Денежно кредитная политика стран снг

Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 «О единой денежной системе и согласованной денежно — кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства»

от 9 октября 1992 года

О ЕДИНОЙ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЕ И СОГЛАСОВАННОЙ

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВ,

СОХРАНИВШИХ РУБЛЬ В КАЧЕСТВЕ ЗАКОННОГО

Государства-участники настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем Сторонами,

подтверждая стремление поддерживать и развивать сложившиеся экономические связи в интересах своих народов на взаимовыгодной и равноправной основе,

стремясь к стабилизации денежного обращения и защите экономических интересов населения и хозяйствующих субъектов от инфляции,

признавая необходимость воздерживаться от любых действий, наносящих ущерб друг другу,

действуя в соответствии с ранее заключенными двусторонними и многосторонними соглашениями,

согласились о нижеследующем:

На территории Сторон единым законным платежным средством является рубль. Всякие ограничения на обращение рубля не допускаются.

На территории государств, где наряду с рублем законным платежным средством в наличном обороте признаны другие аналоги денег (купоны, расчетные билеты и т.п.), эмиссия этих аналогов должна производиться в пределах общей суммы рублевой эмиссии в соответствии со статьей 7 настоящего Соглашения.

Стороны принимают на себя ответственность за поддержание устойчивости рубля и, исходя из этого, координируют свою бюджетную, налоговую, денежно-кредитную и валютную политику.

Стороны согласились в дальнейшем осуществлять расчеты по взаимным товарным поставкам, выполненным работам и оказанным услугам в соответствии с международной торговой и банковской практикой, стремясь к сбалансированности взаимных расчетов.

Взаимная задолженность, возникшая в связи с несбалансированностью расчетов между Сторонами и отраженная на корреспондентских счетах, открытых национальными (центральными) банками друг у друга, подлежит урегулированию. Погашение задолженности одной Стороны другой Стороне осуществляется в порядке и в сроки, определяемые специальным двусторонним межправительственным соглашением.

Стороны будут содействовать урегулированию взаимных долговых обязательств хозяйствующих субъектов Сторон.

Стороны признают необходимость создания Межгосударственного банка, считая его первоочередной задачей осуществление взаимных межгосударственных расчетов.

Правительствам и национальным (центральным) банкам Сторон в двухмесячный срок представить на рассмотрение глав государств-участников настоящего Соглашения проект Соглашения об учреждении Межгосударственного банка и проект документов, регламентирующих его деятельность.

До образования Межгосударственного банка Стороны делегируют Центральному банку Российской Федерации право осуществлять эмиссию наличных денег и регулировать кредитную эмиссию, объемы которой определяются Межбанковским координационным Советом национальных (центральных) банков государств рублевой зоны.

Российская Федерация берет на себя обязательство по удовлетворению потребности в налично-денежных средствах национальных (центральных) банков Сторон.

Стороны будут оказывать своим национальным (центральным) банкам всемерное содействие в осуществлении единой денежно-кредитной политики.

Стороны являются правопреемниками рубля бывшего СССР и признают полную ответственность по требованиям и обязательствам, связанным с эмиссией рубля, произведенной бывшим Госбанком СССР, а также национальными (центральными) банками Сторон за период до 1 января 1992 года.

Кредитная эмиссия, произведенная банками в 1992 году до заключения настоящего Соглашения, должна учитываться межбанковским координационным Советом национальных (центральных) банков государств рублевой зоны при определении квот на кредитную эмиссию в 1992 — 1993 годах.

Стороны считают необходимым достижение свободной конвертируемости рубля и в этих целях координируют свою деятельность, осуществляют взаимодействие с международными финансовыми и банковскими институтами.

Стороны согласились в том, что на их территории применяется курс рубля, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации в порядке, определяемом их национальными (центральными) банками.

Стороны условились, что с момента подписания настоящего Соглашения на физические и юридические лица — резиденты государств рублевой зоны, не согласовавших с договаривающимися Сторонами своей денежно-кредитной политики и не присоединившихся к настоящему Соглашению, распространяются нормы и правила валютного регулирования, открытия и использования рублевых счетов в банковских учреждениях, действующие для нерезидентов.

Стороны согласились информировать друг друга относительно условий их соглашений с государствами, не присоединившимися к данному Соглашению, по вопросам, являющимся предметом настоящего Соглашения.

