- Разнообразие и классификация действующих Конституций в странах мира
- Определение и основные особенности
- Важнейшие функции Конституции
- Виды конституций
- По форме
- По структуре
- По содержанию
- По политическому режиму
- По форме правления
- По порядку принятия
- По порядку изменения
- По срокам действия
- По уровню территориального устройства
- КП / Виды конституций. ДОДЕЛАТЬ ПРОБЛЕМЫ
Разнообразие и классификация действующих Конституций в странах мира
Особое значение придается во всех странах основному закону – Конституции. Впервые подобный нормативный акт возник в древнеримскую эпоху. В переводе с латыни слово «constitutio» означает «устройство, установление».
В наше время существует около двухсот государств, каждое из которых закрепляет права и обязанности граждан, а также их взаимоотношения с властью, в Конституции. Чтобы свести все разнообразие этих правовых актов в единую систему, их принято рассматривать с точки зрения видов и форм.
Определение и основные особенности
Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой на территории страны. Она закрепляет принципы государственного устройства, его политическую, правовую и экономическую системы.
Основные особенности Конституции:
- является базой для разработки новых законов;
- является стабильной системой;
- описывает права и обязанности граждан и органов власти;
- является всеобъемлющей на территории государства.
Важнейшие функции Конституции
Независимо от социальной системы, принятой в стране, Конституции разных государств имеют ряд общих черт. Среди них функции Основного закона:
- Учредительная. Закрепляет общественные отношения, подводит под них правовую базу, учреждает политическую систему государства.
- Организаторская. Направляет политическую активность общества, служит механизмом для достижения целей, обозначенных в Конституции.
- Юридическая. Является основой правопорядка в государстве и регулятором общественных отношений. Так же Конституция – это основа для развития законодательства.
Виды конституций
Конституции различают по форме, структуре, содержанию, политическому режиму, форме правления, порядку принятия, порядку изменения, сроку действия и уровню территориального устройства.
По форме
Выделяют два вида Основного закона по форме бытования: писаные и неписаные.
Писаные имеют письменную форму, являются единым нормативным актом (в России, США, Франции) или совокупностью законов (в Испании, Швеции).
Неписаные Конституции в официальных источниках не отражены. Они содержат в себе нормы, определяемые различными актами, обычаями. Каждый по отдельности источник цельной картины не дает.
Такое практикуется в Великобритании, Новой Зеландии. В России до 1918 г. не было Конституции как таковой. Ее роли исполняли Основные законы Российской империи.
По структуре
В большинстве современных государств Конституция представляет собой единый документ. Однако в некоторых странах она продолжает оставаться совокупностью законов, принятых в разное время.
- кодифицированные, которые присущи большинству государств и выглядят как единый нормативно-правовой акт;
- некодифицированные, которые не представляют собой сформированной совокупности законов (Израиль, Финляндия).
По содержанию
Конституции можно рассматривать с позиции их содержания на момент принятия. Они подразделяются на два вида:
- оригинальные – включают в себя новые институты власти, принципы общественных отношений;
- заимствованные – применяющие идеи других Конституций к условиям своей страны. Таких Конституций большинство.
По политическому режиму
В зависимости от закрепляемого в Конституции политического режима, делятся на три возможные категории:
- демократические – провозглашают права и свободы граждан, создают условия для их реализации;
- авторитарные – ограничивают права людей, политические и экономические свободы;
- тоталитарные – запрещают идеологическое и политическое многообразие.
По форме правления
В соответствии с принятой в государстве формой правления конституции могут быть:
- монархическими – в странах с ограниченной монархией (Швеция, Бельгия, Япония, Испания);
- республиканскими – в государствах, чье устройство определяется как республика (Россия, США, ФРГ).
По порядку принятия
Здесь рассматриваются виды Конституций по субъекту их издания. Это может быть монарх, парламент, народное собрание.
Поэтому Конституции можно разделить на следующие группы:
- Дарованные (октроированные) – изданные главой страны без участия представительных органов. Это вынужденная мера, диктуемая обстоятельствами. Является результатом борьбы народа за свои права. Такое происходит в странах Ближнего Востока: Кувейт, Катар, Непал.
- Принятые парламентом (конвентом, учредительным собранием) – выражают пожелания народа (Болгария, США).
- Принятые референдумом (Россия в 1993 г., Армения).
По порядку изменения
По отношению к принятию поправок различают гибкие и жесткие Конституции. Порядок внесения дополнений и поправок установлен в самом документе. Рассмотрим подробнее:
- Изменение гибких Конституций возможно в законодательном порядке. К таким относятся Основные законы Великобритании, Израиля.
