Дефицит бюджета развитых стран

Содержание
  1. Бюджетный дефицит: что это такое?
  2. Причины возникновения дефицита бюджета
  3. Виды дефицита бюджета
  4. Что такое дефицит государственного бюджета и как он влияет на нашу жизнь
  5. Что такое бюджетный дефицит и как он отражается на нашей жизни
  6. Каковы основные элементы государственного бюджета
  7. Функции государственного бюджета
  8. Доходы и расходы бюджета
  9. Сбалансированность бюджета – принципы и способы достижения
  10. Дефицит государственного бюджета это хорошо или плохо?
  11. Есть ли плюсы в дефиците?
  12. В чём минусы дефицита?
  13. Классификация бюджетного дефицита
  14. Причины образования дефицита государственного бюджета
  15. Причина кризисов
  16. Как всё это отражается на бюджете?
  17. Австрийская точка зрения
  18. Меры по управлению бюджетным дефицитом
  19. Источники финансирования дефицита бюджета
  20. Внешние источники
  21. Внутренние источники
  22. Финансирование бюджетного дефицита
  23. Сущность кредитов
  24. Роль Центрального банка
  25. Как пополняется дефицит российского бюджета?
  26. Бюджет России на 2018 год в цифрах

Бюджетный дефицит: что это такое?

Бюджетный дефицит (или дефицит бюджета) – это ситуация, когда в бюджете расходы превышают доходы, что ведет к отрицательному сальдо бюджета. Данное понятие может относиться к разным уровням бюджета: семейного, компании, государственного. В идеальном случае бюджет сбалансирован, однако в связи с экономическими, политическими, природными и прочими причинами доходы могут не покрывать расходы. Если говорить о государстве, то дефицит бюджета, как правило, говорит о недостаточно устойчивой хозяйственной и финансовой деятельности государства.

Бывает так, что доходы превышают расходы. В таком случае можно говорить, что бюджет профицитный.

Существует такое понятие, как кассовые разрывы, – ситуация, когда доходы бюджета и его расходы имеют разрыв во времени, что ведет к нехватке средств в течение какого-то времени. Однако не стоит путать данное понятие с бюджетным дефицитом. Также дефицит бюджета может иметь плановый характер.это означает, что при принятии бюджета уже закладываются максимально допустимые параметры дефицита.

Читайте также:  Задачи гражданского права зарубежных стран

В случае принятия решения о бюджетном дефиците, должны быть предусмотрены источники финансирования. Бюджетный дефицит можно профинансировать за счет внутренних или внешних источников.

К первым относятся:

  • Кредиты, в т.ч. предоставленные кредитными организациями;
  • Доходы, поступающие от размещения ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;
  • Доходы от участия в капитале, имеющегося в собственности;
  • Разница курса;
  • Доходы от реализации запасов драгоценных металлов и камней;
  • Прочие источники.

Внешними источниками финансирования считаются:

  • Кредиты других стран, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
  • Средства, поступающие от размещения государственных ценных бумаг в иностранной валюте;
  • Кредиты, предоставленные кредитными организациями в иностранной валюте.

Многие считают, что бюджетный дефицит – это исключительно негативное явление, однако это не всегда так. Есть страны с развитой экономикой, бюджет которых дефицитный.

Если государство планирует бюджетный дефицит, то может ухудшиться состояние экономики, вследствие уменьшения расходов и повышения налогов. Таким образом, планируя бюджет, необходимо ориентироваться не только на текущие задачи политики, но и смотреть в будущее.

Причины возникновения дефицита бюджета

Бюджетный дефицит может возникать по следующим причинам:

  • Снижение доходов из-за кризиса;
  • Рост расходов вследствие структурной перестройки экономики и необходимости поддержки промышленного комплекса;
  • Наступление чрезвычайных обстоятельств, таких как войны, крупные катастрофы, стихийные бедствия и прочее;
  • Недостаточно эффективная финансовая система;
  • Плохая налоговая политика, вызывающая рост теневого сектора;
  • Повышение социальных программ, которые невозможно обеспечить с финансовой точки зрения;
  • Высокий уровень коррупции.

