- Девиантное поведение и его опасность для общества
- Основные формы девиантного поведения
- Причины возникновения девиантного поведения
- Профилактика девиантного поведения
- Заключение
- Особо опасные дети
- Девиантное поведение: виды, причины и признаки
- Виды девиаций
- Причины девиантного поведения
- Признаки девиации
- Девиация – вирус современного общества
- Библиографическое описание:
Девиантное поведение и его опасность для общества
Девиантное поведение характеризуется изменением поведения человека с отклонением от общепринятых норм, социально одобренных стандартов. Проблема девиантного поведения перед человечеством стоит давно. Подобные манеры не одобрены социальным обществом и нормами. Девиант — это человек, который имеет отличительные характеристики в личностных качествах, поведении, и поступках. Изучением девиантов занимаются социальные науки, медицина, психологические и психиатрические направления.
Основные формы девиантного поведения
Виды девиантного поведения включают в себя следующие формы проявлений:
Асоциальный вид. В этом случае поведение демонстрирует склонность девианта к поступкам, которые могут угрожать отношениям между людьми. В результате человек уничтожает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Это может сопровождаться такими симптомами как агрессия, игромания, бродяжничество, сексуальные наклонности, и т.д.
Антисоциальная. Характеризуется полным нарушением правовых норм, что может приводить к угрозе социального порядка. В большинстве случаев девиантность проявляется совершением действий, которые запрещены законодательными актами.
Аутодеструктивный тип. Препятствует личности нормальному существованию в обществе. В этом случае девиант выражает свои мысли склонностью к суицидальным действиям, к употреблению наркотиками, выбором деятельности с угрозой для жизни и проявлением фанатичных шаблонов поведения.
Форма девиантного поведения может выражаться в негативных факторах, что сопровождается развитием разного рода зависимостей. Однако девиантное поведение это не всегда негативная реакция. Позитивная его форма выражается патологической склонностью к социальному творчеству, альтруизму. Либо выделяется социально нейтральная форма, характеризующаяся попрошайничеством или бродяжничеством.
Причины возникновения девиантного поведения
Причины девиантного поведения формируются под действием многочисленных факторов. Тем не менее такое поведение считается промежуточным между патологическим состоянием и нормами.
Причины девиации формируются на основании следующих факторов:
Особенности воспитания, наличие ролевых аномалий в семье.
Психофизиологические факторы, числу которых относятся наследственные патологии, особенности перинатального периода, возрастные кризисы и так далее.
Расстройства нервной системы, сопровождающиеся повышенной тревожностью, плохим настроением, постоянным внутренним конфликтом, депрессией.
Нередко дивиантные признаки начинают появляться на фоне когнитивных нарушений, поэтому и они относятся к числу причин, из-за которых развивается психическое расстройство.
Профилактика девиантного поведения
Своевременно начатые профилактические мероприятия значительно оттягивают начало заболевания, либо расстройство проявляется в незначительной степени, что позволяет взять контроль над негативными эмоциями. Борьба с девиантным поведением, как и с его проявлениями разного рода зависимостях, строится на основе следующих рекомендаций.
Выработка негативных реакций у пациента к зависимости, в том числе к игровой, наркотической, и т.д. В этом случае применяются следующие методы:
Указание на проблемы и существующие вопросы с привлечением средств массовой информации. Таким образом удается оповестить и донести необходимые призывы как до конкретного пациента, так и до всего общества.
Проведение бесед, которые демонстрируют возможности борьбы с зависимостями. В контексте фраз лежит не указание не на необходимость избавления от вредных привычек, а оповещение о конкретных действиях. Следует говорить о конкретном опыте избавления от зависимости, способах отказа от приема наркотических веществ, и так далее.
Пропаганда здорового образа жизни, что может передаваться как конкретному пациенту, так и огромной аудитории сразу.
Посещение специальных занятий, способствующих отказу от употребления наркотических веществ, либо проведению массовых занятий в виде лекций, на которых рассказывается об этом.
Разработка комплексных мер, направленных на профилактику зависимости с привлечением специалистов в данной сфере. Злоупотребление запрещенными веществами грозит не только конкретному человеку, но и обществу. Поэтому в вопросах профилактики должны быть заинтересованы и специальные службы. Таким образом создаются реабилитационные программы, в которые включены не только профилактические меры, но и лечебные.
