Всеобщая история
Политические режимы послевоенной Европы
Обложка урока взята с источника .
План урока:
После Первой мировой войны перед обществом стояло много задач: восстановление разрушенной инфраструктуры, перестройка жизни с военного времени на мирный лад, возрождение сельского хозяйства и промышленности. Задачу усложнил мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году и охвативший большую часть стран Европы и США.
Чтобы решить эти и множество других проблем послевоенного времени потребовалось объединение усилий всего общества, увеличилась роль государства в экономике. В этих условиях в разных странах мира в 20-30-е гг. установились демократические и антидемократические политические режимы. Они отличались между собой формой взаимодействия государства и общества.
Либерально-демократические режимы
В ряде стран демократический либеральный режим стал способом преодоления экономического кризиса, решения всех общественных проблем. К числу государств, в которых утвердился демократический режим, относились: Англия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Канада.
Запоминаем новые слова!
Демократический режим — это политический режим, при котором народ принимает участие в управлении делами государства, права и свободы граждан защищены законом, закон стоит выше органов государственной власти и президента.
Либерально-демократический режим отличают следующие признаки:
- верховенство закона;
- рыночный тип экономики;
- защита государством права на частную собственность;
- независимость судебной власти;
- выборность органов законодательной власти;
- многопартийность;
- защита со стороны государства гражданских прав и свобод;
- наличие в обществе оппозиции [1] ;
- утверждение принципов свободной торговли.
В начале 30-х годов либерально-демократические режимы в странах Европы и США приобрели некоторые новые особенности:
- В каждом из демократических государств была создана собственная система социального обеспечения. Государство покрывало расходы на пособия для малоимущих, затрачивало средства на преодоление последствий безработицы, организовывало общественные работы с целью увеличения занятости населения.Таким образом, государство сглаживало общественные противоречия, неравенство в доходах граждан путем социальных реформ.
- Расширилось государственное регулирование трудовых отношений. В большинстве государств рабочий класс был самым многочисленным, составлял основу общества, поэтому власти стремились удовлетворить требования рабочих. В демократических государствах были расширены права профсоюзов, приняты меры по урегулированию конфликтов между рабочими и работодателями.
- В США, Канаде, Франции и других демократических странах развернулось женское движение за расширение прав. Так в 1918 по всей Европе началось движение за женское избирательное право, и к 1919 году американки, англичанки, жительницы Нидерландов отстояли свое право принимать участие в выборах наравне с мужчинами.
Источник
Таким образом, Великобритания, США, Канада, Франция вступили в новую стадию развития организованного капитализма. В их обществах, построенных на господстве частной собственности, утвердился демократический политический режим, который сглаживал противоречия между буржуазией и пролетариатом с помощью социальных реформ.
Антидемократические режимы
Не все государства преодолевали послевоенную разруху и мировой экономический кризис путем проведения социальных реформ, утверждения принципов демократии. В некоторых странах сложились антидемократические политические режимы — авторитаризм и тоталитаризм. На первый взгляд эти режимы схожи между собой, однако между ними есть серьезные отличия.
Тоталитаризм – это политический режим, при котором государственная власть устанавливает полный всеохватный контроль над всеми сферами жизни общества: экономикой, политикой, культурой, религией, частной жизнью граждан. Основа любого тоталитарного режима – идеология, будь то коммунизм, нацизм, фашизм.
Запоминаем новые слова!
Коммунизм – идеология, согласно которой частная собственность порождает классовые противоречия, приводит к эксплуатации одного человека другим человеком.
Нацизм – это идеология, представляющая собой одну из форм фашизма, основанная на идее деления всего мира на чистую арийскую расу и все остальные низшие нечистые расы, которые подлежат уничтожению или порабощению.
Фашизм — это идеология, основанная на презрении к демократическим принципам, национализме и политике агрессивных войн, признании необходимости подчинения интересов отдельной личности интересам государства.