Сокращение бюджетного дефицита является серьезным источником проблем.

  • Во-первых, если дефицит возник по причине накопившихся высоких государственных расходов, сократить их совсем непросто.
  • Во-вторых, крайне сложно найти и дополнительные источники финансирования: увеличение налогов может привести к снижению деловой активности в экономике, поощрению уклонения от налогообложения, росту теневой экономики; приватизация собственности же дает лишь единоразовое пополнение бюджета и т.д. Таким образом, развитые страны, как правило, сохраняют свой бюджет дефицитным.

Зачастую, дефицит бюджета все-таки возникает вследствие кризиса, ухудшения финансово-хозяйственной деятельности, неэффективности налоговой политики и т.д. В таких случаях государство должно принимать меры по стабилизации экономики, реформированию бюджетной политики, стабилизации финансово-кредитной системы.

Виды дефицита бюджета

По характеру возникновения дефицит бюджета бывает случайный (чаще всего возникает на уровне местного бюджета, т.к. они, как правило, зависят от одного источника финансирования) и действительный (невосполнимое отставание доходов от расходов). Последний устанавливается законом о бюджете как предельная величина, однако в процессе исполнения бюджета он может отклоняться от намеченного значения.

В зависимости от продолжительности выделяют хронический (повторяется из года в год; как правило, становится следствием экономического кризиса) и временный (длится недолго; не так опасен; возникает по причине случайных колебаний в статьях доходов и расходов; может перерасти в хронический при плохом руководстве) дефицит бюджета.

Таким образом, дефицит бюджета страны считается знаком «нездоровья» государственной экономики. Его необходимо урегулировать, сбалансировать. Мерами по сокращению дефицита бюджета считаются: повышение эффективности налоговой системы; реструктуризация внешнего долга страны; усиление контроля за расходами; упорядочение системы социальных льгот. Дополнительной мерой борьбы с дефицитом бюджета является секвестирование или пропорциональное сокращение расходных статей на определенную долю. Данный способ применяется с момента его ввода и до конца года.

Большинство государств предпочитают финансировать свой дефицит, а не балансировать бюджет. Государственные облигации финансируют дефицит. Большинство кредиторов считают, что правительство с большой вероятностью вернет долг своим кредиторам, и это делает государственные облигации более привлекательными, чем более рискованные корпоративные облигации. В результате государственные процентные ставки остаются относительно низкими. Это позволяет правительствам годами сохранять дефицит.

Соединенные Штаты финансируют свой дефицит с помощью казначейских векселей, банкнот и облигаций. Это то, как правительство печатает деньги. Это создает больше кредитов, деноминированных в валюте этой страны. Из-за этого стоимость валюты этой страны со временем снижается. По мере того, как облигации наводняют рынок, предложение превышает спрос.

Многие страны, в том числе Соединенные Штаты, могут печатать свою валюту. При наступлении срока оплаты счетов они просто создают больше кредитов и выплачивают их. Это снижает стоимость валюты по мере увеличения денежной массы. Если дефицит умеренный, это не вредит экономике. Вместо этого он даже ускоряет экономический рост.

Важно отметить уникальное положение Соединенных Штатов, которым они, конечно, пользуются. Доллар США функционирует как мировая валюта. Он используется для большинства международных транзакций. Например, почти все нефтяные контракты оцениваются в долларах. В результате Соединенные Штаты могут безопасно иметь больший долг, чем любая другая страна в мире.

Последствия такого подхода видны не сразу. Кредиторы довольны, потому что они знают, что им заплатят. Но это как змея, которая заглатывает свой хвост. Страны берут новые долги, чтобы погасить старые. Процентные ставки по новому долгу стремительно растут, странам становится все дороже пролонгировать долг. Если это будет продолжаться достаточно долго, то страна может объявить дефолт по своему долгу. Именно это вызвало долговой кризис Греции в 2009 году.

