2.2.5. Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты
Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
- процентные ставки по операциям Банка России. При этом Банк России регулирует общий объем выдаваемых кредитным организациям кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он вправе устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для регулирования рыночных процентных ставок;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Обязательные резервы (резервные требования) представляют собой механизм регулирования обшей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров;
- операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
- рефинансирование кредитных организаций. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;
- валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, проведение валютных интервенций);
- установление ориентиров роста денежной массы: Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
- прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях только после консультаций с Правительством РФ;
- эмиссия Банком России облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
В соответствии с Законом о «Центральном банке РФ» Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год для утверждения. Предварительно этот проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики должны включать:
- концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
- краткую характеристику состояния российской экономики;
- прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
- количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, опенку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
- сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики России на предстоящий гол с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
- прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
- целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
- основные показатели денежной программы на предстоящий год;
- варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
- план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Так, в соответствии с основными направлениями единой денежно-кредитной политики на 2005 г. Банком России намечено совершенствование системы процентных ставок по своим операциям. В рамках реализации вариантов социально-экономического развития, характеризуемых возможностью роста свободной ликвидности, роль процентных ставок будет ограничена при сохраняющемся режиме управляемого плавающего курса рубля. Изменение процентных ставок по операциям Банка России должно содействовать, с одной стороны, стерилизации свободной ликвидности в необходимых объемах, а с другой — ограничению роста рыночных процентных ставок.
Сохранится тенденция к последовательному снижению ставки рефинансирования Банка России. Деятельность Банка России будет направлена на унификацию различных схем и механизмов рефинансирования для расширения круга региональных контрагентов и повышения доступности внутридневных кредитов и кредитов «овернайт». Операции рефинансирования кредитных организаций предполагается осуществлять путем проведения ломбардных кредитных аукционов на сроки, устанавливаемые в зависимости от текущей конъюнктуры, складывающейся на денежном рынке, предоставления банкам внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также осуществления операций «валютный своп». Кроме того, для эффективного управления банковской ликвидностью Банк России предполагает проводить операции предоставления ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке ни срок до семи дней с использованием Системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи.
Правительство РФ совместно с Центральным банком РФ будет активно применять практику оперативного выпуска краткосрочных ценных бумаг, используемых в качестве финансовых инструментов регулирования ликвидности. Абсорбирование краткосрочных избытков ликвидности банков за счет оперативного предложения краткосрочных государственных ценных бумаг будет использоваться в качестве одного из важнейших механизмов кредитно-денежной политики.
Планируется продолжить работу по развитию рынка РЕПО. Участники смогут заключать сделки прямого и обратного РЕПО без участия Центрального банка РФ. Банк России постепенно будет проводить замену операций по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа аналогичными сделками с собственными облигациями для обеспечения среднесрочного «связывания» свободных денежных средств кредитных организаций. Кредитным организациям будет предоставлена возможность получить дополнительные денежные средства путем проведения сделок прямого РЕПО на срок от одного до 90 дней. Для расширения ломбардного списка предполагается включить в него высоколиквидные ценные бумаги крупнейших российских эмитентов, имеющих относительно высокий рейтинг.
Предполагается, что Банк России в дальнейшем будет осуществлять депозитные операции с кредитными организациями — резидентами в российской валюте для регулирования уровня ликвидных средств банковской системы в краткосрочном и среднесрочном периодах. Эти операции будут проводиться с использованием системы «Рейтерс-Дилинг» и системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи.
В области политики обязательных резервных требований Банк России будет продолжать использовать обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковской системы. При этом предполагается сохранить тенденцию к относительному снижению обязательных резервов кредитных организаций, в том числе путем возможного повышения коэффициента усреднения. Независимо от сценариев экономического развития Банк России предполагает совершенствование механизма обязательного резервирования, включая механизм усреднения, и нормативной базы, применяемой при формировании банками обязательных резервов. Банк России продолжит политику, направленную на снижение общего уровня обязательных резервных требований по мере увеличения спроса на деньги со стороны экономических агентов.
Таким образом, денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, ориентирована на обеспечение стабильности внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы и поддержание стабильной работы всех звеньев российской банковской системы.
