Девиантное поведение новости страны

Девиантное поведение и его опасность для общества

Девиантное поведение характеризуется изменением поведения человека с отклонением от общепринятых норм, социально одобренных стандартов. Проблема девиантного поведения перед человечеством стоит давно. Подобные манеры не одобрены социальным обществом и нормами. Девиант — это человек, который имеет отличительные характеристики в личностных качествах, поведении, и поступках. Изучением девиантов занимаются социальные науки, медицина, психологические и психиатрические направления.

Основные формы девиантного поведения

Виды девиантного поведения включают в себя следующие формы проявлений:

Асоциальный вид. В этом случае поведение демонстрирует склонность девианта к поступкам, которые могут угрожать отношениям между людьми. В результате человек уничтожает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Это может сопровождаться такими симптомами как агрессия, игромания, бродяжничество, сексуальные наклонности, и т.д.

Антисоциальная. Характеризуется полным нарушением правовых норм, что может приводить к угрозе социального порядка. В большинстве случаев девиантность проявляется совершением действий, которые запрещены законодательными актами.

Аутодеструктивный тип. Препятствует личности нормальному существованию в обществе. В этом случае девиант выражает свои мысли склонностью к суицидальным действиям, к употреблению наркотиками, выбором деятельности с угрозой для жизни и проявлением фанатичных шаблонов поведения.

Форма девиантного поведения может выражаться в негативных факторах, что сопровождается развитием разного рода зависимостей. Однако девиантное поведение это не всегда негативная реакция. Позитивная его форма выражается патологической склонностью к социальному творчеству, альтруизму. Либо выделяется социально нейтральная форма, характеризующаяся попрошайничеством или бродяжничеством.

Читайте также:  Дружеские отношения со всеми странами

Причины возникновения девиантного поведения

Причины девиантного поведения формируются под действием многочисленных факторов. Тем не менее такое поведение считается промежуточным между патологическим состоянием и нормами.

Причины девиации формируются на основании следующих факторов:

Особенности воспитания, наличие ролевых аномалий в семье.

Психофизиологические факторы, числу которых относятся наследственные патологии, особенности перинатального периода, возрастные кризисы и так далее.

Расстройства нервной системы, сопровождающиеся повышенной тревожностью, плохим настроением, постоянным внутренним конфликтом, депрессией.

Нередко дивиантные признаки начинают появляться на фоне когнитивных нарушений, поэтому и они относятся к числу причин, из-за которых развивается психическое расстройство.

Профилактика девиантного поведения

Своевременно начатые профилактические мероприятия значительно оттягивают начало заболевания, либо расстройство проявляется в незначительной степени, что позволяет взять контроль над негативными эмоциями. Борьба с девиантным поведением, как и с его проявлениями разного рода зависимостях, строится на основе следующих рекомендаций.

Выработка негативных реакций у пациента к зависимости, в том числе к игровой, наркотической, и т.д. В этом случае применяются следующие методы:

Указание на проблемы и существующие вопросы с привлечением средств массовой информации. Таким образом удается оповестить и донести необходимые призывы как до конкретного пациента, так и до всего общества.

Проведение бесед, которые демонстрируют возможности борьбы с зависимостями. В контексте фраз лежит не указание не на необходимость избавления от вредных привычек, а оповещение о конкретных действиях. Следует говорить о конкретном опыте избавления от зависимости, способах отказа от приема наркотических веществ, и так далее.

Пропаганда здорового образа жизни, что может передаваться как конкретному пациенту, так и огромной аудитории сразу.

Посещение специальных занятий, способствующих отказу от употребления наркотических веществ, либо проведению массовых занятий в виде лекций, на которых рассказывается об этом.

Разработка комплексных мер, направленных на профилактику зависимости с привлечением специалистов в данной сфере. Злоупотребление запрещенными веществами грозит не только конкретному человеку, но и обществу. Поэтому в вопросах профилактики должны быть заинтересованы и специальные службы. Таким образом создаются реабилитационные программы, в которые включены не только профилактические меры, но и лечебные.

