Детеныши диких животных жарких стран
Цели: уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки; образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; учить детей понимать и объяснять значение крылатых выражений; закрепить словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением животных жарких стран; раздаточный материал — картинки с изображением какой-либо части тела животного.
1. Организационный момент
В джунглях звон везде летит,
Если слон во всю трубит.
А у жирафа шея длинная,
И все видать ему вокруг.
У зебры грива лошадиная,
Она для всех хороший друг.
А по пустыне поутру
Легко скакала кенгуру.
От солнца все в глазах искрится.
С тигрятами лежит тигрица.
В далекой Африке за всех
Отвечает храбрый лев.
2. Беседа о животных жарких стран
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных.)
А как вы думаете, где они живут? (В Африке.)
Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня. Вокруг — то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы.Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка.
Кроме Африки есть и другие жаркие страны — Австралия, Индия, Южная Америка, где живут эти животные.
Существует два вида слонов: африканские — самые крупные животные. Индийские — меньше. Слон — громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон — очень умное животное. Логопед загадывает загадку:
Кто имеет один рог? Отгадайте. (Носорог.) (Выставляется картинка.)
Почему он так называется?
А это кто? (Бегемот.)
Дети сравнивают двух животных. (Различия: носорог большую часть времени проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у бегемота коричневый. У носорога есть рога или рог, а у бегемота — нет. Сходство: они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью.)
Выставляется картинка «Кенгуру».
Дети рассказывают об этом животном и логопед обобщает:
— Кенгуру — животное Австралии. Передвигается прыжками, у него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого оно удерживает равновесие. На животе у кенгуру — сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру — это травоядное животное.
Логопед загадывает загадки: Это зверь какой-то странный, Шея, как стрела у крана. Чтобы ртом достать до трав, Вдвое сложится. (Жираф.)(Выставляется картинка.)
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы.
Словно школьные тетрадки,
От копыт до головы. (Зебра.) (Выставляется картинка.)
Дети сравнивают двух животных. Выставляется картинка «Верблюд».
— Верблюды бывают двух видов: одни двугорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Неделю могут прожить они без еды и питья — жир их прокормит. Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений.
Каких еще животных жарких стран вы знаете?
Что можете о них рассказать?
3. Дидактическая игра «Кто у кого?»
У львицы — львенок, львята.
У тигрицы — тигренок, тигрята.
У слонихи — слоненок, слонята.
У жирафа — жирафенок, жирафята.
У верблюдицы — верблюжонок, верблюжата.
У кенгуру — кенгуренок, кенгурята.
У зебры — зебренок, зебрята.
4. Физкультминутка «Чудесное превращение»
Дилы-дилы-дилы — появились крокодилы, Дети изображают дремлющего крокодила.
Моты-моты-моты — появились бегемоты. Показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты.
Афы-афы-афы — жуют листики жирафы. Дети тянутся вверх, изображая жирафов.
Ны-ны-ны — водой брызгают слоны. Надувают щеки, как бы набираяводу, затем, брызгают.
Яны-яны-яны — по веткам скачут обезьяны. Дети изображают скачущих обезьян.
5. Дидактическая игра «Добавь словечко»
В Африке живут ловкие, хвостатые . (Обезьяны.)
В Африке живут большие, толстокожие . (Бегемоты.)
В Африке живут сильные, гривастые . (Львы.)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые . (Зебры.)
В Африке живут пятнистые, длинношеие . (Жирафы.)
А также выносливые, двугорбые . (Верблюды.)
И еще огромные, сильные. (Слоны.)
6. Дидактическая игра «Чье это?»
У детей на столах лежат картинки с изображением какой-либо части тела животного. Грива чья? — львиная. Шея чья? — жирафья. Хвост чей? — обезьяний. Хобот чей? — слоновый. Горб чей? — верблюжий.
7. Дидактическая игра «Составь слово» Образование сложных слов.
У жирафа длинная шея — жираф какой?
У бегемота толстые ноги — . .
У льва густая грива — . .
У обезьяны длинный хвост — . .
У верблюда два горба — . .
У слона большие уши — . .
— Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит.
«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.)
«Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, проливающем слезы.)
«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой.)
«Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не удивишь.)
«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.)
«Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.)
«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)
Материал для закрепления
I. Знать названия животных жарких стран, их строение, внешние признаки, чем питаются, характерные повадки. Уточнить, почему животные называются «домашние» и «дикие». Подобрать эпитеты к каждому животному. Уметь называть семью животных.
Например: тигр — тигрица — тигренок — тигрята.
Составить рассказ о животном.
И. Грамматический строй речи и словообразование.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Образование сложных прилагательных.