- Вмешательство власти во все сферы жизни общества — культуру, политику, экономику, религию, включая личную жизнь граждан государства.
- Подчинение всего народонаселения одной идеологии, с помощью которой создается «новый тип людей» — мыслящих, думающих, действующих так, как того требует государство.
- Страной руководит диктатор, который создает из себя образ непогрешимого, идеального, всемогущего лидера, который не совершает ошибок.
- Замена рыночных отношений, основанных на свободной конкуренции, государственным экономическим планированием.
- Однопартийность – у власти одна единственная партия, оппозиция при этом отсутствует.
- Всевластие тайной полиции, разыскивающей и жестко наказывающей недовольных режимом людей, поощрение среди народонаселения доносительства.
В 20-30 годы политический тоталитаризм сложился в Советской России, Германии и Италии, изначально он был способом преодоления послевоенной разрухи, экономического упадка, но затем стал мощнейшим инструментом для установления тотального контроля государства над обществом. Несмотря на общие признаки, тоталитарные режимы СССР, Германии и Италии несколько отличались между собой.
Источник
Авторитаризм – политический режим, при котором власть в государстве принадлежит одному единственному человеку, провозгласившему себя вождем, лидером, диктатором. При этом участие народонаселения в политической жизни государства сводится к минимуму.
После Первой мировой войны авторитарные режимы были установлены в Польше, Португалии, Испании, в большинстве стран Латинской Америки.
Авторитаризм, во многом похож на тоталитарный политический режим, однако он имеет ряд отличий:
- В авторитарном государстве,несмотря на то, что доминирует официальная идеология, допускаются другие идейные течения.
- Государство не вмешивается в личную жизнь своих граждан.
- Тотальный контроль власти не распространяется на культурную жизнь и религию.
- Несмотря на то, что государством правит одна единственная партия, допускается наличие оппозиции.
- Власть опирается на силу, однако массовых репрессий, как при тоталитарном режиме, не происходит.
Таким образом, авторитаризм занимает промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом, представляет собой некую смягченную версию тоталитарного политического режима.
Тоталитаризм в Советской России
В 1924 году после смерти В.И. Ленина с приходом к власти И.В. Сталина в Советской России окончательно установился тоталитарный политический режим. Законодательная, исполнительная и судебная власть сконцентрировалась в руках И.В. Сталина.Повсюду проводились так называемые «чистки»- расстрелы всех, кто не разделял сталинскую модель правления. Репрессии [2] против инакомыслящих проводились как в высших органах власти, так и среди простого народонаселения.Сотни тысяч людей погибли после установления тоталитаризма в СССР.
В Советской конституции провозглашались многие права и свободы граждан, однако на деле, все они нарушались, не соблюдались. За людьми устанавливалась тотальная слежка, поощрялось доносительство, поиск «внутреннего врага». Отличительной особенностью советского тоталитаризма было полное огосударствление экономики –переход частной собственности в собственность государственную.
Итальянский фашизм
Формирование тоталитаризма в Италии связано с зарождением фашизма.
После Первой мировой войны итальянская экономика оказалась в полном упадке. Вернувшиеся с фронта итальянские солдаты не могли приспособиться к мирной жизни, более 2 миллионов человек не смогли найти себе работу. В то время как другие страны восстанавливались после войны за счет переданных им территорий, Италия не получила обещанных Антантой земель и осталась «у разбитого корыта».
В этих условиях происходило зарождение фашизма в Италии, чувствовавшие себя обманутыми итальянцы поставили перед собой цель – обеспечить процветание страны путем порабощения других народов. Лидером итальянской нации стал вождь Бенито Муссолини, завоевавший власть в Италии и установивший там тоталитарный фашистский режим.
