Демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах
Человечество переживает эпоху глобальной демографической революции. До рубежа 2000 года население нашей планеты росло с увеличивающейся скоростью. Тогда многим казалось, что демографический взрыв, перенаселение и неминуемое исчерпание ресурсов и резервов природы приведут человечество к катастрофе. Однако в 2000 году, когда население мира достигло 6 миллиардов,скорость прироста населения достигла своего максимума в 87 миллионов в год, или 240 тыс. человек в сутки, скорость роста начала уменьшаться.
Демографический переход
Выделяют 4 стадии демографического развития, основанных на типах воспроизводства.
Первая стадия: высокие рождаемость и смертность (положительный естественный прирост)
Вторая стадия: высокая рождаемость, снижение смертности (положительный естественный прирост)
Третья стадия: снижение рождаемости и низкая смертность (снижение темпов расширенного воспроизводства, переход к простому воспроизводству – естественный прирост = 0)
Четвертая стадия: низкая рождаемость и смертность (естественный прирост = 0 или отрицательный)
Демографический переход – это переход от второй стадии к третьей, когда наблюдается снижение темпов роста населения вплоть до 0,
и в дальнейшем возможно сокращение населения.
Население мира
2050 – 9,5 млрд (средний прогноз)
Существуют разные прогнозы относительно населения мира к 2050 году. Средний 9,5 млрд – ООН. Худший – 10, лучший – 8.
Одно из следствий демографического взрыва в развивающихся странах – их исключительно молодое население. Половина жителей России моложе 37 лет, Европы – 39. Между тем в Афганистане половина населения – это дети и подростки в возрасте до 16 лет. Средний возраст всего населения Африки – 19 лет, Азии – 28 лет. Таким образом, и сейчас, и в обозримом будущем огромной частью населения развивающихся стран будут подростки и молодые люди, незрелые в социальном отношении и в массе своей необразованные. Они не имеют ясных перспектив и легко поддаются манипулированию, склонны к религиозному или политическому фанатизму.
В развитых странах численность населения стабилизировалась на одном миллиарде. Они прошли через переход всего на 50 лет раньше развивающихся стран.
Динамика современного развитого общества, несомненно, порождает стрессовую обстановку. Вначале это происходит на уровне отдельного человека, когда распадаются связи, ведущие к образованию и стабильности семьи. Одним изследствий этого стало резкое сокращение числа детей на каждую женщину, отмеченное в развитых странах. Так, в Испании это число равно 1,07, в Италии — 1,15 ив России — 1,3, в то время как для поддержания простого воспроизводства населения всреднем необходимо 2,15 детей. Таким образом, все самые богатые и экономически развитые страны, которые на 30-50 лет раньше осуществили демографическийпереход, оказались в результате несостоятельными в своей главной функции – воспроизводстве населения. Этому способствует как возросшее время, идущее на образование, так и либеральная система ценностей, которая возникла в современном мире и столь безудержно пропагандируемая некоторыми средствами массовой информации, всеми теми явлениями, что принято называть моральным кризисом общества. Если эта тенденция сохранится, то основное население развитых стран обречено на вымирание и вытеснение эмигрантами из более фертильных этносов.
Это один из самых сильных сигналов, которые нам подает демография. В целом, если в развитых странах мы отмечаем резкое падение роста населения, при котором население невозобновляется и стремительно стареет, то в развивающемся мирепока наблюдаетсяобратная картина — тамнаселение, в котором преобладает молодежь, быстро растет.Это изменение возрастного состава есть основной результат демографической революции, которое в настоящее время привело к максимальному расслоению мира повозрастному составу населения.
При стабилизации населения мира развитие не может быть больше связано счисленным ростом. Развитие может прекратиться, и тогда наступит период упадка и идеи «Заката Европы» получат новое воплощение. Но возможно и другое – качественное развитие, при котором качество населения и качество человека станет смыслом и целью развития. Более того, именно Европа, некоторые страны которой первыми осуществили демографический переход, теперь прокладывает путь к реорганизации своего экономического и политического пространства. Пример Европы указывает на те процессы, которые могут ожидать другие страны и человечество в будущем.