Например: У жирафа длинная шея — длинношеий жираф.
Образование притяжательных прилагательных. Например: Шерсть верблюда — верблюжья шерсть.
Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: У жирафа нос — а у слона носище.
5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: жираф — жирафик.
6. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
Например: один кенгуренок, два — . , три — . , четыре — . , пять кенгурят.
Источник
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Животные жарких стран» (для закрепления знаний)
Марина Хлупина
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Животные жарких стран» (для закрепления знаний)
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.
Тема: «Животные жарких стран»
Уточнять и систематизировать представления детей о жизни животных жарких стран и их детенышей.
Закреплять представления детей о внешнем виде, местах обитания, повадках этих животных.
Устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями обитания.
Закреплять умение изменять слова в зависимости от числа и рода имён существительных
Развивающие:
Развивать мыслительную и речевую деятельность, любознательность, наблюдательность, внимание.
Формировать положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать навыки сотрудничества. Прививать любовь к животным.
Ход занятия
На магнитной доске развешены картины: тропики, саванна, пустыня.Перед детьми на столе лежат картинки: большие с животными и маленькие с их детёнышами,подносы: 1- с пальмой, 2 – пустой, игрушки-животные в коробке
— Ребята, сегодня мы поговорим о животных, живущих в жарких странах. А какие жаркие страны вы знаете?
В: Африка — большая страна, там есть тропики, саванны, пустыни. В Африке живёт очень много разнообразных и интересных животных, которых вы не встретите в нашей стране.
Отгадайте мои загадки о них
1.Воспитатель: Он огромней всех на суше.
У него большие уши.
Он чудесным шлангом–носом
Может с пальм срывать кокосы.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались вы не раз
В цирке или зоопарке.
А живёт он в странах жарких
И на острове Цейлон.
— Да. Это слон. Что вы о нём знаете?
Рассказ воспитателя после ответов детей:
Слон – могучее, очень сильное животное. Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом?
Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.
Выходит желающий ребёнок, прикрепляет картинку со слоном туда, где он живёт (на плакаты на доске)
2.Воспитатель: Неуклюж он и массивен
С виду добр, но агрессивен.
В водоёмах обитает
И на лодки нападает.
Ночью тащится на сушу…
В три-четыре тонны туша.
Там растительную пищу
На равнинах особь ищет.
Лишь с детёнышем под силу
Сладить льву иль крокодилу.
Широко разинув рот,
Страх наводит. (бегемот)
— Да. Это бегемот. Что вы о нём знаете?
Рассказ воспитателя после ответов детей:
Бегемот – огромное и тяжелое животное. Больше времени он проводит в воде. У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями, отрывая их своими сильными губами. Особенно большие клыки в нижней челюсти. Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Хоть и кажется, что бегемот большой и ленивый, но на самом деле он хорошо плавает и быстро бегает по суше.
Выходит желающий ребёнок, прикрепляет картинку туда, где он живёт (на плакаты на доске)
3.Воспитатель: Поглядите, что за диво
Мои лапы хвост и грива.
Как оскалюсь зарычу!
Очень грозен – не шучу!
«Царь зверей» — твердит молва.
Вы во мне узнали …
— Да. Это лев. Что вы о нём знаете?
Рассказ воспитателя после ответов детей:
У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. Когда он идет на охоту — не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка,а гордо предупреждает: рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.
Выходит желающий ребёнок, прикрепляет картинку туда, где он живёт (на плакаты на доске)
4.Воспитатель: Травояден, ростом с метр.
Ты в саванне меня встретишь.
Вместо носа рог иль два –
Еле держит голова.
Чёрным быть могу иль белым.
Плаваю в воде умело.
Коль увидишь на дороге…
Враз узнаешь … носорога.
— Да. Это носорог. Что вы о нём знаете?
Рассказ воспитателя после ответов детей:
Тело носорога покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. У него очень слабое зрение. Питается носорог, преимущественно, растительной пищей и предпочитают траву. На равнинах, где в больших количествах произрастает трава, они предпочитают поедать мелкие кустарники, выдергивая их с корнем.
Выходит ребёнок, прикрепляет картинку туда, где он живёт (на плакаты на доске)
Физкультминутка «Игра в зверей».
Это – лев. Он царь зверей, в мире нет его сильней.
(идём по кругу, не торопясь, подняв голову)
А смешные обезьяны, раскачали все лианы.
(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)
А вот умный, добрый слон, посылает всем поклон.
(руки на поясе, наклоны туловища вперёд-)
Леопард так ловко скачет, словно наш любимый мячик.
(подскоки на месте)
Зебра головой качает, к себе в гости приглашает.