Сущность тоталитаризма в Италии можно выразить словами самого Муссолини: «Все в государстве, ничего вне государства», который утверждал, что каждый итальянец должен забыть о собственных интересах и целях и подчинить свою жизнь интересам страны, которую возглавлял он сам. Диктатор Муссолини сосредоточил в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть, превратил миллионы итальянцев в последователей фашизма. Противников фашизма отправляли в тюрьмы, однако массовых расстрелов недовольных режимом в Италии не было.
Источник
Политика Муссолини позволила Италии преодолеть последствия мирового экономического кризиса — государство обеспечило безработных рабочими местами, стало регулировать цены на продукты питания и промышленные товары, контролировало размер заработной платы рабочим. Более серьезные проблемы должна была разрешить агрессивная внешняя политика Муссолини, направленная на захват «вражеских территорий».
Зародившийся в Италии фашизм вызывал отвращение и благоговение в странах Западной Европы. В некоторых государствах возникли антифашистские движения, направленные против установления фашистского режима в собственной стране. Другие государства решили повторить опыт Италии, одним из таких государств была Германия.
Нацизм в Германии
Нацизм – это германский фашизм, основанный на идее превосходства над всеми одной расы — арийской. Причины нацизма в Германии:
- Катастрофический упадок экономики, гиперинфляция, хозяйственная разруха.
- Непомерно высокие репарации, возложенные на Германию странами-победительницами после Первой мировой войны.
- Оккупация Германии французами, англичанами и другими войсками стран-победительниц уязвляла гордость немецкого народа, порождала националистические идеи.
- Территориальные потери Германии (после Первой мировой у нее отобрали все колониальные владения, Эльзас и Лотарингию и другие области) вызывали возмущение немцев, ненависть к французам, англичанам и другим национальностям.
Источник
Нацизм в Германии утвердился благодаря Адольфу Гитлеру, который утверждал, что все беды в стране происходят по вине мирового еврейства, американских и английских олигархов. Спасение Германии, как и всего мира, Гитлер видел в уничтожении евреев и цыган, порабощении нечистокровных рас- славян, армян и прочих не арийских национальностей.
Словарь
1. Оппозиция — противодействие по отношению к правящей партии, противопоставление мнению правящего лидера, властной группировки.
2. Репрессии – карательные меры применяемые государствам по отношению к инакомыслящим, противникам власти и правящего режима.
Источник
Демократические государства первой половины XX в
В первой половине XX века демократическое государства существовало только в США и некоторых европейских странах.
Классическим образом демократии были в это время США. После Первой мировой войны продолжалась демократизация их государственного строя. В 1921 г XIX поправка в Конституции США дала избирательные права женщинам. Серьезным испытанием для Американской демократии стала «великая депрессия» 1929—1933 г., когда промышленное производство и национальный доход сократились в два раза, разорилось 40% банков и около 17 млн человек лишились работы. В этих условиях вполне возможными выходами из кризиса были революция российского образца или установление фашистской диктатуры, но американская элита сумела найти третий вариант решения социально-экономических проблем — «новый курс» Ф. Рузвельта (президент США в 1933—1945г.). Его основные направления:
1. Стабилизация финансовой системы (запрещение вывоза золота, девальвация доллара, поддержка крупных банков).
2. Регулирование работы промышленности (государственное регулирование рынков сбыта, цен, условий кредита, зарплаты и т. д.).
3. Поддержка сельского хозяйства (сокращение посевных площадей и поголовья скота с целью повышения цен на сельскохозяйственную продукцию).
4. Создание системы социальной помощи (открытие «трудовых лагерей», введение пенсий и пособий по безработице).
В результате была создана оптимальная модель общества, сочетавшая демократические свободы с активным государственным вмешательством в социально-экономические процессы, что позволило капитализму в конце XX в. одержать победу над социализмом.
В Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии (СК) продолжалось начавшееся еще на рубеже XIX—XX вв. усиление исполнительной власти за счет законодательной:
1. В военное время и в случае введения чрезвычайного положения вся полнота власти передавалась правительству (по закону 1920 г.)