- Осуществить поправки к жестким Конституциям сложнее. Это делается только для поддержания стабильности закона. Такими конституциями обладают Австрия, Дания, Египет, Япония.
- Комбинированные Конституции возможно подвергнуть лишь частичным изменениям. Примеры: Основной закон РФ, Конституция Индии.
По срокам действия
Время действия некоторых Конституций ограничивается определенными сроками. В связи с этим выделяют:
- Постоянные Конституции, чей срок действия неограничен. К ним относятся Конституции большинства стран.
- Временные Конституции создаются в переходный для страны период государственных переворотов.
По уровню территориального устройства
По форме государственного устройства по территориальному признаку Конституции могут быть федеративными и унитарными. Кроме того, субъекты федерации могут создавать свои Конституции.
Разграничение по охвату территории:
- Федеративные – провозглашают принципы государства, правовое положение его субъектов. Это Конституции ФРГ, Индии, России, США.
- Унитарные – закрепляют общую для всей страны систему права, систему органов государственной власти (Франция, Италия, Испания).
Текст Конституции служит основой конституционного права. В российской правовой системе оно является основополагающей отраслью, определяет порядок организации и работы органов государственной власти, права граждан. Нормы конституционного права имеют высшую юридическую силу в нашей стране.
Источник
КП / Виды конституций. ДОДЕЛАТЬ ПРОБЛЕМЫ
Виды конституций. Проблемы совершенствования конституций.
Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций, которая позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, глубже изучить содержание и структуру конституций, сопоставить их. выявить особенности правовой природы и в конечном итоге совершенствовать конституционное законодательство. Существует большое множество оснований классификации конституций. Среди них в науке конституционного права можно выделить следующие:
1)По способу принятия (по порядку издания). Этот критерий определяет способ, которым был принят основной закон страны и, в какой-то мере, значении конституции, ее авторитет. Выделяют следующие виды конституций по способу принятия: октроированные (дарованные) — когда существующая верховная власть самостоятельно или под давлением общества ограничивает себя конституцией. Такой властью может быть монарх и принятие конституции в этом случае знаменует переход от абсолютизма к конституционной монархии, Конституция издается без участия представительных органов.. В самом деле, верховная абсолютная власть редко способна осознать правовое и социальное значение конституции, поэтому народу приходится самому или через представителей принимать этот важнейший нормативный документ. Среди принятых конституций выделяют, в частности, три подвида:
принятые парламентом — Парламентом была принята, например, Конституция Соединенных Штатов Америки, в 1787 году. Каждый штат выбрал своих представителей (от двух до восьми человек) и они приняли основной закон государства.
принятые Учредительным Собранием — Учредительное собрание принимало конституции в таких странах, как Италия (1948 год), Япония (1947 год) и Португалия. Основное отличие Учредительного собрания от парламента состоит в том, что парламент — постоянно действующий законодательный и представительный орган, в то время как Учредительное собрание созывается специально для целей принятия конституции или установления основ всей правовой системы. После выполнения этих задач Учредительное собрание прекращает свою работу. В российской истории, после революции 1917 года, Учредительное собрание также должно было принять Конституцию, но большевики, располагающие реальной властью, осознав, что они остались в меньшинстве, после первого же заседания фактически разогнали избранное народами бывшей Российской империи Учредительное собрание.
принятые непосредственно на референдуме — Здесь проект закона готовят опытные юристы-конституционоведы, после чего он выносится на референдум, где народ решает его судьбу. Этот способ представляется одним из самых демократичных, поскольку принятие конституции (да и вообще любого закона особой значимости) — именно тот случай, когда непосредственная демократия имеет преимущества по сравнению с представительной. Конституции многих стран, в том числе Франции (1958 год), Испании (1978 год) и России (все конституции) были приняты путем всенародного волеизъявления. 2)по форме или формальной определенности
писаные — содержит один или несколько нормативно-правовых, формально-определенных актов, принятых особым порядком и содержащих вопросы конституционного регулирования. Надо отметить, что, во-первых, этот документ не всегда называется Конституцией (например, в Федеративной Республике Германии — Основной Закон), а, во-вторых, не всегда конституционно-правовое регулирование осуществляется одним документом (например, в Австрии и Швеции их три). Еще примеры- Финляндия, Швеция.
неписаные – совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев. Эти акты закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве основных законов (Великобритания, Новая Зеландия)
3)по способу изменения.