Девиантное поведение угрожает человечеству не только в форме зависимости, но и в агрессивных действиях, поэтому при наличии склонностей у человека необходимо назначить обследование с привлечением психиатра. При наличии уже имеющихся признаков девиантного поведения, которые четко сформированы в сознании пациента, необходимо провести психиатрическое исследование, и при необходимости назначить лечение с возможной изоляцией пациента.
Заключение
Подведем итоги. Что такое девиантное поведение? Это поведение человека или целой группы с отклонением от общепринятых норм, из-за чего происходит разрушение общества. Подобное поведение является следствием не удачного становления личности, что зависит от индивидуальных факторов.
Девиантное поведение нередко приводит к криминальным последствиям, серьезным зависимостям, и найти среди них отклонения, которые были бы полезными для общества, очень сложно. Поэтому такими пациентами занимаются социологи и психиатры, стараясь выявить их на ранней стадии развития, а также оценить наличие положительных моментов в данном состоянии. Основное их действие заключается в профилактике, которая позволяет приостановить подобные состояния, многие из которых зарождаются еще в детстве.
Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.
Источник
Особо опасные дети
По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысяч преступлений. Большинство несовершеннолетних, или 83 процента, в 2019 году совершили преступления против собственности, 8 процентов против жизни и здоровья и более 4 процентов — это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
О серьезности ситуации говорит и выросшее почти до 145 тысяч число подростков, поставленных в прошлом году на учет подразделениями по делам несовершеннолетних. Из них более чем 70 тысяч совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста.
Как сообщили в надзорном ведомстве, понимая серьезность проблемы, Университет прокуратуры РФ не просто проанализировал криминальную статистику, но и разработал психологический портрет личности малолетнего преступника, который по многим параметрам существенно отличается от взрослых «коллег». Особенности их возраста — это недостаток жизненного опыта, повышенная внушаемость, сочетающаяся с оппозиционным отношением к запретам и предписаниям. А также максимализм, преимущественная ориентация на неформальную группу, стремление к самостоятельности и самоутверждению, неустойчивость самооценки.
Для несовершеннолетних характерна значительно более высокая доля групповых преступлений, чем для взрослых преступников. Так, ежегодно почти половина несовершеннолетних, совершивших преступления, действовали в группе.
Стабильно высоким остается удельный вес несовершеннолетних, раньше уже совершавших преступления.
Кроме того, как выяснили в Университете прокуратуры, около половины осужденных в прошлом году несовершеннолетних воспитывались в семье с одним родителем. Почти десять процентов — воспитывались вне семьи и подавляющее большинство имело низкий уровень образования. Так, 80 процентов из них имели начальное или основное общее образование, еще 15 процентов — среднее общее, и только 2 процента — среднее профессиональное образование. При этом четверть всех несовершеннолетних на момент совершения преступления нигде не учились и не были студентами.
Неделю назад эту же проблематику обсуждали и на совещании под руководством секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева. Как заметил секретарь СБ РФ, нельзя не учитывать, что девиантному поведению несовершеннолетних способствуют пропагандируемая в социальных сетях криминальная субкультура. По мнению Патрушева, назрела необходимость создания новой информационной политики, направленной на молодежную аудиторию и ее медиабезопасность.
Источник
Девиантное поведение: виды, причины и признаки
Девиантом является человек, который недопустимо себя ведет. Часто подобное поведение требует корректировки специалистов, например, психологов или психиатров. Случаются ситуации, когда девиант может навредить окружающим, поэтому его отправляют в психиатрическую клинику. Регулирование деятельности подобных людей происходит при помощи психиатров, полиции и наркологов.
Виды девиаций
Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. За трудным ребенком необходим постоянный контроль.
Девиантное поведение различается по видам, а причины, приводящие к такому поведению, могут быть самыми разными. Ученые выделили ряд форм коррекции поведения таких людей:
- Социальный подход подразумевает рассмотрение поведения как опасного для окружения.
- Гендерный используется при нарушении гендерных ролей.
- Психологический подход используют в случае, если наблюдается личностный конфликт индивида, а также полная деградация и саморазрушение.