2. Продолжалась бюрократизация государственного аппарата (число английских чиновников в 1914—1923г. выросло в два раза).
В то же время продолжалась демократизация государственного строя СК:
1. В 1919 г. женщины получили частичное избирательное право (мужчины голосовали с 21 года, женщины — с 30 лет и при условии владения недвижимостью с годовым доходом не ниже
5 фунтов стерлингов), в 1929 г. были уравнены с мужчинами.
2. Началась демократизация Британской колониальной империи: после Первой мировой войны английские доминионы получили более широкую автономию, а в 1931 г. Британская империя была преобразована в федерацию Британское содружество, субъекты которой стали почти самостоятельными государствами (имели право на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, свое законодательство и собственные вооруженные силы, а кандидатуры генерал-губернаторов согласовались с правительством доминионов).
3. В Северной Ирландии в 1920 г. были созданы парламент и правительство.
Сложным и противоречивым было развитие Третьей республики во Франции. С одной стороны, здесь сохранялась демократия, с другой – углублялся кризис Третьей республики:
1. В условиях, когда президент лишался реальной власти, а правительство оказалось под сверхжестким контролем парламента («абсолютный парламентаризм») обычным явлением стали парламентские кризисы (средний срок пребывания кабинета у власти не превышал шести месяцев).
2. Обострилась политическая борьба между ультраправыми и левыми партиями, результатами которой стали фашистский путч 1934 г. и приход к власти Народного фронта в 1936 г.
Ослабление французского государства привело к его быстрому разгрому немецкими войсками в мае-июне 1940 г. Третья республика пала. Две трети ее территории было оккупировано немцами, а на юге Франции создан авторитарный «режим Виши» (ликвидирован в 1942 г.)
В Германии демократическая Веймарская республика (1919—1933) была создана в результате Ноябрьской революции 1918 г. Император Вильгельм II отрекся от престола и бежал в Голландию, а его правительство передало власть социал-демократам, которые объявили о выборах в Учредительное собрание. На этих выборах (январь 1919 г.) большинство голосов
(16 млн) получили буржуазные партии, но президентом и главой правительства стали социал-демократы М. Эберт и Ф. Шейдеман, партия которых собрала на выборах 13,5 млн голосов. В июне 1919 г. Учредительное собрание приняло Веймарскую конституцию. Она сохранила в Германии федеративное государственное устройство (в немецких землях сохранились свои конституции, ландтаги и правительства, а верхняя палата парламента, Рейхсрат, формировалась земельными правительствами), но изменила ее форму правления. Главой государства стал президент, избираемый гражданами Германии на семь лет. Он командовал вооружёнными силами, назначал на высшие военные и гражданские должности, в том числе рейхсканцлера (главы правительства), имел право помилования и введения чрезвычайного положения, заключал договоры с иностранными государствами. Высшим органом законодательной власти остался двухпалатный парламент. Его верхняя палата, Рейхсрат, формировалась земельным правительством, а нижняя палата, Рейхстаг, избиралась гражданами Германии по партийным спискам. При этом президент имел права роспуска Рейхстага и назначения досрочных парламентских выборов. Высшим органом исполнительной власти было правительство, ответственное перед Рейхстагом, но его глава назначался, а министры утверждались президентом. Полномочия канцлера были неопределенными (он «формулировал руководящие принципы политики»). Конституция 1919 г. закрепила права и свободы граждан Германии (свободу слова, печати, союзов и т. д.), но немецкая демократия оказалась непрочной и в 1933 г. была уничтожена Гитлером.
2. Демократические государства
второй половины XX — начала XXI вв.
После Второй мировой войны продолжалось развитие демократии в старых демократических государствах — США, Соединенном Королевстве Великобритании и Франции.
В США на рубеже 40—50-ых гг. началась «эра Маккартизма» (по имени сенатора Дж. Маккарти).
