлн. долларов |
1 | США | 3,422 |
2 | Китай | 2,948 |
3 | Германия | 1,334 |
4 | Франция | 1,252 |
5 | Великобритания | 1,066 |
6 | Япония | 0,933 |
7 | Италия | 0,845 |
8 | Бразилия | 0,616 |
9 | Канада | 0,55 |
10 | Австралия | 0,445 |
11 | Испания | 0,428 |
12 | Южная Корея | 0,420 |
13 | Индия | 0,364 |
14 | Нидерланды | 0,335 |
15 | Россия | 0,304 |
16 | Мексика | 0,291 |
17 | Турция | 0,275 |
18 | Саудовская Аравия | 0,255 |
19 | Швеция | 0,249 |
20 | Бельгия | 0,248 |
21 | Аргентина | 0,224 |
22 | Норвегия | 0,214 |
23 | Швейцария | 0,198 |
24 | Австрия | 0,174 |
25 | Индонезия | 0,173 |
26 | Дания | 0,172 |
27 | Израиль | 0,137 |
28 | Финляндия | 0,131 |
29 | ОАЭ | 0,123 |
30 | Польша | 0,095 |
31 | Тайланд | 0,093 |
32 | Южная Африка | 0,093 |
33 | Тайвань | 0,093 |
34 | Греция | 0,092 |
35 | Португалия | 0,09 |
36 | Колумбия | 0,085 |
37 | Чехия | 0,085 |
38 | Филипины | 0,084 |
39 | Ирландия | 0,083 |
40 | Малайзия | 0,080 |
41 | Ирак | 0,078 |
42 | Иран | 0,077 |
43 | Чили | 0,073 |
44 | Кувейт | 0,066 |
45 | Румыния | 0,064 |
46 | Вьетнам | 0,064 |
47 | Гонконг | 0,060 |
48 | Новая Зеландия | 0,059 |
49 | Венгрия | 0,057 |
50 | Сингапур | 0,053 |
51 | Катар | 0,053 |
52 | Алжир | 0,052 |
53 | Нигерия | 0,052 |
54 | Перу | 0,051 |
55 | Бангладеш | 0,049 |
56 | Пакистан | 0,046 |
57 | Украина | 0,039 |
58 | Египет | 0,037 |
59 | Ливия | 0,037 |
60 | Казахстан | 0,036 |
61 | Словакия | 0,036 |
62 | Марокко | 0,036 |
63 | Оман | 0,034 |
64 | Эквадор | 0,032 |
65 | Ангола | 0,028 |
66 | Люксембург | 0,027 |
67 | Беларусь | 0,027 |
68 | Узбекистан | 0,026 |
69 | Хорватия | 0,023 |
70 | Кения | 0,023 |
71 | Уругвай | 0,02 |
72 | Болгария | 0,02 |
73 | Словения | 0,02 |
74 | Судан | 0,018 |
75 | Шри Ланка | 0,016 |
76 | Сербия | 0,016 |
77 | Литва | 0,016 |
78 | Азербайджан | 0,015 |
79 | Боливия | 0,015 |
80 | Исландия | 0,014 |
81 | Латвия | 0,014 |
82 | Танзания | 0,013 |
83 | Тунис | 0,013 |
84 | Эстония | 0,012 |
85 | Кипр | 0,011 |
86 | Парагвай | 0,011 |
87 | Туркменистан | 0,01 |
88 | Непал | 0,01 |
89 | Йемен | 0,01 |
90 | Афганистан | 0,01 |
91 | Камбоджия | 0,009 |
92 | Грузия | 0,009 |
93 | Сенегал | 0,009 |
94 | Намибия | 0,009 |
95 | Уганда | 0,009 |
96 | Мальта | 0,008 |
97 | Зимбабве | 0,008 |
98 | Албания | 0,008 |
99 | Монголия | 0,008 |
100 | Армения | 0,008 |
Топ-10. Военные бюджеты стран мира на 2019 год:
Позиция в рейтинге | Государство | Размер оборонного бюджета, млрд. долларов |
1 | США | 716 |
2 | Китай | 230 |
3 | Индия | 62 |
4 | Великобритания | 58 |
5 | Саудовская Аравия | 56 |
6 | Франция | 53 |
7 | Россия | 46 |
8 | Япония | 45 |
9 | Германия | 44 |
10 | Южная Корея | 39 |
График:
Данные представлены на основе открытых источников: министерства финансов соответствующих стран, официальные государственные СМИ.
Источник