Демографический потенциал страны это

Демографический потенциал национальной экономики.

Демографический потенциал – это прежде всего численность и продолжительность жизни населения. Его важнейшие показатели – рождаемость и смертность, половозрастная структура, распределение населения на городское и сельское. Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – это количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким же, как в данный период времени. Численность населения страны на начало 2011 года составила 9481,2 тыс. чел. По количеству жителей Беларусь занимает 5-е место в СНГ и 17-е место в Европе. Динамика численности населения страны определяется естественным и механическим его приростом (убылью).

Естественный прирост равен разности между числом родившихся и умерших за год. Механический прирост, или сальдо миграции, представляет собой разность между числом прибывших в страну и выбывших из нее в другие государства на постоянное место жительства. В РБ за последние 40 лет наиболее высокий уровень рождаемости наблюдался в 1986 году, когда родилось 171,6 тыс.чел. До 1993 года в республике происходил естественный прирост населения. С 1997 года в сельской местности, а с 1997 года и в городских поселениях уровень смертности превысил уровень рождаемости. Таким образом, страна в демографическом развитии вступила в качественно новый этап – депопуляцию.

Для оценки демографического потенциала необходимо использовать показатель демографической нагрузки, который рассчитывается отношением числа лиц нетрудоспособного возраста к численности населения трудоспособного возраста. В РБ наименьшая демографическая нагрузка наблюдалась в 2007 году, когда на 100 чел трудоспособного возраста приходилось 615 нетрудоспособного, в том числе 265 лиц моложе трудоспособного и 350 лиц старше трудоспособного возраста. В РБ как и во многих странах мира, женщин больше, чем мужчин.

Читайте также:  Арабские страны особенности развития

На начало 2011 года на 1000 мужчин приходилась 1151 женщина. На формирование численности и половозрастной структуры определенное влияние оказывает миграция населения. Приток в РБ жителей из других стран постоянно увеличивается. За последнее пятилетие стало положительным сальдо миграции с Китаем и Польшей. В 2010 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении у женщин составила 76,5, у мужчин – 64,6.

Сложившиеся тенденции в развитии демографического потенциала предопределили трудности в формировании трудового потенциала страны и, следовательно, негативно влияют на параметры качества и эффективности функционирования нац экономики.

37. Состав и структура трудового потенциалаВажной составной частью эк-го пот-ла страны явл-ся трудовой пот-ал. Труд рес-сы – это та часть нас-ния, кот благодаря совокупности физ-ких способностей, спец знаний и опыта может участвовать в процессе воспр-тва, создания мат и немат-ных благ и услуг. К труд рес-сам отн-ся: население трудоспособного возраста (за искл-ем нераб инвалидов I и II групп и нераб лиц, получ-щих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудосп-го возраста, занятые в эк-ке. Граница трудоспособного возраста нас-ния в каждом гос-тве опр-ся нац законодат-вом в завис-ти от продолжительности жизни, природно-климатических и социально-экономических условий страны. Эк-ки активное нас-ние – это часть жителей страны, предост-щих свой труд для пр-тва товаров и услуг. Сюда относ-ся занятое нас-ние и безработные, зарег-ные в органах гос службы занятости. К эк-ки неактивному нас-нию трудоспособ-го возраста относятся лица, кот не счит-ся занятыми эк-кой деят-тью или безработными. Это та часть нас-ния страны, кот не входит в состав раб силы, включая лиц младшего возраста, установ-го для определения эк-ки активного нас-ния. В состав эк-ки неактивного нас-ния включ-ся: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных уч заведений; лица, получ-щие пенсии; занятые дом хоз-вом, уходом за детьми, больными безраб-ные, не стоящие на учете в службе занятости, но кот могут и готовы работать; др лица, кот нет необх-ти работать, независимо от источника дохода.

Читайте также:  Цветы всего мира с названием стран

К занятым в экономике относ-ся лица, раб-щие на предпр-ях и в орг-ях всех форм собств-ти, включая субъекты малого предпр-тва; в фермерских хоз-вах; занятые предпр-кой деят-тью и самозанятое нас-ние. Для хар-ки труд-го пот-ла сраны важное знач-ие имеет структура занятости нас-ния, его распред-ние по отраслям нац эк-ки, формам собств-ти, а также регионам страны.В Беларуси с 1 янв 2011 г. прекращено прим-ние Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), взамен кот введен Общегос-ый классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД). В основу ОКЭД положена классиф-ция видов эк-кой деят-ти Европейского Союза, расшир-ная за счет введения доп-го уровня классиф-ции, учит-го особ-ти эк-ки республики.

Наиб-шим труд пот-лом в стране располаг-т г. Минск, а также Минская и Гомельская обл, наим-шим – Гродненская и Могилевская обл. В посл-ие годы для хар-ки демограф-го и труд-го пот-лов страны исп-ся такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал».

