Цели и задачи Центрального банка в законодательстве ведущих стран мира
Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей. Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:
• участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
• процедура назначения (выбора) руководства банка;
• степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
• права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.
Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.
В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.
Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой — его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка — обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего, зависит политическая независимость центрального банка.
Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.
В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.
Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.
Центральные банки Германии и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.
Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.
2. Место и роль Центрального банка в экономике страны
Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии Центрального банка на коммерческие банки. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач
В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом госрегулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.
ЦБР, как и Центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь в виду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Центробанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции, Центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
Одна из ключевых задач ЦБР по управлению денежно-кредитными отношениями — обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков. Надёжность и стабильность банковской системы необходима по следующим причинам:
— без них вообще невозможно выполнение ЦБР своих задач;
— коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного производства, и от их стабильности зависит развитие экономики;
— деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.
Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.
Воздействие Центробанка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:
1.Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.
2. Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.
3.Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечения ликвидности банковских балансов.
Воздействие Центробанка на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный (прямой).
Кредитное регулирование далее, включает совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования ЦБР становятся определенные макроэкономические
характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, — обеспечивать ликвидность банковской системы.
Помимо разбивки методов банковского регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные способы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы, являясь преимущественно косвенными, касаются кредитного рынка в целом. Селективные методы направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних).
Селективные методы относятся к прямым способам регулирования деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления экономического воздействия Центробанка имеет смысл уделить общим методам. Наиболее популярные из них, применяемые в зарубежной банковской практике:
— учетная ( дисконтная ) политика;
— операции на открытом рынке;
— изменение норм обязательных резервов банков.
Эти методы используются и в практике деятельности ЦБР.
Среди регулирования денежно-кредитной сферы Центробанками особое место принадлежит учетной ставке (ставка рефинансирования), которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов ( и в зависимости от его состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определённую направленность движению кредита по горизонтали (банк-заёмщик ) и по вертикали ( Центробанк — коммерческий банк ).
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.
Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика “ дорогих денег “ ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате, кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика “ дешевых денег “, наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.
Регулирующие мероприятия ЦРБ сегодня связаны с централизованным кредитом, который стал ключевым рычагом воздействия ЦБР на денежную массу и экономику в целом.
К общим методам денежно-кредитного регулирования, хорошо известным из зарубежной банковской практики, относятся и операции Центробанка на открытом рынке. Речь идет о покупке и продаже по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у
коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, Центробанк уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.
Важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем воздействия на объём свободных ресурсов банков – минимальные или обязательные резервные требования Центробанка. Повышение ( снижение ) норм обязательных резервов сокращает ( расширяет ) кредитный потенциал коммерческих банков, а значит, их способность вести активные операции. Выполнение резервных требований Центробанка означает для коммерческих банков замораживание средств, отрицательно сказывающееся на их деятельности в условиях высокой инфляции.
Источник
Функции центрального банка
В большинстве стран мира главный (национальный, центральный) банк обычно исполняет 4 главные функции:
1) по поручению государства осуществляет выпуск наличных денег;
2) действует как «банк банков»;
3) играет роль «банкира правительства»;
4) регулирует денежно-кредитные операции и наблюдает за тем, как действующие в стране коммерческие банки соблюдают законы и правила деятельности.
Центральные (государственные) банки в любой стране не занимаются собственной коммерческой деятельностью, то есть не обслуживают ни граждан, ни фирмы. У них есть только две категории клиентов: государственные органы управления и коммерческие банки.
Но и при этом забот центральному банку любой страны хватает с избытком.
Эмиссия наличных денег. В любой развитой стране мира сегодня денежная масса состоит из множества различных видов денег. При этом безналичные деньги выпускаются в обращение (эмитируются) коммерческими банками, когда они дают кредиты гражданам и фирмам. Выпуск же наличных денег осуществляется государством под контролем центрального банка, на который такая обязанность возлагается законом.
«Банк банков». Об этой функции центрального банка мы уже узнали немало. Отметим в дополнение, что центральный банк помогает банкам выбираться из трудных ситуаций лишь при чрезвычайных обстоятельствах, не зависящих от самого банка. Центральный банк не несет ответственности за убытки коммерческих банков, выдавших неудачные кредиты и потому разорившихся.
В такой ситуации банки и их клиенты могут спастись только с помощью специальных систем страхования вкладов. Например, в США существует для этих целей Федеральная корпорация по страхованию депозитов. Благодаря ей вкладчики, у которых размер вклада не превышает 100 тыс. долларов, получают 100%-ное страховое возмещение даже при полном разорении «своего» банка. Это очень помогло американцам, когда в 70-х годах у них обанкротилось более 100 сберегательных банков.
В России, к сожалению, действенной системы страхования депозитов пока не создано, хотя разговоры об этом идут в коридорах и кабинетах Центрального банка и комитетах законодательной власти уже много лет. Поэтому вкладчик российского банка практически не имеет гарантии возврата вложенных средств при банкротстве своего банка.
«Банкир правительства». Во всех странах центральные банки обслуживают финансовую деятельность государства, помогая ему решать те или иные задачи. Для государства это удобно, поскольку — будучи владельцем такого банка — оно получает от него обслуживание на более льготных условиях, чем предлагают коммерческие банки.
Регулирование денежно-кредитной сферы и контроль над деятельностью коммерческих банков. Центральный банк реально является частью государственного аппарата управления экономикой, хотя и не входит в число правительственных ведомств. Дело в том, что в России, как и в большинстве развитых стран мира, законодательство предусматривает независимость такого банка от исполнительной власти (правительства) и ответственность только перед властью законодательной и президентом страны. Это сделано для того, чтобы правительство не могло заставить центральный банк кредитовать государство или выпускать ничем не обеспеченные деньги для оплаты расходов правительства.
Но — не входя в систему правительственных органов — центральный банк выполняет часть государственных функций по регулированию экономики. Его основными задачами в этой области являются:
1) контроль над созданием и деятельностью коммерческих банков. Этот контроль призван поддерживать стабильность банковской системы и удерживать банки от слишком рисковых операций;
2) определение правил денежных операций с национальной и иностранными валютами. Именно Центральный банк (ЦБ) России определяет в нашей стране правила покупки и продажи иностранной валюты, а также границы ее использования в хозяйственной деятельности;
3) регулирование масштабов кредитной эмиссии коммерческих банков.
Реально центральный банк страны имеет возможность регулировать количество денег в стране как через определение масштабов эмиссии наличных денег, так и через регулирование масштабов кредитования. Поскольку это прямо влияет на ситуацию на рынке капитала, то становится возможным влиять на поведение фирм чисто рыночными методами и позволяет стабилизировать экономическую ситуацию в стране.
Источник