гибкие (мягкие)- изменяются в том же порядке, что и другие законы (Великобритания)
жесткие конституции – для внесения изменений требуются особые условия (например, квалифицированное большинство голосов, двойной вотум и т.д.) Жесткие конституции существуют в большинстве государств мира, например в Испании, Китае, России.
4)По времени действия
временные – ограничивает срок своего действия, устанавливает условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией. Примеры временных конституций можно видеть в странах, где на момент их принятия существовали особые социально-политические или экономические условия. Так было, например, в послевоенной Германии, вернее в западной оккупационной зоне. Можно отнести и Конституцию Китая 1978 года, которая провозглашала необходимость четырех модернизаций (сельского хозяйства, промышленности, обороны и науки и техники) к 2000 году.
постоянные — не предусматривают пределов своего действия во времени и составляют подавляющее большинство конституционных актов. Например, конституция Мексики 1917 года была провозглашена «вечной». В других странах, таких как Испания, Франция, Бельгия, Италия, Соединенные Штаты Америки конституции также не указывают пределов своего действия во времени и считаются постоянными.
5)По режиму, оформляемому конституцией (или по демократичности)
демократические конституции — те основные законы, которые закрепляют правовой статус человека, и гражданина, его основные права, в объеме, определенном международными соглашениями и договорами. Большинство развитых стран имеют такие конституции (модель «западной демократии»), и их в настоящее время становится все больше и больше.
Тоталитарные — закрепляют господство определенной группы людей над обществом и всесторонний контроль за его членами. Таковыми являются Конституции Китая 1954, 1975, 1978 и 1982 (ныне действующая) годов, в которых четко закреплена руководящая роль Коммунистической партии Китая и невозможность других партий (их насчитывается восемь в современном Китае) прийти к реальной власти.
Авторитарные — господство одного человека в государстве. В настоящее время официальное юридическое закрепление такого положения является редкостью, что нисколько не мешает существованию авторитарных режимов в Африке, Азии и Латинской Америке, но в прошлом таких конституций насчитывалось достаточно много. В качестве примера можно вспомнить Конституцию Франции, принятую на референдуме 1800 года, и дополненную в 1802 году, которая закрепляла за Наполеоном Бонапартом право пожизненного первого консульства.
6)По наличию социально-политических принципов
узкие — являлись первые и некоторые современные конституции. Их отличают небольшой объем, общая регламентация и правовое регулирование, отсутствие детально разработанных полномочий и тонкостей механизма действия государственных органов.
«Широкие» — относятся такие как, итальянская 1948 года, в которой, наряду с нормами, определяющими устройство государства, гарантирующими права и свободы граждан, включены также политико-социальные принципы, а также конституции, например, латиноамериканских государств (Мексика, Парагвай, Гондурас и т.п.).
7)реальность конституционных норм
Фактическая — Большинство современных действующих конституционных норм — фактические, то есть они не просто провозглашены и определены в основном законе страны, но еще и действуют и применяются на практике.
формальная — в некоторых недемократических, тоталитарных, фашистских или социалистических странах, закрепленные права остаются формальностью, не наполненной реальным содержанием. Уже упоминался пример СССР образца 30-70-х годов двадцатого века. Кроме того можно назвать Ливию, Кубу, КНДР, некоторые центральноамериканские государства, где конституционные положения не реализованы на практике и могут грубо нарушаться при соответствующем желании власти
8)В зависимости от формы (Форма конституций — это способ организации и выражения конституционных норм. Прежде всего, форма конституции определяется тем, что конституция, как отмечалось, может состоять из одного или нескольких нормативных актов.)
кодифицированные — представляют собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера (таких конституций большинство). Греция, Португалия
некодифицированные– представляют собой несколько писаных нормативных актов, регулирующих основные вопросы конституционного характера и в равной мере обладающих высшей юридической силой (конституции Швеции, Финляндии, Канады, Австрии).
9) по социальным признакам.( характер закрепляемого основным законом общественного строя и природа политической ) Марксистско-ленинское направление в правоведении обычно различает конституции
переходные к буржуазному типу (в странах капиталистической ориентации)
переходные к социалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе в странах социалистической ориентации).
10) с точки зрения их структуры на консолидированные, неконсолидированные и др.
11)С точки зрения целеполагания
программного характера — Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае, как объясняют его руководители, цель строительства социализма, поставленная в конституции, потребует для своего осуществления приблизительно 100 лет).
Констатирующие — не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США). Однако большая часть норм программных конституций — констатирующие, а в констатирующих конституциях почти всегда содержатся элементы программы (например, в преамбулах).
12)Различают также конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. В редких случаях конституции имеются в автономиях политического характера
Источник