ИРЧП предст-ет собой среднюю ариф-кую из 3 важн-ших индикаторов уровня жизни – индекса ожидаемой прод-ти жизни при рождении, индекса уровня образования нас-ния и индекса реального среднедушевого ВВП, рассчит-го с учетом паритета покупательной спос-ти (ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1,тем лучше). При знач-нии ИРЧП, > либо = 0,800, страна с высоким уровнем развития чел-го пот-ла; от 0,500 до 0,799 – со средним; менее 0,500 – низким. Категория ЧК появилась во второй пол-не XX ст. ЧК вкл-ет врожденные спос-ти и талант, а также накопление знаний, умений, опыта, образования, квалиф-ции, инф-ции, физ-го и псих-го здоровья, духовного богатства, всесторонней мобильности. Он предст-ет собой не просто сов-ть, а их накопленный запас. 2 осн подхода к оценке накопленного чел-го капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на сум-нии совокупных расходов на образ-ние, подготовку специалистов, и др затраты общ-ва, относимые обычно к инвестициям в чел-кий капитал. Доходный принцип осн-н на оценке получ-мых раб-ми доходов, кот отражают отдачу на ср-тва, влож-ные в соответ-щий образовательный и квалиф-ный уровень.В наст время нац богатство РБ по офиц-ной статистике вкл-ет только сов-ть накоп-ных мат благ, созданных трудом людей, кот-ми общ-во располагает в данный момент времени. В соотв-вии с эк-ким назнач-ем эл-ты нац богатства дел-ся на осн фонды, мат об-ные ср-ва, а также дом имущество нас-ния. ЧК и природ кап в составе нац богатства страны статистическими органами Беларуси не учит-ся. По имеющимся оценкам, доля чел-го капитала в нац богатстве Беларуси сост-ет более 55%, что выше, чем в какой-либо др стране СНГ.

Источник

Демографический потенциал

1. Важной составной частью экономического потенциала страны являются демографический и трудовой потенциалы.

Демографический потенциал — это численность и продолжительность жизни населения.

Демографический потенциал характеризует возможности воспроизводства населения и развития человека.

2. Демографический потенциал определяется:

  1. Численностью населения.
  2. Рождаемостью.
  3. Смертностью.
  4. Ожидаемой продолжительностью жизни при рождении.
  5. Половозрастной структурой.
  6. Распределением населения на городское и сельское.
  7. Уровнем грамотности взрослого населения.

В РБ была принята Национальная программа демографической безопасности на 2011-2015 годы, в которой определены следующие основные задачи демографической политики:

  • обеспечение социально-экономической поддержки семьи, материнства и детства
  • создание условий для рождения 3 и более детей
  • пропаганда здорового образа жизни в семье
  • формирование чувства ответственности у родителей, уменьшение числа социальных сирот

Цель – стабилизация численности населения в 2015 году на уровне 9,449,45 млн. человек и обеспечение перехода к устойчивому демографическому росту.

3.Для координации политики в области народонаселения и демографической безопасности и выработки согласованных действий республиканских органов государственного управления создан Национальный комитет по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь, который является постоянно действующим органом. Для обеспечения стабилизации демографической ситуации предусмотрен комплекс мер социальной политики по повышению уровня жизни населения, развитию социальной сферы и охране окружающей среды, разработке и реализации национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь о демографической безопасности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает ежегодный расчет показателей демографических угроз в Республике Беларусь и разработку научно обоснованных величин показателей демографических угроз, определяющих их предельно допустимый уровень для сохранения демографической безопасности.

Государственное управление в области обеспечения демографической безопасности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь в области обеспечения демографической безопасности:

определяет государственную политику в данной области;

утверждает Национальную программу демографической безопасности и обеспечивает ее финансирование;

осуществляет контроль за деятельностью республиканских органов государственного управления в данной области;

обеспечивает совершенствование законодательства в области народонаселения и демографической безопасности;

развивает межправительственное сотрудничество в данной области;

осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в области обеспечения демографической безопасности в пределах своей компетенции:

осуществляет мониторинг демографической безопасности в Республике Беларусь и определяет степень демографических угроз;

разрабатывает предложения об основных направлениях государственной политики в данной области;

обеспечивает координацию разработки и контроль за реализацией Национальной программы демографической безопасности;

осуществляет методическое руководство по разработке программ демографической безопасности для административно-территориальных единиц;

организует информационное обеспечение Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов, населения в данной области;

развивает международное сотрудничество в данной области;

осуществляет иные полномочия в области обеспечения демографической безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области обеспечения демографической безопасности в пределах своей компетенции:

осуществляют мониторинг демографической безопасности в административно-территориальных единицах;

обеспечивают реализацию требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в данной области;

обеспечивают реализацию программ демографической безопасности для административно-территориальных единиц и контроль за их реализацией;

информируют население и общественные организации (объединения) о демографической безопасности в административно-территориальных единицах;

осуществляют иные полномочия в области обеспечения демографической безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Национальный комитет по народонаселению, являющийся постоянно действующим органом при Совете Министров Республики Беларусь по проблемам государственной политики в сфере народонаселения, осуществляет координацию политики в области демографической безопасности и выработку согласованных действий, направленных на обеспечение выполнения положений настоящего Закона.

Положение о Национальном комитете по народонаселению и его состав утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Министерство образования – в части мероприятий по социальной поддержке семьи и детства

Министерство здравоохранения – в части мероприятий по укреплению здоровья населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни

Министерство внутренних дел – в части мероприятий по регулированию внешней миграции

облисполкомы, Минский горисполком – в части мероприятий Национальной программы в пределах компетенции

Министерство труда и социальной защиты

4.

Годы Численность населения Рождаемость Смертность Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Половозрастная структура Распределение населения на городское/сельское Уровень грамотности взрослого населения
9 957 тыс чел 9,4 на 1000 чел населения 13,5 на 1000 чел населения Муж63,4 лет Жен 74,7 См под таблицей 6 967,4/ 3 035,1тыс чел
9 630 тыс чел 9,4 на 1000 чел населения 14,7 на 1000 чел населения Муж62,9 лет Жен 75,1 6 965,4/ 2 732,1 тыс чел
9 465 тыс чел 11,5 на 1000 чел населения 14,3 на 1000 чел населения Муж64,7 Жен76,7 7 122,4/ 2 358,8 тыс чел

Численность населения 2012 – 9465,2 тыс чел

Источник

Оцените статью