Источник

Что такое дефицит государственного бюджета и как он влияет на нашу жизнь

Многие знают, что государственный бюджет – это очень важный госдокумент, закон, который влияет на каждого жителя страны.

Обывателям известно, что его дефицит госбюджета сказывается на благосостоянии граждан. Но лишь немногие осознают всю сложность проблемы и решения нехватки бюджетных средств. В данной статье описывается механизм и роль этого явления, а также методы восполнения бюджета и их последствия.

Что такое бюджетный дефицит и как он отражается на нашей жизни

Бюджет – это совокупность доходов и расходов государства. При этом бюджет составляет до 30% от всего внутреннего оборота всех продуктов (ВВП). То есть огромная доля населения (учителя, врачи, армия и полиция) находится на обеспечении государства. Разумеется, если в бюджете возникает дефицит, то это отражается на каждом государственном работнике.

Если у всех указанных категорий служащих снизится покупательская способность, то это скажется на бизнесе и товарообороте. Что ведёт к массовым банкротствам и увольнениям, а также безработице. В результате начинают страдать даже те люди, которые к государственному аппарату не имеют никакого отношения.

Госбюджет – одна из главных составляющих экономики и общества. Он влияет на всю систему. Но при этом является ещё и отражением экономических проблем социума.

Следует отличать бюджет-закон, который принимают чиновники на текущий год, и бюджет, как совокупность доходов и расходов страны. Необходимость в формировании такого рода финансового фонда тесно связана с функциями государства. Бюджет тратится на армию, полицию, медицинские и судебные службы.

Профицит бюджета – это когда доходы превышают расходы. Данное явление тоже не благо, ведь удержание средств снижает активность покупателей, тормозит развитие экономики.

Каковы основные элементы государственного бюджета

Сначала стоит разобраться, каковы основные элементы государственного бюджета. В первую очередь нужно различать государственный и федеральный финансовый план (многие эти понятия путают).

Государственный бюджет – это совокупность доходов и расходов государства, всех его органов и субъектов, который принимается Государственной Думой.

Он представляет собой объединённые финансовые планы различных территориальных уровней:

  1. Федеральный бюджет – это то, что тратит государство на общероссийские проекты.
  2. Бюджеты субъектов РФ: областей, республик, регионов и других образований.
  3. Муниципальный бюджет – финансовый план города, посёлка.

Расходы и доходы страны нестабильны и могут меняться в зависимости от политической и экономической ситуации. Поэтому бюджет планируется на год. Так государство пытается сделать данный финансовый план одновременно устойчивым и достаточно гибким.

Бюджет состоит из 4 основных блоков:

  • доходы;
  • расходы;
  • финансирование дефицита;
  • государственный долг.

Нужно отметить, что источники доходов и цели расходов государства очень изменчивы, дефицит и профицит бюджета регулярно сменяют друг друга, однако на сущность данной структуры это не оказывает влияния.

Функции государственного бюджета

Основная задача бюджета – перераспределение материальных благ с определенными целями. Классификация расходов бюджета выглядит примерно так:

  • стимулирование экономики;
  • оборона страны;
  • содержание государственных служащих;
  • обеспечение социальной защиты граждан;
  • медицинское обслуживание населения;
  • управление финансовыми потоками государства.

Все эти функции государственного бюджета выполняются с помощью создания центральных фондов и распределения их ресурсов по различным госструктурам и частным предприятиям, которые нередко имеют национальное значение. Такими способами в стране регулируется хозяйственная деятельность, поддерживается наука и многие отрасли производства.

Доходы и расходы бюджета

Прежде чем перейти к причинам формирования дефицита, необходимо разобраться с тем, что составляет статью доходов и расходов государства.

Доходы государственного бюджета

Сначала нужно отметить, что доходы государственного бюджета – это финансы, которые поступают безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законами страны. В Российской Федерации имеется четыре главных способа получения средств:

  1. Налоговые. К ним относятся налоги, сборы и пени. Кроме того, не нужно забывать о косвенных налогах – надбавках к товарам и услугам.
  2. Неналоговые. Это доходы от государственных предприятий и собственности государства. Прибыль от сдачи земли в аренду и её продажи. А также доходы от продажи товаров и услуг за рубеж.
  3. Безвозмездные поступления. Это перечисления от внебюджетных фондов, различных организаций, в том числе государственных.

