Детерминанты конкурентного преимущества страны
В основе теории Портера лежат четыре свойства страны, носящих общий характер и формирующих среду, в которой конкурируют местные фирмы – детерминанты конкурентных преимуществ.
Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где национальный «ромб» (детерминанты конкурентного преимущества как системы) имеет наиболее благоприятный характер.
Национальный «ромб» — это система, компоненты которой взаимно усиливаются.
Основные детерминанты конкурентных преимуществ.
I. Факторные условия – наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства:
· человеческие ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;
· физические ресурсы – количество и качество полезных ископаемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики и т.д., географическое положение и климатические условия страны;
· инфраструктура – качество транспортной системы, системы связи, почтовой связи, системы коммуникаций, здравоохранения и т.д.;
· ресурс знаний – сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на товары и услуги;
· денежные ресурсы – количество и стоимость капитала, который может быть направлен в производство.
Рис. 5.3.1. Детерминанты конкурентного преимущества страны
Факторы можно, в свою очередь, разделить по степени развитости и специализации.
По степени развитости факторы делятся на:
· основные – это некая данность которая не имеет существенного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимущества низкого ранга (например, природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированный и полуквалифицированный труд, дебетовый капитал и т.д.);
· развитые – это факторы, которые создают устойчивые конкурентные преимущества высокого ранга (например, современная инфраструктура, обмен информацией, высококвалифицированные кадры, исследовательские отделы учреждений и т.д.).
По степени специализации факторы делятся на:
· общие – универсальные факторы (например, система транспортных коммуникаций, персонал с высшим образованием, дебетовый капитал и т.д.);
· специализированные – узкоквалифицированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации. Причем развитые факторы могут эволюционировать в специализированные.
II. Условия спроса представлены тремя составляющими:
· структура внутреннего спроса;
· величина и характер роста внутреннего спроса;
На структуру внутреннего спроса, в свою очередь, воздействуют следующие факторы:
· сегментная структура рынка – структура населения по возрастному, половому признаку, месту проживания, удельному доходу и т.д.;
· требовательность и разборчивость потребителей – более требовательный потребитель – более развита товарная структура;
· предлагаемые потребности покупателей – фирмы данной страны получают преимущество, если потребность в каком-либо товаре возникает в этой стране раньше, чем в других.
Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателям:
· емкий рынок – позволяет использовать эффект масштаба;
· расширение рынка – дает возможность для развития технологий;
· насыщение рынка – подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара.
Интернационализация спроса является важным фактором при завоевании конкурентного преимущества, поскольку:
· мобильные покупатели, т.е. граждане данной страны, посещающие многие страны мира, требуют тех же стандартов, услуг и товаров, которые присущи внутреннему рынку их государства;
· развитие ТНК ведет за собой интернационализацию торговли, заставляет фирмы выходить на внешний рынок, а также дает возможность использовать мировой опыт;
· влияние фирмы на запросы зарубежных покупателей способствует тому, что зарубежные потребители, живущие продолжительный период времени в данной стране, «тянут» за собой спрос на те товары, к которым они привыкли на родине.
Имеет также важное значение так называемый эффект демонстрации – фирмы других стран стараются перенять у страны (фирмы), имеющей конкурентное преимущество, опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга и т.д., чему способствуют многочисленные выставки, ярмарки, распространение буклетов, каталогов.
III. Родственные и поддерживающие отрасли – высокое развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли. Конкурентные преимущества, в конечном итоге, складываются у кластеров смежных отраслей.
Поддерживающие отрасли – это отрасли-поставщики, т.е. отрасли, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д.
Следовательно, если поставщики будут также динамичны, как и потребители их товаров, если они будут вести исследования, стремиться к прогрессивному изменению структуры производства, выпуску современной продукции, то это будет давать результаты и для фирмы-потребителя. Соответственно это оказывает положительное воздействие на конкурентные преимущества фирмы-производителя.
Родственные отрасли – это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения).
IV. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты – наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует это.
Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшествующие детерминанты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальному менталитету.
На определение стратегии фирмы и удержание конкурентного преимущества влияют следующие факторы:
· цели, к которым стремятся люди и управленцы – если в стране эти цели совпадают с источниками конкурентного преимущества, то эффект значителен;
· структура собственности – естественно, что у крупной компании одни интересы, у мелкой – другие;
· индивидуальные цели – важную роль имеет система вознаграждений, поощрений, мотивов, социальные ценности, ориентация на труд, отношение в обществе к богатству;
· влияние национального престижа и национальных приоритетов – некоторые отрасли благодаря сложившейся конъюнктуре рынка могут быть негласно объявлены национальными отраслями, соответственно сюда будет стремиться попасть более квалифицированная часть населения (национальный престиж);
· конкуренция на внутреннем рынке – ни одна фирма, завоевавшая лидерство на мировом рынке, не достигла его, не побеждая, прежде всего на внутреннем рынке. Если существует конкуренция, и данная фирма является лидером, то естественно, на внешнем рынке она также стремится к лидерству. Следовательно, внутренняя конкуренция обеспечивает фирме будущее конкурентное преимущество на внешнем рынке.
Особые детерминанты конкурентных преимуществ.
I. Случай или случайные события, благодаря которым может произойти изменение в конкурентном преимуществе (усиление или утрата). При этом, как правило, ни фирма, ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как:
· крупные технологические сдвиги;
· резкое изменение цен на ресурсы;
· значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы);
· всплеск мирового или местного спроса;
· политические решения зарубежных правительств;
II. Государство или правительство способны :
· усиливать факторные условия;
· содействовать организационным формам поддерживающих отраслей;
· формировать конкурентную среду.
Детерминанты образуют комплексную систему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянного развития). Действуя друг на друга, детерминанты усиливают эффект друг друга, следовательно, усиливаются конкурентные преимущества.
Системная природа «ромба» способствует созданию кластеров национальных конкурентоспособных отраслей.
Кластер – взаимосвязанная группа родственных отраслей. Он образуется благодаря вертикальной интеграции (покупатели – поставщики), а также горизонтальной интеграции (общая технология, используемая в отрасли, посредники, клиенты). Как правило, если какая-либо отрасль в стране обладает конкурентным преимуществом на мировом рынке, то она как локомотив вытаскивает близкие ей отрасли.
Факторы, содействующие образованию кластеров – это факторы, которые содействуют развитию информационного обмена, такие как личные взаимоотношения сотрудников фирмы, циркуляция информации в научных обществах, географическая близость фирмы и нужных отраслей, совпадение целей.
Источник