Причины низкой рождаемости в развитых странах:
ü рост уровня и роли образования, долгое обучение
ü изменения системы ценностей
ü высокий уровень урбанизации
ü эмансипация женщин
Проблемы – старение населения:
ü большая налоговая нагрузка на трудоспособное население (решают, повышая пенсионный возраст)
ü как следствие, пенсионные проблемы
ü культурная проблема – вымирание культур, наций
ü вымирание деревень (пустующие земли)
ü рост количества и значения мигрантов, замещение ими рабочей силы
ü в будущем возможна нехватка высоко квалифицированной рабочей силы
Решения – стимулирование рождаемости:
ü социальная поддержка многодетных семей (дополнительные льготы, выплаты, материнский капитал)
ü оплата декретного отпуска
ü обеспечение бесплатного медицинского обслуживания и образования
ü (для некоторых стран) рост уровня жизни и социальных гарантий
ü (в странах, где важную роль играет религия) запрет абортов
ü (сейчас) с 19 в – миграции из Европы в Америку, и р/ющ в р/т
Причины высокой рождаемости в развивающихся странах:
ü дети – средство соц.гарантии (в развитых – это пенсии)
ü аграрный сектор – трудоемкое производство (дети – рабочая сила)
ü не распространены средства контрацепции
ü традиции и ментальность
ü нет предпосылок для сокращения рождаемости
— низкий уровень урбанизации (для отсталых стран)
— нет активной эмансипации женщин
— низкий уровень образования
Проблемы:
ü низкий уровень жизни
ü низкий уровень развития человеческих ресурсов
Решения – сокращение рождаемости:
ü повышение уровня жизни
ü повышение уровня образования
ü улучшение здравоохранения и распространение средств контрацепции
ü повышение брачного возраста
ü прямые запреты, дополнительные налоги, лишение социальных льгот (Китай)
ü повышение статуса женщин, вовлечение в производство
Демографическая ситуация в России – проблемы:
ü достаточно низкая рождаемость и высокий уровень смертности (смертность выше, чем в Европе)
ü низкий уровень жизни
ü низкий уровень медицинского обеспечения
ü низкая продолжительность жизни
ü дисбаланс (на Кавказе высокая рождаемость, севернее — низкая)
Источник
ДЕМОГРАФИЯ
Глобальная демографическая проблема в наше время проявляет себя в таких аспектах и тенденциях, как:
- стремительный прирост населения (перенаселение территорий) в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки (свыше 80% по одним оценкам и около 95% по другим оценкам), для которых характерна низкая пространственная экономика;
- в большинстве стран Третьего мира отсутствует система контроля прироста населения и внятная демографическая политика;
- старение и депопуляция вследствие суженного воспроизводства населения (демографический кризис) в промышленно развитых странах, прежде всего, Западной Европы;
- неравномерность прироста населения в мировом масштабе;
- характерный в целом для планеты тип воспроизводства населения, когда снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости.
Характерно, что чем ниже уровень экономического развития страны и качество жизни ее граждан, тем выше в ней рождаемость, и наоборот, по мере достижения национальной экономической системой высоких темпов роста наблюдается устойчивая тенденция к снижению рождаемости, а в обществе начинается преобладание лиц пожилого возраста (отношения обратно пропорциональной зависимости).
Напряженность демографической проблемы как глобальной вызвана ее экологической подоплекой: нынешний объем населения планеты более чем в 10 раз превышает предел народонаселения, который способна выдержать планета. Плотность и прирост населения опережают возможности и технологии аграрного производства удовлетворять растущие потребности в пропитании, а также перестройки на более интенсивную систему хозяйствования.
Причины нынешнего глобального характера демографической проблемы ученые усматривают в так называемом «демографическом взрыве» второй половины ХХ века, когда после Второй мировой войны сложились благоприятные условия для прироста населения и увеличения средней продолжительности жизни. Считается, что ежесекундно численность человеческой популяции на Земле увеличивается на 3 человека.
Демографический взрыв и неравномерность прироста населения по разным регионам ведет к обострению смежных глобальных проблем:
- демографического давления на окружающую среду;
- этнические и межкультурные проблемы (межэтнические и межкультурные конфликты);
- проблемы эмигрантов и беженцев;
- проблема нищеты, бедности и недостатка продовольствия;
- проблема урбанизации («трущобной урбанизации»);
- безработицу, деформацию в размещении производительных сил и т.д.
Демографическая проблема одна из самых острых и деликатных. Во-первых, до сих пор так и не разработан внятный и, самое главное, допустимый с правовой и этической точки зрения всеобщий механизм снижения темпов прироста народонаселения. Во-вторых, даже с финансовой точки зрения проблема трудно решаема в силу парадокса обратно пропорциональной зависимости между уровнем жизни в странах мира и уровнем рождаемости.