1. Началось преследование левых организаций и лиц левых убеждений. Коммунистические организации подлежали обязательной регистрации, а их члены ограничивались в гражданских правах. 10 млн человек, в том числе Ч. Чаплин, П. Робсон и другие, прошли проверку на благонадежность. В результате Компартии США и другие левые организации были загнаны в подполье, а их лидеры арестованы.
2. В 1947 г. Законом «О регулировании Трудовых отношений» (Законом Тафта-Хартли) было ограничено право на забастовку (запрещены политические стачки, стачки солидарности, введено предупреждение о забастовке за 60 дней до ее начала).
В 60—70-е гг. «Эра Маккартизма» кончилась, и началась либерализация государственного строя США:
1. Прекратилось преследование левых организаций. В 1965 г. Верховный суд США признал неконституционным требование обязательной присяги руководителей американских профсоюзов об их не принадлежности к компартии ( введено законом Тафта-Хартли) и запрет коммунистам занимать профсоюзные должности, введенный законом 1959 г.
2. «Законом о гражданских правах» 1964 г. и «Законом об избирательных правах» 1965 г. была ликвидирована система расовой дискриминации (убраны таблички «Только для белых» в общественных местах, введено совместное обучение белых и негров, последние получили избирательные права в южных штатах). В результате в 80-е гг. сенаторами от штата Гавайи стали японец и китаец, мэрами Вашингтона, Лос-Анджелеса и Чикаго — негры;
в 2000—2008 гг. пост государственного Секретаря США занимали мулаты К. Пауэлл и К. Райс, в 2008 г. Президентом США был избран мулат Б. Обама.
Завершилась демократизация американской избирательной системы. XXIV поправкой к конституции США (1964 г.) было запрещено ограничение избирательного права какими-либо налогами, в том числе избирательным (до 1964 г. в 11 южных штатах из-за этого налога избирательных прав были лишены 10 млн человек, в основном негры). XXVI поправка (1971 г.) снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет (по XIV поправке 1868 г. – 21 год).
В 1988 г. было запрещено проведение выборов только на английском языке, если более 5% граждан, проживающих на территории избирательного округа, составляют национальные меньшинства.
В СК продолжалась демократизация государственного строя:
1. Шла демократизация английской избирательной системы.
В 1949 г. было введено двойное гражданство в доминионах (общебританское и доминионов), в 1969 г. возрастной избирательный ценз был снижен с 21 года до 18 лет, в 1983 г. получили избирательные права граждане Ирландской республики и все граждане Британского содружества.
2. Получили автономия Шотландия и Уэльс.
В 50—60-е гг. госсекретари по делам этих регионов вошли в состав Британского правительства, в 1997 г. в Шотландии и Уэльсе были созданы парламенты.
3. Окончательно сформировалась новая двухпартийная система, когда у власти меняли друг друга не консерваторы и либералы, как в XVIII — XIX вв., а лейбористы и консерваторы.
Это стало ясным после победы лейбористской партии на парламентских выборах 1945 г., прихода к власти «новых лейбористов» (они в отличие от лейбористов первой половины ХХ в. ориентировались не на «синих воротничков», верхушку рабочего класса, а на «белых воротничков», средний класс, отказались от тотального государственного вмешательства в социально-экономические процессы, в том числе от национализации, и т. д.) в 1997 г. и формирование коалиционного правительства консерваторов и либерал-демократов в 2010 г.
4. Продолжалось реформирование английского парламента.
«Законом о пэрстве» 1958 г. была оформлена новая структура — Палаты лордов: более 800 наследственных пэров и более 300 пожизненных пэров, назначаемых королевой.
В результате разгрома государств гитлеровского блока демократия победила еще в трех странах — Германии, Италии и Японии.