(руки на поясе, наклоны головы вправо- влево)
А теперь мы не зеваем, все на место убегаем.
5.Воспитатель: В жарких странах он живёт,
Гордо по пескам идёт.
На спине горбы имеет,
Ест колючки – не худеет.
Он других не просит блюд
— Да. Это верблюд. Что вы о нём знаете?
Рассказ воспитателя после ответов детей:
Верблюды имеют один или два горба – в которых накапливается жир. Этот жир помогает животному обходиться без воды и пищи длительное время, что помогает ему при переходах в пустыне. В пустыне верблюд питается верблюжьей колючкой или травой, если найдёт. Горбы служат так же своеобразной «крышей», защищающей спину верблюда от палящего солнца.
Выходит ребёнок, прикрепляет картинку туда, где он живёт (на плакаты на доске)
6.Воспитатель: В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках …
— Да. Это жираф. Что вы о нём знаете?
Рассказ воспитателя после ответов детей:
Жираф – самое высокое из всех животных. Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. А детёнышей у жирафа называют жирафята. Жираф, как и верблюд может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.
Выходит желающий ребёнок, прикрепляет картинку со слоном туда, где он живёт (на плакаты на доске)
7.Воспитатель: Проживает в жарких странах,
Обожает есть бананы,
Хвост не хуже, чем рука,
Смотрит гордо свысока.
Джунгли ей, как дом родной,
В них живёт со всей семьёй.
Ей тарзанкою лианы,
— Да. Это обезьяна. Что вы о нёй знаете?
Рассказ воспитателя после ответов детей:
Внешне обезъяны похожи на человека, они могут вставать и ходить на ногах, сидеть как человек. Они очень умные, могут даже рисовать. Обезъяны одинаково ловко пользуются как руками, так и ногами. Очень помогает им прыгать с ветки на ветку длинный хвост, который бывает не у всех обезъян.
Выходит желающий ребёнок, прикрепляет картинку со слоном туда, где он живёт (на плакаты на доске)
Игра «Кто чем питается?»
Молодцы! Мы очень много вспомнили о животных каких стран? А сейчас вы покажете, чем же они питаются
Доска поделена на 2 части: 1 – травоядные (картинка фрукты и трава, 2 – хищники (картинка мясо). Детям раздаются карточки с животными.
Сейчас каждый из вас по очереди подойдёт и поместит своё животное туда, к кому он относится. Если на картинке мясо – это, если трава или фрукты – это … (ответы детей).
Дети прикрепляют картинки взрослых животных на магнитную доску.
Игры с мячом «Взрослые и детёныши».
А сейчас я проверю, как вы знаете названия детёнышей животных жарких стран. Я называю взрослое животное, вы – детёныша:
Например: У бегемота -…бегемотик
У льва – … львёнок
У слона – … слонёнок
У верблюда – … верблюжонок
У обезъяны — …обезъянка
У жирафа – … жирафёнок.
А теперь я называю взрослое животное одно и кидаю вам мяч, а вы называете детёнышей и кидаете мне мяч обратно.
Например: У черепахи много — черепашат.
У льва много – … львят
У слона много – … слонят
У верблюда много – … верблюжат
У обезъяны много — …обезъянок
У бегемота много -…бегемотиков
У жирафа много – … жирафят.
Молодцы, ребята. Как вы думаете, меняют ли животные жарких стран весной свои шубки с зимних на летние?
Дети: В жарких странах очень жарко и летом, и зимой, и весной и осенью. Им не нужна тёплая шуба.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто живёт в жарких странах».
(Данную игру можно провести если дети не совсем усвоили материал или вызывать слабых детей, сильных попросить проверить правильность выполнения задания)
Если вы возьмёте животное жарких стран на какой поднос поставим? (С пальмой). Остальных животных на соседний поднос.
Дети подходят и раскладывают на два подноса игрушки: 1 – животные жарких стран (в центре подноса стоит пальма, 2- остальные животные: средней полосы и Крайнего Севера.
В: Умнички! Каких животных вы поставили на другой поднос?
Ответы детей: Животных средней полосы и Крайнего Севера.
В: Скажите, а что вы интересного и нового узнали сегодня для себя, о чём бы рассказали своим родителям? (Подводится итог занятия)
КВН по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные жарких и холодных стран» Тема НОД: «Дикие животные жарких и холодных стран». Пятерева И. П. воспитатель Чубарова Н. П. воспитатель Литвинова Ю. В. учитель -логопед.
НОД по познавательному развитию старших дошкольников «Животные жарких стран» с использованием ИКТ НОД по познавательному развитию старших дошкольников Тема недели, согласно комплексно- тематическому планированию «Животный мир планеты».
Источник