В случае принятия одной из Сторон решения о введении национальной денежной единицы оно может быть осуществлено только в соответствии с Межгосударственным Соглашением «О защите интересов государств рублевой зоны в случае введения отдельными государствами национальной валюты», подписанным 6 июля 1992 года в городе Москве.

Настоящее Соглашение не направлено на ущемление интересов государств, не подписавших его. Стороны выражают готовность заключить с ними Соглашение о Платежном Союзе.

Настоящее Соглашение остается открытым для присоединения других государств, желающих использовать рубль в качестве законного платежного единого средства.

Совершено в городе Бишкеке 9 октября 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Судебная практика и законодательство — Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 «О единой денежной системе и согласованной денежно — кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства»

во исполнение Соглашения о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства, и Решения Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, принятых 9 октября 1992 года в Бишкеке,

Источник

Перспективы развития и совершенствования денежно-кредитной политики стран СНГ

Опыт проведения денежно-кредитной политики в различных странах в течение нескольких десятилетий позволяет выявить ее сильные и слабые стороны, определить факторы, оказывающие влияние на ее эффективность. С одной стороны, согласованная с правительством в рамках общих направлений регулирования экономики и проводимая Центральным банком денежно-кредитная политика отличается гибкостью.

Во всех странах СНГ центральные банки обладают известной независимостью от правительства и могут оперативно принимать решения по корректировке денежно-кредитной политики в зависимости от меняющейся экономической ситуации.

Проведение центральными банками текущих мероприятий в денежно — кредитной сфере не связано с продолжительными процедурами согласовании и принятием специальных распоряжений органами государственной власти.

В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году.

При сохранении антиинфляционной направленности денежно — кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово — экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

Банк России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года.

В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.

Динамика обменного курса рубля будет определяться главным образом действием фундаментальных макроэкономических факторов. В рамках выбранного режима валютной политики. Банк России будет использовать валютные резервы, обеспечивая сохранение их объема на уровне, необходимом для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.

Сокращение объема интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке может существенно повлиять на динамику международных резервов Российской Федерации и уменьшить влияние чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на рост денежного предложения. С целью обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги Банк России продолжит использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов. На успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств.

По мере замедления инфляционных процессов Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.

Банк России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь, поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.

Самостоятельность центральных банков в проведении денежно-кредитной политики позволит также успешно противостоять давлению со стороны политиков, когда краткосрочные политические цели правительства вступают в противоречие с основной стратегической линией макроэкономического регулирования. Подобное часто наблюдается в условиях приближающихся выборов, растущего дефицита государственного бюджета и т.д. Все это делает денежно-кредитную политику чрезвычайно привлекательным инструментом государственного регулирования экономики.

С другой стороны, в проведении денежно-кредитной политики возникают серьезные ограничения, которые таят в себе опасность ухудшения экономической ситуации.

Во-первых, это обусловлено общими особенностями использования косвенных методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других рынках. Например, политика дорогих денег снижает темпы инфляции, обеспечивая стабилизацию на финансовых рынках. В то же время она способна понизить объем кредитов, ухудшить условия инвестирования, вызвать падение темпов экономического роста и усилить безработицу. В связи с этим при проведении денежно-кредитной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры для их нейтрализации.

Однако здесь возникают свои трудности. Даже если предположить, что экономисты способны составить точный прогноз развития экономической ситуации, существуют так называемые временные лаги, или временные задержки, между изменениями денежной массы, находящейся в обращении, и реакцией на них других экономических переменных. В эти периоды ряд привходящих обстоятельств может нарушить ход экономических процессов.

Таким образом, возникнет необходимость корректировки денежно-кредитной политики, что, в свою очередь, может привести к противоречию между ее долго- и краткосрочными целями. Подобное явление известно как проблема временных несоответствий. Наличие таких несоответствий, по мнению основоположников неоклассической теории рациональных ожиданий, способно свести на нет все усилия монетарных властей, направленные на обеспечение экономической стабильности.

За последние 20 лет эволюционные и революционные изменения в экономике сформировали современную картину банковских систем стран СНГ. Их современное состояние отражает уровень экономического развития, финансовых возможностей, успешность проводимых экономических реформ, а также степень интегрированности стран СНГ.

В целом эти банки (за исключением нескольких системообразующих банков) характеризуются низким уровнем капитализации, малым количеством подразделений, хроническим дефицитом долгосрочных ресурсов и ликвидности, и т.д.