Важно! К безвозмездным поступлениям некоторые финансисты относятся и финансы от бюджетов других уровней, которые при этом одновременно являются частью государственного бюджета. Поэтому такого рода перечисления можно назвать перераспределением средств внутри госбюджета.

  1. Доходы целевых внебюджетных фондов. Делятся на социальные и экономические. К первым относятся государственные фонды: пенсионный, занятости населения, ОМС, социального страхования. Ко вторым причисляются таможенные и дорожные фонды.

Что относится к расходной части государственного бюджета

Затраты государства тесно связаны с основными его функциями. К расходной части государственного бюджета относится:

  • общегосударственные вопросы;
  • содержание армии, ВПК;
  • стимулирование и развитие экономики;
  • ЖКХ;
  • наука и образование;
  • культура и телевиденье;
  • медицинское обслуживание;
  • социальная защита (пенсии, пособия);
  • службы правопорядка;
  • развитие и ремонт инфраструктуры;
  • и многое другое.

Сбалансированность бюджета – принципы и способы достижения

Кажется, что сбалансировать бюджет достаточно просто. Нужно всего лишь жить «по одёжке», не брать на себя лишних и невыполнимых обязательств. Однако на практике всё оказывается куда сложнее, к тому же существуют непредвиденные обстоятельства (санкции, войны и прочее), которые требуют больших ресурсов в срочном порядке.

Главным правилом при расходе бюджетных средств является принцип экономической эффективности. Например, затраты на расширение производства увеличат количество материальных благ, что с избытком восполнит затраченные ресурсы.

Многие авторы указывают на 2 явления, которые, по их мнению, нужно учитывать при попытке сбалансировать бюджет:

  1. Расходы государства повышают покупательскую способность населения, улучшают финансовое положение в стране, стимулируют экономику.
  2. Налоги, различные поступления в бюджет, наоборот, снижают покупательскую способность людей, что сокращает спрос, негативно влияет на экономику.

Здесь нужно отметить, что такое деление нецелесообразно. Ведь, по сути, бюджетная политика – это всего лишь перераспределение материальных благ, а не их уменьшение или увеличение. Да, доходы и расходы государства оказывают влияние на экономику. Когда собираются налоги, идут поступления в бюджет, ситуация в бизнесе ухудшается. Когда же накопленные средства тратятся, положение улучшается. Процесс полностью цикличный, и сам по себе не является ни хорошим, ни плохим.

Дефицит государственного бюджета это хорошо или плохо?

Имеются точки зрения «за» и «против» дефицита.

Есть ли плюсы в дефиците?

Позиция позитивной оценки дефицита основана на следующих аргументах:

  1. Если все средства государства тратятся внутри него, то дефицит не является негативным моментом. Опасность представляет лишь отрицательное сальдо внешней торговли. Это суждение верно лишь при устойчивом экономическом росте. В период кризиса деньги всегда утекают в более благополучные страны, в России это особенно ярко проявляется в сравнении с Европой.
  2. Недополученные средства можно приравнять к дополнительным деньгам, которые остались в руках граждан и могут быть ими потрачены. Это тоже ошибочное суждение, которое не учитывает тот факт, что дефицит государственного бюджета – это всегда сокращение расходов и замедление денежно-товарного оборота.

В чём минусы дефицита?

Экономисты с противоположной точкой зрения приводят такие доводы:

  1. Дефицит российского бюджета всегда закрывается кредитами и распродажей государственного имущества. Что ведёт лишь к отсрочке проблемы, но не решает её в корне. Печать новых денег обесценит национальную валюту. А увеличение налогов ухудшит и без того плохую ситуацию в стране.
  2. Сокращение расходов ведёт к уменьшению роли государства в экономических и общественных процессах. А это прямо означает снижение способности по регулированию. В результате государство может потерять контроль над развитием и ситуацией в некоторых экономических и социальных областях.