Девиантное поведение угрожает человечеству не только в форме зависимости, но и в агрессивных действиях, поэтому при наличии склонностей у человека необходимо назначить обследование с привлечением психиатра. При наличии уже имеющихся признаков девиантного поведения, которые четко сформированы в сознании пациента, необходимо провести психиатрическое исследование, и при необходимости назначить лечение с возможной изоляцией пациента.

Заключение

Подведем итоги. Что такое девиантное поведение? Это поведение человека или целой группы с отклонением от общепринятых норм, из-за чего происходит разрушение общества. Подобное поведение является следствием не удачного становления личности, что зависит от индивидуальных факторов.

Девиантное поведение нередко приводит к криминальным последствиям, серьезным зависимостям, и найти среди них отклонения, которые были бы полезными для общества, очень сложно. Поэтому такими пациентами занимаются социологи и психиатры, стараясь выявить их на ранней стадии развития, а также оценить наличие положительных моментов в данном состоянии. Основное их действие заключается в профилактике, которая позволяет приостановить подобные состояния, многие из которых зарождаются еще в детстве.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Источник

Особо опасные дети

По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысяч преступлений. Большинство несовершеннолетних, или 83 процента, в 2019 году совершили преступления против собственности, 8 процентов против жизни и здоровья и более 4 процентов — это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

О серьезности ситуации говорит и выросшее почти до 145 тысяч число подростков, поставленных в прошлом году на учет подразделениями по делам несовершеннолетних. Из них более чем 70 тысяч совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста.

Как сообщили в надзорном ведомстве, понимая серьезность проблемы, Университет прокуратуры РФ не просто проанализировал криминальную статистику, но и разработал психологический портрет личности малолетнего преступника, который по многим параметрам существенно отличается от взрослых «коллег». Особенности их возраста — это недостаток жизненного опыта, повышенная внушаемость, сочетающаяся с оппозиционным отношением к запретам и предписаниям. А также максимализм, преимущественная ориентация на неформальную группу, стремление к самостоятельности и самоутверждению, неустойчивость самооценки.

Для несовершеннолетних характерна значительно более высокая доля групповых преступлений, чем для взрослых преступников. Так, ежегодно почти половина несовершеннолетних, совершивших преступления, действовали в группе.

Стабильно высоким остается удельный вес несовершеннолетних, раньше уже совершавших преступления.

Кроме того, как выяснили в Университете прокуратуры, около половины осужденных в прошлом году несовершеннолетних воспитывались в семье с одним родителем. Почти десять процентов — воспитывались вне семьи и подавляющее большинство имело низкий уровень образования. Так, 80 процентов из них имели начальное или основное общее образование, еще 15 процентов — среднее общее, и только 2 процента — среднее профессиональное образование. При этом четверть всех несовершеннолетних на момент совершения преступления нигде не учились и не были студентами.

Неделю назад эту же проблематику обсуждали и на совещании под руководством секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева. Как заметил секретарь СБ РФ, нельзя не учитывать, что девиантному поведению несовершеннолетних способствуют пропагандируемая в социальных сетях криминальная субкультура. По мнению Патрушева, назрела необходимость создания новой информационной политики, направленной на молодежную аудиторию и ее медиабезопасность.

Источник

Девиантное поведение: виды, причины и признаки

Девиантом является человек, который недопустимо себя ведет. Часто подобное поведение требует корректировки специалистов, например, психологов или психиатров. Случаются ситуации, когда девиант может навредить окружающим, поэтому его отправляют в психиатрическую клинику. Регулирование деятельности подобных людей происходит при помощи психиатров, полиции и наркологов.


Виды девиаций

Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. За трудным ребенком необходим постоянный контроль.

Девиантное поведение различается по видам, а причины, приводящие к такому поведению, могут быть самыми разными. Ученые выделили ряд форм коррекции поведения таких людей:

  1. Социальный подход подразумевает рассмотрение поведения как опасного для окружения.
  2. Гендерный используется при нарушении гендерных ролей.
  3. Психологический подход используют в случае, если наблюдается личностный конфликт индивида, а также полная деградация и саморазрушение.
  4. Возрастной тип предполагается в случае, когда действия индивида не соответствуют его реальному возрасту.
  5. Психиатрический подход рассматривается в случае, когда поведение может говорить о психических расстройствах.
  6. Профессиональный подразумевает работу с человеком, который протестует против негласных правил и норм корпоративной этики.
  7. Этнокультурный — некорректное поведение в рамках отдельного общества.

Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение среди подростков характеризуется:

  • зависимостью от алкоголя и наркотиков;
  • курением;
  • склонностью к суициду;
  • стремлением к повреждениям себя;
  • уходом из дома;
  • воровством;
  • использованием матерных слов;
  • необычным внешним видом.

Причины девиантного поведения

Существует ряд причин, способных приводить детскую и взрослую психику к девиантному поведению:

  • Социальная подразумевает нарушение волевой, нравственной, духовной сферы. Это может быть признаком неправильного воспитания. Часто подростки начинают копировать поведение взрослых, не отдавая себе отчет в правильности данного действия.
  • Психологическая напрямую связана с социальной и характеризуется нарушением восприятия.
  • Биологическая причина относится к заболеваниям органической природы, которые напрямую воздействуют на характер, темперамент и нервную систему.

Признаки девиации

В психологии выделили 3 основных признака девиации:

  1. Для девиантного поведения характерны вспышки агрессии, воровство, мелкие правонарушения, попытки протестовать, подростки могут терять интерес к учебе, маленькие дети воспринимают собственную мать, как некий идеал.
  2. Для аддиктивной формы поведения характерны психологические и физиологические зависимости. Обидчивые и ранимые люди относятся именно к данному типу. Они могут легко попасть под дурное влияние или впасть в депрессию из-за одиночества.
  3. Деструктивный вариант характеризуется наличием агрессии к себе и окружающим, а также возможностью насилия, суицида и порчи предметов.

Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.

Условно также могут выделять и другие признаки девиации:

  • частое возникновение конфликтов с окружающими;
  • наличие страхов, фобий и депрессий;
  • инфантильное поведение;
  • нежелание получать новые знания;
  • нарушение сна, бессонница;
  • упрямство и проявление агрессии.

Все описанное выше относится к девиантному поведению, что не является нормой. Такое поведение может проявиться как в комплексе, так и единично. Чтобы предотвратить развитие более опасного поведения, такие люди должны встать на учет к специалисту, который окажет профессиональную помощь. В некоторых случаях помогает самостоятельное восстановление психоэмоционального состояния. В этом может помочь курс Викиум «Детоксикация мозга».

Источник

Девиация – вирус современного общества

Дата публикации: 06.07.2020 2020-07-06

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Нортман, А. Р. Девиация – вирус современного общества / А. Р. Нортман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72447/ (дата обращения: 27.04.2021).

Одной из самых актуальных проблем в современном российском обществе является девиантное поведение подростков. Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях населения. Растет количество подростков, которые не успевают в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления, склонных к суициду или психически нестабильных. Мы считаем, что воспитание подростков в социально-неблагополучной семье является одним из факторов риска возникновения девиантных форм поведения. И должны быть приняты комплексные социально-психологические меры по его профилактике и коррекции.

Ключевые слова: девиация, отклоняющееся поведение, неблагополучная семья, семья, подростки, подростковая девиация, социальная-психологическая терапия, профилактика, девиантное поведение,десоциализация, конфликтная семья.

Неустойчивая социальная обстановка, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают не только повышенная тревожность, духовная опустошенность несовершеннолетних, но также их цинизм, жестокость, агрессивность, так называемые девиантным отклоняющимся поведением.

Под девиантным поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Само по себе девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются демонстративное поведение, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Многие причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. Психологическая девиация же зачастую проявляется в неблагополучных семьях.

Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют, как правило, низкий социальный статус, не справляются со своими функциями. Родители в таких семьях зачастую ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия в таких семьях обычно не соответствуют простым санитарно-гигиеническим требованиям, а о воспитании несовершеннолетних, как правило, никто не заботится. Дети оказываются без надзора и соответствующего ухода, часто бывают голодными, отстают в развитии от сверстников, нередко оказываются жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других представителей того же социального слоя.