Предложения по разрешению демографической проблемы глобального мира обладают особой ценностью в силу ее сложной специфики. Мы будем благодарны пользователям нашего ресурса за новые статистические данные и аналитику, идеи, проекты и варианты решений в данном направлении.
Источник
Демографическая ситуация развитых стран характеризуется
Росстат представил обновлённый демографический прогноз изменения численности населения до 2035 года. Были показаны три базовых сценария: пессимистичный, средний и оптимистичный. Во всех сценариях естественный прирост населения является отрицательным. Чтобы стимулировать рождаемость Владимир Путин не только продлил действие материнского капитала, но и распорядился выплачивать по 466 тыс. даже на первого ребёнка. Почему раздача денег не исправит ситуацию? В этой череде бесконечных социальных проблем рождается здравый аргумент, который обычно используют молодые семьи: «Создайте все условия необходимые для рождения и тогда мы будем размножаться». Парадоксальность этой ситуации заключается в том, что на практике получается обратная ситуация.
Физиологический процесс воспроизводства
Почему всех так сильно заботят цифры? Государство делает всё, чтобы эти цифры увеличить, но никого не интересует, что за этими цифрами скрывается. Государство направляет колоссальные ресурсы на стимуляцию рождаемости второго и третьего ребёнка. Главная суть работы всей бюрократической машины сводится к банальному увеличению коэффициента рождаемости в итоговых отчётах. Никого абсолютно не интересует, что ребёнок после рождения требует новых дополнительных бюджетных вливаний на всех этапах развития вплоть до 18-летия. В конечном счете, получается, что государство стимулирует лишь физиологический процесс воспроизводства, а не сам путь длительного воспитания.
Государство не готово вкладываться в воспитателей детских садов, которые в регионах получают 10-15 тыс. рублей. Государство не готово вкладываться в школьных учителей, которые получают 15-20 тыс. рублей. Преподаватели государственных ВУЗов тоже не могут похвастаться хорошими цифрами. Из бюджета наука и образование финансируются по остаточному принципу. Медицина уже 10 лет находится в состоянии бесконечной оптимизации.
В этой череде бесконечных социальных проблем рождается здравый аргумент, который обычно используют молодые семьи: «Создайте все условия необходимые для рождения и тогда мы будем размножаться». Парадоксальность этой ситуации заключается в том, что на практике получается обратная ситуация.
В 1972 году американский ученый-этолог Джон Кэлхун провёл очень необычный эксперимент под названием «Вселенная-25». Кэлхун построил настоящий рай для мышей в условиях лаборатории. Был создан бак размерами два на два метра и высотой полтора метра, откуда подопытные не могли выбраться. Внутри бака поддерживалась постоянная комфортная для мышей температура (+20 °C), присутствовала в изобилии еда и вода, созданы многочисленные гнезда для самок.
Каждую неделю бак очищался и поддерживался в постоянной чистоте, были предприняты все необходимые меры безопасности: исключалось появление в баке хищников или возникновение массовых инфекций. Подопытные мыши были под постоянным контролем ветеринаров, состояние их здоровья постоянно отслеживалось. Система обеспечения кормом и водой была настолько продумана, что 9500 мышей могли бы одновременно питаться, не испытывая никакого дискомфорта, и 6144 мышей потреблять воду, также не испытывая никаких проблем. Пространства для мышей было более чем достаточно, первые проблемы отсутствия укрытия могли возникнуть только при достижении численности популяции свыше 3840 особей. Однако такого количества мышей никогда в баке не было, максимальная численность популяции отмечена на уровне 2200 мышей.
Эксперимент стартовал с момента помещения внутрь бака четырех пар здоровых мышей, которым потребовалось совсем немного времени, чтобы освоиться, осознать, в какую мышиную сказку они попали, и начать ускоренно размножаться. Период освоения Кэлхун назвал фазой А, однако с момента рождения первых детенышей началась вторая стадия B. Это стадия экспоненциального роста численности популяции в баке в идеальных условиях, число мышей удваивалось каждые 55 дней. Начиная с 315 дня проведения эксперимента темп роста популяции значительно замедлился, теперь численность удваивалась каждые 145 дней, что ознаменовало собой вступление в третью фазу C. В этот момент в баке проживало около 600 мышей, сформировалась определенная иерархия и некая социальная жизнь.