Классификация бюджетного дефицита

В первую очередь выделяют дефициты государственного бюджета в зависимости от уровня их управляемости:

  1. Структурные. При спадах в экономике государство может сознательно уменьшить свои доходы, снизив налоговое бремя с людей и организаций, одновременно увеличив различные пособия и дотации. В этом случае создаётся дыра в бюджете, но это целенаправленная мера, которая должна улучшить финансовое положение в стране.
  2. Циклические. Они в меньшей степени зависят от воли государства и возникают из-за общего снижения в производстве. Что в свою очередь является кризисом – стадией развития капиталистической экономики в период рецессии.

Кроме того, дефицит делят в зависимости от той части бюджета, в которой он образовался:

  1. Активный. Возникает при увеличении расходов государства над его доходами. Что бывает в период войн, санкций, структурных изменений экономики.
  2. Пассивный. Появляется при уменьшении доходов государства. В годовом бюджете России это может быть связано со спадом на нефтяном или газовом рынке. Или при санкциях.

Важно! При структурном дефиците имеет место как активный, так и пассивный тип.

Также имеется классификация по причине возникновения:

  1. Форс-мажорные обстоятельства: войны, стихийные бедствия и прочее.
  2. Плохое управление: утечка денег за рубеж, коррупция, неправильные инвестиции.
  3. Кризис. В этом случае дефицит является отображением спада в экономике.

Кроме того, дефицит федерального бюджета классифицируют по длительности его существования:

  1. Краткосрочный. Обычно возникает под влиянием форс-мажорных обстоятельств, управленческих ошибок. Причиной является неправильное планирование расходной и доходной части бюджета.
  2. Долгосрочный. Является системным явлением. Часто появляется из-за кризисных процессов в экономике. Но также может быть следствием политической изоляции, войны, природных катастрофах с долгоиграющими последствиями.

Причины образования дефицита государственного бюджета

Как видно из классификации выше, дефицит можно условно разделить на 2 группы:

  1. Кризисный или циклический тип, который часто является долгосрочным.
  2. Все остальные виды: управленческие, форс-мажорные, структурные, краткосрочные.

Причины вторых вполне очевидны и понятны. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведут войны, санкции, природные катастрофы, ошибки в инвестициях и управлениями. Однако системная нехватка средств возникает по причине экономического кризиса. Стоит разобраться с тем, почему в экономике бывают периоды спада и подъёма, а также как зависит бюджет от этих факторов.

Причина кризисов

Циклические системные кризисы не являются неотъемлемой частью общества. Они появились впервые в Англии в XVII веке после буржуазных преобразований в стране. После ряда капиталистических революций в Европе рецессии стали регулярными. Системные циклические кризисы являются характерной чертой данной формации. При феодальном или коммунистическом устройстве общества их не было.

Внимание! Это не говорит о том, что кризисов при феодализме или коммунизме быть не может, они способны появиться из-за ошибок руководства, войн и прочих причин. Но они никогда не носят системный циклический характер.

Причиной всех современных кризисов является выпуск товара выше платёжеспособного спроса. Это не результат ошибочной оценки ёмкости рынка, а свойство самого капитализма. Представьте замкнутую систему, в ней работники производят продукт и получают зарплату. Владелец завода к стоимости продукта добавляет маржу и пытается продать его работникам. Но они не могут купить, так как их суммарный доход ниже того, что требует капиталист за весь свой товар.

Важно! Даже если все работники на все свои деньги совершат покупку, то даже это не позволит владельцу капитала получить прибыль, так как часть продукта останется не проданной.

В результате создаётся избыток товара. При каждом производственном цикле он растёт. В итоге возникает ситуация, когда заводу нет смысла выпускать продукцию, так как ей уже заставлены все склады. Производство останавливается. Начинается череда банкротств и увольнений работников, которые не нужны на предприятии. Это и называется кризисом.

Как всё это отражается на бюджете?