К этой же группе относятся и конфликтные семьи, где присутствуют скандалы, ссоры и склоки между родителями; во взаимоотношениях проявляются грубость, взаимные угрозы, оскорбления; отсутствуют любовь, уважение, долг, ответственность. Как следствие, у детей в этих семьях нормы поведения имеют искаженный характер. Ссоры и конфликты в семье формируют у ребенка эмоциональную неустойчивость, неуверенность в себе, повышенную тревожность, замкнутость, отчужденность. Ребенок «учится» у своих родителей конфликтному поведению и затем воссоздает его в социуме, включая собственную семью. В итоге общество получает дезадаптированную личность.

Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные), которые внешне выглядят респектабельно, их образ жизни не дает поводов для беспокойства и нареканий со стороны общества. Однако ценностные ориентиры и поведение родителей в них значительно расходятся с общечеловеческими духовными и нравственными ценностями, что отрицательно сказывается и на нравственном облике детей, воспитывающихся в таких семьях. Например, это «делегирование» воспитания ребенка няне и репетитору; формализм в отношениях, отсутствие интереса к детям и искренности в проявлении чувств; стремление откупиться деньгами вместо душевного сочувствия. Такие семьи деструктивно влияют на развитие личности собственных детей.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.

Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Большинство родителей, у которых девиантные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Семейное неблагополучие, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно сказываются на психологии людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие.

Политика зарубежных стран, например, Японии в сфере преодоления девиантного поведения молодежи имеет свою специфику. Многолетний опыт борьбы правительства страны с поведенческими отклонениями в подрастающем и молодом поколениях, основанный на сочетании традиционных превентивных мер с инновационными, позволяет говорить о его универсальности.

Приучение детей к дисциплине, строгий контроль их обучения, полная и всесторонняя стандартизация учебных программ на общенациональном уровне — вот те средства, которые применяет государство для повышения эффективности использования своих людских и материальных ресурсов.

Важную роль в «определении лица» будущего поколения японцев, подготавливая их не только к школе, но и жизни в целом, играют дневные центры. Цель такого учреждения — трансформировать сырьевой материал, которым являются маленькие дети, в социально приемлемый продукт». С самого раннего детства этот процесс протекает гораздо более бюрократизированным и институированным образом, чем в большинстве других государств. Стандартизация дошкольного образования позволяет превратить процесс социализации детей в процесс проникновения государства в жизнь любого индивида во имя достижения единства, стабильности и экономического прогресса. Именно усиление роли школьного образования в сдерживании девиантного поведения подростков — одно из важнейших направлений молодежной политики по борьбе с девиантным поведением.

В Германии, обсуждение проблемы девиантного поведения детей неразрывно связано с рассмотрением роли родителей в воспитании подрастающих членов общества. Правовой статус родителей в Германии выше, чем во многих других европейских странах.

Родители не должны игнорировать агрессивное или нестабильное поведение ребенка, так как в будущем это войдет у него в привычку и может привести к девиантному поведению. В целом, следует подчеркнуть, что социально-педагогическая помощь детям и семьям в Германии нацелена на поддержание идеи о важности воспитания ребенка, в том числе и детей с девиантным поведением, в кругу семьи, а не в закрытом учреждении. Итоговая цель работы заключается не в том, чтобы сократить количество жизненных проблем семьи, а в том, чтобы семья научилась преодолевать сообща одновременно несколько трудностей.

После возникновения проявления девиации у подростка к работе с ним подключаются различные специалисты: психологи, юристы, педагоги и так далее, которые проводят работу не только с ребенком, но и с его родителями.

Профилактические меры, используемые специалистами в первую очередь включают в себя: ликвидацию источников негативного влияния, причин и обстоятельств, которые способствовали противоправным действиям подростка; защиту прав и интересов ребенка; социально-педагогическую, психологическую реабилитацию, направленную на исправление и перевоспитание подростка, ранее совершившего нарушения закона, либо изменение его криминогенной ориентации; привлечение подростка к участию в различных мероприятиях, организация занятости и обеспечение досуга свободного от учебы (работы) время.

  1. Реуцкая И. Е., Мальцева Т. В. Профессиональное психологическое консультирование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 260 с.
  2. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. М., 2004. — 150 с.
  3. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М., 2004. — 320 с.
  4. Попова Е. М., Бугаева А. П. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 3.

Источник

Оцените статью