Появилась категория «отверженных», которых изгоняли в центр бака, они часто становились жертвами агрессии. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле. Отверженные состояли, прежде всего, из молодых особей, не нашедших для себя социальной роли в мышиной иерархии. Проблема отсутствия подходящих социальных ролей была вызвана тем, что в идеальных условиях бака мыши жили долго, стареющие мыши не освобождали места для молодых грызунов. Поэтому часто агрессия была направлена на новые поколения особей, рождавшихся в баке. После изгнания самцы ломались психологически, меньше проявляли агрессию, не желали защищать своих беременных самок и исполнять любые социальные роли. Хотя периодически они нападали либо на других особей из общества «отверженных», либо на любых других мышей.
Самки, готовящиеся к рождению, становились все более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они становились менее защищенными от случайных атак. В итоге самки стали проявлять агрессию, часто драться, защищая потомство. Однако агрессия парадоксальным образом не была направлена только на окружающих, не меньшая агрессивность проявлялась по отношению к своим детям. Часто самки убивали своих детенышей и перебирались в верхние гнезда, становились агрессивными отшельниками и отказывались от размножения. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла значительных уровней.
Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая — фаза D или фаза смерти, как ее назвал Джон Кэлхун. Символом этой стадии стало появление новой категории мышей, получившей название «красивые». К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. «Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Подобное имя они получили потому, что в отличие от большинства прочих обитателей бака на их теле не было следов жестоких битв, шрамов и выдранной шерсти, их нарциссизм и самолюбование стали легендарными. Также исследователя поразило отсутствие желания у «красивых» спариваться и размножаться, среди последней волны рождений в баке «красивые» и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться и убегающие в верхние гнезда бака, стали большинством.
Средний возраст мыши в последней стадии существования мышиного рая составил 776 дней, что на 200 дней превышает верхнюю границу репродуктивного возраста. Смертность молодняка составила 100%, количество беременностей было незначительным, а вскоре составило 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Мыши стремительно вымирали, на 1780 день после начала эксперимента умер последний обитатель «мышиного рая».
Обилие возможностей рождает эгоизм
Как же так получилось, что идеальные условия, созданные для грызунов стали для них смертельными. «Мышиная модель» находит своё подтверждение и в реальной жизни на всех уровнях. Чем лучше живёт государство, чем выше в нём уровень жизни, тем меньше представители нации хотят размножаться, тем ниже становится общий коэффициент рождаемости.
Например, сейчас общемировой суммарный коэффициент рождаемости составляет 2.36, хотя ещё в середине XX века он равнялся 4.95. Что это значит? КЭ – показывает, сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода. Считается, что для воспроизводства поколений нужен минимальный порог 2.1, тогда отмечается естественная прибыль населения.
Данные ООН по изменению СКР в различных регионах Земли с 1950
Население Земли увеличивается главным счётом за счёт неблагополучных регионов – Азии и Африки. Самый высокий суммарный коэффициент рождаемости в мире — в Нигере — 7.03 (на 2015 год). Самый низкий — в Сингапуре — 0.81 (на 2015 год). Почему жители Сингапура не хотят размножаться, ведь это государство входит в ТОП-10 стран с самым высоким уровнем развития человеческого потенциала по данным ООН. Нигер – это беднейшая экономика мира, но там на одну женщину приходится 7 детей!
Карта мира по среднему количеству детей рожденных женщиной в течение жизни, с учётом средних показателей для женщин всех возрастов, данные 2016 года
Удивительно, но на территории России распределение очень схожее. Регионы с высоким качеством жизни имеют более низкий коэффициент рождаемости, чем менее развитые субъекты. Например, Республика Тыва занимает 85 место из 85 по качеству жизни, но здесь коэффициент 3.19 на 2017 года. В Москве этот показатель всего 1.38! Аналогичное распределение по федеральным округам. Чем ближе к Москве, тем ниже рождаемость. В ЦФО – 1.56, а в Сибирском федеральном округе – 1.9. Самый низкий коэффициент в Ленинградской области. Переезд в город тоже кардинально меняет ситуацию. В городе коэффициент равен – 1.59, а на селе – 2.34. Урбанизация снижает количество детей в семье.