Изменим нашу схему. Работники производят продукт, капиталист платит им зарплату и 13% в виде налогов государству. Затем он добавляет маржу к стоимости продукта и выставляет товар с завышенным ценником (люди не могут его купить). Государство, чтобы обеспечить социальную защиту граждан, пытается спонсировать работников, но у него это тоже не выходит, так как доход государства также включён в конечную цену товара.

Внимание! То есть если сложить совокупный доход всех работников и бюджет государства, то даже в этом случае сумма всех средств будет ниже стоимости всех товаров в стране.

Ситуация не разрешится, пока весь товар не будет продан. Предприятия остановят свою деятельность, начнутся банкротства и увольнения. Бюджет в этой ситуации смягчает ситуацию, защищая наиболее слабые группы людей (пенсионеров и других). Однако дефицит в финансовом плане государства в этом случае будет всегда расти.

Австрийская точка зрения

Имеется и другая точка зрения на причину кризисов – австрийская школа. Она рассматривает депрессию, как накопительный эффект неправильных инвестиций, ошибок в расчёте ёмкости рынка, нерациональных трат государства, искажение рыночной цены денег. Однако такая философия в корне неправильна, так как не учитывает ряд фактов:

  1. Системные циклические кризисы появились лишь в эпоху капитализма. При феодализме и рабовладельческом строе их не было, хотя все указанные ошибки существовали и тогда.
  2. Такой подход не объясняет системности и цикличности кризисов. Ведь ошибки в инвестициях и процентной ставке могут быть, а могут и отсутствовать.
  3. Рост уровня науки и способности к прогнозированию не устраняет и не смягчает кризисы. Наоборот, за последние несколько веков они усилились и стали глобальными.

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В законодательстве РФ есть несколько пунктов о бюджетном дефиците:

  1. При принятии дефицитного бюджета Государственная Дума обязана указать источники восполнения «дыры».
  2. При профиците, в первую очередь, лишние средства должны направляться на погашение существующих государственных долгов.
  3. Величина дефицита в бюджете субъекта РФ не может быть больше 15% общих доходов субъекта, поступление федеральных денег в расчётах не учитываются.

Источники финансирования дефицита бюджета

Тем не менее, временная, не кризисная нехватка средств – вполне нормальное явление, которого не стоит опасаться, а нужно решать, каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета. Главное условие безопасности состоит в том, чтобы его размер не превышал 2-3% ВВП. Для покрытия используется внутреннее и внешнее кредитование, продажа государственного имущества, а также печать новых денег.

Важно! Ни один из источников финансирования дефицита бюджета не имеет абсолютного превосходства над другим. Все они одинаково плохие и приводят к инфляции.

Однако государство предпочитает кредитование и трату средств из стратегических фондов. Ведь увеличение доходной части бюджета сразу окажет негативное воздействие на экономику. А монетизация дефицита увеличит денежную массу, что прямо приведёт к инфляции и обесцениваю национальной валюты (По теме: Прогноз уровня инфляции на 2018 год).

Внешние источники

К ним относятся кредиты от международных банков (в первую очередь МВФ), других государств, крупных иностранных предприятий. К этому методу причисляется продажа иностранной валюты, которой располагает Резервный фонд РФ.

Наиболее предпочтительным является последний способ (продажа валюты), так как все остальные типы решения проблемы ставят нашу страну в экономическую и политическую зависимость от прочих государств.

Это в свою очередь может привести к отстранению России от международных рынков, ввязывании нас в военный конфликт (как было в Первую мировую войну). При этом никаких существенных преимуществ перед внутренними источниками ссуды у внешних кредитов нет.

Внутренние источники

Сюда причисляется продажа ценных бумаг, драгоценных металлов (золота) и других активов государства, в том числе предприятий (приватизация). Также сюда относятся кредиты от Центрального банка. Эти же методы используются при восполнении дефицита бюджета субъектов РФ. Только вместо ЦБ может выступать любой российский банк.