Источник
Денежно-кредитное регулирование
Б. Алиева, 2017
Денежно-кредитное регулирование является одной из важнейших составляющих денежно-кредитной политики государства. В Республике Казахстан она осуществляется Национальным Банком путем воздействия на деятельность банков при определении процентных ставок, валютного курса, ликвидности, платежеспособности и т. д. с целью обеспечения стабильности экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции. Кроме того, она может быть направлена на расширение объема денежной массы (кредитная экспансия) или на ее сокращение (кредитная рестрикция). Долгое время в нашей республике господствовала административно-плановая система, чем и тормозила развитие экономики страны, денежно-кредитного регулирования как такового не существовало, в отличие от Запада и Европы. С переходом к новым механизмам хозяйствования денежный рынок стал оказывать огромное влияние на экономику. Переход Казахстана к рыночным отношениям потребовал от правительства и Центрального банка внедрения новых инструментов и методов денежно-кредитного регулирования.
Оглавление
- Введение
- 1. Основы денежно-кредитного регулирования экономики
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Денежно-кредитное регулирование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Основы денежно-кредитного регулирования экономики
Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий государства в лице Национального Банка Республики Казахстан в области денежно-кредитных отношений в целях обеспечения стабильности национальной валюты.
Существуют следующие типы денежно-кредитной политики.
Рестрикционная направлена на ужесточение условий при ограничении объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня ставок кредитования, а также сокращения государственных расходов, увеличение налогов.
Экспансионная денежно-кредитная политика означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля над приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она сопровождается сокращением налоговых ставок, ростом непроизводительных расходов государственного бюджета. В качестве задач осуществления экспансионной денежно-кредитной политики выступают стимулирование деловой активности и экономического роста и сокращение безработицы.
Селективная денежно-кредитная политика позволяет НБ оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков, установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков.
Дефляционная денежно-кредитная политика — совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и денежно-кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством ограничения некоторых видов деловой активности, что может вести к замедлению экономического роста. Осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией НБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.
Выбор Национальным Банком типа проводимой денежно-кредитной политики зависит от состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации.
Национальный Банк РК определяет приоритеты направления своей деятельности в осуществлении денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение стабильности цен.
Основное направление ДКП устанавливается постановлением правления НБ РК.
В области денежно-кредитной политики Национальный Банк регулирует ставки по своим операциям в зависимости от ситуации на денежном рынке уровня инфляции.
Основной целью денежно-кредитной политики является поддержание годовой инфляции, что обеспечивается регулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся у Национального Банка инструментов.
Одной из составляющих экономических успехов казахстанской экономики является денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан (далее — Национальный Банк). Возможность проведения самостоятельной денежной кредитной политики Казахстан получил с введением в 1993 году национальной валюты — тенге. В области развития собственно денежно-кредитной политики важную роль сыграли создание в 2004 году Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее — АФН) и выделение соответствующих полномочий из прерогативы Национального Банка. Это позволило с 1 января 2004 года в качестве основной цели Национального Банка законодательно объявить цель по обеспечению стабильности цен. В числе задач Национального Банка, реализующих поставленную цель, входит содействие обеспечению стабильности финансовой системы. Почему цель по инфляции определена в качестве основной цели Национального Банка?
Общеизвестно, что инфляция отрицательно влияет на экономический рост. При прочих равных условиях чем выше темпы инфляции, тем, как правило, ниже темпы экономического роста. Зависимость экономического роста от инфляции носит нелинейный характер. При повышении уровня инфляции негативная зависимость экономического роста от инфляции усиливается.
Эмпирически показано, что связь «экономический рост — инфляция» негативна, если при высоких уровнях инфляции и слабо позитивна при умеренных темпах инфляции (до 2–3 % в год).
Высокие уровни инфляции снижают возврат на сбережения, повышают издержки и рискованность продуктивных инвестиций, делая тем самым более привлекательными инвестиции в непродуктивные активы, такие как недвижимость, потребление. Поэтому высокие уровни инфляции негативно влияют на экономический рост. При умеренном темпе инфляции слабо позитивная связь объясняется фактором влияния на экономический рост инфляционного налога. Таким образом, небольшая инфляция есть плата за экономический рост. Поэтому многие развитые страны, например, страны Евросоюза, ставят цель по инфляции на уровне 2 %, а не на нулевом уровне.
Время проведения самостоятельной денежно-кредитной политики Национального Банка можно разбить на 6 периодов:
1. С ноября 1993 года по 1995 год — период обуздания гиперинфляции.
2. С 1996 года по 1999 год — период достижения макроэкономической стабилизации.
3. С 2000 года по 2006 год — период финансовой стабильности и бурного развития экономики.
4. С 2007 года — период роста инфляционного давления.