Германия по решению Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) была разделена на четыре оккупационные зоны: советскую, американскую, английскую и французскую. В 1946 г. американская и английская зоны были объединены в Бизонию, в 1948 г. в Западной Германии была создана единая оккупационная зона — Тризония. Здесь был проведен ряд демократических реформ, которые привели к ликвидации гитлеровской тоталитарной системы:
1. Денацификация (уничтожение нацистской партии и подчиненных ей организаций).
Трибуналы союзников и немецкие комиссии по денацификации разделяли все население Западной Германии на пять категорий («главные виновники», «обремененные виной», «менее обремененные», «попутчики» и «незатронутые»), первые три из которых привлекались к уголовной ответственности. Но эта реформа дала противоречивые результаты: с одной стороны, нацистская элита была отстранена от власти и понесла наказание (по приговору Нюрнбергского трибунала 12 руководителей «Третьего рейха» были приговорены к смерти, 7 — к длительным срокам тюремного заключения), а государственные институты гитлеровской Германии (НСДАП, СС и др.) объявлены «преступными организациями» и ликвидированы, с другой — денацификация не привела к полной чистке государственного аппарата Западной Германии от нацистов (95% из них сохранили свои посты в государственных учреждениях и силовых структурах).
2. Радикальные экономические реформы (денежная, налоговая и др.), которые привели к быстрому восстановлению в Западной Германии довоенного уровня экономического развития (уже к 1950 г.) и созданию «социального государства» — ФРГ.
Юридически оно было оформлено Оккупационным статутом (апрель 1949 г.) и Основным законом ФРГ (май 1949 г.). Первый из этих правовых актов закрепил контроль оккупационных властей над политической ситуацией в Западной Германии (надзор за соблюдением ее конституции и конституций немецких земель и т. д.), второй оформил государственный строй ФРГ. В состав этого государства вошли 10 земель (после объединения Германии в 1990 г. — 16) со своими конституциями, ландтагами и правительствами. Главой государства был президент, избираемый на 5 лет специальным органом, Федеральным собранием, но он не имеет реальной власти, так как большинство его полномочий нуждается в обязательной контрассигнации главой правительства или министра. Высший орган законодательной власти ФРГ — двухпалатный парламент (члены его верхней палаты, Бундесрата, назначаются земельными правительствами; депутаты нижней палаты, Бундестага, избираются на 4 года гражданами Германии). Высший орган исполнительной власти — правительство ФРГ, в которое входят федеральный канцлер (глава правительства), вице-канцлер, главы министерств и министры без портфеля. Кандидатура канцлера выдвигается президентом, но избирается он Бундестагом. Его роль в государственном механизме ФРГ очень велика: он определяет курс внутренней и внешней политики, в случае его отставки уходит в отставку се правительство. Первые парламентские выборы были проведены в Западной Германии в августе 1949 г., а Бундесрат, президент и канцлер появились месяцем позже, но и после этого ФРГ не стала полностью суверенным государством (у нее не было вооруженных сил, а внешняя политика и внешние экономические связи оставались под контролем верховных комиссаров США, Великобритании и Франции). Только после того, как в 1951 г. Оккупационный статут был пересмотрен (в его новой редакции был снят контроль оккупационных властей над немецким законодательством, а властям ФРГ были переданы практически все внешнеэкономические полномочия), а между ФРГ и великими державами
в 1952 г. был подписан Общий договор, согласно которому «оккупация заканчивалась» и за Германией признавалась «полная власть суверенного государства во внутренних и внешних делах», ФРГ стала подлинно суверенным государством (с вооруженными силами, самостоятельной внешней и экономической политикой и т. д.).