Кредиты и продажа государственных предприятий – одинаково плохие способы устранения дефицита. Да, они временно решают проблему, но кредиты в будущем потребуют возврата долгов, а проданные заводы больше не будут приносить прибыль. Все эти способы лишь дают отсрочку проблеме, но не решают её.

Финансирование бюджетного дефицита

Как было выяснено ранее, дефицит бюджета – неотъемлемая часть капиталистической системы. Данное явление – лишь отображение разницы между совокупной заработной платой и суммарной ценой всех товаров и услуг. Однако у государства есть мощный инструмент для смягчения ситуации – кредиты и трата средств из национальных фондов.

Если с продажей имущества всё понятно, то с Центральным банком ничего неясно. Кто у кого и почему берёт ссуду? Рассмотрим и этот вопрос.

Сущность кредитов

Кредит – это искусственный способ увеличения потребительской способности населения. Товар капиталистом отпускается в счёт грядущей оплаты. Но при этом необходимость отдать деньги никто не отменяет, просто она переносится на будущее. Со временем долги накапливаются, и банки с капиталистами перестают давать и продлевать кредиты.

Настаёт момент возврата средств. Потребители и работники в одном лице затягивают пояса и продолжают трудиться с удвоенной силой, выпуская всё больше продукта. Спрос падает, а количество нереализованного товара возрастает. Кризис приобретает небывалый размах, как бы «нагоняя» упущенные рецессии.

Роль Центрального банка

Что такое Центральный банк? Это юридическое лицо, которое обладает особыми правами и обязанностями – эмиссией национальной валюты и её защитой. При этом в законах предусмотрен пункт, что ЦБ работает «независимо от других федеральных органов государственной власти». Получается, что он негосударственный?

Но это суждение неверно. Ведь ЦБ управляется советом директоров и национальным финансовым советом. Все члены этих советов назначаются государственными структурами на определённый срок. При этом сам ЦБ без государства существовать не может, так как он никому не нужен кроме России.

Следует вывод, что «негосударственный» ЦБ прямо подчиняется государству. Следовательно, государство при дефиците бюджета берёт в долг у самого себя – а это полный абсурд.

Однако выход из головоломки найдётся, если вспомнить, кто будет отдавать долг. Кажется, что государство. Но только к этому надо добавить уволенных госслужащих, поднятый пенсионный возраст, задержку зарплаты врачам, учителям, полицейским и другим социальным работникам. Тогда становится ясно, что это не государство даёт кредит самому себе, это государство даёт деньги в долг населению страны.

Именно простых государственных работников начнут увольнять при «оптимизации производства», и это им государство будет сокращать зарплату.

Как пополняется дефицит российского бюджета?

Наше государство при закрытии дефицита использует кредитование, трату средств различных фондов, продажу государственного имущества.

Ниже приведены основные статьи расходов бюджета в динамике (в трлн. руб.):

2013 2014 2015 2016 2017 2018
Социальная политика 3,96 3,534 4,10 4,415 5,075 4,966
Общегосударственные расходы 0,833 0,916 1,10 1,147 1,102 1,224
Оборона 2,099 2,370 3,00 3,060 2,840 2,729
Экономика 1,664 2,165 2,20 2,534 2,117 2,263
Нац. безопасность, МВД, МЧС, ФСБ 1,487 1,459 2,14 2,024 1,270 1,876
Образование 0,607 0,596 0,61 0,574 0,549 0,619
Здравоохранение 0,495 0,462 0,39 0,478 0,363 0,410
ЖКХ 0,140 0,097 0,12 0,080 0,059 0,039
Культура, кино 0,098 0,097 0,09 0,095 0,093 0,093
Спорт 0,054 0,080 0,10 0,063 0,086 0,056
СМИ 0,072 0,069 0,05 0.080 0,073 0,068
Охрана природы 0,025 0,055 0,05 0,063 0,076 0,078
Межбюджетные трансферы 0,090 0,099 0,70 0,669 0,768 0,767
Обслуживание госдолга 0,452 0,453 0,40 0,653 0,729 0,847

Как видно из таблицы, имеется стойкая тенденция к понижению затрат государства на здравоохранение и ЖКХ. Зато поднимается обеспечение армии, социальной политики и правоохранительных органов. При этом с 2015 года наблюдается резкий скачок расходов на межбюджетные переводы, которые теперь превосходят затраты на образование и здравоохранение.