5. С 2008 года по 2010 год — период «стратегии выхода» по сворачиванию пакета антикризисных мер.
6. С 2011 года по 2013 год — период стабильности развития экономики, рост кредитной активности банковского сектора.
С ноября 1993 года по 1995 год — период обуздания гиперинфляции. К моменту введения тенге экономика Казахстана находилась в тяжелейшем состоянии. В 1993 году инфляция составила 2265 %, а в целом за 1991–1995 годы производство упало почти на 50 %. В целях приостановления падения производства, вызванного распадом Советского Союза и разрывом межхозяйственных связей, Национальный Банк фактически выполнял функции коммерческих банков: выдавал напрямую кредиты предприятиям, осуществлял прямое финансирование дефицита государственного бюджета. Первоочередными в этих условиях для Правительства Республики Казахстан (далее — Правительство) и Национального Банка стали снижение инфляции и приостановление падения производства. Для решения этих задач был взят курс на проведение жесткой макроэкономической политики, что включало значительное сокращение бюджетного дефицита и ограничение кредитной экспансии. В результате в 1993–1995 годы инфляция снизилась с 2960 до 60 %, однако падение производства продолжалось и в среднем за период превышало 10 %.
Период с 1996 года по 1999 год — период достижения макроэкономической стабилизации. В целом для экономики это был период позитивных перемен. Инфляция продолжала стремительно падать и снизилась с 60,3 % в 1995 году до 1,9 % в 1998 году. Соответственно, темп падения производства заметно замедлился. Если в целом за 1991–1995 годы производство ежегодно падало в среднем на 9,3 %, то в 1996–1999 годы наблюдался среднегодовой рост производства на 0,75 %. В этот период было продолжено проведение жесткой денежно-кредитной политики, развивались и совершенствовались инструменты денежно-кредитной политики.
Период с 2000 по 2006 год — время финансовой стабильности и бурного развития экономики. Начиная с 2000 года стабилизация мировых финансовых рынков, благоприятная ценовая конъюнктура на мировых товарных рынках, оживление мировой экономики оказали положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в Казахстане. В этот семилетний период в стране бурно развивалась финансовая система (созданы фонд гарантирования срочных депозитов населения, система ипотечного кредитования в сфере жилищного строительства, развивается страховой и фондовый рынок, запущена вексельная программа). Наблюдаются значительный приток капитала, большие темпы роста вкладов населения в банки и кредитов банков экономики. Весь период инфляция поддерживается на уровне, измеряемом однозначной цифрой (6,4–8,4 %), а среднегодовой рост ВВП составил 10,3 %.
С 2007 года — период финансовой нестабильности. Несмотря на бурный рост экономики в начале текущего столетия, в 2006 году намечалась тенденция роста инфляционного давления, обусловленная высоким притоком иностранного капитала, избытком ликвидности на внутреннем финансовом рынке, ростом расходов государственного бюджета. В 2006 году впервые с 2001 года инфляция превышает уровень 8 %. Для раннего выявления проблем в финансовой системе Национальный Банк совместно с АФН с 2006 года стал выпускать ежегодные отчеты о финансовой стабильности. Уже отчет за 2006 год среди наиболее существенных факторов уязвимости финансовой системы назвал рост внешних займов банков. Экономическое развитие Казахстана в 2007 году можно разделить на два этапа. В первой половине года сохранились положительные тенденции, которые наблюдались в предыдущие годы (высокие темпы развития промышленности, рынка недвижимости, строительства, торговли, рынка банковских услуг). За первые полгода кредиты экономике увеличились почти на 47 %, депозиты резидентов в банковской системе — на 24 %. В августе 2007 года кризис на рынке ипотечных займов в США, который возник в начале 2007 года, перерос из локального в глобальный, оказав значительное воздействие на ситуацию на мировых финансовых рынках. Портфельные инвесторы стали выводить капитал с развивающихся рынков. В результате для большинства развивающихся рынков доступ к внешним заимствованиям оказался практически закрыт.
Период с 2008 года по 2010 год. Благодаря беспрецедентным антикризисным мерам, принятым в большинстве стран в 2008–2009 годах, мировая экономика стала выходить из рецессии, вызванной глобальным кризисом. В ближайшие годы и особенно в 2010 году одним из главных вопросов, стоящих перед государственными органами как развитых, так и развивающихся стран, является реализация «стратегии выхода» по сворачиванию пакета антикризисных мер. При этом наиболее сложной задачей стало определение правильного момента для завершения данных программ.