- Возрастной тип предполагается в случае, когда действия индивида не соответствуют его реальному возрасту.
- Психиатрический подход рассматривается в случае, когда поведение может говорить о психических расстройствах.
- Профессиональный подразумевает работу с человеком, который протестует против негласных правил и норм корпоративной этики.
- Этнокультурный — некорректное поведение в рамках отдельного общества.
Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение среди подростков характеризуется:
- зависимостью от алкоголя и наркотиков;
- курением;
- склонностью к суициду;
- стремлением к повреждениям себя;
- уходом из дома;
- воровством;
- использованием матерных слов;
- необычным внешним видом.
Причины девиантного поведения
Существует ряд причин, способных приводить детскую и взрослую психику к девиантному поведению:
- Социальная подразумевает нарушение волевой, нравственной, духовной сферы. Это может быть признаком неправильного воспитания. Часто подростки начинают копировать поведение взрослых, не отдавая себе отчет в правильности данного действия.
- Психологическая напрямую связана с социальной и характеризуется нарушением восприятия.
- Биологическая причина относится к заболеваниям органической природы, которые напрямую воздействуют на характер, темперамент и нервную систему.
Признаки девиации
В психологии выделили 3 основных признака девиации:
- Для девиантного поведения характерны вспышки агрессии, воровство, мелкие правонарушения, попытки протестовать, подростки могут терять интерес к учебе, маленькие дети воспринимают собственную мать, как некий идеал.
- Для аддиктивной формы поведения характерны психологические и физиологические зависимости. Обидчивые и ранимые люди относятся именно к данному типу. Они могут легко попасть под дурное влияние или впасть в депрессию из-за одиночества.
- Деструктивный вариант характеризуется наличием агрессии к себе и окружающим, а также возможностью насилия, суицида и порчи предметов.
Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.
Условно также могут выделять и другие признаки девиации:
- частое возникновение конфликтов с окружающими;
- наличие страхов, фобий и депрессий;
- инфантильное поведение;
- нежелание получать новые знания;
- нарушение сна, бессонница;
- упрямство и проявление агрессии.
Все описанное выше относится к девиантному поведению, что не является нормой. Такое поведение может проявиться как в комплексе, так и единично. Чтобы предотвратить развитие более опасного поведения, такие люди должны встать на учет к специалисту, который окажет профессиональную помощь. В некоторых случаях помогает самостоятельное восстановление психоэмоционального состояния. В этом может помочь курс Викиум «Детоксикация мозга».
Источник
Девиация – вирус современного общества
Дата публикации: 06.07.2020 2020-07-06
Статья просмотрена: 239 раз
Библиографическое описание:
Нортман, А. Р. Девиация – вирус современного общества / А. Р. Нортман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72447/ (дата обращения: 27.04.2021).
Одной из самых актуальных проблем в современном российском обществе является девиантное поведение подростков. Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях населения. Растет количество подростков, которые не успевают в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления, склонных к суициду или психически нестабильных. Мы считаем, что воспитание подростков в социально-неблагополучной семье является одним из факторов риска возникновения девиантных форм поведения. И должны быть приняты комплексные социально-психологические меры по его профилактике и коррекции.
Ключевые слова: девиация, отклоняющееся поведение, неблагополучная семья, семья, подростки, подростковая девиация, социальная-психологическая терапия, профилактика, девиантное поведение,десоциализация, конфликтная семья.
Неустойчивая социальная обстановка, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают не только повышенная тревожность, духовная опустошенность несовершеннолетних, но также их цинизм, жестокость, агрессивность, так называемые девиантным отклоняющимся поведением.
Под девиантным поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Само по себе девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются демонстративное поведение, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
Многие причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. Психологическая девиация же зачастую проявляется в неблагополучных семьях.
Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют, как правило, низкий социальный статус, не справляются со своими функциями. Родители в таких семьях зачастую ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия в таких семьях обычно не соответствуют простым санитарно-гигиеническим требованиям, а о воспитании несовершеннолетних, как правило, никто не заботится. Дети оказываются без надзора и соответствующего ухода, часто бывают голодными, отстают в развитии от сверстников, нередко оказываются жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других представителей того же социального слоя.