При этом суммарные затраты растут ежегодно. Исключением является лишь федеральный бюджет на 2018 год, расходная часть которого сейчас почти не выросла.

При этом надо отметить, что ежегодно доходы бюджета падают уже несколько лет подряд:

  • 2013 – 13,39 трлн. руб.
  • 2014 – 13,96 трлн. руб.
  • 2015 – 14,17 трлн. руб.
  • 2016 – 13,58 трлн. руб.
  • 2017 – 13,43 трлн. руб.

По всем этим причинам дефицит бюджета за последние несколько лет сильно вырос (буквально в 10 раз).

Динамика его следующая:

  • 2013 – 310 млрд. руб.
  • 2014 – 389 млрд. руб.
  • 2015 – 880 млрд. руб.
  • 2016 – 2360 млрд. руб.
  • 2017 – 2750 млрд. руб.

Важно! Последние 2 года дефицит держится на уровне 3% ВВП и 20% самого бюджета.

Столь существенная нехватка средств восполняется в первую очередь валютными резервами России из Резервного фонда. Динамика сбережений фонда выглядит так:

  • 01.2015 – 4 945,49 млрд. руб.
  • 01.2016 – 3 640,57 млрд. руб.
  • 01.2017 – 972,13 млрд. руб.
  • 01.2018 – 0,00 млрд. руб.

Раньше времени переживать не стоит, так как Резервный фонд – часть Золотовалютного резерва. А вот запасы этой организации выросли, при этом их увеличение примерно равно растраченным средствам из Резервного фонда.

Другим способом пополнения бюджета является распродажа государственного имущества. Однако цифры достаточно низкие и по сравнению с размером дефицита выглядят смешно:

  • 2013 – 60 млрд. руб.
  • 2014 – 197 млрд. руб.
  • 2015 – 158 млрд. руб.
  • 2016 – 100 млрд. руб.
  • 2017 – 18 млрд. руб.

Таким образом, основным способом закрытия дефицита бюджета в Российской Федерации являются валютные резервы и кредиты от Центрального банка. Например, в 2017 году была продажа облигаций федерального займа на 2 трлн. рублей. На сокращение расходов государство не идёт, напротив, увеличивает их для стимулирования экономики.

Бюджет России на 2018 год в цифрах

Рассмотрим бюджет России на 2018 год в цифрах. Запланировано поступление в бюджет 15,182 трлн. руб., что больше дохода предыдущего года на 1,5 триллиона. При этом уровень затрат государства останется почти таким же – 16,514 трлн. рублей.

Конкретные цифры по статьям расходов бюджета РФ на 2018 год следующие (в трлн. руб.):

  • социальная политика – 4,966;
  • общегосударственные расходы – 1,224;
  • оборона – 2,729;
  • экономика – 2,263;
  • национальная безопасность – 1,876;
  • образование – 0,619;
  • здравоохранение – 0,410;
  • ЖКХ – 0,039;
  • культура, кино – 0,093;
  • спорт – 0,056;
  • СМИ – 0,068;
  • охрана природы – 0,078;
  • межбюджетные трансферы – 0,767;
  • обслуживание госдолга – 0,847.

Обратите внимание, что части расходов бюджета России на 2018 год в этом списке нет – это засекреченные траты (17,6%), которые идут на контрразведку, борьбу с терроризмом, шпионаж и прочее.

Дефицит составит 1,332 трлн. руб., что равняется 1,37% от ВВП или 8,7% от всего бюджета 2018 года. Компенсировать недостаток планируется из Фонда национального благосостояния, где останется около 4 триллионов рублей. Также Министерство финансов воспользуется внутренним займом на сумму в 868 млрд. рублей.

Источник

Оцените статью