С одной стороны, преждевременное завершение государственного стимулирования могло спровоцировать новый виток кризиса в мировой экономике. Субъекты экономики могли оказаться не в состоянии самостоятельно активизировать свою деятельность ввиду недостаточности ресурсов.
С другой стороны, продолжение активных антикризисных мер также несло в себе риски для дальнейшего развития экономики через увеличение нагрузки на ресурсы государства и на значительный рост дефицитов государственных бюджетов. Масштабные вливания в экономику привели к накоплению избыточной ликвидности в финансовых институтах, что в условиях низкой инвестиционной активности привело к появлению новых «пузырей». Кроме того, продолжение «мягкой» денежно-кредитной политики создало дополнительные инфляционные риски.
Таким образом, проведение сбалансированной политики, то есть постепенный отказ от дальнейшей значительной поддержки государством экономики, позволило восстановить темпы экономического роста при сохранении ценовой стабильности. При этом восстановление роста было медленным, несмотря на улучшение экономических и финансовых условий в мировой экономике со второй половины 2009 года.
Макроэкономическое развитие Республики Казахстан в 2009 году было обусловлено переломным моментом.
Начиная с III квартала 2009 года наблюдается некоторое восстановление экономического роста, которое компенсировало существенное снижение реального ВВП в первом полугодии 2009 года. По предварительным итогам 2009 года реальный ВВП увеличился на 1,1 %. Несмотря на то что в 2009 году темпы экономического роста были ниже, чем в 2007–2008 годах, меры государственной поддержки позволили восстановить позитивные ожидания субъектов экономики и стабилизировать экономическую ситуацию.
Инфляционный потенциал в экономике Республики Казахстан в 2009 году был минимальным. Отмечалось стабильное снижение темпов инфляции. По итогам 2009 года инфляция сложилась на уровне 6,2 % (в декабре 2008 года — 9,5 %).
В 2010 году в Республике Казахстан не наблюдалось снижения инфляционного давления, связанного с наличием ряда рисков. Расширение потребительского спроса было обеспечено планируемым в 2010 году повышением заработных плат, социальных пособий и пенсий из бюджета. Кроме того, не исключалось удорожание импортируемой продукции ввиду повышения таможенных пошлин на ввозимую продукцию в связи с созданием Таможенного союза Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь.
Ситуация на финансовом рынке страны в 2010 году постепенно улучшилась, однако резкого роста кредитной активности банков не произошло ввиду сохранения экономических и финансовых рисков.
В целом дальнейшее развитие экономики Республики Казахстан зависело от многих факторов, влияние которых в то время однозначно оценить практически невозможно, а контроль над ними со стороны Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан достаточно затруднителен.
В условиях сохранения нестабильности и неопределенности на мировых и внутреннем рынках Национальным Банком Республики Казахстан было принято решение разработать основные направления денежно-кредитной политики на один год — на 2010 год. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен был вернуться к практике разработки основных направлений денежно-кредитной политики на трехлетний период.
Некоторое затруднение испытали казахстанские банки, которые в предшествующий период сделали существенные внешние заимствования. В основном доступ был закрыт к заимствованиям на рынках непрофессиональных инвесторов, т. е. через выпуск облигаций, проведение IPO, тогда как возможность привлечения синдицированных займов профессиональных инвесторов сохранилась. Однако, несмотря на некоторое снижение темпов роста банковского сектора (незначительный отток депозитов, повышение ставки по выдаваемым кредитам), отечественные банки не приостановили кредитование экономики. Тем не менее темп роста экономики в 2007 году снизился до 8,7. В 2007 году негативное влияние на казахстанскую экономику оказали также рост мировых цен на нефть и потрясения мировых рынков продовольствия. Так, в результате низкого урожая в странах — основных производителях зерновых культур, роста мирового производства альтернативных видов топлива на растительном сырье (биоэтанола) выросли мировые цены на пшеницу, подсолнечное масло. Все это послужило фактором роста инфляционного давления в стране. Таким образом, в 2007 году одновременно наблюдался недостаток банковской ликвидности при одновременном росте инфляционного давления. В этих условиях Национальный Банк оказался перед необходимостью установления приоритета между мерами по поддержанию устойчивости банковской системы и мерами по сохранению стабильности цен. Проблема заключалась в том, что эти меры в данной ситуации противоречили друг другу. Для поддержания устойчивости банковской системы требовалось вливание ликвидности, а для снижения инфляционного давления — его абсорбирование.