В Италии после ее полного освобождения от немецких оккупантов и итальянских фашистов (апрель 1945 г.) возникла сложная политическая ситуация. С одной стороны, старая реакционная элита (король Виктор-Эммануил III, правительство маршала Бадольо и т. д.) стремилась не допустить радикальной демократизации итальянского государства, с другой — возникла угроза установления в Италии коммунистического режима сталинского образца, к чему стремились итальянские коммунисты и левые социалисты, опиравшиеся на сильные партизанские отряды, созданные в 1943
— 1945 гг., и поддержку коммунистических режимов СССР и Югославии. Но демократическим силам Италии удалось нейтрализовать и угрозу справа, и угрозу слева: монархия была ликвидирована референдумом о форме правления (1946) и принятием конституции Итальянской республики (1947), угроза слева — оккупацией Италии англо-американскими войсками и разоружением партизанских отрядов. В результате была создана демократическая республика, конституция которой провозглашала ряд политических свобод (слова, союзов, совести, печати и др.) и социальных прав граждан (на труд, отдых, социальное обеспечение, образование) и «новую социальную концепцию собственности», которая предусматривала активное государственное вмешательство в социально-экономические процессы (государственный контроль над частными компаниями, ограничение крупного землевладения, возможность национализации и т. п.). Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент (верхняя палата — Сенат, нижняя — Палата депутатов), главой государства — президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в руках правительства.
В 60 — 70-е гг. в Италии был проведен ряд демократических реформ (национализация электроэнергетической промышленности, ограничение крупного землевладения на юге и др.), которые означали завершение демократизации итальянского государства.
Демонтаж тоталитаризма и формирования демократии в Японии имели некоторые особенности:
1. Демонтаж тоталитарного режима в Японии был результатом не его кризиса, как в Италии, Испании и социалистических государствах Восточной Европы, а следствием мощного нажима на японское общество американской оккупационной администрации.
2. В первые послевоенные годы в Японии, в отличие от Италии и Германии, были сильны позиции старой элиты (император и его окружение, депутаты парламента тоталитарной эпохи и т. д.)
3. Демократизация японского государства стала необратимой лишь в результате реформ второй половины 40-х гг. и нейтрализации двух угроз демократии — попыток реванша со стороны реакционной японской элиты в 1945—1947 гг. и мощного наступления левых сил (коммунистов и левых социалистов) в 1947—1949 гг.
Демонтаж японского тоталитаризма начался с оккупации Японии американскими войсками (август 1945 г.), в результате которой реальная власть в стране перешла к американской военной администрации во главе с генералом Макартуром. Но в отличие от Германии, где старый государственный аппарат был разрушен сразу же после ее оккупации союзными войсками, в Японии он сохранился в почти неизменном виде. Главой государства оставался император Хирохито (1926—1989). Правительство принца Н. Хигасикуни, сформированное после капитуляции Японии 15 августа 1945 г., состояло из высших чиновников министерств юстиции и внутренних дел тоталитарной эпохи и отказывалось от проведения каких-либо реформ. До декабря 1945 г. работал парламент, «избранный» в 1942 г.
В связи с этим осенью 1945 г. между американской военной администрацией и японскими властями начался конфликт (поводом стала попытка правительства Хигасикуни сохранить антикоммунистические законы военного времени), который закончился сменой исполнительной и законодательной власти в Японии. В октябре 1945 г. правительство Хигасикуни сменилось более лояльным к оккупационным властям кабинетом К. Сидэхары, а в декабре 1945 г. был распущен японский парламент. Но и после этого позиции либерального крыла японской элиты были очень слабы. Новое правительство пыталось сохранить конституцию 1889 г., а в руководстве японских партий и после роспуска старого парламента самыми сильными были политики, связанные с тоталитарным режимом. Поэтому американская военная администрация вынуждена была проводить демократизацию Японии по двум взаимосвязанным направлениям — радикальных реформ, навязанных американцами японскому обществу вопреки сопротивлению его элиты, и обновления самой этой элиты.
Задача обновления японской элиты решалась путем ее чисток. В январе 1946 г. по распоряжению штаба оккупационных войск началось массовое увольнение чиновников-реакционеров. Эта чистка коснулась и депутатов парламента, «избранного» в 1942 г., как кандидатов Политической ассоциации поддержки трона (им было запрещено участвовать в новых парламентских выборах), что привело к победе на выборах в новый японский парламент (апрель 1946 г.) проамериканской Либеральной партии.