Динамика потенциала банковских систем России, Казахстана и Украины в 2008-2010 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2. Динамика потенциала банковских систем России, Казахстана и Украины в 2008-2010 гг. (%)

2008 2009 2010
Уровень реализации потенциала на конец года, %
Россия 57,3 60,6 66,1
Казахстан 59,9 68,7 62,6
Украина 47,7 47,1 48,5
Индекс потенциала, за год
Россия 1,015 1,058 1,091
Казахстан 1,039 1,147 0,911
Украина 1,040 0,989 1,028

На протяжении 2008-2009 гг. лидером по уровню реализации потенциала являлись банки Казахстана, в 2010 году Казахстан уступил лидерство российским банкам, уровень реализации потенциала которыми достиг 66,1%. Украинский банковский сектор на протяжении всего рассматриваемого периода уступал, как казахским, так и российским банкам, причем со временем отставание украинских банков от российских и казахских конкурентов увеличилось.

Анализ показателей реализации потенциала отдельными банками рассмотренных стран показал, что если характеристики потенциала банковских секторов России, Казахстан и Украины находятся на близком уровне, колеблющемся в диапазоне 50-60%, то для отдельных банков разрыв является гораздо более существенным. По уровню реализации потенциала отдельные кредитные организации Казахстана и Украины в разы уступают своим российским конкурентам, что может являться препятствием для успешной для всех участников интеграции финансовых этих государств.

Комплекс антикризисных мер, выработанных и реализуемых в странах СНГ, стал логическим продолжением проводимой экономической и денежно-кредитной политики и фактором, корректирующим траекторию развития банковских систем. Успехи антикризисных программ, проводимых странами СНГ, были предопределены двумя основными условиями: наличием у той или иной страны международных резервов, а также обоснованностью, оперативностью и адекватностью принимаемых решений.

С точки зрения наличия резервов, в относительно выигрышном положении были Россия и Азербайджан, а Грузия и Армения вынуждены были обратиться к МВФ и другим странам. Поэтому успешность этих мер была разной, и, соответственно, последствия реализации этих программ для дальнейшей посткризисной трансформации банковских систем стран СНГ будут различными.

В г. Баку в мае 2010 года было принято решение о создании Общественной Организации «Центрально-Евразийская Банковская Федерация — ЦЕБФ» при соучредительстве нижеследующих организаций: Ассоциации Банков Азербайджана, Ассоциации Банков Грузии, Союз Банков Кыргызстана и Ассоциации Банков Украины. Цель Федерации: усиление регионального делового сотрудничества и развития финансово-банковских отношений, на фоне возрастающей роли процессов регионального сотрудничества, способствующих укреплению безопасности и стабильности, экономическому развитию и социальному процветанию региона Центральной Евразии.

Создание Федерации призвано способствовать тесному и скоординированному взаимодействию банковских ассоциаций региона.

В частности, деятельность Центрально-Евразийская Банковской Федерации (ЦЕБФ) направлена на:

формирование предпосылок для расширения высококачественного банковского сопровождения движения товаров, услуг и капиталов на экономическом пространстве участников;

развитие инфраструктуры межбанковского обслуживания на базе современных информационных технологий и международных стандартов, включая установление прямых корреспондентских отношений между банками стран региона;

совершенствование механизмов, препятствующих использованию банков для осуществления операций, связанных с «отмыванием» доходов, полученных незаконным путем, а также с финансированием терроризма;

внедрение в кредитно-расчетные отношения между хозяйствующими субъектами государств денежно-кредитных инструментов, принятых в мировой практике;

анализ банковского законодательства государств и выработку предложений по его совершенствованию и унификации для интеграции банковских систем согласно международным стандартам;

обмен текущей финансово-экономической и банковской информацией, нормативно-правовыми актами.