В этих условиях Национальный Банк определил приоритетность цели по сохранению устойчивости банковской системы перед целью поддержания стабильности цен. При этом учитывалось, что возникновение нестабильности банковской системы чревато не только банковской паникой, кризисом неплатежей, бегством вкладчиков, но и отрицательным влиянием на устойчивость других сегментов финансового рынка. Особенно могут пострадать накопительные пенсионные фонды (вследствие значительной доли присутствия финансовых инструментов банков в инвестиционном портфеле НПФ).
В течение 2007 года вслед за изменением финансовой ситуации претерпела определенные изменения и денежно-кредитная политика. Так, если в течение первых 7 месяцев проводилась денежно-кредитная политика, направленная на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня, то во второй половине 2007 года стали снижаться объемы изъятия ликвидности путем снижения объемов выпусков нот и их досрочного погашения. С августа 2007 года Национальный Банк увеличил предоставление ликвидности банков через операции обратного РЕПО и операции валютного СВОП. Кроме того, был введен новый вид займов рефинансирования, а именно краткосрочные займы под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке. В 2007 году было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов между Национальным Банком, АФН и банками второго уровня. Согласно этому соглашению банки добровольно соглашаются ограничить рост внешних активов и внешних обязательств, а также проводить консервативную кредитную и умеренную депозитную политику.
В области процентной политики в течение всего года проводилась политика «дорогих денег». На протяжении 11 месяцев 2007 года официальная ставка рефинансирования оставалась на уровне 9,0 %, а с 1 декабря 2007 года была повышена до 11,0 %. Тем самым был задан желаемый коридор рыночных ставок с верхней границей, определяемой ставкой по кредитам (равной ставке рефинансирования), и нижней границей, определяемой ставкой по привлекаемым депозитам (равной ½ ставки рефинансирования). Более точное позиционирование рыночной ставки внутри коридора призвана задавать ставка по нотам, средневзвешенное значение которой возросло с 4,69 % в декабре 2006 года до 5,64 % в декабре 2007 года.
В целом сложная макроэкономическая ситуация, а также выбор приоритетности цели по сохранению устойчивости банковской системы перед целью поддержания стабильности цен привели к тому, что среднегодовая инфляция за 2007 год составила 10,8 %.
В 2008–2009 годах при условии отсутствия шоковых факторов влияния уровень годовой инфляции существенно замедлился. В ближайшие годы вследствие неопределенности перспектив развития мировых финансовых и товарных рынков в стране ожидается дальнейшее замедление роста экономики, особенно в таких отраслях, как строительство и финансовая деятельность. Темпы роста строительной отрасли тормозились из-за недостатка кредитов, а финансового сектора — из-за ограничения доступа к внешним заемным ресурсам.
В конце 2008 года — начале 2009 года на внутреннем валютном рынке отмечалось значительное нарастание негативных девальвационных ожиданий. При этом Национальный Банк Республики Казахстан предпринял значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса и сохранению неявного коридора в пределах 120 тенге за доллар США ±2 %.
Только за период с октября 2008 года по февраль 2009 года Национальный Банк Республики Казахстан использовал более 9 млрд долл. США на обеспечение стабильности обменного курса тенге. Объем золотовалютных резервов за этот период снизился на 10,4 %.
Однако ситуация, сложившаяся к началу 2009 года в мировой экономике, в том числе девальвация валют стран — торговых партнеров Республики Казахстан и значительное снижение цен на энергоресурсы, являющиеся основой казахстанского экспорта, не обеспечивала устойчивость показателей платежного баланса на 2009 год и могла привести к их резкому ухудшению.
В 2010 году основной целью Национального Банка Республики Казахстан было обеспечение стабильности цен в стране и удержание годовой инфляции в пределах 6–8 %.
Меры денежно-кредитной политики Республики Казахстан позволили сохранить стабильность на потребительском рынке страны. По оценке Национального Банка Республики Казахстан, годовая инфляция по итогам 2010 года сложится ближе к верхней границе целевого коридора, установленного в пределах 6–8 %.
Меры Национального Банка Республики Казахстан, а также благоприятная ценовая конъюнктура на основные позиции казахстанского экспорта способствовали сохранению стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке. В этих условиях с 5 февраля 2010 года Национальный Банк Республики Казахстан расширил коридор колебаний курса тенге: 150 тенге/доллар (+)10 %, или 15 тенге, (-)15 %, или 22,5 тенге. Данный коридор установлен до 20 марта 2011 года.
Источник