Одновременно в Японии был проведен ряд демократических реформ:
1. Была завершена демилитаризация Японии (распущены вооруженные силы и тайная полиция, запрещены милитаристские организации, осуждены японские военные преступники, 28 из которых были казнены, ликвидированы концерны ВПК), запрещена националистическая пропаганда в школах и вузах, синтоизм потерял значение государственной религии.
2. В ходе аграрной реформы 1946 г. были ликвидированы крупное (по японским меркам) землевладение, массовое безземелье крестьян и непосильные для них арендные платежи. Земля свыше максимального надела в 9 га принудительно продавалась государству, которое на льготных условиях (по ценам 1939 г.) продавало ее крестьянам. В результате удельный вес крестьян-собственников в японской деревне в 1946 — 1950 гг. вырос с 33% до 62%, а доля арендаторов снизилась с 28% до 5%.
3. В ходе промышленной реформы 1947 г. на японских предприятиях были созданы Советы управления, в которые на равных условиях входили владельцы предприятий, менеджеры и представители профсоюзов. Эти советы избирали администрацию предприятий и обеспечивали справедливое распределение доходов между капиталом, трудом и управлением.
4. По новой Конституции Японии 1947 г., разработанной юристами из штаба Макартура, главой государства остался император, но он лишился реальной власти, став «символом государства и единства народа». Исполнительная власть была сосредоточена в руках правительства, глава которого назначался парламентом. Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент (верхняя палата — Палата советников, нижняя — Палата представителей), образцом для которого был Конгресс США.
Главный результат этих реформ и чистки японского государственного аппарата от реакционеров — полная ликвидация социально-экономических и политических структур авторитарного и тоталитарного периодов и сохранившихся после «реставрации Мэйдзи» феодальных пережитков, что позволило завершить модернизацию и вестернизацию японского общества и государства.
В Испании переход от авторитаризма к демократии начался после смерти Ф. Франко (ноябрь 1975 г.). В июле 1976 г. было сформировано новое испанское правительство, главой которого стал Адольфо Суарес, генеральный секретарь «Национального движения» (бывшей Испанской фаланги). В его правительство вошли представители центристских партий, не занимавшие в годы франкизма высоких постов и не участвовавшие в Гражданской войне 1936—1939 гг. (их средний возраст — 46 лет). В программе нового кабинета говорилось, что он стремится к установлению в Испании демократии и обещает ряд реформ (амнистию политзаключенных, легализацию всех партий, свободные парламентские выборы и принятие новой конституции). За шесть лет деятельности правительства Суареса (1976 — 1982) эта программа была выполнена:
1. В результате двух амнистий 1976—1977 гг. было освобождено большинство политзаключенных (кроме террористов).
2. В апреле 1977 г. были легализированы оппозиционные партии, в том числе коммунистическая.
3. В декабре 1976 г. на референдуме был утвержден «Закон о политической реформе» (за него проголосовали 94% участников референдума), по которому франкистские кортесы заменялись двухпалатным парламентом (верхняя палата — Сенат, нижняя — Конгресс депутатов), избираемым всеобщим прямым голосованием, но у этого закона были некоторые недостатки: глава правительства, председатель парламента и шестая часть сенаторов назначались королем, и ничего не говорилось об ответственности правительства перед парламентом.
4. В июне 1977 г. в Испании были проведены первые после 1936 г. свободные парламентские выборы, в которых участвовали 157 партий и политических организаций. Первое место занял Союз демократического центра (блок центристских партий, выражавших интересы новой испанской буржуазии), второе — Испанская социалистическая рабочая партия (СДЦ получил 35% голосов, ИСРП — 29%). В результате было сформировано однопартийное правительство СДЦ, главой которого остался Суарес, ставший председателем этой партии.
Источник