К этой же группе относятся и конфликтные семьи, где присутствуют скандалы, ссоры и склоки между родителями; во взаимоотношениях проявляются грубость, взаимные угрозы, оскорбления; отсутствуют любовь, уважение, долг, ответственность. Как следствие, у детей в этих семьях нормы поведения имеют искаженный характер. Ссоры и конфликты в семье формируют у ребенка эмоциональную неустойчивость, неуверенность в себе, повышенную тревожность, замкнутость, отчужденность. Ребенок «учится» у своих родителей конфликтному поведению и затем воссоздает его в социуме, включая собственную семью. В итоге общество получает дезадаптированную личность.
Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные), которые внешне выглядят респектабельно, их образ жизни не дает поводов для беспокойства и нареканий со стороны общества. Однако ценностные ориентиры и поведение родителей в них значительно расходятся с общечеловеческими духовными и нравственными ценностями, что отрицательно сказывается и на нравственном облике детей, воспитывающихся в таких семьях. Например, это «делегирование» воспитания ребенка няне и репетитору; формализм в отношениях, отсутствие интереса к детям и искренности в проявлении чувств; стремление откупиться деньгами вместо душевного сочувствия. Такие семьи деструктивно влияют на развитие личности собственных детей.
Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.
Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Большинство родителей, у которых девиантные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Семейное неблагополучие, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно сказываются на психологии людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие.
Политика зарубежных стран, например, Японии в сфере преодоления девиантного поведения молодежи имеет свою специфику. Многолетний опыт борьбы правительства страны с поведенческими отклонениями в подрастающем и молодом поколениях, основанный на сочетании традиционных превентивных мер с инновационными, позволяет говорить о его универсальности.
Приучение детей к дисциплине, строгий контроль их обучения, полная и всесторонняя стандартизация учебных программ на общенациональном уровне — вот те средства, которые применяет государство для повышения эффективности использования своих людских и материальных ресурсов.
Важную роль в «определении лица» будущего поколения японцев, подготавливая их не только к школе, но и жизни в целом, играют дневные центры. Цель такого учреждения — трансформировать сырьевой материал, которым являются маленькие дети, в социально приемлемый продукт». С самого раннего детства этот процесс протекает гораздо более бюрократизированным и институированным образом, чем в большинстве других государств. Стандартизация дошкольного образования позволяет превратить процесс социализации детей в процесс проникновения государства в жизнь любого индивида во имя достижения единства, стабильности и экономического прогресса. Именно усиление роли школьного образования в сдерживании девиантного поведения подростков — одно из важнейших направлений молодежной политики по борьбе с девиантным поведением.
В Германии, обсуждение проблемы девиантного поведения детей неразрывно связано с рассмотрением роли родителей в воспитании подрастающих членов общества. Правовой статус родителей в Германии выше, чем во многих других европейских странах.
Родители не должны игнорировать агрессивное или нестабильное поведение ребенка, так как в будущем это войдет у него в привычку и может привести к девиантному поведению. В целом, следует подчеркнуть, что социально-педагогическая помощь детям и семьям в Германии нацелена на поддержание идеи о важности воспитания ребенка, в том числе и детей с девиантным поведением, в кругу семьи, а не в закрытом учреждении. Итоговая цель работы заключается не в том, чтобы сократить количество жизненных проблем семьи, а в том, чтобы семья научилась преодолевать сообща одновременно несколько трудностей.
После возникновения проявления девиации у подростка к работе с ним подключаются различные специалисты: психологи, юристы, педагоги и так далее, которые проводят работу не только с ребенком, но и с его родителями.
Профилактические меры, используемые специалистами в первую очередь включают в себя: ликвидацию источников негативного влияния, причин и обстоятельств, которые способствовали противоправным действиям подростка; защиту прав и интересов ребенка; социально-педагогическую, психологическую реабилитацию, направленную на исправление и перевоспитание подростка, ранее совершившего нарушения закона, либо изменение его криминогенной ориентации; привлечение подростка к участию в различных мероприятиях, организация занятости и обеспечение досуга свободного от учебы (работы) время.
- Реуцкая И. Е., Мальцева Т. В. Профессиональное психологическое консультирование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 260 с.
- Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. М., 2004. — 150 с.
- Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М., 2004. — 320 с.
- Попова Е. М., Бугаева А. П. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 3.
Источник