Таким образом, кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Если фискальная политика имеет более выраженный антициклический характер, связана с налогами и бюджетом, то денежно-кредитная политика ограничивается стабилизацией денежного обращения и больше ориентирована на денежную массу. Отсюда следует, что целевые задачи денежно-кредитной политики — подавление инфляции, стабилизация уровня цен, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение постоянного денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, контроль денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

Заключение

Регион СНГ — один из немногих, где кредитные организации стран содружества имеют благоприятные перспективы для развития банковского бизнеса. Так как уровень развития банковских систем регионов не позволяет их кредитным организациям конкурировать с финансовыми институтами разных стран. В последние годы банки из стран СНГ активизировали поглощение кредитных организаций из соседних стран региона, преимущественно небольших. Российские государственные банки, наоборот, нацелены на приобретение лидеров банковского бизнеса. Например, ВТБ проглотил армянский Армсбербанк и Объединенный грузинский банк, входящие в пятерку крупнейших кредитных организаций этих стран.

В банковских системах стран СНГ мировой кризис породил типичные проблемы, которые проявились в той или иной степени: это снижение ликвидности, необходимость погашения внешних заимствований, дополнительные расходы на компенсацию курсовой разницы, увеличение просроченных кредитов, плохих долгов, невозвратов кредитов и займов, необходимость в дополнительных средствах на резервирование, убытки, снижение капитала, банкротства и т.д.

Чтобы преодолеть эти проблемы, во всех странах были выработаны и реализованы антикризисные программы. Эти программы исходили из общей философии экономической политики, выбранной модели экономической системы и специфических особенностей экономической ситуации в каждой стране.

В монетарной форме макроэкономическая денежная политика связывается, в первую очередь с воздействием на денежную массу. Жесткой считается такая денежная политика, когда государство сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию, содействует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит. Мягкой же называют такую политику, когда государство способствует увеличению денежной массы или хотя бы не мешает ему, практически не сдерживает выпуск в обращение новых денег и помогает получению дешевых кредитов. Государство проводит свою эмиссионную политику в основном через ЦБ страны.

Основными же частями и одновременно инструментами государственной денежно-кредитной политики является политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Вместе эти инструменты позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты, таким образом оказывать косвенное влияние на изменение рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, доходы и расходы субъектов рынка, рыночный обмен. Даже если учесть, что государство, используя ЦБ, держит в своих руках весьма эффективные средства воздействия на денежную массу, проведения денежной политики, в некоторых критических ситуациях оно далеко не всесильно. Ярким примером здесь является кризис лета 1998 г., который сложился во многом благодаря безответственной политике центральных властей.

Список литературы

денежный кредит банк центральный

1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» // Справочно-правовая система «Гарант».

2. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» // Центральный банк Российской Федерации, 2008 г.

. Федеральный закон от 28 октября 2008 г. «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» // Справочно-правовая система «Гарант».

. Банковская система РФ. Учебное пособие / Под ред. Шестакова А.Н.М.: Вершина, 2006. — 123 с.

. Братко А.В. Центральный банк в банковской системе России Учебник /. М.: Юрайт, 2007 — 179 с.

. Ведев А.; Лаврентьева И.; Шарипова Е. Российская банковская система. Кризис и перспективы развития. — М.: Ось-89, 2007. — 320 с.

. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2004. — 480 с.

. Деньги, кредит, банки: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 848 с.

. Кураков, Лев; Кураков, Владимир; Тимирясов, Виталий. Современные банковские системы. Учебное пособие — Екатеринбург: Несси-Пресс, 2008. — 192 с.

. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. — М.: ЭкономистЪ, 2006. — 813 с.

. Никольский Д.В. Состояние и перспективы развития банковского сектора в России // Банковское дело. 2008, №4.

. Беляев М.С., Ермаков С.В. Банковское регулирование в России. От прошлого к будущему // Деньги и кредит, 2008, №11, С. 4-10.

. Валитов Ш.М., Кириченко Е.Г. Конкуренция в банковском секторе России // Ведомости, 2008. №24. C.2 — 9.

. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты // Деньги и кредит, 2008. №5. С. 3-8.

. Ильясов C.М., Бацына C.Ю., Цапиева О.К. Банковские системы развитых стран и совершенствование денежно-кредитной политики России // Деньги и кредит, №7, 2008, C. 35 — 38.

. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год // Деньги и кредит, 2007, №9, С. 3-21.

. Открытое заседание Международного координационного совета // Сборник аналитических материалов, 2010, http://www.asros.ru/media/File/sbornik_analitika.pdf.

. Смирнов Е.Е. Изменение законодательной базы финансовой сферы в условиях кризиса // Финансист, 2008, №9, с. 7-8.

Источник

Читайте также:  Правовой статус конституция страны правовой обычай постановление правительства закон политическое
Оцените статью