Роль детей в современном обществе
Социолог Альберт Баранов утверждает, что в традиционном аграрном обществе дети рассматривались как дополнительные рабочие руки в хозяйстве. Поэтому рождение детей имело экономический смысл. Кроме того, большое количество детей является гарантией продолжения рода в условиях относительно высокой детской смертности. Урбанизация и труд индустриального типа разрушают этот тип поведения и приводят к снижению рождаемости, причём чем больше поколений прожило в городе после миграции из деревни, тем ниже рождаемость. Наличие значительного числа детей было также единственной надёжной гарантией сколько-нибудь благополучной старости родителей в условиях отсутствия системы социального страхования/пенсионного обеспечения.
В развитом индустриальном обществе дети должны длительное время учиться, чтобы получить квалификацию, соответствующую современным требованиям. Это приводит к их выключению из хозяйственной жизни. Дети из помощников превращаются в обузу для взрослых. Родители вынуждены тратить своё время и финансовые средства для достижения детьми высокого образовательного уровня. Они предпочитают вырастить лишь одного-двух «высококачественных» детей, так как большое количество детей в семье, как правило, отрицательно сказывается на их образовательном уровне и дальнейшей карьере. Кроме того, длительный период обучения способствует повышению среднего возраста женщины, рожающей первого ребёнка (с 16 до 25 лет и старше). В аграрном же обществе дети, работая вместе с родителями, приобретали необходимые трудовые навыки естественным путём.
Поздние роды и потребности
Действительно, цифры Росстата свидетельствуют, что женщины стараются откладывать роды на более поздний срок. В 2020 году средний возраст матери при рождении детей приблизился к отметке 30 лет. В 1995 году женщины в среднем рожали первого ребёнка в 24.8 лет. В Северной Америке и Европе этот показатель уже достиг 31-32 лет.
Средний возраст матери при рождении ребенка по основным регионам мира, 1950-2035 годы, лет. Данные ООН
Повышение общего уровня жизни привело современное общество в фазу более высокой осознанности процесса деторождения. Эмансипация женщин дала им большие возможности для саморазвития. Женщины получили доступ к высшему образованию, к выбору профессии, месту работы. Повышение независимости и образованности женщин является дополнительным фактором снижения рождаемости. В свою очередь повышение образованности женщин ведёт к росту их независимости. Поскольку главная нагрузка по выхаживанию и воспитанию детей ложится на женщин, они объективно не заинтересованы в многодетности.
К такому же выводу пришли учёные из Университетского колледжа Лондона (Великобритания). Они обнаружили, что повышение общего уровня образования вносит заметный вклад в снижение рождаемости: как только количество образованных женщин в обществе становится достаточно большим, их менее образованные соседки начинают перенимать их склонность к рождению меньшего числа детей. Статья вышла в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Исследователи полагают, что как только количество образованных женщин в обществе становится достаточно большим, их менее образованные соседки начинают перенимать стратегию, при которой женщина рожает меньше детей, но вкладывает в них больше ресурсов, стараясь дать им все возможное: от полноценного питания до качественного образования.
Схожим образом тенденция к снижению рождаемости может распространяться и между целыми сообществами, проживающими рядом. Преграду на ее пути могут создать языковые, религиозные или этнические, но не экономические различия между этими группами, отмечают авторы статьи.
Улучшение здравоохранения, образования и общего уровня жизни не способствует увеличению рождаемости, оно лишь приводит к увеличению ожидаемой продолжительности жизни и старению населения. Суммарно население планеты растёт за счёт неблагополучных регионов мира — Азии и Африки. В среднем человечество стареет. Пожилых людей становится больше, а рождаемость падает. Это называется демографический переход – исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс является частью перехода от традиционного общества (для которого характерна высокая рождаемость и высокая смертность) к индустриальному.
Прогноз численности населения в разных частях света (по данным ООН).
По этой причине численность населения Земли не будет расти бесконечно. По прогнозам ООН, стабилизация наступит около 2100 года при численности в 11 млрд. человек. Это будет мир стариков, ведь в 1950 году средний возраст всего населения Земли составлял 24 года. К 2100 году этот показатель достигнет почти 42 лет! Ниже приведена возрастно-половая пирамида, которая показывает в динамике процесс старения человечества. Если в середине XX века пирамида была похожа на конус из-за небольшого числа пожилых людей, то к 2100 году конус превратится в трапецию. Затем численность населения начнёт падать.
Источник